Как индусы относятся к цыганам
Держава Русь
Цыгане в Индии
Сначала в Индии были только чистокровные чёрные. Наши Предки давали им не только знания духовные, но и о профессиях, ввели понятие о кастовой системе, т.е. союзы тружеников (КаСта). Впоследствии индусы превратили их в ВАРНЫ, т.е. нечто догматичное, переход из одной варны в другую запрещён. Получилось четыре варны: варна царей (правителей), варна жрецов, варна воинов, варна тружеников. При такой форме не было узурпации, каждая варна зависела от других варн, допустим, правители должны были получить совет, благословение жрецов, в свою очередь жрецы тоже не могли самостоятельно что-то творить, потому что решение народу давал правитель, т.е. правители и жрецы как бы контролировали друг друга. Труженики, если их начнут притеснять, просто перестанут всех кормить, а воины защищать. Этот период жизни назвали Золотым веком – веком благоденствия и счастья.
И заметьте неприкасаемые объединялись из разных каст, поэтому внутренняя структура сохранилась: потомки царей стали цыганскими баронами, предводителями; потомки воинов остались воинами, защищали весь табор; потомки тружеников трудились; потомки жрецов стали целителями, как бы внутренними жрецами, но многие из них владели гипнозом и пр., и это всё тоже поставили на промысел.
И так цегане (не имеющие пути) разошлись по всему миру и везде были гонимыми, а чтобы обновлять кровь, они воровали маленьких детей, воспитывали их в своей системе и создавали с ними союзы, чтобы обновить за счёт похищенных детей свою кровь. Но так было в древности, хотя говорят, сейчас то же самое происходит.
Как индусы относятся к цыганам
Почему индусы так похожи на цыган? Индусы – цыгане или цыгане – индусы?
Внешний облик, яркая одежда, масса звенящих украшений, невероятная назойливость, беспардонность и наглость сверх меры, нечистоплотность, постоянное стремление выклянчить деньги.
И здесь не стоит говорить про бедные южные народы, тайцы или вьетнамцы совсем другие.
Где ж тот древний мудрый народ, который изобрел виманы, буддизм, шахматы и Камасутру? )
Так что же, это индусы – цыгане или цыгане – индусы?
Интересно, что согласно лингвистическим и генетическим исследованиям, предки цыган покинули территорию Индии в количестве, не превышающем 1000 человек.
Цыга́не — одно из самых многочисленных этнических меньшинств в Европе, слой этнического населения общего индийского происхождения. Этнологи Елена Марушиакова и В. Попов (Болгария) определяют их как МЕГРЭО — межгрупповое этническое образование. Это обозначение характеризует особенности мозаичного расселения цыганских групп среди населения разных стран и связанные с этим особенности формирования их современных идентичностей (подробнее см. далее).
Распространенное самоназвание — ром, рома, хотя используются и другие этнонимы: синти, мануш («люди»), кале («чёрные»). В качестве обобщающего названия на политическом уровне для всех европейских цыган используется обозначение рома (англ. Roms, Romanies).
Происхождение названия «цыгане» как экзонима (то есть со стороны окружающего населения) условно возводится к XI веку, к «Житию святого Георгия Афонского» (датировано 1100 годом, описывает события 1054 года). Условно, так как ряд историков высказывает сомнения в том, что под упомянутыми в документе атцинганами (от греческого «αθίγγανος», «ατσίγγανος» — «неприкасаемый») подразумеваются предки современных цыган, а не одна из еретических сект того времени. В любом случае, в дальнейшем это название закрепилось как одно из распространённых обозначений европейских цыган.
Цыгане – этническая группа, проживающая преимущественно во многих странах Европы, хотя немалое количество цыган к сегодняшнему дню перебралось и на американский континент, группы проживают в Северной Африке, Северной и Южной Америке и Австралии. Родственные европейским цыганам группы проживают также в странах Ближнего Востока. В мире насчитывается около 10 млн. цыган*. (Wiki: Численность цыган в мире составляет до 4 373 000 человек.)
