Как избежать столкновения с птицами

Безопасность полетов: 10 способов, как предотвратить столкновения с птицами

Как избежать столкновения с птицами. 527d0ff494036 image1. Как избежать столкновения с птицами фото. Как избежать столкновения с птицами-527d0ff494036 image1. картинка Как избежать столкновения с птицами. картинка 527d0ff494036 image1

Число столкновений самолетов с птицами с 1990 года увеличилось уже в 6 раз. Рекордное число в 2012 году – 10 343 случая столкновений. Аэропорты стали придумывать все более креативные способы предотвратить подобные инциденты. Некоторые авиакомпании уже используют эти способы, и борьба с данной проблемой начала давать положительный результат.

Вот 10 методов, которые находятся в стадии подготовки или уже используются:

1. Применение пиротехники: громкий шум и вспышки света пугают птиц, тем самым заставляя их разлетаться. Увидев вспышку (за 30-40 м) или услышав громкий выстрел (за 70-100 м), птицы воспринимают это как угрозу и улетают.

2. Внимательность в поддержании порядка на территории аэропорта. В Солт Лейк Сити гуси жили прямо в аэропорту. Теперь власти прогнали птиц, а также приняли меры для предотвращения подобных случаев в будущем.

3. Птичьи сигналы тревоги: сигналы о приближении опасности более 20 видов птиц звучат из колонок, установленных рядом с аэропортами в Великобритании. Метод оказался очень эффективным.

4. Пограничные собаки. Если некоторые виды птиц могут адаптироваться к пиротехнике и перестать бояться вспышек и выстрелов, то бояться собак и собачьего лая они не перестанут.

5. Свиньи. Эти животные едят яйца чаек, и, поселив их рядом с постоянно гнездящимися у аэропорта в Калифорнии чайками, властям удалось таким образом прогнать птиц с такого неудобного места их проживания.

6. Удаление растительности рядом с аэропортом. Растения – основной источник пищи для птиц, ведь в них живет множество насекомых. В штате Огайо даже решили поэкспериментировать с разными видами травы, чтобы определить, какой из видов не будет так сильно привлекать птиц.

7. Ловушки. В них каждый год попадается 300-500 птиц. Для приманки используют грызунов или даже голубей в клетках для хищных птиц.

8. Некоторые используют “куриные пушки“, стреляющие сжатым воздухом, моделируя “попадание“ птицы в самолет при полете, чтобы протестировать устойчивость стекол и двигателей самолета.

10. Радар, который обнаруживает птиц. Это приспособление используют в Голландии. Радар небольшой и мобильный. Похожий применялся во времена Второй мировой войны. Но он не может пока что определять вид и количество птиц.

Также, конечно, серьезной проблемой являются технические неисправности самолетов, допущенных при этом к рейсу невнимательными работниками. Недавно произошел вопиющий случай – у летящего самолета отвалилась дверь, упав на мотель в Калифорнии. К счастью, никто не пострадал. Пилот заметил, что дверь исчезла, лишь после приземления.

Источник

«Бёрд страйк»: Как происходит столкновение птиц с самолетами

Фото: из открытых источников в интернете, Роман Романов

В материале использованы фотографии погибших птиц из открытых источников в интернете. Впечатлительным лучше не смотреть.

Как избежать столкновения с птицами. 04.08.20 1. Как избежать столкновения с птицами фото. Как избежать столкновения с птицами-04.08.20 1. картинка Как избежать столкновения с птицами. картинка 04.08.20 1Фото из открытых источников в интернете

Если вы автолюбитель и вам приходилось мчаться по трассе, вы видели, как о ветровое стекло вашего авто разбиваются тысячи насекомых. Примерно то же самое происходит со стаей воробьев при встрече с огромной железной птицей: для нее эта пернатая мелочь — словно мошки. Но ведь есть птицы и покрупнее.

Как избежать столкновения с птицами. 04.08.20 2. Как избежать столкновения с птицами фото. Как избежать столкновения с птицами-04.08.20 2. картинка Как избежать столкновения с птицами. картинка 04.08.20 2Вячеслав Аушев

Вячеслав Аушев, командир воздушного судна авиакомпании «Эйр Астана»:

Мы посадили самолет и сразу сообщили, что у нас был «бёрд страйк».

Как избежать столкновения с птицами. 04.08.20 3. Как избежать столкновения с птицами фото. Как избежать столкновения с птицами-04.08.20 3. картинка Как избежать столкновения с птицами. картинка 04.08.20 3

— По правилам, мы должны обязательно заполнить документ, где указываются высота, скорость, этап полета, на котором произошло столкновение. Затем останки птицы, если они присутствуют, собираются в конверт, он запечатывается и отправляется для идентификации в орнитологическую службу.

