Как избежать недостачи при инвентаризации
Как избежать недостачи при инвентаризации
Авторский цикл статей. Часть 3.
Здравствуйте, дорогие читатели. Прежде чем начать новую тему, хочу Вас поблагодарить за обратную связь, за ваши рассказы про нелегкую работу продавца. В одной из следующих статей я обязательно включу ваши дополнения, ведь без ваших историй это была бы только теория, а нас интересует практика без цензуры и прикрас. Все статьи собраны из реальных историй, которые происходят каждый день. И напомню адрес редакции nika@aspcom.ru куда вы можете присылать свои письма, пожелания, рассказы и возможно жалобы. Мы все читаем и по необходимости публикуем.
Теперь настало время инвентаризации и полный ее разбор.
Вы же помните, что есть инвентаризация плановая и внеплановая. Угадайте, какую не любят больше продавцы? Честно, я не завидую тем, у кого инвентаризация проходит ежедневно, еженедельно, ежемесячно. И можно назвать счастливчиками тех, кого проверяют лишь раз в год.
Между тем излишки, выявленные в процессе любой инвентаризации — это настоящая проблема для бухгалтера. С недостачами проще потому, что их покрывают материально ответственные лица, либо недостача списывается по соответствующим счетам как финансовые результаты.Об этом мы еще чуть позже поговорим более детально. Излишки же приходится проводить и отображать правильно.
ПРИЧИНЫ ИЗЛИШНИХ ТОВАРОВ:
При выявлении излишков в проводках они выглядят как внереализационные доходы. Как раз тут нужна цена по накладной или рыночная стоимость. Случается, что в излишек попадает много товаров одного наименования, а документального подтверждения цены нет. В таком случае рационально обратиться к помощи независимого оценщика для определения их стоимости.А вот домой забирать «лишний товар» не рекомендуем. Только руководство решает как их использовать: в производственных целях или реализовываться. В последнем случае с них удастся получить доход. Касательно продажи обнаруженных излишков никаких особенностей нет. Но важно их реализовывать по определенной ранее цене. Это поможет исключить неприятности с налоговой.
Если Вы наемный сотрудник, то при выявленной недостаче есть ряд правомерных действий, которые могут быть применимы по отношению к вам. Конечно мы желаем вам работать без происшествий, но как говорится — предупрежден, значит вооружен, а незнание не освободит вас от следующих действий начальника:
Нередко именно инвентаризация служит причиной увольнения работников и текучки кадров. Да, бывает умышленно продавец создает недостачу. Каким образом? Вот некоторые пункты.
ПРЕСТУПЛЕНИЕ БЕЗ НАКАЗАНИЯ
Как сотрудник может украсть товар, чтобы образовалась недостача:
А вот один случай, который мне рассказала владелица магазина постельного белья. Бизнес у Ирины был уже много лет и продажи в магазине она четко контролировала, могла с точностью сделать прогноз в каком месяце сколько составит выручка. Продавцы тоже работали давно и в них она была уверена, но для дополнительной гарантии, она на каждого продавца оформила потребительский кредит в размере 150 тыс. рублей, который сама же исправно платила, но каждый работник знал, что если он захочет сделать пакость, то на него лягут кредитные выплаты и поэтому дисциплина в магазине была строгая. Однако, хитрость продавца все-таки взяла верх и стала падать выручка. Ирина несколько месяцев не могла понять в чем же дело? Покупатели в магазине каждый день, товар с избытком, а продаж фактических нет. Оказывается продавец купила идентичный товар, как у хозяйки и стала продавать свой товар. Длилась история несколько месяцев. Ирина не догадывалась, что платит дорогостоящую аренду уже не за свой бизнес, а за чужой. В итоге установив видеокамеры удалось разоблачить обманщицу, ну а что с ней было дальше вы уже наверное и сами догадались. Вот такая не придуманная история.