Из-за мозаичности расселения цыган часто сравнивают с евреями, но, в отличие от последних, у них нет государственности и скорее всего не будет. В 1971 году в Лондоне состоялся первый Всемирный цыганский конгресс, в ходе которого цыгане признали себя единой не территориальной нацией.
Известно, что падишах из Индии подарил в знак признательности шаху Персии 1000 человек. Различные исследователи приблизительно определяют исход так называемых «протоцыганских» групп VI—X веками н. э. По самой популярной версии, основанной на анализе заимствованных слов в языках цыган, предки современных цыган провели около 400 лет в Персии, прежде чем ветвь ромов продвинулась западнее, на территорию Византии. Они и явились предками европейских цыган: ромов, кале, синти. Часть мигрантов осталась на Ближнем Востоке (предки домов). Существует мнение, что ещё одна ветвь прошла в Палестину и через неё в Египет.
В гостях у индийских цыган
Замечательнейший рассказ постоянного автора Бигпикчи Петра Ловыгина о поездке к цыганам. Причем не каким-нибудь, а индийским цыганам!
1. Стоптанный автобус мчит из индийского Джайпура в Аджмер. Компашка у нас тут лучше не придумаешь. В какой-то момент брюхатая баба, дед с двумя стаканами масалы-чая и пара бомжей застревают в автобусном проходе просто из-за того, что им вдруг всем вместе понадобилось протиснуться в разные стороны. Если и существует мировой коллапс — то это была его репетиция.
2. Выгрузились в Пушкаре. Пушкар — город очень красивый. На все 360 градусов Индия как на картинках. Такая, какой обычно рисуется в наших головах. Без какой-либо примеси.
3. 5 долларов за круглую комнату недалеко от автовокзала. Напротив раскинулся цыганский табор.
4. Так и сказали: «Мы цыгане! У нас тут три цыганских племени. Вон с тем, что живет чуть подальше стационарного верблюда, мы воюем, туда не ходите».
5. Живут цыгане в полной клоаке. Ветер трепал их палатки на ветру. Под ноги желательно смотреть себе каждую секунду. Вступить во что угодно можно было запросто. Хотя молодежь, несмотря на среду обитания, одевается вполне неплохо.
— Эй, черноголовые, давайте на этом берегу договоримся, если вы мне все показываете — я вам за это чего должен? Денег?
— Не, барин, денег не надо! Купишь продуктов потом: масло, рис…
6. Произведя в уме нехитрую калькуляцию, я согласился.
7.
8.
9. Обвешанный цыганскими детьми, обмазанный их соплями, я исследовал табор. Показали всё, даже цыганские документы 60-летней мамаши, что пекла какие-то лепешки и приглашала к столу.
— Сыночки, родные, пробуйте.
— Не, бабка, попробуем мы не здесь.
10. Не хотелось взорваться посреди табора, «индиан джипси» ребята, конечно, гостеприимные, но цыгане есть цыгане. Показывали марионеточный театр, крутили обручи, предлагали купить детей и показать барона.
— Тащи сюда барона, мы с ним про санкции потолкуем.
11.
12. Дальше хуже — табор (который с каждой сотней метров все уменьшался в количестве) пошел показывать мне Пушкар.
13. А Пушкар — это как Варанаси. То есть тут тоже жгут людей, но меньше, значительно меньше.
Первое разводилово. Цыгане посадили к каким-то чувакам на гатах у Священного озера, что рисовали точку на лбу и читали какие-то мантры, посыпая цветами. Я сначала не вкурил происходящее. В конце этот Харекришна изрек:
— Давай мне, брат, 1000 рупий.
— С хера ли, братишка? Я тебе даже сотни не дам за то, что ты меня тут сахаром да какой-то дрянью обмазал. И Говинда ваша обойдется без моего косаря.
— Нет, все дают по 1000. И англичане, и датчане, и японцы.
— Эти могут давать сколько угодно. Куда тут цветы выкидывать? Я пошел.
Им что, реально кто-то по тысяче дает?
14.
