Как избежать регистрации обособленного подразделения
Когда обособленные подразделения не ставят на учет
Постановка обособленных подразделений на учет в налоговой инспекции продолжает вызывать вопросы у бухгалтеров.Причина? Разнообразие определений термина в законодательстве и противоречивая судебная практика. В вопросе разобралась Юлия Майфет, кандидат юридических наук, адвокат по налоговым спорам и партнер компании «Майфет – налоговый эксперт».
На основании требований пункта 1 статьи 83 НК РФ организации подлежат постановке на учет в налоговых инспекциях как по месту нахождения самой компании, так и по месту нахождения ее обособленных подразделений.
Обратите внимание, в законодательстве в качестве обособленных подразделений указываются филиалы и представительства юридического лица, однако в НК РФ и других актах о налогах и сборах используется более широкое понятие, например, в пункте 2 статьи 11 НК РФ говорится, что ОП представляет собой любое территориально обособленное от компании подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца.
6 признаков
Для начала предлагаю определить, что можно назвать обособленным подразделением. Изучая законодательство, можно выделить следующие признаки ОП.
1. Адрес обособленного подразделения отличается от адреса головной компании. ОП находится по определенному адресу, который не совпадает с местом нахождения компании, указанным в ЕГРЮЛ. При этом необходимо иметь в виду, что если «обособка» и головная организация созданы в одном муниципальном образовании (а также в г. Москве, г. Санкт-Петербурге, г. Севастополе), то регистрировать его не требуется.
2. Есть оборудованное рабочее место. Что имеется в виду? В офисе создано как минимум одно стационарное рабочее место, оно оборудовано самим работодателем, созданы все условия для выполнения трудовой функции сотрудников. Предприятие разместило в нем мебель, технику, необходимый рабочий инвентарь и пр. И еще один критерий рабочего места: сотрудник должен находиться в этом помещении или прибывать туда в связи с выполнением порученной ему работы.
3. Работник трудится на основании договора. Заключение любых иных гражданско-правовых договоров, в том числе выполнения работ или оказания услуг, не может приводить к образованию рабочих мест и, следовательно, к образованию обособленного подразделения.
4. Срок, на который создается рабочее место – более месяца. Если для работы помещение будет использоваться менее одного месяца, то регистрировать ОП не требуется. Однако если этот период будет дольше, то компании придется зарегистрировать «обособку». Обратите внимание: не имеет значения, постоянно или временно будут трудиться работники, например, к созданию ОП приводит аренда склада, куда работники периодически приезжают для разгрузочно-погрузочных работ.
5. Рабочее место подконтрольно работодателю. Если арендованные метры: офис, склад, иной объект, где находится рабочее место, подконтрольны самой организации, то есть все расходы по их аренде и содержанию несет фирма, то помещение будет признано обособленным подразделением. При этом одним из основных критериев выявления незарегистрированных ОП как раз будут расходы предприятия на аренду и содержание разных помещений. При этом нужно помнить, что если ваш контрагент сам предоставил рабочие места для ваших сотрудников, то регистрировать ОП не нужно.
6. Производственная деятельность компании. Компания начала вести деятельность по месту нахождения обособленного подразделения, то есть сотрудник на своем рабочем месте ведет производственную деятельность компании.
Обособленное подразделение возникает в тот момент, когда все перечисленные условия будут одновременно соблюдаться. Если какой-то из признаков отсутствует, то регистрировать ОП нет необходимости.
Неверный бюджет
Открытие обособленных подразделений имеет значение для правильного исчисления отдельных налогов и сборов, в частности, для корректной уплаты НДФЛ за работников, поскольку, согласно статье 230 НК РФ, НДФЛ должен уплачиваться по месту нахождения «обособки», где работают сотрудники.
В письме ФНС от 24 ноября 2017 года № ГД-4-11/23852 указано, что наиболее распространенным вариантом нарушения установленного порядка является уплата НДФЛ головной организацией за обособленное подразделение. На практике различие в реквизитах заполнения платежного поручения заключается в указании разных кодов ОКТМО – головной организации и обособленных подразделений. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 23 июля 2013 года № 784/13 по делу № А06-9384/2011 отмечено, что неправильное указание не приводит к образованию недоимки, поэтому основания для привлечения налогового агента к ответственности в соответствии со статьей 123 НК РФ нет, так как НДФЛ в бюджет фактически уплачен.
При этом инспекторы настаивают, что не следует нарушать установленный порядок перечисления НДФЛ в бюджет, так как это влечет потери другого местного бюджета. Нарушение порядка приводит к трудностям идентификации ревизорами платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа, затрудняет проведение сверки расчетов с бюджетом как головной организации, так и обособленного подразделения, вплоть до отнесения этих платежи к невыясненным.
