Как исторически понимался первобытный инфантицид

Как исторически понимался первобытный инфантицид

Как исторически понимался первобытный инфантицид. slide3. Как исторически понимался первобытный инфантицид фото. Как исторически понимался первобытный инфантицид-slide3. картинка Как исторически понимался первобытный инфантицид. картинка slide3

Как исторически понимался первобытный инфантицид. slide4. Как исторически понимался первобытный инфантицид фото. Как исторически понимался первобытный инфантицид-slide4. картинка Как исторически понимался первобытный инфантицид. картинка slide4

Как исторически понимался первобытный инфантицид. slide5. Как исторически понимался первобытный инфантицид фото. Как исторически понимался первобытный инфантицид-slide5. картинка Как исторически понимался первобытный инфантицид. картинка slide5

Как исторически понимался первобытный инфантицид. slide6. Как исторически понимался первобытный инфантицид фото. Как исторически понимался первобытный инфантицид-slide6. картинка Как исторически понимался первобытный инфантицид. картинка slide6

Как исторически понимался первобытный инфантицид. slide7. Как исторически понимался первобытный инфантицид фото. Как исторически понимался первобытный инфантицид-slide7. картинка Как исторически понимался первобытный инфантицид. картинка slide7

Как исторически понимался первобытный инфантицид. slide8. Как исторически понимался первобытный инфантицид фото. Как исторически понимался первобытный инфантицид-slide8. картинка Как исторически понимался первобытный инфантицид. картинка slide8

Как исторически понимался первобытный инфантицид. slide9. Как исторически понимался первобытный инфантицид фото. Как исторически понимался первобытный инфантицид-slide9. картинка Как исторически понимался первобытный инфантицид. картинка slide9

Как исторически понимался первобытный инфантицид. slide10. Как исторически понимался первобытный инфантицид фото. Как исторически понимался первобытный инфантицид-slide10. картинка Как исторически понимался первобытный инфантицид. картинка slide10

Как исторически понимался первобытный инфантицид. slide11. Как исторически понимался первобытный инфантицид фото. Как исторически понимался первобытный инфантицид-slide11. картинка Как исторически понимался первобытный инфантицид. картинка slide11

Как исторически понимался первобытный инфантицид. slide12. Как исторически понимался первобытный инфантицид фото. Как исторически понимался первобытный инфантицид-slide12. картинка Как исторически понимался первобытный инфантицид. картинка slide12

WildKids » Этнография детства » ИНФАНТИЦИД И УБИЙСТВА ДЕТЕЙ В ПЕРВОБЫТНЫХ ОБЩЕСТВАХ

ИНФАНТИЦИД И УБИЙСТВА ДЕТЕЙ В ПЕРВОБЫТНЫХ ОБЩЕСТВАХ

Автор: admin от 29-07-2015, 17:20, посмотрело: 3 079

из статьи О. Ю. Артемовой
ДЕТИ В ОБЩЕСТВЕ АБОРИГЕНОВ АВСТРАЛИИ

«. В отличие от убийства взрослого, убийство ребенка не считалось таким преступлением, в наказании которого заинтересовано все общество в целом. Родители могли отомстить, могли не делать этого. Если мать (или отец) убивала ребенка (такие исключительные случаи зафиксированы в литературе), все окружающие откровенно возмущались, но коллектив в целом ничего не предпринимал для наказания. Будет ли наказан человек, совершивший такой поступок, или нет — это зависело от личных чувств и взаимоотношений родных ребенка. Внутри группы жизнь взрослых, каковы бы они ни были, ценилась значительно выше, чем жизнь детей. До шести-семи лет детьми полностью распоряжались родители и близкие родственники (часто дядя по матери), их действия находили определенную оценку в общественном мнении, но более жесткие способы контроля, по-видимому, отсутствовали. Ребенок — член семьи, но еще не член более крупного объединения.

Как исторически понимался первобытный инфантицид. 1438179582 inf1. Как исторически понимался первобытный инфантицид фото. Как исторически понимался первобытный инфантицид-1438179582 inf1. картинка Как исторически понимался первобытный инфантицид. картинка 1438179582 inf1

По-видимому, только что появившийся на свет ребенок, по понятиям аборигенов,— еще не человек. Тем не менее в традиционных условиях, как утверждают наиболее авторитетные исследователи, инфантицид никогда и нигде не принимал сколько-нибудь значительных размеров. Более или менее широкое распространение он получил только в тех группах аборигенов, культура которых сильно деградировала под воздействием контактов с европейцами.»

