Как избежать стресса в школе
7 советов: как помочь ребенку справиться со стрессом в школе
Замечали, что дети часто приходят из школы выжатые, как лимон? Дело не только в сложности обучения, но и в стрессе, с которыми они сталкиваются ежедневно.
Стресс стрессу рознь. Бывают повседневный и травматический стрессы. Отличаются они тем, что травматический стресс провоцируется непосредственным негативным воздействием (трагическое событие, переживание эмоционально напряженной ситуации), а повседневный возникает чаще из-за ожидания возможных негативных событий и характеризуется меньшей интенсивностью, но большейпродолжительностью. Повседневный стресс — то, с чем дети ежедневно сталкиваются впроцессе обучения в школе.
Повседневный эмоциональный стресс — нагнетающий и всегда ожидаемый, но, к сожалению, не всегда очевидный. Он вызывается ситуацией неопределенности, когда мы знаем, что событие может произойти (проверка домашнего задания, контрольная) и предвидим возможный неприятный для себя исход событий. Повседневные стрессоры — это не стрессовые события сами по себе, степень «стрессовости» зависит от оценки человеком возможных событий или их последствий. Психологический стресс возникает,когда человек оценил, что внешние и внутренние требования вызывают чрезмерное напряжение сил или превосходят внутренние ресурсы.
Например, ребенок систематически не делает «домашку» по литературе, ничего не читает, ждет, что его вызовут к доске, переживает. И иногда его вызывают. Ожидания оправдываются — одноклассники смеются, учитель ругает. Повседневный стресс, стресс ожидания негативного события, в данном случае, переходит в травматический. Ситуация становится показательной, и в дальнейшем подобное ожидание будет переживаться с большим напряжением. До тех пор, конечно, пока не сработает защитный механизм, и не изменится система ценностей ребенка. «Кому нужна эта литература?». Одним из ключевых понятий в контексте повседневного стресса становятся как внутренние, так и внешние ресурсы личности. Некоторые дети не делают домашнее задание, не берутся за сложные задачи, потому что не верят в то, что с ними справятся — это недостаток внутреннего ресурса. А кому-то просто не хватает времени и сил из-за большой загруженности — это отсутствие внешнего ресурса. Как же помочь своему ребенку?
Не делать ребенка жертвой
К огромному сожалению, большинство детей за время школьного обучения приобретает синдром выученной беспомощности. Они привыкают к тому, что не могут повлиять на ситуацию (предметы, учебники и задания выбрали за них, оценка — тоже не всегда объективное мерило), и уже даже не пытаются. Ваша задача — помочь ребенку почувствовать, что он способен нести ответственность за ситуацию, в которой он находится. Важно не гнаться за отличными оценками по всем предметам, а понять, какие перед ним стоят цели (и как они связаны с его интересами), показать пути их достижения и, самое главное, роль ребенка в этом процессе. Это переводит ребенка из статуса жертвы в активного «решателя» проблемы. Ощущение себя как активного творца собственной жизни — один из важнейших компонентов самооценки, которая, в свою очередь, является важным внутренним ресурсом личности.
Сменить контроль на партнерство
Беречь ребенка от сложных ситуаций бесполезно. Даже если часть ответственности родители берут на себя, их контроль лишь усиливает стресс. Стресс усиливает даже совместное выполнение заданий и особенно промежуточный контроль. Поэтому контакт с ребенком должен перейти в сферу партнерских отношений. Ребенок должен знать, что вы опора, и к вам можно всегда обратиться с любой проблемой (ведь вы не будете ругать). Но тут тонкая грань — вторгаться в сферу ответственности ребенка и сломя голову бросаться решать его проблемы тоже нельзя.
Перестать давить на ребенка
Родительские послания 1 могут усиливать стрессовую ситуацию. Часто ребенку транслируется мысль, что он гордость всей семьи, от него зависит чуть ли не судьба мира и именно на него (13-летнего, например) возлагаются все надежды мамы, папы,дедушек и бабушек, дяди потомственного академика и троюродной тети из Иркутска.Возникает задача, с которой он в этом возрасте справиться не может и не должен (но все родные люди ежедневно повторяют, что должен). Еще не надо искать работу, а ему уже говорят, что он сейчас должен заниматься математикой (и вообще хорошо учиться), чтобы найти хорошую работу через какое-то время.
