Как использовать референсы в рисовании
Что такое референсы и зачем они нужны
Пару веков назад, чтобы изобразить летящего голубя, художнику приходилось часами наблюдать за птицами. Сейчас для этого есть референсы.
Часто слышу это словечко. Что оно означает?
Референсом называют вспомогательное изображение — образец, к которому обращается дизайнер или художник во время работы. Это могут быть любые картинки из интернета, на которых есть что-то полезное.
Референсы рассматривают, чтобы уточнить свой рисунок: лучше понять форму предметов, найти интересные ракурсы. Иногда их используют, чтобы изучить какую-то художественную технику и сделать собственную работу в той же стилистике.
Само слово — калька с английского reference — переводится как «справка» или «рекомендация».
Пишущий дизайнер. Пришла в профессию, получив второе образование, ранее занималась когнитивными исследованиями, SMM и копирайтингом. Пишет о визуальных трендах, делится наблюдениями из отрасли и техническими лайфхаками.
Погодите, а как именно это работает?
Вот, например, нужно вам нарисовать на логотипе морского котика. А вы понятия не имеете, с чего начинать: сколько у него лап, какой формы голова, чем он отличается от морской коровы и от морского льва?
Вероятно, вы пойдёте в Google, соберёте кучу фотографий морских котиков, снятых с разных ракурсов. И, глядя на них, будете делать свой логотип. Возможно, вы даже обведёте какого-нибудь особенно красивого котика по контуру в Adobe Illustrator. И дальше будете с этим контуром работать: упрощать его или слегка изменять пропорции.
Изображения, которыми вы пользуетесь, и есть референсы. Они помогают дизайнерам, художникам и иллюстраторам делать работу быстрее и качественнее.
То есть референсы — это фотографии?
Необязательно. Это любые картинки. Чужие рисунки тоже годятся.
Ого, даже так! А работа с чужими рисунками не считается плагиатом?
Нет, ведь референсы не копируют полностью. Это вспомогательный материал, на основе которого создают нечто новое и уникальное.
Представим, что вы не нашли фотографий морского котика в нужном положении, зато увидели удачные рисунки. Почему бы их не использовать? Вы же только повторите позу котика. При этом сами выберете художественные приёмы и сочетания цветов, нарисуете зверю довольную ухмылку, вокруг изобразите морские волны… И получится уже совершенно другая картинка.
Но бывает, что референсы используют не для изучения объектов, а именно для поиска стилистических приёмов. Здесь вопрос плагиата стоит более остро. Впрочем, в современном мире трудно придумать что-то кардинально новое — все способы рисования, так или иначе, повторяются у разных дизайнеров и художников.
Чтобы избежать невольного копирования, обычно работают не с одним референсом, а набирают штук пять-десять. Тогда из каждого можно почерпнуть лучшее и создать собственную работу.
Можно сказать, что референсы — это картинки для вдохновения?
Да. Начинать проект с нуля трудно. А референсы задают контекст.
Не знаете, как изобразить трактор? Найдите несколько картинок с тракторами и выберите его самые характерные черты для своего рисунка.
Не знаете, как создать объёмные иконки? Можно найти чужие работы и сделать свои по аналогии.
Не можете придумать логотип для веганского кафе? Возможно, другие логотипы в этом сегменте натолкнут вас на идеи.
А клиенту можно показывать референсы, чтобы согласовать концепцию?
Конечно, именно так и делают! Референсы в одной стилистике собирают в мудборд — коллаж, демонстрирующий концепцию проекта. Таких коллажей дизайнер составляет несколько штук, чтобы потом вместе с заказчиком выбрать самый удачный.
Но не все референсы показывают клиентам — только те, которые отражают идеи, цвета, настроение. А вот картинки с анатомическими подробностями, например, могут пригодиться художнику в работе над персонажем, но заказчику они точно не нужны.
А где лучше искать эти картинки?
Можно воспользоваться поиском Google или фотостоками. Если нужны рисунки, есть Dribbble, Pinterest или Behance. Прямо на этих сайтах можно сохранять картинки по разным папкам — это очень удобно для работы параллельно с несколькими проектами.