15. Помню, раньше мне как-то неудобно было вот так поступать с людьми, но когда так конкретно на религии зарабатывают — меня перетряхивает. Так что я свою вежливость засунул им в Donation Box. Выкинул цветы в Гангу, или что там у них в Пушкаре течет, забрал Наташку, обулся, в первой же подворотне смыл точку со лба.
16.
17.
18. Цыгане явно зауважали, увидев, как мастерски я обошел первый подложенный ими развод. Предлагали войти в их цыганскую мафию, мотивируя тем, что я в тысяче своих перстней и хаерстайлом и так выгляжу как цыганская мафия.
19. Привели к какому-то бабаджи, живущему напротив крематория и слушающему транзистор. Этот крутой. Цитировал Сомерсета Моэма, Гессе, что-то втирал про Достоевского и Распутина.
20. Я уточнял — он сам-то до Достоевского родился или после. У этих святых хер возраст разберешь.
Показывали еще одного Холимена. Жидковат. Увидев меня, он подобрал полы своей оранжевой мантии и с диким ором влез на баньян.
Цыгане шумною толпой неслись по пушкарским улицам, продолжая свою speedy-экскурсию.
— Я смотрю, ты здесь всех знаешь, — обращаюсь я к главному, Джиту.
— Это меня тут все знают! — ответил он.
21.
22.
23.
24. Цыгане притормозили у бакалейной лавки.
— Давай, барин, продуктов нам покупать. Час расплаты, чек-аут и все такое.
25. В этот день цыгане возжелали две канистры растительного масла, три мешка муки, чаю, полпуда соли… Краем глаза я заметил, что бакалейщик выводил на бумажке уже четырехзначную сумму.
Мне был представлен счет на 7000 рупий (7000 рублей по нынешнему курсу). Барин счет опротестовал.
— Вы тут чего, ромалы, на весь табор продуктов-то купили? Не‑е, я сам на эти деньги недели две питаться могу. Держи пятьсот рупий, и ступайте себе.
Цыгане и тому были рады. Прощались как старые друзья. Хорошо, хоть кони мои остались целы.
26.
27.
28. На Пушкар спускалась ночь. Так как мы в горах, холодает быстро. Люди грелись у придорожных костров. Обезьяны, обитающие на гатах вокруг озера, заворачивались в свои одеяла и отходили ко сну. Уютной картиной вырисовывалось где-то это время на окраине города, среди цыганских костров. Из кузова притормозившего грузовика выползло 43 старушки. В принципе, их можно было пересчитать вместо барашков на ночь.
29. Смотрите также: Как проходит цыганская свадьба
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
38 фактов о цыганах
1. «Цыгане» — собирательный термин, такой же, как «славяне», «кавказцы», «скандинавы» или «латиноамериканцы». К цыганам относятся несколько десятков народностей.
2. У цыган есть национальные гимн, флаг и художественная культура, в т. ч. литература.
3. Цыгане условно делятся на восточных и западных.
4. Цыгане как нация сформировались в Персии (восточная ветвь) и Римской Империи (она же Ромея, она же Византия; западная ветвь). Вообще, обычно, говоря о цыганах, имеют в виду именно западных цыган (группы рома и кале).
5. Поскольку цыгане группы рома — европеоиды и возникли как нация в европейской стране, они являются европейцами, а не «загадочным восточным народом», как любят писать журналисты. Конечно, как и у русских и испанцев, у них осталось некоторое наследие восточного менталитета.
6. «Восточных» цыган стали называть цыганами лишь в 19–20 веках, когда европейцы, посещавшие Азию, обратили внимание на их внешнее сходство с цыганами, а также некоторые общие ремёсла и традиции. «Восточные» цыгане имеют культуру, резко отличающуюся от «общецыганской» (т. е. культуры заметно более многочисленных и культурно развитых «западных» цыган), хотя у тех и тех есть общее культурное наследие индийских предков. «Восточные» и «западные» цыгане практически не общаются.
7. Цыганские языки в подавляющем большинстве являются потомками санскрита. Этнически, цыгане являются потомками ариев, с дравидийской примесью (дравиды — коренное население Индии, завоёванное ариями, одна из древнейших владевших письменностью культур, на момент завоевания была более развита, чем культура кочевников-ариев).