Не только орнитологи аэропорта ведут статистику столкновений, но и наша авиакомпания. Иногда бывает трудно определить, в зоне какого аэропорта произошел «бёрд страйк» — в аэропорту прибытия или взлета.

Как избежать столкновения с птицами. 04.08.20 4. Как избежать столкновения с птицами фото. Как избежать столкновения с птицами-04.08.20 4. картинка Как избежать столкновения с птицами. картинка 04.08.20 4

Авиакомпания «Эйр Астана» поделилась статистикой воздушно-транспортных происшествий, виновниками которых были пернатые.

• С 2002 года по 31 июля 2020-го зафиксировано 734 случая столкновения птиц с воздушными лайнерами.
• Чаще всего птицы попадают в носовой обтекатель, двигатель, закрылки/предкрылки, стойки шасси.
• Чаще всего столкновения происходят в Алматы, Нур-Султане, Атырау, Шымкенте, Стамбуле, Актау.

Как избежать столкновения с птицами. 04.08.20 5. Как избежать столкновения с птицами фото. Как избежать столкновения с птицами-04.08.20 5. картинка Как избежать столкновения с птицами. картинка 04.08.20 5

• Наиболее серьезные случаи повреждений от столкновений — это столкновение воздушного судна со стаей птиц (голубей) в Актау в 2015 году, с повреждением лопаток в обоих двигателях (событие было классифицировано как серьезный инцидент), и столкновение воздушного судна с птицей (кудрявым пеликаном) на маршруте Нур-Султан — Атырау в 2017 году, с повреждением входной кромки воздухозаборника двигателя.
• Чаще всего в самолеты врезаются чайки, воробьи, голуби, вороны, пустельги, черные коршуны.

Как избежать столкновения с птицами. 04.08.20 6. Как избежать столкновения с птицами фото. Как избежать столкновения с птицами-04.08.20 6. картинка Как избежать столкновения с птицами. картинка 04.08.20 6

Как избежать столкновения с птицами. 04.08.20 18. Как избежать столкновения с птицами фото. Как избежать столкновения с птицами-04.08.20 18. картинка Как избежать столкновения с птицами. картинка 04.08.20 18

Как избежать столкновения с птицами. 04.08.20 19. Как избежать столкновения с птицами фото. Как избежать столкновения с птицами-04.08.20 19. картинка Как избежать столкновения с птицами. картинка 04.08.20 19

Как избежать столкновения с птицами. 04.08.20 20. Как избежать столкновения с птицами фото. Как избежать столкновения с птицами-04.08.20 20. картинка Как избежать столкновения с птицами. картинка 04.08.20 20

VOX: Слава, а что происходит при столкновении с птичкой-камикадзе?

— Бывает, конечно, что птица влетает в лобовое стекло, но это редко. В основном птицы попадают в выступающие части самолета: закрылки, предкрылки, двигатели, стойки шасси, фюзеляж.

Конечно, от воробья или летучей мыши лобовое стекло вряд ли треснет. И если стая воробьев попадает в двигатель, то ее перемалывает без последствий для самолета.

Если это голубь, ворона, чайка, могут быть повреждения в виде вмятин и царапин.

Как избежать столкновения с птицами. 04.08.20 7. Как избежать столкновения с птицами фото. Как избежать столкновения с птицами-04.08.20 7. картинка Как избежать столкновения с птицами. картинка 04.08.20 7

— А если это какие-нибудь перелетные птицы — гуси, утки, журавли, — весом от трех килограммов, то тут возможно всё. В зависимости от того, на какой скорости это произошло, могут быть вмятины и посерьезнее. Может, например, погнуть лопатки турбовентилятора, и тогда не избежать повреждения двигателя.

Отключение двигателя — самое опасное для самолета после столкновения с птицей. Если откажут все двигатели, последствия могут быть необратимыми.

Как избежать столкновения с птицами. 04.08.20 8. Как избежать столкновения с птицами фото. Как избежать столкновения с птицами-04.08.20 8. картинка Как избежать столкновения с птицами. картинка 04.08.20 8

VOX: Что ощущают пилоты при такой аварии?

VOX: А пассажиры могут почувствовать «бёрд страйк»?

— Смотря какая птица и куда она влетела. Некоторые пассажиры просто не знают, что такое возможно, и не придают этому значения.

VOX: При подготовке вы отрабатываете на учебном тренажере ситуацию столкновения с птицами?

— Конечно. На симуляторе мы прорабатываем встречу со стаей птиц. Борьба с птицами — одна из важных проблем в авиации. Поэтому подготовку по снижению рисков столкновений с самолетами проходят не только пилоты и орнитологи, но и другие службы аэропорта: диспетчеры, метеорологи.