Где чаще всего применяют референсы?
Везде, где нужно что-то изобразить. Даже для традиционного рисунка и живописи их используют, если нет возможности рисовать с натуры. Например, портреты на заказ часто делают с фотографий — это тоже референсы.
Если дизайнер одежды хочет вдохновиться платьями XVIII века, он будет использовать как референсы парадные портреты того времени. Если дизайнеру интерьера закажут проект в мавританском стиле, он пойдёт гуглить аутентичные фото таких дворцов.
Но чаще всего референсы используют специалисты, которые работают с компьютерной графикой. Это 2D- и 3D-художники, иллюстраторы, графические дизайнеры. Потому что с референсами удобно работать в компьютерных программах. Можно рисовать прямо поверх образца или сделать точный векторный контур, можно в два клика определить цвет на референсе или автоматически размыть картинку, чтобы оценить соотношение крупных форм.
Референсы используют, когда нужно нарисовать логотип, узор, персонажа, предмет или локацию.
Хотите научиться научиться работать с референсами и создавать компьютерную графику для киноиндустрии и игр? Записывайтесь на наш курс!
Руководство по референсам: 13 советов для художников
В этой статье собраны лучшие советы профессионалов. Сперва мы поговорим об общих принципах, а затем перейдем к конкретным советам по использованию референсов.
Нужно ли пользоваться референсами?
Недавно в твиттере набрал популярность хэштег #ArtistConfessions и одним из самых популярных стало признание художников в том, что они используют референсы. Это странно, потому что как отметил британский иллюстратор и карикатурист Нил Дэвис, именно это и должны делать художники.
1. Определите границы
“Я учила людей рисовать портреты и сперва заставляла их изучить строение черепа и лицевых мышц, прежде чем переходить к рисованию настоящих человеческих лиц. Такой подход им сильно помог разобраться с тоном и пропорциями.”
2. Комбинируйте референсы
3. Обращайте внимание на авторские права
4. Создавайте свои собственные референсы
Как объясняет Рид: “Хотя я использовал референсы для вдохновения и поиска идей, мне не хватало их для таких задач как выставление поз у персонажей, выражений лиц, разных положений и видов рук, ног, глаз, носов, ртов и т.д.”
5. Анализируйте свой процесс рисования
6. Не копируйте референс в точности
Художники всегда испытывают искушение скопировать все до мельчайших деталей. Но люди и предметы не выглядят на фото также, как в реальной жизни, так что помните о том, зачем нужен референс — чтобы получить информации о пропорциях, тоне, краях предметов и цветах. Чтобы рисунок получился правдоподобным, скорее всего вам придется отклониться от референса. Иногда это отклонение будет очень сильным, а иногда едва заметным.
7. Спросите себя, действительно ли вам необходим референс
Этот простой вопрос стоит задать себе как можно раньше. Работа с натурой эффективнее и приведет к более правдоподобным результатам. Конечно, рисовать с натуры можно не всегда, просто постарайтесь не использовать референсы по умолчанию. Если нужную вам сцену вы можете быстро собрать в студии, так и сделайте.
8. Делайте фотографии самостоятельно
Когда возможно, старайтесь сами делать фотографии. Для каждого проекта требуется нечто слегка отличающееся от референса. Может возникнуть соблазн быстро поискать в Интернете и работать с тем, что найдете, хоть и не совсем подходящим. Вместо этого, если можно, старайтесь уделить подготовке к рисованию дополнительное время и сделать фотографии своими руками.
9. Обращайте внимание на “странности”
Если мы замечаем на фотографии что-то странное, то чаще всего принимаем это. Мы не подвергаем такие странности сомнению, потому что камера документирует реальность. Однако как художники мы должны избегать переноса странностей на холст или бумагу. На фотографиях могут проявляться самые разные вещи, такие как вымученная перспектива, странные углы или освещение, или даже сильное искажение из-за специальных объективов. Если вы будете обращать внимание на такие вещи, то сможете вовремя скорректировать рисунок.
