Как исправить ошибки в егаис
Проблемы с ЕГАИС
Проблемы использования системы ЕГАИС
Более трех лет все участники оптово-розничной сферы алкогольного рынка используют единую информационную систему для реализации своей продукции. За это время были выявлены ряд типичных проблем эксплуатации программного обеспечения (ПО).
Предлагаем Вам рассмотреть эти типовые сложности, дабы успешно обойти их в своей деятельности.
Оборудование и ПО
Для сопряжения с системой необходимо иметь специализированное оборудования и ПО. А именно: ПК, 2D сканер, криптографический ключ, ЭЦП и УТМ.
Проблемы могут возникнуть как с софтом, так и с «железом».
Если с такими проблемами столкнулись Вы, то обратитесь в техническую поддержку ТриАР – наша команда поможет разобраться с ними в кратчайшие сроки.
Второй проблемный фактор – это покупка необходимого качественного оборудования.
Перед многими деятелями возникает вопрос: отказаться от идеи бизнеса на рынке алкогольной продукции, или сэкономить на новом оборудовании. А экономия может принести серьезные проблемы при розничной торговле.
В более дорогих же моделях сканеров имеется опция, позволяющая работать с потертыми, мелкими кодами на расстоянии до 20 см.
Частые ошибки при работе с ЕГАИС
Ошибки, связанные с заполнением форм электронной документации. Когда внесение данных проводиться вручную оператором, что подразумевает риск образования погрешности в документации.
Также предприятия могут перенять ошибки и в наследство от первичной документации. В то время как возможность изменять документ в системе ограничена, в отличие от бумажного документооборота.
Ошибки в работе с ТТН: не вовремя подтвердили ТТН от поставщика или она не дошла для получателя, подтверждение ТТН не с той торговой точки, на которую был фактически получен товар, и другое.
Нарушение порядка и сроков подачи алкодеклараций и искажение данных является правонарушением, за которое предусмотрена административная ответственность. В соответствии с ст. 15.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях размер штрафа составляет:
Остатки продукции, полученные до 01.01.2016 и не реализованные до 01.10.2016, должны быть зафиксированы в системе ЕГАИС после 01.10.2016 перед розничной продажей.
Повторное наложение штрафа может являться основанием для отзыва лицензии на право торговли алкогольной продукцией.
Отдельная ответственность предусмотрена за продажу алкоголя с фальшивыми акцизными марками или совсем без них:
За оборот алкогольной продукции с нарушенной маркировкой или без нее предусмотрена административная ответственность по ч.4 ст.15.12 КоАП РФ. Штраф по этому нарушению составляет от 200 до 300 тысяч рублей с конфискацией алкогольной продукции.
За использование заведомо поддельных акцизных марок грозит уже уголовная ответственность по статье 327.1 УК РФ, предусматривающая штраф, обязательные или исправительные работы, либо арест. Обратите внимание, что вся ответственность за обнаруженную контрафактную или немаркированную продукцию лежит на ее владельце. Чтобы избежать штрафов, не допускайте ошибок.
За использование заведомо поддельных акцизных марок грозит уже уголовная ответственность по статье 327.1 УК РФ, предусматривающая штраф, обязательные или исправительные работы, либо арест. Обратите внимание, что вся ответственность за обнаруженную контрафактную или немаркированную продукцию лежит на ее владельце. Чтобы избежать штрафов, не допускайте ошибок.
Как исправить ошибку «Проверка не пройдена: продукция не поступала в магазин по поштучному учету»
Последнее время к нам стали все чаще обращаться с ошибкой при продаже крепкого алкоголя «Проверка не пройдена: продукция не поступала в магазин по поштучному учету«.
Поскольку мы оказываем поддержку по ЕГАИС более чем 4000 организациям и предпринимателям, эту ошибку мы научились быстро отлавливать и «лечить».
В данной статье мы опишем почему эта ошибка возникает, что она означает и как от нее избавиться.
Что означает эта ошибка?
Ниже приведены способы диагностики и решения ошибки «Проверка не пройдена: продукция не поступала в магазин по поштучному учету«.
Настройки УТМ
Для обновления настроек нужно нажать заветную кнопку и подтвердить обновление настроек УТМ. Обратите внимание, что в момент обновления настроек нежелательно производить розничные продажи и обрабатывать входящие документы.
Обновление настроек займет до 2 минут, при условии, что подключение к сети Интернет стабильное. После успешного обновления на главном экране должна появиться надпись «Обновление настроек не требуется» (только после обновления страницы в браузере). Также рекомендуем перезапустить УТМ для нужного эффекта.