Как избежать столкновения с птицами. 04.08.20 9. Как избежать столкновения с птицами фото. Как избежать столкновения с птицами-04.08.20 9. картинка Как избежать столкновения с птицами. картинка 04.08.20 9

VOX: Приходилось ли задерживать рейс из-за орнитологической обстановки, прерывать взлет или заход на посадку?

— В аэропорту Усть-Каменогорска был случай, когда при взлете нам пришлось немного задержаться из-за птиц. Мы должны были вырулить на ВПП, диспетчеры сообщили, что там замечена стая ворон.

Подъехали специалисты, распугали птиц, а они дружно перелетели на другое место. Орнитологам пришлось ездить по полосе и отпугивать их. Я доложил руководству, почему мы не взлетаем, сообщил по громкой связи пассажирам. Конечно, наблюдать за тем, как птицы и орнитологи играют в догонялки, было смешно. Но как только появилось окно, мы вылетели.

Как избежать столкновения с птицами. 04.08.20 10. Как избежать столкновения с птицами фото. Как избежать столкновения с птицами-04.08.20 10. картинка Как избежать столкновения с птицами. картинка 04.08.20 10

В аэропорту Алматы полосы длинные и есть возможность посадить самолет и снова взлететь. А, скажем, в Павлодаре или Уральске полосы намного короче, и решение о прерванном взлете должно быть очень взвешенным и обоснованным.

Как избежать столкновения с птицами. 04.08.20 11. Как избежать столкновения с птицами фото. Как избежать столкновения с птицами-04.08.20 11. картинка Как избежать столкновения с птицами. картинка 04.08.20 11

VOX: Какие еще есть превентивные меры против столкновений с птицами, кроме тех, что принимает орнитологическая служба?

— Мы готовы к тому, что август и сентябрь — это самое активное время для птиц. При взлете и посадке пилоты не видят птиц, сидящих на кромке ВПП. Но мы предполагаем, что они там есть, и для их отпугивания даже в светлое время суток включаем взлетно-посадочные фары, заметные для птиц. Как дополнительное средство также включают метеолокатор, даже в ясную погоду. Считается, что птицы могут быть восприимчивы к его излучению.

Основная проблема в том, что птицы, которые обитают в районе аэропорта, привыкают к самолетам и перестают их бояться. Алматинский аэропорт и наша компания долго боролись за то, чтобы убрали мусорные свалки вблизи аэропорта. Но проблема, которую должны решать местные акиматы, не решается так успешно, как нам хотелось бы.

Испытание двигателя на прочность

Как избежать столкновения с птицами. 04.08.20 12. Как избежать столкновения с птицами фото. Как избежать столкновения с птицами-04.08.20 12. картинка Как избежать столкновения с птицами. картинка 04.08.20 12

В авиационной отрасли существует специальный стандарт при сертификации самолетов: их испытывают на столкновения с птицами — как сам борт, так и двигатели. После таких испытаний производителям самолетов приходится укреплять стекла и другие части воздушного судна, модернизировать двигатель.

Есть такой тип испытаний, как «заброс птиц». Из пневматической пушки (chickengun) в работающий на стенде двигатель на высокой скорости вылетают тушки птиц. Первое время для этой цели использовали кур, сейчас используются чайки весом от одного килограмма.

Как избежать столкновения с птицами. 04.08.20 13. Как избежать столкновения с птицами фото. Как избежать столкновения с птицами-04.08.20 13. картинка Как избежать столкновения с птицами. картинка 04.08.20 13

Этот тест имеет множество требований, в том числе и к птице для заброса. Она должна быть здорова перед тем, как будет убита во время проведения испытаний. Мало того: чтобы убедиться в целостности скелета, каждую птичку обследуют рентгеном. Тушка должна быть неощипанной, комнатной температуры.

Всего для инженерных испытаний и сертификации одного двигателя требуется 70–100 птиц. Добываются они максимально гуманным способом — с помощью охотничьих хозяйств и экологов, которые регулируют численность популяций пернатых.

При испытаниях двигатель от удара птицы должен как минимум остаться на месте, не загореться и не взорваться.

Кровавые пятна и вмятины

Как часто самолеты возвращаются из полета со следами от попадания птиц? С этим вопросом мы обратились к директору инженерно-технического департамента Андрею Олие.