В Определении ВС РФ от 26 июня 2017 года № 303-КГ17-2377 по делу № А04-12175/2015 указано, что налогоплательщик несет ответственность за неисполнение обязанности по информированию налоговиков о созданных им обособленных подразделениях в соответствии со статьей 126 НК РФ, а не пункта 2 статьи 116 НК РФ.
В том споре строительная организация не сообщила инспекторам о двух ОП, созданных ею офисах по адресам строительства. Это обстоятельство послужило основанием для привлечения предприятия к ответственности в соответствии с пунктом 2 статьи 116 НК РФ в виде штрафа в размере 10 процентов от доходов.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлениями суда апелляционной инстанции и арбитражного суда округа, в удовлетворении заявленного обществом требования было отказано. Арбитры исходили из того, что компанией на территории иных муниципальных образований созданы стационарные рабочие места на срок более одного месяца, в офисах осуществлялась предпринимательская деятельность без постановки на налоговый учет, в связи с чем, пришли к выводу судьи, можно говорить о наличии в действиях налогоплательщика состава правонарушения.
Однако позже Судебная коллегия ВС РФ отменила названные судебные акты и удовлетворила заявление общества по следующим основаниям: в рамках налоговой проверки инспекция установила величину доходов, полученных компанией через обособленные подразделения, при этом обществом не была допущена неполная уплата налогов от деятельности, осуществляемой через названные ОП.
При таких обстоятельствах у инспекторов отсутствовали законные основания для привлечения общества к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 НК РФ, и применения к налогоплательщику санкции в виде изъятия части дохода, с которого обществом уплачены налоги.
Следовательно, в том случае, когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в неисполнении обязанности по сообщению инспекторам сведений о созданных обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по статье 126 НК РФ.
В целом судебная практика лояльна к предпринимателям в части постановки на учет обособленных подразделений и привлечения их к ответственности, однако правоприменительная практика налоговых органов складывается по-разному. Поэтому во избежание споров и при наличии одновременно всех признаков обособленного подразделения коммерсантам следует своевременно сообщать в налоговые органы о создании обособленных подразделений.
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
КАК ИЗБЕЖАТЬ РЕГИСТРАЦИИ ОБОСОБЛЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
В настоящее время ситуация, в которой адрес местонахождения организации совпадает с адресом фактического осуществления деятельности, является достаточно редкой в силу действующих правовых норм и сложившейся деловой практики. При этом налоговым законодательством установлены санкции за осуществление деятельности без постановки на учет обособленного подразделения организации. В настоящей статье рассмотрен один из вариантов, позволяющий избежать процедуры постановки на учет обособленного подразделения организации.
Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет по месту нахождения их обособленных подразделений.
При этом ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
Каким образом организация может снизить налоговые риски в случае осуществления деятельности по адресу, отличному от адреса государственной регистрации и при этом не регистрировать обособленное подразделение организации?
В случае, если помещение, в котором работают сотрудники организации не находится в законном пользовании данной организации по какому-либо основанию (аренда, ссуда или безвозмездное пользование), то одним из наиболее оптимальных вариантов будет заключение договора об оказании услуг по предоставлению персонала (договор аутстаффинга). В данном случае договор заключается с организацией, в законном пользовании которой находится помещение, в котором расположены стационарные рабочие места.
Договором об оказании услуг по предоставлению персонала создание всех необходимых для выполнения работ условий договора будет возложено на Заказчика: обеспечение работников всеми необходимыми документами, материалами, средствами и орудиями труда, помещением и всем необходимыми, связанным с осуществлением работниками профессиональной деятельности в интересах Заказчика. При таких обстоятельствах стационарные рабочие места создаются Заказчиком.
Кроме того, согласно позиции Минфина России, изложенной в письмах от 25.12.2009 N 03-02-07/1-572 и от 10.04.2009 N 03-02-07/1-176 в случае когда организация направляет своих сотрудников в служебную командировку (что аналогично для ситуации найма персонала) для выполнения работ без создания стационарных рабочих мест, то обязанность по постановке на учет по месту выполнения таких работ не возникает.
По мнению судей, при предоставлении персонала согласно договору аутстаффинга работники действуют в интересах другой организации. Рабочие места создает не организация, которая предоставляет работников, а организация, которая пользуется услугами. У организации, предоставляющей персонал, не образуются обособленные подразделения (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 27.02.2007 N Ф08-32/2007-10А, ФАС Западно-Сибирского округа от 28.12.2010 N А45-5808/2010, от 08.06.2009 N Ф04-3362/2009(8252-А45-40)).