Онлайн-проверка марки
Переходим на сайт https://check1.fsrar.ru и выбираем вкладку «Проверка статуса штрих-кода«, вводим штрих-код с проблемной бутылки, вводим код с картинки (капчу) и жмем кнопку «Запрос«.
Результатом онлайн проверки марки должна быть следующая информация: Вы должны увидеть статус » В обороте » данные ВАШЕЙ организации (ИНН и КПП) и адрес ВАШЕЙ организации, а в поле «Последнее движение» должна быть надпись » На остатках организации. «, номер фиксации FORM2.
Если Вы увидели в ответе ЕГАИС что-то другое, а именно:
В каждом отдельном случае необходимо разобраться, почему такой статус у штрихкода марки:
Проверка ТТН ЕГАИС будет описана в следующем пункте. Неправильная фиксация продажи исправляется оформлением возврата через ЕГАИС. Неправильное списание исправляется постановкой на баланс имеющейся продукции в ЕГАИС.
Подтверждена ли ТТН ЕГАИС?
Казалось бы, что пункт про проверку подтверждения ТТН ЕГАИС должен быть на первом месте в статье, посвященной ошибке «Проверка не пройдена: продукция не поступала в магазин по поштучному учету«, однако на практике проверка по первым двум пунктам может быть выполнена намного оперативнее и продуктивнее, нежели поиск ТНН и проверка ее статуса в ЕГАИС. Поэтому считаем, что этот пункт на своем почетном третьем месте.
Если какая либо продукция не продается с ошибкой «. продукция не поступала в магазин по поштучному учету«, то не будет лишним проверить статус ТТН ЕГАИС, по которой «проблемная» продукция была получена от поставщика.
Проверка статуса штрихкода в личном кабинете ФСРАР
В некоторых случаях продажа алкогольной продукции сопровождается ошибкой «. продукция не поступала в магазин по поштучному учету«. Она по факту поступила в вашу торговую точку по поштучному учету, числится на остатках и все предыдущие проверки Вы прошли успешно, но ошибка при продаже сохраняется.
Для выполнения этой проверки переходим на сайт ФСРАР и входим в личный кабинет по ИНН и паролю, по электронной подписи или по аппаратному ключу (не важно как зайти, главное зайти).
В личном кабинете переходим в раздел «Проверка марок», добавляем новый документ, во вкладке «Проверка по штрихкоду» заносим проверяемые марки (каждая марка в отдельную строку), вводим буквы с картинки и жмем сохранить.
Проверка марок производится за несколько секунд, поэтому результата долго ждать не придется. По каждой проверенной марке Вы можете ознакомиться с отчетом о проверке, в котором будет вся информация о продукции, в т.ч. в самом конце отчета Вы увидите, была ли марка реализована в системе ЕГАИС.
Если информация о продаже в отчете будет присутствовать, то проверяемая продукция была продана, и для продажи такой продукции необходимо оформить возврат от покупателя или постановку на баланс в ЕГАИС.
Если информации о продажах в отчете нет, то можете пробовать продать такую бутылку через ЕГАИС. При условии что настройки УТМ для поштучного (помарочного) учета обновлены и продукция находится на ваших остатках, Вы сможете успешно зафиксировать продажу такой продукции в ЕГАИС.
Ниже размещено видео Как исправить ошибку в ЕГАИС «Проверка марки не пройдена». В нем показан один из способов исправления ошибки, при условии что марка числится на остатках организации в системе ЕГАИС и ее продажа еще не зафиксирована в системе.
Как исправить в ЕГАИС ошибку неправильно принятой или отказанной накладной?
При работе в системе ЕГАИС иногда бывает, что по ошибке была неправильно обработана накладная (неправильно принята, отказана или принята с актом разногласия).
В данной статье мы постараемся описать как самостоятельно исправить эту ошибку, поскольку не все программы для ЕГАИС имеют функционал на «распроведение» накладных.
Простыми словами документооборот по накладной выглядит следующим образом:
Если по какой-то причине Вы сформировали акт неправильно (например, вместо отказа Вы приняли ТТН, или вместо приемки Вы отказали ТТН), то документооборот в ЕГАИС успешно завершится, но не будет соответствовать действительности (будут недостоверные остатки у Поставщика и Получателя).