10. Избегайте засвеченных фотографий
Я часто вижу художников, которые использую в качестве референсов работы модных фотографов или других узких специалистов. Чаще всего такие фотографии не передают нужную художнику информацию. К примеру, многие фотографы специально убирают тени с лица модели, чтобы создать нетронутый и гладкий вид. Такой подход скрывает множество недостатков, но не дает художнику нужной информации о структуре.
11. Сосредоточьтесь на освещении
Самым важным для художника должно быть правильное освещение на референсе. Чтобы понять строение того, что вы собираетесь рисовать, вам оно необходимо. Темные и светлые участки должны быть четкими и ясными. Чем проще и понятнее будет освещение, тем проще его будет нарисовать.
12. Помните о том, что на фотографии края предметов получаются четкими
Обычно фотография добавляет четкости краям с разным тоном, если только ретушер не наложил фильтр. Мягкий переход от света к тени на щеке модели на фотографии чаще всего будет выглядеть резким. Когда вы рисуете с фотографии, постарайтесь осознанно смягчать края. Такая компенсация убережет ваш рисунок от плоского и неестественного вида.
13. Делайте стадики на цвет отдельно
Практически любой из нас когда-либо делал фотографию с неправильным балансом белого, а потом обнаруживал на фото пугающий оттенок синего или оранжевого. Искажение цвета на фотографии может сильно варьироваться. Самым лучшим способом решения этой проблемы будет наблюдение за объектами в реальной жизни, сбор как можно большего количества референсов или стадики на цвет отдельно от референса.
Понравился материал? Поддержите его лайком и репостом,
чтобы мы могли выпускать еще больше! Подписывайтесь на наши сообщества:
Digital Painting Classes — комьюнити для художников, аниматоров и 3D-специалистов; ежедневные подборки для вдохновения, полезные материалы, артбуки, баттлы и конкурсы.
Smirnov School — школа цирового рисунка и концепт-арта: мы готовим художников для работы в игровой индустрии.
Предыдущий материал по теме:
Лучшие артбуки для подарка на День Святого Валентина
Как пользоваться референсами и не спалиться
Ребят, скажу честно : я не злорадствую. Просто я искренее не понимаю, как человек находясь в здравом уме, твердой памяти и трезвом состоянии (хотя, этот пункт не обязателен — сам проверял), игнорирует такое важное явление в жизни любого специалиста творческой профессии, как референс? Особенно, если он иллюстратор или, не дай бог, дизайнер. Особенно, если о медальках на уже упомянутом Бихансе, он читал лишь в моих постах. Он, что, хочет узнать, что я ел на завтрак?
Один очень крутой художник комиксов, имя не помню, хоть убейте (но лучше не надо, а то гайд по плоской графике я не допишу), писал, что первые 15 лет своей практики он активно пользовался референсами и советовал начинающим не стесняться такое практиковать. На что тогда рассчитывает человек, который месяц назад скачал Адобовский пакет софта? Наверное, на чудо, ведь ничто другое ему помочь не сможет.
Но и пользоваться референсами надо с умом — Кёнигсбергская комиссия по защите авторских прав иллюстраторов не дремлет, и не поленится обвинить вас в плагиате при первой на то возможности. Поэтому я решил немного поделиться опытом и рассказать коллегам иллюстраторам, как пользоваться референсами и не спалиться. Запомните: воровать — не плохо, плохо — это когда спалился.
Рассмотрим на примере
Некто Агент Заливка (Agent Fill) решил поставить на обложке своего социального профиля иллюстрацию с летающим дроном. Отрисовывать его, конечно же, пришлось мне.
III. Поиск референса стиля. Когда форма готова, самое время добавить изюминку в изображаемый объект: детали, тени, блики и, самое главное, глянец. Объект, части которого имеют одновременно матовую и глянцевую поверхность, всегда будет смотреться выигрышнее, чем объект, имеющий лишь матовую.
В основном какая-то фигня, но жить можно. В итоге получился вот такой летающий дрон. В данном случае я исходил из концепции, что летающий дрон на обложке должен иметь меньший визуальный вес, чем аватарка агента, чтобы не перебивать акцент. Поэтому в качестве стиля я выбрал лайн-арт с падающими тенями цвета контура объекта.
