Как избежать очередей в аэропорту
Инструкция для тех, кто первый раз в аэропорту
Прежде чем попасть в самолет, вам предстоит пройти через дебри запутанных и страшных лабиринтов местного аэропорта. На самом деле не все так страшно. Страшнее может быть только то, что вы забудете ребенка на земле. Такое бывает.
Первый кордон: досмотр
Телефон уберите в сумку, ноутбук достаньте заранее.
Вопрос: Зачем доставать ноутбук?
Чтобы забрать свои вещи и попасть внутрь аэропорта, Макс направляется к рамке металлоискателя и выкладывает перед ней на стол ключи и телефон. Не забывает про них и забирает свой рюкзак и ноут.
Второй кордон: стойка регистрации
Если не знаете где ваша стойка, попросите помочь сотрудника аэропорта.
Зря конечно он ноут убрал, ну да ладно. Макс лицезреет аэропорт и замечает табло. На табло выведен список со всеми рейсами. Там указана вся нужная информация для пассажиров. В том числе и стойки регистрации. Макс не сразу понял куда идти. Конечно, разве разберешься в этом сложном механизме. Мимо проходящий здоровяк с аббревиатурой ГБР ему точно подскажет куда путь держать. У стойки регистрации оживленная очередь. Простояв 10 минут, пассажир Иванов Максим Иванович с билетом и биркой «ручная кладь» на рюкзаке, направляется на посадку.
Третий кордон: опять досмотр
Предполетный досмотр более тщательный. Здесь не раздевают до трусов, а проходят, не снимая их, в сканер.
На предполетном досмотре требуют снимать верхнюю одежду,обувь с подошвой толще 1 см и высотой каблука более 2.5 см, а также ремни, шарфы, головные уборы и часы.
Снимать все вышеперечисленное не обязательно. Можно пройти в сканер, но только предварительно оставив электронные устройства в сумке или контейнере.
Сдать предметы на платное хранение
Выбрав последний вариант, Макс с угрюмым лицом пошел на посадку.
Четвертый кордон: посадка
Объявляется посадка на рейс… — Иваново, просьба пройти к выходу D 02. Посадка началась и очередная скопившаяся очередь в аэропорту ждала Макса. Очередь прошла, а Макс сидел в ноутбуке и потягивал свежесваренный кофе. Посмотрев на время, он бегом помчался к выходу и на удивление успел. Если бы Максим не приехал заранее в аэропорт, то наверняка бы опоздал на рейс.
Приезжайте в аэропорт за 2-3 часа до вылета
Аэропорт — это огромный механизм состоящий из множества служб. Каждая служба отвечает за вашу безопасность. Помните это, когда будете совершать очередную посадку в другом городе.
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
Можно ли избежать многочасовых очередей в аэропортах Египта?
…если лететь со стыковкой в Турции
Из-за обострившейся проблемы с многочасовыми досмотрами и большими очередями при вылете из аэропортов Египта некоторые российские туристы стали отказываться от отдыха на курортах Красного моря. 30% участников опроса телеграм-канала «Крыша Турдома», отвечая на вопрос, готовы ли они поехать в Египет с учётом сложностей в аэропортах, выбрали вариант «подожду, пока ситуация улучшится». Всего в голосовании приняли более 1700 респондентов.
В этой связи TourDom.ru выяснил, какие есть варианты перелета в Хургаду и Шарм-эль-Шейх из России и обратно. Сколько они стоят и спасут ли от очередей и утомительного ожидания при возвращении домой?
Один из путей – пересадка в Турции, так как усиленные меры безопасности касаются только пассажирских рейсов в Россию. Многие самостоятельные путешественники использовали этот маршрут, когда прямые вылеты на курорты Египта были под запретом. Сейчас самый дешевый вариант round trip, если лететь в Шарм-эль-Шейх из Москвы со стыковкой в Стамбуле, к примеру с 1 по 10 декабря, стоит около 24 600 руб. с багажом на 10 кг. При этом пересадка займет около 6 часов как туда, так и обратно. Перелет по маршруту Москва – Стамбул – Хургада – Стамбул – Москва на те же даты стоит от 25 тыс. руб. Багаж включен в тариф.