— У нас каждый день бывает до трех попаданий птиц в самолет. Как можно понять, что произошла встреча птицы с самолетом? Приходит борт, а на нем перья, пятно кровавое или несколько — это если птицы помельче. А если крупные, то возможны серьезные вмятины, царапины. Помните, я вам показывал Embraer 190? В этом году у нас было два таких случая столкновения птиц с самолетами, которые привели к повреждениям носовой части самолета и фюзеляжа — пришлось делать ремонт.

Чудеса на Гудзоне и в кукурузном поле

Как избежать столкновения с птицами. 04.08.20 15. Как избежать столкновения с птицами фото. Как избежать столкновения с птицами-04.08.20 15. картинка Как избежать столкновения с птицами. картинка 04.08.20 15

Самые известные случаи столкновения пернатых с самолетами и спасения людей вошли в историю мировой авиации. Удивительную посадку совершили пилоты US Airways Чесли Салленбергер и Джеффри Скайлз после того, как в двигатели Аirbus 320 попала стая канадских казарок. Летчики совершили приводнение на Гудзон в Нью-Йорке. Все 155 человек, что находились на борту, выжили. Произошедшее стали называть «чудом на Гудзоне». Это событие даже легло в основу художественного фильма.

Как избежать столкновения с птицами. 04.08.20 16. Как избежать столкновения с птицами фото. Как избежать столкновения с птицами-04.08.20 16. картинка Как избежать столкновения с птицами. картинка 04.08.20 16

«Чудо в кукурузном поле» произошло 15 августа 2019 года. Лайнер Аirbus 321 «Уральских авиалиний» после взлета из аэропорта Жуковский попал в стаю чаек. Причиной базирования этих птиц в районе Жуковского стала мусорная свалка. Птицы врезались в двигатели, которые один за другим вышли из строя. Пилоты Дамир Юсупов и Георгий Мурзин посадили самолет с неработающими двигателями в кукурузное поле и спасли жизни 233 человек. За чудо, совершенное в кукурузном поле, пилоты заслуженно получили звание Героев России, а пятеро бортпроводников — ордена Мужества.

Как избежать столкновения с птицами. 04.08.20 17 1. Как избежать столкновения с птицами фото. Как избежать столкновения с птицами-04.08.20 17 1. картинка Как избежать столкновения с птицами. картинка 04.08.20 17 1

Несмотря на то, что птицы и самолеты не могут поделить воздушное пространство, нет нужды паниковать и отказываться от полетов. Пока человечество не изобрело такой системы, чтобы избежать столкновения с птицами в небе, работа орнитологической службы аэропортов и профессионализм пилотов остаются нашей единственной защитой.

Источник

Эксперт оценил «птичью угрозу» для безопасности полетов: как избежать столкновения

Проблема «взаимоотношений» лайнеров с пернатыми до сих пор остается актуальной

Как избежать столкновения с птицами. 6eb279796b95838184d78e48095db26d. Как избежать столкновения с птицами фото. Как избежать столкновения с птицами-6eb279796b95838184d78e48095db26d. картинка Как избежать столкновения с птицами. картинка 6eb279796b95838184d78e48095db26d

— Алексей, почему в 21-м веке мы до сих пор не можем исключить случайное попадание птиц в самолеты?

— То есть фактор природы как влиял на заре авиации, так и сейчас влияет на безопасность полетов?

— Птицы не спрашивают нас, селятся где им удобно. У аэродромов в том числе. Более того, многие птицы вьют гнезда исключительно возле воздушных гаваней – хищников ведь там нет. Крупные хищные птицы из-за рева самолетов предпочитают держаться подальше. А птахи поменьше не спрашивают расписания самолетов и могут появиться в неожиданном месте. Особенно там, где контроль аэродромных служб безопасности уже заканчивается.

— Вы сказали про аэродромные службы. У них ведь наверняка есть особые специалисты, которые занимаются защитой аэродромов от нашествия птиц.

— Все верно. Такая особая орнитологическая служба. В их арсенале много средств борьбы с пернатыми: звуковые, световые, специальные системы сканирования. Не пренебрегают и самым древним способом – чучелами. Есть даже специальные дроны в виде хищных птиц, которые гоняют пернатых в округе! Но, повторюсь, как бы они авиационные орнитологи не старались, они не могут гарантировать, что никаких эксцессов и столкновений с птахами не будет.

— Раз нельзя разогнать всех птиц, можно ведь защитить самолет – сделать его нечувствительным к птичьим ударам и залетам. Хотя бы обезопасить самое главное – двигатели…

— Двигатель – дело тонкое. Да, их совершенствуют, делают прочнее, надежнее, экономичнее. Я неоднократно посещал предприятия, где создают моторы для нашей авиации. Так вот у них есть специальный стенд, на котором испытывают двигатели. В него бросают всякую гадость: снег, лед, грязь, в том числе и тушки птиц. Цель – понять как долго продержаться двигатели после попадания в турбину инородного тела.