Резюмирую
Из одного набора файлов-референсов я беру форму ( ref_photo ), из другого стилизацию и упрощенное конструктивное строение формы ( ref_stylization ), из последнего— стилистические фишки ( ref_detail ). Затем пропускаю получившийся микс через воронку моих личных графических наработок и на выходе получаю уникальное изображение. Процесс работы наглядно иллюстрирует картинка ниже. А вы думали как-то иначе? Тогда примите мои соболезнования.
Разумеется, это не всегда спасает от комментариев типо: «Ты это с3,14здил у User_Name», но в таких случаях сработает старый добрый боковой в челюсть.
На этом я с тобой прощаюсь и желаю тебе, мой дорогой друг, успехов в творчестве.
А если успехов хочется побольше, да побыстрее, советую обратить внимание на мой гайд по плоской графике «In FLAT». Подробности можно прочитать в посте с условиями участия. Также в моем паблике можно посмотреть пару бесплатных видосов, посмотреть прогресс нынешней группы учеников и прочитать отзывы учеников. Ну или просто передать мне привет.
Еще больше советов для дизайнера — в моем блоге Вк
Так же мои советы в режиме нон-стоп выходят в ТГ канале. Но будьте осторожны: риск передозировки очень велик.
Что такое референсы, для чего они нужны и где их искать
Блочный редактор писем, готовые шаблоны email, формы подписки и автоматизация. Запускайте email-рассылки, чтобы быть на связи со своими клиентами.
Как развиваться в диджитал. Какие каналы сейчас в тренде. Как зарабатывать больше и поднимать чек за свои услуги.
Рассказываем про инструменты для email-рассылок. Обсуждаем лучшие примеры и механики. Говорим о деньгах. Публикуем вакансии.
Создание чего-то нового начинается с изучения примеров. Референс (reference) — как раз и есть пример для работы и вдохновения.
Например, я рисую логотип для автомобильной компании или записываю курс по игре на гитаре. Отправная точка работы — поиск референсов. Найти референс — значит, посмотреть, как выглядит логотипы у автомобильных компаний или структура гитарных курсов у других музыкальных школ.
Референсы решают две задачи:
Что такое референсы — разобрались. Дальше расскажу, где искать референсы и в каких сферах деятельности их применяют.
Если хотите сразу посмотреть список всех сервисов, то выбирайте:
Dribbble (дизайнерам и художникам)
Behance (дизайнерам, художникам, иллюстраторам)
Pinterest (дизайнерам, художникам, фотографам)
ArtStation (художникам из сферы digital и геймдева)
Muzli (медиа для дизайнеров)
Каналы вакансий в Телеграме (smm-щикам, редакторам, авторам, маркетологам)
Где применяют референсы
Везде — как в работе, так и в личных целях.
В личных целях. Например, мне надоело жить в безликой комнате и я хочу сделать ремонт. Для этого можно изучить референсы — посмотреть, как другие люди украшают свою комнату: какие предметы уюта используют, как выстраивают освещение и располагают вещи.
В работе. Например, я smm-щик — веду соцсети клиентов, создаю картинки и пишу подводки. Проект с новым заказчиком я начну с обсуждения референсов: он пришлет мне примеры соцсетей, которые ему нравятся. В этом случае мне интересны стратегия продвижения и способ коммуникации у компании-референса.
Референсы используют в любых областях, где нужно создать что-то не под копирку. Архитектура, дизайн, иллюстрации, музыка, редактура, видео, фильмы, геймдев, программирование, проектирование приложений, юридическое дело — это произвольные примеры, где потребуются референсы для работы.
Эту статью я также писал с оглядкой на референсы. Я смотрел, на какие вопросы отвечают другие статьи на эту тему, какая у них структура, подмечал, что мне не нравится и как улучшить материал, который я буду писать сам.
Отдельно стоит упомянуть как полезны референсы для художников и дизайнеров. Иллюстратор может открыть для себя новые стили рисования, особенности сочетания цветов, решения в оформлении сайтов, визуальные приемы, или просто подсмотреть, как другие специалисты рисуют конкретный объект и с какого ракурса. Из-за этого появились специальные социальные сети в ядре которых — обмен визуальными референсами и картинками.
