Как интернет влияет на молодежь
Влияние интернета на молодёжь
В нашем современном обществе все зависит от интернета. Работа, учеба, хобби, деньги, друзья, личная жизнь, путешествия, развлечения, общение все там. Маленькие дети сейчас растут на интернете. А как же общение. Вся жизнь сейчас вертится вокруг него.
И какое же влияние оказывает сейчас интернет на современное общество.
— есть возможность дополнительного заработка в сети интернет;
— можно общаться с кем угодно со всех уголков страны;
— можно делать онлайн-покупки и не ходить за ними по магазинам;
— возможность находить нужную и интересную информацию;
— можно найти и скачать учебники с интернета;
— есть возможность зарегистрироваться в любой платёжной системе;
— можно записаться онлайн на приём к врачу;
— можно читать книги онлайн или заказать их через сеть интернет;
— узнать побольше о путешествиях;
— смотреть по интернет-видео;
— слушать музыку и скачивать её на свой телефон;
Влияние интернета на молодёжь сейчас просто колоссальное. Он оказывает воздействие не только на характер человека, но также на его физическое и эмоциональное здоровье. Сейчас среди подростков существует даже «онлайн-насилие». Это когда над ним издеваются путём обзывания, игнорирования, которые могут переходить на реальный мир.
С тех пор как в мире появился интернет, люди стали замкнуты, боязливы и стеснительны. Все подростки сейчас идут по одному типажу. Они боятся с кем-то знакомиться не через интернет. Даже придя с друзьями в кафе или другое общественное место, они не могут не смотреть новости интернета в социальных сетях. Могут даже за время всей встречи не общаться друг другом реально. Это очень прискорбно.
Ни один подросток в настоящее время не может даже день прожить без интернета. Им нужно постоянно во что-то играть или смотреть. А если они помешены на какой-то игре, то это уже более серьёзная история. Могут даже не питаться очень долгое время или не обращать внимания на то, что творится вокруг.
Каждый день люди в интернете проводят по минимуму 3 часа. Маленькие дети сейчас даже на площадках не играют. Они просто проводят всё свое время играя онлайн.
В итоге, можно сказать, что лучше всего ограничивать появление ребёнка в интернете. Иначе он просто испортиться. Станет замкнутым в интернете.
Влияние Интернета на подростков — как Интернет влияет на психику, здоровье и формирование личности школьников
Кажется, будь его воля, ваш школьник торчал бы в Сети сутки напролет. Вас беспокоит, нормально ли такое стремление, какое влияние Интернет может оказывать на подростков? Рассмотрим разные аспекты этого вопроса и то, как родителям выбрать оптимальный подход.
Позитивное и негативное влияние интернета на детей и подростков
Наши дети, как и мы сами, частично «живут» в глобальной компьютерной сети — это факт. Многие взрослые обеспокоены тем, что Интернет оказывает негативное влияние на молодежь. Отчасти это беспокойство оправдано, но, с другой стороны, оно является вариантом традиционного конфликта отцов и детей, когда старшее поколение в штыки воспринимает увлечения младшего.
Интернет дает нам массу замечательных возможностей и удобств. Детям и подросткам Интернет также может принести гораздо больше пользы, чем вреда, если подходить к делу с умом. Современный маленький человек проходит те же этапы личностного роста, что и всегда, просто теперь на процесс оказывают влияние два «измерения» — реальное и виртуальное. Дети дошкольного и младшего школьного возраста в основном интересуются компьютерными играми, которые становятся частью изучения окружающего мира. Ближе к 10-12 годам интерес смещается на сетевые игры, где можно взаимодействовать с другими игроками. События в виртуальном мире переплетаются с реальностью — дети предпочитают играть онлайн с теми, кого знают в жизни, и при встречах эмоционально обсуждают то, что произошло в игре. Это один из современных способов социализации ребенка. В старшем подростковом возрасте (ориентировочно 15-16 лет) ключевые потребности — самопознание и самоопределение. Здесь на первый план выходит общение в соцсетях, где можно примерять разные роли и следить за всеми событиями в жизни друзей.
Разумеется, наряду положительным влиянием Сети детей и подростков там поджидают и опасности: непроверенная или откровенно ложная информация, хамство, мошенничество и другие преступления. Родители ответственны за то, чтобы самим осознавать и обсуждать с детьми возможное влияние онлайн-досуга: такие явления как троллинг, кибербуллинг, интернет-преследование и прочие опасности. У вас может возникнуть желание вовсе оградить ребенка от влияния Сети, но в современном мире это невозможно. Нам, родителям, нужно самим формировать у себя навык жизни и работы в цифровом мире, и учить этому молодежь.
