Как история повлияла на литературу
История русской литературы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Об истории русской литературы
Русская литература является важнейшим памятником истории и культуры. В ней отмечены все этапы развития России, все пережитые ею горести и радости.
Древнерусская литература
К древнерусской литературе относят все произведения русской литературы, написанные с XI по XVII века.
Толчком к началу развития литературы на Руси стало развитие письменности, которое началось с принятием христианства.
Очень малая часть населения Древней Руси была грамотна и умела читать и писать.
Большая часть памятников древнерусской литературы до нас не дошла. Важно понимать, что вплоть до изобретения книгопечатания все литературные источники были рукописными. Создавали их в основном обученные грамоте священники. При многих церквях состояли объединения специально обученных переписчиков, которые создавали копии книг, а также занимались ведением летописей, переводом иностранных книг и созданием оригинальных произведений.
Для литературных произведений Древней Руси была характерна религиозная тематика. Активно развивались, к примеру, жанры жития и слова, примерами которых являются «Житие Бориса и Глеба» Нестора и «Слово о законе и благодати» Иллариона соответственно.
Готовые работы на аналогичную тему
Самыми известными и значительными произведениями древнерусской литературы являются «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве».
Периодизация древнерусской литературы:
Литература XVIII века
Некоторые исследователи называют XVIII век «русским Просвещением».
Литературе XVIII была по-прежнему свойственна общественно-политическая тематика.
Именно в этот период были заложены основы классических российских поэзии и прозы. Несмотря на то, что для нас, читателей, эти произведения по-прежнему сложны для восприятия, нельзя недооценивать их важность, ведь XVIII век стал опорой для литературы века XIX; именно здесь был заложен тот фундамент, на котором в дальнейшем строилась русская литературная традиция.
Самыми выдающимися авторами данного периода являются А.Д. Кантемир, М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков, Ф.И. Фонвизин, В.К. Тредиаковский, Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев и Г.Р. Державин. На творчество и идеи этих авторов опирались писатели и поэты Золотого века.
Литература XIX века
XIX век называют Золотым веком русской литературы. Именно в этот период литература получила своё максимальное развитие.
Важно отметить, что в XIX веке очень стремительно развивалась отечественная поэзия. Ключевую роль в этом сыграло творчество А.С. Пушкина, на которое опирались поэты пушкинского круга, а также Фет, Тютчев и Некрасов.
Самыми значительными писателями и поэтами XIX века являются А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, А.С. Грибоедов, И.С. Тургенев, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, Н.А. Некрасов, А.П. Чехов и другие.
Литература XX века
Для литературы XX век начался с Серебряного века русской поэзии. В это время появилось огромное количество новых поэтов и новых поэтических течений, которым был характерен бунтарский подход к творчеству. Символисты и футуристы бесстрашно экспериментировали с литературными формами, оставляя своим потомкам уникальное поэтическое наследие.
Второй значительнейшей эпохой литературы XX века является литература СССР и отдельно литература, посвящённая Великой Отечественной войне.
В XX веке вышло множество произведений, так или иначе являющихся идеологический пропагандой. Героями становились простые люди, борющиеся за счастье своей страны и часто ставящие его прежде своего собственного. Другой стороной этой медали, впрочем, были произведения, критикующие советский строй и оттого часто подвергающиеся цензуре.
К концу XX века, когда цензура ослабла, на свет вышло множество произведений, написанных ещё в 30-50-ые годы, но так и не увидевших свет.
Крупнейшими именами в русской литературе XX века являются Владимир Маяковский, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Сергей Есенин, Александр Блок, Александр Куприн, Иван Бунин, Михаил Шолохов, Михаил Булгаков и другие.
Современная русская литература
К современной литературе принято относить произведения, написанные в период с (70)80-90-ых годов XX века и до наших дней.
Литература, написанная в XXI веке, в основном является массовой.
Современные русские авторы: Сергей Довлатов, Виктор Пелевин, Людмила Улицкая, Татьяна Толстая, Борис Акунин, Сергей Лукьяненко, Евгений Гришковец и др.
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 04 12 2021
Статья на тему «Литература и исторический процесс. Специфика художественного отражения жизни. Нравственные искания героев в произведениях Б.Л.Васильева»
Литература и исторический процесс. Специфика художественного отражения жизни. Нравственные искания героев в произведениях Б.Л.Васильева.