Как использовать референсы в рисовании
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Учимся видеть. Основные шаги в работе с референсом
Некоторым рисование дается легко, а некоторым приходится очень много работать, чтобы улучшить свои умения. Большая часть счастливчиков обладают естественной способностью видеть взаимосвязи в рисунке. К счастью, видеть «правильно» – то, чему можно научиться и то, что можно наработать! Чем больше вы приучаете свой мозг мыслить в верном русле, тем лучше получаются ваши рисунки.
В процессе работы художники активно подключают критическое мышление, чтобы замечать достоинства и огрехи в рисунке. В постмодернистском искусстве эти критерии размыты, но если говорить о фигуре человека, то мнение большинства все же склоняется к ее реалистичному изображению.
Вы наверняка наблюдали за кем-то рисующим человека с натуры и думали: «Вау, так быстро и аккуратно!» Люди от природы талантливые либо те, кто просто много практиковались, способны распознать «правильное» и «неправильное» так быстро, почти на автомате – и больше нет необходимости думать об этом в процессе рисования. Поэтому большинству художников все же необходимо учиться основам. Умение видеть по-новому сделает ваши рисунки намного более выразительными.
Вы можете спросить: «Почему я вижу неправильно?» И это будет хорошим вопросом. Обычно когда неподготовленный художник пытается работать с референсом, его внимание в первую очередь уделяется ступням, рукам, голове. Они часто рисуют, с установкой на то, как они должны выглядеть, и не придают значения тому, как они В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ выглядят. В первую очередь, наш мозг анализирует визуальную информацию. Критическое мышление происходит в левом полушарии мозга. Однако в правом полушарии протекает процесс осознания особых взаимосвязей, который позволяет нам видеть вещи в контексте.
Человеческий облик – один из самых сложных объектов для изображения. Лучший способ научиться рисовать его – работа с живой обнаженной натурой. К сожалению, это не по карману многим художникам. Но к счастью, почти у всех есть доступ к журналам и интернет-ресурсам,где в изобилии представлены различные фотографии людей.
В качестве примера в этой статье, мы возьмем это фото (вариант покрупнее можете найти, пройдя по этой ссылке):
Инструменты, которые нам понадобятся
Чтобы сразу же последовать советам, описанным в данной статье, держите под рукой:
Урок первый: общая линия движения
Начнем с основной линии движения, которая есть у всей фигуры в целом. Это общее движение и направление фигуры или объекта. Вы наверняка видели какой-нибудь рисунок и замечали, что он слишком статичный. Это случается оттого, что художник не уловил и не передал линию движения модели.
От линии движения, особенно в изображении фигуры человека, существенно зависит реалистичность рисунка. Даже у очень статичной позы есть свое движение. Изящные или экспрессивные позы могут сказать много о настроении или индивидуальности модели. Умение видеть и выразить эти жесты – верный путь добиться в своих работах живости и реалистичности.
Начнем с общей линии движения для всей фигуры. На примере внизу вы можете видеть красную линию, показывающую общее движение тела. Множество художников начинают с этой простой линии: в ней заложено много информации, очень полезной для дальнейшей работы над рисунком.
Теперь видно, что рисование – это не только контурные линии. Чтобы научиться правдиво изображать фигуру человека, нужно знать закономерности соединений ее отдельных частей и понимать внутреннее строение. Кости, мышцы и сухожилия играют главную роль в том, как и почему движется тело, хотя вам не обязательно изучать анатомию как медику, чтобы понять все взаимосвязи. Линия движения – ваш первый шаг к корректному изображению фигуры, ваш первый кусочек мозаики!
Ниже представлены немного фотореференсов. Найдите время набросать на бумаге линии движения каждой позы. Затем сравните их с примерами на следующей группе фотографий.
Ну как, справились? Надеюсь, что да! Линии не обязательно должны быть полностью идентичными, но если ваши все же сильно отличаются, практикуйтесь больше по фотографиям, найденным в интернете или журналах. Потребуется время, но не расстраивайтесь, если не получается сразу.
Делайте наброски линий движения до тех пор, пока не почувствуете себя уверенными и не захотите перейти к следующему уроку.