В Письме ФНС России от 29.12.2006 N ШТ-6-09/1275@ налоговики прямо указали, что отсутствие какого-либо признака обособленного подразделения не приводит к его созданию.
В случае возникновения спора с налоговыми органами, вероятно, потребуется помощь специалистов в области налогового права, так как в данном случае будут подлежать доказыванию факты того, что:
Таблица штрафов за обособленные подразделения
Штраф за обособленное подразделение — это от 200 до 40 000 рублей. Наказывают за нарушения по документации, которую организация обязана передавать в налоговую инспекцию.
Что такое обособленное подразделение
Под обособленным подразделением (ОП) понимается созданный структурный отдел предприятия. Такое подразделение всегда находится отдельно от основной организации — на другой территории. Особые структуры отличает не только отдаленное (другое) место расположения, но и вновь созданные стационарные рабочие места (минимум на месяц). ОП — это не новые юридические лица, у них нет надлежащей правоспособности.
Постановка подразделения на учет
ОП ставится на учет только тогда, как через него ведется финансово-хозяйственная деятельность. Делается это в течение одного месяца с момента открытия новой обособленной структуры (п. 4 ст. 83 НК РФ). Если деятельность в момент создания ОП не ведется, регистрировать отделение нет необходимости. Но в тот момент, как головное предприятие начнет проводить операции через ОП, его придется зарегистрировать в установленный срок.
Если не сообщить об открытии
Помимо регистрации, головная организация обязана уведомить территориальное отделение налоговой службы об открытии обособленного подразделения. Сделать это необходимо в любом случае, независимо от того, ведется через ОП деятельность или нет. Нарушение сроков и несоблюдение правила об обязательном уведомлении влечет штрафные санкции.
Вот таблица всех возможных штрафов за несообщение об открытии. Какое взыскание назначат головной компании, зависит от решения проверяющих специалистов ИФНС.
Величина штрафа | Норма | Основание |
---|---|---|
10 000,00 рублей | П. 1 ст. 116 НК РФ | Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в отделение Федеральной налоговой инспекции |
10% от доходов, полученных в течение всего времени деятельности ОП, но не меньше 40 000,00 рублей | П. 2 ст. 116 НК РФ | Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в ИФНС |
5000,00 рублей | П. 1 ст. 129.1 НК РФ | Несвоевременное сообщение в ИФНС обязательных сведений |
200 рублей | П. 1 ст. 126 НК РФ | Непредоставление в ФНС обязательных документов в установленный срок |
За непредоставление сведений об открытии ОП назначают штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 рублей. Но есть случаи, когда контролеры принимали другую позицию и определяли максимальный штраф в размере 10% от недополученных в региональный бюджет доходов. Логика проста: отделение открылось, деятельность ведется в конкретном регионе, но налоги в региональный бюджет не попадают, так как ОП не поставили на учет в территориальном отделе Федеральной налоговой инспекции.
Снятие подразделения с учета
Как только деятельность особой структуры прекращается, ее надлежит снять с учета. Снятие проводится в соответствии со сведениями из ЕГРЮЛ, только после окончания выездной проверки.
Если не сообщить о закрытии обособленного подразделения
О закрытии ОП сообщают в течение трех дней с момента принятия такого решения (пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Если этого не сделать, то головная компания получит штраф за несообщение о закрытии обособленного подразделения. Есть специальная форма № С-09-3-2 для уведомления территориальной ИФНС. Если не отправить сообщение в трехдневный срок, организацию оштрафуют на 200 рублей по п. 1 ст. 126 НК РФ. Руководитель получит штраф в размере от 300 до 500 рублей.
Помимо бланка С-09-3-2, надлежит подавать уведомление по форме Р 13002. Если не предоставить его вовремя, штраф составит 5000,00 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).
Судебная практика
Головные организации обращаются в суд по поводу величины штрафа и размера наказания. Есть несколько решений по поводу взыскания о несообщении об открытии обособленной структуры:
У Верховного Суда РФ есть четкая позиция по этому вопросу. НК РФ установил для налогоплательщиков обязательство сообщать в ИФНС о наличии особых структур в установленный срок. Нарушением является непредоставление документов в территориальный налоговый орган, а значит, нарушителей надлежит штрафовать по п. 1 ст. 126 НК РФ (Определение ВС РФ № 303-КГ17-2377 от 26.06.2017 по делу № А04-12175/2015). Это решение является основанием для аналогичных дел и итоговых вердиктов.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Обособленные подразделения: разбираем практические вопросы
Расширение организации говорит о развитии бизнеса, необходимости охвата новых территорий, клиентов и сегментов рынка. Когда открывается очередная торговая точка, помещение отеля или булочная, значит, открывается обособленное подразделение.
