Как используют оригами в жизни
Использование оригами в жизни человека
Ключевые слова: оригами
1. ИСТОРИЯ ОРИГАМИ
Оригами (яп. 折り紙, букв: «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была изобретена бумага.
Первоначально использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Только после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.
Первооткрывателем оригами считается скромный рабочий одного из японских оборонных заводов который изобрел универсальный способ записи складывания. Звали японца Акира Ёсидзава. И способ, им придуманный, стал таким же универсальным языком, как и нотная грамота. На Русь оригами пришло гораздо позже. В XIX в. одними из первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая II. Историки утверждают, что многие известные миру люди занимались оригами всерьез. К их числу относят и русского писателя Льва Толстого.
В старину оригами было не только искусством, но и наукой, обучающей точности и терпению.
2. ТЕХНИКА И ТИПЫ ОРИГАМИ
Древние японцы, создавая первые изделия из бумажного листа, придумали и технику исполнения оригами. Эти традиционные знания передавались из поколения в поколение, из страны в страну, от одного города к другому. За многие столетия существования этого древнего вида искусства многое было утрачено, что-то претерпело изменения, появилось новое. Но древние традиции в целом сохранены. Оригами было и остается техникой работы с целым листом бумаги.
Один важный классический подход к разработке оригами заключается в понятии базы. База – простая сложенная форма, которая может быть развита во множество различных фигурок.
В Японии известно несколько типов оригами. Возникли они в разные времена, что обусловливалось не только разными технологиями изготовления похожих изделий, но и появлением цветной бумаги, а также целями выполнения того или иного предмета.
Кусудама (яп. 薬玉?, букв. «лекарственный шар») — бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Как вариант, отдельные компоненты могут быть склеены вместе. Иногда, как украшение, снизу прикрепляется кисточка. В древней Японии кусудамы использовались для целебных сборов и благовоний. Считается, что такой шар, если его подвесить над кроватью больного, будет способствовать выздоровлению.
Искусство кусудамы происходит от древней японской традиции, когда кусудамы использовались для фимиама и смеси сухих лепестков; возможно, это были первые настоящие букеты цветов или трав. Само слово представляет комбинацию двух японских слов кусури (лекарство) и тама(шар). В настоящее время кусудамы обычно используют для украшения или в качестве подарков.
3. ОРИГАМИ В ПЕДАГОГИКЕ
Мы связаны с бумагой от наших самых первых дней и до конца жизни. Сегодня малыши сталкиваются с листами этого материала гораздо раньше, чем начинают учиться писать или читать. Ребенок рвет, мнет ее, пытаясь придать листу определенную желаемую форму. Этот материал доступен и дешев, поэтому его можно без страха доверять детям. Другое удобство таких занятий для ребенка это то, что бумага легко поддается любым деформациям. А после занятий еще долго и хорошо держит заданную форму. Это используется сегодня во многих воспитательно-развивающих методиках.
Модель кораблика
Оригами развивает способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как чтобы сделать поделку, нужно запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами можно очень продуктивно использовать в процессе обучения. С его помощью ученики быстрее освоят математику (особенно ее раздел — геометрию, т.к. понятие о геометрических фигурах лежит в основе всех методик). Бумажные техники помогут понять и другие точные науки, основы архитектуры и других искусств.
4. ОРИГАМИ В ПСИХОЛОГИИ
В наше время оригами с успехом используют в лечебной и реабилитационной практике врачи самых разных специализаций. В материалах «Первой международной конференции «Оригами в педагогике и психологии» отмечается позитивное влияние занятий оригами в работе с инвалидами слуха, зрения, опорно-двигательной системы, пациентами психиатрических больниц, глухонемыми, онкологическими больными, а также социальной реабилитации наркоманов, алкоголиков и заключенных. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что занятия оригами улучшают качество жизни больных, уменьшают уровень тревожности, помогают забыть боль и горе, повышают самооценку, способствуют налаживанию дружеских отношений, взаимопомощи в коллективе, помогают установить контакт между врачом и пациентом.
5. ОРИГАМИ И МОДА
Каждый день сталкиваемся с новостями и новинками в мире моды. Мы все же не перестаем удивляться фантазии, креативности и нестандартному подходу дизайнеров в разработке и создании порой иногда немыслимых силуэтов, форм с помощью обычных или новаторских материалов.
Освоив основы оригами, можно применить его отражения в таких сферах жизни, как сервировка стола, упаковка подарка, изготовление сувениров, новогодних игрушек, открыток к праздникам, бижутерии и др.
С помощью оригами можно развить свои психологические способности – это память, внимание, воображение и даже речь. Ведь мелкая моторика (работа пальцами рук) активизирует работу левого полушария, которое отвечает за функцию речи.