Теоретически можно прилететь в Египет на прямом рейсе и со стыковкой взять только обратные билеты – ведь проблемы с прохождением предполетных процедур возникают у российских туристов при вылете из Египта. Самый удобный вариант на 10 декабря из Хургады в Москву с пересадкой в Стамбуле предлагает лоукостер Pegasus Airline. Цена билета от 14 тыс. руб. В тариф входит багаж на 20 кг. Общее время в пути составит 11 часов 50 минут.
Однако такое перекрещивание перевозки скорее исключение, так как большинство туров продается с билетами одной и той же авиакомпании. Кроме того, во многих регионах такие варианты недоступны из-за отсутствия регулярных рейсов в Турцию. А лететь через Москву – значит добавить еще одну стыковку и увеличить стоимость тура.
В целом, по мнению турагентов, ожидаемый результат не окупит затраченных усилий и средств. «Большинство туристов выбирает именно прямой перелет, особенно те, кто отправляется на отдых с детьми. А кому он не важен, и так последние годы летали с пересадками. В любом случае в сухом остатке то на то и выходит. 5 часов в аэропорту, но прямым рейсом, либо те же 5 часов, а то и значительно больше, но кривым», – прокомментировал TourDom.ru руководитель турагентства «Мой Тур 24» Андрей Федоров.
Впрочем, некоторые представители туррозницы советуют еще один вариант – выбирать вечерние и ночные вылеты из Египта в Россию. Как показывает практика, в это время в аэропортах значительно меньше очередей. К примеру, билет авиакомпании Almasria Universal Airlines с отправлением из Шарм-эль-Шейха в Москву в 03:20 ночи 10 декабря будет стоить от 16 тыс. руб.
Напомним, раньше у туристов была возможность быстро пройти все предполетные процедуры, заплатив за услугу Fast Track. Однако в аэропорту Шарм-эль-Шейха ее временно отменили.
Как пройти в самолёт без очереди на регистрацию
Уже в следующем году может отпасть необходимость стоять в очереди у стоек регистрации. Как сократить время ожидания уже сейчас.
Фото: © Shutterstock Inc.
В российских аэропортах уже в следующем году могут отменить посадочные талоны. Как сообщают «Известия«, пройти в самолёт можно будет, просто приложив смартфон. То есть авиакомпания при регистрации пришлёт вам не «талон, который надо распечатать», а уже посадочный. И с мобильного устройства его отсканируют при проходе на посадку. Как заверили СМИ в московских аэропортах Шереметьево, Домодедово и Внуково — там уже готовы к этим переменам.
Но это будет в лучшем случае в 2019 году. А пока многие из нас отстаивают гигантские очереди в аэропортах: чтобы пройти регистрацию, сдать багаж и чтобы тебя пустили в самолёт. Как максимально сократить время ожидания в крупнейших аэропортах страны.
Фото: © Shutterstock Inc
Есть четыре способа. Первый — традиционный. Вы приезжаете в аэропорт, отстаиваете очередь, получаете свой билет, сдаёте багаж и так далее. В московском аэропорту только простоять в очереди на регистрацию вы можете порядка получаса. Хотя в новогодние праздники время увеличивается.
Второй — куда более оперативный. Он возможен практически во всех крупных российских аэропортах. Подходите к стойке регистрации онлайн (это может быть стойка вашей авиакомпании или «киоск», где собрано несколько перевозчиков). Здесь вводите свои данные, номер рейса, и — вуаля! — максимум через пару минут у вас напечатан билет.
Третий — регистрация онлайн на сайте авиакомпании. Открывается в большинстве случаев за сутки. Четвёртый — скачиваете приложение своей авиакомпании и таким же образом проходите регистрацию. Распечатать посадочный можно на любом принтере (или дома, или на стойке регистрации, или обратиться к тем, кто работает за информационной стойкой вашей авиакомпании). В российских аэропортах пока не принимают электронные посадочные.
Что делать с багажом
В трёх последних случаях регистрации возникает вопрос: что делать с багажом. В большинстве российских аэропортов есть стойка с надписью «Приём багажа» (drop off). Очередь к ней минимум в два раза меньше, чем на основную регистрацию. Зачастую за такими стойками работают люди, в обязанности которых входит принять у вас багаж и наклеить нужную бирку.
Если же такой стойки нет (что сейчас редкость) — подходите на регистрацию, но уточните, что вы уже зарегистрированы и нужно только сдать багаж. На практике это зачастую работает следующим образом: вас пропускают без очереди.