Забавно, что хотя наше общество в целом не способно следовать древнему опыту, он в полной мере сохраняется в некоторых экстремальных сообществах, например, в тюремных камерах, где вынужденно сосуществуют люди разной веры, и разных, порой диаметрально противоположных убеждений.

Что касается более убийства более старших детей, то по свидетельству Этторе Биокка, прожившей большую часть жизни в племени индейцев Яномамо (Южня Америка), во время налетов на вражеское племя мальчиков убивали беспощадно, а девочек уводили в плен с тем, что они в будущем станут женами воинов.

Источник

Древняя традиция инфантицида

Как исторически понимался первобытный инфантицид. f28fe1e040dc820ab034f27a4e1e6b5c. Как исторически понимался первобытный инфантицид фото. Как исторически понимался первобытный инфантицид-f28fe1e040dc820ab034f27a4e1e6b5c. картинка Как исторически понимался первобытный инфантицид. картинка f28fe1e040dc820ab034f27a4e1e6b5c
С древнейших времен у людей самых разных культур существовала традиция убийства новорожденных. Причины — разные: социально-экономические, культурные, религиозные. Но девочек среди жертв всегда было значительно больше, чем мальчиков. WAS рассказывает об инфантициде и гендерциде.

Многие могли запомнить из школьного курса истории жуткий факт: в знаменитой суровостью воспитания своих граждан древней Спарте больных и слабых младенцев сбрасывали со скалы. Легенда оказалась ложной: в 1904 году археологи изучили найденные кости у подножия хребта Тайгет — там был лишь один младенец, остальные — взрослые от 18 до 35 лет.

В 1980–2007 годы в ущелье спускались десятки экспедиций, но детских останков больше найти не удалось. Однако тот факт, что сбрасывание детей со скалы оказалось выдумкой, не отменяет массового распространения убийства новорожденных по всему миру, в том числе — в полисах Древней Греции.

Убийство детей было нормой до начала влияния мировых религий, однако и позднее это явление встречалось сплошь и рядом. Для обозначения этого явления существует термин инфантицид. Часто родители прицельно убивают детей определенного пола. Это называется гендерцид. Больше всего достается девочкам.

БРОСИТЬ ИЛИ СЪЕСТЬ
Древние люди жили в экстремальных условиях, им некогда было заниматься детьми, когда те рождались слабыми или больными, или если мать умирала в родах. Благодаря некоторым примитивным культурам мы знаем, что ребенок с физическим уродством мог считаться плодом воздействия злых духов.

Убивали и здоровых. При рождении двойни или тройни, часто оставляли одного, как правило — мальчика, который в будущем мог стать охотником. Когда племя откочевывало, младенцев могли бросить в лесу, чтобы не были обузой в долгой дороге. По мнению антрополога Джозефа Бёрдсела, в доисторические времена убивали 15–50 % всех рожденных детей. Другие исследователи называют более низкие цифры — 15–20 %. Как бы там ни было, это было массовым явлением вплоть до Неолитической революции.

Иногда первобытные люди убивали младших детей из-за голода — чтобы накормить старших членов общины. Археологи не раз находили обезглавленные скелеты младенцев-гоминидов со следами людоедства у разных групп Homo erectus.

В 1994 году при раскопках в Пещере Костей Сьерра-де-Атапуэрка (Испания) было обнаружено захоронение, где на многих костях, в том числе молодых особей, были отметины, указывающие на каннибализм. Спустя сотни тысяч лет людоедство как массовая практика осталось в прошлом, но детская жизнь не приобрела большую ценность.

ВЫБРОСИТЬ ЗА ГОРОДСКИЕ СТЕНЫ
В аграрных цивилизациях Ближнего Востока — Междуречье, Финикия, Карфаген — детей убивали не столько из практичных, сколько и из ритуальных соображений, принося в жертву различным богам. Менее печальной участь детей была в Египте, где человеческие жертвоприношения не практиковались и было принято выкармливать даже незаконнорожденных, и в Древней Иудее.
Иудейская религия строго запрещала не только человеческие жертвы, но и любые формы детоубийства. Произошедшие позднее от иудаизма мировые религии — христианство и ислам — также занимали бескомпромиссную позицию относительно инфантицида.