Н.А.Демидова, зам. директора,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 17 г. Смоленска
Проблема «Литература и исторический процесс» пронизывает весь курс литературы IX-XI классов. Она несет в себе богатейшие возможности для углубления представлений учащихся о закономерностях литературы как формы духовной деятельности людей.
Изучая литературу в ее связях с историей, учащиеся приходят к важным выводам: об исторической обусловленности литературного процесса, об органической связи писателя со своим временем, о роли литературы в жизни общества. Одновременно для них станет очевидной еще одна закономерность: бессмертие великих произведений искусства, нерасторжимость их конкретно-исторического и общечеловеческого значения.
Однако учащиеся не всегда понимают, в чем состоит своеобразие художественного познания жизни и воздействия на нее. Нередко они понимают литературу как воспроизведение явлений жизни. Между тем писатель, стремясь постичь жизнь, как бы творит ее заново. Автор произведения одухотворяет своей мыслью и воображением факты, замеченные им в жизни, и создает на этой основе образное ее отражение. Поэтому жизнь выступает в литературе в творчески преображенном виде.
Особенно показательны в этом отношении произведения, изображающие исторические события. Так, «Война и мир» Л.Н.Толстого – это произведение, в котором исторические факты «переплавлены» творческим воображением, догадкой, ищущей мыслью художника.
«Преображенная» в литературе жизнь может выступать не только в правдоподобном виде, но и в подчеркнуто условном. В литературе допустимо преувеличение, нарушение реальных масштабов вещей, совмещение реального и фантастического планов. Литература по-своему обращается с пространством и временем. Писатель может перебрасывать действие из одного места в другое и не только на широких «эпических» просторах «Войны и мира» или «Кому на Руси жить хорошо», но и в пределах такого маленького рассказа, как чеховский «Ванька». Так же свободно писатель обращается и со временем: он нарушает хронологическую последовательность («Герой нашего времени»), растягивает и сжимает время (целая жизнь Ионыча умещается на нескольких страницах печатного текста). Однако условность в произведениях литературы не противостоит жизни: она служит единственной цели – раскрытию жизненной правды, сущности изображаемых явлений.
Прорываться к подлинно человеческому в наших людях мастерски умел Б.Л.Васильев. Как писатель он пробовал свои силы в жанрах романа, повести, рассказа. Написанные им произведения составили несколько сборников. В них с наибольшей силой проявилось писательское дарование Б.Васильева.
Докопаться до героических начал в самом простом человеке, очаровать нас абсолютной их чистотой стремился писатель, создавая свои произведения. Но он хорошо знал, что в жизни существуют не одни лишь светлые души и в полную силу ощущал, какой напряженной все еще остается борьба добра со злом. С каждым новым произведением Б.Васильев все глубже проникал в тайны человеческой жизни и подвига, развенчивая все, что мешает подлинному счастью людей. Этим обусловлено нарастание внутреннего драматизма в его творчестве.
Объективность и достоверность изображения, исследование жизненного процесса в его непосредственном протекании, анализ в первую очередь определенной социальной среды и ее типовых представителей составляет своеобразие повестей и романов Б.Л.Васильева. Драматизм человеческих судеб обусловлен в них драматизмом исторического и общественного развития страны.
В литературе становится более ощутимым доверие к конкретному жизненному материалу, познание которого оборачивается пониманием особенностей общественной жизни и внутренних процессов развития личности. Строгость и достоверность изображения отвечают потребности реалистической оценки действительности.
Литература конца XX века стремится выявить «естественные основы бытия», человеческое содержание характеров. Ф. Абрамова, В. Белова, Е. Носова, В. Астафьева, В. Шукшина, В. Распутина, Б.Васильева сближает умение показать эстетическую ценность простого, будничного, интерес к цельным народным характерам, предметное воссоздание действительности.
В произведениях Б.Васильева общественные и нравственные противоречия чаще всего выражаются в формах повседневного, привычного человеческого существования.
Образ главного героя романа «Не стреляйте белых лебедей», который в многотрудной жизни своей занял позицию рыцарского служения общему делу, раскрывается в самом начале романа через восприятие автора Б.Васильева: « Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь. В хлопотливом лепете осинников, в сосновых вздохах, в тяжелом взмахе еловых лап. И я ищу Егора.
