В чем заключается константность восприятия

константность восприятия

Полезное

Смотреть что такое «константность восприятия» в других словарях:

Константность восприятия — относительная независимость перцептивного опыта (структуры наглядных образов) от внешних и внутренних условий восприятия. * * * (от лат. constans – постоянный) – свойство восприятия воспроизводить предмет относительно постоянным образом при… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Константность восприятия — Тенденция к восприятию физических свойств объектов неизменными вопреки изменению освещенности, удаленности и позиции наблюдателя. В книге подробно рассказано о четырех формах константности восприятия: о константности восприятия цвета и о… … Психология ощущений: глоссарий

константность восприятия — (лат. constans, constantis неизменный. постоянный) относительная стабильность некоторых свойств образа предмета в сознании человека, проявляющаяся при изменении условий его восприятия … Большой медицинский словарь

Константность восприятия светлоты — Константность светлоты объекта или поверхности вопреки изменениям в их освещенности … Психология ощущений: глоссарий

Константность восприятия размера — Тенденция к восприятию размеров объектов как относительно постоянных, несмотря на изменения расстояния, с которого они рассматриваются, и величины их сетчаточных изображений … Психология ощущений: глоссарий

Константность восприятия формы — Тенденция к восприятию объекта как относительно инвариантного по форме вне зависимости от позиции, с которой он рассматривается, и от формы его ретинального образа … Психология ощущений: глоссарий

Константность восприятия цвета — Тенденция к восприятию цвета объекта постоянным вне зависимости от длины волны освещающего его света … Психология ощущений: глоссарий

константность — (в психологии) (от лат. constans (constantis) постоянный) относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов (см. восприятие) от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств. Так, К. видимой величины объектов… … Большая психологическая энциклопедия

ВОСПРИЯТИЯ СВОЙСТВА — к основным свойствам восприятия относят: см. Восприятия константность, Восприятия осмысленность, Восприятия предметность, Восприятия структурность, Восприятия целостность … Психомоторика: cловарь-справочник

Источник

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ (англ. perceptual constancy) — относительное постоянство (инвариантность) феноменальных свойств наблюдаемых предметов (дистального стимула) при сравнительно широком диапазоне изменения соответствующих характеристик проксимального стимула. Наиболее тщательно изучены 6 видов К. в. зрительных свойств: константности яркости, цвета, размера, скорости движения, формы предмета и пространственного положения (стабильность видимого мира). К. в. обнаружена и в др. модальностях (напр., независимость восприятия тяжести груза, поднимаемого разными способами — 1 или 2 руками, ногой; инвариантность восприятия громкости звука при изменении удаленности наблюдателя от источника и т. д.).

К. в. — это фундаментальное свойство восприятия, которое имеет жизненно важное значение. Если бы не К. в., то живой организм в своем поведении ориентировался бы на весьма изменчивые характеристики отображений предметов на рецепторную поверхность (проксимальные признаки), а не на собственные свойства предметов (дистальные признаки). Напр., как заметил Л. С. Выготский, «животному, которое опасается хищника, последний должен казаться (когда бы не было константности величины) на расстоянии ста шагов уменьшившимся в сто раз». Благодаря К. в. яркости (светлоты) мы видим кусок мела или белый лист бумаги белым и в солнечный и в пасмурный день и даже при лунном свете, тогда как кусок угля (или черного бархата) видится в столь разнообразных условиях освещения неизменно черным. Нетрудно, однако, установить, что физическая яркость мела при лунном свете не больше, чем физическая яркость угля в солнечный день. Э. Кассирер, говоря о важности К. в. цвета, приводил след. пример: при нарушении К. в. цвета белый цветок под сенью зеленой листвы видился бы такого же цвета, как и зеленый лист дерева, а моток белых ниток воспринимался бы оранжевым при газовом освещении. Со стабильностью видимого мира мы «встречаемся» буквально на каждом шагу, поскольку во время движений наблюдателя (движений глаз, головы, тела) сетчаточные изображения реально неподвижных объектов проносятся с огромными скоростями по рецепторной поверхности, однако, по крайней мере, у трезвых и здоровых людей сохраняется восприятие неподвижных предметов и своего собственного движения относительно них. Аналогичная стабильность характерна и для восприятия положения источников звука.