В классической древнегреческой цивилизации человеческие жертвоприношения уже считались варварством, но маленьких детей с заметными дефектами развития выносили за пределы городских стен, где те и погибали. Решение принимал отец или совет старейшин. Убийство законных детей даже состоятельными родителями было привычным делом.

Как и во многих культурах, особенно лишними там считали девочек: их надо было кормить, одевать, а потом они выходили замуж, переставая помогать по хозяйству родной семье. Американский историк и психолог Ллойд ДеМос приводит такие цифры. В 228 году до нашей эры в 79 семьях, получивших гражданство в древнегреческом городе Милете, было 118 мальчиков и только 28 девочек. Как правило, в одной семье было несколько сыновей, но не больше одной дочери. Угадайте, что делали с рождавшимися девочками.

Древнегреческое общество 8–5 веков до н. э. вообще было довольно озабочено «чистотой расы». Философ Платон в своем труде об идеальном обществе «Государство» в случаях, когда ребенок зачат вне «оптимального» брачного возраста, предлагает: «Стремиться к тому, чтобы зачатый плод не увидел света, а если он не может быть изгнан, то держать его так, как будто не имелось для него пищи».

В 2011 году на месте римского поселения в Хамблдене в 80 км от Лондона археологи обнаружили большое захоронение младенцев одного дня от роду — всего 97 человек. Ранее, в 1988 году, похожее место нашли возле израильского Ашкелона на территории бывшего древнеримского поселения. При раскопках канализации там были найдены кости около сотни малышей в возрасте до 3 дней. Вероятно, это место было специально приспособлено для избавления от неугодных детей. Подобные захоронения находят и на территории других поселений Римской империи.

Количество детоубийств заметно уменьшилось с ускоренным принятием христианства населением Римского государства после Миланского эдикта 313 года. Инфантицид стал считаться преступлением только в 374 году — в уже довольно сильно христианизированной империи. Однако убийство детей — пускай и в меньших масштабах — продолжалось. И по-прежнему чаще оставляли в живых мальчиков. Так, в 801 году соотношение полов было 156 к 100, в 1391-м — 172 к 100.

ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРАКТИКИ
Древние германцы топили детей до того, как они «вкусят пищи», кельты пускали их на щите по течению, поляки до 12 века избавлялись от уродливых младенцев. С принятием христианства количество убийств уменьшилось, так как Церковь рассматривала инфантицид как страшный грех. Подключилось государственное законодательство.

Так, в Каролине — уголовно-судебном уложении императора Священной Римской империи Карла V — говорилось, что «женщина, которая злоумышленно, тайно и по своей воле убьет своего ребенка, уже получившего жизнь и сформировавшиеся члены, /…/ да будет заживо погребена и пробита колом».

Во Франции за такое сжигали на костре. Баварский гражданский кодекс 1756 года предусматривал отсечение головы матери за убийство ребенка «из страха или стыда». В некоторых странах уголовные законы сулили более мягкое наказание для убийцы некрещеного, незаконнорожденного или ребенка с отклонениями.
Тем не менее позднесредневековые метрические книги показывают неравное соотношение полов крещеных детей — 120–160 мальчиков на 100 девочек. Гендерцид продолжался.

В разгар эпохи Просвещения, в 1741 году, известный лондонский чудак и благотворитель, судовладелец Томас Корам открыл первый Дом для внебрачных детей. Его поднимали на смех, а традиционные моралисты порицали: это, мол, даст право взрослым не заботиться о своих детях, а взвалить ее на плечи благотворителей. На что Корам парировал, что уже не может видеть детские трупики в сточных канавах. Постепенно в других городах Европы стали открываться подобные приюты. Впрочем, до конца 19 века мертвых младенцев еще очень часто находили на городских улицах.

УБИТЬ, НО КАК БЫ СЛУЧАЙНО
На Руси детоубийство практиковали тоже весьма активно, чаще убивали также девочек. Считается, что это обставляли как трагическую случайность — мать роняла ребенка или душила его, как бы нечаянно навалившись во сне. Другие способы избавиться от нежеланных детей, особенно неродных, отражены в несколько измененном виде в известных сказках — когда злая мачеха просто отправляет падчерицу зимой в лес. Однако уже в конце 16 века в сводах законов появляются наказания за инфантицид.