Я нахожу его в июньском краснолесье — неутомимого и неунывающего. Я встречаю его в осенней мокряди — серьезного и взъерошенного. Я жду его в морозной тишине — задумчивого и светлого. Я вижу его в весеннем цветении терпеливого и нетерпеливого одновременно. И всегда поражаюсь, каким же он был разным — разным для людей и разным для себя.
И разной была его жизнь — жизнь для себя и жизнь для людей.
А может быть, все жизни разные? Разные для себя и разные для людей? Только всегда ли есть сумма в этих разностях? Представляясь или являясь разными, всегда ли мы едины в своем существе?
Егор был единым, потому что всегда оставался самим собой. Он не умел и не пытался казаться иным — ни лучше, ни хуже. И поступал не по соображениям ума, не с прицелом, не для одобрения свыше, а так, как велела совесть».
Необычное начало произведения, авторская открытость, «непосредственные» отношения между автором и читателями сближают роман с лирическим повествованием.
В конце романа углубляются конфликты и социальные, и нравственные, и событийные, и психологические. И хотя Б.Васильев не ставит завершающей точки, перспективы общественного развития обозначены достаточно четко. Они в реальной возможности победы граждански зрелых начал в человеке, прогрессивных общественных тенденций в жизни. По масштабности поставленных проблем, глубине и основательности исследования народной жизни, богатству психологических типов роман Б.Васильева занимает видное место в современной литературе.
В литературоведении уже высказывался взгляд на период развития литературы конца 60-х – начала 70-х годов XX века как на наиболее близкий классическому реализму по сравнению с литературой первых послереволюционных лет. Этот вывод основывается на характере философских и нравственных исканий таких писателей, как В. Шукшин и Б.Васильев. Их герои бьются над проблемами, которые приковывали внимание крупнейших писателей прошлого: в чем смысл жизни, «что с нами происходит», в чем тайна мира, красоты, движения, «зачем все»? Духовная напряженность произведений этих писателей связана с попытками героев объяснить мир и себя, понять их связь, «дочерпаться до дна».
Тяготение к художественно-философскому постижению мира заставляет писателей все чаще обращаться к формам аллегории, сказки, притчи, жанровые возможности которых связаны с усилением роли авторской мысли. «После сказки», «Белый пароход» Ч. Айтматова, «Пастух и пастушка» («Современная пастораль») В. Астафьева, «Волчья стая» В. Быкова, «Не стреляйте белых лебедей» Б. Васильева, «Ночь после выпуска» В. Тендрякова, повести-сказки В. Шукшина строятся по законам притчи и сказки. Повествование в них условно заострено. Жизненные ситуации связаны с острейшими проблемами современности. Осмысление в общем потоке бытия нравственных позиций героев и борьбы их с обстоятельствами помогает включить эту прозу в большую философскую проблематику эпохи.
Литература все более стремится «угадывать» за житейскими обстоятельствами исторические, за «подробностями текущей жизни»— время.
Наиболее отчетливо связь исторического с обыденным обнаруживается в творчестве Б.Васильева. Социальный опыт этого художника выражается прежде всего в борьбе за идеи действенного гуманизма, гражданской совести, в разоблачении житейских позиций непротивления, пассивности, компромиссов («Не стреляйте белых лебедей», «Экспонат №…»). Характер в произведениях Б.Васильева обычно несет печать социальной среды, его сформировавшей, тех конкретно-исторических условий, которые оборачиваются его неповторимостью, тех общественных отношений, которые выражаются в определенности человеческой индивидуальности. Писатель избирает кризисные ситуации для испытаний человека на прочность. Направление аналитической мысли Б.Васильева определяется целью выявить в характере и поведении героя борьбу различных тенденций времени.
От произведения к произведению содержание творчества Б.Васильева расширялось и углублялось, нарастал внутренний динамизм, осязаемое изображение жизни все крепче соединялось с философским осмыслением ее. Это проявлялось, например, в том, что многие герои писателя пытаются решать сложные или, как говорнли когда-то, «вечные» вопросы, заглянуть за горизонт, чтобы разгадать проблему подлинного человеческого счастья. Писатель был убежден, что для решения ее современный человек обладает всеми необходимыми ресурсами.
Нравственный потенциал произведений Б.Васильева не оценим для вдумчивого читателя. Его творчество всегда будет учить добру, отзывчивости, человечности, учить не быть безразличными, равнодушными, глухими к жестокости и злу.