На К. в. обратили внимание еще в период становления физиологической оптики, изучающей свойства глаза как оптического прибора. По-видимому, первым К. в. размера и формы описал Р. Декарт в работе «Диоптрика» (1637). Он же отметил, что К. в. зависит от способности оценивать расстояние и расположение объекта в пространстве. О К. в. формы Декарт писал: «оценка формы явно исходит из нашего знания или мнения о расположении частей предметов и не согласуется с изображением в глазу, т. к. в этих изображениях обычно овалы и ромбы, когда на самом деле мы видим круги и квадраты».

На основании приведенных выше примеров легко заметить, что в той мере, в какой обеспечивается К. в., восприятие можно считать верным, адекватным отражением объектов и их свойств. Поэтому вполне оправданным является (по крайне мере, для зрения) синоним К. в. — ортоскопичность (т. е. правильное зрение). Такой же смысл несет и предложенное Р. Таулесом (1931) определение К. в. как «феноменальной регрессии к реальному объекту».

Один из показателей степени константности (C) предложил Эгон Брунсвик (1929): C = (S — P) / (R — P). Для ясности допустим, что оценивается К. в. размера объекта. В таком случае S — «субъективный (феноменальный) размер» (обычно эту величину испытуемый подбирает с помощью переменного стимула, находящегося на фиксированном расстоянии d от него); P — проекционный размер объекта на том же расстоянии d; R — реальный размер объекта. Отсутствие К. в. (т. е. аконстантность) будет означать, что испытуемый видит объект в соответствии с его проекционным размером (S = P); тогда C = 0. При полной константности испытуемый видит объект в соответствии с его реальным размером, т. е. устанавливает величину переменного стимула равной R (следовательно, S = R), тогда C = 1.

Первое экспериментальное исследование К. в. (а именно К. в. размера) было проведено в 1889 г. Мартиусом по поручению В. Вундта. Классические экспериментальные исследования К. в. формы проводились Э. Брунсвиком (1930), Р. Таулессом (1931), К. в. яркости А. Гельбом (1929), Г. Уоллахом (1948), К. в. цвета — Д. Кацем (1911), К. Коффкой (1935), К. в. размера — А. Холуэем и Э. Борингом (1941) и т. д. В результате были выявлены многочисленные факторы, влияющие на К. в. В частности, для К. в. размера большое значение имеет правильное восприятие удаленности объекта, которое зависит от многих признаков удаленности (см. Глубинное зрение, Зрительное восприятие); однако следует учитывать, что и видимый (феноменальный) размер является одним из признаков удаленности (см. Монокулярное зрение). При достаточности перцептивных признаков удаленности знакомость объекта не имеет существенного значения для К. в. размера. Если же нет признаков удаленности и размер объекта неизвестен испытуемому по прошлому опыту, то видимый размер, как и расстояние до него, вообще утрачивают определенность (см. Иллюзия Луны). Влияние перцептивной оценки удаленности объекта на его видимый размер эффектно демонстрируется с помощью последовательных образов (см. Закон Эммерта).

Долголетнее изучение развития К. в. в онтогенезе показывает весьма сложную картину. Очевидно, что единой закономерности обнаружить не удалось. Напр., К. в. цвета заметно повышается в интервале от 3 до 15 лет, тогда как практически полная К. в. размера обнаруживается уже у детей 3 лет. Долгое время считалось, что начало формирования К. в. размера и формы приурочено и тесно связано с началом зрительно-моторных актов хватания (т. е. не ранее 5 мес жизни). Однако исследования Т. Бауэра (1966) и др. авторов свидетельствуют о более раннем появлении К. в. размера и формы, что делает вполне правдоподобной идею существования врожденных механизмов пространственного восприятия и некоторых видов К. в. Развитие восприятия человека нельзя однозначно рассматривать как однонаправленный процесс от аконстантности к К. в. С возрастом человек приобретает способность по-разному использовать чувственные данные в зависимости от стоящей перед ним задачи. Для художника как раз м. б. более полезным аконстантное восприятие (напр., размера, формы, цвета), которое приходится специально развивать и упражнять. (Б. М.)