В третьей редакции Литовского статута уже четко оговорены санкции за детоубийство. Документ различает убийство ребенка, совершенное законными родителями и незамужней матерью. В первом случае наказание — 1 год и 6 недель заключения в башне замка, а потом — четырехкратное в течение года публичное покаяние в церкви, во втором — казнь женщины и всякого, кто помогал ей избавиться от ребенка.

Литовский статут стал источником московского Соборного уложения 1649 года царя Алексея Михайловича. Потому в России санкции были похожими: «А буде отец или мати сына или дочь убиет до смерти, их за то посадить в тюрму на год, а отсидев в тюрме год, приходити им к церкви Божии, и у церкви Божии обьявляти тот свой грех всем людем в слух. А смертию отца и матери за сына и за дочь не казнити».

А за убийство матерью незаконнорожденного ребенка — смертная казнь. Понятно, подобные законодательные меры были больше направлены на предотвращение супружеских измен, а не на защиту детей.

В 1835 году, когда в Российской империи был принят закон об обязательной судебной экспертизе, в качестве экспертов стали приглашать медиков. Тогда появились известные и сегодня диагнозы: послеродовая депрессия, синдром внезапной детской смертности, несколько оправдывающие роженицу, пошедшую на убийство младенца.

В современном обществе практика инфантицида продолжает существовать. И если в развитых западных государствах — это единичные случаи, то в развивающихся европейских странах с большим количеством социально-экономических проблем, детоубийство встречается чаще. Выброшенные в мусорные баки младенцы — тому подтверждение. Впрочем, в Европе все-таки нет тенденции убивать именно девочек. Чего не скажешь про современную Азию.

АЗИАТСКИЕ РЕАЛИИ
Во многих азиатских странах детей убивают с древних времен и до сегодня. Во времена династии Сун стандартным числом детей было 3 сына и 2 дочери, среди бедняков — 2 сына и 1 дочь, «лишних» убивали вскоре после рождения. Инфантицид младенцев женского пола во многих культурах Азии был широко распространен. Особенно — в средневековых Индии и Японии. Японцы называли это мабики.

Чуть больше повезло мусульманкам. До распространения ислама во многих азиатских странах девочек закапывали живьем в землю. Но Коран объявил это грехом: «Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей – тяжкий грех». Теперь в исламских странах рождение дочери может считаться проклятием, но хотя бы не приводит к ее смерти.

«Растить дочь все равно, что поливать огород соседа»,— китайская поговорка.
Рождение сына в Китае почетно и связано с древней традицией, когда раз в год китайцы идут на могилы родственников и сжигают там специальные ритуальные предметы — «деньги», утварь, «дома», как бы передавая их для комфортной жизни в потустороннем мире. Право такой передачи есть только у сыновей. Не желая на том свете остаться без подарков, в средние века ненужных дочерей топили или выбрасывали на свалку.

Как исторически понимался первобытный инфантицид. c3c9104b46d96afac7ddd620a6f5e010. Как исторически понимался первобытный инфантицид фото. Как исторически понимался первобытный инфантицид-c3c9104b46d96afac7ddd620a6f5e010. картинка Как исторически понимался первобытный инфантицид. картинка c3c9104b46d96afac7ddd620a6f5e010

СМЕРТЬ ПОСЛЕ УЗИ
В 1979 году в Китае на волне страха перенаселенности была принята программа «Одна семья — один ребенок». После распространения технологии определения пола будущего ребенка по УЗИ, женщины начали массово делать аборты в случае, если плод женского пола. В Индии программа ограничения рождаемости действует до сих пор. Жители, имеющие более двух детей, лишаются некоторых льгот, не могут избираться в местное самоуправление.

Когда правительства обеих стран запретили определять пол по УЗИ, это привело лишь к тому, что нежеланных дочерей стали бросать на улице. В 2016 в КНР семьям разрешили иметь по двое детей, но во многих селах и сейчас можно увидеть надписи: «Запрещается дискриминировать, истязать, бросать младенцев женского пола».

По данным экономиста и нобелевского лауреата из Индии Амартия Сена, в 1990 году странам Азии уже не хватало около 100 миллионов девочек. Селективные аборты и убийства новорожденных вызвали демографический перекос. И он может усугубиться после недавнего открытия японских ученых.