Нужен опыт достижений
У ребенка должен быть свой опыт достижений, он будет влиять на другие сферы его жизни. Когда за душой есть успехи в учебе, в спорте, различные награды, психика крепче. Естественно, растет уровень самооценки, что непосредственно влияет на то, как ребенок справляется со стрессом.
Переключать виды деятельности
Ребенок проводит в школе и за домашним заданием примерно столько же, сколько вы на работе. Многие дети учатся больше, чем их родители работают (по 6-7 часов в день +«домашка»). Если стресс связан с учебой, то от него нужно отдыхать. Как известно, отдых— это смена деятельности, в данном случае может помочь творчество, общение, физическая активность. Важно не переусердствовать и не превратить переключение деятельности в новую гонку за достижениями. Если ребенку нравится играть в футбол во дворе, рисовать граффити в тетрадях или отбивать ритмы на кастрюлях, дайте ему такую возможность.
Учитывать биологические ритмы
Всплески активности могут приходиться на разное время — на утреннее, на школьное время. После плотного обеда или после школы ребенок, наоборот, хочет отдохнуть. Вечером, например, он снова готов трудиться. Поэтому не нужно заставлять делать домашнее задание сразу, как он пришел из школы. Лучше подгадать периоды, когда ему легче, либо вместе с ним определить это время.
Рассказать «правду» об оценках
Оценки во многом субъективны, но зачастую дети не понимают, за что получают даже объективные оценки. Двойка может быть за оформление, за содержание, за опоздание,за забытый дневник. И это совершенно разные двойки. Нужно объяснить ребенку, что оценивается не он, а его действия по заданным критериям. Как только он это понимает, оценка автоматически снимается с личности (т.е. просто двойка — значит я двоечник, а тут за оформление — я плохо оформил). Как видите, стрессов у детей ничуть не меньше, чем у взрослых. Мы разобрали основные причины, которые относятся именно к успеваемости. Для вас мы составили универсальный алгоритм: ищите причину стресса и решите проблему, которая к нему приводит; найдите все ситуации неопределенности и переведите их в ситуации определенности; уделяйте внимание внутренним и внешним ресурсам ребенка, именно они помогут ему справляться с трудностями. Это будет важной инвестицией в будущее ребенка.
Как справиться со стрессом в школе
Скорее всего, однажды любой из вас говорил: «У меня ужасный стресс» или «Это такой стресс!» Дети, хотя не все взрослые готовы это признать, тоже подвержены стрессам, а школа часто становится его причиной. Наш блогер Галя Малых рассказывает, как помочь ребёнку здесь и сейчас — например, прямо в классе.
Что такое стресс
Стресс — это реакция нашего организма на негативные ситуации и настоящие или мнимые угрозы.
Исторически стресс — хороший. Его главная задача — правильно и быстро среагировать на опасность. В небольших количествах он нормален и даже полезен. Наше тело отвечает на опасность выбросом гормонов адреналина и кортизола. Мы переходим в режим «Бей или беги». Соплеменник поднял на тебя дубинку? Бей! Встретил медведя? Беги!
Адреналин и кортизол меняют многие процессы в организме. Это необходимо здесь и сейчас для выживания, но вредно для организма в долгосрочной перспективе.
Как он проявляется
Это может быть спазм в животе, зажатые кулаки, напряжённые плечи, туннельное зрение (мы буквально не видим ничего вокруг), изменённое дыхание (перестаём дышать или дышим часто). Кровь приливает к мышцам, лёгкие активно работают, сердце стучит.
Сейчас стресс часто возникает из-за мнимых угроз, когда на самом деле нам ничего не угрожает. Уроки, экзамены, отношения, недовольные родители и одноклассники — это то, что наш мозг может принимать за угрозу, постоянно выделяя эти гормоны.
