Как измерить велосипедную цепь штангенциркулем
Тема: Измерение износа цепи штангенциркулем и немного о калибрах.
Опции темы
Поиск по теме
Отображение
Начнём с самого начала, т.е. с вопроса– что же мы меряем с помощью штангенциркуля и на какие показатели ориентироваться?
Обратимся к несомненному авторитету Шелдону Брауну. Как изнашивается цепь и когда её менять, он пишет здесь:
https://www.sheldonbrown.com/chain-wear.html
Вкратце: для контроля износа цепи он предлагает мерить МЕЖПИНОВОЕ РАССТОЯНИЕ на каком то участке цепи и при достижении некоего порогового значения – менять цепь, пока она не начала менять профиль зубьев звезд. Например, для 10-ти звеньев он рекомендует такие цифры:
1. 254мм. – новая цепь.
2. немного превышает 255мм. – цепь необходимо заменить, звёзды в норме.
3. если значение близко к 257мм. – цепь и звёзды изношены.
Как замерить эти проценты штангелем? Тот же первоисточник (ссылка №3) предполагает, что показания штангеля будут равны межпиновому расстоянию данного участка цепи, минус диаметр ролика, что как бы логично. Общеизвестная картинка и цифры по этой ссылке :
1.jpg
1. 119.7 – новая цепь.
2. 120.6 (соотв. 0.75%).
3. 120.9 (соотв. 1%)
Проверим подсчёт автора: 12.7*10 – 7.75 = 119.25 (диаметр ролика взят по ГОСТу) – мягко сказать, далеко не 119.7.
Реальный замер новой цепи шимано штангелем показал 119.8мм. –его, видимо, автор и взял за основу. А цифры, соответствующие износу на 0.75 и 1%, получил пересчётом.
Т.е., штангель показал бы правильно, если бы ролики сидели на втулках без зазоров или, при наличии зазора, были сдвинуты в одну сторону. Тогда расстояние между геом. центрами крайних роликов равнялось бы расстоянию между центрами соотв. пинов и при расчёте, действительно, было бы достаточно вычесть только диаметр ролика. Но, т.к. есть зазор и штангель (калибр) при замере сдвигает ролики в разные стороны, то появляется ошибка (Е):
Получается, что бы узнать показания штангеля, надо из межпинового расстояния вычесть диаметр ролика и добавить Е (зазор под роликом). Проверим эту теорию на НОВОЙ ЦЕПИ. Разбираю звено (цепь шимано), замеряю размеры ролика и выштамповки на щёчках, которые в этой цепи выполняют роль втулки (размеры для новой цепи – в числителе, знаменатель – цепь с износом 0.5%):
6.jpg
Внутренний диаметр ролика – 5.4мм., диаметр выштамповки– 4.9мм.. Зазор по диаметру между ними – 0.5мм.. Посчитаем, что должен показать штангель на новой цепи, учитывая этот зазор:
12.7*10 – 7.65 + 0.5 = 119.8 – то же самое штангель показывает при реальном замере, значит, действительно необходимо учитывать зазор.
Износ цепи. Проверка штангенциркулем
Установите 119 мм на приборе, и вставьте губки для измерения внутреннего размера между звеньями. После этого растяните до упора штангель и посмотрите на длину.
Износ цепи. Проверка штангенциркулем
Если расстояние от 119,7 мм до 120,6 мм, то всё в порядке.
От 120,6 мм до 120,9 мм – цепь растянута, и её нужно менять.
Если же расстояние больше 120,9 мм, то цепь растянулась больше критического уровня и теперь её уже менять придется вместе с кассетой.
[…] После определённого пробега цепь растягивается больше критического значения и её необходимо заменить. Растягивание цепи зависит от манеры переключений, количества подъёмов, силы нажатия на педали, смазки цепи и др. Читайте, как проверить износ велосипедной цепи штангенциркулем. […]
Спасибо. Все четко и понятно 🙂 Я штангенциркуль не той стороной совал, но все равно 120,9 получилось внатяг. Цепь KMC Z Narrow. 8 скоростей. 2-3 тысячи по плохой дороге. Старался мыть иногда. Поменяю на новую вместе с кассетой.
Не за что!
Почему вместе с кассетой? Сильно изношена?
я ездил года 3-4 из них 2 года круглый год по москве и никогда не перелючал скорости в итоге на кассете рабочая звезда стала с острыми зубами, так они стесались, а так же ролик нижний заднего переключателя стал тоже с остыми зубами, а верхний почти не пострадал. Ну по крайней мере визуально не так плох как нижний. Вот такие пироги. Велик stels navigator 790d. Еще и задний переключатель не был нормально с магазина настроен. Передняя звезда вроде не пострадала, или пострадала но визуально если не приглядываться все три звезды с нормальными зубами.