Если Вы первый раз столкнулись с проблемой «ошибочного» Акта на ТТН, то настоятельно рекомендуем ознакомиться со статьей о том, как обрабатывается ТТН в ЕГАИС.
Не нужно паниковать!
Как отменить акт?
Отмена акта на ТТН описана в технической документации на УТМ ЕГАИС и не является каким-то «взломом» системы. В вашей программе для ЕГАИС, возможно, кнопка отмены акта уже имеется, просто надо ее найти (уточните у разработчиков о ее наличии). В данной статье мы расскажем о ручном способе отмены акта на ТТН.
Создаем запрос на отмену акта
В технической документации на УТМ ЕГАИС (п. 2.7.) описан документооборот при отмене акта для ТТН. Для запроса на отмену акта на ТТН необходимо составить документ RequestRepealWB.xml (шаблон документы Вы можете скачать в конце статьи в приложениях) и отправить его в УТМ.
Скачиваем шаблон документа, распаковываем и вносим в него правки при помощи стандартной программы MS Windows «Блокнот»:
Сохраняем изменения в документе, имя файла RequestRepealWB.xml при этом должно сохраниться!
Отправляем запрос на отмену акта на ТТН
Для отправки запроса на отмену акта на ТТН необходимо перейти на домашнюю страницу УТМ (обычно она открывается по адресу http://127.0.0.1:8080 ) и переходим на вкладку «Исходящие». Для отправки документа RequestRepealWB.xml необходимо нажать на кнопку «самолетика», как показано на рисунке, и отправить документ в ЕГАИС.
Если Вы все сделали правильно, то в результате отправки файла УТМ выдаст сообщение об успешной отправке:
А что дальше?
Как мы сможем понять что ТТН «распровелась» (т.е. отменился первичный акт по ТТН)?
Согласно документации на УТМ ЕГАИС ваш запрос на отмену акта на ТТН должен прийти вашему Поставщику, а он в свою очередь должен принять или отказать этот документ. Поэтому мгновенного результата ждать не стоит. Наша практика показывает, что может пройти не один день, чтобы отменился первичный акт.
Отменился ли акт на ТТН можно проверить, уточнив статус ТТН в ЕГАИС.
Cтатус у ТТН
Проверить статус ТТН можно на сайте https://check1.fsrar.ru на вкладке «Поиск по Идентификатору накладной«. Ниже приведен пример запроса статуса ТТН (статус ТТН в ЕГАИС «Принята«, описание статуса «получателем составлено подтверждение, либо акт расхождений, подтвержденный отправителем«).
В том случае, если Вы сформировали правильный запрос и Поставщик подтвердил отмену акта на ТТН, статус вашей накладной должен поменяться на «Распроведена по запросу Repeal».
После получения такого статуса Вы можете заново отправить акт на ТТН (заново подтвердить, отказать или принять с актом разногласия).
Проблемы и ошибки в ЕГАИС — способы решения
Проблемы и ошибки в ЕГАИС имеют свои способы решения в зависимости от того, к какому типу относится проблема. Взаимодействие с системой ЕГАИС необходимо участникам рынка алкогольной продукции по закону. Основное назначение системы — контроль оборота всего алкоголя в стране. К сожалению, до сих пор очень многие не понимают основное назначение системы ЕГАИС, поэтому не соблюдают основные принципы и правила работы, тем самым совершая ошибки, которые могут привести к серьезным последствиям. Ниже мы подробно рассмотрим, какие ошибки могут возникать при работе с системой, и как их исправить.
Поддержка ЕГАИС всего за 700 ₽
Специальная цена на годовую поддержку ЕГАИС — 700 ₽ в месяц.
Чтобы работать с ЕГАИС необходимо:
Какие бывают ошибки в ЕГАИС
Основные проблемы по работе с ЕГАИС можно разделить на:
Из них частые проблемы:
Проблемы с УТМ из-за стороннего ПО
УТМ нужен для передачи данных на сервер ФС Росалкогольрегулирования. Основная сложность тут заключается в том, что утилита не имеет никакого пользовательского интерфейса. Поэтому для работы с системой нужен сторонний софт. Это может быть товароучетная или бухгалтерская программа, а также специализированная программа для ЕГАИС. Проблема заключается в том, что многие предприниматели пытаются использовать бесплатное программное обеспечение, скаченное из интернета. Как правило это технически непродуманные «самописные» программы, которые при подключении к системе вызывают массу проблем.
Решение: установить другое программное обеспечение, например, для малого бизнеса отлично подойдет программа ЕГАИСИК.