Возможность предъявить электронный посадочный талон предлагают уже сейчас такие авиакомпании, как Lufthansa, «Аэрофлот», Emirates, а также многие другие.
Как выглядит процедура: вы регистрируетесь онлайн, а на почту приходит не запись о регистрации, а именно посадочный, который печатать вы можете по своему желанию, а не в обязательном порядке.
— Электронный посадочный талон ничем не отличается от обычного посадочного талона и содержит информацию о вашем месте, номере выхода на посадку и номере рейса. Пассажиры бизнес-класса и первого класса могут использовать электронный посадочный талон для доступа в зал ожидания. При отправлении из соответствующих городов электронный посадочный талон будет выслан вам по электронной почте после завершения регистрации через Интернет, вы также сможете просмотреть/распечатать свой талон, — отметили в авиакомпании Emirates.
Фото: ©РИА Новости /Нина Зотина
Как пояснили в «Аэрофлоте», результат регистрации пассажиров этой авиакомпании — отображение на экране мобильного телефона посадочного талона в виде бар-кода в формате 2D.
— Полученное изображение является посадочным талоном, который вам необходимо предъявить на стойке DROP OFF при сдаче багажа в аэропорту, при посадке на борт бортпроводникам при входе в самолёт, — отмечается на сайте авиакомпании.
Представители перевозчиков также отметили, что талон нужно сохранить и иметь возможность его предоставить в любой момент (даже когда у вас не будет доступа в Интернет). К примеру, это может быть скрин, фото, файл в «Загрузках» или его можно загрузить в Passbook или Wallet. Ещё раз: если вы хотите распечатать его — это возможно.
Возможность отправиться в путь по электронному посадочному доступна в таких городах, как Амстердам, Афины, Барселона, Белград, Берлин, Брюссель, Будапешт, Бухарест, Валенсия, Варшава, Венеция, Вашингтон, Вена, Вильнюс, Гамбург, Ганновер, Дрезден, Дюссельдорф, Женева, Ираклион, Копенгаген, Ларнака, Лос-Анджелес, Лондон, Мадрид, Милан, Мюнхен, Ницца, Осло, Окленд, Париж, Прага, Рига, Рим, Салоники, Стокгольм, Франкфурт, Хельсинки, Цюрих, Штутгарт, Дубай, а также во многих других.
Как пройти контроль в аэропорту, чтобы не остаться дома
Я работаю в аэропорту и знаю все о видах предполетного контроля.
Если человек летит по России, ему достаточно сдать багаж, зарегистрироваться на рейс и пройти предполетный досмотр. Для международных рейсов список больше: дополнительно нужно пройти таможенный и пограничный контроль, а при необходимости — ветеринарный и фитосанитарный.
Типовая схема организации пропуска через границу есть в приказе Министерства транспорта, но каждый аэропорт дополняет или меняет ее: например, переставляет пункты контроля местами или утверждает дополнительные посты безопасности. При этом аэропорт не вправе отменять уровни государственного контроля.
Расскажу, как пройти контроль и спокойно улететь.
О чем расскажем
Контроль при входе в аэропорт
Кто проводит: служба авиационной безопасности — САБ. На входе в аэропорт ее сотрудники осматривают пассажиров при помощи металлоискателей и интроскопов — рентгенов для багажа. Еще сотрудники САБ дежурят на выходах из аэропорта: их задача — не пропустить недосмотренного человека. Даже если пассажир только что вышел из этих дверей и никуда не отходил, его все равно не впустят и отправят ко входу.
Некоторые пассажиры считают, что сотрудники безопасности не имеют права проводить личный досмотр и досмотр вещей. Но это ошибка: федеральное законодательство позволяет им это делать. В большинстве случаев все проходит корректно, но иногда безопасникам приходится использовать специальные средства, задерживать людей и передавать их в полицию. Такое случается, например, если они прошли в аэропорт в обход досмотра.
Зачем: чтобы в здание аэропорта не прошел человек с опасными предметами и веществами.
Как проходит. Пассажиры должны сложить все электронные приборы и гаджеты в пластиковый контейнер, вынуть из карманов верхней одежды все металлические предметы, сложить все в интроскоп. Куртки лучше расстегнуть, а шапки — снять.