Получается, мы длительное время чувствуем себя под угрозой — так появляется хронический стресс. Теперь мы волнуемся по любому поводу и всегда видим только плохой вариант развития событий. Это очень плохо.
Чем это плохо?
Доказано, что при постоянном стрессе у человека ухудшаются его интеллектуальные способности: снижается способность думать и рассуждать, хуже воспринимается новое, нарушается мышление и логика, становится невозможно сосредоточиться. Организм выживает, помните?
Алёна из Волгограда сильно переживала за результат ЕГЭ. Она доучивалась в 10-м классе, но ей уже было очень страшно. Что её ждёт, если она не получит высокий балл? Что, если она не сможет никуда поступить? В день первого экзамена она так волновалась, что упала в обморок на пороге школы. Весь 11-й класс девочка провела в стрессе. Переживания отняли у неё много физических и эмоциональных сил. Если бы она умела справляться со стрессом, она потратила бы эту энергию на дополнительные занятия и лучше подготовилась.
В стрессовом состоянии появляются беспокойство, навязчивые тревожные мысли, которые не имеют ничего общего с реальностью. Кажется, что всё всегда будет плохо. Вы находитесь на эмоциональных качелях. Вспыльчивость, усталость, придирчивость к близким и чувство одиночества. В таком состоянии сложно расслабиться, остановиться и подумать. В состоянии стресса мы не видим всей картины.
Как помочь самому себе
Со стрессом не надо бороться. Потому что в слове «бороться» есть конфликт, неприятие. Стресс — это реакция нашего организма на ситуацию, поэтому очень важно его принять и экологично прожить. Мы не можем свести к нулю это состояние, но можем уменьшить его на пару пунктов. Потом ещё на пару и так далее.
Как справиться со стрессом в моменте
Простой способ снятия стресса, которым мало кто пользуется, — наблюдение за своим дыханием. Это базовая медитация осознанности. Во время сложной ситуации человек забывает о том, как он дышит и что чувствует, он сосредотачивается только на своей раздражительности. Наблюдая за дыханием, мы переводим внимание с конфликта на осознавание дыхания.
Как правильно дышать
Медленно вдыхаем и считаем про себя до пяти. Задерживаем дыхание также на пять счетов и, выдыхая, снова считаем до пяти, делаем минимум три раза. Ритмичное дыхание становится фокусом, на котором легко сосредоточиться и удерживать внимание.
Что ещё можно сделать
Как справиться с затянувшимся стрессом и отпустить ситуацию
Снова практика дыхания. Заводим таймер на 10 минут и осознанно дышим. Сосредотачиваемся на том, как воздух входит в ноздри и как выходит. Не управляем дыханием, просто наблюдаем.
Если отвлекаемся на мысли, мягко возвращаем себя к наблюдению. Научно доказано, что медитация меняет физическую структуру мозга, так как увеличивает слои мозга, которые отвечают за внимание, управление эмоциями, эмпатию и осознанные выборы. Например, практики медитации официально используется в Google.
«Экзамены и нервный срыв идут в комплекте»
В 2007 году в одной из неблагополучных школ Сан-Франциско впервые было введено обучение медитации. На неё особо никто не рассчитывал, но она дала удивительные результаты: у детей повысилась успеваемость, посещаемость выросла до рекордных показателей, и многие выпускники школы чуть ли не впервые за её историю смогли поступить в высшие учебные заведения.
Что ещё можно сделать
Что делать, если не будет получаться
Пробовать. Наше дыхание — это то, что всегда с нами. Ежедневная медитация даёт возможность справляться с проявлениями стресса в моменте, то есть быстро и самостоятельно успокаиваться и возвращать себе способность думать.
Стресс — это нормально. Плохо, когда мы живём в этом состоянии постоянно и не умеем с ним справляться. Это отражается на наших умственных способностях и здоровье. У нас могут появиться хронические болезни, панические атаки и бессонница. Мы хуже учимся, запоминаем новое и теряем способность концентрироваться. Но с этим можно и нужно справляться. Попробуйте.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
6 способов уйти от стресса в школе
После каникул и карантина дети возвращаются в классы, и снова начинаются жалобы. Учебная программа перегружена. На уроках скучно. Вспомним самые популярные представления и упреки, адресованные школе. И вместе с психологом Натальей Евсиковой подумаем, что можно сделать, чтобы учеба была ребенку в радость.