— И каковы результаты – есть надежда?

— То есть угроза от птиц есть только при взлетах и посадках?

— Как правило да. Взлет и посадка – это вообще самые опасные отрезки полета. И там уже как жребий ляжет… Впрочем, были случаи, когда столкновение с пернатыми происходили на высоте. Но, как правило, такое случается на взлете и посадке. И случаев таких немало. Кстати, от птиц страдают не только гражданские лайнеры, но и военные самолеты – истребители, штурмовики, бомбардировщики.

— Неужели и они беззащитны перед пернатыми?

— Птицы и для них опасны. Не зря же, например, Су-27 и МиГ-29 имеет на корпусе двигателя специальные решетки – когда они взлетают, они закрываются. Таким образом случайный воробушек не сможет «сбить» машину стоимостью в миллионы рублей и с летчиком, который вообще цены не имеет. Но и военный борт не имеет стопроцентной защиты. Поэтому мы вынуждены считаться с птицами: учитывать их миграции, среду обитания и поведение.

В четверг, 15 августа, Airbus-321 рейса Жуковский – Симферополь совершил жесткую аварийную посадку в поле, недалеко от аэродрома взлета. Уже объявлена предварительная версия – столкновение со стаей птиц, которые угодили в двигатель и вызвали пожар. Из 226 человек, находившихся на борту, выжили все.

Источник

В любой сложной ситуации лети вправо. Почему птицы не сталкиваются в полёте

Как избежать столкновения с птицами. image loader. Как избежать столкновения с птицами фото. Как избежать столкновения с птицами-image loader. картинка Как избежать столкновения с птицами. картинка image loader
Местоположение самолётов в реальном времени

С каждым годом в небе всё больше самолётов: по данным FlightRadar24, прямо сейчас в воздухе находятся 12 385 судов, и это без учёта военных. Через несколько лет к ним могут присоединиться тысячи беспилотных почтовых дронов для доставки товаров и посылок.

В такой ситуации возникает вопрос: как обеспечить безопасность воздушных полётов? Существует ли способ создать автоматическую систему ухода от столкновений, чтобы она действовала на всех пилотируемых и беспилотных судах? Что ж, в разработке эффективных навигационных систем авиационная промышленность может многому научиться у птиц и насекомых. Птицы освоили навигацию в воздухе 150 миллионов лет назад, а насекомые — 350 миллионов лет назад. У них большая фора в области НИОКР.

Очевидно, за долгое время эволюции птицы и насекомые выработали определённые алгоритмы для ухода от столкновений в полёте. Учёные предполагают, что такие алгоритмы должны быть более эффективными именно у птиц, потому что их корпус не укреплён экзоскелетом, как у насекомых. Птицы тяжелее, чем насекомые, и летают на более высоких скоростях. У них хрупкие тела. Очевидно, что столкновение в полёте будет для птиц весьма болезненным. Такая птица с меньшей вероятностью оставит потомство. То есть система ухода от столкновений в полёте — явно благоприятный признак в естественном отборе.

В предыдущие годы учёные исследовали, как птицы уходят от препятствий, пролетают в узкие щели и держат дистанцию в стае. Но ещё никогда не исследовался вопрос: что происходит, когда две птицы летят на встречных курсах. Как они поступают в таком случае?

Профессор Мандиам Сринивазан (Mandyam Srinivasan) из Университета Квинсленда (Австралия) поставил задачу изучить, какие именно стратегии применяют птицы для избежания столкновения на встречных курсах. Для этого с двух сторон туннеля длиной 21,6 метра выпускались пары птиц навстречу другу. Представляющие интерес потенциальные действия птиц принимались за гипотезы в байесовской сети для вычисления их вероятности. Предсказанные вероятности сравнивалась с наблюдаемыми фактами. Таким образом исследователи делали выводы о стратегиях ухода от столкновений, которые действуют у птиц.

Как избежать столкновения с птицами. image loader. Как избежать столкновения с птицами фото. Как избежать столкновения с птицами-image loader. картинка Как избежать столкновения с птицами. картинка image loader
Испытательный туннель. Синими и красными пунктирными линиями показаны поля зрения камер наблюдения

Перед началом испытаний 10 волнистых попугайчиков (Melopsittacus undulatus) мужского пола были обучены пролетать туннель от начала до конца в одиночку.