Металлоискатель может среагировать на титановую пластину или повлиять на работу кардиостимулятора. Если у пассажира есть эти приспособления, следует предупредить сотрудника САБ и показать ему справку. После этого человека досмотрят ручным контактным методом — просто ощупают. При этом сотрудники должны соблюдать принцип половой принадлежности, но так бывает не всегда.
Людей на инвалидных колясках досматривают ручным металлоискателем, а также применяют детектор паров взрывчатых веществ — газоанализатор. Пассажиры, которых переносят только на носилках, проходят процедуру досмотра в медицинском пункте аэропорта.
Как победить выгорание
Ветеринарный контроль
Кто проводит: сотрудники федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Зачем: чтобы защитить людей от болезней, общих для человека и животных, и не дать им распространиться по миру.
Как проходит. На ветеринарный контроль предоставляют живых животных, птиц и рыб, свежее, охлажденное или замороженное мясо, морепродукты, моллюсков, молоко, мед и многое другое. Полный перечень есть в решении комиссии Таможенного союза.
Чтобы оформить животное на рейс, необходимо предоставить в пункте ветеринарного контроля следующие документы:
Сотрудники проверят документы, осмотрят животное и заменят ветеринарное свидетельство на международный ветеринарный сертификат формы 5а, который придется показать при регистрации на рейс.
Тонкости. Перед тем как взять животное на рейс, рекомендую уточнить в авиакомпании, подходит ли питомец для перевозки. Например, «Аэрофлот» принимает для перевозки прирученных комнатных животных: кошек, птиц и собак, кроме бульдогов, мопсов и пекинесов. Еще не возьмут морскую свинку и крысу. Авиакомпания KLM перевозит кошек и собак, только если они старше 10 недель.
Авиакомпания сама определяет способ перевозки — в салоне или багажном отсеке, — тариф, ограничения видов и пород животных. Рептилий, пауков и диких животных, скорее всего, придется перевозить как груз и оформлять в грузовом терминале аэропорта.
Собак-поводырей, которые сопровождают пассажиров с отсутствием зрения или слуха, перевозят бесплатно при наличии соответствующей дрессировки — ее придется подтвердить сертификатом. Питомец должен быть в наморднике и ошейнике, его привязывают к креслу у ног владельца.
Важно знать, разрешает ли страна назначения ввозить определенный вид животных, — это можно уточнить в консульствах. Например, в Австрию нельзя ввозить птиц, а в Японию — некоторых грызунов. В Японии на каждое животное требуют предоставить сертификат Approval of Import Inspection of Animals от службы карантинного контроля.
Ответственность. Если у животного нет необходимых документов, его могут просто не пустить на рейс. О другой ответственности перед вылетом я не слышал. Но если что-то пойдет не так, питомца могут не впустить в страну назначения. Например, в Англии животных сажают на карантин или отправляют обратно. Все расходы оплачивает владелец. В Израиле животных без документов возвращают на родину за счет хозяина, а в некоторых случаях могут даже уничтожить.
Фитосанитарный контроль
Кто проводит: сотрудники Россельхознадзора.
Зачем: чтобы не допустить ввоза в страну карантинных растений. Для этой службы не так важно, какие растения вывозят из страны, если их не относят к редким.
Как проходит. Этот вид контроля редко проводят в аэропортах России перед вылетом. Пройти его — задача пассажира. Растения, которые он вывозит, должны отвечать условиям страны назначения. Все это необходимо подтвердить фитосанитарными сертификатами. Пассажир обязан получить их заранее.
В Москве сертификат выдают в управлении по ветеринарному и фитосанитарному контролю на проспекте Маршала Жукова. Необходимо приехать туда заранее с растением. У него возьмут материал для анализа и по итогу выдадут сертификат или откажут в нем. Сертификат предъявляют при прибытии за рубеж.
Тонкости. Фитосанитарные требования не распространяются на бананы, финики, дуриан, ананас, кокос. Все остальные растения можно провозить только с фитосанитарным сертификатом.
Регистрация на рейс
Кто проводит: за регистрацию отвечают сотрудники авиакомпании и аэропорта.
Зачем. На регистрации пассажиру выделяют место в салоне самолета, принимают багаж и взвешивают его, выдают посадочный талон, а иногда могут проверить визу.
Как проходит. Пассажиры проходят регистрацию в аэропорту или на сайте авиакомпании.