Физическое здоровье
Чрезмерное увлечение Интернетом и гаджетами может, конечно же, плохо влиять на физическое здоровье. Что грозит человеку, который подолгу в неудобной позе сидит у мерцающего экрана? Это может вызывать проблемы с позвоночником, ухудшение зрения, нарушение пищевых привычек и лишний вес, проблемы со сном, туннельный синдром (боли в запястье). Желательно встроить в распорядок дня перерывы, когда ребенок подвигается, спокойно поест, глядя в тарелку, а не в монитор, а также установить правило, что некоторый период перед сном — время, свободное от гаджетов.
Психика
Возможно, еще сильнее, чем угрозы физическому здоровью, вас волнует, какое влияние постоянное нахождение в Сети может оказать на психику подрастающего человека. «Клиповость» контента действительно может ослабить концентрацию и рассеять внимание. В противовес можно поощрять подростка заниматься тем, что удерживает его внимание долго — например, читать или посвящать время какому-то хобби.
Родителю может показаться, что тинейджер превращается в сетевого «зомби» и меняется до неузнаваемости, но существует ли проблема влияния Интернета на формирование личности подростка? На мой взгляд — нет. На формирование личности в первую очередь влияет все то, что родители закладывали в ребенка с самого раннего детства, до того, как к нему в руки попало устройство с Интернетом. Как родители общаются с ним и друг с другом, как проводят время все вместе, какие ценности существуют в семье, в том числе расширенной, включая бабушек и дедушек — всё это действительно оказывает влияние на личность человека. При благоприятном раскладе безлимитный доступ в Сеть появляется у подростка в момент, когда у него уже сформировались основы мировоззрения, базовые установки и ценности. Личность еще продолжает развитие, но Интернет не может оказать на это решающего влияния.
Коммуникативные навыки со сверстниками и родителями
Не бойтесь, что ребенок с головой уйдёт в виртуальный мир и разучится общаться с живыми людьми. Исследования показывают, что умеренное (для подростков называют цифры от 3 до 5 часов в день!) общение в Сети даже благотворно влияет на коммуникативные навыки. Для детей, которые в принципе хорошо общаются, соцсети — еще одно поле для тренировок. Другим детям, которые по какой-то причине (длительные поездки с родителями, болезнь, да вот пандемия, наконец) физически бывают отрезаны от сверстников, Интернет помогает хотя бы частично компенсировать недостаток общения. Исследователи отмечают, что важен именно «сбалансированный» подход к количеству Интернет-общения. Подросток, совсем отрезанный от соцсетей, будет исключен из важной части общения с друзьями. И, напротив, чрезмерное увлечение соцсетями может свидетельствовать об Интернет-зависимости и угрожать благополучию ребенка.
Подросток и интернет-зависимость
Как оценить влияние на детей-школьников времени, проведенного в Сети? Нет никаких единых стандартов, чтобы по часам можно было отмерить, не много ли тинейджер «залипает» в экраны. Официально пока даже нет такой болезни как компьютерная или Интернет-зависимость. Лишь недавно в Международную классификацию болезней включили «игровое расстройство», так как был научно доказан биохимический механизм «дофаминовой ловушки», который может возникнуть при злоупотреблении компьютерными играми по тому же принципу, что при влиянии одурманивающих веществ. Однако нам известны признаки зависимости, и мы можем выделить изменения в поведении и приоритетах ребенка, при которых родителям стоит насторожиться:
Важный показатель — как ребенок чувствует себя, если гаджеты и Интернет недоступны. Если он немного ворчит, а потом начинает заниматься какими-то другими делами — не так всё и плохо.
Как с любой другой зависимостью, риску компьютерной зависимости больше подвержены дети, на жизнь которых оказывают влияние негативные факторы: постоянные ссоры в семье, болезни, чрезмерная или недостаточная опека со стороны родителей и другие невзгоды. Очень соблазнительно тогда сбежать в виртуальный мир, где найдутся комфорт, стабильность, внимание и признание, которых не хватает в реальности. Родителям важно понимать, что зачастую развитие Интернет-зависимости — симптом общей неудовлетворенностью жизнью. Для начала стоит приложить усилия и наладить с подростком отношения, постараться вернуть в его жизнь эмоциональный комфорт. Если нужно — обратитесь для этого к семейному психологу. Специалист также поможет определить, насколько серьезна проблема, и подобрать подходящие методы ее решения.
Как обеспечить безопасность детей в соцсетях?
Контроль родителя за подростком в глобальной сети
Доверительная беседа — главный способ обеспечить безопасность тинейджера в соцсетях и в Интернете вообще, оградить его от опасного влияния сомнительных Интернет-знакомых. Любые другие, более жесткие варианты контроля он гарантированно воспримет в штыки и всеми силами постарается саботировать.