1. Успехи в учебе зависят от учителя
Отчасти это правда. Учителя многое определяют в жизни детей. Они могут быть слишком либеральны с учениками или слишком строги, опекающе заботливы или деловито отстраненны, дотошны в деталях и так далее.
Редко учитель целиком соответствует нашим представлениям о хорошем педагоге. Но один человек не определяет судьбу ученика, его жизненный успех или неудачу. Да и школа — при всем ее значении — не главное место в жизни ребенка.
Что делать? У родителей своя роль в учебном процессе. Они могут сделать начинающего школьника счастливее. Если ребенок боится учителя, признайте его переживания: он действительно боится! Объясните, что суровость учителя не направлена против него, взрослый человек тоже может нервничать и сердиться.
Если на каком-то уроке ребенок скучает, сами пробуждайте его интерес к этой области знания. Читайте ему хорошие книги, вместе бывайте в музеях, вместе смотрите по ТВ или видео документальные фильмы Discovery и BBC — это прекрасный способ поддержать любознательность.
2. Учебная нагрузка слишком велика
Как только ребенок идет в школу, его день становится похожим на день взрослого человека. В результате он устает, чаще болеет. Иногда усталость — результат неправильного распределения энергии и времени. Маленькие школьники вообще делают много лишнего, ведь они еще не умеют учиться. Для них все еще важен режим дня. Некоторые трудно переносят долгую дорогу в школу.
Что делать? Главное здесь — выработать ежедневный алгоритм поведения: пришел домой, пообедал, отдохнул, в определенное время начал делать домашнее задание.
Начните с завтрака. Часто утренняя спешка не позволяет выйти из «ночного» состояния и «влезть в шкуру» ученика, а детям необходимо перестроиться от дома к школе. Совместный завтрак — это и время вашего эмоционального общения, и еда, подкрепляющая его силы. Не устраивайте утром «профилактических» бесед, не ворчите.
Ребенок вслух читает задание, вслух задает вопрос: «Что я должен сделать?» — и вслух отвечает на него
После уроков дайте выход детской энергии, прежде чем начнете напоминать о домашних заданиях. На уроках учителя говорят: «Достаем дневник, берем ручку, записываем. » Каждое действие так же надо проговаривать дома. Ребенок вслух читает задание, вслух задает вопрос: «Что я должен сделать?» — и вслух отвечает на него. Выполняя упражнение, он говорит то, что сейчас делает: «Пишу: 12 плюс 24 равняется. »
Особенно это важно, если предмет дается с трудом. Называя свои действия, он постепенно учится говорить «про себя», незаметно осваивает алгоритм выполнения заданий и начинает использовать его автоматически.
3. Оценки вызывают постоянный стресс
Многие школьники живут в страхе перед плохой отметкой, воспринимают ее не как оценку своей работы, а как некое клеймо. Часто повод для детской тревоги дают сами родители: «Опять тетрадь испачкал, не решил задачу, не выучил стихи, потерял учебник. » Они драматизируют ситуацию, и дети начинают верить, что никогда не смогут учиться так, чтобы родители были ими довольны.
Что делать? Даже самый любознательный и внимательный ребенок иногда не справляется с заданием. И это не означает, что он плохой ученик. Столь тонкую, но очень важную разницу надо чувствовать самому и объяснять сыну или дочери. Всегда оценивайте работу, но не ребенка. Когда задание сделано хорошо, не забывайте замечать его старания.
Важно знать, что у младших школьников время от времени происходит как бы «откат назад». У детей 8-9 лет, например, наступает период, когда почерк становится небрежным, непонятным, неаккуратным. Зная об этой особенности возраста, эмоционально поддержите ребенка: «Ты научился так быстро писать!» — и помогите вновь освоить «забытый» навык чистописания.