8. Вопреки утверждениям некоторых людей, далёких от этнографии и истории, никакого «изгнания цыган» из Индии и Римской Империи никогда не было как события.
В Индии цыган не было вообще, были индусы. По последним генетическим и лингвистическим исследованиям, предки цыган, группа индусов касты «дом» в 1000 примерно человек, покинула Индию где-то в VI веке. Предполагается, что эту группу музыкантов и ювелиров индийский правитель подарил персидскому, как было в обычае того времени. Уже в Персии численность группы сильно разрослась, появилось социальное деление внутри её (в основном, по профессиям); часть працыган в IX–X веках начала постепенно передвигаться на запад и наконец, дошла до Византии и Палестины (две разные ветви). Часть осталась в Персии и оттуда расползалась на восток. Часть из этих цыган, в конце концов, дошли до родины своих далёких предков — Индии.
9. Византию цыгане покинули в период завоевания её мусульманами, в надежде получить помощь от единоверцев-христиан (наивные были люди и времена). Исход из Римской Империи длился десятилетиями. Часть цыган, всё же, по различным причинам осталась на родине. Их потомки со временем приняли ислам.
10. Есть гипотеза, что прозвище «египтяне» цыгане получили ещё в Византии, за свою смуглость и за то, что наиболее заметная часть цыган занималась, как и приезжие египтяне, цирковым искусством. С цирковым же искусством и с гаданием связано было и другое прозвище, от которого произошло и слово «цыгане»: «атсингане». Изначально, так называли неких сектантов, ищущих тайных знаний. Но со временем, видимо, слово стало нарицательным, ироническим для любого, кто занимается эзотерикой, фокусами, гаданиями и прорицаниями. Сами себя цыгане уже тогда называли «рома» и сами себе дали прозвище «кале», т. е. чернявые, смуглые
11. Считается, что именно цыгане широко распространили в мусульманских странах танец живота. Однако, тому нет ни доказательств, ни опровержений.
12. Традиционными для цыган областями деятельности являются искусства, торговля, коневодство и ремёсла (от прозаических изготовления кирпичей и плетения корзин до романтических ювелирного искусства и вышивки).
13. Вскоре после прихода в Европу цыгане стали одними из жертв больших социально-экономических кризисов и подверглись жесточайшим гонениям. Это привело к сильной маргинализации и криминализации цыган. От полного уничтожения цыган спасло в общем и целом нейтральное или дружелюбное отношение большей части простого народа, не желавшего исполнять в отношении цыган кровавых законов.
14. Говорят, что знаменитый Папюс учился гадать у цыган.
15. Инквизиция никогда не интересовалась цыганами.
16. Медицине неизвестны случаи заболевания проказой в среде цыган. Самые распространённые группы крови у цыган — III и I. Процент III и IV крови очень высок по сравнению с другими европейскими народами.
17. В Средние Века цыган, как и евреев, обвиняли в каннибализме.
18. В 18–19 веках, с повышением терпимости к ним в европейском обществе, криминальность цыган резко и сильно снизилась. В 19 веке в Европе пошёл очень быстрый процесс интеграции цыган в общество.
19. В Россию цыгане пришли более 300 лет назад. Как и другие укоренившиеся ныне народы (например, калмыки) они получили императорское разрешение проживать в России и заниматься традиционными ремёслами (торговля, коневодство, гадание, пения и танцы). Через некоторое время эти цыгане стали называть себя русска рома, до сих пор это самая многочисленная из цыганских национальностей в России. К 1917 году русска рома были самыми интегрированными и образованными цыганами России.
20. В разное время в Россию иммигрировали также кэлдэрары (котляры), ловари, сэрвы, урсари, влахи и другие цыгане.
21. Почти все названия цыганских национальностей либо являются названиями ключевых профессий, либо отображают название страны, считающейся ими родной. Это многое говорит о цыганских приоритетах.
22. Знаменитый цыганский национальный костюм был придуман в 19 веке. Первыми его стали носить кэлдэрары. Национальный костюм русска рома был придуман артистами для создания более экзотического сценического образа. Исторически цыгане всегда были склонны носить одежду, характерную для страны проживания.