Как избежать столкновения с птицами. 5032a7e98ed345e6b306ea4fc0b3a92f. Как избежать столкновения с птицами фото. Как избежать столкновения с птицами-5032a7e98ed345e6b306ea4fc0b3a92f. картинка Как избежать столкновения с птицами. картинка 5032a7e98ed345e6b306ea4fc0b3a92f

Дронго, один из десяти волнистых попугайчиков, принимавших участие в исследовании

За 4 дня было записано 102 экспериментальных полётов 7 пар, составленных из 10 волнистых попугайчиков. Не было зафиксировано ни одного столкновения. Затем провели анализ видеозаписей с фиксацией, каким образом птицы смещались в стороны или по высоте при приближении друг к другу.

Результаты оказались довольно неожиданными. Как видно из таблицы, птицы показали склонность почти всегда смещаться вправо, хотя вероятность такого смещения сильно варьируется от особи к особи.

Как избежать столкновения с птицами. image loader. Как избежать столкновения с птицами фото. Как избежать столкновения с птицами-image loader. картинка Как избежать столкновения с птицами. картинка image loader

Это очень любопытный вывод. Проведённые ранее исследования на пчёлах показали, что пчёлы склонны смещаться влево при сближении друг с другом. Так или иначе, но склонность смещаться в какую-то определённую сторону является важным знанием. Очевидно, это знание должно быть одинаковым у всех особей в популяции. Если птицы будут при сближении смещаться в случайную сторону, то при выборе влево/вправо вероятность столкновения составит 50%.

Попугайчики в туннеле летали на разной высоте. Учёные обнаружили, что некоторые конкретные особи явно предпочитают лететь ниже/выше другой конкретной особи, что не укладывается нормальное распределение.

Как избежать столкновения с птицами. image loader. Как избежать столкновения с птицами фото. Как избежать столкновения с птицами-image loader. картинка Как избежать столкновения с птицами. картинка image loader
Предпочтение конкретной особи лететь выше или ниже другой особи

Несмотря на отдельные случаи изменения высоты полёта, в целом птицы при сближении не меняют высоту, а смещаются в горизонтальной плоскости. Чаще всего — вправо. Учёные делают вывод о наличии у волнистых попугайчиков своеобразных правил движения, зашитых на «аппаратном уровне». Вероятно, это может быть связано с разницей в левом и правом полушариях головного мозга. Так, у попугайчиков правое полушарие и левый глаз отвечают за тактические задачи, такие как обнаружение вероятного столкновения в полёте. В свою очередь, левое полушарие и правый глаз занимаются другими вещами, такими как обслуживание полёта и контроль скорости. Кстати, это одно из эволюционных преимуществ животных с разными функциями левого и правого полушарий (подробнее см. научную работу «Выживание с асимметричным мозгом: преимущества и недостатки церебральной латерализации»).

Таким образом, исследование подтвердило, что наличие самых простых общих правил позволит животным или машинам избежать столкновения.

Во-первых, нужно договориться смещаться в одну сторону. Неважно — влево или вправо, но все должны смещаться в одну сторону.

Во-вторых, выработать алгоритм изменения высоты. Один из участников движения должен смещаться вверх, а другой — вниз. Правила изменения высоты можно реализовать разными способами. Например, присвоить иерархический порядковый номер каждому отдельному самолёту. При встрече самолёт с более высоким номером в иерархии всегда смещается вверх, а с более низким — вниз. Универсальную иерархию непросто внедрить, да и она требует обмена информацией между судами перед сближением. Другой вариант — установить каждому самолёту правило случайного смещения вверх или вниз. В этом случае риск столкновения уменьшится со 100% до 50%.

Учёным пока не удалось понять, каким образом птицы выбирают направление смещения по высоте. Возможно, у них тоже действует некая иерархия.

Источник

Как избежать столкновения дрона с птицами

Судя по обилию запросов владельцев дронов в поисковых системах, вероятность столкновения коптера с птицей пугает многих. Мы все чаще слышим о том, к каким трагическим последствиям может привести попадание птиц в двигатель самолета. Любой коптер в десятки раз меньше воздушного судна, а значит еще более уязвим. В преддверии весеннего сезона и возвращения перелетных птиц в наши широты мы подготовили статью о том, как избежать фатальных инцидентов с участием пернатых.

Интерес птиц к движущимся небольшим объектам вроде дрона достаточно велик. Так, в октябре 2020 года был зафиксирован случай атаки со стороны какой-то агрессивной чайки БПЛА в Шотландии. Дрон был задействован в миссии по инспектированию крыши образовательного учреждения. Атака птицы вызвала падение 5-килограммового дрона на крышу здания, которая в результате этого была достаточно серьезно повреждена.

Еще одна птица летом 2019 года стала причиной крушения дрона-инспектора стоимостью 30 000 британских фунтов, который обследовал атомную электростанцию в городе Селлафилд.