Проверяем износ цепи
Изобретение велоцепи произошло около века назад и стало рывком в велосипедной эволюции. Новаторская конструкция позволила уменьшить размер велосипеда, увеличить коэффициент полезного действия, повысить скоростные характеристики байка.
Сама велосипедная цепь представляет собой роликовую конструкцию передающую момент кручения с ведущей на ведомую звезду.
Степень эффективности полезного действия снижается в процессе эксплуатации: новая цепь выполняет задачу на 98%; изношенная снижает скорость передачи кручения в кратное количество раз.
Определение степени изношенности
Износ цепи велосипеда определяется удлинением каждого отдельного звена в результате расширения пинами посадочных мест.
Изношенная конструкция теряет возможность оптимального сцепления с зубьями трансмиссионной звезды.
Профиль начинает подтачиваться под новый размер посадки, цепь растягивается, срывается на соседние звёзды и прокручивается.
Самый слабый элемент звена – средние трансмиссионные звёзды.
Если вместо заношенной велоцепи поставить новую, но с сохранением кассеты, она не будет функционировать из-за сточенной посадки.
В процессе передачи кручения пластины и оси подвергаются постоянному трению, воздействие становится более разрушительным если заканчивается смазочное средство и в местах трения скапливается грязь.
В процессе разрушительного действия пины (пустотелые оси) утончаются, отверстия увеличиваются, расстояния удлиняются, и все составляющие трансмиссионного механизма испытывают повышенную нагрузку от постоянной механической работы.
При износе посадочного места звезды поднимаются от основания по профилю к верхушке и нарушают порядок сцепления.
Передача движения осуществляется 3-7 зубьями, следом идут второстепенные и в конце нагрузку принимают 3-4 зуба с тыльной стороны звезды, по итогу неправильная нагрузка и натяжение ускоряет износ велосипедной цепи.
Причины повреждения:
Защитить цепь от преждевременной поломки поможет соблюдение элементарных правил и правильный уход.
Стандартные параметры велоцепи
При производстве велоцепи выдерживается определенный диапазон промежутка между осями скрепляющихся звеньев. Ширина вычисляется длиной внутренней пластины.
Стандартная ширина внутренней пластины (мм):
Внешняя сторона ширины зависит от количества звезд и колеблется от 7 до 5.5 мм, поэтому в технических характеристиках указывают не ширину промежутка, а количество допустимых звёзд трансмиссии.
Шаг велоцепи практически одинаков для всех звёздочек и составляет 12.7 мм.
Допустимое удлинение между осями
Растяжение велоцепи определяют измерением шага между двумя полыми осями.
Шаг новой цепи должен быть равен 12.7 мм (половину дюйма по международным меркам). Для точной диагностики проверяется многозвеньевый участок велосипедной цепи.
При измерении допускаются определенные различия в параметрах с допуском работы (см. таблицу).
Приводные роликовые цепи:
Количество зубьев звездочки: | Допустимое удлинение (%) |
До 60 | 1,5 |
61-80 | 1,2 |
80-100 | 1 |
101-110 | 0,8 |
Допустимое удлинение между пинами соотносится с количеством зубьев: чем меньше зубов, тем длиннее пошаговый допуск.
Данные параметры измерения допустимого удлинения подходят для всех байков кроме 10-ти скоростных.
Измерение допустимого удлинения многоскоростной велоцепи
В многоскоростных байках допустимое расстояние удлинения ограничивается 1% от общей длины.
Цепи измеряются участком с 24 звеньями, что соответствует 1 футу по международным стандартам и 304.8 мм по метрической системе мер.
Проверять степень удлинения можно обычной линейкой, специальным калибром и штангенциркулем.
Измерение допуска линейкой
Для определения степени изношенности взять длинную линейку, натянуть цепь и измерить от расстояния любой оси до точки 24-ой оси после неё.
Если длина велоцепи составляет 304.8-306.4 мм – то допустимое удлинение между осями – 0.52%
1.6/1.8; при длине 396.4-397.9 мм – допуск – 0.52-1.02% общей длины (
Трансмиссия многоскоростной системы функционирует при предельном удлинении до 1%, дальнейший износ увеличивает расстояние между осями и систематически изнашивает все детали механизма передач.
Второй вариант проверки изношенности с применением специальных калибров: индикатор износа цепи велосипеда указывает степень допустимого удлинения в процентных соотношениях от 0; 0.5 до 0.75 и 1.
Для измерения изношенности стороны калибра вставляются в полые оси:
Замер износа цепи велосипеда специальным инструментом
На штангенциркуле устанавливается положение 119 мм, измерительные концы вставляются между роликами и раздвигаются до упора.
По результату определяется степень износа (мм):
Почему необходимо следить за износом?
Если своевременно не заменить изношенную велоцепь, то она начинает деформировать зубья кассетных звезд, новая цепь не будет цепляться за стертые зубья, поэтому для нормальной трансмиссии кассету потребуется заменить намного раньше положенного времени.
Советуем почитать:
Вступай в нашу группу ВК!
В нашем детстве велосипедные цепи практически не изнашивались и выкидывались вместе с велосипедом. Почему?
Может потому что катались меньше?
А может потому, что тогда не было «менеджером», а выпуском техники занимались специалисты. И в изделия не закладывался ресурс на 2-3 года — а делалось все на века. Возьмите современные Уралы, Салюты или Камы ( Белорусские Аисты) — они просто разваливаются на ходу… спицы гнутся, обода колятся, цепь тянется, подшипников — их просто нет — один шарики ))) Вот такая-же ситуация и во всем мире — выпускать одноразовую продукцию. Бизнес — ничего личного.
Потому что те велоцепи были рассчитаны на одну единственную передачу. Они не должны были работать в перекошенном состоянии, как современные, рассчитанные на 7-12 звезд сзади.
Так что неправильно?
Если цепь растянулась, то это ни в коем случае не означает, что трансмиссия сразу пришла в негодность. Как я сказал выше при сильном износе возможны неприятности, но если у вас пробег в основном асфальтовый, без ломовых нагрузок, то можно вполне продолжать ездить.
Во-первых, самое главное, практически все детские, юношеские, и многие взрослые городские велосипеды были односкоростными, поэтому цепи не подвергались боковым изгибам и не терлись о звезды. Т.е. износа как такового не было.
В среднем, ресурс обычной цепи Sram или Shimano 1000-1500 км до того, как растяжение станет таким, что дальнейшее использование начнет вредить кассете. Звезды системы гораздо лучше переносят воздействие растянувшихся цепей. Впрочем, километраж не может точно показать степень износа, так как условия эксплуатации у всех разные.
Чтобы измерить износ цепи, проще всего будет купить специальный калибр, хотя говорят, что точность измерения под вопросом. Более точно узнать износ можно при помощи штангенциркуля. Установите 119 мм на приборе, и вставьте губки для измерения внутреннего размера между звеньями. После этого растяните до упора штангель и посмотрите, что получилось.
Поэтому первое правило — если привод износился сильно, то меняем все сразу — кассету, цепь, систему, а не по частям.
Дело в том, что оценка износа исходя из пробега является весьма условной. Допустим, сегодня я проехал 100 км по гладкому и сухому шоссе, завтра – 30 км месил глину и грязь в лесу, а через неделю проехал гонку 70 км, переключая передачи под нагрузкой и рискуя порвать цепь. Чему равно среднее растяжение цепи на 100 км?
Если длина велоцепи составляет 304.8-306.4 мм – то допустимое удлинение между осями – 0.52%
1.6/1.8; при длине 396.4-397.9 мм – допуск – 0.52-1.02% общей длины (
2.0 мм).
Перечитайте еще раз. 306…мм и 397…(!)мм не кажется странным?)))) это уже под 30% растяжение
8 лет спокойно езжу на работу / с работы, по делам мотаюсь… иногда просто выезжаю покататься для удовольствия. Капитальный ремонт не делал. Смазывал только вилку (чисто для успокоения снаружи и протирал. Без разбора). Велик обычный STERN FORCE 2.0 с обвесом SHIMANO DEORE (ограниченная версия была). По велокомпьютеру пробег порядка 35 тыс. км. То есть в среднем 4,5 тыс. км за сезон. На днях разобрал — немного появились сколы на конусах колесных втулок (это под замену однозначно). Каретка в полном порядке. Смазка еще родная зелененькая везде. Грязи, воды, песка — нет (пыльники отлично справляются). Цепь-кассета-звезда (24 ск) работает как швейцарские часы — все четко и ровно. Колодки правда менял на дисковых гидравлических тормозах. Гидролинию тоже не трогал. Я не знаю как надо ездить, чтобы ушатать фирменный обвес от SHIMANO за пару сезонов? Если только китайское дешевое можно ушатать — ну так там, как и у Белорусов с их «Аистами» — все из сырого метала наверное )))
Как определить износ цепи велосипеда
Чтобы велосипед можно было эксплуатировать продолжительное время, обязательно нужно следить за состоянием износа тех или иных деталей. Одной из важных составляющих конструкции является велосипедная цепь, которая выдерживает колоссальные нагрузки и имеет ограниченный период использования. Он зависит, как правило, от количества пробега велобайка. Но средний километраж из пробегов по ровному шоссе и по горному бездорожью или грязи, определить затруднительно. Как тогда понять когда пришло время менять цепь? Существует несколько точных способов как определить износ цепи велосипеда.
Причины растяжения велоцепи
В среднем цепочная конструкция велосипеда рассчитана на 1500 – 3000 км. Полный износ состоит в том, что она вытягивается. Если для сравнения взять два изделия, новое и старое, и растянуть их по длине на ровной поверхности, то будет очевидно, что старая цепь длиннее новой.
При использовании байка не часто, когда пробег за сезон не превышает нескольких сотен километров по парку или даче, вопросом о замене деталей можно не задаваться в течение 10 лет. А любителям постоянных велогонок, путешествий по бездорожью, горным дорогам, нужно знать к чему может привести чрезмерный износ механизма велосипеда:
Если не следить за процессом изнашивания велоцепи, то можно получить много проблем. В том числе и полный разрыв цепочного механизма, который полностью разрушит работоспособность трансмиссии. И это может случиться в самом неподходящем месте — в походе или на велогонке за городом. А если самому не получится заменить и настроить новую трансмиссию велосипеда, то придется искать мастера и дополнительно тратиться на оплату его услуг.
Инструмент для проверки растяжения цепи
Для проверки состояния годности велосипедной цепи можно использовать несколько популярных способов, применяя несложные инструменты, небольших размеров:
Как измерить степень растяжения
Проверить степень растяжения звеньев может любой человек, это совершенно несложно.
О каждом способе по порядку:
Что замедлит износ велоцепи
Возможно ли отсрочить износ звеньев и что для этого нужно делать? Основные разрушающие факторы, влияющие на порчу это:
В первом варианте косвенно поможет переход на трансмиссию по принципу 1х10, 1х11, 1х12. То есть, спереди одна звезда. Это снизит перекос цепи.
Во втором варианте – борьбе с погодными условиями, будет сложнее. Но если важно, чтобы велосипед был в идеальном состоянии, нужно проводить регулярную очистку трансмиссии и систематически смазывать трансмиссию. Для эффективного обслуживания цепи велосипеда желательно приобрести специальный замок, который поможет быстро снимать и устанавливать обратно на велобайк конструкцию.
Очищение цепи поэтапно:
Ресурс велоцепи можно использовать значительно дольше, применяя специальную стратегию ее замены – круговую замену или как ещё её называют — систему трех. Так как сама трансмиссия изнашивается на много медленнее чем цепочка, то покупают сразу три велоцепи, которые меняют через определенные сроки, зависящие от пробега (800-1000 км) велосипеда по кругу друг за другом. Их используют, таким образом, пока механизмы не получит полный износ.
Итоги
Таким образом, для наилучшего сохранения звезд, кассеты, всей системы трансмиссии велосипеда, необходимо регулярно проводить профилактику износа цепи, ее очистку и смазку, а также и технический осмотр ее состояния. Если во время измерения износа, он превышает допустимые показатели, нужно незамедлительно применять необходимые меры по замене изношенного механизма велобайка на новый.
Износ велосипедной цепи
Как измерить степень растяжения
Проверить степень растяжения звеньев может любой человек, это совершенно несложно.
О каждом способе по порядку:
Причины растяжения велоцепи
В среднем цепочная конструкция велосипеда рассчитана на 1500 – 3000 км. Полный износ состоит в том, что она вытягивается. Если для сравнения взять два изделия, новое и старое, и растянуть их по длине на ровной поверхности, то будет очевидно, что старая цепь длиннее новой.
При использовании байка не часто, когда пробег за сезон не превышает нескольких сотен километров по парку или даче, вопросом о замене деталей можно не задаваться в течение 10 лет. А любителям постоянных велогонок, путешествий по бездорожью, горным дорогам, нужно знать к чему может привести чрезмерный износ механизма велосипеда:
Если не следить за процессом изнашивания велоцепи, то можно получить много проблем. В том числе и полный разрыв цепочного механизма, который полностью разрушит работоспособность трансмиссии. И это может случиться в самом неподходящем месте – в походе или на велогонке за городом. А если самому не получится заменить и настроить новую трансмиссию велосипеда, то придется искать мастера и дополнительно тратиться на оплату его услуг.
Замер износа с демонтажем цепи.
Умудренные механики рекомендуют измерить длину 12 полных звеньев приводной цепи, даже такой крупной, как цепь 32B1, после сравнить полученный результат с эталонным замером, отвечающим состоянию новой цепи. Существуют определенные допуски, при которых работать приводу еще можно, ну а если степень износа критическая, цепь можно выбрасывать.
Недостатком такого способа измерения износа является необходимость демонтажа приводной цепи перед замером, помимо того, снятая с привода цепь должна быть чистой, сухой. Замер осуществляется при небольшом натяжении, дыбы на точности замеров не отразился зазор.
Замер износа цепи по шаблону.
В организациях, специализирующихся на продаже приводных роликовых цепей, соединительных замков и переходных звеньев к ним, продаются специальные шаблоны по всем цепям из каталога, позволяющие быстро, не снимая цепи с приводв, определить степень ее износа (растяжения). Принцип работы такого шаблона прост, шаблон прикладывается к цепи проходной стороной, после не проходной стороной, если не проходная сторона совмещается с деталью, то деталь превысила допустимый лимит износа, ее можно выбросить.
Пределы износа приводной цепи.
Цепь считается негодной, если за время эксплуатации она растянулась на 1% от своей первоначальной длинны. Речь идет об абсолютной новой цепи. Все замеры необходимо делать при натяге цепи. Данный вариант не слишком точный, к тому же необходимо покупать шаблон, а это не очень дёшево. Самостоятельно изготовить вышеупомянутый измерительный инструмент сложно.
Измеряется не вся цепь, а только пять полных звеньев, диаметр ролика пятого звена не учитывается в замере. В случае, если износ превысил допустимое значение, значит, цепь необходимо менять в комплексе с о всеми соединительными и переходными замками. Рекомендуется менять цепь, пока износ в пределах 0.75-1%.
Стоит сказать, что звёздочки живут в среднем в четыре раза дольше, чем цепи, а весь привод обычно переживает две звёздочки, то есть ресурс в восемь раз больше, чем ресурс приводной цепи среднего качества. Не стоит забывать, что речь идет о звёздочках среднего качества, при условии правильного обслуживания, использование в неагрессивной среде. В случае, если механик редко смазывает цепь, использует в качестве смазки солидол, моторное масло, срок вышеперечисленных компонентов будет значительно короче.
Теперь что касается приработки новой цепи к сильно изношенным звездам – процесс это долгий, мучительный. Постоянные прокручивания, причина которых, самовольное соскакивание цепи с зубьев звезды, могут бесконечно долго отравлять жизнь обслуживающему персоналу. Естественно мало кто выдерживает, уже после второй такой неприятной остановки осознают, что звёздочки, а то и весь привод свое отработали, пора покупать новые детали.
Существует более точная и трудоемкая технология выявления степени износа. Вместо пяти полных звеньев замеряют двенадцать, естественно погрешность результата меньше. Звезды системы менее подвержены износу, чем сама цепь, хотя если привод долго работал на растянутой цепи, то и звезда точно убита, а это дополнительные расходы по ремонту.
Рекомендации по уменьшению износа цепи.
Рекомендуется во избежание лишних расходов, связанных с заменой приводной цепи или звёздочки, соблюдать следующие рекомендации. Цепь необходимо регулярно смазывать специальными смазками, учитывая климатические условия, характер нагрузки, продолжительность работы. Цепь и звёзды необходимо регулярно чистить, придерживаться эксплуатационных рекомендаций. Время от времени (как минимум раз в год) рекомендуется замерять степень износа цепи, дабы иметь возможность вовремя заменить растянувшуюся цепь.
Критерии износа велосипедной цепи – величина удлинения цепи в процентах
Величина удлинения цепи в процентах
Описание износа трансмиссии
Такое удлинение означает, что цепь в норме, зазоры допустимые
Такое удлинение означает, что зазоры несколько увеличены. По мнению производителей цепей, износ свыше 0.5% является сигналом к замене цепи, особенно при желании избежать излишнего износа кассеты.
Такое удлинение означает, что зазоры увеличены, цепь требует немедленной замены
Такое удлинение означает, что цепь крайне изношена. Цепь, звёзды кассеты, а иногда и звёзды системы требуют замены.
Пояснение к Таблице 1
Удлинение велосипедной цепи в пределах 0-0.5%
Удлинение велосипедной цепи в пределах 0-0.5% – это обычное рабочее удлинение велосипедной цепи, возникающее в процессе эксплуатации. Износ звёзд кассеты и системы вероятно не велик и соответствует нормальному износу в процессе эксплуатации.
Удлинение велосипедной цепи в пределах 0.5-0.75%
Удлинение велосипедной цепи в пределах 0.5-0.75% – это предельное рабочее удлинение велосипедной цепи.
Производители велосипедных цепей рекомендуют обзавестись запасной цепью при удлинении цепи 0.5% и более.
Удлинение цепи в пределах 0.5-0.75% указывает на то, что цепь вскоре придётся менять
При таком износе менять цепь можно в плановом порядке, однако важно постоянно контролировать удлинение цепи, не допуская излишнего износа
Удлинение величиной 0.75% (для цепей некоторых производителей 0.7%, для других 0.8%) является чётким признаком того, что цепь надо срочно менять. Если цепь не поменять, то она начнёт интенсивно изнашивать зубья звезд кассеты.
При этом наибольшему износу будут подвергнуты зубья тех звёзд, которые используются чаще всего.
Популярные приспособления для оценки износа велосипедной цепи как раз настроены на проверку двух значений удлинения: это удлинение величиной 0.75% и удлинение величиной 1.0%.
Если велосипедист достаточно равномерно использует передачи и регулярно контролирует износ цепи, то вполне реально эксплуатировать цепь до износа 0.75%, при условии безотлагательной замены изношенной цепи новой.
Удлинение велосипедной цепи в пределах 0.75-1.0%
Удлинение велосипедной цепи в пределах 0.75-1.0% фактически означает крайнюю степень эксплуатационного износа. При этом уже могут пострадать звёзды кассеты.
При таком износе лучше приостановить поездки на велосипеде и заменить изношенную цепь новой.
После установки новой цепи следует ездить аккуратно, ибо до тех пор, пока новая цепь не приработается, она может проскакивать на некоторых, самых изношенных звёздах кассеты. Спустя некоторое время всё приработается.
Удлинение велосипедной цепи более 1.0%
Удлинение велосипедной цепи более 1.0% означает, что высока вероятность существенного износа звёзд кассеты. Особенно страдают наиболее часто используемые звёзды.
Установка новой цепи вряд ли спасёт положение. Скорее всего, даже новая цепь будет проскакивать на большинстве звёзд. Высока вероятность, что заменой цепи не обойтись и придётся заменять кассету.
Кстати, 1.0% это довольно большая величина. Для цепи, составленной из 108 звеньев один процент – это одно звено!
Как определить износ цепи велосипеда
Берём участок цепи с количеством звеньев в нём — 20. Умножив количество звеньев на длину стандартного звена 12,7 мм, получим размер участка новой цепи из 20-ти звеньев, равным 254 мм. Берём линейку и меряем.
На фотографиях видно, что расстояние, между крайними центрами 20-ти звеньев примерно равно 254 мм.
На этой фотографии расстояние 20-ти звеньев равно чуть более 255 мм. Разница между первым и вторым случаем 1,1 мм или 0,45%.
Когда менять цепь — показатели в процентах
— если растяжение цепи составляет 0,5% и менее, беспокоиться не о чем, цепь менять не надо;
— при растяжении от 0,5 до 1% необходимо поменять цепь, чтобы сохранить звёзды в кассете;
— если измерения показали растяжение более, чем на 1%, кроме замены цепи вполне возможно придётся заменить и кассету со звёздами.
Числовое значение
При измерении растяжения цепи на примере 20-ти звеньев. (длинна новой цепи на участке 20 звеньев равна 254 мм).
— 254 — 255,3 мм — цепь менять не надо;
— 255,3 — 256,6 мм — надо менять цепь не дотягивая до размера 256,6 мм;
— если размер участка цепи из 20-ти звеньев превышает 256,6 мм, то кроме замены цепи возможно потребуется замена кассеты со звёздами.
Черезмерный износ цепи, кроме нечёткого включения передач также способствует ускоренному износу звёзд кассеты. Чтобы контролировать этот процесс, есть три подхода к использованию цепи на велосипеде.
1. Езда до крайнего предела растяжения цепи ( 0,5% ). Регулярное измерение и контроль размера цепи, особенно после 1000 км пробега и своевременная её замена.
2. Круговая замена. Имея три цепи, можно менять их последовательно друг за другом по кругу, через 500 — 1000 км, не дожидаясь полного износа. Такой метод обычно применяется при использовании цепи и кассеты одной ценовой категории.
3. Периодичность замены. Каждые 1000 — 2000 км просто ставить новую цепь. Метод всё равно не исключает регулярный контроль, но существенно позволяет сохранить кассету велосипеда.
Чтобы продлить срок службы элементов трансмиссии велосипеда, необходимо регулярно чистить и смазывать цепь.
Также читать на эту тему:
Цепь велосипеда. Изобретение более ста лет назад цепного привода стало одним из революционных шагов в развитии велосипеда. С помощью цепи, появилась возможность передавать усилие от педалей на заднее колесо велосипеда, что позволило уменьшить размер колёс до…
Уход за цепью велосипеда. Новая цепь обрабатывается пластичной смазкой. Это делают для консервации цепи при её хранении. Такая смазка прослужит до первой чистки цепи. Вымывать её нет необходимости, так как она хорошо работает и выполняет свои функции намного дольше, чем жидкие смазки…
Схема профилактической смазки велосипеда. Рассмотрим схему профилактической смазки велосипеда – это точки велосипеда, которые смазываются регулярно после нескольких поездок. А также после попадания велосипеда под дождь или перед длительной поездкой…
Как избежать прокола. После каждой поездки обратите внимание на состояние колёс велосипеда. Беглый осмотр покрышек позволит обнаружить застрявшие предметы, которые ещё не вошли вовнутрь, и хоть давление в колесе нормальное, то в следущей поездке эта проблема вылезет наружу…. Замена покрышки и камеры. Замена покрышки и камеры не требует наличия большого набора инструментов
Если у Вас дисковые тормоза,то после открытия эксцентрика и откручивания гайки, колесо выходит из вилки без проблем. Чаще встречаются ободные трмоза V-BRAKE, где колодки находятся…
Замена покрышки и камеры. Замена покрышки и камеры не требует наличия большого набора инструментов. Если у Вас дисковые тормоза,то после открытия эксцентрика и откручивания гайки, колесо выходит из вилки без проблем. Чаще встречаются ободные трмоза V-BRAKE, где колодки находятся…
Износ цепи велосипеда
Цепь является одним из сложнейших элементов велосипеда, она состоит из множества соединенных между собой звеньев которые постоянно находятся в напряжении. При движении на цепь воздействует как звездочки кассеты так и системы. Из-за этого срок службы цепи меньше и в среднем составляет 3000 — 4000 километров, но и он сильно зависит от множества других факторов, таких как материал из которого она изготовлена, стиль педалирования, условия эксплуатации и многих других.
Изнашиваясь цепь «вытягивается» — соответственно, чем длиннее цепь становится, тем хуже. Это происходит из-за износа осей, которые соединяют звенья. Чем больше расстояние между звеньями, тем белее пагубное влияние цепь оказывает на звезды кассеты и системы и они начинают изнашиваться быстрее.
Чтобы измерить изношенность цепи надо измерить ее длину. Ее принято измерять на 24-х звеньях, это нормальное количество которые покажут изменение длины. В данном случае измерение можно проводить на велосипеде, не снимая цепь.
Для измерения предлагается использовать дюймы (1 дюйм — 2.54 сантиметра). Длина одного звена цепи 0,5 дюймов соответственно 24 звена будут равны 12 дюймам (304,8 мм).
Поставьте начало рулетки к середине первой оси и замерьте расстояние до середины 25 оси.
Так как цепь, кассета и система находятся в постоянном взаимодействии необходимую замену цепи лучше производить вовремя. Если сильно изношенная цепь будет долгое время воздействовать на звездочки, они будут изнашиваться быстрее и придется менять все элементы сразу, а это достаточно дорого. Если поставить новую цепь на сильно изношенную кассету, тогда она не будет работать нормально и в итоге, уже новая цепь быстрее испортится. Соответственно сильно изношенная цепь быстрее испортит работу кассеты или системы.
Стратегию смены изношенных узлов каждому велосипедисту необходимо подбирать под свой стиль катания. Например, если Вы катаетесь только в парках и вокруг дома и за сезон проезжаете 300-400 километров и своевременно производите техническое обслуживание, сможете растянуть срок службы элементов и до десяти лет. А тем кто за сезон проезжает по несколько тысяч километров, можно предложить купить три цепи и менять их каждую 1000 километров. В этом случае элементы будут изнашиваться равномерно и прослужат дольше.
Действие кофеина на велосипедиста
Подготовка велосипеда к длительному велопоходу
Все статьи раздела
Как долго служит велосипедная цепь?
Как долго служит велосипедная цепь? Сколько километров или миль можно проехать на одной цепи? Эти и подобные вопросы возникают довольно часто.
К сожалению, однозначного ответа нет
Стандарт предусматривает 600-часовую наработку цепи до определённого удлинения в тестовых условиях.
Механики, обслуживающие велосипедные многодневки знают, что велосипедная цепь вполне может износиться в течение одного этапа. Такое бывает, когда гонка не отменяется по погодным условиям и на трассе гонщики попадают в слякоть.
Заблуждения, связанные с велосипедными цепями
Есть некоторые заблуждения, связанные со «старыми, добрыми» велосипедными цепями. Бытует мнение, что такие цепи служили «вечно и бесконечно».
В принципе, старые велосипедные цепи служили практически весь срок службы самого велосипеда.
Правда полезно учитывать, что у таких велосипедов была всего одна передача, а звёзды имели другую конфигурацию зубьев, да и сама цепь была сконструирована иначе. Ведь такая цепь никогда не работает в условиях перекоса.
На самом деле, тихоходные дорожные велосипеды большую часть времени простаивали. Поездки на них были непродолжительными, а сами велосипеды рассматривались как забава или как транспорт для коротких дистанций.
Если дорожный велосипед использовался в качестве транспорта, например, почтальоном, то движение происходило по дорогам или тропинкам. Кроме того, дорожные велосипеды оборудовались глубокими крыльями, а переднее крыло нередко оснащалось ещё и резиновым фартуком. Всё это уменьшало загрязнение цепи в процессе эксплуатации.
Современные велосипеды имеют другую конструкцию трансмиссии
Во-первых, современные велосипеды являются многоскоростными. Вариантов трансмиссии может быть несколько:
Одна ведущая звезда системы и несколько звёзд кассеты. Модный тренд: одна звезда системы и 12 звёзд кассеты;
Две ведущие звезды системы и несколько (до 10-11) звёзд кассеты;
Три ведущие звезды системы и несколько (до 7-8-9) звёзд кассеты.
Во-вторых, звёзды современных многоскоростных велосипедов обладают другой конструкцией, что выражается в иной конфигурации зубьев. Для внедрения удобных индексных переключателей конструкторы уменьшили рабочую высоту зубьев и их форму.
В-третьих, цепь современного многоскоростного велосипеда предназначена для работы в условиях перекоса. Этим она отличается от старых цепей, для этого не предназначенных. Поэтому сравнивать ресурс «старых» и новых цепей некорректно.
Более того, современные велосипеды могут эксплуатироваться в спортивном (нередко экстремальном) режиме, не характерном для старых дорожных велосипедов. За одну поездку велосипедисты могут преодолевать 20-40, а иногда и 100 км. Любители велосипеда за тренировочную неделю проезжают более 100 км. Поездки обычно происходят в активном, динамичном режиме, нередко с выполнением прыжков и других трюков.
Цепи, предназначенные для велосипедов с разными кассетами, изнашиваются за разное время.
Так цепи, предназначенные для работы 6-звёздными с кассетами, могут служить до 4500-6500 км.
Цепи, предназначенные для работы с 7-9-звёздным кассетами, служат до 1100-1700 км. Однако при должном уходе могут прослужить до 4000 км.
Важный аспект – условия катания. Продолжительная езда по песку, по грязи, по пыльным дорогам, всё это приводит к загрязнению цепи непосредственно в процессе катания и вызывает её интенсивный износ.
2016 abcIBC.com. All rights reserved.
12 советов велосипедистамВелосипедная рамаПередняя вилкаКаденсКаденс шоссейного велосипедистаКаденс маунтинбайкера MTBВелокомпьютерВелосипедные педалиОбычные и прогулочные педалиЭкстремальные MTB, BMX и DH педалиПедали с туклипсамиКонтактные педалиСредняя скорость велосипедистаПерекос велосипедной цепиВеличина передачи и её расчётМаксимальная скорость горного велосипедаМаксимальная скорость найнераКак уменьшить перекос цепиМаксимальная скорость велосипедаЗамки для велосипедной цепиУход за велосипедной цепью
Смазка для сухой погодыСмазка для влажной погодыЦепь для кассеты на 8 звёздЦепь для кассеты на 10 звёздКольца для рулевой колонкиДержатель флягиВелосипедная цепьИзнос велосипедной цепиКонтроль состояния цепиИзмерение износа цепи ч.1Измерение износа цепи ч.2Маркировка велосипедной цепиПеревозка велосипеда на автоПоложение тормозных рукоятокИндикатор износа велосипедной цепиТюнинг и кастомайзинг велосипедаПример сильного износа велосипедной цепиИзнос велосипедных звёздЧто мы смазываем, когда смазываем велосипедную цепь?Ширина руля и особенности посадки
Пять методов измерения износа цепи показывают следующее
Метод №5 я считают наиболее точным
0,4 сантиметра на протяжении общей длины в 137 сантиметров соответствуют 1 миллиметру для 30 сантиметров. Один миллиметр это чуть больше 1/16 дюйма, что вполне нормально согласно Шелдону Брауну:
Таким образом, я заключаю, что:
Износ цепи
Все велосипеды, независимо от того, для какой они предназначены дисциплины, каков размер их колес, объединяет то, что они приводятся в действие с помощью велосипедной цепи. Исходя из своего опыта, могу сказать, что скорее всего Ваша цепь либо уже износилась, либо близка к этому. Поразительно, но я видел столько разных, весьма дорогих велосипедов с самыми современными и высококачественными комплектующими, но при этом трансмиссия была совершенно изношена! На мой взгляд, это неприемлемо! В этой статье мы расскажем Вам не только о том, как правильно проверять цепь на износ и о некоторых его признаках, но также объясним, что происходит с Вашей трансмиссией по мере износа цепи.