23. Цыгане — известные пацифисты. Однако в разное время они служили при армиях и в армиях Германии, Пруссии, Швеции и России.
В 1812 году русска рома добровольно передавали на содержание российской армии большие суммы. Молодые цыганские парни воевали в составе российских войск.
При этом, что забавно, в войске Наполеона сражалось немало французских цыган. Есть даже описание встречи во время битвы между испанцами и французами двух цыган с разных сторон.
Во время Второй Мировой Войны цыгане участвовали в военных действиях в составе как регулярных армий (СССР, Франция; рядовые, танкисты, военные инженеры, лётчики, санитары, артиллеристы и т. п.), так и партизанских групп, смешанных и чисто цыганских (СССР, Франция, Восточная Европа). Партизанские действия цыган против фашистов иногда называют «Арии против арийцев».
24. В результате систематического направленного истребления цыган фашистами в Европе умерло около 150,000 (для сравнения, в СССР проживало от 60 000, по переписи, до 120 000, по предположениям) цыган. «Цыганский Холокост» называется Кали Траш (есть также варианты Самударипэн и Параимос).
25. Среди выдающихся цыган есть учёные, писатели, поэты, композиторы, музыканты, певцы, танцоры, актёры, режиссёры, боксёры (в т. ч. чемпионы), футболисты, историки, политики, священники, миссионеры, художники и скульпторы.
Одни известны более, например, как Маришка Вереш, Ион Войку, Янош Бихари, Джем Мэйс, Матео Максимов, Юл Бриннер, Тони Гатлиф, Боб Хоскинс, Николай Сличенко, Джанго Рейнхардт, Бирели Лагрен, другие менее, но тоже могут похвастаться значительными вкладами в цыганскую культуру.
26. Увидев в статье о российских цыганах фразу «кочевой народ» без кавычек, можете её не читать. Автор не напишет ничего на самом деле достоверного, если не знает даже такого факта, что лишь 1% российских цыган кочует.
27. По данными МВД, при том, что в СМИ по упоминанию в криминальных статьях цыганские мошенничества на первом месте, в статистике они на последнем. Этнографы считают, что аналогична ситуация с цыганскими мошенничествами и наркоторговлей и в России.
28. Во времена Сталина цыгане подверглись целенаправленным репрессиям.
29. Термин «цыганский барон» используется цыганами лишь последние пару десятков лет, и далеко не всеми. Это заимствование из СМИ и романтической литературы. Термин используется специально для общения с нецыганами.
30. В мире существует несколько заметных цыганских театров: в России, на Украине, в Словакии, в Германии, а также театры и студии помельче в этих и других странах.
31. Одно из самых интересных цыганских понятий — это понятие «скверны». Оно связано с нижней частью тела замужней или просто взрослой женщины. Достаточно ей над чем-нибудь пройтись, как это место становится «оскверненным». Одежда, которая носится женщиной ниже пояса, и обувь автоматически считаются «осквернёнными». Поэтому в женский национальный костюм у многих цыган мира входит большой фартук. И по той же причине, чтобы не быть оскверненными, цыгане предпочитают жить в небольших, одноэтажных домах.
32. Короткие волосы у цыган — это символ бесчестия. Волосы остригали изгнанным и изолированным. До сих пор цыгане избегают совсем коротких стрижек.
33. Цыгане понимают многие простые фразы, произнесённые на хинди. Поэтому цыгане так любят некоторые индийские фильмы.
34. У цыган есть «нежелательные» профессии, которые обычно скрываются, чтобы не «выпасть» из цыганского общества. Это, например, фабричная работа, уборка улиц и журналистика.
35. Как и каждый народ, цыгане имеют свои национальные блюда. С древних времён цыгане жили в лесу или около него, поэтому питались пойманными на охоте зверями — зайцами, кабанами и прочими. Особенное национальное блюдо цыган — ёж, жареный или тушёный.
36. Носители цыганских генов называются романо рат. За романо рат признаётся право, если они захотят, стать цыганами. Романо рат являются гитарист группы «Rolling Stones» Ронни Вуд, Сергей Курехин, Юрий Любимов, Чарли Чаплин и Анна Нетребко.