Самый популярный способ — подойти на стойку регистрации в аэропорту. У каждой стойки есть свой номер, его указывают на табло с информацией о рейсе. Если прийти не на свою стойку, человека просто не смогут зарегистрировать.
По итогу регистрации пассажир получает именной посадочный талон с указанием времени начала посадки, на который приклеят именную багажную бирку. Такая же будет на его багаже. Если человек летит с ребенком до двух лет, у него будет одно место на двоих, но два посадочных талона.
Тонкости. На стойках регистрации проходит первичный визовый контроль — в тех случаях, когда этого требует страна назначения. Авиакомпанию могут привлечь к ответственности, если она пустит на борт человека без визы, а его потом депортируют. Помимо визы, можно подтвердить свое право на пребывание с помощью дипломатического паспорта, вида на жительство или заграничного паспорта этой страны.
Ограничения. Авиакомпания имеет право не допускать на рейс пассажира с просроченными или недействительными документами, при отсутствии визы в другую страну или без теста на ковид.
Ответственность. Если человек не приходит или опаздывает на регистрацию, но не предупреждает об этом авиакомпанию, в большинстве случаев билет сгорает. С ним же пассажир теряет все остальные билеты на стыковочные рейсы и на обратную дорогу. Именно поэтому всем опаздывающим рекомендуют звонить в службу поддержки. Самолет из-за них не задержат, но расскажут, как максимально выгодно обменять билет.
Таможенный контроль
Кто проводит: сотрудники таможенной службы. В работе они руководствуются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.
Зачем: для контроля вывоза культурных ценностей, драгоценностей, дорогих и редких животных, рыбы, морепродуктов, икры, валюты за пределы России. По сути, он защищает ресурсы и ценности от нелегального вывоза за границу.
Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия входят в список стран — участниц Евразийского экономического союза. Это означает, что в рамках союза нет таможенного контроля. Другими словами, если из России лететь в Казахстан, пункта досмотра не будет. Для людей, которые отправляются в страны союза, существует отдельный вход.
Правила прохождения таможенного контроля одинаковы для таможенных органов всех государств союза. Например, если из России нельзя вывозить картины, которые относят к объектам культурного наследия, без особого разрешения, то этого нельзя будет сделать и из Киргизии.
Как проходит. Чтобы пройти таможенный контроль, необходимо отправиться в зеленый или красный коридор.
Через зеленый проходят пассажиры, которые как бы заявляют, что у них нет с собой вещей, которые нужно декларировать. Однако сотрудники таможенного органа имеют право выборочно досмотреть путешественников и их багаж.
Через красный коридор проходят пассажиры, которым необходимо декларировать вещи. Они должны предоставить инспектору заполненную таможенную декларацию. На ней поставят печать. Если вы собираетесь проходить через красный коридор, заложите на это дополнительные полчаса или час.
Бланк декларации есть на сайте Федеральной таможенной службы — советую рассмотреть его и заполнить заранее. Впрочем, в аэропорту тоже будут лежать чистые бланки. В декларации пассажир указывает данные о себе и товарах, способах перевозки. Подробнее о том, как заполнять документ, что можно и нельзя вывозить из страны, Т—Ж уже писал в отдельной статье.
Таможенный инспектор проверит декларацию, поставит в ней служебные отметки и зарегистрирует в базе ФТС. Теоретически сейчас можно отправить электронную декларацию через личный кабинет на сайте ФТС. Но на деле система не до конца отлажена и не ускоряет процесс прохождения таможенного контроля. Инспектор все равно будет сверять данные декларации с вывозимыми вещами. Если поставить галочку не туда, придется переписывать весь документ.
Ограничения. ФТС запрещает вывозить из России:
Ответственность. Если попытаться скрыть вещи, которые нужно декларировать, то их конфискуют, а таможенники выпишут штраф в размере от половины до тройной стоимости этих товаров.
Если не указать вещи из списка обязательных, то их тоже конфискуют. Штраф — от половины до двойной стоимости товаров.
За недекларирование наличных выпишут штраф от половины до двойного размера незадекларированной суммы.
Пограничный контроль
Зачем: чтобы контролировать выезд граждан России за рубеж.
Как проходит. Выехать можно по действующему заграничному, дипломатическому и служебному паспорту. Пограничник попросит предъявить один из этих документов и посадочный талон на рейс. Затем таможенник сверит пассажира по фотографии в паспорте, проверит документ и поставит в него оттиск штампа.
