Как измерять углы с помощью транспортира
Измерение углов. транспортир. виды углов
Начнем, пожалуй, с того, что же такое транспортир. Транспортир – это инструмент для измерения градусного значения углов. Чаще всего такой инструмент имеет полукруглую форму. Но есть и исключения, а именно транспортиры, которые имеют полностью круглую форму (360 градусов).
Измерение углов
Как измерять углы транспортиром? Покажем наглядно на иллюстрациях.
Метод 1
При этом методе размер угла определяется с помощью внешней шкалы. Предельный угол, который можно измерить таким методом, равняется 110 градусам.
Метод 2
Второй метод применим для измерения тупых углов от 90° до 180°.
Для измерения используется вторая внутренняя шкала.
Метод 3
Третий метод также работает в диапазоне измерений от 15° до 180°.
Размер угла определяется по второй внутренней шкале.
Метод 4
Четвертый метод — это модификация третьего. Доступный диапазон измерений от 0° до 75°.
Размер угла определяется по третьей внутренней шкале.
Метод 5
Пятый метод представляет собой модифицированный метод №2 только для острых углов от 15° до 90°.
В этом методе используется вторая внутренняя шкала.
Метод 6
Шестой метод позволяет измерять углы от 90° до 165°.
При этом методе используется первая внутренняя размерная шкала.
Как измерять углы с помощью транспортира
Транспортир является самым распространенным инструментом, для того чтобы измерить величину углов. Термин «транспортир», что в переводе с французского обозначает «переносить».
Этот инструмент может иметь разный внешний вид, но у любого транспортира есть шкала, которая расположена на полуокружности. Центр этой шкалы отмечен штрихом или отверстием.
А теперь давайте рассмотрим этот полукруглый предмет и найдем отверстие в центре его плоского угла. Отверстие в транспортире является точкой отсчета и с этой точки начинается линия начала отсчета, которая проходит вдоль всей плоской части транспортира.
Транспортир относится к довольно простому ручному инструменту, с помощью которого можно рисовать и измерять любые углы. Научившись им пользоваться, у вас не будет проблем в решении задач, связанных с измерением углов.
Измерение углов
Измерение углов происходит путем сравнения угла измеряемого с углом, который служит единицей измерения. Для этого нужно внутреннюю часть измеряемого угла постепенно заполнить единичными углами, плотно укладывая один к другому. Количество уложенных углов дает меру угла измеряемого. Самым удобным и распространённым инструментом для измерения углов является транспортир.
В качестве единицы измерения угла может выступать любой угол или другая общепринятая единица измерения.
Такой единицей может быть один градус, который составляет 1/180 часть развернутого угла. Поэтому в развернутый угол можно уложить сто восемьдесят углов, равных одному градусу.
Для более наглядного примера берем модель половинки пирога или пиццы, которые разрезаны на сто восемьдесят равных кусочков и плотно уложены один к другому. При этом мы видим, что стороны углов совмещаются со стороной развернутого угла, а дойдя до последней, мы увидим, что она совпадет с другой стороной развернутого угла.
Так на примере картинки в низу, мы видим, что в одну шестую развернутого угла, угол в один градус можно уложить тридцать раз, а в половину развернутого угла – 90 раз.
Если же необходимо измерить угол, который менее одного градуса, то в таких случаях используют другие единицы измерения, например минуты или секунды.
Градусной мерой угла называют положительное число, которое нам показывает то количество раз, которое градус или его части уложились в данном угле.
Но теперь вы уже узнали, что для измерения углов, чаще всего используют такую распространенную единицу измерения, как градус. Его угол равен одной сто восьмидесятой части развернутого угла.
Для удобства измерения углов используют такой чертежный инструмент, как транспортир.
Как измерить угол с помощью транспортира
А сейчас приступим к измерению угла при помощи такого инструмента, как транспортир. Чтобы измерить угол с помощью транспортира, необходимо выполнить несложные действия. Для этого нужно:
• Во-первых, отметить на вершине угла, который вы будете измерять, начальную точку отсчета.
• Во-вторых, нужно совместить нижнюю линию угла с линией, с которой будет осуществляться начало отсчета.
• Далее необходимо отметить на бумаге расположенные цифры, которые бы соответствовали измеряемому углу.
• Следующим вашим шагом будет проведение линии, которая пересекает разметку транспортира. Цифра же, расположенная на месте этого пересечения, указывает на угол в градусах.
• Так как на некоторых транспортирах имеются две противоположно направленные шкалы, то это позволяет измерять углы, которые направлены в разные стороны.
Задание
На рисунке вам предоставлены разные виды углов.
1. Какие углы изображены на картинке? Назовите их.
2. С помощью транспортира измерьте приведенные на рисунке углы и запишите их значение:
Урок по математике в 3-м классе по системе Л.В. Занкова по теме «Транспортир. Измерение углов при помощи транспортира»
Цели:
Тип урока: Урок открытия нового знания (работа в группах).
Оборудование:
Ход урока.
1. Организационный момент.
Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Все ль на месте? Все в порядке? Парта, книжки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой – все, что нужно – под рукой!
2. Целеполагание и мотивация.
1. Индивидуальная работа у доски.
2. Мозговой штурм. (Слайд №1: круг)
Что вы видите? (торт, цветок, колесо, узор, центральные углы, круг и т.д.)
Какую форму имеет? (круг)
Как называется линия, которая является границей круга? (окружность)
Как называется точка, вокруг которой чертят окружность? (центр окружности)
Как называется отрезок, который соединяет центр окружности с точкой окружности? (радиус)
Что образовывают радиусы? (угол)
Как называются эти углы? (центральные)
Какой угол обозначен желтыми радиусами? красными? зелеными?
3. Проверка индивидуальной работы у доски.
Чем отличаются углы справа? слева? (на чертеже справа есть центральные углы, а на чертеже слева их нет)
Сколько может быть центральных углов? (бесконечное множество)
Послушаем сообщение Андрея: «Несколько тысяч лет назад в Древнем Вавилоне люди стали использовать для измерения величины углов совсем маленький угол, который получается, если круг разделить на 360 равных углов. Эта мерка называется градус (1°)».
Запишите в тетради: 1°, 3°, 40°, 90°, 120°.
3. Актуализация знаний обучающихся.
1) (Слайд №2: линейка, часы, весы.)
Для чего служат эти приборы? (измерить отрезок, начертить отрезок, провести линии, начертить что-то, показывают время, для определения веса, массы)
Что у них общего? (шкала)
С какого деления начинается шкала у линейки? (0)
Какой это прибор? (чертежный) Прямолинейная шкала.
(Слайд №3: измеряем красную полоску.)
По какой линейке измеряем красную полоску? (по верхней, так как шкала начинается с деления «0»)
2) Начертите любой острый угол, назовите его АВС (эту работу дети выполняют на чертежных листах, учитель тоже чертит угол на доске).
У кого получилось? Вы уверены? Как чертили? (на глаз) Ну молодцы!
Значит, у вас – глаз-алмаз! Когда так говорят?
А вот я не начертила второй угол. Как вы думаете, почему я сомневаюсь? (не знаю размера угла АВС)
3) А для измерения величины углов тоже есть прибор.
Может, кто знает, как он называется? (транспортир)
Я вам приготовила подарок – транспортиры. (раздаю)
Физкультурная пауза.
«Мы делили апельсин…»
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
Кто догадался. Какая тема нашего урока? (Будем измерять углы транспортиром. Транспортир)
Тема урока: «Транспортир».
Чтобы пользоваться транспортиром, надо хорошо его изучить.
Слайд №4: виды транспортиров (круглый, полукруглый)
Какой похож на ваш? (полукруглый)
В круглом транспортире 360°, а в полукруглом – 180°.
1) Работа с дополнительной литературой «Из истории транспортира». Этот материал для вас приготовил Кирилл.
Материал из Википедии – свободной энциклопедии.
Транспортир (от латинского «переношу») – инструмент для построения и измерения углов. Транспортир состоит из линейки (прямолинейной шкалы) и полукруга (угломерной шкалы), разделенного на градусы то 0 до 180°. В некоторых моделях – от 0 до 360° – это круглые транспортиры. Транспортиры изготавливаются из стали, пластмассы, дерева и других материалов.
История транспортира.
Транспортир известен с древних времен. Предположительно, транспортир изобрели в древнем Вавилоне. (Слайды №5,6: транспортир.)
2) Строение транспортира. (Слайды № 6: транспортир.)
Что общего с теми приборами? (шкала)
Давайте посмотрим, сколько их на транспортире? (три: прямолинейная шкала – линейка, для измерения углов их две и называются угломерные) Догадались почему? (углы измерять)
Вспомним, с какого деления идет измерение на шкале? (0)
Шкалы угломерные: внутренняя слева 0 – 180°, внешняя справа 0 – 180°.
Есть ли связь между шкалой транспортира и центральными углами? (центр круга – центр транспортира, в круглом транспортире это видно хорошо)
Какие углы? Почему две шкалы? (Слайды № 7,8: прямые углы.)
Как бы вы предложили пользоваться транспортиром для измерения величины углов?
Не забудьте: центр круга – центр транспортира. Помогаю детям.
(отметку с центром транспортира накладываем на вершину угла, и чтобы одна сторона угла захватывала деление «0», идем по этой шкале и узнаем, какой этот угол по величине)
Вывод:
Чему равен прямой угол? (90°) Я начну предложение, а вы дополняйте.
«Значит, острый угол … меньше прямого угла, то есть, меньше 90°, а тупой угол … больше 90°».
(Слайд №9: острые, тупые углы.)
2. Измеряем углы, проговаривая все этапы работы.
5. Первичная проверка понимания.
1) Работа с учебником страница 60 №133.
(Слайд №10.) Найди ошибку.
2) Работа с правилом на странице 61 задание №5.
Есть ли отличие между правилом в учебнике и нашими выводами? (различий нет)
3) Составляем памятку для измерения углов транспортиром. (потом раздаю каждому)
А теперь возвращаемся к нашему заданию.
4) Измеряем свои углы АВС и МКН. Какие результаты? У кого углы одинаковые? Задание №1. Найдите сумму этих углов. Здание №2. На сколько градусов не совпали ваши углы? Что нашли? (разность)
6. Применение знаний и умений в новой ситуации.
1) Бельчонок и кот идут к зайцу, чтобы решить, кто и какую крышу будет строить для своих домов. Вытягивают жребий от каждой группы: остроугольную, прямоугольную, тупоугольную.
Дети каждой группы находят и измеряют нужные углы.
2) Проверка по слайду №13. Отвечает один из каждой группы.
7. Рефлексия.
(Я научился … Я повторил … Я узнал … Другое мнение)
Анализ деятельности на уроке.
Отвечают дети по очереди по каждому разделу, в каждой группе.
Как вы считаете работала ваша группа? Может, хотите кому-то дать совет?
8. Фиксирование достижения поставленной цели и планирование дальнейших действий.
Ребята, мы учились измерять углы при помощи транспортира, измерять углы у многоугольников.
А как вы думаете, что можно еще сделать при помощи транспортира? (построить углы по заданной величине) Замечательно, этим мы и будем заниматься на следующем уроке.
Транспортир — как правильно пользоваться инструментом для построения и измерения углов?
Определение угла
Угол — это простая геометрическая фигура. Определение угла напрямую связано с понятием луча.
Луч — прямая линия, у которой есть начало, но нет конца, и продолжается она только в одну сторону.
Если нам дана прямая a на плоскости, и на ней есть некоторая точку O — выходит, что прямая разделена точкой на две части, каждая из которых является лучом с началом в точке O.
Луч можно обозначить одной строчной буквой латинского алфавита или двумя прописными. Например, вот так:
Угол — часть плоскости между двумя линиями, исходящими из одной точки. Каждая сторона угла является лучом, а вершина — общим началом сторон.
В математике существует специальный символ для обозначения угла, вот он: ∠.
Если стороны угла названы малыми латинскими буквами, то их записывают после символа. Например, так: ∠ab или ∠ba.
Если стороны угла названы большими буквами, то обозначение угла будет состоять из символа и трех букв, при этом вершина всегда записывается в центре. При сторонах угла OA и OB название угла запишем так: ∠AOB и ∠BOA.
Иногда можно встретить обозначение в виде цифр — так тоже можно.
Для наглядности — все способы обозначения углов:
Что такое вершина и стороны угла:
Биссектриса — это луч, который исходит из вершины угла и делит его на два равных угла.
Так как угол делит плоскость на две части, одна будет внутренней областью угла, а другая — внешней областью угла. Вот так:
При разделении развернутым углом на плоскости любая из его частей считается внутренней областью развернутого угла.
Единица измерения углов — градусы. Символ для обозначения градуса угла: °.
Измерение градусов угла
Для того чтобы научиться пользоваться транспортиром инструкция нужна на начальном этапе. Для его освоения достаточно нескольких минут и примеров (смотреть онлайн) того, как можно измерить и построить угол с помощью этого прибора.
Измерить угол, значит найти его величину. Углы разделяют на три типа: острый, тупой и прямой. Прямоугольный имеет 90 градусов. Все углы что имеют больше этого значения называются тупыми, и соответственно меньше 90 градусов называются острыми. Развёрнутый угол имеет 180 градусов.
Понимание того, что углы являются частями окружностей, полезно, потому что тогда конструкция транспортира обретает смысл. Поскольку полный круг имеет 360º, отдельный угол должен быть меньше этого числа, потому что он часть круга.
Алгоритм измерения следующий: для того чтобы измерить угол транспортиром необходимо приложить его центр верхней кромки линейки к вершине измеряемого угла. Вершина — это точка, в которой две из трёх сторон треугольника пересекаются.
Нижнюю планку (основание) транспортира нужно выставить горизонтально. Каждый транспортир имеет точку, спроектированную в центре основания, Эта средняя точка располагается на вершине угла, который должен быть измерен или нанесён на график. Другая сторона должна пересекать транспортир в одной из точек его дуги.
Если вторая сторона (линия) до дуги не доходит нужно продолжить её с помощью простой или масштабной линейки. То число, на шкале дуги, которое будет пересечено линией и есть величина угла в градусах.
Для удобства на большинстве транспортиров сделано две шкалы, внутренняя и внешняя, которые отображают числа в каждой строке.
Определение смежных и вертикальных углов
Смежные углы — это пара углов, у которых одна сторона общая, а две другие стороны лежат на одной прямой. Таким образом два смежных угла составляют развернутый угол. Общая сторона двух смежных углов называется наклонной к прямой, на которой лежат другие стороны, при условии, что смежные углы не равны.
Вертикальные углы — это пара углов, у которых есть общая вершина, при этом стороны одного угла составляют продолжение сторон другого угла.
При пересечении прямых получается четыре пары смежных и две пары вертикальных углов. Вот как это выглядит:
Виды углов
Есть разные типы углов и у каждого своё название:
Различать виды углов в геометрии важно. Определять можно на глаз или с помощью линейки.
Острый угол — это угол, который меньше прямого угла, то есть
На картинке изображены два прямых угла ∠AOC и ∠COB. Общая сторона OC перпендикулярна прямой AB, а точка O — основание перпендикуляра.
Развернутый угол — это открытый угол, который образован двумя лучами и равен сумме двух прямых углов. Развернутый угол равен 180°. Как выглядит развернутый угол показано на первой картинке.
Неразвернутый угол — это любой угол, который не является развернутым, то есть не равен 180°.
Тупой угол — это угол, который больше прямого угла, но меньше развернутого: 90°
На картинке мы видим два прилежащих угла ∠AOB и ∠BOC, общую вершину O и общую сторону OB.
Можно сформулировать определение по-другому: если из вершины любого угла провести луч, разделяющий угол на два, то образованные углы будут прилежащими.
Чтобы найти угол, который разделен лучом, нужно сложить полученные углы: ∠AOB = ∠AOC + ∠COB. Из этого можно выделить следующие верные разности:
Построение угла
Берётся чистый лист бумаги в клетку. На нём карандашом отмечается точка, от которой проводиться прямая линия, как одна из сторон будущего угла. Эта черта служит для того, чтобы задать направление второй стороне. В простых упражнениях, для приобретения навыка построения угла, линия проводится горизонтально.
Центр основы транспортира располагается на любом из концов черты, который будет вершиной угла. Эта точка отмечается на бумаге карандашом. И именно к этому месту, внутри отверстия и присоединяется вершина угла, одна из сторон которого должна совпадать в горизонтальной плоскости с внутренней стороной линейки транспортира.
Затем на шкале отмечается необходимый градус. С внутренней стороны отверстия также обозначается точка возле этого градуса. И от вершины проводится прямая линия к этой точке. Таким образом, получается необходимый угол.
Для того чтобы правильно пользоваться транспортиром очень важно его выровнять, и точно прикладывать, для получения верных измерений.
Пересечённые линии в верхней части прямой кромки линейки должны совпадать с вершиной (конечной точкой), где соединяются два луча.
Сравнение углов
Для сравнения углов можно использовать самый простой способ из программы 4 класса — метод наложения. Для этого нужно совместить две вершины и сторону одного угла со стороной другого. Если стороны заданных углов совпадут, значит углы равные. Если нет, то угол, который лежит внутри другого, будет меньшим. Здесь два наглядных примера с равными и неравными углами:
При этом развернутые углы всегда являются равными.
ИЗМЕРЕНИЕ УГЛОВ. Транспортир (5 класс) ФГОС
Начнем, пожалуй, с того, что же такое транспортир. Транспортир – это инструмент для измерения градусного значения углов. Чаще всего такой инструмент имеет полукруглую форму. Но есть и исключения, а именно транспортиры, которые имеют полностью круглую форму (360 градусов).
Измеряем угол
Транспортир помогает построить и измерить угол. Градус — это общепринятая единица, которой пользуются для измерения углов. Встречается несколько разновидностей углов:
Нетрудно разобраться, как измерить угол. Для того чтобы узнать, какова величина угла, нам необходимо установить транспортир таким образом, чтобы его центр располагался в вершине угла, а прямая сторона совпала с одной из его сторон. Шкала укажет нам количество градусов данного угла. Вот таким нехитрым способом мы можем узнать, что за угол перед нами.
Для построения угла с заданным градусом следует приложить прямую часть транспортира к линии, а его центр — к началу линии. Впоследствии эта точка будет являться вершиной угла. Затем на шкале отыскиваем заданное число и ставим точку. Теперь транспортир можно снять и соединить отрезком начало линии (вершину угла) с отмеченной точкой.
Школьные канцтовары, произведенные разными компаниями, отличаются по материалу, цвету, размеру. Так вот: тем, у кого транспортир оказался больше длины угла, и не представляется возможным определить его величину, сторону угла необходимо продлить, используя прямую линейку.
Как измерить угол с помощью транспортира
А сейчас приступим к измерению угла при помощи такого инструмента, как транспортир. Чтобы измерить угол с помощью транспортира, необходимо выполнить несложные действия. Для этого нужно:
Во-первых, отметить на вершине угла, который вы будете измерять, начальную точку отсчета. Во-вторых, нужно совместить нижнюю линию угла с линией, с которой будет осуществляться начало отсчета. Далее необходимо отметить на бумаге расположенные цифры, которые бы соответствовали измеряемому углу. Следующим вашим шагом будет проведение линии, которая пересекает разметку транспортира. Цифра же, расположенная на месте этого пересечения, указывает на угол в градусах. Так как на некоторых транспортирах имеются две противоположно направленные шкалы, то это позволяет измерять углы, которые направлены в разные стороны.
Условно выделим в транспортире две части — «линейку», называемую также прямолинейной шкалой (нижняя часть на рисунке), и полукруга, называемого также угломерной шкалой. На полукруге находятся метки градусов от 0° до 180°. Назовем разделение на градусы «градусной сеткой».
Транспортиры бывают разного вида, но использование их сводится к следующему. У транспортира есть центральная метка. На рисунке выше это маленький кружок с отверстием в центре. Однако центральная метка может обозначаться просто черточкой. Эту метку нужно совместить с вершиной угла. При этом одна из сторон угла должна пройти через метку с числом 0 на полукруге транспортира.
На транспортире может быть две «нулевых» метки: справа и слева. Понятно, что следует смотреть на ту, через которую проходит сторона угла. Но самое главное, понять на какую градусную сетку смотреть при измерении величины угла: верхнюю или нижнюю. Если сторона угла прошла через 0, который находятся с внешней стороны, то в дальнейшем мы пользуемся внешней градусной сеткой. Если же сторона угла прошла через «внутренний» 0, то в дальнейшем пользуемся внутренней градусной сеткой транспортира (на внешнюю не обращаем внимания).
Итак, одна сторона угла должна пройти через метку 0, а вторая сторона угла должна оказаться со стороны полукруга (угломерной шкалы), то есть как бы пересекать его.
По тому месту, где вторая сторона угла пересекает угломерную шкалу транспортира, определяется величина угла.
транспортир с линейкой
При этом мы пользуемся меньшей шкалой, так как определили ранее, что имеем дело с острым углом, то есть его величина не превышает 90 градусов. Для тупых углов следует использовать более крупную шкалу со значениями больше 90 градусов.
Достаточно взять обычные школьные принадлежности – карандаш и бумагу, линейку, транспортир и циркуль – и можно начертить любую геометрическую фигуру, будь то квадрат, овал, треугольник. Однако бывают случаи, когда чертежных инструментов под рукой нет совсем или их количество ограничено, но даже в этом случае можно сделать нужный чертеж.
Как правильно измерить градусное значение угла транспортиром
Для этого необходимо сделать следующие действия:
презентация по теме «Транспортир», история и правила пользования
Спасибо за внимание!
Транспортир — это простой и удобный инструмент для измерения и построения углов. В основном распространены транспортиры полукруглой формы, хотя существуют и круглые транспортиры, рассчитанные на 360 градусов. Если вы впервые столкнулись с транспортиром и не знаете, как им пользоваться, прочитайте эту статью! Это совсем несложно: несколько простых шагов, и вы как следует освоите этот полезный инструмент.
Как правильно начертить угол при помощи транспортира
Дело сделано! Вы получили угол с необходимым для вас градусным значением. В итоге, хотелось бы сказать, что пользоваться транспортиром достаточно просто, если грамотно использовать все эти советы. Но если же вам удалось немного запутаться с градусными шкалами, стоит помнить, что они абсолютно одинаковы, только идут в противоположных направлениях для удобства использования транспортира.
У меня два варианта ответа. Один простой и несет в себе информацию того, как именно должно происходить измерение угла. Тут я решила выложить просто видео урок с виртуальным транспортиром, где подробно показан процесс определения угла.
Второй вариант ответа касается того момента, как же умудриться держать транспортир так, чтобы угол измерить правильно? Тут есть много сложностей и неудобств. То транспортир съезжает, то торчит, не прижимается к листу, не видно четко через цветную пластмассу линию угла. Еще хуже, когда через транспортир не видно вообще ничего, даже сами отметки делений градуса углов.
Чтобы правильно измерить угол
, советую любой транспортир, какой бы вы не приобрели, придерживать при измерении тремя (двумя) пальцами. Первая точка снизу справа, вторая точка придерживания транспортира снизу слева, третья сверху по радиусу угла. В таком положении разглядеть угол сложно, так как палец вверху закрывает часть видимости, а без него уползает транспортир.
Поэтому неопытным пользователям лучше брать транспортиры встроенные в линейку,
еще лучше из полностью прозрачной пластмассы.
Такой транспортир удобно придерживается двумя пальцами по центру линейки — все видно и ничего никуда не сползает, не съезжает, плюс отличная видимость через не цветной пластмасс.
Железный транспортир идеально подходит для опытных пользователей (старшекласники), имеет пару недостатков — скользит по бумаге и может погнуться.
Как известно трнспортиры измеряют углы, которые состоят из 2-х лучей. 1-й луч совмещаем с верхом нижней линейки, и 2-й луч при этом покажет величину угла в градусах, которые расположена на верхней полуокружности.