37. Слово «лавэ» в русском жаргоне заимствовано из цыганского языка, где имеет форму «ловэ» (цыгане не «акают») и значение «деньги».
38. Серьга в одном ухе у цыгана означает, что он единственный сын в семье.
Из истории российских цыган
Но вначале попробуем ответить на некоторые «изначальные» вопросы.
а) Кто такие цыгане и откуда они родом?
Цыгане — одно из древнейших, крупнейших и слабо изученных этнических меньшинств Европы. По европейским странам цыгане расселялись в XII—XIV вв. из Балканского региона, где концентрировались в эпоху Византийской империи. Долгое время их считали выходцами из Египта, но последние исследования это опровергают. Предки цыган пришли из Северозападной Индии через Малую Азию. Есть точка зрения, что в Индии самогО такого названия этого этноса не было вообще,а были просто индусы.
По последним генетическим и лингвистическим исследованиям, предки цыган, группа индусов касты «дому музыкантов и ювелиров индийский правитель подарил персидскому, как было в обычае того времени». Предполагается, что эту группа в 1000 примерно человек, покинула Индию где-то в VI веке. Уже в Персии численность группы сильно разрослась, появилось социальное деление внутри её (в основном, по профессиям); часть працыган в IX–X веках начала постепенно передвигаться на запад и наконец, дошла до Византии и Палестины (две разные ветви). Часть осталась в Персии и оттуда расползалась на восток. Часть из этих цыган, в конце концов, дошли до родины своих далёких предков — Индии.
б) почему цыган нередко отождествляют с египтянами?
Современные генетические исследования доказали, что цыгане родом не из Египта, а из Индии, но в Средние века цыган в Европе действительно считали «фараоновым племенем». Само слово Gitanes — производное от египтянина. Египтов в Средние века было два: верхний и нижний. Цыган так прозвали, очевидно, по названию верхнего, который находился в области Пелопоннеса, откуда шла их миграция. Таким образом, цыгане были в Египте. Путь из верхнего Египта, вероятно, был главным путем их миграции. Принадлежность к культам нижнего Египта видна в быте даже современных цыган. Так, карты Таро, которые считаются последним сохранившимся осколком культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Кроме того, цыгане принесли из Египта искусство бальзамирования покойников.
Чисто условно цыгане делятся на «восточных» и «западных» и они практически не общаются, так как «восточные» цыгане имеют культуру, резко отличающуюся от «общецыганской». Вообще, «восточных» цыган стали называть цыганами лишь в 19–20 веках, когда европейцы, посещавшие Азию, обратили внимание на их внешнее сходство с цыганами, а также некоторые общие ремёсла и традиции. Западные цыгане не только более многочисленны, но и более разносторонне развиты в культурном отношении.
«Цыгане» — собирательный термин. К цыганам относятся несколько десятков народностей, разделённых не столько по каким-то этническим особенностям, сколько по роду занятий. В течение столетий основой жизни большинства из них были ремесла, цыгане были умелыми торговцами, искусными кузнецами, ювелирами и коневодами.
Есть и более мелкие этнические группы цыган:
блидари, рудари и лингурари занимаются различного рода работами по дереву (блидари специализируются на изготовлении вещей для дома);
чобатори — сапожники; косторари — лудильщики; гилабари — музыканты; лаутари — изготовители музыкальных инструментов;
местери лакатуши — слесари по замкам;
салахори — каменщики и строители;
ватраши — садовники; златари — золотых дел мастера.
г)Мировосприятие и воспитание табора.
Социальной основой и ячейкой жизни цыган является табор во главе которого стоит цыганский барон. Цыгане — закрытая система, чужаков они в свою таборную жизнь не пускают. С древних времен их система мировосприятия сохраняет кастовую ментальность. Для цыган существуют они сами («рома») и все остальные («гадже»).Цыгане не ведут письменной истории, все события переживаются ими в своем тесном кругу.