Ошибки с УТМ ЕГАИС
Если вы видите сообщение «Универсальный транспортный модуль не доступен», попробуйте его перезапустить, если он не запустился, попробуйте отключить и снова подключить ключевой носитель для ЕГАИС.
Когда транспортный модуль запущен, корректность его работы можно проверить на домашней странице УТМ. Щелкните по значку УТМ и выберете «Домашняя страница УТМ»
Это значит, что можно начинать работу с ЕГАИС.
Частая ошибка — блокировка антивирусом УТМ
Если на вашем компьютере стоит защитник Windows или антивирус (обычно это MS Security Essentials), то они могут приводить к блокировке программы.
Обычно появляется сообщение: rtpkcs11ecp-replica.dll отказано в доступе
Решение: Удалить антивирус с компьютера (рекомендуется) или вытащить файлы модуля, которые антивирус поместил в карантин, добавить программу в список исключений.
Почему не работает УТМ ЕГАИС?
Причин, по которым УТМ может не работать, великое множество. Как узнать, что за ошибка? Модуль прописывает ошибки в особых log-файлах, открыв которые можно понять причину.
Откройте документ в Блокноте (установлен на ПК по умолчанию, т.е. есть у всех), промотайте документ в конец и найдите запись, включающую слово error (ошибка).
Ошибка при генерации RSA-ключа
Почему может быть ошибка при генерации ключа ЕГАИС? Первая самая редкая причина — это проблемы на сайте ЕГАИСа. Обычно же причина кроется в неправильных настройках на ПК.
Что нужно для корректной работы:
Ошибка «Выберете устройство чтения смарт карт…»
Когда при генерации ключа RSA вы видите не окно для пин-кода, а что-то другое вроде:
Нужно поменять настройки, что делать?
Если у вас ключ Рутокен, то зайдите в панель управления Рутокена (программа Рутокен-панель управления) и переключитесь на вкладку с настройками.
Поставьте напротив Рутокен ЭЦП «Microsoft Base Smart Card Crypto Provider».
Повторите попытку генерации RSA-ключа. Если же опять не вышло, то опять заходите туда же и смените крипто-провайдера, а потом снова выберите «Microsoft Base Smart Card Crypto Provider». Если все равно пишет ошибку, то придется обновить драйвера для ключа. Найти нужные драйвера вы сможете на сайте рутокена. Если совсем ничего не выходит, то воспользуйтесь утилитой Восстановление работы Рутокен.
Ошибка CKR_PNI_INCORRECT
Если вы видите: «Ошибка в методе createCertificateRequest Error: CKR_PNI_INCORRECT», то это значит, что пин-код введен неправильно.
Стандартные пин-коды (если не меняли):
JaCrata пин-код RSA | JaCrata пин-код ГОСТ |
11111111 | 0987654321 |
Рутокен пин-код RSA | Рутокенпин-код ГОСТ |
12345678 | 12345678 |
Если вы не меняли пин, но он все-равно не подходит, то наверняка ваш носитель просто заблокирован. Лучше всего будет обратиться в удостоверяющий центр.
Ошибка CKR_ATTRIBUTE_TYPE_INVALID
Если вы видите ошибку: «Ошибка в методе createCertificateRequest Error: CKR_ATTRIBUTE_TYPE_INVALID», то значит проблемы возникли с ключом Джакарта.
Откройте клиент JaCarta в режиме администратора и инициализируйте раздел PKI на флешке. Для того чтобы переключиться в режим администратора найдите кнопку внизу слева. Найдите вкладку PKI и подтвердите инициализацию. Когда программа попросит ввести пин-код введите 00 00 00 00 (пин администратора), 11 11 11 11 (для пользователя). Повторите генерацию RSA-ключа.
Обновить сертификата RSA
Как проверить срок действия сертификата вашей электронной подписи:
Что делать, если не найден сертификат ЕГАИС
На компе с установленным транспортным модулем для ЕГАИС переходим по адресу http://localhost:8080/ и открываем «Сертификаты».
Если до конца действия осталось немного, то добавьте сертификат в кабинете ЕГАИС на сайте.
Вводим пароль.