С более младшими детьми контроль над их действиями в Интернете оправдан, так как у них еще формируется психика и очень мало опыта, они наивны. Оградить их от опасного влияния нам помогут детские аккаунты или специальные приложения родительского контроля на электронных устройствах, где можно настроить, к каким приложениям и сайтам у ребенка будет доступ.
С подростком все эти вопросы рекомендую решать только в договорном порядке, любые инструменты контроля устанавливать только с его согласия. Например, можно предложить ему установить программу-блокировщик всплывающей рекламы, которая может быть как назойливой, так и неприличной. С позиции заботы предложить включить приложение, которое будет ограничивать или общее число часов, проведенных в Сети, или хотя бы освобождать от гаджетов какое-то время перед сном, чтобы мозг успевал отдохнуть от множества стимулов, а подросток — спокойно подготовиться к завтрашнему дню. Понятно, что такие разговоры приносят лучший результат, если в целом детско-родительские отношения выстроены в доверительном ключе, а также вы выбрали для беседы удачный момент. Подчеркните, что не намерены контролировать, что именно ребенок делает в Сети, просто хотите ему помочь соблюдать баланс между Интернетом и всем остальным. Можете поделиться опытом, как вы сами ищете тот же баланс в своей жизни. Напомнить, что есть общие правила вежливости — условие, что, когда мы приходим в театр, ресторан, в гости, мы в этот момент не «залипаем» в телефон. Да, вас может раздражать контент, который нравится ребенку, но старайтесь сдерживать себя и не изводить его упреками, не причитать про отупение и деградацию, а помнить о разнице поколений. Постоянные упреки и скандалы в любом случае окажут противоположное влияние — из чувства протеста подросток уйдёт в Сеть еще глубже. Он может начать прятаться от вас, хитрить и обманывать. Обратится ли он к вам тогда в случае неприятностей? Более мягкие по характеру дети могут даже покориться вашей воле, но это сыграет злую шутку с их уверенностью в своих силах и самооценкой.
Как помочь подростку наладить здоровые отношения с Интернетом?
Помните, что в Интернете тинейджера поджидают не только опасности, но и интересные открытия. Помните, что вашим родителям, возможно, не нравилось то, что смотрели и слушали в отрочестве вы. Возможно, они даже боялись, что ваши друзья и кумиры оказывают на вас нежелательное влияние. Вот и вам не обязаны нравиться вещи, которыми интересуется ваш потомок и остальная молодежь. Проведите инструктаж по правилам безопасности. Для достижения баланса между реальным и виртуальным миром поддерживайте ребенка в выборе кружков и хобби, занятий спортом. Призывайте приглашать друзей домой для живого общения, по возможности помогайте с организацией их встреч и поездок куда-то. Если ребенок соглашается (скажем честно, это интересно не каждому тинейджеру), предлагайте вместе ходить куда-то или хотя бы смотреть дома кино или играть в настольные игры. Делитесь опытом, как проводили досуг в юности вы — что существовал мир без Интернета, и в нём вовсе не было скучно. Наконец, сами пользуйтесь возможностями реального мира — занимайтесь спортом, выделяйте время на культпоходы, на прогулки. Подросток, может, вам частенько дерзит, но вы продолжаете влиять на выборы, которые он делает, просто не прямыми просьбами и поучениями, а собственным примером.
Вопросы и ответы
Как интернет влияет на подростка?
Интернет — часть современной жизни, и, как любые другие события, действия и происшествия в Сети могут оказывать на подростка и позитивное, и негативное влияние. Бесконечный выбор сайтов и приложений предоставляет молодому человеку огромное пространство для исследований, экспериментов, общения и самоопределения. Неразумно да и невозможно оградить его от влияния всего этого. Задача родителя — обсуждать с ребенком риски и обеспечивать информационную и эмоциональную поддержку.
Негативное влияние интернета на психику школьника
Избежать негативного влияния Интернета на психику младшего школьника можно при помощи установления лимитов на время, проведенное у экранов, а также специальных программ родительского контроля. С подростками же такие методы малоэффективны. Можно сравнить этап выхода тинейджера в Сеть с моментом, когда вы отпускаете ребенка помладше одного на улицу. Убедитесь, что ребенок знает правила поведения и предупрежден об опасностях. В остальном придется действовать по ситуации. Главное — не навязывать подростку правила поведения в сети по принципу «потому что я так сказала» и не ставить ограничения в гаджетах без его ведома. И обязательно помочь, если неприятная ситуация все же произошла.
Открыта регистрация на бесплатный вебинар «В одной лодке с подростком». На нем разберем несколько сложных и спорных ситуаций, в которых КАЖДЫЙ родитель узнает себя!
А также, я презентую вам свою долгожданную новую программу
«Мой любимый подросток. Отойди поближе».