Источник

Константность восприятия. Основные виды константности

В чем заключается константность восприятия. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. В чем заключается константность восприятия фото. В чем заключается константность восприятия-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка В чем заключается константность восприятия. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea В чем заключается константность восприятия. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. В чем заключается константность восприятия фото. В чем заключается константность восприятия-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка В чем заключается константность восприятия. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f В чем заключается константность восприятия. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. В чем заключается константность восприятия фото. В чем заключается константность восприятия-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка В чем заключается константность восприятия. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 В чем заключается константность восприятия. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. В чем заключается константность восприятия фото. В чем заключается константность восприятия-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка В чем заключается константность восприятия. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

В чем заключается константность восприятия. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. В чем заключается константность восприятия фото. В чем заключается константность восприятия-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка В чем заключается константность восприятия. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

В чем заключается константность восприятия. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. В чем заключается константность восприятия фото. В чем заключается константность восприятия-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка В чем заключается константность восприятия. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при каждом нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы и все основные признаки, по которым человек узнает мир. Мир перестал бы быть миром устойчивых вещей, и восприятие не могло бы служить средством познания объективной действительности.

Поясним это свойство восприятия на примере константности величины. Известно, что изображение предмета (в том числе и изображение его на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Однако, хотя при изменении дистанции наблюдения величина изображения объекта на сетчатке глаза изменяется, его воспринимаемая величина остается почти неизменной. Посмотрите на зрителей в театре: все лица кажутся нам почти одинаковыми по величине, несмотря на то, что изображения лиц, находящихся вдалеке, значительно меньше, чем расположенных близко от нас. Если мы, например, смотрим на свои руки, причем левая находится в 20 см от лица, а правая протянута далеко вперед, то нам все-таки кажется, что их кисти одинакового размера. В то же время изображение пальцев дальней руки на сетчатке глаза будет составлять только половину величины изображения пальцев ближней руки.

Каков же источник происхождения константности восприятия? Является ли этот механизм врожденным? Для проверки было проведено исследование восприятия людей, постоянно живущих в густом лесу. Восприятие этих людей представляет интерес, поскольку они не видели ранее предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения константности восприятия наблюдаются у жителей равнин, когда они смотрят вниз с высоты. Из окна верхнего этажа высотного дома объекты (люди, автомобили) также кажутся нам слишком маленькими. В то же время строители, работающие на лесах, сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимае­мого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, а также движений самого рецепторного аппарата, следовательно, порождает константность этого образа. При этом вариации, вызванные изменением условий восприятия и активными движениями органов чувств наблюдателя, сами по себе сколько-нибудь не ощущаются; воспринимается лишь нечто относительно инвариантное, например форма какого-либо предмета, его размеры и т. п.

Способность нашей перцептивной системы корректировать (исправлять) неизбежные ошибки, вызванные бесконечным многообразием условий существования окружающего мира вещей, и создавать адекватные образы восприятия хорошо иллюстрируется опытами с очками, искажающими зрительное восприятие путем переворачивания изображений, искривления прямых линий и т.п. Когда человек надевает очки, искажающие предметы, и попадает в незнакомое помещение, он постепенно приучается корректировать искажения, вызванные очками, и, наконец, перестает замечать эти искажения, хотя они отражаются на сетчатке глаза.

В чем заключается константность восприятия. 640 1. В чем заключается константность восприятия фото. В чем заключается константность восприятия-640 1. картинка В чем заключается константность восприятия. картинка 640 1

Виды константности (величины, формы, цвета, скорости, глубины).

Источник

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

Смотреть что такое КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ в других словарях:

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ (англ. perceptual constancy) — относительное постоянство (инвариантность) феноменальных свойств наблюдаемых предметов (дистального стимула) при сравнительно широком диапазоне изменения соответствующих характеристик проксимального стимула. Наиболее тщательно изучены 6 видов К. в. зрительных свойств: константности яркости, цвета, размера, скорости движения, формы предмета и пространственного положения (стабильность видимого мира). К. в. обнаружена и в др. модальностях (напр., независимость восприятия тяжести груза, поднимаемого разными способами — 1 или 2 руками, ногой; инвариантность восприятия громкости звука при изменении удаленности наблюдателя от источника и т. д.).