Как исторически понимался первобытный инфантицид. 8aadba547d54d3ffded5d54a742037c9. Как исторически понимался первобытный инфантицид фото. Как исторически понимался первобытный инфантицид-8aadba547d54d3ffded5d54a742037c9. картинка Как исторически понимался первобытный инфантицид. картинка 8aadba547d54d3ffded5d54a742037c9

Исследователи из Университета Хиросимы изобрели простой метод, как обеспечить рождение мальчика. Для этого к сперме достаточно добавить вещество, активирующее особые рецепторы на поверхности сперматозодиов с X-хромосомой. После чего они обездвиживаются. Это вещество уже известно, оно содержится в противовирусных препаратах ресиквимод и имиквимод, которые можно купить в аптеке.

Вероятность рождения мальчика при его применении — около 90 %. Этичность подобных практик, конечно, сомнительна. Однако благодаря этому неоднозначному изобретению, вероятно, хотя бы уменьшится количество новорожденных девочек, которых убивают собственные родители.

Источник

Древняя традиция инфантицида: зачем люди убивают своих детей?

Как исторически понимался первобытный инфантицид. original. Как исторически понимался первобытный инфантицид фото. Как исторически понимался первобытный инфантицид-original. картинка Как исторически понимался первобытный инфантицид. картинка original

С древнейших времен у людей самых разных культур существовала традиция убийства новорожденных. Причины — разные: социально-экономические, культурные, религиозные. Но девочек среди жертв всегда было значительно больше, чем мальчиков. WAS рассказывает об инфантициде и гендерциде.

Многие могли запомнить из школьного курса истории жуткий факт: в знаменитой суровостью воспитания своих граждан древней Спарте больных и слабых младенцев сбрасывали со скалы. Легенда оказалась ложной: в 1904 году археологи изучили найденные кости у подножия хребта Тайгет — там был лишь один младенец, остальные — взрослые от 18 до 35 лет. В 1980–2007 годы в ущелье спускались десятки экспедиций, но детских останков больше найти не удалось.

БРОСИТЬ ИЛИ СЪЕСТЬ

Древние люди жили в экстремальных условиях, им некогда было заниматься детьми, когда те рождались слабыми или больными, или если мать умирала в родах. Благодаря некоторым примитивным культурам мы знаем, что ребенок с физическим уродством мог считаться плодом воздействия злых духов.

Как исторически понимался первобытный инфантицид. original. Как исторически понимался первобытный инфантицид фото. Как исторически понимался первобытный инфантицид-original. картинка Как исторически понимался первобытный инфантицид. картинка originalОстанки убитых и съеденных с уровня TD6 на участке Гран-Долина Сьерра-де-Атапуэрка (Бургос, Испания) являются самыми древними свидетельствами каннибализма у людей. Источник: University of Nebraska–Lincoln

ВЫБРОСИТЬ ЗА ГОРОДСКИЕ СТЕНЫ

В аграрных цивилизациях Ближнего Востока — Междуречье, Финикия, Карфаген — детей убивали не столько из практичных, сколько и из ритуальных соображений, принося в жертву различным богам. Менее печальной участь детей была в Египте, где человеческие жертвоприношения не практиковались и было принято выкармливать даже незаконнорожденных, и в Древней Иудее. Иудейская религия строго запрещала не только человеческие жертвы, но и любые формы детоубийства. Произошедшие позднее от иудаизма мировые религии — христианство и ислам — также занимали бескомпромиссную позицию относительно инфантицида.

В классической древнегреческой цивилизации человеческие жертвоприношения уже считались варварством, но маленьких детей с заметными дефектами развития выносили за пределы городских стен, где те и погибали. Решение принимал отец или совет старейшин. Убийство законных детей даже состоятельными родителями было привычным делом.

Как и во многих культурах, особенно лишними там считали девочек: их надо было кормить, одевать, а потом они выходили замуж, переставая помогать по хозяйству родной семье. Американский историк и психолог Ллойд ДеМос приводит такие цифры. В 228 году до нашей эры в 79 семьях, получивших гражданство в древнегреческом городе Милете, было 118 мальчиков и только 28 девочек. Как правило, в одной семье было несколько сыновей, но не больше одной дочери. Угадайте, что делали с рождавшимися девочками.

«Стремиться к тому, чтобы зачатый плод не увидел света, а если он не может быть изгнан, то держать его так, как будто не имелось для него пищи».