СРАЗУ после регистрации вы получите чек-лист «10 стоп-фраз, которые действуют на подростка, как красная тряпка на быка».
Как интернет влияет на молодежь
1 ЧАСТЬ. Вступление
Одной из характерных особенностей нашего времени является быстрое развитие средств массовой коммуникации.
Безусловно, Интернет – величайшее и удивительное изобретение прошлого столетия, при помощи которого человечество совершило огромный скачок в будущее, дало стимул к прогрессу. Интернет упрощает нашу жизнь, открывает перед нами большие возможности!
Проблемное обоснование
В эпоху бурного развития информационных технологий компьютер воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Большинство современных детей вообще не представляют себе без него ни учёбу, ни досуг и часами просиживают один на один со светящимся экраном. Хорошо это или плохо? Молодое поколение сейчас волнует много вопросов. Что заставляет молодежь уходить от активного образа жизни и часами просиживать в сети Интернет? Что именно привлекает их в сети, какие сайты они посещают?
Почему Интернет-зависимость проявляется в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети «затягивает» субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире.
Т.о. проблема использования детьми и подростками интернета, особенно использование его в качестве коммуникационной среды для образования, самообразования и проведения досуга становится все более острой. Именно эту проблему я считаю № 1 в среде молодежи, в среде моих сверстников, особенно в среде подростков.
Актуальность
Гипотеза исследования.
Цель:
Выявить и изучить особенности интернет – зависимости у детей старшего школьного возраста. Установить влияние отдельных составляющих Интернета на психику подростка.
Задачи
Провести изучение и теоретический анализ литературы по данной проблеме.
Проанализировать результаты исследования, определить наличие проблемы Интернет зависимости у учащихся школы.
Выявить причины возникновения интернет-зависимости.
Раскрыть позитивные и негативные стороны влияния Интернета на подрастающее поколение.
Выработать практические рекомендации по профилактике и предупреждению интернет- зависимости у подростка.
Объект исследования: интернет – зависимость подростка
( учащихся 9-10 классов).
Предмет исследования: особенности интернет – зависимости у детей
старшего школьного возраста.
Область исследования: социология.
Методы исследования:
Теоретический анализ научных источников.
Метод социологического опроса.
Метод статистической обработки результатов.
Практическая направленность:
Полученные результаты расширяют научное значение о сущности и тенденции влияния интернет – зависимости на психофизическое состояние организма подростка.
Сформулированные выводы и практические рекомендации могут быть использованы в деятельности структур школы, СМИ, на классных часах и родительских классных собраниях.
Научная новизна работы:
Определены основные причины и симптомы интернет – зависимости у подростков.
Раскрыты особенности влияния интернет – зависимости на психофизическое состояние подростка.
Проанализирована специфика негативного и позитивного влияния интернета на психофизическое состояние подростка.
Разработаны практические рекомендации по профилактике интернет – зависимости у подростка.
Этапы работы:
Подготовительный ( поисковый).
Определение темы исследовательской работы.
Постановка проблемы исследования, цели, задач исследования.
Поиск и анализ проблемы.
Планирование работы ( аналитический).
Определение источников информации.
Планирование способов сбора и анализа информации.
Планирование итогового результата.
Исследовательский ( практический).
Сбор информационных данных.
Работа с учащимися школы: анкетирование, тестирование, соц.опрос.
Итоговый ( отчетный).
Составление отчета о проделанной работе.
Анализ результатов работы.
Составление практических рекомендаций.
Презентационный.
Подготовка и проведение презентации исследовательской работы.
Срок исследовательской работы: октябрь 2016 г – ноябрь 2016 г.
2 часть. Основная.
2.1 Интернет – это глобальная компьютерная сеть, объединяющая многие локальные, региональные и корпоративные сети, предоставляющая информационные и коммуникационные свободы пользователям.
В современном обществе практически нет области человеческой деятельности, которая не была бы представлена в сети. Интернет сегодня не только источник информации, но и удобное, быстрое средство коммуникации, благоприятное пространство для бизнеса, источник общения и развлечений.
До середины 90-х годов Internet использовался в основном для пересылки
электронной почты. Были доступны и другие возможности: телеконференции,
обмен мнений с помощью электронных писем; серверы новостей – рассылка
новостей по темам; файловые серверы – хранилища файлов, которые
пользователь может получить в виде письма, направив специальный запрос.
Пользоваться перечисленными возможностями было не так-то просто, поэтому
до 1993 года Internet использовался в основном лишь в научной среде.
Затем ситуация в корне переменилась. Причиной этому стало появление и
широкое внедрение в сети новой службы – World Wide Web, в буквальном
переводе – «всемирной паутины» (сокращенно ее называют WWW или
Мировой интернет: общая статистика.