Сейчас методику оригами используют в развивающих центрах (детские центры развития), в школах как факультативы или даже как отдельный предмет. Оригами развивается, во многих странах созданы общества оригамистов, в интернете можно найти множество сайтов посвящённых техникам оригами. Люди, в жизни которых оригами играет не последнюю роль; каждый год проводятся выставки, конференции, и все больше людей узнают об этом замечательном занятии.
Подводя итоги своей работы, мы убедились в том, что оригами действительно находится вокруг нас. Данный вид творчества можно увидеть во многих отраслях нашей жизни.
Библиографический список
1. Сержантова Т.Б. 100 праздничных моделей оригами. М, «Айрис Пресс», 2006.
2. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. М, «Айрис Пресс», 2005.
3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Всё об оригами. Справочник. С-Пб: «Кристалл», М: «Оникс», 2005.
Чем полезно оригами
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Дата публикации: 07.01.2017
Статья просмотрена: 14027 раз
Библиографическое описание:
Яковлева, Е. В. Чем полезно оригами / Е. В. Яковлева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2017 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2017. — С. 59-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/210/11620/ (дата обращения: 26.12.2021).
Искусство оригами, именно так его следует называть, знакомо каждому из нас с детства. Каждый взрослый, будучи ребенком, делал кораблики, самолётики, бомбочки, лягушек и тюльпаны из бумаги. Однако не все знали тогда, что это называется именно оригами. Сегодня это увлечение популярно как никогда ранее: им увлекаются и взрослые, и малыши.
Оригами (яп. «сложенная бумага») — древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Родина оригами — Япония. Искусство складывания бумаги зародилось в Стране Восходящего солнца много веков назад. В далекой древности оригами имело религиозное предназначение, было храмовым искусством. Изготовление красочных фигурок являлось священным ритуальным действием. Ими украшали статую «многоликой» и «тысячерукой» богини милосердия Каннон, чтобы задобрить ее и попросить покровительства.
Долгое время этот вид искусства был доступен лишь представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Лишь после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.
Конструирование из бумаги и других материалов является сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе.
Наряду с детскими конструкторами — это не только интересное и увлекательное занятие, но и полезное и разносторонне развивающее ребёнка.
Оригами это не только интересно для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие. Ещё Лев Николаевич Толстой в трактате «Что такое искусство» предсказал великое будущее оригами в духовном и физическом развитии и воспитании детей. Оригами развивает способность работать руками, приучает пальцы к точным движениям, что особенно важно для детей, у которых имеются проблемы с мелкой моторикой и координацией рук. Дети, увлекающиеся оригами, обладают пространственным воображением. Они без труда разбираются в чертежах, легко представляют будущее бумажное изделие в объёме. Педагоги по оригами считают, что занятия им развивают память, активизируют мозг, способствуют развитию умения концентрировать внимание. Дети ведут настоящий творческий поиск, сами изобретают новые фигуры, создают весёлые игровые ситуации. Это своего рода игровая терапия. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. Сегодня ученые и педагоги единодушно признают, что между развитием кистей рук и общим развитием ребенка, его успехами в учебе и творчестве существует прямая связь.
Занятия оригами с точки зрения психологии получаются эмоционально — разгрузочными и служат стимулом для интеллектуального и эстетического развития дошкольников. Кроме того занятия оригами развивают и коммуникативные навыки детей. Весомым аргументом в пользу значимости занятий оригами служит тот факт, что единственный рабочий материал в оригами — это бумага. Бумага самый доступный и дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом.
Как указывает ряд авторов: В. Б. Косминская, Л. И. Васильева, Н. Б. Халезова и др. в процессе конструирования дошкольники приобретают знания и умения.
Значение оригами для развития ребенка.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами.
Похожие статьи
Особенности обучения дошкольников искусству оригами
На занятии по оригами ребенок проявляет своё «я». Пробует себя в роли изобретателя.
М.: Просвещение, 1977. — 253с. 8. Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду.
Литература: 1. «Оригами», «Конструирование из бумаги».
Особенности обучения дошкольников искусству оригами. Поэтому для успешного овладения складыванием бумаги в технике оригами
ребенок, мелкая моторика, работа, техник, развитие, гофрированная бумага, детский сад, мой взгляд, дошкольный возраст, моя группа.
Театр своими руками. Использование моделей оригами.
Чем полезно оригами | Статья в сборнике международной научной. оригами, ребенок, бумага, занятие оригами, искусство оригами, мелкая моторика, процесс.
Внеурочная деятельность как средство развития творческих.
Конспект НОД по конструированию из бумаги в технике оригами в старшей группе.