Однако, часто бывает и так что продавец не ворует, а недостача все равно есть каждый месяц. Почему? Один из вариантов если при приемке никто ничего не считает, не взвешивает и не проверяет документы, недостачи не избежать. Во-первых, сами поставщики могут неправильно скомплектовать заказ и что-то не доложить. Во-вторых, на честность снабженцев приходится рассчитывать не всегда. Если кладовщики и ответственные лица подходят к работе спустя рукава, недостача гарантирована.
Также в продуктовых магазинах и торговых точках, имеющих дело со сроками годности недостача частое явление. Нередко половина продукции списывается, даже не доходя до прилавка. Особенно это касается скоропортящихся товаров: молочки, хлебобулочных изделий, полуфабрикатов. Недостача возникает именно по этой причине: товар закуплен, но не продан, а значит недополучена выручка.
В отличие от предыдущих случаев здесь речь идет о системной ошибке и искать конкретных виновных бессмысленно. Нужно оптимизировать закупки, хранение и реализацию.
А еще бывает, что недостача образуется из-за неправильной работы склада. Можно недосчитаться товара только потому, что его не нашли. Что и где лежит, в каком количестве перемещается на витрины и где хранится, никто толком не знает. Такой подход далеко не редкость, особенно в небольших розничных магазинах.
Есть что добавить? Пишите в комментариях. А в следующий раз мы поговорим как тайный покупатель может подставить весь персонал. Также впереди у нас темы про эффективность видеонаблюдения в магазинах, имеет ли смысл ставить камеры и многое другое. Надеюсь, что вы уже подписаны на наши новости и первыми прочитаете свежий материал.
С уважением к Вашему делу, Ника Черемухина
Что делать в случае недостачи при инвентаризации в 2019 году
Иногда результатом проведенной в организации инвентаризации становится недостача ценностей или излишек. Если в случае с излишком предстоит оприходование ценностей, то при выявлении недостачи потребуется выявить виновных лиц, а также правильно оформить списание.
Инвентаризация
Независимо от того в какой организации проводится инвентаризация, существуют ее основные виды и правила проведения. К основным видам инвентаризации относят:
Плановую организацию должны проводить все компании в конце года, перед тем как составить годовую ответственность. Внеплановая инвентаризация проводится в тех случаях, когда возникает срочная необходимость в ней. Например, при выявлении факта хищения, при смене материально-ответственного лица или при ликвидации фирмы. По итогам проведенной инвентаризации материальных ценностей может быть выявлена недостача или излишки.
Что такое недостача
Важно! Под недостачей понимают выявленную при полном или частичном пересчете какой-либо группы товаров разницу между данными бухучета и фактическим остатком на текущий момент времени.
Основным документом, регламентирующим порядок действий при инвентаризации является распоряжение Минфина № 49. Согласно данного документа, первоначальными действиями инвентаризационной комиссии при получении результатов являются:
Недостача при инвентаризации: что делать
Все дальнейшие действия после выявления недостачи будут зависеть от того, есть ли виновные лица или нет. Все действия работодателя и работников предусмотрены законодательными и иными нормативными документами. Если виновных лиц нет или вина их не доказана, то выявленная при инвентаризации недостача списывается по соответствующим счетам как финансовые результаты.
Выявление недостачи в торговой точке
При выявлении недостачи в торговой точке, по отношению к продавцу возможны следующие действия:
Суммы, взимаемые с работников, не должны превышать их должностной оклад. Однако, в случае необходимости, по решению суда возможно и превышение.