Как техническая система, российский Интернет существовал уже в 1991 году,
ежегодно численность пользователей удваивалась, и в конце первого полугодия
1991-го года аудитория российского Интернета, по данным, СОМСОN, составляла 2,4-3% (1,3-1,6 млн. человек).
% пользователей в стране
С 2010 по 2016 год количество россиян, имеющих доступ в интернет, выросло приблизительно в 4 раза.
Общее количество пользователей интернетом в России составляет 15, 5 %. По сравнению с мировыми показателями других стран эта цифра не дает основания говорить об интернет – зависимости граждан России.
Чем же привлекает современное поколение «всемогущий Интернет»?
Факторы, определяющие уникальность Интернета:
Отсутствие в сети единого центра управления и границ делает невозможным установление тоталитарного контроля над всей сетью.
Свободный доступ к огромному количеству информации представленной в любой из технически существующих форм (текст, графика, аудио, видео), дает возможность реализовать информационные потребности, в том числе и потребность в самообразовании. С другой стороны, актуальной является проблема достоверности информации и возможность оценки пользователем степени достоверности этой информации.
Интернет является самым универсальным средством коммуникации, сочетающим возможность пересылки любых видов информации в форме электронной почты, форумов, конференций, досок объявления, рассылок; общения в реальном режиме времени (чаты, ICQ, и др.); Интернет – телефония; видео-конференции и др. При этом исчезает фактор расстояния и границ, что дает безграничное увеличение аудитории общения. Многие средства общения не требуют личного знакомства, что снимает целый ряд психологических барьеров и дает неограниченные возможности самовыражения в диалоге.
Поэтому становится неслучайным и объяснимым развитие такого рода зависимости, особенно у молодого поколения, от переизбытка информации, эмоций, стереотипов посредством Интернета.
Зависимость в медицинском смысле, как пишет В.Д. Менделевия, определяется как ненавязчивая потребность, ощущаемая человеком, подвигающая к определенной деятельности.
Все виды деятельности, осуществляемые посредством Интернета, такие как общение, познание или игра, обладают свойством захватывать человека
целиком; они не оставляют ему времени и сил на реальную жизнь. В связи с
этим сегодня специалисты интенсивно обсуждают заболевание «интернет-
зависимости» или «интернет-аддикации» (Internet Addiction Disorder).
Термин «Интернет-зависимость» («Internet Addiction Disorder», IAD) ввел нью-йоркский психиатр Иван Голдберг, понимая под этим выражением не медицинскую проблему наподобие алкогольной или наркотической зависимости, а поведение со сниженным уровнем самоконтроля, грозящее вытеснить нормальную жизнь. Зависимость в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, характеризующаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. «Рост толерантности» обозначает по сути привыкание и устойчивость к все большим и большим дозам. При пользовании интернетом, конечно, не появляется никакого «привычного вещества» в прямом смысле слова. Поэтому характер зависимости несколько иной, чем при употреблении алкоголя и наркотиков. «Привычное вещество» имеет свойство встраиваться в обмен веществ человека, поэтому наряду с психологической возникает и физическая (физиологическая) зависимость, то есть потребность, тяга на уровне организма. Так что в случае интернет-зависимости говорить о физической зависимости не приходится. А вот психологический компонент проявляется очень ярко.
Выделяют три формы интернет – зависимости:
1). Зависимость отношений.
2). Зависимость от игр ( в том числе азартных).
3). Зависимость от общения и поиска информационных ресурсов.
История возникновения «Интернет-зависимости».
Явление Интернет-зависимости начало изучаться в зарубежной психологии с 1994 года. Интернет-зависимость определяется, как «навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line».
Истинные интернетоманы — люди, утратившие способность контролировать свое время в Сети. Оно уходит на серфинг, игры, покупки, участие в форумах и чатах, банальное блуждание по сайтам, наконец. У этой категории пользователей на Сеть в среднем затрачивается в 10 раз больше времени, чем на работу или учебу.
Еще одной причиной, по которой, по мнению Янг, люди впадают в зависимость от сети, является возможность свободно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, не боясь осуждения реального общества. Общение в сети позволяет человеку не бояться самовыражения, не получая взамен отвержение и осуждение со стороны общественности во-первых, из-за недосягаемости личности говорящего, во-вторых из-за того, что личность говорящего замаскирована.
У современного человека множество возможности приятно провести время, но он ищет все новые и новые. Сеть в этом ряду занимает свое особое место.
Сеть не вызывает физиологической зависимости, а только лишь психологическую.
Т.О. Причины интернет – зависимости:
* доступность разнообразной информации
* широкая интерактивность, постоянное общение
* анонимность передаваемой информации
* проблема свободного времени
* невостребованность собственных возможностей в реальном мире.