Основные термины (генерируются автоматически): оригами, ребенок, бумага, занятие оригами, искусство оригами, мелкая моторика, процесс.
Использование нетрадиционных приемов развития мелкой.
Также занятие оригами позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. У детей совершенствуется мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немало важно для будущих первоклассников).
Развитие мелкой моторики в изобразительной деятельности.
Оригами — складывание фигурок из бумаги.
мелкая моторика, ребенок, аппликация, работа, развитие, материал, дошкольный возраст, изобразительная деятельность, ленточная аппликация, природный материал.
Дополнительная образовательная программа «Начальное. »
оригами, ребенок, бумага, занятие оригами. Развитие творческих способностей детей с помощью техники оригами в процессе. Особенности обучения дошкольников искусству оригами.
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного.
Одним из средств активизации творческого потенциала ребенка является оригами — искусство складывания фигурок из бумаги, технология, обеспечивающая преемственность между учебой и игрой.
Роль оригами в формировании специализированных навыков.
Оригами — [яп.] — старинное японское искусство складывания и конструирования из бумаги разного рода изображений декоративного характера без ножниц и клея. «Ори» в переводе с японского «складывать», «ками» — бумага.
Исследовательская работа «Волшебный мир оригами»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка Мухен муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Тема: Волшебный мир оригами
Выполнила: Миронова Марина,
ученица 5 «а» класса МБОУ СОШ р. п. Мухен
Руководитель: Горностаева Валентина Ивановна,
библиотекарь МБОУ СОШ р. п. Мухен
2.1. Оригами – искусство складывания бумаги………………………….5
2.6. Оригами и основные геометрические понятия……………………..12-13
2.7. Исследование бумаги для оригами…………………………………..14
2.8. Оригами в повседневной жизни……………………………………. 15
Оригами – удивительное, загадочное слово. Практически каждый человек знаком с оригами, хотя не каждый из нас слышал это иностранное слово. Оригами – это японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги.
Первый раз это слово я услышала в 1 классе на уроке технологии. Но тогда я особого внимания этому не придала. В конце 4 класса, как то на уроке нам показали бумажные поделки, выполненные с помощью треугольного модуля в технике оригами (приложение 2). Учитель показал нам как соединять эти модули между собой. Это был единственный урок и мне захотелось узнать больше об этом интересном, увлекательном и полезном искусстве.
Моя мама, видя мое увлечение, купила мне книгу «Модульное оригами». Выполняя по схемам книги различные поделки я почувствовала, что я приобретаю опыт складывания бумаги, который мне пригодился на уроках математики. Играя, я познавала азы геометрии. При изготовлении фигурок оригами развиваются воображение, мелкая моторика рук, пространственное мышление, воспитывается вкус, аккуратность, трудолюбие, что и делает, изучение использования оригами актуальным для исследования.
Объект: оригами как вид прикладного искусства.
Предмет исследования: использование оригами в повседневной жизни.
Цель: рассмотреть возможности использования техники оригами для образования и развития учащегося.
Гипотеза: занятия оригами способствуют развитию творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственному мышлению, успешному изучению математики.
— изучить историю оригами;
— ознакомиться с техникой оригами;
— научиться создавать изделия оригами;
— выявить связь оригами и математики;
— найти способы применения оригами в повседневной жизни.
1. Метод математической статистики и обработки данных.
2. Анализ научно-популярной литературы.
2. Основная часть
2.1. Оригами – искусство складывания бумаги.
Понятие «оригами» пришло из японского языка. Сами японцы и были основателями этого вида искусства. В буквальном переводе оно означает «сложенная бумага», так как «ори» переводится как «сложенный», а кама – «бумага». Японцы оригами понимают как «искусство целого листа», т. е. изначальное его условие – неразрывность листа бумаги, его целостность без всякого рода вмешательств, прибавлений и других действий по отношению к нему. Только сгибание или складывание листа.
Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами». Бумажные фигурки делают дети и взрослые, художники и конструкторы. Его даже преподают в школах, о нем пишут книги и выпускают журналы с интересными статьями и описанием различных моделей.
Сейчас первоначальный философский смысл этой игрушки забылся. Кроме традиционных поделок из квадрата, изобрели множество других способов создания бумажных фигур. Это могут быть модели, сложенные из правильного треугольника и половинки квадрата, оторванной по вертикали или диагонали, или даже из пяти-, шести-, восьмиугольников. Последняя «мода» — складывать оригами из листа обычной писчей бумаги стандартного формата.
Еще делают модели, сплетенные из бесконечной ленты — тут уж оригами переходит в макраме. Совсем отошел от традиционного «оригами» также способ делать модели из множества одинаковых деталей (модулей). Так, из нескольких квадратов можно сделать красивый браслет или даже диадему (приложение 3).