Действия работодателя при выявлении недостачи
При выявлении недостачи действия продавца будут следующими:
Недостача при инвентаризации: что делать материально-ответственному лицу
В качестве материально-ответственного лица может выступать начальник склада, администратор, старший кассир и т.д. Согласно них законодательство предусматривает следующее:
Как оформить
Когда в результате проведенной инвентаризации выявляется недостача, то потребуется оформление специальной ведомости, в которой содержатся сведения о выявленных расхождениях по данным бухучета и фактическим остаткам. В данной ведомости содержится следующее:
После оформления ведомость подписывают все члены инвентаризационной комиссии. После этого все отчеты направляют в бухгалтерию, которая уже проводит окончательную сверку учетных и фактических данных. Для того, чтобы оформить недостачу, используются специальные унифицированные бланки:
Списание недостачи
Списание недостачи возможно при соблюдении следующих условий:
При соблюдении вышеперечисленных факторов, можно приступать непосредственно к списанию. Порядок при этом будет следующим:
Порядок действий | Что в себя включает |
Издание приказа | Руководитель издает соответствующий приказ (если внутренними документами компании не предусмотрено иное) |
Списание | Списание производится с кредита в дебет по счету, предусмотренному порядком учета |
Покрытие расходов | Если требуется покрытие транспортных расходов, а также оплата труда лицам, проводившим инвентаризацию, то к этому же счету по дебету также следует добавить требуемую сумму |
Сопоставление данных | Из бухгалтерии поступают расчеты по нормам естественной убыли, которые сопоставляются с фактической недостачей. Если недостача превышает, то проводится списание. |
Восстановление НДС | НДС может быть восстановлен или нет. В случае восстановления, он отражается по дебету. |
Недостача при инвентаризации: проводки
Важно! В результате проведенной инвентаризации может быть выявлена не только недостача ценностей, но и излишек. Кроме того, возможен также и такой результат, как пересортица. Она означает, что с остатка требуется снять одни наименования, а другие оприходовать.
Порядок отражения в бухгалтерском учете будет следующим:
Основные проводки при списании недостачи:
Списание | Проводки | |
Д | К | |
По ТМЦ | 94 | 10 |
По основным средствам | 94 | 01 |
По готовой продукции | 94 | 41 (43) |
По естественной убыли | 20 (25,44) | 94 |
За счет виновных лиц | 73 | 94 |
На прочие расходы | 91.2 | 94 |
Взыскание недостачи с виновных лиц
Для того, чтобы с виновных лиц было возможно списать недостачу, должны соблюдаться некоторые правила:
В некоторых случаях взыскать с виновного лица денежные средства можно только через суд. К ним относят следующие:
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина
В одной крупной косметической сети провели инвентаризацию склада и магазинов, проверили остатки и нашли недостачу. Отвечать за сохранность товаров должны были конкретные сотрудники: заведующая, администратор магазина, продавцы и кассиры. С ними заранее заключили договор о полной материальной ответственности.
По договору работники отвечали за то, чтобы товары никуда не делись: чтобы их не украли, не повредили и не списали без повода. А тут недостача. У работников спросили: как же так? Они ничего ответить не смогли. Компания посчитала себестоимость товаров и пошла в суд: взыскивать с девяти сотрудников 3 млн рублей. Но даже при наличии договора, юристов, правильно оформленной инвентаризации и крупной суммы недостачи сделать это оказалось непросто.
Почему компания сделала работников виноватыми?
Кассирам, продавцам и заведующей доверили товары на складе и в магазине. С ними подписали коллективный договор о полной материальной ответственности. Это значит, что персонал сам согласился отвечать за склад и подписал документы: мол, да, мы готовы в случае чего отвечать за недостачу и компенсировать всю сумму ущерба.
Обычно ответственность сотрудников ограничена. Даже если разбить служебный ноутбук, то всю сумму взыскать не смогут. Но тут другой случай: все сразу договорились именно о полной ответственности и подписали договор с таким условием. Накладные о приемке товара есть, акт инвентаризации тоже есть, все ведомости и документы в порядке, а работники ничего не объясняют.
Если что-то пропадает со склада или из кассы, работодатель имеет полное право требовать от сотрудников всю сумму ущерба, а не только в пределах зарплаты за месяц. Вот и потребовали.
Почему сотрудники отказались платить?