Какие события второй половины XIX века повлияли на русскую литературу? (кратко) (Литература XIX века)
В 40-е—60-е годы XIX века был величайший подъём общественной мысли и борьбы. Если 1-ая половина XIX века была знаменательна такими события как восстание декабристов (14 декабря 1825 г.) и война 1812 г., то 2-ая половина была также насыщена историческими событиями, которые вскоре повлияли на русскую литературу, отразив общественные проблемы и интересы. Так, поражение России в Крымской войне показало бессилие России, рост крестьянских бунтов заставил Александра II провести реформы. Таким образом в стране складывалась революционная обстановка, все понимали, что России нужны преобразования. Главным вопросом все так же оставалось крепостное право. В итоге из-за такой обстановке общество поделилось на группы: дворяне и аристократия, которые не хотели ничего менять; либералы, которые хотели реформ, но, чтобы они проходили медленно и путем компромиссов и договоренностей; разночинская молодежь (И.Добролюбов, А.Герцен, И.Чернышевский, И.Огарев. ).
отменили крепостное право и провели ряд реформ: суда, армии, образования, печати, финансов. Писатели 2-ой половины XIX века не остались в стороне (среди них были: И.Тургенев, И.Гончаров, В.Белинский, Н.Чернышевский. ) и они заняли позицию революционеро-демократов. главным творческим направлением в литературе на тот момент стал реализм (т.е. обыкновенная жизнь как она есть), а главным жанром стал роман. Литература пыталась показать внутренний мир героя, его переживания, проблемы и контактирование с обществом.
По главному вопросу, который на тот момент витал в обществе:»По какому же пути идти России?», общество разделилось на:
-западников — они считали, что Россия должна пойти по западно-европейскому пути развития, который «привез» Петр I.
-славянофилов — они считали, что Россия должна вспомнить свои традиции и обычаи, а не идти за кем-то.
-почвенников — они хотели, чтобы народ был единым целым.
Все они, конечно были объединены одной целью: развитие и преобразование России и отмена крепостного права.
Самыми знаменитыми писателями данного периода являются:
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Литература как форма самосознания — литературоцентризм культуры
Ко времени своего расцвета в 19 веке русская литература (так же, как и философия России) становится одной из главных форм национального самосознания.
Выход на такой значимый интеллектуально-нравственный пик был обусловлен всей историей отечественной литературной и философской мысли, а в обозначенный период взлета для нашей литературы были характерны черты:
Роль русской литературы в культурном и общественном развитии
Государственное служение литературы при Петре I
На столь существенную роль в жизни и самосознании всего общества России литература начала выходить со времен Петра. После ощутимых и значимых побед и успехов 18 века, по словам В.Ключевского, у русского народа появился повод почувствовать себя едва ли не первыми среди европейских народов.
Тогда же в задачах писателей оформляется тема жизни страны и служения ей, оправдание воли монарха. Литература «поступает» таким образом на определенную службу, становясь придворным служащим государства.
При этом, правда, художники слова не отрываются особенно от прежних традиций и форм.
Екатерининская эпоха и литературное творчество
С уходом первого русского императора роль собственно литературы резко изменяется. Она становится уже «полноправным придворным», работая исключительно в подражательном направлении, окрыляясь только задачами лести и красотой форм. Существует сравнение литературного творчества периода Екатерины с «работой» верблюда, который тащит на себе чужой груз. Это относилось ко всему в деятельности тогдашних писателей – от языка их произведений до тематик – литература полностью перешла на подражательство, нисколько не озадачиваясь ни творением своего национального «слога», ни современной ей проблематикой.
Однако отметим, что это был период Русского Просвещения, поэтому большие писатели России, меж тем, не оставляли надежд и попыток «И истину царям с улыбкой говорить» (Г.Державин)
Уже Карамзин, разбираясь в особенностях русской литературы того времени, охарактеризовал большой разрыв между существовавшими литературными традициями «древних» и новыми тенденциями екатерининского «художественного слова». Историк отмечал, что на таких путях достойно находится лишь ученику, который постигает свое ремесло, а писателям, стремящимся к самобытности и национальной актуальности, таким способом никак не взойти к этим целям. Меж тем, Карамзин уверен, что русская литература, двигаясь средствами «своего века», выйдет на необходимый стране и обществу уровень, участвуя в общемировом развитии культуры уже не как слабый ученик.
Романтизм и новые задачи русской литературы
Когда на общественном горизонте оформляются очертания освободительных идей (поначалу общества, затем и человека), роль русской литературы кардинально преобразуется. Сложные условия преследования взывают к росту собственных моральных нормативов, появляются интонации подвижничества, жертвенности и даже мученичества за эти новые гуманистические идеи.
Так, внимание к нуждам и чувствам человека и его «приватной» жизни выливается в целое отдельное сентиментальное направление.
А уже эпоха радикальных социально-политических переустройств Европы подключает к сентиментализму могучий духовный стимул романтизма.
После революционных катаклизмов во Франции тема человека как личности возводится по значению в статус почти «божественного» творца действительности во всем – в политике, культуре и т.д.
«Верховодят» этими преобразованиями идеи немецкой философии, в эпицентре духовных поисков – романтическое понимание мира и человека (Шеллинг, Фихте), а именно:
Задачей литературы становится создание нового сильного человека, ее темой – описание его сильных страстей и поисков, содержанием – полная свобода духовных устремлений.
Писателю, равно как и иному творцу, должно заниматься исключительно свободным творчеством, воодушевляясь как реальной жизнью, так и минувшей историей и даже потусторонностью.
Такой подход к смысловой наполненности произведений раздвигал как сами границы искусства, так и возможности понимания личности. Художник (а значит, и писатель) становился пророком, жрецом. Иным словами, само творчество созидало из них новое, уже «светское духовенство», которое должно реализовывать те же почти религиозные функции, что и жречество в древности.
Эти романтические идеи наложились в России на небывалый подъем патриотизма и свободы, захлестнувший страну после 1812 года. В русской литературе это отразилось поначалу в явлении свободолюбия декабристов, Пушкина, а затем предстало как коренной перелом 1820-1840 гг.
«Взойдя на дрожжах» Запада, отечественная литературная мысль быстро проходит школу освоения своего национального пути, выдвинув в качестве основных темы и задачи:
Так, уже к переломному периоду, обозначенному Белинским как 20-40-е гг. 19 века, литература России формируется как самобытный феномен, могущий преобладать и уже влияющий на общеевропейскую мысль и литературы Старого Света.
Для самого же литературного творчества нашей страны указанного периода важнейшими становятся функции осмысления и оформления:
По мнению советского исследователя литературы В.Кожинова, русские писатели, начиная с Пушкина, реализовывали в свое время задачи, которые в Европе решались в период Ренессанса:
Литература и философия России как две формы отечественного самосознания
Меж тем, русская литература, став в 19 веке носительницей и выразительницей ценностей и общественных идеалов, обнаружила свое содержательное единство и с русской философской мыслью. Национальная философия, занимающаяся задачами мировоззрения, существенно влияла на все искусство страны, поднимая его интеллектуальный уровень, а искусство (и литература, конечно же) становилось, в свою очередь, распространителем идей самой философии. Но уже с 19 века национальная литература России начинает воздействовать на интеллектуальный труд мыслителей, предоставляя им новые возможности выражения посредством своих художественных форм, поэтических образов и т.д.
Такая двухсторонняя связь этих форм познания оказалась весьма благоприятной и для российского общества, и впоследствии для становления самобытного феномена русской религиозной философии с конца 19 века.
Общность русской литературы и теоретической философской мысли, разумеется, в основном базировалась на главном их принципе – рефлексии как способе самого процесса творчества.
Различия можно было отследить лишь в следующем:
Литературоцентризм отечественной культуры
Русский критик Белинский, серьезно занимавшийся проблемами отечественной литературной школы, выразил даже такую мысль, что художественное произведение, по сути, имеет такое же содержание, что и трактат по философии. Без глубокой содержательной наполненности, по словам Гейне, невозможна и подлинная художественность произведения.
Таким образом, 19 столетие явилось целым периодом отечественной истории, когда активно происходила «философизация» нашей классической художественной литературной школы.
По мысли же Белинского, литература вообще должна была стать формой национального духовного действования с целями реального преобразования всего общества. Роль русского литературного слова снова меняется, теперь это не просто разновидность просвещенного времяпрепровождения, но в главную очередь – распространение и развитие всей отечественной культуры.
Так, уже к середине 19 века литература в России:
Наша презентация темы:
Именно с этого периода стало возможным говорить об такой общей тенденции русской культуры как ее литературоцентричность, которая, в свою очередь, была вызвана к жизни национальной потребностью собственного осознания, необходимостью изменений в миропонимании и мышлении, требованием общенародного единения в стране.