Как измерять в аршинах рост
Как выразить свой рост в аршинах?
в одних аршинах рост не измеряют, т.к. это единица не метрическая, и соответственно, десятые и сотые доли её, в обозначении длины, не используют.
Для примера, вот так Тургенев описал Герасима:
Ну, а на современный лад такие измерения выглядят не очень точными, ведь рост 172см и 175см в аршинах и вершках будут обозначаться одинаково: 2 аршина и 7 вершков.
Перевести же метры с сантиметрами в аршины и вершки можно разными способами:
1) с помощью онлайн калькулятора ;
3) рост в сантиметрах разделить на 4,44 и из результата вычесть 32 ( 2 аршина в вершках ):
Сейчас не принято измерять свой рост в аршинах, а вес в пудах, но когда-то это были основные единицы измерения длины и массы на Руси, поэтому люди и мерили себя в аршинах.
Аршин равен 71,12 сантиметров, то есть несколько меньше метра и потому рост практически любого человека будет превышать два аршина, что конечно лестно для самолюбия.
Например мой рост 164 сантиметра. Это ровно два аршина и еще 21.76 сантиметров.
С этими сантиметрами можно поступить по разному. Можно воспользоваться более мелкой единицей измерения вершком, а можно считать аршины с десятичными долями.
Или примерно 2 аршина и пять вершков.
Узнав, сколько сантиметров в аршине, вы сопоставите известные вам данные и получите свой рост в аршинах, пядях или вершках.
Русская мера длины 1 Верста равна 500-стам саженей. При переводе старых мер длины на современные метрические, 1 верста равна 1066,8 метров, а одна Сажень равна чуть больше 2,1 метра.
Хотелось бы напомнить, что на Руси мера длины как Сажень, имела два показателя. Существовала Маховая сажень и Косая сажень.
Маховая сажень, это расстояние между кончиками средних пальцев разведенных рук и она равна 1,76 метра.
Русские меры длины В КАРТИНКАХ
Подробно расписанные значения были введены указом Николая I «О системе российских мер и весов» 1835 года. В 1899 же году ввели в оборот метрическую систему, однако она продолжала работать совместно с традиционной русской системой мер. До тех пор, пока советская власть не отменила ее.
Вершок
Самая маленькая единица длины происходит от слова «верх», так что историки склоняются к тому, что вершок был равен верхней фаланге указательного или большого пальца взрослого мужчины.
Вершок настолько мал, что вошел в народный язык в метафорическом ключе: например, в присказке «от греха на вершок» или в поговорке «Слов на мешок, а дел на вершок», которая означала, что человек много говорит, но почти ничего не делает.
Интересно, что вершками измеряли рост человека. Например, в рассказе Ивана Тургенева «Муму» так описывается главный герой, немой дворник Герасим: «мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём…» Однако 12 вершков это чуть больше полуметра. Секрет в том, что в человеке должно было быть априори два аршина (
142 см, об аршине см. ниже), а уже к ним прибавляли вершки. Также вершки были распространены в измерении отрезов тканей.
Пядь = 17,8 см
При Петре I пядь стали часто называть четвертью и зафиксировали ее размер в 7 дюймах на английский манер. Пядь была очень распространенной мерой, применявшейся в быту (например, для измерения толщины снежного покрова или размера иконы).
Помните поговорку «семь пядей во лбу»? Так говорят про невероятно умного человека.
Локоть
Древнерусский локоть измерялся от локтя до кончика среднего пальца. В разных областях размер локтя отличался, варьировался от 36 до 54 см. Точно известно, что «московский локоть» равнялся двум пядям или 35,6 см.
Аршин = 71 см
Сажень = 2.1 метра
Верста = 1,06 км
Исследовательская работа по математике «Как измерить свой рост» (5-6класс)
муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Октябрьская средняя общеобразовательная школа
Участники: учащиеся 6 класса
Руководитель: Кузнецова Е.А.,
Список использованной литературы
1. Старинные меры длины.
а) Как измеряли в древности.
б) Метрическая система мер.
в) Пословицы и поговорки, в которых упоминаются различные меры.
1. Виленкин Н. Я. «Математика 5», учебник для пятого класса общеобразовательных учреждений. Москва «Сайтком», 2000
2. Депман И. Я. « За страницами учебника математики».Москва «Просвещение»,1989
3. Маяковский В. В. Собрание сочинений в 12 томах. Том 8.
4. Романовский Б. В. « С метром по векам». Л. : Детская литература, 1985
5. Шарыгин И. Ф. « Наглядная геометрия 5 – 6», пособие для общеобразовательных учебных заведений. Москва «Дрофа», 2002
« Измерь самого себя – и ты станешь настоящим геометром!»
В далекие исторические времена человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда наш предок – древний, но уже мыслящий попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего убежища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение. Изготовляя простейшие орудия труда, строя жилища, добывая пищу, возникает необходимость измерять расстояния, а затем площади, емкости, массу, время. Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то при измерении расстояний использовались руки и ноги. Не было народа, который не избрал бы свои единицы измерения.
Старинные меры длины.
Многие единицы длины, которыми пользовались наши предки, представляют собой измерения различных частей человеческого тела. Человек как бы всегда носит их с собой и может пользоваться ими в любых условиях.
Рассмотрим наиболее распространенные старые меры, упоминая о которых часто встречаются в нашей речи.
Перст – старинное название пальца, причем сначала так называли именно указательный палец, его ширина около 2 см. Отсюда происходит анатомический термин «двенадцатиперстная кишка».
Вершок – ширина двух пальцев руки, указательного и среднего, около 4,4 см.
Пядь, пядень (или четверть) – одна из самых старинных мер длины. Ее носит с собой каждый человек. Название происходит от древнерусского слова «пясть», т.е. кулак или кисть руки. Пядь малая – расстояние между концами вытянутых большого и указательного пальцев, что составляет около 18 см.
Пядь великая – расстояние от конца вытянутого мизинца до конца большого пальца, 22 – 23 см.
Локоть – древнейшая мера длины, которой пользовались многие народы мира. Это расстояние от конца вытянутого среднего пальца или сжатого кулака до локтевого сгиба. Оно колебалось от 38 до 46 см. Как мера длины встречается с XI в.
Шаг – средняя длина человеческого шага, 70 см. Одна из древнейших мер длины. Сохранились сведения об использовании шага для определения расстояния между городами в Древней Греции, Древнем Египте, Персии. Шаг как мера длины используется и в настоящее время. Существует даже специальный прибор шагомер, похожий на карманные часы, который автоматически отсчитывает число пройденных человеком шагов.
Маховая сажень – расстояние между концами пальцев распростертых рук. 1 маховая сажень – 1м 76 см.
Косая сажень – расстояние от первого пальца левой стопы до концевой фаланги среднего пальца поднятой верх правой руки, т.е. около 248 см.
Верста – от слова «вертеть». ровня, пара, чета, противень чему; что под стать, пол лад, масть, под меру. То, что измерено, разбито на равные части; что служит мерилом, правилом, указывает как ровнять и мерить. Ныне верста – путевая мера в 500 сажен (1 косая сажен около 3-х метров); до Петра Великого 700; а еще раньше 1000.
Первоначально расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты, 1067м. До XVIII в. На Руси существовала и межевая верста в 1000 саженей, или 2,13 км, для определения расстояния между населенными пунктами и для межевания (межа – граница земельных владений в виде узкой полосксы).
При Петре Первом была введена верста длиной в 500 саженей. На таком расстоянии друг от друга вдоль наиболее важных дорог ставили столбы, окрашенные в три цвета. Отсюда название «столбовая дорога» для хорошего наезженного пути. В начале XIX в. Вдоль основных дорог государства Российского появились черно-белые полосатые столбы, на которых отмечались расстояния в верстах (У Пушкина: «Только версты полосаты попадаются одне»)
Миля – 7 верст, или 7, 468 км. Название происходит от латинского слова «миля», т.е. 1000 (шагов). Использовалась для измерения больших расстояний.
ладонь – ширина кисти руки;
фут – длина ступни человека;
ярд – расстояние от носа до конца среднего пальца вытянутой руки.
Все эти и им подобные меры имеют тот недостаток, что такие единицы являются различными для разных людей. На первых порах развития человеческого общества, когда измерения производились очень приближённо, этот недостаток ещё не ощущался, но уже в Древнем Египте, Вавилоне и Китае за много веков до нашей эры возникла необходимость в более точных измерениях. Тогда были созданы определённые общегосударственные единицы измерения, для чего были изготовлены образцы единиц измерения – эталоны.
Для измерения различных величин (очень маленьких и очень больших) необходима целая система мер. Меры, входящие в систему мер, связаны между собой.
На сегодняшний день известно множество различных систем измерения длины, которые характерны для какой-то одной местности, страны или даже времени. И все эти измерения можно выразить через международную метрическую систему.
Метрическая система мер
Потребности практики заставили начать поиски единой системы мер. При этом было ясно, что надо отказаться от установления связей между единицами измерения и размерами человеческого тела. И шаг у людей бывает разный, и длина ступни у них неодинакова, и пальцы у них разной ширины. Поэтому надо было искать новые единицы измерения в окружающей природе.
Метрическая система мер была введена впервые во Франции в 1795 году. В 1792 году Парижская академия наук решила измерить длину земного меридиана, проходящего через Париж. Отдельные части этого меридиана были измерены. Длины других частей были вычислены на основе этих измерений. В результате большой работы была найдена длина парижского меридиана в существовавших тогда французских мерах длины – туазах (1м 95 см).
На Всемирной выставке 1867 года в Париже в организованном там международном комитете мер, весов и монет русский академик Б. С. Якоби выступал с докладом. В нём он сформулировал преимущества метрической системы как экономически самой выгодной вследствие её десятичной основы.
Основная единица системы мер должна быть определена посредством материального эталона, который наиболее точно воспроизводит длину архивного метра. Комиссия утвердила эталон метра, изготовленный из сплава платины ( 90%) и иридия ( 10%).
К 1875 году метрическую конвенцию подписали уже 17 государств, включая Россию, где применение новой системы было разрешено, но не стало законом.
В 1889 году международные прототипы метра и килограмма были сданы в Бретейльский павильон (здание во Франции). С этого момента метр и килограмм стали определяться как длина и вес международных эталонов.
В России учёные с начала X 1 X века поняли значение метрической системы и пытались её широко внедрить в практику. Окончательное решение вопрос о метрической системе в России получил уже после Великой Октябрьской социалистической революции. С 1 января 1927 года, когда переход промышленности и транспорта на метрическую систему был подготовлен, метрическая система стала единственно допускаемой в СССР системой мер и весов. Большие заслуги во введении и распространении метрической системы мер в нашей стране принадлежит Дмитрию Ивановичу Менделееву, великому русскому химику.
К 1972 году метрическую конвенцию подписало уже 41 государство. Творцы этой универсальной системы мер написали на талоне метра: «На все времена всем народам!».
Для популяризации новых мер поэт В.В.Маяковский написал стихотворные тексты, посвящённые новым мерам.
Карамель «Новые меры»
Принято в торговом народе
Аршин отмерять в этом роде:
Расстояние от пальца до плеча
Привыкли аршином величать.
Так и метр отмерить вам можно
От пальцев до плеча противоположного.
Ладонью отмерять четверть аршина.
Растопырь большой и указательный пальцы:
Приблизительно четверть аршина отвалятся.
Легко измерить с помощью ладош.
Чтоб 10 сантиметров отмерить мог,
Отложи ладонь не вдоль, а поперёк.
Запомни также (трудности нет):
10 сантиметров – один дециметр.
Запомни, расчёт очень важен:
Два метра – приблизительно сажень.
Рисуем, чтоб каждый запомнить мог;
Запомни, эта работа не тяжка:
Один сантиметр – четверть вершка.
Заруби на носу, торговый люд:
Три дециметра – один фут.
Узнаем, не тратя догадок уйму:
2,5 сантиметра равняются дюйму.
Маяковский В. В. Собрание сочинений в 12 томах. Том 8.
Пословицы и поговорки, в которых упоминаются различные меры.
«У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла» – о неаккуратной женщине, у которой нижняя рубашка длинней юбки.
«На три аршина в землю видит» – внимательном, прозорливом человеке, от которого ничего невозможно утаить.
«Полено к полену – сажень» – о накоплении запасов, богатства путем экономии.
«Москва верстой далека, а сердцу рядом» – так русские люди характеризовали свое отношение к столице.
«От слова до дела – целая верста»
«Верстой ближе – пятаком дешевле»
«Мал золотник, да дорог» так говорят о чем-нибудь незначительном на вид, но очень ценном.
«Свой золотник чужого пуда дороже»
«Худое валит пудами, а хорошее каплет золотниками»
«Вашего брата по тринадцати на дюжину кладут, да и то не берут» – обидная характеристика ленивого, малоспособного работника. Таких даже 13 человек вместо 12 и то никому не надо.
38 попугаев или как измерить свой рост
Просмотр содержимого документа
«как измерить свой рост»
ФЕСТИВАЛЬ УЧЕНИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ – 2017
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа д.Шибково»
Искитимского района Новосибирской области
«38 попугаев» или как измерить свой рост
Руководитель: Семина Л.А.
2016 – 2017 учебный год
Паспорт проекта
Название проекта – «38 попугаев» или как измерить свой рост
Руководитель: учитель математики Л.А.Семина
Исполнители: Родькин Павел, Хамзина Екатерина
Основополагающий вопрос : в каких единицах можно измерить свой рост?
Сроки работы над проектом: октябрь 2016
Перечень учебных тем, к которым проект имеет отношение: обыкновенные дроби, отрезок, измерение отрезков.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: математика, история, информационные технологии.
Возраст учащихся, на которых рассчитан проект: учащиеся 5 класса.
Тип проекта по доминирующей деятельности учащихся: учебно-исследовательский (проект предполагает познакомить пятиклассников МКОУ «СОШ д. Шибково» с различными старинными русскими мерами длины, показать, как можно измерить свой рост различными способами).
Тип проекта по предметно – содержательной области: монопроект.
По количеству участников – парный
По продолжительности – средний.
По характеру контактов – внутришкольный.
Краткая аннотация проекта.
Где в нашей жизни может пригодиться математика? Действительно, математика окружает нас повсюду. Даже в мультфильмах.
Герои известного мультфильма «38 попугаев» измеряли длину удава.
— Это я и сам знаю. А какой длинный?
— Очень просто: надо сложиться пополам. Вот голова, а вот хвост. Складываемся ещё раз.
— Твой рост будет две твоих половины или четыре половины половин.
— Нет, меня половинами мерить нельзя, потому что я целый.
— Я могу измерить твой рост в попугаях. Твой рост 38 попугаев.
— Можно мерить рост мартышками. Твой рост 5 мартышек.
— Можно мерить рост слонятами. Твой рост 2 слонёнка.
— А в попугаях я гораздо длиннее.
На сегодняшний день известно множество различных систем измерения длины, которые характерны для какой-то одной местности, страны или даже времени. И все эти измерения можно выразить через международную метрическую систему.
Проблемная ситуация: Что значит: измерить какую – то величину?
Направляющие вопросы (проблемные вопросы): Какими мерами длины пользовались на Руси? Сопоставить старинную систему мер с современными единицами измерения
Объект исследовательской работы – рост человека.
Предмет работы – изменение роста человека в зависимости от возраста.
Цель: овладеть практическими навыками измерения роста в разных мерах длины.
— изучить историю: какими мерами длины пользовались на Руси?
— узнать, каким был рост учащихся нашего класса при поступлении в школу;
— измерить рост учащихся 5 класса и сделать сравнительный анализ полученных данных в таблице;
— простроить сравнительную диаграмму с помощью Microsoft Office Excel.
Гипотеза: А в попугаях я длиннее!
Этапы – способы решения:
• Подготовительно-организационный: поиск необходимой информации, разработка структуры, дизайна презентации, определение круга лиц, с которыми надо провести измерения.
• Предварительной обработки информации: сбор данных.
• Аналитический: изучение и систематизация информации в соответствии с замыслом проекта.
• Проверочно-тестирующий: устранение недоработок.
• Окончательного оформления: защита проекта: разработка доклада и создание презентации
• Подведение итогов: оценка и самооценка защиты и проекта в целом.
Сфера применения результатов: при проведении Недели математики, при проведении Интеллектуального марафона (для 3- 4 кл.)
Введение
Измерь самого себя – и ты станешь настоящим геометром! Марсилио Сичино
Конечно, измерить самого себя и стать настоящим Геометром, настоящим Поэтом, Садовником и вообще настоящим очень трудно. Не всякому удаётся сделать это за всю жизнь, но если говорить о чём – то более простом, то с уверенностью можно сказать, что каждому человеку, научившемуся считать и писать, неоднократно приходилось что – либо измерять
Приступая к работе, мы поставили перед собой вопрос: что значит: измерить какую – то величину? Попытаемся найти ответ. Для этого надо познакомиться с материалом об измерениях в древности, старинных русских мерах и метрической системе мер. Только после исследования исторических и современных данных по теме, попытаемся ответить на данный вопрос.
Основная часть
Как измеряли в древности?
Без измерений нельзя ни сшить платье, ни выточить на токарном станке деталь, ни узнать, который час. Так что измерения – одно из важнейших дел в современной жизни. Но не всегда было так. Когда первобытный человек убивал медведя, он радовался, если тот оказывался достаточно большим. Однако не было необходимости определять вес медведя, в то время никаких весов не было. Не было особой нужды в измерениях, и когда этот человек делал каменный топор. Позднее люди стали жить большими группами. Начался обмен товарами, перешедший потом в торговлю, возникли первые государства. Тогда появилась нужда в измерениях. Царские писцы должны были знать, какова площадь поля у каждого крестьянина. Этим определялось, сколько зерна он должен отдать царю. Надо было знать при продаже льняного масла объём проданного товара. Когда начали строить корабли, нужно было заранее наметить правильные размеры: иначе корабль затонул бы. Не могли обойтись без измерений древние строители пирамид, дворцов и храмов, до сих пор поражающих нас своей соразмерностью и красотой.
Любые измерения производят в каких – то единицах: длину измеряют в единицах длины, массу – в единицах массы, время – в единицах времени.
За свою историю человечество придумало огромное количество всевозможных единиц, причём каждый народ имел свои измерения.
Старинные русские меры длины
С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д.
Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.
Для мелких мер длины величиной была, применяемая испокон на Руси мера – пядь (четверть аршина или четверть), из которой на «глазок» легко можно было получить меньшие доли: 2 вершка () или вершок ( ).
Верста – старорусская путевая мера. Так первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. При Петре I одна верста равнялась 500 саженей. «Верстой» также назывался верстовой столб на дороге.
Сажень (на сколько можно было дотянуться рукой) – одна из наиболее распространенных на Руси мер длины. Чаще всего использовали маховую сажень(расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины) или косую сажень, самую длинную (расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки). Сажени употреблялись до введения метрической системы мер. С настоящее время сажень применяют при измерении огородов под картошку и учетчики при измерении вспаханных полей. Она легко делается из трех реек. Самая удобная – 2 метровая.
Локоть равнялся длине руки то конца вытянутого среднего пальца до локтя. Широко применялся в торговле сукном. С XVI века постепенно вытеснялась аршином.
Метрическая система мер
Применение самых разнообразных мер длины затрудняло развитие науки, торговли между странами. Поэтому назрела необходимость введения единой системы мер, удобной для всех стран. Первыми заговорили о необходимости установить простую, удобную и, главное, единую систему мер не купцы, а ученые, которые также «страдали» от трудностей в сравнении результатов опытов. Такую систему мер назвали метрической.
Ученые Французской Академии наук во второй половине XVIII века предложили в качестве основной единицы длины взять одну десятимиллионную часть четверти дуги Парижского земного меридиана. Впоследствии эта часть дуги была названа метром.
Исследование
Мой рост составил 144 см или 288 тетрадных клеточек или 7 с половиной штук 100 рублевых банкнот или паспортов.
В приложении 4 показан рост первоклассников и пятиклассников школы, сделан сравнительный анализ полученных данных. Для построения диаграмм мы познакомились с программой Microsoft Office Excel .
Перевели рост одноклассников в старинные русские меры длины.
Используя учебник биологии и энциклопедию, мы узнали, что средний рост попугая равен 22 см, мартышки – 77 см, слона – 335см, удава – 10 метров.
Мы измерили свой рост, как герои мультфильма «38 попугаев». Данные вы можете увидеть в приложении 5.
Заключение
Было интересно. Мы ближе познакомился со старинными русскими единицами измерения. Выявили связь между старинными единицами и устным народным творчеством. Подобрали пословицы и поговорки со старинными мерами длины.
Большинство старых мер забыто, вышло из употребления. Старинные меры используются редко, но, все же, применяются в нашей современной жизни. Например, сажень применяется до сих пор при измерении площади земли под посадку картошки.
В ходе выполнения работы мы:
Научились переводить одни единицы измерения в другие.
Нашли ответ на вопрос: что значит: измерить какую – то величину? Измерить отрезок — это значит установить его длину в определенных единицах. Гипотеза «А в попугаях я длиннее» не подтвердилась. Сравнивая рост, мы пришли к выводу, что в любых единицах длины рост одного и того же человека остается одинаковым.
Познакомились с программой Microsoft Office Excel.
Закончив работу, мы испытали огромное удовольствие от того, что сами впервые написали исследовательскую работу под руководством учителя и думаем, что она у нас получилась.