* зависимость настроения и жизненных сил от нахождения в Интернете
* утрата контроля над деятельностью, связанная с неосвоенностью новой ситуации.
* недостаток живого человеческого общения.
Согласно исследованиям К. Янг симптомами Интернет – зависимости являются:
— навязчивое желание проверить электронную почту
— длительное просиживание в чатах
— неконтролируемое желание поиска и чтения информации различного рода в
— жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени
— потеря ощущения времени on- line
— появление усталости, раздражительности, снижение настроения.
— способ уйти от проблем или заглушить чувства беспомощности, тревоги
— пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу
проведения большего количества времени за компьютером;- ощущение эмоционального подъема во время работы с Интернетом ;- ощущение состояния депрессии без компьютера.
Интернет-зависимые игнорирует повседневные жизненные заботы, так же как и интересы близких. Зависимый становится озлобленным и старается защититься от всех, кто пытается ограничить его использование Интернета.
Интернет-зависимые начинают лгать о количестве времени, проведенного
Риск для здоровья при использовании Интернета минимален, но заметен. У человека возникает тенденция засиживаться в Интернете по ночам. Зависимый человек обычно встает позже остальных и использует Интернет до двух, трех часов ночи, после чего, например, до шести утра делает необходимую работу. Бессонные ночи, употребление кофе и других тонизирующих средств способствую появлению постоянной усталости и ослаблению иммунной системы человека. После этого вероятность какого-либо заболевания резко повышается.
Основные типы интернет-зависимости, согласно исследованиям К.Янг
Пристрастие к виртуальным знакомствам – преобладающее виртуальное общение в чатах, форумах и тп.
Навязчивая потребность в Сети – совершение покупок в интернет-магазинах и участие в виртуальных аукционах, конкурсах лотереях.
Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по Сети, беспорядочный поиск информации.
«Гейм-зависимость» – пристрастие к компьютерным играм
2.2. Как показало анкетирование, подростки нашей школы, отмечают следующие негативные воздействия на психику и поведение подростка:
Интернет дает иллюзию вседозволенности.
В Интернете существуют клубы самоубийц, клубы наркоманов, клубы обучающие начинающих террористов, расистские и экстремистские сайты.
В Интернете есть хакеры (уничтожающие все на своем пути ради удовлетворения своего ущемленного самолюбия, они не могут создать, могут только разрушить.)
Огромное количество интерактивных компьютерных игр, за частую основанных на негативном воздействии на психику ребенка.
Эго – распад: «Я виртуальное» и «Я реальное». Такое раздвоение личности приводит к психологическому разладу, к нервным срывам и беспричинной агрессии подростка.
Длительная работа за компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма (высшей нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и костно-мышечном аппарате человека)
Исходя из вышеперечисленных ответов, можно сформулировать последствия: разрушение реальной личности, психические заболевания, а может быть, наоборот – это новая ступень развития интеллекта.
— Компьютер может стать причиной долговременных нарушений психического и интеллектуального развития. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдаются эмоциональная незрелость, безответственность.
— У подростков, «живущие » в Сети появляются проблемы с общением. Ведь навыки, приобретенные в виртуальном мире, в обычной не годятся.
— Возникают серьезные проблемы с учебой, потому что школьники или студенты посещают не относящиеся к делу сайты, часами болтают в чатах беседуют с знакомыми и играют в игры вместо занятий. У них появляются проблемы с выполнением домашних заданий, подготовкой к экзаменам.
— Низкий контроль за количеством времени, проведенного в Сети. В результате нарушается режим, сон.
Конечно, интернет сегодня все шире становится неизбежной частью нашей жизни, ведь возможности интернета практически безграничны.
Поэтому стоит обратить внимание и на положительные черты интернета, способные позитивно повлиять на психику и поведение подростка.
По результатам анкетирования среди подростков школы, можно сделать вывод о положительных аспектах влияния интернета на современную жизнь:
Способ показать, проявить себя( разместив свою собственную страничку, написанные программы и прочее).
Через Интернет можно найти друзей, родственников, с которыми давно оборвана связь.
Получение электронной почты.
Благодаря доступности информации, ребенок может за короткий срок разрешить все, некоторое время назад интересовавшие его вопросы.
Общение самыми различными способами.
Улучшение качества жизни людей, в том числе и подростков, с ограниченными возможностями (миллионы инвалидов получили возможность реальной удаленной работы, возможность общаться с друзьями).
В Интернете существует огромные библиотеки всевозможной литературы, с очень интересной, за частую, редкой информацией, так необходимой в процессе учебы.
Интернет дает возможность многому научиться, получить профессию, либо поднять свои навыки на иной уровень.
Юные интернет – пользователи осваивают азы новых технологий, тем самым повышают уровень своей коммуникационной грамотности.