Традиционный уклад цыганской семьи неукоснительно диктовал соблюдение строгих нравственных правил. Девушка до замужества должна хранить чистоту — иначе ей грозит всеобщее осуждение. Замуж она может выйти только за представителя своей национальности (причем жениха ей выбирают родители).
Табор не стоял на месте, он постоянно перемещался. И в основе этого явления лежали экономические причины: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. В каждом случае ареал перемещений был определенным и сравнительно небольшим — примерно 300–500 км;. В настоящее время в России лишь 1% российских цыган кочует. Но даже в случае осёдлости, законы табора действуют.
д) Особенности быта.
ж) Ассимиляция и аккультурация.
Хотя, существует множество представителей этой национальности, ассимилированных на той земле, на которой живут: они чтят свою культуру, служат государству, занимаются наукой и т. д. Каждый год в Праге проходит конгресс цыган, на который съезжаются лучшие представители цыганских народностей. Певец и музыкант Элвис Пресли, Николай Сличенко (актер, а теперь и руководитель Московского музыкально-драматического цыганского театра «Ромэн»), Златан Ибрагимович (футболист), Иван Ром-Лебедев (советский актер), Дуфуня Вишневский (кинорежиссер), Тони Гатлиф (кинорежиссер, обладатель приза Каннского кинофестиваля), Алексей и Михаил Ильинские (писатели), Александр Бердников (музыкант, участник группы «Корни»).
В Россию цыгане пришли более 300 лет назад. Первые цыгане (группы сэрвы) в Российской империи появились в XVII веке на территории Украины. Как и другие укоренившиеся ныне народы (например, калмыки) они получили императорское разрешение проживать в России и заниматься традиционными ремёслами (торговля, коневодство, гадание, пения и танцы).
Через некоторое время эти цыгане стали называть себя русска рома, до сих пор это самая многочисленная из цыганских национальностей в России. К 1917 году русска рома были самыми интегрированными и образованными цыганами России. В разное время в Россию иммигрировали также кэлдэрары (котляры), ловари, сэрвы, урсари, влахи и другие цыгане.
В Российской империи к цыганам отнеслись достаточно дружелюбно. 21 декабря 1783 года вышел Указ Екатерины II, причисливший цыган к крестьянскому сословию. С них стали взимать налоги. При этом никаких особых мер по принудительному закрепощению цыган не проводилось. Более, того, им разрешалось приписываться к любому сословию, кроме дворян. Уже в сенатском указе 1800 года говорится, что в некоторых губерниях «цыгане вышли в купцы и мещане».
Русска рома добровольно передавали на содержание российской армии большие суммы. В войне 1812 года цыганские общины жертвовали крупные суммы денег на содержание армии, поставляли лучших коней для кавалерии, а цыганская молодежь шла служить в уланские полки. Молодые цыганские парни воевали в составе российских войск. При этом, что забавно, в войске Наполеона сражалось немало французских цыган. Есть даже описание встречи во время битвы между испанцами и французами двух цыган с разных сторон.
Цыгане в первое время после революции даже воспринимались советской властью как союзники. Большевики видели их бедность и таборный коллективизм, ошибочно принимая их за признаки классовой близости. На самом деле, цыгане были органически аполитичны, они по определению не могли согласиться с классовой рознью, а уж тем более с военной диктатурой. Ошибались большевики и в том, что раз цыгане «бедные», то они должны ненавидеть «богатых». Напротив, именно существование зажиточных людей всегда помогало цыганам выживать. К тому же цыгане с пиететом относились к торговле и считали её не менее почетной, чем производительный труд. Естественно поэтому, что когда советская власть осознала чуждость рома для себя, то они сразу были причислены к «неблагонадежным элементам». Отдельные представители цыганской молодёжи после революции участвовали в Гражданской войне как на стороне Красной Армии, так и на стороне Белой Армии. В результате прихода к власти большевиков многие оседлые купеческие семьи бросают имущество и уходят в кочевье — кочевых цыган власть автоматически относит к категории бедноты.