К счастью, ни первое, ни второе крушение не затронуло людей на земле, но такие серьезные столкновения в воздухе время от времени случаются. Как правило, дроны атакуют достаточно большие породы птиц. Это происходит потому, что хищные птицы чаще всего путают летящий объект с потенциальной добычей или относятся к коптерам как к конкурентам в воздушном пространстве на “их” территории.

Вот несколько советов, что можно сделать для минимизации риска столкновения вашего БПЛА с птицами. И если на горизонте вы вдруг обнаружите кого-то из пернатых, необходимо знать определенные принципы пилотирования, чтобы уйти от столкновения без потерь.

Как избежать столкновения с птицами. birds3. Как избежать столкновения с птицами фото. Как избежать столкновения с птицами-birds3. картинка Как избежать столкновения с птицами. картинка birds3

Атака пернатых

Как показывает общемировая практика, орлы представляют распространенную угрозу беспилотникам в воздухе. Эти крупные птицы не боятся сцепиться даже с 10-килограммовыми специализированными дронами. В прибрежных районах инциденты происходят, как правило, с участием чаек, чей размах крыльев также достаточно большой для атаки “неопознанного предмета”. Ну, а смелости в погоне за добычей этим птицам уж точно не занимать. Орнитологи подтверждают, что довольно часто птицы разных видов проявляют интерес к пролетающим вблизи от них БПЛА.

Специалисты говорят, что птицы чаще всего нападают на дроны либо сзади, либо сверху. Птица может сначала какое-то время лететь позади коптера, а потом перейти уже к атакующим действиям. Голодная хищная особь преследует свою добычу и затем нападает на нее, пытаясь тут же разорвать когтями. Пернатые – очень умные охотники, они быстро “считывают” поведение и движения своей жертвы в небе. Такие простые способы, как чуть поднять, а потом опустить дрон во время полета, могут не отпугнуть преследующую его птицу.

Самый опасный период птичьих атак – это время гнездования, т.е. начало весны. Именно тогда пернатые родители наиболее агрессивны в своих попытках защитить свой дом и только что вылупившихся птенцов.

Будучи пилотом дрона, старайтесь быть всегда в курсе того, насколько активны птицы там, где вы чаще всего летаете. Наблюдайте за небом перед каждым запуском дрона. Тем не менее, существуют и вполне очевидные риски, повышающие вероятность столкновения дрона с птицей.

Основные правила полетов в “птичьих” местах

Самое первое правило – избегайте полетов там, где наблюдаются стаи птиц. Возможно, полностью исключить такого соседства не удастся, но по крайней мере старайтесь держать безопасную дистанцию от скопления пернатых или хотя бы дождитесь, пока они не усядутся на ветки.

Исключите полеты там, где птицы чаще всего добывают себе пищу. В первую очередь, это касается прибрежных районов, в которых обитают напористые чайки, не стесняющиеся никого вокруг, когда речь заходит о еде. Что касается больших хищных птиц, то они охотятся там, где много маленьких птичек и небольших млекопитающих. Так, на лугах с обилием мелких грызунов очень часто можно встретить крупных орлов, ястребов и других пернатых хищников, выбирающих открытые луговые и полевые пространства для удачной охоты.

Как избежать столкновения с птицами. birds2. Как избежать столкновения с птицами фото. Как избежать столкновения с птицами-birds2. картинка Как избежать столкновения с птицами. картинка birds2

Избегайте мест гнездования. Да, порой их не так просто распознать, но если вы проживаете или часто бываете в том месте, где планируете запускать дрон, вы наверняка в курсе того, где часто можно услышать щебет птиц или даже заметить многочисленные гнезда на ветвях. Организация миссий коптера как раз посреди брачного птичьего сезона, плавно переходящего в период высиживания, а затем и выкармливания птенцов, – дело очень непредсказуемое и рискованное.

Если вы хотите запускать дрон в первой половине дня, то полеты в утренние часы станут отличным решением. Птицы используют перепады температуры для взлета и парения в воздухе. Как правило, такие перепады и нагревание воздуха наблюдаются не в ранние часы, а ближе к обеду, поэтому дрон не встретит опасностей в воздухе, пока птицы отдыхают в своих гнездах.

Все дело в технике полета

Некоторые пилоты дронов и вовсе придерживаются техники “летающего пугала”. Она заключается в том, чтобы ваш дрон как можно меньше был похож на птицу, а больше – на грозную машину, к которой птица вряд ли осмелится приблизиться.

Однако подобная тактика может не сработать, если речь идет о хищных птицах или тех видах, которые живут у воды. Такие пернатые стоят в самом верху пищевой цепочки, а значит не особо привыкли кого-то бояться, тем более если речь идет об объекте размером с птицу или даже меньше.