2.3. Результаты практической части исследовательской работы.
Выборка исследования:
Исследования проводились на базе МКОУ «Покровская СОШ Родинского района » Алтайского края. В эксперименте принимали участие ученики 7-11 классов в количестве 21 человек. Из них 13 девочек и 8 мальчиков.
В социологическом опросе приняло участи 8 учителей школы.
Результаты анкетирования учащихся.
Известно, что подростковый период – время стрессов. Подросток испытывает стресс везде: в школе, в семье, с друзьями. Что делать с эти чувством неудовлетворенности, где найти выход своим эмоциям?
Участие в виртуальном мире позволяет подросткам расслабиться и абстрагироваться от психологических проблем в реальном мире. Поиск собственного круга общения идет параллельно тенденции отделения от родителей. Подростки хотят быть независимыми, заниматься чем –то своим. Интернет в этом плане особенно заманчив: он удовлетворяет потребности в лидерстве и стимулирует предприимчивость. Подросток пытается жить в другом мире – виртуальном, где все возможно, где все дозволено, где он сам устанавливает правила общения, игры.
Поэтому проведенное нами анкетирование показало следующие результаты:
Какой из 3 предметов ( ПК, мобильный телефон или телевизор) наиболее необходим для вашей жизни?
Телефон – 25, ПК – 40, телевизор- 5 человек.
Диаграммы в % соотношении.
2.Знакомы ли вы с Интернетом?
Да – 58. Нет – 12 чел.
С какой целью вы используете Интернет?
Для поиска информации – 21,
Для отдыха – 15 человек
Для развлечения – 21
Сколько времени вы проводите в сети – Интернет?
30 мин – 3 чел, 1 час – 8 чел, 2 часа – 7 чел, 3 часа – 2 чел, более 4 часов – 1 чел.
Как часто вы предпочитаете развлечения интернета и компьютерные игры общению с друзьями?
Часто – 15, редко – 2, выбираю общение с друзьями – 4 чел.
Какие сайты вы чаще всего посещаете?
Социальные – 15, развлекательные – 4, познавательные – 5, информационные – 15, тематические – 6.
Вывод: Анализ анкетирования подростков показал, что 83 % учащихся являются активными пользователями интернет – ресурсов, используя их с целью поиска информации, для учебы, а также для общения с друзьями, поэтому наиболее популярными сайтами среди подростков являются социальные и информационные. При этом проводят в интернете от 1 часа до более 4 часов в день 46 % опрошенных, которых можно назвать «тяжелыми» пользователями. Остальные учащиеся проводят в интернете не более 2 часов в день, относясь к группе «обычных пользователей Интернетом».
2.4. Результаты тестирования учащихся:
В 1996 году доктор Янг разработала краткий тест, с помощью которого можно определить степень зависимости от сети интернет. Это тест мы предложили учащимся нашей школы.
Есть ли у вас непреодолимое желание через небольшие промежутки времени снова и снова проверять свой e-mail или заходить в социальную сеть?
Да – 19, нет – 0, не всегда – 2 человек.
Ощущаете ли вы потребность в увеличении времени, проведенного в сети?
Да – 15, нет – 3, редко – 3человек.
Как часто вы замечаете слова «еще пару минут…….», когда находитесь в сети за игрой?
Часто – 21, редко – 0, никогда не замечал – 0, всегда замечаю – 5 человек.
Как часто вы огрызаетесь, кричите или действуете раздраженно, когда кто-то беспокоит вас, когда вы в сети Интернет?
Часто – 15, редко – 3, никогда – 0, всегда – 3 человека.
Страдает ли ваша учеба в школе или личная жизнь из –за Интернета?
Да – 16, нет – 3, не очень – 2 человек.
Находитесь ли вы в он- лайн больше, чем предполагали?
Да – 21, нет – 0, редко – 0 человек.
Используете ли вы Интернет для того, чтобы уйти от проблем или плохого настроения?
Да – 14, нет – 5, редко – 2 человек.
Вывод:
Т.о предложенные формы социологического исследования позволили сделать вывод:
Значительная часть опрошенных учащихся школы являются «скрытыми интернетоманами».
Обычные пользователи сети Интернет – 17 % опрошенных,
Чрезмерно используют сеть Интернет – 46 % опрошенных.
Главная причина таковых результатов:
Чтобы выявить значение интернета для учеников, учителя, школы сегодня, с точки зрения учебного процесса, мы провели социологический опрос учителей нашей школы.
Результаты соц.опроса учителей школы: Диаграмма.
1.Как часто Вы используете Интернет?
Ежедневно-8чел, Часто-0 чел, по мере необходимости-0чел.
2.С какой целью Вы используете Интернет.