Перепись цыган никогда не могла дать точно статистической картины, поскольку документов у цыган долгое время не было. Кочевой образ жизни также не располагал к тому, чтобы произвести точный подсчет рома. О том, насколько могли различаться цифры статистики, могут сказать такие цифры: по результатам переписи 1926 года в СССР была зарегистрирована 61 тысяча цыган, по переписи 1937 года — немногим больше двух тысяч. Очевидно, что такая разница была связана не только с кочевым образом жизни и цыган, но и другими процессами. Такими, например, как коллективизация.
Советская власть вовсю «раскулачивала» цыган, отбирала у них лошадей, имущество, но все было понапрасну — они никак не хотели становиться на путь социализма. Большой проблемой адаптации цыган к новому строю стала и их религиозность. Даже те цыгане, которые волею судьбы становились красными командирами или вступали в комсомол, продолжали держать в своих домах «красный угол», крестили детей, венчались. Советская власть выпускала для рома брошюры на цыганском языке, где объяснялось, что «религия-опиум для народа», но. Не хотели цыгане становиться частью коммунистического общества, да и не могли. Поэтому подвергались репрессиям.
Цыган в СССР обвиняли не только по политическим статьям. В ходу также было обвинение их в незаконных валютных операциях. Доходило до абсурда. В 1934 году в Ленинграде арестовали лудильщика, цыгана-кэлдэрара. У этих цыган весь доход обращался в золотые украшения. Кроме традиционных обвинений в контрреволюционной деятельности и шпионаже цыган был также осужден за скупку валюты.
Все потому, что кэлдэрары делали монисто из иностранных монет. Лудильщик был обвинен на 10 лет, конфисковал суд и его имущество. В крупных городах подверались облавам целые артели лудильщиков. То что было для цыган (прирожденных кузнецов) традиционных ремеслом, для советской власти считалось манипуляцией с драгоценными металлами. «Правонарушители» не только получали большие сроки, но и приговаривались к расстрелу.
Во время Великой Отечественной войны русские цыгане по призыву и добровольно отправляются в армию. Они участвуют в боевых действиях в качестве рядовых, офицеров, танкистов, артиллеристов, лётчиков, шофёров, кавалеристов, разведчиков, медицинских работников. Подростки и старики партизанят.Партизанские действия цыган против фашистов иногда называют «Арии против арийцев». Цыганские артисты (в основном, женщины) выступают на передовой, дают шефские концерты в госпиталях.
Огромное количество цыган, в том числе русских, погибает на оккупированных территориях в результате геноцида немецких оккупантов, на фронте, в блокадном Ленинграде. В результате систематического направленного истребления цыган фашистами в Европе умерло около 150,000 (для сравнения, в СССР проживало от 60 000, по переписи, до 120 000, по предположениям) цыган. «Цыганский Холокост» называется Кали Траш (есть также варианты Самударипэн и Параимос).
Коренным образом повлиял на жизнь цыган в СССР указ об оседлости, который вышел 26 октября 1956 года. Полное название документа было таким: Постановление Совета Министров РСФСР № 658 «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Важно в этом постановлении как то, что впервые на государственном уровне цыган назвали цыганами, так и то, что именно по национальному признаку теперь могли проводиться репрессии.
Цыган продолжили отлавливать на улицах, выносили обвинение в несанкционированной торговле (спекуляции), в тунеядстве. Однако нужно сказать, что к тому времени Постановление послужило цыганам в целом добрую службу. Многие из них уже были вполне социализированы. Не особо афишируя своей национальности, они работали на скромных должностях на предприятиях и даже в колхозах. Такой традиционный для цыган вид деятельности как коневодство стал, в силу роста механизации труда, терять свою значимость. Цыган заставляли продавать лошадей за бесценок, тех, кто оказывал сопротивление, могли арестовать.
Впрочем, в целом этот этап истории цыган в СССР сейчас расценивается ими даже с благодарностью. Государство старалось помогать цыганам с трудоустройством, открывало школы, куда отправлялись учиться цыганские дети, давало дома и земли, приучая «вольный народ» к оседлости. Справедливости ради нужно сказать, что с цыганами в СССР не только боролись. Их также и любили. Стремясь их социализировать, государство как могло старалось показать, что цыгане — свои.