К. в. — это фундаментальное свойство восприятия, которое имеет жизненно важное значение. Если бы не К. в., то живой организм в своем поведении ориентировался бы на весьма изменчивые характеристики отображений предметов на рецепторную поверхность (проксимальные признаки), а не на собственные свойства предметов (дистальные признаки). Напр., как заметил Л. С. Выготский, «животному, которое опасается хищника, последний должен казаться (когда бы не было константности величины) на расстоянии ста шагов уменьшившимся в сто раз». Благодаря К. в. яркости (светлоты) мы видим кусок мела или белый лист бумаги белым и в солнечный и в пасмурный день и даже при лунном свете, тогда как кусок угля (или черного бархата) видится в столь разнообразных условиях освещения неизменно черным. Нетрудно, однако, установить, что физическая яркость мела при лунном свете не больше, чем физическая яркость угля в солнечный день. Э. Кассирер, говоря о важности К. в. цвета, приводил след. пример: при нарушении К. в. цвета белый цветок под сенью зеленой листвы видился бы такого же цвета, как и зеленый лист дерева, а моток белых ниток воспринимался бы оранжевым при газовом освещении. Со стабильностью видимого мира мы «встречаемся» буквально на каждом шагу, поскольку во время движений наблюдателя (движений глаз, головы, тела) сетчаточные изображения реально неподвижных объектов проносятся с огромными скоростями по рецепторной поверхности, однако, по крайней мере, у трезвых и здоровых людей сохраняется восприятие неподвижных предметов и своего собственного движения относительно них. Аналогичная стабильность характерна и для восприятия положения источников звука.

На К. в. обратили внимание еще в период становления физиологической оптики, изучающей свойства глаза как оптического прибора. По-видимому, первым К. в. размера и формы описал Р. Декарт в работе «Диоптрика» (1637). Он же отметил, что К. в. зависит от способности оценивать расстояние и расположение объекта в пространстве. О К. в. формы Декарт писал: «оценка формы явно исходит из нашего знания или мнения о расположении частей предметов и не согласуется с изображением в глазу, т. к. в этих изображениях обычно овалы и ромбы, когда на самом деле мы видим круги и квадраты».

На основании приведенных выше примеров легко заметить, что в той мере, в какой обеспечивается К. в., восприятие можно считать верным, адекватным отражением объектов и их свойств. Поэтому вполне оправданным является (по крайне мере, для зрения) синоним К. в. — ортоскопичность (т. е. правильное зрение). Такой же смысл несет и предложенное Р. Таулесом (1931) определение К. в. как «феноменальной регрессии к реальному объекту».

Один из показателей степени константности (C) предложил Эгон Брунсвик (1929): C = (S — P) / (R — P). Для ясности допустим, что оценивается К. в. размера объекта. В таком случае S — «субъективный (феноменальный) размер» (обычно эту величину испытуемый подбирает с помощью переменного стимула, находящегося на фиксированном расстоянии d от него); P — проекционный размер объекта на том же расстоянии d; R — реальный размер объекта. Отсутствие К. в. (т. е. аконстантность) будет означать, что испытуемый видит объект в соответствии с его проекционным размером (S = P); тогда C = 0. При полной константности испытуемый видит объект в соответствии с его реальным размером, т. е. устанавливает величину переменного стимула равной R (следовательно, S = R), тогда C = 1.

Первое экспериментальное исследование К. в. (а именно К. в. размера) было проведено в 1889 г. Мартиусом по поручению В. Вундта. Классические экспериментальные исследования К. в. формы проводились Э. Брунсвиком (1930), Р. Таулессом (1931), К. в. яркости А. Гельбом (1929), Г. Уоллахом (1948), К. в. цвета — Д. Кацем (1911), К. Коффкой (1935), К. в. размера — А. Холуэем и Э. Борингом (1941) и т. д. В результате были выявлены многочисленные факторы, влияющие на К. в. В частности, для К. в. размера большое значение имеет правильное восприятие удаленности объекта, которое зависит от многих признаков удаленности (см. Глубинное зрение, Зрительное восприятие); однако следует учитывать, что и видимый (феноменальный) размер является одним из признаков удаленности (см. Монокулярное зрение). При достаточности перцептивных признаков удаленности знакомость объекта не имеет существенного значения для К. в. размера. Если же нет признаков удаленности и размер объекта неизвестен испытуемому по прошлому опыту, то видимый размер, как и расстояние до него, вообще утрачивают определенность (см. Иллюзия Луны). Влияние перцептивной оценки удаленности объекта на его видимый размер эффектно демонстрируется с помощью последовательных образов (см. Закон Эммерта).