В наше время оригами перестало быть только игрушкой. Этим искусством заинтересовались ученые и конструкторы. Проходят научные симпозиумы по оригами. Уже создаются сложнейшие технические конструкции — бумажные модели.
Но детей, конечно, больше всего интересует оригами как возможность создать новую игрушку. А можно создать новые, свои собственные объемные фигурки из бумаги.
2.2. История оригами
Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки появляются сначала в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке понятия «Бог» и «Бумага» звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами. Фигурки из бумаги имели символическое значение. Первоначально бумажные фигурки и поделки оставались лишь предметами ритуалов и обрядов народов азиатских стран. Их изготавливали к свадебным торжествам, ими украшали дом во время пиршеств или иных праздничных мероприятиях и традиционных обрядах. Но это еще не было искусство. Просто лист бумаги, очень ценный и дорогой, несущий в себе имя Бога, становился неотъемлемой частью жизни японца. Позднее искусством оригами стали пользоваться самураи. Они изобрели способ сворачивания листа бумаги таким образом, что лишь только посвященный в тайны оригами человек мог развернуть его, не испортив.
К началу XIV в. мода на оригами настолько захватила жителей стран
Япония же, создавшая целую оригамную азбуку, основу бумажного мастерства, официально осталась родиной этого искусства. Именно здесь и были изобретены все классические модели бумажных фигурок, поделок, которые используются по всему миру и по сей день.
На Русь оригами пришло гораздо позже. В XIX в. одними из первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая II. Обучил их этому мастерству филолог из Кембриджа, которого пригласили для обучения наследника престола. Детям это занятие сразу же пришлось по душе. Еще долгое время оригами в России оставалось «детским искусством».
Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой (приложение 5). В черновике к статье «Что такое искусство» он пишет: «Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство».
Восстановлению и возвращению оригами мир обязан известному мастеру-оригамисту Акира Йошизавы (приложение 6). Именно он после Второй мировой войны посвятил себя восстановлению утраченного и изобретению нового в искусстве оригами. Все свои знания и опыт он зафиксировал и отразил в точных чертежах, разработав условные знаки оригами.
2.3. Журавлики Хиросимы
Международный символ оригами – японский бумажный журавлик.
Журавль – символ счастья и удачи в Японии (приложение 8).
С бумажным журавликом связана одна печальная история-легенда, придавшая ему дополнительное значение, и превратившая его в священную птицу мира.
Во время второй мировой войны в Хиросиме жила маленькая девочка по имени СадакоСасаки (приложение 9). Она родилась в 1943 году и была совсем малышкой, когда при бомбежке Хиросимы погибли ее отец и мать. Сама Садако выжила, но заболела лучевой болезнью. Девочка боролась с болезнью как могла, но ей становилось все хуже с каждым годом. Лежа в госпитале, Садако складывала бумажных журавликов. Она верила, что если сложит тысячу журавликов, ее желание сбудется. Работать над журавликами становилось все тяжелее, и, поняв, что ей никогда не выздороветь, Садако стала мечтать о мире для всех людей Земли, чтобы не было больше войн и не гибли невинные. Но она не успела сделать тысячу журавликов. Сделав 644 журавлика, Садако умерла от болезни в госпитале 25 октября 1955 года. Узнав об этом, дети со всех стран стали присылать в Хиросиму сделанныe ими оригами – бумажных журавликов в надежде, что мечта Садако осуществится. В Японии воздвигли памятник Садако, и до сих пор в музей мира в Хиросиму дети присылают бумажных журавликов как символ мира и памяти.
1. Журавлика начинаем складывать с базовой формы Квадрат
2. Раздвигаем слои бумаги по бокам и делаем три сгиба: загибаем и разгибаем
правый и левый края, после чего загибаем и разгибаем верхушку фигуры.
Переворачиваем, повторяем то же самое с другой стороной;
3. Аккуратно поднимаем верхний слой ромба и загибаем его кверху.
Проделываем это, нажимая по бокам.
4. Переворачиваем фигуру, повторяем то же самое с другой стороной;
5. Раздвигаем по бокам слои бумаги и загибаем бока лицевого слоя фигуры к
центру;
6. Переворачиваем фигуру другой стороной и проделываем то же самое, что и в прошлом пункте;
7. Теперь раздвигаем слои бумаги по бокам фигуры и заворачиваем кверху
острые нижние концы. Нажимаем по бокам, выравниваем фигуру и отгибаем
в стороны как вы уже догадались, нос и хвост журавлика;
8. Загибаем журавлю нос, расправляем крылья и вуаля.