JaCrata пин-код RSA | JaCrata пин-код ГОСТ |
11111111 | 0987654321 |
Рутокен пин-код RSA | Рутокенпин-код ГОСТ |
12345678 | 12345678 |
Ошибка отправки чеков в ЕГАИС
Иногда при пробитии чека может выскакивать ошибка отправки данных в ЕГАИС. Чтобы понять в чем причина, нужно сначала понять как УТМ передает информацию. Вы пробили чек. Что делает транспортный модуль? Для начала подписывает чек и тут же отправляет код PDF417 с бутылки на сервер проверки. В течение 3-ч секунд будет получен результат. Если все хорошо, то УТМ продолжает свою работу дальше. Если PDF417 не прошел проверку, то УТМ передает только результат проверки, а работа с чеком прекращается. Если же за эти три секунды результат проверки так и не поступил, то УТМ подписывает чек не обрабатывая результаты. В чем суть, если вы сканировали бутылку с уже использованной акцизной маркой, то касса не даст вам продать такую бутылку, а данные автоматом отправятся в ЕГАИС. Такая ошибка в ЕГАИС значит, что марка уже продана, вернее факт продажи фиксирован в ЕГАИС. Возможно такая ситуация сложилась вследствие некорректной регистрации продажи в системе. Еще один вариант ошибки — попытка продажи контрафактного алкоголя.
Решение: Нужно послать в УТМ возвратный чек, не пробивая возврат по кассе.
Если проверка не пройдена, вы получите такое сообщение: «Проверка не пройдена 22N000005VJLZPHVHD4084450706002023929ENXGQK2LNFNC2CWKD4C2NDK97MNMTZ3. Ошибка при проверке ЕГАИС марки с строки №.»
Нужна помощь в работе с ЕГАИС?
Не теряйте время, мы окажем консультацию и поможем решить любую проблему по работе с системой.
Ошибки в работе с ЕГАИС. Причины и способы решения
Прошло почти 3 месяца после запуска ЕГАИС в розничном звене, но до сих пор далеко не все магазины подключились к системе. А те, кто подключился, жалуются на технические ошибки ЕГАИС. Зачастую предприниматели не могут получить ответы на вопросы и остаются с проблемой один на один. Ситуацию пытается исправить Поздняков Артур, директор учебного центра «iВебинар». Он консультирует владельцев бизнеса по вопросам работы ЕГАИС. Мы поговорили с ним и узнали, какие популярные ошибки совершают пользователи системы.
Артур Владимирович, здравствуйте. Вы обучаете операторов ЕГАИС с 2008 года. В прошлом году ваш учебный центр первым открыл курсы подготовки специалистов по ЕГАИС для организаций оптовой и розничной торговли. Расскажите, какие проблемы возникают у пользователей при подключении к системе и работе с ней?
Добрый день. Я бы разделил все проблемы на четыре группы.
В первую очередь это неполадки технического характера. Во-вторых, большая проблема в том, что участники алкогольного рынка в целом не понимают назначение системы.
Отдельно я отмечу проблему неосведомленности. Специалисты организаций плохо знают требования и положения руководящих документов. Ну а большинство сложностей возникает из-за человеческого фактора. Когда представители оптового и розничного звена говорят, что работать с ЕГАИС очень трудно, чаще всего это связано с непониманием как нужно работать и что делать.
Расскажите подробнее о проблемах, связанных с человеческим фактором. Что вы имеете в виду?
Здесь я не открою ничего нового, такие проблемы включают как банальные ошибки операторов из-за невнимательности, так и ошибки из-за их убежденности, что именно так надо работать и никак иначе.
К сожалению, в организациях уже привыкли, что ошибки при оформлении бумажных сопроводительных документов всегда можно исправить, в том числе и по прошествию большого количества времени. Поэтому они не уделяют должного внимания контролю их формирования.
В ЕГАИС вносятся сведения с бумажных документов, и они имеют ограничения при изменении электронной версии. Это и проводит к недоумению операторов — почему же они всегда могли переделать документы, а теперь такая возможность либо ограничена, либо вообще отсутствует.
Нужно понимать, что в системе фиксируются сведения не для учета самой продукции, а для контроля её оборота. Системе важно знать от кого, когда, кому, в каком объеме и какая продукция поступила. Поэтому возможность изменения сведений в системе и ограничена.
Раньше организации этот вопрос решали между собой самостоятельно, и надо сказать, не всегда оборот продукции осуществляется без нарушений законодательства. Теперь же этот процесс фиксируется в базе данных Росалкогольрегулирования, что позволяет осуществлять более полный контроль за правильностью оборота. Естественно, это ограничивает возможность изменения информации. И если уж кто-то случайно в чем-то ошибся, то исправления нужно согласовать с Федеральной службой Росалкогольрегулирования.