Что такое школьный стресс и как с ним бороться?
Три пика школьного стресса
Стресс — естественная реакция организма на изменения внешней среды, необходимая для адаптации. Ничего плохого в самом стрессе нет: происходит выброс гормонов, и повышается наша способность к действию. Другое дело, когда такое состояние длится долго, переходит в фазу дистресса и начинает вредить здоровью.
В стрессе организм работает на пике возможностей, поэтому с течением времени происходит истощение ресурсов, снижается работоспособность, увеличивается время реакции.
В жизни школьников есть три момента, когда уровень стресса особенно высок и может привести к хроническому состоянию: поступление в первый класс, переход в пятый, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.
Не стоит оставлять первоклассника на продлёнке, особенно в первый месяц учёбы
Первый класс
Новый коллектив и строгие школьные правила, изменение привычного распорядка дня — неудивительно, что поступление в школу вызывает сильнейший стресс. Обычно адаптация занимает 1–2 месяца. Если ребёнок идёт в школу через не хочу, но возвращается довольным, всё в порядке, малышу просто нужно время. Но если у первоклассника каждый день плохое настроение, он не хочет идти в школу, просыпается в слезах и с температурой, жалуется на боль в животе и тошноту, уходит несчастным и возвращается тоже несчастным, то это явные сигналы тревоги.
Профи для любой задачи
Анастасия Пахомова советует поговорить со школьным учителем или поменять график — иногда этого достаточно. Лучше приучать ребёнка к новому режиму заранее: перейти на ранние подъёмы и отход ко сну уже летом. Некоторым детям дневной сон нужен даже в школе.
В начальной школе появляются и первые признаки травли. Обычно учитель в младших классах вовремя вмешивается в ситуацию, но для родителей это — сигнал тревоги. Конечно, первая реакция — защитить и «показать этим злым детям». Но всегда нужно разбираться, смотреть, как в целом выстраиваются отношения в детском коллективе. Возможно, у ребёнка проблемы с социализацией, и ему нужна помощь психолога, а бывает, что и врача.
Избирательность в общении или отсутствие лидерских качеств, но без проблем со сверстниками — это один разговор. И совсем другой, когда ребёнок практически ни с кем не может выстроить отношения. В ситуации с травлей обязательно нужно выяснить, чем ребёнок провоцирует такое отношение.
Пятый класс
С переходом в среднюю школу правила игры меняются: вместо знакомых учителей сразу несколько новых педагогов, к каждому требуется свой подход. Часто пятиклассники не могут найти нужный класс, если до этого занимались в одном кабинете. Адаптация длится 1–2 месяца, а стресс растягивается на весь учебный год, поэтому и падение успеваемости — дело обычное.
Психолог Анастасия Пахомова советует поддержать ребёнка, не ругать за отметки: «К 6–7-му классу всё наладится, и успеваемость улучшится. Если с кем-то из учителей не сложились отношения, не ждите вызова в школу, идите сами и спокойно разговаривайте тет-а-тет. Помните, в конфликте виноваты обе стороны, а дети часто боятся признаться родителям в некрасивом поведении, преуменьшают свою вину. Если не получится найти общий язык с учителем, идите к завучу, переводите ребёнка в другой класс. Но это случай исключительный, и менять класс из-за одной тройки — недопустимо».
9–11-й класс
Основная причина стресса в 9-м классе и старшей школе — это, конечно, предстоящие экзамены. Волнение достигает пика накануне и в день испытания. Некоторые выпускники даже начинают задыхаться: в стрессовых ситуациях дыхание учащается, тело напрягается, дыхательные пути не работают в полном объёме. Организму не хватает кислорода, и мозг начинает хуже работать.
Накануне экзамена представьте, что всё уже позади и получилось, или пройдите по шагам весь путь: что брать с собой, как ехать. Станет не так страшно. Во время экзамена попробуйте сознательно расслаблять плечи и верхние мышцы груди при каждом выдохе. Дышите медленно и глубоко, через нос, считая при вдохе и выдохе от 1 до 4. Чтобы расслабить тело, сначала на 10–15 секунд сильно напрягите мышцы, а затем в течение 15–20 секунд сконцентрируйтесь на возникшем в них чувстве расслабления.