Долголетнее изучение развития К. в. в онтогенезе показывает весьма сложную картину. Очевидно, что единой закономерности обнаружить не удалось. Напр., К. в. цвета заметно повышается в интервале от 3 до 15 лет, тогда как практически полная К. в. размера обнаруживается уже у детей 3 лет. Долгое время считалось, что начало формирования К. в. размера и формы приурочено и тесно связано с началом зрительно-моторных актов хватания (т. е. не ранее 5 мес жизни). Однако исследования Т. Бауэра (1966) и др. авторов свидетельствуют о более раннем появлении К. в. размера и формы, что делает вполне правдоподобной идею существования врожденных механизмов пространственного восприятия и некоторых видов К. в. Развитие восприятия человека нельзя однозначно рассматривать как однонаправленный процесс от аконстантности к К. в. С возрастом человек приобретает способность по-разному использовать чувственные данные в зависимости от стоящей перед ним задачи. Для художника как раз м. б. более полезным аконстантное восприятие (напр., размера, формы, цвета), которое приходится специально развивать и упражнять. (Б. М.)

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

(от лат. constantis — постоянный. ) — относительное постоянство некоторых воспринимаемых свойств предметов при сравнительно широком диапазоне изменения условий восприятия. Так, К. в. видимой величины объектов выражается в том, что они воспринимаются примерно равными по величине при изменении удаленности от наблюдателя. Точно также воспринимаемые формы объекта не меняются при изменении угла зрения, под которым он рассматривается наблюдателем, а видимый цвет поверхности относительно инвариантен (см. Инвариант) по отношению к спектральному составу освещения, хотя оно и меняет хроматические характеристики отражаемого этой поверхностью света. смотреть

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

Тенденция к восприятию физических свойств объектов неизменными вопреки изменению освещенности, удаленности и позиции наблюдателя. В книге подробно рассказано о четырех формах константности восприятия: о константности восприятия цвета и о константности восприятия светлоты, размера и формы. смотреть

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

(лат. constans, constantis неизменный, постоянный)относительная стабильность некоторых свойств образа предмета в сознании человека, проявляющаяся при и. смотреть

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

константность восприятия (лат. constans, constantis неизменный. постоянный) — относительная стабильность некоторых свойств образа предмета в сознании человека, проявляющаяся при изменении условий его восприятия.

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

(от лат. constans – постоянный) – свойство восприятия воспроизводить предмет относительно постоянным образом при изменении условий его восприятия (освещенности, удаленности, угла зрения и т.д.). смотреть

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

(лат. constans, constantis неизменный. постоянный) относительная стабильность некоторых свойств образа предмета в сознании человека, проявляющаяся при изменении условий его восприятия. смотреть

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

относительная независимость перцептивного опыта (структуры наглядных образов) от внешних и внутренних условий восприятия.

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ РАЗМЕРА

Тенденция к восприятию размеров объектов как относительно постоянных, несмотря на изменения расстояния, с которого они рассматриваются, и величины их сетчаточных изображений. смотреть

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ СВЕТЛОТЫ

Константность светлоты объекта или поверхности вопреки изменениям в их освещенности.

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ФОРМЫ

Тенденция к восприятию объекта как относительно инвариантного по форме вне зависимости от позиции, с которой он рассматривается, и от формы его ретинального образа. смотреть

КОНСТАНТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА

Тенденция к восприятию цвета объекта постоянным вне зависимости от длины волны освещающего его света.

Источник

Свойства восприятия в психологии с примерами

Человек воспринимает окружающий мир не хаотично, а пытаясь систематизировать отдельные явления и предметы, сформулировать о них своё представление, определить, насколько увиденное или услышанное может быть полезным или опасным, используемым для определённой цели.

Это активный процесс, при котором используются не только органы чувств, но и двигательные функции: положение рук, движение глаз, перемещение в пространстве для улучшения восприятия.

Что такое кинестетические чувства и ощущения? Узнайте об этом из нашей статьи.