Как исторически понимался первобытный инфантицид. original. Как исторически понимался первобытный инфантицид фото. Как исторически понимался первобытный инфантицид-original. картинка Как исторически понимался первобытный инфантицид. картинка originalВазописец Иксиона. Амфора «Медея убивает одного из своих сыновей», сцена из трагедии Эврипида, 330 года до н. э. Источник: Лувр / Wikimedia Commons

ВСЕ РЕШИТ ОТЕЦ

«Я до сих пор в Александрии. /…/ Заклинаю тебя позаботиться о нашем малыше. Как только нам выплатят жалованье, я сразу же отправлю тебе деньги. Если родится мальчик (да благословит тебя Фортуна!) — оставь его, если девочка — избавься от нее».

В 2011 году на месте римского поселения в Хамблдене в 80 км от Лондона археологи обнаружили большое захоронение младенцев одного дня от роду — всего 97 человек. Ранее, в 1988 году, похожее место нашли возле израильского Ашкелона на территории бывшего древнеримского поселения. При раскопках канализации там были найдены кости около сотни малышей в возрасте до 3 дней. Вероятно, это место было специально приспособлено для избавления от неугодных детей. Подобные захоронения находят и на территории других поселений Римской империи.

Как исторически понимался первобытный инфантицид. original. Как исторически понимался первобытный инфантицид фото. Как исторически понимался первобытный инфантицид-original. картинка Как исторически понимался первобытный инфантицид. картинка originalДетский скелет с римской виллы Бигнор, недалеко от Чичестера, Англия, 3 век до н.э. Фото: Nilfanion / CC BY-SA 4.0

ЕВРОПЕЙСКИЕ ПРАКТИКИ

Древние германцы топили детей до того, как они «вкусят пищи», кельты пускали их на щите по течению, поляки до 12 века избавлялись от уродливых младенцев. С принятием христианства количество убийств уменьшилось, так как Церковь рассматривала инфантицид как страшный грех. Подключилось государственное законодательство.

Так, в Каролине — уголовно-судебном уложении императора Священной Римской империи Карла V — говорилось, что «женщина, которая злоумышленно, тайно и по своей воле убьет своего ребенка, уже получившего жизнь и сформировавшиеся члены, /…/ да будет заживо погребена и пробита колом». Во Франции за такое сжигали на костре. Баварский гражданский кодекс 1756 года предусматривал отсечение головы матери за убийство ребенка «из страха или стыда». В некоторых странах уголовные законы сулили более мягкое наказание для убийцы некрещеного, незаконнорожденного или ребенка с отклонениями.

Тем не менее позднесредневековые метрические книги показывают неравное соотношение полов крещеных детей — 120–160 мальчиков на 100 девочек. Гендерцид продолжался.

В разгар эпохи Просвещения, в 1741 году, известный лондонский чудак и благотворитель, судовладелец Томас Корам открыл первый Дом для внебрачных детей. Его поднимали на смех, а традиционные моралисты порицали: это, мол, даст право взрослым не заботиться о своих детях, а взвалить ее на плечи благотворителей. На что Корам парировал, что уже не может видеть детские трупики в сточных канавах. Постепенно в других городах Европы стали открываться подобные приюты. Впрочем, до конца 19 века мертвых младенцев еще очень часто находили на городских улицах.

Как исторически понимался первобытный инфантицид. original. Как исторически понимался первобытный инфантицид фото. Как исторически понимался первобытный инфантицид-original. картинка Как исторически понимался первобытный инфантицид. картинка original«Избиение младенцев», картина Питера Пауля Рубенса, 1637 год. Источник: The Thompson Collection / Art Gallery of Ontario

УБИТЬ, НО КАК БЫ СЛУЧАЙНО

На Руси детоубийство практиковали тоже весьма активно, чаще убивали также девочек. Считается, что это обставляли как трагическую случайность — мать роняла ребенка или душила его, как бы нечаянно навалившись во сне. Другие способы избавиться от нежеланных детей, особенно неродных, отражены в несколько измененном виде в известных сказках — когда злая мачеха просто отправляет падчерицу зимой в лес. Однако уже в конце 16 века в сводах законов появляются наказания за инфантицид.

В третьей редакции Литовского статута уже четко оговорены санкции за детоубийство. Документ различает убийство ребенка, совершенное законными родителями и незамужней матерью. В первом случае наказание — 1 год и 6 недель заключения в башне замка, а потом — четырехкратное в течение года публичное покаяние в церкви, во втором — казнь женщины и всякого, кто помогал ей избавиться от ребенка.