Рецепт решения прост — чем больше внимания к правильному оформлению документов будет уделять организация, чем внимательнее будут проверяться данные, вносимые в ЕГАИС, тем меньше будет возникать вопросов: «А как нам теперь быть?».
Прежде чем внести информацию в систему, нужно несколько раз проверить данные в предоставляемых документах. Это сэкономит большое количество времени. Лишняя проверка документа занимает минуты, а исправление ошибки в ЕГАИС может занимать недели. В некоторых случаях это может вылиться и в недели простоя. Были случаи, когда неправильное внесение информации в ЕГАИС приводило к остановке деятельности организации. Она просто не могла работать из-за того, что на балансе нет продукции, так как из-за введенной ошибки вся продукция была отгружена, а исправление занимает не один день.
Хорошо, с ошибками операторов в документах понятно. Нет ошибок — нет проблем. Но вы упомянули и об ошибках, связанных с непониманием работы системы. В чем же суть этой проблемы?
Как я уже и говорил, в основном участники алкогольного рынка воспринимают ЕГАИС как систему, повторяющую учетную систему предприятия. Они рассматривают работу с ней только в рамках своей организации. Но это абсолютно неправильно.
ЕГАИС это совокупность модулей производителей и импортеров, модулей, работающих с УТМ, для организаций оптовой и розничной торговли, систем обработки информации Росалкогольрегулирования, и систем, предоставляющих различные сведения в базу данных ЕГАИС. Это единый организм, который информационно связывает между собой все регионы нашей Родины. И если одна организация вводит информацию с ошибками, это может вызвать проблемы и у других пользователей ЕГАИС.
Исходя из ваших пояснений кажется, что одна ошибка вызовет коллапс и остановит работу, если не всех, то большого количества участников.
Нет, я так не говорил. Я говорю, что ошибка может вызвать проблемы в работе других организаций, но не их полную остановку. И трудность возникнет только у тех, кому придется разбираться с ошибками своих контрагентов.
Нужно понимать, что принцип организации работы участников алкогольного рынка с ЕГАИС основан на контроле правильности ввода информации не только службой Росалкогольрегулирования, но и другими участниками рынка. Как показывает практика, если одна организация ввела недостоверную информацию, то её сразу же обнаруживают несколько контрагентов, которые начинают искать решение своих возникающих проблем. Чаще всего это происходит при приеме продукции, когда не сходятся данные в бумажных и электронных документах. Как правило, разобравшись в ситуации, они отказываются получать продукцию и приостанавливают работу с тем, кто допустил ошибку, как минимум до её исправления. Организации, которые не уделяют внимание контролю за вводимой в ЕГАИС информацией, имеют больше всего проблем в своей деятельности.
Поэтому нужно внимательно относиться не только к формированию отгрузочных документов, но и к проверке сведений в процессе получения продукции. Ведь если организация подтвердит неправильно введенную грузоотправителем информацию, то исправлять ошибку придется теперь и получателю, так как последующая отгрузка будет основываться на сведениях, которые были зафиксированы при получении этой продукции.
Вы сказали, что ЕГАИС это не просто программное средство для учета продукции в организации, а совокупность нескольких систем. Не могли бы об этом рассказать более подробно?
Прежде всего организации должны рассматривать ЕГАИС не как аналог системы учета продукции, а как средство передачи информации в Росалокогольрегулирование из бухгалтерских документов.
Очень часто мы сталкиваемся с тем, что представители организаций неправильно понимают, в каком случае какой документ нужно предоставлять. Они основываются на своих представлениях об учете продукции. Если исходить из принципов работы уже известной им учетной системы, вроде бы понятно, как формировать и что отправлять с целью постановки продукции на баланс.
Но ЕГАИС предназначена не для учета продукции в конкретной организации, а для контроля Федеральной службой оборота продукции между организациями. На самом деле Росалкогольрегулированию совершенно не интересно знать, у кого, сколько продукции находится на данный момент времени. ФСРАР контролирует правильность оборота продукции между организациями, а для этого необходимо понимать, откуда была получена та или иная продукция, кому она была передана впоследствии, не появилась ли на балансе организации неучтенная продукция и т.д.
Документооборот в ЕГАИС и информационная составляющая основана на работе нескольких систем. Основными из них являются система для производителей и импортеров продукции, назовем ее просто ЕГАИС. И система, основанная на передаче информации через универсальный транспортный модуль (УТМ) организациями оптовой и розничной торговли.