В аэропорту пограничный контроль проходят в специальных кабинах — в них пускают по одному человеку. На расстоянии 1,5 метра до кабин есть цветная линия — через нее нельзя переступать, пока пограничник не отпустит впереди стоящего человека. Такие строгие правила ввели, чтобы люди не могли бесконтрольно проходить через кабину, де-юре — через государственную границу. Исключения делают только для тех пассажиров, которые сопровождают людей с инвалидностью или летят с несовершеннолетними детьми.
Если ребенок до 18 лет едет с родителями, пограничники не спрашивают свидетельство о рождении. Но я рекомендую на всякий случай взять его с собой. Если ребенок едет с другим человеком, понадобится нотариально оформленное согласие от родителей. В документе важно указать сроки выезда и названия стран.
Ограничения. Пограничная служба не выпустит пассажира, если он числится в базе людей, которым ограничили выезд. К ним относят:
Перед вылетом советую проверить себя в базе должников на сайте судебных приставов. Если есть долг, его придется оплатить. После этого фамилию должника удалят из базы пограничников, но на это потребуется время — от нескольких дней до месяца и более. Все будет зависеть от того, как быстро приставы отправят в пограничную службу документы о снятии ограничения на выезд. На границе сотрудники службы смотрят только на базу — даже если у пассажира будет справка от приставов или решение суда о снятии ограничений, его все равно не выпустят.
Если пассажиру отказали в выезде, советую поступить так:
Если вы пришли попрощаться с родственниками и дошли с ними до паспортного контроля, вам выпишут штраф от 300 до 1000 Р или вынесут предупреждение. Провожать вылетающих можно только до территории пограничных кабин.
Предполетный досмотр
Кто проводит: сотрудники службы авиационной безопасности. Он схож с тем контролем, который пассажиры проходят при входе в аэропорт, однако требования к предполетному досмотру более жесткие во всех международных аэропортах мира.
Затем человек проходит к интроскопам и кладет все вещи в специальные лотки. Просветить придется абсолютно все, даже детские коляски. Для них предназначен более крупный интроскоп.
Пассажиры обязаны снять обувь с подошвой более 1 см и каблуком более 2,5 см и ремень шириной более 4 см. Вместо обуви в аэропорту должны предложить бесплатные бахилы.
Люди проходят через металлоискатель по одному. Исключение делают только для маленьких детей — родители берут их с собой. Если у вас есть кардиостимулятор или титановые пластины, следует сообщить об этом инспектору и предъявить справку — тогда досмотр проведут ручным способом.
После досмотра пассажир забирает свои вещи и проходит в чистую зону. Если у него нашли запрещенные вещи, их придется выкинуть, сдать в багаж или отнести в камеру хранения. Советую заранее проверять ручную кладь на наличие запрещенных предметов вроде перочинных ножиков, маникюрных наборов или солнцезащитного спрея-аэрозоля.
Багаж перед полетом досматривают при помощи высокоскоростных рентгенотелевизионных интроскопов. Если сотрудник аэропорта заподозрит неладное, багажу присвоят статус потенциально опасного и отнесут в комнату для ручного досмотра.
После этого пассажира по громкоговорящей связи вызовут для досмотра багажа в его присутствии. Если он не появится в течение 10 минут, чемодан проверят без него: правила проведения предполетного и послеполетного досмотра это разрешают. Затем сотрудники САБ составят акт, а копию положат в багаж пассажира.
Тонкости. Перед посадкой в самолет сотрудники иногда еще раз проверяют визу или другие документы вместе с посадочным талоном. Это делают, чтобы поймать нарушителей: например, тех, кто хочет незаконно выехать в визовую страну и для этого покупает два билета на разные направления. Такие пассажиры проходят все виды контроля и как будто отправляются в Молдову, куда не нужна виза, а на самом деле уже прошли регистрацию на рейс онлайн и пытаются улететь в одну из европейских стран.
Из-за пандемии перед посадкой в самолет иногда требуют предъявить отрицательный ПЦР-тест на коронавирус — тут все зависит от требований страны назначения.
Ответственность. Избегать досмотра нет смысла. Пассажира просто не пустят на борт без штампа о том, что он его прошел.