Примеры восприятия

В чем заключается константность восприятия. 2a5mchrw. В чем заключается константность восприятия фото. В чем заключается константность восприятия-2a5mchrw. картинка В чем заключается константность восприятия. картинка 2a5mchrw

Человек может воспринимать окружающий мир практически бесконечно.

К примеру, ребёнок, который сразу после рождения находится только в определённом помещении или в кроватке, и воспринимает окружающий мир в границах кроватки, постепенно её исследуя и получая полное о ней представление.

Потом границы его обитания расширяются, увеличивается и объём получаемой информации. Человек читает книги, газеты, смотрит фильмы и телепередачи. Психологи утверждают, что при должной жизненной активности процесс самосовершенствования может продолжаться всю жизнь.

Первоначально восприятие формируется на основе определённых ощущений: осязания, обоняния, зрительных контуров предмета, его цвета. Потом всё это складывается в определённое представление о явлении и предмете, что и называется восприятием.

В психологии процесс человеческого восприятия имеет 4 уровня:

Существует и несколько категорий восприятия:

Ещё восприятие может быть произвольным и непроизвольным. Например, ребёнок играет с игрушкой, имитируя движение грузовика, и делает это вполне осознанно с поставленной целью.

Непроизвольное восприятие могут вызвать удары специального молоточка под коленную чашечку на приёме у невропатолога.

Что им не является?

Отдельно ощущения человека восприятием не являются, только комплекс этих ощущений, вместе с их анализом может уже сложить в сознании индивидуума представление о предмете или вообще об окружающем.

Скажем, выйдя на улицу, человек не просто воспринимает запахи, звуки или очертания зданий. Он тут же оценивает и расстояние до того или иного дома, безопасность постройки, её величину и вообще полезность: магазин в здании будет восприниматься не так, как швейная мастерская.

В чем заключается константность восприятия. jid3ubvr. В чем заключается константность восприятия фото. В чем заключается константность восприятия-jid3ubvr. картинка В чем заключается константность восприятия. картинка jid3ubvr

Органы слуха, зрения и осязания могут использоваться в разной степени, но полученные ими ощущения должны дополнять друг друга.

Отдельные же запах, цвет, осязание чего-либо восприятием в психологии не считаются, это лишь его фрагменты.

Основные свойства

Константность

Одним из важных свойств восприятия является контрастность. Впервые, как определённое свойство восприятия, константность была рассмотрена учёными Мартиусом и Вундтом в 1889 году.

Классическим примером такого осознания окружающего может служить автомобиль какой-нибудь одной марки. Мы можем видеть его на расстоянии вытянутой руки или в нескольких десятках метров.

Чем дальше машина будет от нас находиться, тем меньшей она будет по размеру. Но только зрительно. В любом случае мы будем воспринимать это движущее средство именно такого размера, какой мы видим вблизи, то есть в реальных параметрах.

В чем заключается константность восприятия. . В чем заключается константность восприятия фото. В чем заключается константность восприятия-. картинка В чем заключается константность восприятия. картинка

Автомобиль или стена дома белого цвета вечером или ночью будут выглядеть намного темнее, но наше восприятие цвета от этого не меняется.

Стена или автомашина для нас всё равно объективно останется белой.

Любопытно, что способность человека к константному восприятию формируется в процессе получения жизненного опыта, а не является приобретённым с рождения.

Описаны случаи, когда люди, выросшие в густом лесу, попав впервые на равнину, первоначально воспринимали удалённые предметы, как маленькие.

А люди, которые обретали зрение только после хирургической операции, пытались выпрыгнуть из окна палаты где-нибудь на пятом этаже, реально не оценивая расстояния. Им предметы внизу тоже казались просто маленькими.

Впрочем, человек быстро перестаёт допускать подобные ошибки. Если бы организм не воспринимал предметы, как постоянные по величине на разных расстояниях, изменение зрительных размеров не дало бы нам верно ориентироваться в пространстве.

Предметность

В чем заключается константность восприятия. s02sp40v. В чем заключается константность восприятия фото. В чем заключается константность восприятия-s02sp40v. картинка В чем заключается константность восприятия. картинка s02sp40v

Это свойство восприятия помогает людям и большинству животных воспринимать окружающее не как хаотический набор ощущений, а как наличие определённых объектов.

Оно тоже не развито в живых существах изначально, а приходит в процессе развития ребёнка, вместе с поэтапным познанием окружающего мира.