По своей сути это две разные системы, передающую информацию между собой. Вернее от ЕГАИС в УТМ информация передается, а вот в обратном направлении этого не происходит. Это не все понимают, и организации, работающие с УТМ, очень часто ставят поставщиков и производителей в тупик своими вопросами. Некоторые требуют предоставления идентификационного номера сведений из УТМ, которого в ЕГАИС просто нет. Некоторые требуют соответствия идентификаторов разделов справок к ТТН и самого номера бумажной накладной, хотя производители и импортеры сведения из этих справок даже не вводят в свою систему. Идентификатор справки присваивается системой автоматически, при получении из ЕГАИС сведений об отгрузке продукции в УТМ.
Возникают и другие нелепые ситуации из-за не знания порядка работы системы.
От участников алкогольного рынка поступают нарекания, что в ЕГАИС неверно внесена информация об организациях. С чем это связано?
Здесь нужно разбираться отдельно в каждом случае. Много ошибок возникает из-за первичного учета.
Часто выясняется, что то или иное структурное подразделение вообще не числится в ФНС в том виде, как это представляют себе в организации. Или же в реестр налоговой службы вписан адрес, не соответствующий реальному. Предприниматель сменил адрес, а заявление о его изменении не подали. Иногда выясняется, что организации имеют несколько торговых точек по разным адресам с одним и тем же КПП, что, согласно существующим требованиям по регистрации подразделений организаций, является нарушением.
При выявлении недостоверной информации об организации обращайтесь с заявлением о проверке правильности внесения сведений в тот орган, который вносил информацию о ней в один из реестров. Если организация является лицензиатом, то обращаться в лицензирующий орган, в котором и была получена лицензия, а для нелицензиатов — в Федеральную налоговую службу. И только убедившись, что информация в реестр этих служб внесена правильно, обращайтесь с заявлением в ФСРАР. В этом случае у ФСРАР будет основание проверить прохождение информации по системе межведомственного взаимодействия.
Некоторые организации дублируются в базе данных ЕГАИС. У разных записей одинаковые ИНН и КПП. Почему так получается?
Проблема записей в справочниках организаций с одинаковыми ИНН и КПП известна. Появилась она не из-за ошибок в ЕГАИС, а из-за действий производителей и импортеров продукции в прошлом. До июня 2015 года участники ЕГАИС могли сами вносить в справочники своих контрагентов. И разные участники могли добавить одного и того же контрагента с одинаковыми ИНН и КПП. Такая возможность была предоставлена организациям несколько лет назад, что позволяло им работать без задержек, в случае, если по каким-то причинам организация не могла найти нужную ей запись о контрагенте.
С вводом в эксплуатацию системы для предприятий оптового и розничного звена, напротив, стало необходимо иметь в справочнике для одного ИНН и КПП только одну запись. Работа по выявлению записей с одинаковыми данными ведется, многие были удалены в автоматическом режиме, но, к сожалению, не все записи можно так обработать. Ведь в случае, если записи отличаются между собой данными об организации (название, адрес и др.), то неизвестно, какая из них правильная.
При выявлении организацией таких двойников нужно обратиться в дежурную службу ЕГАИС для решения этого вопроса. Ведь только по информации от самой организации можно разобраться, что оставить, а что необходимо удалить из базы данных.
Что имеется в виду под проблемами технического характера?
Технические ошибки известны, разработчики работают над их решением. Такие ошибки не влияют на работу организаций. По крайней мере о критических проблемах мне не известно. Некоторые задержки в фиксации информации обычно связаны с проведением работ по улучшению производительности системы. Но опять же, это не должно влиять на работу организаций. Если пользователи ЕГАИС всё же сталкиваются с фатальными ошибками системами, разбираться надо в каждом конкретном случае.
В основном это проблемы, связанные с неправильной настройкой учетных систем для работы с УТМ.
УТМ не имеет собственного интерфейса, и таковым выступают либо сторонние программы, либо учетные системы организаций. Иногда неправильные настройки или логика программных средств по обмену информацией с УТМ приводит к проблемам, которые я и отношу к проблемам технического характера. Если не вдаваться в подробности, то по сути, УТМ всего лишь передает информацию от грузоотправителя грузополучателю и регистрирует её в базе данных Росалкогольрегулирования.