Они не считали себя виноватыми, а полную ответственность им якобы навязали. Инвентаризацию проводили без них, а некоторые сотрудники к моменту проверки уже не работали. Хотя внятных объяснений, куда делся товар, работники не дали и акт проверки не оспаривали. Они даже не стали доказывать, что не виноваты в пропаже товара. В акте записано: отказались от пояснений. По крайней мере, так было по документам.
Суммы выплат для многих оказались непосильными. Компенсацию потребовали от девяти человек. Кому-то выставили 7 тысяч рублей, а заведующей — больше миллиона. При таком раскладе есть смысл отбиваться в суде.
Что сказали суды?
Продавцы говорят, что не подписывали договор о полной материальной ответственности и уволились еще до проверки склада.
Заведующая ссылается на то, что она пришла на работу за полгода до проверки и не может отвечать за весь товар. Когда проводили инвентаризацию, ее вообще выгнали из магазина. Она не видела, что там проверяют и как считают.
Работодатель должен доказать, что сотрудники виноваты в пропаже товаров. И что он вообще передавал им эти товары. И что с этими людьми можно было заключать договор о полной материальной ответственности. Он не доказал — вот ничего и не получит.
Работодатель предъявил все документы об инвентаризации, недостаче и ответственности работников. С чего районный суд взял, что он ничего не доказал?
Вот договор о полной материальной ответственности. Эти люди сами согласились отвечать за товары и подписывали накладные о приемке. Вот акт о недостаче — и ни одного объяснения от сотрудников.
С ними можно было заключать договор о полной ответственности, потому что они имеют доступ к товарам и деньгам. Их прямая обязанность — следить за товаром. Юридически к работодателю не придраться. Пусть работники платят.
Правда, суммы для них слишком большие, поэтому уменьшим их примерно в два раза — до 1,5 млн рублей на всех. С заведующей — 550 тысяч.
Работники и работодатели могут сами решать, на каких условиях заключать договоры. Это право им дает Конституция. Но государство все равно будет защищать работников, потому что они слабенькие.
Когда начинаются споры по поводу материальной ответственности, факта недостачи и подписанного договора не хватит. Нужно тщательно разбираться с каждым случаем. Вот что важно знать о полной материальной ответственности:
Что еще сказал Верховный суд по делу косметической компании
У работодателя были проблемы не только с договорами.
Где список сотрудников, которые согласились взять на себя полную ответственность? Кого включали в этот список, а кого исключали при увольнении? Где и как хранились товары? Как должна распределяться ответственность при ущербе? Как установить вину конкретного работника? Все это должно быть оформлено документами.
Что это за листы с подписями работников? К какому договору они относятся? Так материальную ответственность не оформляют.
Компания почему-то решила, что достаточно составить общий договор и взять со всех работников согласие, что они в курсе полной ответственности. Якобы каждый, кого берут на работу, автоматически соглашается: в трудовом договоре есть оговорка на этот счет.
К оформлению инвентаризации тоже есть вопросы. Минфин не просто так установил для нее правила. И тут тоже с документами непорядок. Например, где подтверждение, что каждый раз при смене ответственных лиц проводили инвентаризацию?
Суд почему-то решил, что факта ущерба и описи пропавших товаров будет достаточно, но это не так. Тех, с кого спрашивают, даже не позвали на инвентаризацию. Это нарушение, и не единственное.
Кстати, а как работодатель обеспечивал сохранность имущества? Это его обязанность — делать так, чтобы на склад не попадали посторонние и работники могли отвечать за товар. Продавцы говорят, что там был проходной двор. Где доказательства, что это не так?
И что за копии документов принес работодатель во вторую инстанцию? Почему он не принес их в первую? Где оригиналы? Всё, что в копиях, — не доказательство. Так дела не делаются. Суд не разобрался и вынес незаконное решение.
Итог. Решение городского суда в пользу фирмы отменили, а решение первой инстанции оставили в силе. Пересматривать нечего — работники не будут ничего платить.