У многих подростков к стрессу из-за экзаменов добавляются сложности в общении со сверстниками. В изоляции часто оказываются умные дети, с которыми никто не хочет общаться на перемене.
Психолог Анастасия Пахомова советует курсы по развитию коммуникативных навыков и лидерских качеств. Здесь учат общаться и подавать себя, появляется новый круг общения, друзья. Специалист не видит смысла переводить подростков в другую школу: это лишний стресс, а ситуация может повториться из-за особенностей интеллекта и характера.
«Лентяй!» — это, наверное, самое частое обвинение в адрес школьников, но тут нужно разбираться
Три претензии родителей
Помимо естественного стресса от учёбы, на ребёнка давят ожидания родителей: школьника дома могут называть ленивым, неорганизованным, обвинять в отсутствии интереса к учёбе. Иногда эти претензии оправданны, но часто так проявляются более глубинные проблемы.
Патологическая лень
Не спешите с приговором «Лентяй!». Если ошибки ребёнка не связаны с усталостью и проявляются сразу в нескольких предметах, речь может идти о незрелости функций мозга. Первые симптомы видны ещё в дошкольном возрасте, но особенно заметны становятся в первом классе: зеркальное написание букв, трудности с чтением. Эти проблемы нельзя «перерасти»: в начальных классах ребёнок не сможет нормально усваивать программу, а в средней школе окружающие будут воспринимать его как неудачника и лентяя.
Обратите внимание, как ребёнок делает домашнюю работу, самостоятелен ли в выполнении трудных заданий, повторяет ли ошибки, насколько успешен, если старается добиться результата. Чем раньше выявите проблему, тем лучше. Профессиональная диагностика позволит понять характер трудностей в обучении, а специальные методики — скорректировать процесс усвоения знаний. Нейропсихолог поможет найти другие подходы к организации учёбы, чтобы ребёнку было проще.
Отсутствие интереса к учёбе
Мотивация формируется изнутри. Ребёнок должен учиться не по принуждению и осознавать, что это его работа — как у папы. Предоставьте ребёнку самостоятельность, помогайте ему с уроками, но не делайте домашние задания за него. Покажите пример: ребёнок хорошо понимает разницу между словами и делами.
Если в начальной школе ребёнка ещё как-то можно заинтересовать учёбой, то в подростковом возрасте помогут радикальные меры. Психолог Анастасия Пахомова считает ошибкой старания родителей дотянуть ребёнка до 11-го класса любыми способами: «Потом отдают его в частный вуз и считают, что всё сделали правильно. У меня другой подход: не хочешь учиться — иди работай. Пары лет хватит, чтобы у ребёнка появилось понимание, зачем ему нужно образование. Вернуться к учёбе всегда можно: у нас до сих пор действуют вечерние школы, которые дают неплохое образование. Если понимания не появится, задача родителей всё равно выполнена: ребёнок стал самостоятельным, у него свои деньги, своя жизнь».
Неорганизованность
Умению планировать своё время лучше учиться в начальной школе, но и в 9-м классе не поздно овладеть этим навыком. Тут многое зависит от родителей: именно они должны ввести расписание в жизнь ребёнка. Главное, не относиться к планированию формально, иначе толку не будет.
Если хотите, чтобы ваш ребёнок был организован, — начните с себя. Планируйте день так, чтобы уложить все занятия ребёнка: без спешки, без суеты, без криков. У младшего школьника в расписании должно быть время для отдыха и игр: это не безделье, а важная часть развития. Не нужно бесконечно торопить ребёнка: иногда опоздать или пропустить занятие нестрашно, это учит принимать потери.
Школьные огорчения и тревоги неизбежны, это естественная часть взросления. Разговаривайте с ребёнком, разговаривайте с учителями — чтобы объективно оценить ситуацию. Поддерживайте своего ученика и не давите на него своими ожиданиями. В конце концов, что важнее: отличные оценки или счастливый ребёнок?