В законодательстве многие моменты работы с ОП раскрыты не достаточно полно, налогоплательщикам часто приходится ориентироваться на арбитражную практику. Мне хотелось бы сделать акцент на разборе практических ситуаций.
По порядку рассчитайсь!
Обособленные подразделения бывают трех видов:
Объединяющие все три вида признаки — это территориальная обособленность и наличие созданных более чем на месяц рабочих мест. Это общее определение ОП, данное НК РФ в статье 11. Налоговый кодекс не раскрывает понятия «филиал» и «представительство». Их определение придется искать уже в гражданском законодательстве.
Статья 55 ГК РФ указывает на то, что представительство представляет интересы юридического лица, а также осуществляет их защиту. Филиал имеет более широкие права: осуществляет все или часть функций юрлица, включая те, что есть у представительства. Проще говоря, если организация открывает офис, куда клиент может обратиться за консультацией, заключить договор, написать претензию, сделать заказ, то это представительство, если этот офис поставит клиенту товар по заключенному договору, то это уже филиал.
Прочие подразделения попадают в категорию «иных». Важно правильно определить, какой вид ОП открывается. Это имеет значение не только с юридической точки зрения, но и с точки зрения Налогового кодекса.
Надо – не надо: не гадайте на ромашке
Если сомневаетесь, нужно ли открывать ОП или нет, скорее всего, ответ – да, нужно. Обратите внимание, что ни НК, ни ГК не содержат каких-либо ограничений по количеству сотрудников обособленного подразделения, а также отсутствию во внутренних документах распоряжения на его создание.
Существуют сложные ситуации, когда и правда непросто понять: возникает ОП или нет:
Обратите внимание! Надомники и дистанционные сотрудники однозначно не имеют подконтрольных работодателю рабочих мест.
Пример №1: стройплощадка, куда направлены рабочие, оборудована бытовками, принадлежащими организации, инструменты рабочим выдает работодатель, он же контролирует ход работ – есть ОП.
Пример №2: рабочие приезжают ежедневно на стройплощадку из дома, за безопасностью на объекте следит не работодатель (субподрядчик), а генподрядчик, он же контролирует ход строительства. Исходя из определения рабочих мест (ст. 209 ТК) их в данном случае нет, поскольку стройка неподконтрольна работодателю.
Надо отметить, что в большинстве случаев налоговые органы независимо от обстоятельств считают, что стройплощадка требует создания обособленного подразделения.
А если это просто помещение, куда привозят, сгружают товар или материалы, а забирают их при необходимости приезжающие водители и экспедиторы? Несмотря на то что сотрудники не находятся постоянно на складе, считается, что рабочие места есть, а время нахождения на них не имеет значение.
Кстати! Подобный подход справедлив в ситуации, если организация сняла или купила офис, но сотрудник использует его эпизодически.
После того как компания определилась с созданием ОП, нужно подготовить документы, регламентирующие его деятельность, и зарегистрировать в ИФНС.
Наделение правами и регистрация
Оговорюсь, что если речь идет о третьем виде подразделений (иные), то необходимо просто подать заявление по форме С-09-3-1. Решение о создании представительства или филиала принимает собрание участников (п.1 ст. 5 Федерального закона №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью») не менее 2/3 голосов, если иное не указано в уставе общества. На собрании принимается положение, выбирается руководитель, а директор организации издает приказ.
Положение должно включать следующие пункты:
Также можно указать другие моменты: внутреннюю отчетность, правила перемещения ТМЦ, денежный оборот и прочее.
Обратите внимание! Срок регистрации – один месяц со дня создания (п. 1 Приказа Минфина №114н от 05.11.2009 г.). Филиал или представительство отражаются в ЕГРЮЛ после государственной регистрации.
За несвоевременную регистрацию подразделения компании грозят штрафы: 200 рублей – п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в срок сведений и 10% от полученных доходов (минимум 40 000 рублей) – п. 2 ст.126 НК РФ за деятельность без постановки на учет в налоговом органе.
В 2019 году рассматривался законопроект об увеличении ответственности за непредставление (несвоевременную подачу) в ИФНС сведений об открытии ОП и увеличении их до уровня, указанного в п. 2 ст. 126 НК, но в ноябре 2019 года он был отклонен при рассмотрении Государственной Думой.