Это программное средство, установленное на компьютере организации. У него нет ни базы данных, ни справочников, ни интерфейса для работы. УТМ только принимает и передает. Да, имеется некоторая логика, проводящая проверку формата передаваемых сведений и выполнение некоторые функций. Но в основном все зависит от правильности формирования XML-файлов в учетных системах организаций или других программных средствах.
Приведу список частых проблем. Пользователи не видят товарно-транспортную накладную. Товарно-транспортная накладная неправильно обрабатывается. Сведения ТНН не соответствуют бумажным накладным. Всё это связано с неправильными настройками учетных систем или возникает из-за ошибок при вводе информации.
Если предприятия будут вносить достоверные сведения, соответствующие реальному обороту продукции, в правильном формате и в сроки, указанные в руководящих документах, то проблем с ЕГАИС не будет.
Вот мы и подошли к проблеме незнания положений руководящих документов. Алкогольный рынок существует давно, и руководящие документы появились не вчера. Почему же вы считаете, что с их положениями не достаточно осведомлены?
Например, вышедшее постановление Правительства РФ № 1459 от 29.12.2015 года гласит, что организации розничной торговли и индивидуальные предприниматели могут зафиксировать в ЕГАИС сведения за 1 квартал 2016 года до 20 апреля. Именно зафиксировать, и только организации розничной торговли и индивидуальные предприниматели. А подключиться к ЕГАИС все равно все должны были с 1 января 2016 года, согласно положениям 171 Федерального закона. По каким-то причинам большое количество организаций розничной торговли и индивидуальные предприниматели считают, что этим постановлением перенесены именно сроки подключения к ЕГАИС. Они так и отвечают при опросе: «Так ведь всё перенесли и подключаться теперь нужно только в апреле!». Как собираются эти организации фиксировать оборот продукции за 1 квартал, остается загадкой. А невыполнение требований руководящих документов по вопросам учета алкогольной продукции грозит штрафом для организации до 150 000 рублей, а для индивидуальных предпринимателей до 15 тыс.
Некоторые организации предъявляют какие-то свои сроки фиксации сведений в ЕГАИС. Кто-то считает, что документы должны быть зафиксированы в день формирования ТТН, ни раньше, не позже, кто-то считает, что фиксация производится в день отгрузки для производителей или в день поступления продукции для получателей. Откуда берут эту информацию, для нас тоже остается загадкой.
На самом деле, все сроки предоставления информации определены приказом РАР № 414 от 03.12.2015 года, и для организаций в городских поселениях определены как 3 дня с даты фактической отгрузки продукции или даты фактического получения продукции, а для организаций в сельских поселениях эти сроки увеличены до 7-ми дней.
Артур Владимирович, вы затронули несколько моментов по работе с ЕГАИС. Как мы понимаем, информации, необходимой для ознакомления достаточно много. Можете ли вы что-то посоветовать операторам, где они быстро могут получать достоверную и самое главное последнюю информацию по работе с системой?
В первую очередь, официальные сайты Росалкогольрегулирования — fsrar.ru и egais.ru
Для решения проблемных вопросов имеется возможность обратиться в дежурную службу ЕГАИС, которая доступна в личном кабинете организации на сайте fsrar.ru.
Для оперативного получения информации мы предлагаем задавать вопросы в открытой группе социальной сети «ВКонтакте». Так как организации-производители (импортеры) и организации оптовой и розничной торговли работают с разными системами, то для них сформированы и разные группы: «ЕГАИС (только производство, импорт, перевозки)» и вторая «ЕГАИС. Оптовики и розница». В этих группах специалисты организаций могут получить не только ответы от наших специалистов, но и получить информацию от своих коллег «по цеху».
С 18 марта Учебным центром «iВебинар» открыта бесплатная линия поддержки операторов ЕГАИС, которые проходили обучение в нашем Учебном центре. Линия поддержки предполагает не только проведение подробных консультаций, но и оказание помощи при возникновении проблемных ситуаций. Мы напрямую работаем и с разработчиком системы ФГУП «ЦентрИнформ» и с инспекторами Росалкогольрегулирования. Работа линии поддержки в тестовом режиме показала возможность оперативно, иногда даже в течении нескольких часов, оказывать помощь по проблемным вопросам организаций.
Все для обязательной маркировки табака
Сервис Дримкас Учет помогает принимать маркированные сигареты по электронным и бумажным накладным, автоматически заносить в базу, списывать и не нарушать закон.
В дополнение предлагаем бизнесу полный комплект: онлайн-касса, электронная подпись, сканер, договоры с ОФД и оператором ЭДО.