Для получения информации-8 чел, Для работы (подготовка к урокам, заполнение сетевого города)-4, Для общения 4 чел, Для развлечения-0 чел.
3.Какие сайты Вы чаще всего посещаете?
Социальные-0 чел, Развлекательные-0 чел, Познавательные-4 чел, Информационные- 2 чел., Тематические-8 чел.
4. Как Вы считаете, Интернет – это «благо» или «зло» для учеников?
Благо-0 чел, Зло-0 чел, И благо и Зло-8 чел.
Вывод: Анализ результатов социологического опроса учителей школы показал, что и среди учителей интернет пользуется большой популярностью, но в отличие от учащихся школы, интернет необходим им преимущественно для работы, для получения необходимой информации, поэтому наиболее популярными сайтами среди учителей являются информационные и познавательные.
Для учащихся, по мнению учителей, интернет – это очень важный и неотъемлемый информационный ресурс, необходимый, прежде всего для учебного процесса, для развития коммуникационных умений, навыков работы с ИКТ. Только в этом случае интернет будет приносить пользу ученику и создавать позитивные условия его обучения. В остальных случаях подростку необходима помощь и контроль учителя, родителя в поисках оптимального варианта использования интернета.
Часть. Заключительная часть.
Вывод. Итак, человечество погружается в компьютеры и компьютерные сети, с каждым днем все больше и больше людей (особенно детей) становятся психологически зависимыми от компьютерных игр. Каждый день они подходят к компьютеру и «получают дозу» — кто 20 минут, кто час, а кто и того больше… Это проблема. Можно только предполагать, к чему она может привести человечество в своем дальнейшем развитии. Мы должны задуматься над этим уже сегодня. Разные научные дисциплины должны объединиться в исследовании этой области, а психология должна стать во главе этих работ — работ по исследованию психологических аспектов взаимодействия человека с компьютером.
В нашем исследовании нами была сделана попытка выявить наиболее подверженные компьютерной зависимости группы подростков.
Результаты исследования показали:
В зону риска среди подростков 15-16 лет нашей школы попадают 46 % опрошенных.
Гипотеза оказалось верной: у детей среднего и старшего школьного возраста существует Интернет-зависимость и игровая зависимость.
Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание человека.
Я считаю, что говорить о синдроме Интернет – зависимости однозначно нельзя. Не все пользователи Интернета «поглощаются» виртуальной реальностью и приобретают психическую зависимость.
На мой взгляд, негативное влияние Интернета находится в прямой пропорции от личности пользователя.
Зачастую Интернет–зависимость – это следствие гиперкомпенсации внутриличностных проблем человека. Мне кажется, что в таких случаях Интернет хотя бы частично помогает человеку.
Воспитание компьютерной культуры, самовоспитание пользователей – вот противоядие Интернет – зависимости.
Говорят, что Интернет – благо «нового поколения», я согласна с этим и надеюсь, что новое поколение воспользуется Интернетом во благо.
Результаты исследования показывают, что школьники достаточно адекватно воспринимают возможности Интернета как источника информации в первую очередь. Но однако, не принятия учениками отрицательных сторон Интернета и компьютера могут привести к негативному влиянию на психическое и физическое здоровье личности.
Можно ли помочь этим молодым людям? Лечение компьютерной и интернет-зависимости разной степени может проводиться различными методами. Но, перед тем как принять окончательное решение о лечении человека от компьютерной зависимости, надо понять, почему он предпочитает жить в придуманном мире, а не в реальном, что заставляет его так поступать. А когда причины известны, то и методы должны выбираться в соответствии с ними, для того чтобы эти причины устранить. Чаще всего это неуверенность в себе и своих возможностях, неумение общаться с другими людьми, внутренние и внешние конфликты, которые подросток не может или не хочет решать.
Итак, можно сделать вывод:
человек, попадающий под зависимость от Интернета должен обладать определенными чертами характера, а именно слабой волей, страхом перед мнением общественности, стремлением к одобрению, повышенная чувствительность к критике и неодобрению. Человек, находящийся в группе риска боится брать на себя ответственность за свои поступки, он не может делать выбор.
Исходя из этого, мы разработали практические рекомендации по профилактике интернет – зависимости, опираясь на многочисленные литературные источники:
Установить предел времени, которое можно проводить в Интернете,
Заставлять себя время от времени несколько дней подряд не работать в Интернете,
Программным образом заблокировать доступ к каким-то конкретным ресурсам Интернета,
Заставлять себя вместо работы в Интернете заниматься своим хобби.
Вычислить сайты, форумы, чаты не относящиеся к образованию, и ограничить, а то и вовсе прекратить их посещение.
Используемая литература
Бурова (Лоскутова) В.А. Кибераддикты среди нас // Газета «Известия», С.