Литовский статут стал источником московского Соборного уложения 1649 года царя Алексея Михайловича. Потому в Московии санкции были похожими:

«А буде отец или мати сына или дочь убиет до смерти, их за то посадить в тюрму на год, а отсидев в тюрме год, приходити им к церкви Божии, и у церкви Божии обьявляти тот свой грех всем людем в слух. А смертию отца и матери за сына и за дочь не казнити».

А за убийство матерью незаконнорожденного ребенка — смертная казнь. Понятно, подобные законодательные меры были больше направлены на предотвращение супружеских измен, а не на защиту детей.

В 1835 году, когда в Российской империи был принят закон об обязательной судебной экспертизе, в качестве экспертов стали приглашать медиков. Тогда появились известные и сегодня диагнозы: послеродовая депрессия, синдром внезапной детской смертности, несколько оправдывающие роженицу, пошедшую на убийство младенца.

В современном обществе практика инфантицида продолжает существовать. И если в развитых западных государствах — это единичные случаи, то в развивающихся европейских странах с большим количеством социально-экономических проблем, детоубийство встречается чаще. Выброшенные в мусорные баки младенцы — тому подтверждение. Впрочем, в Европе все-таки нет тенденции убивать именно девочек. Чего не скажешь про современную Азию.

Как исторически понимался первобытный инфантицид. original. Как исторически понимался первобытный инфантицид фото. Как исторически понимался первобытный инфантицид-original. картинка Как исторически понимался первобытный инфантицид. картинка originalРусская женщина бросает своих детей на съедение волкам, гравюра Шарля-Мишеля Жофруа. Источник: Lacroix, Frédéric (d. 1864). Les mystères de la Russie: Tableau politique et morale de l’empire Russe. Paris, Pagnerre, 1845

АЗИАТСКИЕ РЕАЛИИ

Чуть больше повезло мусульманкам. До распространения ислама во многих азиатских странах девочек закапывали живьем в землю. Но Коран объявил это грехом: «Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей – тяжкий грех». Теперь в исламских странах рождение дочери может считаться проклятием, но хотя бы не приводит к ее смерти.

«Растить дочь все равно, что поливать огород соседа»,— китайская поговорка.

Рождение сына в Китае почетно и связано с древней традицией, когда раз в год китайцы идут на могилы родственников и сжигают там специальные ритуальные предметы — «деньги», утварь, «дома», как бы передавая их для комфортной жизни в потустороннем мире. Право такой передачи есть только у сыновей. Не желая на том свете остаться без подарков, в средние века ненужных дочерей топили или выбрасывали на свалку.

Почти по таким же традициям жила Индия. Там только сын имеет право зажечь погребальный костер и совершать ритуальные обряды. Также в Индии очень трепетно относятся к даури — традиции приданого невесты, которое копится годами. Не удивительно, что с такими традициями растить дочь было категорически невыгодно во все времена. Даже в современной Индии на периферии до сих пор прицельно убивают младенцев женского пола.

Как исторически понимался первобытный инфантицид. original. Как исторически понимался первобытный инфантицид фото. Как исторически понимался первобытный инфантицид-original. картинка Как исторически понимался первобытный инфантицид. картинка originalПогребение девочки-младенца живьем в Китае, гравюра 1865 года. Источник: Wesleyan Methodist Missionary society / Wikimedia Commons

СМЕРТЬ ПОСЛЕ УЗИ

В 1979 году в Китае на волне страха перенаселенности была принята программа «Одна семья — один ребенок». После распространения технологии определения пола будущего ребенка по УЗИ, женщины начали массово делать аборты в случае, если плод женского пола. В Индии программа ограничения рождаемости действует до сих пор. Жители, имеющие более двух детей, лишаются некоторых льгот, не могут избираться в местное самоуправление.

Когда правительства обеих стран запретили определять пол по УЗИ, это привело лишь к тому, что нежеланных дочерей стали бросать на улице. В 2016 в КНР семьям разрешили иметь по двое детей, но во многих селах и сейчас можно увидеть надписи: «Запрещается дискриминировать, истязать, бросать младенцев женского пола».

По данным экономиста и нобелевского лауреата из Индии Амартия Сена, в 1990 году странам Азии уже не хватало около 100 миллионов девочек. Селективные аборты и убийства новорожденных вызвали демографический перекос. И он может усугубиться после недавнего открытия японских ученых.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *