Как избирается парламент в парламентской республике
Парламент в парламентской республике
Вы будете перенаправлены на Автор24
Общая характеристика парламента в парламентской республике
Парламент – это государственный представительный орган, основная функция которого заключается в реализации законодательной власти.
Законодательная власть включает верховное распоряжение государственным бюджетом и контроль за его исполнением. В зависимости от формы правления в той или иной степени парламент может осуществлять контроль за исполнительной властью.
Как правило, в парламентской республике власть президента ограничена. В наиболее типичных вариантах он может избираться парламентом, широкой коллегией, в состав которой наряду с парламентом входят депутаты парламентов отдельных субъектов федераций, региональных представительных органов самоуправления.
Иногда в парламентарной республике конституция наделяет президента широкими полномочиями, которые, как правило, осуществляет правительство. Правительство в лице председателя правительства или министра контрассигнует акты президента.
Основной признак парламентской республики проявляется в политической ответственности правительства перед парламентом. Такая ответственность зачастую носит солидарный характер – недоверие к одному члену правительства может привести к отставке всего правительства. Правительство, вместо ухода в отставку может потребовать роспуск нижней палаты парламента у президента и назначить дату новых выборов.
Формально парламент является полновластным органом, формирующим правительство.
Общепризнано, что родиной парламента является Англия. Уже с XIII века власть короля была ограничена крупнейшими феодалами страны – лордами, прелатами (высшим духовенством), представителями графств и городов. Затем подобные сословные и сословно-представительные учреждения появились в Испании, Венгрии, Польше, Франции и других странах. Позже они преобразовались в представительные учреждения современного типа.
Готовые работы на аналогичную тему
В парламентской республике возможны два государственных режима: парламентарный и министериальный.
Структура парламента
Современные парламенты состоят из нескольких палат: одной, двух или больше.
Однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов формируются в результате прямых выборов, некоторые члены парламента занимают свои места в порядке назначения или наследования. В палатах для предварительного рассмотрения законов и других проектов создаются специальные комиссии и комитеты.
Двухпалатная парламентская система имеет две разновидности:
Функции парламентов в парламентских республиках
Конституции наделяют парламенты полномочиями, которые помогают успешно реализовывать социальные функции. Полномочия и функции парламента образуют его компетенцию. У парламента могут быть следующие виды компетенций:
Если парламент имеет абсолютно ограниченные компетенции, то в конституциях прописывается полный перечень вопросов, в отношении которых парламент может принимать решения и законы.
Форма правления государства
Под формой правления понимается структура и статус высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также порядок взаимоотношений между ними. По формам правления государства делятся на монархии и республики.
Большинство монархий ограниченные, конституционные (Великобритания, Бельгия, Норвегия, Дания, Испания, Япония и др.). В них полномочия монарха строго ограничены законодательными системами. Монарх не участвуют в законодательной деятельности, законы принимаются парламентом, правом вето, где оно существует, монархи практически не пользуются. Правительство образуется на основе парламентского большинства и несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. Оно осуществляет реальное управление страной.
Институт монархии во многих странах (особенно европейских) сохраняется потому, что олицетворяет единство нации и незыблемость ее политической системы. Монархии обеспечивают преемственность в политическом развитии, являются охранителями традиций.
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на три разновидности: парламентская, президентская и смешанная.
Правительство обладает исполнительной властью, нередко законодательной инициативой, а также правом ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента. В большинстве стран членство в правительстве совместимо с сохранением депутатского мандата. Это позволяет привлекать в правительство не только лидеров правящих партий, но и наиболее влиятельных представителей парламентского большинства. Тем самым обеспечивается контроль над парламентом и массовая партийная поддержка.
Парламентские республики существуют в таких, например, странах, как Италия, Германия, Греция, Швейцария, Индия и Австралия. Они отличаются частой сменой правительств и внеочередными парламентскими выборами.
В президентской республике глава государства одновременно выступает и в качестве главы правительства. Чаще всего он избирается непосредственно народом, руководит внутренней и внешней политикой, является верховным главнокомандующим. Сам (а в США с одобрения сената) назначает членов кабинета министров, которые ответственны только перед ним.
Отношения между парламентом и президентом основываются на системе сдержек, противовесов и взаимозависимости. Парламент может ограничивать действия президента с помощью законов и через утверждение бюджета. Президент обычно обладает правом вето на решения парламента. Для успешного выполнения своих обязанностей президент и парламент должны наладить взаимодействие, даже если оба института контролируются различными партиями.
Впервые президентская республика как форма правления была введена в США на основе Конституции 1787 года. В Западной Европе она не получила распространения. В странах же с длительными авторитарными традициями (в Латинской Америке, Азии, Африке) эта форма правления нередко трансформируется в «суперпрезидентскую республику» с полудиктаторскими полномочиями у президентов.
С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).
Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентской и президентской.
К числу таких стран, по мнению большинства ученых, относится и Российская Федерация. Полупрезидентская (смешанного типа) республика в России характеризуется наличием сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской республики.
Конституция России предусматривает, что Президент России формирует Правительство и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117). Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).
Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).
Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
В 2008 году в Конституцию России была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.
Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.
Определение парламентарной республики
Парламентская республика — вид государственного строя, где вся власть сосредоточена в едином специально созданном законодательном и исполнительном органе — парламенте. В различных государствах он может называться по-разному: в Польше — Сейм, в Австрии — Ландтаг, в Германии — Бундестаг.
Особенность этой формы правления характеризуется для начала тем, что именно парламент может формировать правительство, которое, в свою очередь, полностью ему подчинено и выбирает президента государства (чаще всего). То есть после завершения народных выборов в парламенте партии, которые выиграли, создают большинство в коалиции, с учетом этого начинают формировать новое правительство. Причем каждая фракция имеет определенное количество «портфелей» соотносительно своего веса в созданной коалиции.
К примеру, к «чистым» парламентским государствам относятся следующие страны: Австрия, Германия, Индия и Ирландия. С 1977 г. сюда входит Португалия, а с 1991 г. — Кабо-Верде (Африка).
Не нужно путать определения парламентская республика и монархия, хоть они значительно похожи друг с другом. Основное сходство состоит в том, что в этих формах правления главным государственным органом власти является парламент, а монарх или президент выполняет только представительскую роль, то есть это только некий символ государства. Но вот основное отличие между этими формами управления заключается в том, что в парламентской стране президент все время выбирается парламентом, а в монархии должность переходит по праву рождения.
По большому счету, бывает три разновидности республик. С учетом величины полномочий президента существуют парламентские и президентские страны. Классический пример президентской республики — это США, а парламентские государства — Чехия, Италия, Германия.
Также может формироваться еще одна разновидность республики — смешанная форма правления.
В этих странах обе ветки власти имеют приблизительно равные полномочиями и могут контролировать друг друга. В качестве наиболее частых примеров этих государств приводятся Румыния и Франция.
Особенности правления
Парламентское государство, как и президентская республика, также испытывает сегодня давление, которое направленно на «рационализацию» правления страной. Но в этом случае смысл такого управления заключается в усилении исполнительной власти, эта особенность состоит в том, чтобы появилась ограниченная возможность воспользоваться вотумом недоверия, поскольку это приводит к частому изменению состава правительства и, соответственно, к нестабильному развитию страны.
Основная задача «рационализации» заключается в том, чтобы сформировать стабильное правительство, избежать постоянного изменения министров (в Испании, к примеру, поменялось 62 кабмина со времени завершения Великой Отечественной войны, то есть в среднем одно правительство правило меньше года).
Для этого используют разные конституционные способы. Самым эффективным также считается «конструктивный вотум недоверия», который изначально предусмотрен в конституции Германии, а сегодня и в Италии, Польши, Венгрии. Так, перед нижней палатой отвечает не полностью правительство, а лишь его глава. Конкретным министрам недоверие нельзя выразить, они назначаются и снимаются с должности премьером.
Также парламент может выражать вотум недоверия лишь с условием, что проект резолюции, который был внесен, содержит несколько пунктов: рассмотрение недоверия действующего главы правительства и предложение о новом кандидате на эту должность. Вердикт выносится одновременно, то есть государство не остается сразу без правительства и премьера.
Список государств
Распространенность этого типа управления в мире довольно велика. Сейчас есть около 30 парламентских стран, причем нужно сказать, что точную цифру выделить невозможно. В определенных государствах трудно понять, какая именно у них форма правления.
На сегодняшний день существуют следующие парламентские республики:
Парламентских государств больше всего в европейской части.
Существует и другая особенность, которую можно заметить: многие их описанных стран (в первую очередь, если рассматривать Европу) являются успешными и экономически развитыми демократическими державами.
Если обратить во внимание на рейтинг стран с учетом развития уровня демократии, то нужно отметить, что из 30 государств, которые имеют самый высокий статус «полноценная демократия», двадцать — это парламентские монархии и республики. При этом они лидеры и в рейтинге МВФ по объемам ВВП. То есть можно говорить о том, что наиболее эффективной формой управления на сегодняшний день считается именно парламентская республика.
Все эти страны имеют одинаковые черты, среди них можно выделить следующие:
Преимущества и недостатки
Исходя из всех достоинств, парламентская республика совершенно неидеальна и имеет множество серьезных недостатков.
К главным преимуществам этой политической формы правления относятся следующие:
Но при этой форме государственного правления существуют и определенные недостатки, они отчасти появляются из преимуществ этого устройства системы.
Для начала это нестабильность коалиционных формирований, что не редко провоцирует политические кризисы (к примеру, можно выделить Грецию и Украину). При этом обычно коалиционному правительству нужно отказываться от важных для государства законов, чтобы соблюдать идеологическую линию соглашений в коалиции.
Другой значительный недостаток парламентского способа правления — возможность узурпации власти в стране правительством, когда парламент, по большому счету, становится обычной «штамповочной машиной» для создания разных законопроектов.
К примеру, можно кратко рассмотреть характеристики и особенности этой формы правления в наиболее популярных в мире парламентских странах: Германии, Австрии, Польши, Индии.
Германия и Австрия
Парламент в Германии выбирается на 4 года и состоит из 2-х палат: Бундесрат, который в себя включает 68 депутатов и Бундестаг, состоящий 623 человек. В первом правительственном органе находятся представители всех 16 территорий государства. Все федеративные округа имеют 2−7 представителей в парламенте (с учетом размеров определенного региона).
Они выбирают на должность канцлера Германии, он отвечает за исполнительную ветвь власти и, по большому счету, является главным представителем страны. С 2004 г. на этой должности находится Ангела Меркель — первая женщина канцлер за всю историю этого государства.
Парламент в Австрии называется «ландтаг», а депутаты в правительство также выбираются на срок 4 года. Центральный австрийский орган государства (Федеральные Сборы) в себя включает две палаты: Бундесрат, куда входит 63 депутата, и Национальрат, где находится 184 человека. Помимо того, свой ландтаг есть во всех девяти федеральных регионах страны. Непосредственно в государстве зарегистрировано приблизительно 720 партий, но на сегодняшний день в парламенте Австрии находятся лишь 5 из них.
Индия и Польша
Индия тоже является парламентской страной, где вся власть сосредоточена в руках парламента и правительства, созданного им. Этот правительственный орган состоит из Совета Штатов (Раджья Сабха) — он отвечает за интересы конкретных регионов и Народной Палаты (Лок Сабха).
В последнюю депутаты выбираются народным голосованием. Максимальное количество «портфелей» в Лок Сабха составляет 552 человека. Период работы ограничен сроком пять лет.
Но Народную Палату может распустить досрочно президент государства, а в некоторых случаях индийское законодательство позволяет продлить время работы на 12 месяцев. Возглавляет правительство спикер, который после получения этой должности должен выйти из партии, где состоит.
Совет Штатов создается за счет косвенных выборов, он состоит из 246 человек. Раз в 2 года состав изменяется на одну треть. Парламент в Польше тоже состоит из двух палат: это Сейм, где находится 462 депутата, и Сенат, куда входит 105 человек. Первый выбирается по пропорциональной системе. Причем получить портфель в Сейме смогут только кандидаты, набравшие не менее 5% голосов на народном голосовании (но это не относится к депутатам партий этнических меньшинств).
Парламентская форма устройства страны подходит не всем государствам. В первую очередь, необходимо учесть экономический и социальный фактор, а также исторический опыт. Из всех держав мира самой старой республикой с этим способом правления является Сан-Марино.
Курсовая работа «Президентские и парламентские республики»
2.1. Латиноамериканская модель президентства………………………15
III. Парламент и президент
3.1Соотношение полномочий парламента и президента. Парламентский контроль над деятельностью президента……………………………………..18
3.2.Формы коммуникаций между президентом и парламентом………22
Введение.
В обществе часто возникают споры по поводу того, какая республика лучше: парламентская или президентская. После того, как такой вопрос был задан мне и ответ на него вызвал у меня затруднение, я решил изучить данную тему глубже, результатом чего и стала данная курсовая работа
В настоящее время из более 200 государств мира более 140 являются республиками.
Республика (лат. Respublica от res — дело, publicus – общественный) – форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. [1, c. 356]
Республики бывают: парламентские (парламентарные), президентские, полупрезидентские.
В данной работе мы рассмотрим лишь парламентскую и президентскую республики и немного коснемся полупрезидентской.
Парламентская (парламентарная) республика – разновидность формы правления, при которой значительная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые имеют большинство голосов в парламенте, оно ответственно перед ним, правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется его доверием. В противном случае правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения новых парламентских выборов.[6, c. 450]
Президентская республика – разновидность формы правления, при которой президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице, либо непосредственно участвует в формировании состава правительства и назначает его главу. Избирается президент внепарламентским путем, обладает более широкими, чем в парламентской республике, полномочиями главы государства.[6, c.478]
Как можно заметить, названия «парламентская» и «президентская» республики образованы от соответствующих терминов – «парламент» и «президент».
Парламент (англ. Parliament от фр. Parler – говорить) – родовое название высшего представительного и законодательного органа в демократических государствах. [7, c. 378]
Президент (от лат. Praesidens – сидящий впереди) – в государствах с республиканской формой правления глава государства и исполнительной власти или только глава государства. [7, c. 390]
Президент и парламент, обладая достаточно широкими полномочиями, играют в жизни государств-республик очень важные роли. Но полномочия этих институтов различаются в зависимости от того, какая это республика — парламентская или президентская.
Ниже мы рассмотрим основные черты парламентских и президентских республик, полномочия парламента и президента, их соотношение в различных видах республик и т.д.
Глава I.Парламент
В парламентской республике мы наблюдаем слабого президента, который в типичном случае избирается либо парламентом, либо более широкой коллегией, включающей наряду с парламентом обычно депутатов парламентов субъектов федераций или региональных представительных органов самоуправления. Обширные полномочия, которыми порой конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.
Главный признак парламентарной республики — политическая ответственность правительства перед парламентом. Ответственность эта — часто солидарная: недоверие одному члену правительства, особенно его главе, влечет отставку всего правительства. Вместо ухода в отставку правительство может потребовать от президента распустить парламент (его нижнюю палату) и назначить новые выборы.
При парламентарной республике также возможны два государственных режима — парламентарный и министериальный.
Парламент формально является полновластным органом, который формирует правительство.
Считается, что родиной парламента является Англия, где с XIII века власть Короля ограничило собрание крупнейших феодалов — лордов, (т.е. господ), высшего духовенства (прелатов) и представирелей городов и графств (сельских территориальных единиц). Подобные сословные и сословно-представительные учреждения возникли затем в Польше, Венгрии, Франции, Испании и других странах. Впоследствии они развились в представительные учреждения Современного типа или были заменены ими.
Современный парламент — это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти. Она включает и верховное распоряжение государственной казной, то есть принятие государственного бюджета и контроль за его исполнением. В большей или меньшей степени в зависимости от формы правления парламент осуществляет контроль за исполнительной властью.
Нынешние парламенты состоят из одной, двух и более палат.
Нижние палаты двухпалатных парламентов и однопалатные парламенты формируются всегда путем прямых выборов, верхние – путем прямых или непрямых (косвенных, многостепенных) выборов, часть их членов занимает места в порядке наследования или назначения. В палатах создаются комитеты или комиссии для предварительного рассмотрения законопроектов или других вопросов.
Различаются две основные разновидности двухпалатной парламентской системы — система слабой верхней палаты и система сильной верхней палаты.
Слабая верхняя палата может лишь отсрочить принятие парламентского решения, с которым не согласна, но не может воспрепятствовать ему. Чаще всего это относится к законодательному процессу.
Сильная верхняя палата характеризуется тем, что без ее согласия решение парламента принято быть не может.
При парламентарных и смешанных формах правления одним из способов разрешения конфликтов между законодательной и исполнительной властью является досрочный роспуск парламента с одновременным назначением новых выборов, чтобы избиратели своим голосованием разрешили конфликт. В тех странах, где возможен досрочный роспуск парламента, это часто относится лишь к нижней палате.
В конституциях стран с абсолютно ограниченной компетенцией парламента записан точный перечень вопросов, по которым парламент только и может принимать законы и решения.
Неограниченная компетенция парламента предполагает :
1) верховенство законодательства (никто, кроме Парламента, не должен обладать правом издавать законы, а законы выше по своей юридической силе, чем любые другие нормативно-правовые акты органов власти);
2) право утверждать государсувенный бюджет и устанавливать налоги:
3) коллективную ответственность Правительства перед Парламентом;
4) право утверждать судей
5) отсутствие других подобных конкурирующих органов.
Чаще встречается относительно ограниченная компетенция парламентов, которая характерна для федеративных и децентрализованных унитарных государств. Поскольку в таких государствах компетенция центральной власти конституционно ограничена правами субъектов федераций или иных территориальных образований, то соответственно парламент может действовать только в этих рамках.
Финансовая компетенция парламента — это полномочие утверждать роспись доходов и расходов государства, а также устанавливать налоги. Хотя указанное полномочие реализуется, как правило, в форме закона, оно представляет собой особую часть парламентской компетенции, о чем свидетельствует и то, что соответствующие законы нередко принимаются по специальной процедуре, отличной от процедуры принятия обычных законов.
Также в компетенцию парламента входят ратификация и денонсация международных договоров. Ратификация — это окончательное согласие государства на заключение договора, выражаемое в установленной форме. Напротив, денонсация — это в установленной форме волеизъявление государства, направленное на расторжение договора.
К исключительной или альтернативной компетенции парламентов конституции подчас относят назначение референдума, поскольку посредством референдума во многих странах предусмотрено решение различных вопросов государственной жизни, включая принятие, изменение и отмену законов (результат народного волеизъявления независимо от его предмета нередко оформляется в виде закона).
Формирование государственных органов и учреждений, назначение либо избрание должностных лиц или участие в этих процедурах также весьма различно определяется конституциями в компетенции парламентов или их палат. Прежде всего различен сам круг государственных органов или должностных лиц, в наделении полномочиями которых участвуют парламенты или их палаты. Далее, различны формы и способы этого участия.
Функция контроля за деятельностью государственных органов (чаще всего — исполнительной власти), учреждений и должностных лиц и обусловленные ею определенные полномочия присущи практически всем парламентам независимо от форм правления, которые влияют лишь на объем данной функции. Она получает свое отражение в конституциях, законах и регламентах либо прямо, что, однако, нечасто, либо в виде процедурного регулирования.
Следствием парламентского контроля может стать отставка правительства (при парламентарных и смешанных формах правления) или отдельных должностных лиц, причем в отношении последних парламентское расследование может привести к возбуждению уголовного дела.
В условиях авторитарных и тоталитарных политических режимов контрольная функция парламентов фиктивна.
Нередко парламентам или их палатам предоставляется право возбуждать перед судебньили органами обвинение против высших должностных лиц.
Во многих странах парламенты полномочны объявлять амнистии.
Основной вид актов, посредством которых реализуются полномочия парламентов, — это законы, принимаемые по специальным процедурам. Обычно они обладают высшей юридической силой по сравнению с другими актами как самих парламентов, так и иных государственных органов, хотя из этого правила встречаются и исключения.
Кроме законов, парламенты и их палаты принимают иные акты — резолюции, декларации, заявления, обращения и т.п., которые обычно не имеют нормативного характера и принимаются по более простой процедуре.
Наконец, следует упомянуть регламенты парламентов и палат, которые принимаются ими для регулирования своих внутренних отношений, но иногда имеют форму закона.
Глава II. Президент
Дуалистическая (президентская) республика. Эта форма правления несколько напоминает дуалистическую монархию, тем более чго впервые создавалась в США по ее примеру (Великобритания в то время была во многом дуалистической монархией), однако имеет весьма существенные отличия от нее.
Прежде всего, здесь наиболее последовательно проведен принцип разделения властей, а взаимоотношения между ветвями власти строятся на базе принципа так называемых сдержек и противовесов. Рассмотрим, в чем это проявляется.
И законодательная, и исполнительная власть в президентской республике получают свой мандат непосредственно от народа. Главой исполнительной власти является избираемый народом президент, который совмещает эти функции с функциями главы государства. Правительства как коллегиального органа обычно нет министры каждый в отдельности подчинены президенту. Судьи, как и высшие должностные лица исполнительной власти, назначаются президентом с согласия верхней палаты парламента, которая при этом исходит не из политического лица кандидатов, а из их компетентности и моральных качеств. Министров и других назначенных им должностных лиц исполнительной власти президент может смещать самостоятельно: нельзя заставлять его работать с теми, с кем он работать не может и не желает.
Главный признак данной формы правления — отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику. Парламент не может смещать ее должностных лиц, если они не нарушили закон. Для своей деятельности они не нуждаются в политическом доверии парламента. Поэтому в президентских республиках мы нередко наблюдаем ситуацию, характеризующуюся тем, что президент принадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая. Тем не менее они вынуждены сотрудничать, ибо ни одна из ветвей власти не может конституционным путем устранить другую (смещение парламентом должностных лиц исполнительной и судебной власти путем так называемого импичмента может иметь место лишь, если со стороны этих лиц допущены серьезные правонарушения).
Сдержки и противовесы проявляются, в частности, в том, что президент может тормозить законодательную деятельность парламента, налагая на принятые им законы отлагательное (суспенсивное) вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство голосов в обеих палатах парламента. В свою очередь, как мы видели, верхняя палата парламента может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц, а кроме того, ратифицирует (и может отказать в этом) заключенные президентом международные договоры. Судебная власть контролирует конституционность актов и парламента, и президента, обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так и исполнительной властью.
Государственный режим при этой форме правления — только дуалистический. В зависимости от обстоятельств значение и роль конкретного парламента или президента могут быть сильнее или слабее, но качества государственного режима это не меняет.
В современной мировой практике существуют два основных типа президентских выборов – прямые и непрямые. В свою очередь прямые президентские выборы могут происходить или в виде всеобщих выборов или в виде референдумов. Непрямые выборы президента проводятся в трех видах: 1)парламентом; 2) парламентом и представителями штатов, провинций, различных общественно-политических сил; 3) коллегией выборщиков.
В целом прослеживается достаточно большая зависимость типа президентских выборов от формы государственной системы правления. В президентских республиках глава государства и его правительство независимы от парламента. Президент как бы получает от народа собственный мандат на руководство страной, избираясь на всеобщих президентских выборах. В значительной степени независим в своих действиях и глава государства в условияхполупрезидентской республики, но правительство при этой форме власти подотчетно парламенту. Соответственно, президента избирают прямым или непрямым путем. А при парламентской республике, где прерогативы президента практически отделены от полномочий правительства, парламент и выбирает главу государства, и по существу утверждает состав правительства.
Полномочия президента, его роль и статус в политической жизни той или иной страны определяются прежде всего соответствующими конституционными нормами. В конституциях ряда стран специально подчеркнуто, что президент является главой исполнительной власти.
В тех странах, где существуют президент и премьер-министр, неизбежно возникают проблемы соотношения их полномочий.
Помимо определения правового статуса президента как главы государства или как главы высшей исполнительной власти, многие конституции содержат ряд общественно важных морально-политических и гражданских обязательств, которым должен следовать президент на протяжении всего срока своих полномочий. Прежде всего от него требуется, чтобы он неуклонно соблюдал Конституцию и другие законы своей страны.
Согласно конституциям многих стран, президент в силу своего должностного статуса обязан также быть гарантом суверенитета, национальной независимости, территориальной целостности и безопастности государства. Конституционные нормы также предусматривают, что президент в своей деятельности должен не защищать интересы каких-то отдельных социальных групп и слоев, а добиваться достижения блага всего общества.
Полномочия президента при президентской, полупрезидентской и парламентской республиках
Президентская республика | Полупрезидентская республика | Парламентская республика |
Президент — глава государства и глава правительства | Президент — глава государства, разделяет высшую исполнительную власть с главой правительства | Президент — глава государства. Исполнительная власть принадлежит главе правительства. |
Правительство ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом | Правительство ответственно перед парламентоми частично перед президентом. Президент не отвечает за действия правительства. | Правительство ответственно только перед парламентом. За действия правительства отвечает не президент, а глава правительства. |
Президент назначает членов правительства. | Президент назначает главу правительства, как правило, из числа лидеров наиболее влиятельных партийных политических фракций в парламенте и по рекомендации главы правительства назначает других членов правительства. | |
Президент по собственному усмотрению увольняет членов правительства. | Президент может уволить главу правительства при определенных условиях. По рекомендации главы правительства президент увольняет членов правительства. | Президент не может по собственному усмотрению уволить главу правительства. По рекомендации главы правительства президент увольняет членов правительства. |
Президент имеет право на законодательную инициативу или право вносить предложения по законодательству. | Президент имеет право вносить предложения по законодательству. | Президент имеет право на законодательную инициативу, согласованную с правительством. |
Президент обладает правом промульгировать законы принятые парламентом. | ||
Президент имеет право вето на законы, принятые парламентом. | Президент не имеет право вето на законы, принятые парламентом. | |
Президент имеет право по собственному усмотрению издавать указы, имеющие силу закона. | Президентимеет право издавать указы, получившие санкцию правительства. | Президент имеет право отдавать распоряжения, согласованные с правительством. |
Президент по должности является верховным главнокомандующим вооруженными силами | Президент формально может быть верховным главнокомандующим, но фактически руководство вооруженными силами осуществляет министр обороны, подотчетный главе правительства. | |
Президент по своему усмотрению определяет внешнеполитический курс своего правительства. | Президент имеет широкие полномочия в сфере внешней политики, но учитывает внешнеполитические позиции правительства. | Президент представляет государство в сфере внешней политики и согласовывает свои действия с внешнеполитическим курсом правительства. |
Президент имеет право на созыв внеочередной сессии парламента по своему усмотрению. | Президент имеет (или не имеет) право на созыв внеочередной сессии парламента по своему усмотрению. | |
Президент имеет (или не имеет) право распускать парламент и назначать досрочные парламентские выборы. | Президент имеет ограниченное или неограниченное право распускать парламент и назначать досрочные парламентские выборы | Президент имеет право распускать парламент и назначать внеочередные парламентские выборы главным образом в тех случаях, когда парламент выражает недоверие правительству. |
Президент имеет (или не имеет) право на проведение референдума по собственному усмотрению. | Президент имеет право при определенных условиях проводить референдум. | Президент не имеет права на проведение референдума. |
Президент имеет ограниченное или неограниченное право вводить чрезвычайное положение в стране. | Президент не имеет права на введение чрезвычайного положения в стране. | |
Президент имеет право помилования, награждения, предоставления гражданства и решения ряда других персональных дел. | ||
Президент является главой правящей партии и руководствуется ее курсом. | Президент не является главой правящей партии и формально не связан с ней. | Президент в своей деятельности не зависит от партий. |
Далее будет достаточно интересно рассмотреть латиноамериканскую модель президентства, где есть как общие черты традиционного президентства, так и частные, присущие только странам данного региона.. Поэтому мы рассмотрим латиноамериканскую модель президентства в отдельной части данной главы.
2.1. Латиноамериканская модель президентства
Для латиноамериканской «модели» президентства характерно особо важное, ключевое положение поста президента в системе государственных, политических институтов. Отсюда такое стремление путчистов разного рода к овладению президентским постом.
Президентская власть в Латинской Америке неоднократно воплощалась в военных хунтах и гибридных военно-гражданских правительствах, бонапартистских или «смешанных» авторитарно-бюрократических формах правления. В ряде случаев, особенно в последние десятилетия, президентский авторитаризм сочетался с сохранением роли парламента как представительного законодательного органа при соблюдении принципа разделения властей, сохранении всеобщего избирательного права, идеологического и политического плюрализма.
Президенты латиноамериканских стран исключительно широко используют «подразумеваемые» полномочия, на практике присваивая себе права и прерогативы, не принадлежащие им по конституции. Такие действия оправдываются обычно ссылками на особо привилегированное положение президента как главы государства, объясняются необходимостью оперативно решать многие вопросы, их конфиденциальностью и т.п. Под этими же предлогами создаются, как правило, различные неконституционные структуры исполнительной власти (Советы национальной безопасности, канцелярии президентов и т.п.). Латиноамериканские президенты традиционно широко практикуют и «указное право», когда издается множество декретов, распоряжений и других подзаконных актов по линии исполнительной власти, фактически ограничивающих юрисдикцию и права парламента. Такие указы и распоряжения весьма вольно интерпретируют принятые парламентом законы, содержат основания для злоупотреблений со стороны исполнительной власти.
Даже в условиях развернувшегося в последнее десятилетие процесса демократизации политических систем стран региона парламент в Латинской Америке остается фактически лишенным целого ряда традиционно присущих данному институту прав и прерогатив. В частности, в абсолютном большинстве стран Латинской Америки парламент не участвует в формировании правительства и не может принимать решений о его отставке. Весьма урезанными остаются права латиноамериканских парламентов и в их главной функции — законодательной. Так, в Мексике обсуждение новых законов идет в русле прежде всего указаний, содержащихся в ежегодном президентском послании Конгрессу. В Мексике, Колумбии, Коста-Рике исключительной прерогативой президента является внесение в парламент законопроектов, касающихся бюджета, учреждения новых административных должностей в системе исполнительной власти, увеличения жалованья правительственным чиновникам, изменений в структуре вооруженных сил, органов безопасности. Право вето у президентов в Латинской Америке шире, чем у президента США. И это касается как законопроекта в целом, так и любой его части, что обычно позволяет латиноамериканским президентам добиться выгодной для себя редакции законодательного акта во время его доработок в парламенте. Кроме того, президенты в Латинской Америке обычно имеют право издавать нормативные акты, дополняющие, а то и полностью видоизменяющие парламентские варианты законопроектов. Президентское нормотворчество в этой связи очень обильно, многогранно, чуть ли не всеобъемлюще. Президентскими декретами и указами обычно вводятся в действие различные кодексы, регламентируется порядок сбора налогов, нередко принимается бюджет.
В числе важных полномочий президента в Латинской Америке — введение чрезвычайного положения. Порядок декретирования и статус его при этом настолько аморфно прописаны в Конституции, что позволяют президенту не считаться ни с ней, ни с парламентом.
Учитывая чрезвычайно большую роль армии в политике латиноамериканских стран, важное значение имеет статус президента как верховного главнокомандующего.
Латиноамериканские президенты нередко серьезно вмешиваются и в деятельность судебной власти. В ряде стран президент может требовать отстранения от должности членов Верховного суда.
Президент в большинстве стран Латинской Америки — полномочный глава исполнительной власти. Свои полномочия главы правительства он получает не от парламента, а от избирателей, что ставит его в независимое от законодательной власти положение. Президент по своему усмотрению формирует правительство и руководит им, назначает и смещает важнейших чиновников. В числе других отличительных особенностей, прерогатив и возможностей президента в Латинской Америке — решающая роль его во внешней политике, способность сильно влиять на электоральные процессы и так далее.
Для хотя бы некоторого ограничения власти президента в ряде стран ныне можно встретить страховочные и сужающие его властные возможности механизмы (непереизбрание на новый срок, импичмент, то есть отрешение от должности, и так далее). Однако перечень должностных преступлений, влекущих за собой импичмент, существенно сужает сферу его применения. Да и сам механизм отстранения от власти далек от совершенства и не везде предусмотрен Конституцией. В последние годы, впрочем, он показал, что вполне может быть использован и прежде всего для пресечения коррумпированности «верхов». Отстранение от должности президента Бразилии Ф.Коллор ди Мелу и президента Венесуэлы К.А.Переса — яркие примеры тому. Кстати, в числе требований демократической общественности Латинской Америки к обладающим огромной властью президентам сегодня фигурируют не только обладание большим жизненным опытом, наличие высшего образования, необходимой компетентности, динамичности и решительности, но и обладание высоким морально-нравственным авторитетом, честностью и порядочностью.
Глава III. Президент и парламент
3.1 Соотношение полномочий парламента и президента. Парламентский контроль над деятельностью президента.
Конституционные полномочия президента и парламента.
Полномочия президента | Полномочия парламента |
Обладает правом законодательной инициативы или правом выдвигать законодательные предложения | Депутаты парламента обладают правом законодательной инициативы |
утверждает и промульгирует законы | принимает законы |
имеет право вето на законы, принимаемые парламентом | имеет право отклонить вето президента |
имеет право составлять ежегодный проект госбюджета | имеет право утверждать или отклонять президентский проект госбюджета |
имеет право направлять парламенту послания | имеет право обсуждать послания президента и принимать по ним решения |
имеет право присутствовать на заседаниях парламента и принимать участие в обсуждении текущих вопросов | имеет право вызывать на слушания в парламенте членов правительства, возглавляемого президентом, и запрашивать информацию по текущей политики правительства |
имеет право назначений на правительственные должности | имеет право утверждать или отклонять назначения президента |
имеет право заключать международные договоры | имеет право утверждать или отклонять международные договоры |
имеет право объявлять о проведении всенародного референдума | имеет право давать или не давать согласия на проведение референдума |
имеет право отдавать приказ об использовании вооруженных сил | имеет право объявлять войну и заключать мир, а также утверждает или не утверждает приказ президента об использовании вооруженных сил |
имеет право вводить чрезвычайное положение в стране | имеет право санкционировать или нет введение президентом чрезвычайного положения |
имеет право открывать и закрывать сессию парламента | процедуры и сроки открытия и закрытия сессии парламента могут регулироваться законом и определяться парламентом |
имеет право созывать парламент на внеочередную (чрезвычайную) сессию | имеет право на созыв внеочередной (чрезвычайной) сессии по собственной инициативе |
имеет право роспуска парламента и объявления досрочных парламентских выборов | имеет право отстранить президента от должности посредством импичмента |
имеет право на «привилегию исполнительной власти» не предоставлять парламенту некоторые сведения о действиях своего правительства | имеет право осуществления контроля над деятельностью правительства, возглавляемого президентом |
Парламентский контроль над деятельностью президента
При президентской системе правления (на примере США) | При полупрезидентской системе правления (на примере Франции) |
1. Утверждает кандидатуры назначенцев президента на правительственные и судебные посты | 1. Контролирует деятельность президента через представителей парламентских фракций, входящих в правительство |
2. Контролирует финансовые ресурсы правительства через утверждение госбюджета, проект которого предлагается президентом | 2. Имеет право выразить вотум недоверия премьер-министру, назначенному президентом |
3. Осуществляет контроль над расходованием правительственными органами бюджетных ассигнований | 3. Решает вопрос об объявлении войны в случае нападения на страну и принятия президентом ответных мер |
4. Получает информацию от президента и других членов его администрации, заслушивает представителей правительства в ходе парламентских слушаний | 4. Утверждает или нет законопроекты, внесенные премьер-министром и поддержанные президентом. |
5. Поддерживает или не поддерживает предложения президента в сфере законодательства, утверждает или не утверждает международные договоры, заключенные президентом | 5. Продолжает свою деятельность в период чрезвычайного положения, объявленного президентом, утверждает или нет продление чрезвычайного или осадного положения |
6. Санкционирует или запрещает использование президентом вооруженных сил в военных или иных действиях | 6. Имеет право выдвинуть против президента обвинения в совершении действий, которые могут привести к его отставке |
7. Контролирует изменения в структуре исполнительных органов власти, законодательно утверждает создание новых министерств и ведомств | |
8. Проводит расследования деятельности правительственных ведомств | |
9. Продолжает свою деятельность в периоды чрезвычайного положения, введенного президентом | |
10. Имеет право отстранить президента от должности путем процедуры импичмента |
3.2Формы коммуникаций между президентом и парламентом
Степень успеха политической программы президента и его законодательных инициатив находится в прямой зависимости от степени его взаимодействия с высшим законодательным органом. Это взаимодействие предполагает наличие целой структуры коммуникаций президента с парламентом, которые имеют самые разнообразные формы, начиная от официальных встреч и кончая неофициальными контактами.
Главным средством общения между президентом и парламентом являются президентские послания. В США это предусмотрено Конституцией: «Президент периодически дает Конгрессу информацию о положении Союза и рекомендует к его рассмотрению такие меры, которые он сочтет необходимыми и целесообразными…» (ст. П.З). В соответствии с этой конституционной нормой все президенты США, начиная с первого главы федеральной исполнительной власти — Дж.Вашингтона, ежегодно в начале работы каждой сессии Конгресса направляют в высший законодательный орган страны послание «О состоянии Союза» (у нас его часто называют посланием «О положении страны»). Свое послание президент США лично зачитывает на совместном заседаний Чэбеих палат Конгресса, и оно транслируется по ведущим каналам американского телевидения. В послании «О состоянии Союза» глава государства и правительства подводит итоги минувшего года, определяет основные направления внутренней и внешней политики правительства, а также дает развернутую программу законодательных приоритетов своей администрации на текущий год. После обнародования этого президентского послания оно не подлежит немедленному обсуждению: законодатели не имеют права задавать какие-либо вопросы президенту, и он, согласно ритуалу» покидает здание Конгресса.
Следует подчеркнуть, что конституционное право президента США обращаться к Конгрессу с посланиями является не только его полномочием, но и обязанностью, поскольку президент должен ежегодно информировать законодателей о своих намерениях и инициативах. Помимо послания «О состоянии Союза» президенту вменяется также в обязанность ежегодно представлять в Конгресс еще два послания. По закону 1946 года «О полной занятости» президент обязан представлять в Конгресс послание, которое называется «Экономический доклад президента». В этом документе президент должен дать анализ экономического состояния США и изложить экономическую политику своей администрации. Кроме того, законом 1974 года «О контроле за бюджетом и замораживанием федеральных фондов» президент обязан до первого вторника февраля каждого года представить высшему законодательному органу проект государственного бюджета на очередной финансовый год. Экономический доклад президента, его бюджетное и все другие послания направляются Конгрессу в письменном виде, и брошюры с текстами этих президентских документов предоставляются каждому члену обеих палат Конгресса, а также становятся доступными для журналистов и всех заинтересованных граждан, если они не носят закрытого характера. ——
Президент США не присутствует на заседаниях палат Конгресса и не выступает в ходе парламентских дебатов, поскольку это противоречит американской доктрине разделения исполнительной и законодательной властей. В США считается, что непосредственное участие президента в обсуждении парламентариями текущего законодательства представляет собой покушение на суверенитет высшего законодательного органа и попытке оказать на него политическое давление. В то же время президент США вправе в любой момент, который он сочтет для себя подходящим, явиться в Конгресс и выступить на его совместном заседании по тому или иному вопросу.
Обычно американские президенты пользуются этим правом для того, чтобы сфокусировать внимание законодателей и всего американского общества на необходимости принятия решений по тем или иным президентским инициативам. Так, в мае 1961 года президент Дж.Кеннеди выступил в Конгрессе с обширной программой своей администрации по освоению космического пространства, включавшей полет американских астронавтов на Луну. Президент Р.Рейган в апреле 1983 года обратился к законодателям на совместном заседании Конгресса с призывом поддержать политику его правительства в отношении Никарагуа и других стран Центральной Америки. Точно так же в сентябре 1993 года президент Б.Клинтон выступил перед членами обеих палат Конгресса со своими предложениями по реформе системы здравоохранения в США.
Президент, закончив свое выступление, покидает зал заседаний Конгресса, и законодатели имеют полную свободу в высказывании своих позиций по поводу предложений главы федеральной исполнительной власти.
В практике американских президентов бывали случаи, когда они встречались с законодателями в Конгрессе и помимо своих выступлений на совместных заседаниях. Так, президент В.Вильсон в начале первого срока своего президентства счел необходимым лично прибыть в Конгресс и выступить на заседании одного из комитетов Конгресса, призывая законодателей проголосовать за предложение администрации об изменении тарифной политики США. Это повышенное внимание самого президента к законодателям в стенах парламента оказало на них ожидаемый эффект, и большинство парламентариев поддержали инициативу Вильсона. Такого же результата добился и президент Р.Рейган, когда в 1985 году он явился в Конгресс и за закрытыми дверями выступил перед законодателями от своей партии в палате представителей, добиваясь от них поддержки новых налоговых инициатив администрации.
В целом же личные контакты с законодателями президент США осуществляет главным образом в своей официальной резиденции — Белом доме. В стенах же Конгресса от имени президента предельно активно действуют различные представители его администрации и прежде всего вице-президент, который наделен правом председательствовать на заседаниях сената Конгресса США и имеет в Конгрессе свой офис. Постоянно общаются с законодателями и сотрудники специального отдела аппарата Белого дома по связям с Конгрессом. Отслеживая политическую позицию буквально каждого парламентария, они используют самые разнообразные методы воздействия на законодателей, добиваясь от них поддержки курса президента и его администрации. В лоббистскую деятельность в пользу правительства непосредственно вовлечены также министры, их заместители, руководители различных ведомств федеральной исполнительной власти. Эти правительственные деятели часто встречаются с конгрессменами и сенаторами, выступают на слушаниях в комитетах Конгресса, стремятся согласовать действия правительства и намерения высшего законодательного органа.
Много времени и сил взаимодействию с Конгрессом уделяет и сам президент США. Каждую неделю в своей резиденции он проводит регулярные совещания с лидерами Конгресса, руководителями партийных фракций, председателями ключевых парламентских комитетов. На этих совещаниях высшие представители обеих ветвей государственной власти обсуждают текущую политику, уточняют интересы и позиции друг друга, стремятся преодолеть возникающие противоречия путем взаимоприемлемых компромиссов.
Далеко не всегда взаимоотношения президента и Конгресса носят характер сотрудничества и согласия. Нередко по тем или иным вопросам они становятся конфликтными и предельно напряженными. Однако даже в самых острых, конфронтацнонных ситуациях президент и Конгресс сохраняют этику официальных отношений и не прерывают официальные и неофициальные каналы коммуникаций друг с другом.
Чуть ли не ежедневно президенты ведут телефонные разговоры с законодателями, убеждая их поддержать законодательные инициативы правительства. В соответствии с устоявшейся политической традицией, в Белом доме ежегодно проходят приемы, которые президент и его супруга устраивают для членов Конгресса и их жен. Особенно активно президенты контактируют с парламентариями в периоды избирательных кампаний в Конгресс, когда они лично поддерживают своих политических союзников и вместе с ними выступают на предвыборных митингах. Членов Конгресса постоянно приглашают на торжественные церемонии в Белом доме, будь то подписание президентом закона или прием иностранного главы государства. Не ограничиваясь этими официальными контактами, президенты нередко общаются с ведущими законодателями на неофициальных обедах и ужинах в Белом доме, а президент Л.Джонсон, славившийся своим особым умением воздействовать на парламентариев, даже принимал их на своем ранчо в родном штате Техас.
Все эти усилия президента, его помощников, министров и других членов правительства по поддержанию постоянных взаимосвязей с законодателями являются одним из ключевых элементов в деятельности федеральной исполнительной власти. Без такого интенсивного взаимодействия с Конгрессом ни один президент США не смог бы добиться осуществления своих главных политических целей.
Иной тип отношений сложился между президентом и парламентом во Франции. Как уже отмечалось, там премьер-министр и Совет министров осуществляют правительственную политику, и к тому же именно премьер-министру, а не президенту, принадлежит право на законодательную инициативу. Соответственно, главными партнерами парламента во взаимоотношениях между законодательной и исполнительной властью выступают премьер-министр и другие министры. Эти должностные лица находятся в постоянном контакте с руководством обеих палат парламента и другими парламентариями. Они часто выступают на заседаниях Национального собрания с правительственными заявлениями и обязаны отвечать на запросы законодателей.
В отличие от премьер-министра и других министров президент Франции в силу самой конституционной модели V Республики дистанцируется от парламента и практически не зависит от конституции и обсуждается обоими палатами
Таким образок, -л отличие от президента США, который лично зачитываете Конгрессе свои ежегодные послания «О состоянии Союза», а также время от времени выступает перед законодателями на совместном заседании палат, президент Франции практически не появляется в стенах парламента. Он лишь направляет туда свои послания, которые оглашаются его представителями и не становятся предметом немедленных парламентских дебатов. Вообще во Франции, как и в других полупрезидентских и тем более парламентарных республиках, ответственность за действия высшей исполнительной власти несет перед парламентом преимущественно кабинет министров и его глава, а не Президент. В силу этого президент Франции, по крайней мере, внешне не проявляет такой активности во взаимоотношениях с законодателями, как это свойственно президенту США.
Конституции Италии, Болгарии, Румынии и Польши также наделяют президента правом обращаться к парламенту посредством посланий. При этом Малая Конституция Польши содержит правовую норму, идентичную норме Конституции Франции и предусматривающую, что послания президента не должны быть предметом парламентских дебатов (ст. 39). Что касается тематики и процедуры президентских посланий, то Конституция Румынии в самой общей форме определяет, что президент направляет послания парламенту по Главным общенациональным политическим вопросам (ст. 88), и эти послания должны быть заслушаны на совместном заседании обеих палат (ст. 62.2).
Конституции Чехии, Словакии и Венгрии специально оговаривают, что президент может присутствовать на заседаниях парламента. В Основном законе Чешской Республики за главой государства закреплены следующие права: «Президент. имеет право принимать участие в сессиях обеих палат парламента и в заседаниях их комитетов и комиссий. Когда бы он ни попросил слова для выступления, ему должна быть предоставлена такая возможность» (ст. 64.1). Этим правом воспользовался президент В.Гавел, когда в октябре 1993 года он выступал на заседании палаты депутатов и призвал парламентариев дать согласие на вступление Чехии в НАТО. Аналогичным правом на выступление в парламенте обладают также президенты Словакии и Венгрии.
В целом для президентской республики американского типа характерно интенсивное личное общение и взаимодействие между президентом и законодателями. В то же время •он не принимает личного участия в заседаниях высшего законодательного органа. Президент Франции также не присутствует на заседаниях парламента, но довольно часто встречается с законодателями в своей официальной резиденции. В то же время в государствах Восточной Европы и странах СНГ глава государства нередко лично участвует в обсуждении текущего законодательства на заседании парламента. Однако в любом случае исполнительная и законодательная власти, если они действуют в условиях демократии и разделения властей, зависят друг от друга. В силу этого президент, правительство и парламент используют разнообразные формы коммуникаций в процессе формирования и осуществления единой государственной политики
Заключение
Рассмотрев парламентские и президентские республики с различных точек зрения, можно сделать следующие выводы:
Но на вопрос, какая республика лучше: парламентская или президентская – даже сейчас однозначно ответить я затрудняюсь, т.к. при одних политических и исторических обстоятельствах будет более предпочтительной президентская республика, а при других – парламентская.