Но ведь товары и правда могли пропасть по их вине. Они вообще ничего не заплатят?
Вообще ничего. Может быть, заведующая и кассиры правда виноваты. Или виноват кто-то из них, пусть даже не за весь ущерб. Но иногда все решают документы. И хотя сеть магазинов очень крупная, у нее наверняка есть юристы и кадровики, но документы они оформили неправильно. Даже если кассиры были в сговоре и вынесли полсклада, с них нельзя взыскать ни рубля.
Проверьте, как оформлены ваши договоры о полной материальной ответственности. И исправьте все, пока не поздно. Когда дело доходит до недостачи, каждый документ, каждое слово и подпись — на вес золота. Хитрый ход с копиями задним числом, как видите, может не прокатить.
Если вы работник и на вас вешают недостачу — вам тоже пригодятся выводы Верховного суда. Но лучше пусть до такого не доходит.
Излишки и недостачи
Контур.Бухгалтерия — веб-сервис для малого бизнеса!
Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.
Инвентаризация — важная процедура, её нужно проводить регулярно. Она позволит выявить расхождения между учтенным количеством имущества и его фактическим наличием. Если при инвентаризации обнаружились несоответствия, это часто вызывает у бухгалтеров затруднения. В статье расскажем, как вести учет излишков и недостач, как они появляются и какими документами их оформлять.
Причины появления излишков и недостач
Процесс инвентаризации помогает выявить отклонения учетных данных от фактического наличия имущества. Излишки появляются, когда наличное имущество организации превышает учтенное. Недостачи, напротив, указывают на недостающий актив.
Отражение результатов инвентаризации в учете зависит от причины появления расхождений. Инвентаризационная комиссия составляет ведомость по расхождениям и направляет ее руководителю для ознакомления с результатами проверки. Причины формирования излишков и недостач могут быть следующие:
Излишки | Недостачи |
---|---|
Ошибки при проведении инвентаризации | Естественная убыль |
Неучтенные поставки | Ошибки в ведении складского учета |
Излишняя экономия | Производственные издержки |
Ошибки учета отпуска материалов и продукции | Хищения |
Избыточные поставки | Некомпетентность или отсутствие материально-ответственных лиц (МОЛ) |
Оформление и учет недостачи
Производственные и хозяйственные издержки должны подтверждаться первичными документами, составляются акты выявления порчи и недостач. Формы документов можно разработать самим или использовать уже существующие. Например, ТОРГ — 6, 15, 16, 20 и другие, в зависимости от обнаруженной проблемы. Балансовая стоимость недостающего имущества списывается на счет 94 «недостачи и порчи от потери ценностей». Проводка основана на сличительной ведомости и ведомости учета результатов инвентаризации.
Недостача в пределах норм естественной убыли
Если обнаружена недостача, не выходящая за пределы норм естественной убыли, она списывается на производственные затраты или расходы на продажу. Нормы естественной убыли определены законодательно. Они различаются для всех видов товаров. Если же на данное имущество не предусмотрено норм естественной убыли, то недостача считается как сверхнормативная.
Ведите учет, платите зарплату, налоги и взносы, отчитывайтесь через интернет в Контур.Бухгалтерии. Веб-сервис сам рассчитает суммы, выберет проводки, сформирует отчеты.
Недостача, отнесенная на материально-ответственное лицо
В остальных случаях проведите проверку документации и сверьте остатки по счетам. Ведь недостача может быть следствием ошибок в расчетах, неправильного оформления отчетов или отсутствия контроля со стороны материально-ответственного лица. Если правка документов не помогла устранить недостачу, то ответственность за нее ложится на МОЛ. Ответственный должен составить объяснительную, которая прилагается к результатам проверки.