Урок второй: линии движения частей тела
Когда вы закрепили свои знания об общей линии движения на практике, перейдите к применению подобного принципа на отдельных частях фигуры. Некоторые позы очень динамичны, благодаря разным, порой причудливым положениям рук и ног. Как и у корпуса тела, у конечностей есть свои жесты и движения, которые могут быть изображены в виде линий.
Для начала нужно научиться видеть движения плеч и бедер. Торс – центр тела, а позвоночник проходит по центру торса. Углы позиций плеч и бедер прямо связаны с позвоночником потому, что люди естественно переносят свой вес с одной ступни на другую. Иногда это называется «контрапостом» или «противопоставлением противоположностей». В этой позе бедра и плечи обычно наклонены в противоположных направлениях друг от друга, тогда как позвоночник изгибается для устойчивости тела.
На фотографиях-примерах красным цветом показана общая линия движения, а желтым – линии бедер и плеч. Отметьте, в каких направлениях они наклоняются – иногда очень изящно, иногда очень выразительно. Когда вы рисуете, то можете по памяти построить линию движения, о которой мы говорили в первом уроке. Набросок угла бедер и плеч тоже помогает верному построению позы.
Если теория вам понятна, используйте представленные ниже фотографии для практики. Сначала изобразите общую линию движения, а затем попытайтесь найти и добавить такие же линии для плеч и бедер.
И проверьте, что у вас получилось.
Если вы работаете на компьютере, загрузите стоковые фото и в учебных целях рисуйте линии движения поверх фото. Ну а на бумаге можете пользоваться линейкой или карандашом: смотря на углы на референсе, располагать карандаш на бумаге под такими же углами. Это требует времени, но зато может здорово помочь и в рисовании окружающих предметов, таких как стулья и т.д.
Иногда художники могут немного утрировать эти углы, чтобы придать позе экспрессии. Привыкнув к работе с референсами, вы можете видеть, как легко можно менять углы наклона и тем самым добавить чуточку экспрессии или изящества.
Теперь обратите внимание на руки и ноги. У всего есть свое движение, соотносящееся с общим, поэтому жесты рук и ног связаны с позвоночником, бедрами и плечами.
Вам не нужно беспокоиться о специфических изгибах всех мускул и костей, и это самое главное. Не думайте о «краях» формы, а смотрите только на общее направление и движение конечностей. Дьявол в мелочах, так что не позволяйте ему сбить вас с толку – если вы только прочувствуете жест, вы сможете построить и всю позу в дальнейшем.
На этих примерах зелеными линиями показаны жесты рук и ног. Заметьте какие они свободные, и если вы сами рисуете, тоже расслабьтесь. Линиям не обязательно быть конкретными, лучше пусть они будут плавными.
Очень часто опорная нога кажется полностью прямой. В таком случае выбор угла наклона ноги – важный фактор для передачи баланса фигуры. Если вы уже закончили рисунок и со стороны вам сказали: «Она/он завален!», тогда причина в злосчастной опорной ноге.
Перед вами пример таких скетчей на бумаге. Заметьте, линии свободные и иногда линий требуется больше, чтобы выразить одно телодвижение. Изобразить подобные линии в графическом редакторе бывает проще, но обычно не всегда первая попытка получается верной. Нормально вносить любые исправления, а так же ничего страшного в том, чтобы стереть все и начать заново. Постарайтесь дать линиям «течь» настолько плавно, насколько это возможно.
Урок третий: облекаем в плоть
Итак, вы получили неплохое представление о том, как соотносятся и как движутся все части тела. Теперь изучим их общую форму.
Внимание: не забывайте использовать уже приобретенные вами навыки! Если узнали что-нибудь новое по рисованию человеческого тела, не стесняйтесь применять эти знания вкупе с почерпнутым из данного урока.
Одним из способов научиться рисовать человеческое тело будет просто продолжать применять уже изученное вами. Можете использовать метод определения углов, чтобы показать «внешнюю» сторону формы.Помните это изображение – оно было в начале урока?