И. М. Сеченов определил, что этот процесс активизируется во время непосредственного контакта ребёнка с каким-нибудь предметом. Без движения и вообще деятельности человека предметное восприятие мира было бы очень скудным.

Вообще в развитии предметности человеческого восприятия большую роль играет моторика:

Впрочем, и способность именно так воспринимать окружающую среду, отчасти закладываются и биологически. Это видно по поведению детёнышей животных, которые рождаются уже активными.

Например, морские свинки сразу предметно воспринимают образ матери, поилки или кормушки. А вот птенцы воробьёв или голубей имеют очень слабую ориентацию и окружающие предметы реально воспринимают только через определённое время после появления на свет.

В чем заключается константность восприятия. . В чем заключается константность восприятия фото. В чем заключается константность восприятия-. картинка В чем заключается константность восприятия. картинка

Любопытно, что в первые дни очень слабо ориентируются и щенки собак.

Но потом предметное восприятие у них активно развивается и становится гораздо осмысленнее, чем у морских свинок.

Видимо, потому, что его им приходится постепенно приобретать, развивая не только органы чувств, но и мышление.

Целостность

Ещё одна характерная особенность нашей психики. Определённый предмет, явление или образ воспринимается, как нечто целое, а не разрозненное.

Понятнее говоря, видя нос, рот и уши на теле человека мы не воспринимаем их по отдельности, как нечто функционирующее самостоятельно.

Точно так же и дом не считается набором отдельно расположенных досок, кирпичей и пр. Здесь большое значение имеет тоже получаемый в жизни предыдущий опыт.

Например, видя стоящего к нам боком незнакомца, мы замечаем лишь одну его руку, если вторая не вытянута вперёд. Но в сознании уже сохранён образ человека, как существа с двумя руками, ушами и пр. Мы как бы дорисовываем целостный образ, его не видя.

Осмысленность

В чем заключается константность восприятия. zmk3r400. В чем заключается константность восприятия фото. В чем заключается константность восприятия-zmk3r400. картинка В чем заключается константность восприятия. картинка zmk3r400

Восприятие явления и предмета неразрывно связано с мышлением человека.

Восприятие доставляет в мозг информацию, мышление обрабатывает, осмысливает его и ставит задачу, как с этой информацией поступить.

Увидев незнакомый предмет, человек сразу пытается его узнать, сравнить с чем-то, что уже известно или хотя бы похоже. То есть, в данном случае, восприятие не просто составляет как бы фотографию увиденного, оно ещё постоянно ищет выход из создавшейся ситуации, осмысливает её.

Скажем, в поисках выхода в незнакомом помещении мы натыкаемся на запертую дверь. Органы чувств сигнализируют, что прохода здесь нет, но это ещё не всё. Совместно с мышлением начинается поиск ключа, отмычки или чего-либо подобного.

Так осмысленность восприятия способно изменить состояние увиденного предмета или явления.

Структурность

Это свойство восприятия неразрывно связано с его целостностью. Часто для объективного понимания того или иного явления человеку необходимо понять его структуру. Это осознание приходит не сразу:

Апперцепция

Так называют зависимость восприятия сознанием действительности от общего психологического состояния человека и его образа жизни.

В чем это проявляется:

Активность

В чем заключается константность восприятия. o1krnrgi. В чем заключается константность восприятия фото. В чем заключается константность восприятия-o1krnrgi. картинка В чем заключается константность восприятия. картинка o1krnrgi

Как правило, активность восприятия окружающей действительности зависит от темперамента человека, его физического состояния, общительности и даже социального статуса.

Некоторым людям вполне хватает время после работы проводить дома, у телевизора, им откровенно скучно в музеях, в театре, даже в кинотеатре.

Во многом зависит активность восприятия от воспитания. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок вырос любознательным, интеллектуально развитым, любил познавать окружающий мир, приучайте его к этому с детства.

Правда, эта активность не должна быть слепой.

Психологи рекомендуют приучать детей разделять воспринимаемое на основную фигуру (главное) и фон (второстепенные предметы), чтобы информация была структурированной.

То есть, восприятие помогает нам активно жить, приспосабливаться к внешним условиям, и процесс этот у людей обычно происходит постоянно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *