Как измерять молекулы по фотографии
Лабораторная работа №2. Измерение размеров малых тел.
Цель работы: научиться выполнять измерение способом рядов.
Если просто приложить линейку к зерну (см. рисунок), то и можно сказать, что диаметр его больше 1 мм и меньше 2 мм. Это измерение очень не точное. Чтобы получить более точное значение можно использовать другой инструмент (например, штангенциркуль
или даже микрометр). Наша же задача получить более точное измерение при помощи той же самой линейки. Для этого можно поступить следующим образом. Положим некоторое количество зернышек вряд вдоль линейки, чтобы между ними не оставалось промежутков.
Так мы измерим длину ряда зерен. Зерна имеют одинаковый диаметр. Следовательно, чтобы получить диаметр зерна нужно разделить длину ряда на количество зерен его составляющих.
27 мм : 25 шт = 1,08 мм
На глаз видно, что длина ряда несколько больше 27 миллиметров, поэтому ее можно считать 27,5 мм. Тогда: 27,5 мм : 25 шт = 1,1 мм
При отличии первого измерения от второго на 0,5 миллиметра результат отличается всего на 0,02 (две сотых!) миллиметра. Для линейки с ценой деления в 1 мм результат измерения очень точный. Это и называется способом рядов.
Пример выполнения работы:
Так как фотография сделана с увеличением в 70000 раз истинный размер молекулы будет в 70000 раз меньше, чем на фотографии
Презентация по физике на тему «Лабораторная работа «Измерение размеров малых тел»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Лабораторная работа №2 Урок в 7 классе. Учитель МКОУ «СОШ № 14 им. Г.Т. Мещерякова» ИМРСК Призова Т.В.
Измерение размеров малых тел Цель работы: Научиться выполнять измерения способом рядов. Оборудование: Линейка, горох, иголка
Ход работы Результаты измерений и вычислений запишем в таблицу № опыта Число частиц в ряду Длина рядаl,мм Размер одной частицыd, мм 1(горох) 2(пшено) молекула На фотографии Истинный размер
Указания к работе 1. Положите вплотную к линейке 10 горошин в ряд. Измерьте длину ряда и вычислите диаметр одной горошины. l
1. № опыта Число частиц в ряду Длина рядаl,мм Размер одной частицыd, мм 1(горох) 10 88 8,8 2(пшено) молекула На фотографии Истинный размер
2. Определите таким же образом размер крупинки пшена. Для удобства воспользуйтесь иголкой.
1. 2. № опыта Число частиц в ряду Длина рядаl,мм Размер одной частицыd, мм 1(горох) 10 88 8,8 2(пшено) 20 60 3 молекула На фотографии Истинный размер
3. Определите способом рядов диаметр молекулы на фотографии стр. 204 (увеличение равно 70 000 раз)
3. 4. № опыта Число частиц в ряду Длина рядаl,мм Размер одной частицыd, мм 1(горох) 10 80 8 2(пшено) 20 60 3 молекула 50 20 На фотографии Истинный размер 0,4 0,0000057
Вывод: при выполнении работы я научился …(см. цель работы) Дополнительное задание: Определить способом рядов толщину монеты.
Интернет ресурсы http://fs00.infourok.ru/images/doc/62/76522/hello_html_2ddf2261.gif http://fs00.infourok.ru/images/doc/308/307566/hello_html_m4378592.png http://scienceland.info/images/physics7/pic156.png http://allfor-school.ru/data/images/goods/src/597.jpg http://shk15.ignorik.ru/stati/linejka-psheno-goroh-igolka-fotografiya-molekul/2.jpg http://ki.ill.in.ua/m/300×225/12053473.jpg
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-110221
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Итоговое сочинение успешно написали более 97% выпускников школ
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Как вычислить диаметр молекулы по фотографии. «Измерение размеров малых тел
Если вам необходимо определить размеры очень маленького тела (хотя бы макового зернышка), и осуществить это с помощью измерительных приборов (например, линейки) невозможно, следует прибегнуть к «методу рядов».
Расположите некоторое количество тел вплотную друг к другу в ряд, измерьте длину ряда и рассчитайте по формуле размер «l» одного тела.
Проверьте, не поленитесь, это очень удобно!
Выполнить работу на 3 варианта(см рисунок) в тетрадях для лабораторных и проверочных работ. Время выполнения работы 20 минут.
Оформить работу в соответствии со школьным стандартом:
Приборы и материалы:
На контрольный вопрос ответить письменно.
Предложите способ определения размеров молекул данным способом.
Основные положения МКТ
Молекулярно-кинетической теорией называют учение о строении и свойствах вещества на основе представления о существовании атомов и молекул как наименьших частиц химических веществ.
В основе молекулярно-кинетической теории лежат три основных положения:
1. Все вещества – жидкие, твердые и газообразные – образованы из мельчайших частиц – молекул, которые сами состоят из атомов («элементарных молекул»). Молекулы химического вещества могут быть простыми и сложными, т.е. состоять из одного или нескольких атомов. Молекулы и атомы представляют собой электрически нейтральные частицы. При определенных условиях молекулы и атомы могут приобретать дополнительный электрический заряд и превращаться в положительные или отрицательные ионы(растворение крупинки соли в воде, распределение частиц капельки краски по всему объему жидкости, …)
2. Атомы и молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении(броуновское движение,…)
3. Частицы взаимодействуют друг с другом силами, имеющими электрическую природу. Гравитационное взаимодействие между частицами пренебрежимо мало()
Рис. Траектория броуновской частицы
Скорость движения молекул газа. В газах царит полный хаос, молекулы движутся по всем направлениям с самыми разными скоростями.
Посчитаем, например, среднюю скорость молекул газа в классной комнате:
T=300K, mo=M/Na, М=0,029 г/моль. С учетом этого имеем:
Д.З.: 1. Приведите по 2 примера в доказательство каждого положения МКТ (письменно).
2. Письменно ответить на вопрос 2,4 в тексте. Ответ на вопрос 4 проиллюстрируйте рисунком.
3. Составьте и решите задачу по аналогии с приведенной выше.
Проект на тему: «Измерение размеров малых тел способом рядов» Работу выполнили ученики 7 «В» класса: Болдина Виктория, Морозова Ольга, Селезнева Полина, Кожевникова Виктория. Проект на тему: «Измерение размеров малых тел способом рядов» Работу выполнили ученики 7 «В» класса: Болдина Виктория, Морозова Ольга, Селезнева Полина, Кожевникова Виктория. Руководительпроекта: Руководитель проекта: Панина Ирина Юрьевна. (учитель физики) МОУ «Детчинская средняя общеобразовательная школа» 2009г.
Задачи проекта Дать теорию вопроса Дать теорию вопроса Провести измерения по определению размеров малых тел Провести измерения по определению размеров малых тел Дать сравнительные таблицы Дать сравнительные таблицы Приготовить презентацию по теме проекта Приготовить презентацию по теме проекта
Измерение бисера, способом рядов Крупный бисер. Число частиц в ряду-30 шт.Длина ряда-7.3 см. Размер одной частицы- 0.2см. Мелкий бисер. Мелкий бисер. Число частиц в Число частиц в ряду- ряду- 30 шт.Длина ряда- 30 шт.Длина ряда- 5.3 см.Размер одной одной 5.3 см.Размер одной одной частицы 0.22 мм частицы 0.22 мм
Выводы Способ рядов применяется для определения размеров малых тел. Способ рядов применяется для определения размеров малых тел. Используя этот метод мы показали, как можно измерить размеры некоторых тел. Используя этот метод мы показали, как можно измерить размеры некоторых тел. Каждый, просмотрев собранный нами материал сможет освоить данный метод- способ рядов. Каждый, просмотрев собранный нами материал сможет освоить данный метод- способ рядов.
Метапредметные: совершенствовать умение обучающихся в
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков
Формы работы учащихся словесная, использование информационно-коммуникационных технологий, фронтальная работа
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор; класс с ПК, электронный микроскоп, штангенциркуль, рабочий лист, материал к опытам: линейка, горох, иголка, тонкая проволока, крупинки манки, карандаш, металлический шарик.
1. Организационный момент
Добрый день уважаемые гости, здравствуйте ребята. Прошу вас садитесь.
2. Мотивационный этап
Ребята, сегодня мы проводим последнее занятие при изучении раздела «Первоначальные сведения о строении вещества» и к нашей сегодняшней встрече вы подошли уже достаточно подготовленными. Вы знакомы с некоторой терминологией и немножко имеете представление о физике, как науке о природе, изучающей физические явления. Давайте сейчас нашим гостям это постараемся доказать на деле.
Выберите из тех слов, которые сейчас появляются на экране те, которые относятся к понятию физическое тело.
А теперь, пожалуйста, попробуйте из слов, вновь появившихся на экране, определить какие из них имеют отношение к понятию вещество?
Человек начал задумываться о физических явлениях очень, очень давно. Наверно, это произошло, когда он впервые посмотрел на небо, когда увидел падение камня, а может когда ему удалось впервые разжечь костер. Самым первым способом изучать природу было – наблюдение.
А потом у человека возникла в голове мысль, а что произойдет с явлением, если изменить условия его происхождения. Так возник второй способ изучения природы – опыт.
При постановке опыта, человек использует различные физические приборы. Назначение у каждого прибора свое, но их всех объединяет одно – у них есть шкала. По шкале определяют значение физической величины. Например, линейкой – длину, весами – массу, секундомером – время.
Для того, чтобы определить по шкале истинное значение величины, необходимо первоначально определить цену деления, т.е. самое маленькое значение, определяемое шкалой.
Подскажите мне на примере с термометром как же определить цену деления? Чему она будет равна? Для того, чтобы работать с любым физическим прибором и с его помощью снимать показания физической величины, умения определять цену деления еще недостаточно. При любом измерении, мы имеем с вами право на определенную ошибку измерения, так называемую погрешность. Как определить погрешность? Какое значение за нее принимают? Давайте рассмотрим пример записи измерения длины карандаша с учетом погрешности.
Мы с вами в начале изучения данной темы, уже проводили опыт по определению длины стола, измерению температуры воды. У этих на первый взгляд разнообразных измерений есть одна общая черта – значение измеряемой физической величины было больше цены деления измерительного прибора.
С помощью линейки мы без особого труда можем определить высоту бруска, длину и ширину вашего стола, тетради. Стол, брусок, тетрадь – это достаточно большие тела, если их сравнивать с волосом, горошиной или крупинкой гречки.
А как вы считаете, можно ли при помощи вашей линейки определить диаметр нитки, толщину листа, размеры малых тел, например, молекул вещества?. Наверно можно. Вы спросите, зачем это нужно? Где могут пригодиться данные умения? Я могу утверждать, что измерительные навыки нужны практически во многих профессиях, так например токарю. Токарь – вытачивает на заказ деталь, если он ошибется в размерах, то его деталь будет забракована. Сформировать умения измерять линейные размеры малых тел мы можем уже на данном этапе, обучаясь в школе.
3. Ориентировочный этап
Сегодня нам предстоит изучить новые способы определения размеров малых тел. Но сначала ответьте мне еще на один вопрос: чем опыт отличается от наблюдения?
Ребята, какую бы цель вы ставили сегодня перед собой? Что хотели бы узнать, в чем убедиться? (Учащиеся ставят цели, а преподаватель фиксирует их предложения на доске)
Для достижения вашей цели, я разработала ряд технических заданий, вы сейчас разобьетесь на группы и после его выполнения продемонстрируете свой результат. (Приложение 1 )
4. Исполнительский этап
А теперь, ребята, можете приступать к выполнению лабораторной работы. Пусть девизом для вас сегодня станут слова Шота Руставели «Если действовать не будешь, ни к чему ума палата».
Желаю удачи!
5. Контрольный этап
Ребята через вебкамеру демонстрируют свои результаты, учитель подводит итог о применяемых методах
6. Рефлексивный этап
Предлагаю ребята, ответить на вопросы, которые записаны на листочках. (Приложение 2 )
7. Заключительный этап
Сегодня мы рассмотрели новые способы измерения размеров малых тел, тем самым достигли намеченной цели, закрепили полученные ранее знания.
Надеюсь, вы поняли, что «никто не знает так много, как все мы вместе».
Спасибо за урок!
Сдайте рабочие листы. Урок закончен.
Технологическая карта урока по физике в 7 классе.
Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел»».
Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел».
Урок формирования первоначальных предметных умений.
обеспечение отработки навыков измерения размеров малых тел с помощью метода рядов.
1. в ходе урока выяснить какие существуют способы определения размеров малых тел;
2. научиться на опыте определять размеры малых тел, в том числе и размеров молекул по фотографии вещества;
3. углубить теоретические и практические знания, полученные при изучении темы «Строение веществ. Молекулы».
1.пробудить любознательность и инициативу, развивать устойчивый интерес обучающихся к предмету;
2.высказывая свое мнение и обсуждая данную проблему развивать у обучающихся умение говорить, анализировать, делать выводы.
3.способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
1.в ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся уверенности в познаваемости окружающего мира;
2.работая в парах постоянного состава, при выполнении экспериментальных заданий и обсуждении проблемы, воспитывать коммуникативную культуру школьников.
Планируемый результат. Метапредметные результаты. 1.сформированность познавательных интересов, направленных на развитие представлений о строении веществ;
2.умение работать с источниками информации, включая эксперимент;
3.умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.
1.уметь использовать линейку для измерения физических величин.
2.уметь выражать результаты измерений в единицах СИ.
3.использовать метод рядов для измерения малых тел.
Личностные. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Познавательные. Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений. Производят анализ и преобразование информации.
Регулятивные. Умение составлять план проведения исследования; определять потенциальные затруднения при решении учебной; описывать свой опыт, планировать и корректировать.
Коммуникативные. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.
Основные понятия темы
Молекула, погрешность измерения, цена деления, метод рядов.
Основные виды учебной деятельности обучающихся.
1.Слушание объяснений учителя. 2.Самостоятельная работа с учебником.
3. Выполнение фронтальных лабораторных работ. 4.Работа с раздаточным материалом.
Индивидуальная, общеклассная, в парах постоянного состава.
Физическое оборудование: линейка, бисер, тонкая проволока или нитка, фотография молекул, карандаш, иголка, штангенциркуль или микрометр.
Ресурсы: тесты, бланки для л/р.№2, презентация.
Структура и ход урока.
Психологическая подготовка к общению
Обеспечивает благоприятный настрой.
Настраиваются на работу.
Этап мотивации (определение темы урока и совместной цели деятельности).
Обеспечить деятельность по определению целей урока.
Предлагает обсудить высказывание французского физика и проблемный вопрос и назвать тему урока, определить цель.
Пытаются ответить, решить проблему. Определяют тему урока и цель.
Изучение нового материала.
1) Актуализация знаний.
2) Первичное усвоение новых знаний.
3) Первичная проверка понимания
4) Первичное закрепление
5) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Способствовать деятельности обучающихся по самостоятельному изучению материала.
Предлагает организовать деятельность согласно предложенным заданиям.
1) Предлагает выполнить входное тестирование.
2) Инструктаж по выполнению работы. Объяснение теоретического материала.
3) Предлагает выполнить экспериментальные задания.
4)Предлагает ответить на вопросы.
5)предлагает сделать выводы.
Изучение нового материала на основе самостоятельного выполнения лабораторной работы.
3)Выполняют предложенные экспериментальные задания.
4)Отвечают на вопросы.
5)делают выводы. Обсуждают.
Личностные, познавательные, регулятивные
Рефлексия. (Подведение итогов).
Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.
Предлагает выбрать предложение.
Личностные, познавательные, регулятивные
Подача домашнего задания.
Закрепление изученного материала.
Записывают в дневник.
Обсуждение с учениками высказывания французского физика и химика Анри Луи Ле Шателье. После обсуждений ученики определяют тему урока и формулируют цель.
2.О том, что молекулы невообразимо малы вы знаете. Даже на кончике комариного жала, площадью около 10-12см2 могут уместиться десятки тысяч молекул воды. Несмотря на это, ученые смогли определить размеры молекул. Как? Обсуждение. Отвечают, предполагают. Я предлагаю вам самим проделать опыт по определению размеров молекул.
2. Изучение нового материала.
Цель: мотивация учебной деятельности и актуализация знаний учащихся.
Тема: Молекулы. Размеры молекул
Бланк лабораторной работы № 2
Класс______Фамилия____________________ Имя _______________Дата______
Лабораторная работа № 2 « Определение размеров малых тел»
Цель работы: научиться определять размеры малых тел с помощью линейки.
Оборудование: линейка, бисер, тонкая проволока или нитка, фотография молекул, карандаш, иголка.
Схема опыта: (сделайте рисунки)
Расчетные формулы: (запишите нужные Вам формулы)