Взыскать сумму недостачи с материально-ответственного лица не составит труда. Ущерб от недостачи рассчитывается по закупочной стоимости, при этом упущенные выгоды в виде торговой наценки не учитываются. Решение о взыскании с МОЛ оформляйте приказом. Сумму недостачи удерживайте с зарплаты частично или полностью, но не более 50%. Также работодатель может отказаться от взыскания ущерба с работника.
Виновные лица не найдены или суд отказал во взыскании ущерба
Если же материально-ответственного нет и виновное лицо не установлено или его вина не доказана, вы не сможете возместить убыток от пропажи имущества. Его придется списать в прочие расходы. При этом, необходимо подтвердить обоснованность такого списания:
Кроме самих сотрудников организации виновником недостачи может оказаться и ваш контрагент. В таком случае сумма возмещения определяется исходя из условий договора и норм Гражданского кодекса.
Оформление и учет излишков
Излишки, выявленные в ходе инвентаризации, не грозят какими-либо проблемами для бухгалтера, но их нужно принять к учету. Основой для принятия излишка к учету будет сличительная ведомость или ведомость учета результатов инвентаризации. Но с принятием излишка к учету не стоит торопиться, ведь он может оказаться результатом ошибки бухгалтера или инвентаризационной комиссии. Тогда ошибку нужно исправлять.
Активы принимаются к учету по текущей рыночной стоимости и в той же сумме, бухгалтер признает прочий доход. Рыночную стоимость актива можно определить самостоятельно или пригласить оценщика. По результатам оценки оформляется справка или отчет оценщика.
Инвентаризационная комиссия должна определить причины появления излишка и получить объяснение от материально-ответственного лица. Никаких взысканий в данном случае к ответственному лицу не применяется. Однако руководство может объявить ему выговор или лишить премии за непорядок на складе.
Стоит обратить внимание и на порядок налогового учета излишков. Они включаются во внереализационные доходы и учитываются при расчете налога на прибыль. Последствия, связанные с НДС, при выявлении излишков не возникают. При передаче их в производство, НДС так же начислять не нужно. Однако в случае дальнейшей реализации, обнаруженных излишков, НДС начисляется в общем порядке.
В программе все под рукой
В Бухгалтерии все понятно даже новичку. Расчеты с работниками, поступление и списание товара, отчетность — доступный интерфейс, все под рукой. Раньше работала в популярной бухгалтерской программе: громоздко, база все время висела, дополнительные материалы по законодательству приходилось искать в Интернете, для сдачи отчетности нужно было гораздо больше времени.
Оксана Евтеева, бухгалтер в ИП Евтеев (Братск)
Зачет недостач излишками по пересортице
Еще одним результатом инвентаризации является пересортица. Излишки и недостачи при инвентаризации можно зачесть в бухучете, если соблюдаются условия (ы налоговом учете пересортица не предусмотрена, поэтому такой зачет производить нельзя):
Пересортицу нужно подтвердить инвентаризационной описью, сличительной ведомостью и получить объяснение материально-ответственного лица. Решение о взаимном зачете излишков и недостач принимает руководитель, оформляя его в виде приказа.
Учет пересортицы проводится в аналитическом учете. Материально производственные запасы одного наименования, но с разными номенклатурными номерами взаимозачитываются.
Стоимость недостающих товаров может быть больше, чем стоимость товаров, находящихся в избытке. Эту разницу отнесите на виновное лицо и отразите как ДТ 94 КТ 73. Если же виновников пересортицы не удалось установить, разницу рассматривают как недостачу сверх норм естественной убыли и списывают в производственные или коммерческие расходы.
Противоположная ситуация, обнаруженная в случае превышения стоимости излишка над недостачей, отражается проводкой ДТ 10 (41 и др.) КТ 91.1, то есть учитывается в составе прочих доходов.
Ведете учет малого предприятия? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: легко ведите учет, начисляйте зарплату, платите налоги и автоматически формируйте отчетность с отправкой через интернет. Оцените возможности сервиса в течение 14 дней бесплатно.