Набросок посередине показывает следующий шаг определения данной позы. Здесь вы видите нечеткий овал, который намекает на положение головы, и линии движения, которые определяют изгибы торса. Используйте специальный инструмент, чтобы определить углы, если чувствуете в этом необходимость, однако помните, что я даю лишь общие советы. На самом деле, не существует четких правил размещения, и у вас будет достаточно времени, чтобы внести корректировку.
Помните, что грудная клетка и бедра движутся вместе с позвоночником. Короткие толстые линии, которые мы провели поперек плеч и бедер, показывают направления, в котором движется каждый из сегментов. Если же фигура находится в контрапосте, когда большая часть веса приходится на одну стопу, поворот происходит посередине тела.
Сравнивая свой набросок с похожим цифровым изображением, я сразу же вижу, что нижний левый угол на нем не столь выразителен. Вы без труда нарисуете точную позу, если будете сравнивать размеры с размерами оригинала.
Продолжайте делать замеры углов и набросайте направление рук и ног у изображаемого вами тела. Помните: пока еще не время вырисовывать мелкие детали. Сосредоточьтесь на общем направлении конечностей. Например, при использовании данного приема, прямые ноги становятся похожими на вытянутые конусы, а согнутое положение ног едва угадывается.
Мышцы и кости определяют форму и направление, которое она примет. Если вы изучаете устройство мышц и костей человеческого тела, вам будет проще разобраться, почему те выглядят снаружи именно так, а не иначе. Наши общие советы не заходят так далеко, однако мы все же посоветуем глубже изучать анатомию. Узнав, как взаимодействуют между собой кости и мышцы, вы четче будете понимать, почему набросок выглядит именно так, а не иначе.
Существует множество других способов выверить точность при создании общего наброска. Один простой способ, который я применяю, заключается в сравнении линий по вертикали и горизонтали, чтобы увидеть, какие части тела выстраиваются в линию друг с другом. Так вы сможете сразу же увидеть любые отклонения на вашем наброске и быстро исправить их.
Глядя на наш рисунок-опору, мы можем быстро заметить размещение различных частей тела относительно друг друга. В нашем примере внутренняя сторона ступни справа выстраивается по вертикали в одну линию с подбородком. Левая рука расположена несколько ниже право в горизонтальном сравнении. Это не вызывает неприятия, поскольку плечи наклонены вперед, однако, если бы мы не проверили эту деталь, то легко бы подумали, что обе руки выстроены горизонтально. Иногда суть не в том, что с чем ВЫСТРОЕНО в линию, а что НЕ ВЫСТРОЕНО. Левая ступня выступает за пределы фигуры. Если проверить соотношение по вертикали пальцев на этой ступне, и вам станет видно, что они находятся на одной линии с запястьем, это будет означать, что либо рука не находится точно по линии, либо же сама ступня находится в неверном месте.
Такого рода сравнения относительны, поэтому вам придется много раз сравнивать, прежде чем вырисуется некая закономерность. Чем больше вы будете тренироваться делать наброски с опорных рисунков, тем больше подобных закономерностей вы начнете замечать уже подсознательно.
Большую часть времени человеческая фигура имеет такое же расстояние от макушки головы до паха, как от паха до пяток. Это – одно из самых простых и полезных измерений, которое поможет проверить длину ног. В целях стилизации вы можете потом изменить это взаимоотношение пропорций, дабы придать фигуре более гротескный вид.
«Негативное пространство» – пространство вокруг фигуры – также может нести немало информации. Возьмем, к примеру, очертания, создаваемые телом и правой рукой. Наш мозг имеет склонность воспринимать в первую очередь предмет (руку), но иногда и его отсутствие (пространство) может помочь разместить фигуру или определить форму. Попробуйте научиться видеть как положительные (фигура), так и отрицательные («воздух») формы и делать постоянные сравнения со своим наброском, чтобы удостовериться в верности пропорций.
От первого наброска до завершенного рисунка путь еще долог, однако я надеюсь, что мое общее введение помогло вам разобраться, с чего начать! Для тех, кто учится рисовать, я настоятельно рекомендую книгу Бетти Эдвардс «Drawing on the Right Side of the Brain». Вы можете узнать больше об этой книге по этой ссылке.