Перемещение имущества: бухгалтерский учет
При перемещении ТМЦ, основных средств и денег между головным и остальными подразделениями способ ведения бухгалтерского учета зависит от того, есть ли у ОП выделенный баланс.
Важно! Все подразделения ведут бухгалтерский учет согласно учетной политике «головы».
Отдельного баланса нет
В этом случае при перемещении, например, оборудования (ОС) следует провести внутреннюю переброску в аналитике.
Пример №3: Фирма «А» передает подразделению «А-1» токарный станок, первоначальной стоимостью 150000 и начисленной на момент перемещения амортизацией в сумме 54000:
Аналогично следует поступить с другими ТМЦ. Денежными средствами, когда подразделение не имеет отдельного баланса, оперирует центральная бухгалтерия, расчеты с поставщиками и подрядчиками ведутся через нее. В этом случае выполняются обычные проводки.
Пример №4: Организация «Б» передает подразделению «Б-2» материалы, предназначенные для ремонта помещения, в котором расположено ОП, стоимостью 20000 рублей. Для их перевозки «Б» нанимает транспортную компанию (ТК), ее услуги обходятся в 3000 рублей:
Отдельный баланс есть
В этом случае используется счет 79 «Внутрихозяйственные расчеты» для перемещения имущества и денежных средств.
При передаче основных средств в учете головного офиса необходимо провести следующие проводки (используем данные из примера № 3):
Проводки при передаче ТМЦ и оплате расходов на их доставку (используем данные примера № 4): Д 79-1 «Б-2» К 10-8 – 20000, переданы материалы для ремонта. Далее проводки зависят от наличия у подразделения расчетного счета.
Счета нет (услуги заказаны и оплачены центральной бухгалтерией):
Счета нет (заказ услуг сделан ОП, а оплата головной организацией):
Счета нет (ОП самостоятельно заказало и оплатило услуги):
В большинстве случае проводки выглядят зеркально, как вы, вероятно, заметили. Понесенные затраты передаются в центральный офис проводкой Д 79-2 К 20, 25, 23, 44. Обратная проводка, соответственно, у головной бухгалтерии.
Подробно о налогообложении в обособленном подразделении можно прочитать здесь.
Как обособленные подразделения влияют на систему налогообложения
Одно из самых неприятных ограничений для компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения, — невозможность открыть филиалы (в подпункте 1 п. 3 статьи 346.12 НК о других видах подразделений, включая представительства, речи не идет).
Если создать такое ОП в середине года, то упрощенец обязан начать применять общую систему. Однако некоторые организации напротив поворачивают этот пункт в свою пользу. Например, фирме на УСН предлагают выгодный контракт, но работать с ней клиент готов, только при наличии НДС. Тогда открывается филиал, фирма теряет право на применение УСН и переходит на ОСНО.
Важно! Создание обособленного подразделения должно быть реальным. Оно должно не только существовать на бумаге, но и иметь штат персонала, действующего руководителя, фактический адрес и вести деятельность.
Надо отметить, что если ФНС найдет признаки формальности действия, то существует высокий шанс признания маневра обманом. С целью получения налоговой выгоды, в том числе. Придется пересчитывать налоги, платить пени, пересдавать отчеты, да и клиент рад не будет.
Что касается ЕНВД, то и тут возникают некоторые вопросы. Открыла организация новый магазин, нужно ли вставать на учет, если он находится в том же городе, что и другие действующие торговые точки? Ответ находится в п. 2 ст. 346.28 НК РФ: если деятельность ведется в разных городских округах, муниципальных районах, на внутригородских территориях и при этом их обслуживают разные отделения ФНС, то встать на учет нужно в одной из инспекций (в той, которой подведомственно первое в заявлении место деятельности).
Если речь идет о разных муниципальных образованиях, то нужно подать заявление в каждом (только раз, а дальше действовать так, как описано выше). Также придется подать заявление ЕНВД-2, если организация начинает новый вид деятельности на вмененке.
Вместо ОП открыта новая организация
Некоторые предприниматели прибегают к способу организовать бизнес на новом месте без открытия обособленных подразделений. Просто регистрируют новое юридическое лицо. Вариант не креативный и имеет ряд серьезных минусов:
Открытие обособленного подразделения – признак результативности и положительной динамики развития бизнеса. При этом сообщать об открытии ОП «на всякий случай», если вы не уверены в необходимости этого действия, не стоит. На подачу документов дается целый месяц. Достаточное время для изучения законодательства или обращения к юристу и принятия окончательного объективного решения.