Будет хорошо, если вы сможете сделать дрон более заметным для себя как пилота. Если вы увидите, что к вашему БПЛА проявляет нездоровый интерес какой-нибудь ястреб или чайка, необходимо будет предпринять определенный маневр, чтобы увернуться от нежелательной встречи. Разумеется, реагировать на актуальную обстановку будет гораздо проще, если вы сможете хорошо видеть дрон, который вот-вот может подвергнуться атаке. Светоотражающая пленка, дополнительная подсветка или какие-то другие яркие детали хорошо подойдут для этих целей.

Некоторые операторы дронов идут еще дальше, оснащая свои коптеры шумогенерирующими модулями. Какой-то громкий скрип или хлопок эффективно отпугнет приближающуюся птицу, а если на горизонте видны другие пернатые, то и они хорошенько подумают, прежде чем приблизиться к дрону. Практика показывает, однако, что при использовании подобных звуковых отпугивателей где-нибудь над сельскохозяйственными полями птицы рано или поздно привыкают к ним и начинают игнорировать.

Как избежать столкновения с птицами. birds4. Как избежать столкновения с птицами фото. Как избежать столкновения с птицами-birds4. картинка Как избежать столкновения с птицами. картинка birds4

Умелое маневрирование – залог успеха

На самом деле, по мнению опытных пилотов, которые регулярно сталкиваются с кружащими неподалеку от дрона птицами, каких-то особых сверхсложных навыков пилотирования не требуется. Оператор просто должен уметь притормаживать дрон при виде опасности, в случае необходимости управлять им дергающими движениями и умело сажать на землю, если того требует ситуация.

Еще очень важно следить за уровнем заряда батареи. Быстрый взлет вверх, чтобы набрать безопасную высоту, – это, конечно, хорошо, но такой маневр не безопасен, если заряд батареи на низком уровне.

Если все же вы осознаете, что атаки птицы не избежать, то самым лучшим решением будет увести дрон из этой зоны. Но это не значит, что дрон должен лететь куда-то за холмы, исчезая из виду. Достаточно просто увести коптер непосредственно с того участка, где летит птица, чтобы ваш БПЛА не попадал в ее зону видимости. Тогда пернатое быстро потеряет интерес к данному предмету. А лучше всего воспользоваться функцией “возвращения домой”.

Как перехитрить пернатого охотника

Как избежать столкновения с птицами. birds1. Как избежать столкновения с птицами фото. Как избежать столкновения с птицами-birds1. картинка Как избежать столкновения с птицами. картинка birds1

Как уже упоминалось выше, собираясь атаковать дрон, птицы чаще всего делают подлет сверху. Если вы видите, что пернатый охотник набрал высоту, то сажать дрон в этом случае – не самое лучшее решение. Главным образом потому, что дроны нельзя сажать быстро. А заметив снижение объекта, птица может продолжить свою атаку сверху, даже если дрон будет уже на земле.

Большинство экспертов согласятся, что в данном случае поднятие дрона выше будет лучшим решением. Это станет сродни контратаке, и уж тем более птица не ожидает таких маневров от преследуемой “жертвы”. Даже хищные пернатые не привыкли атаковать почти в вертикальном положении, удерживая свою цель в поле зрения и двигаясь вместе с ней. Кроме того, большинство дронов способны набирать высоту быстрее, чем птицы, а на некоторых даже установлена функция быстрого поднятия вверх.

Еще один вариант возможных действий – вымотать пернатого противника. Если батарея достаточно заряжена, а вам противостоит птица относительно небольших размеров, то она устанет значительно быстрее, чем заряд батареи коптера дойдет до критического уровня. Как правило, птицы делают по 2-3 попытки атаки, после которых им нужно поднабраться сил и уйти в сторону.

Подготовка к запуску дрона

Не забудьте перед полетом уточнить, не входит ли данная территория в зону охраны каких-то редких орнитологических видов. Полеты дронов на таких территориях, как правило, запрещены, если только вы не снимаете гнездовье птиц для документальных фильмов BBC.

Очень важен этап подготовки. Ознакомьтесь с ландшафтом местности, в которой будете летать. Если птиц на данной территории достаточно много, проработайте в теории план действий в случае их атаки. Наконец, управление коптером требует максимальной концентрации внимания во время всего полета. Учтите, что в небе у птиц практически нет конкурентов.

Если же вы чувствуете себя неуверенным оператором дрона, компания 4vision может предложить вам обучающие курсы по управлению БПЛА. И пусть соседство с пернатыми больше не будет для вас ночным кошмаром!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *