Как измеряют окружность грудной клетки
Антропометрия
Что такое антропометрия?
Как правильно проводится измерение длины тела человека?
Для измерения длины тела используют ростомер, представляющий собой вертикальную планку с нанесенной на ней сантиметровой шкалой, укрепленную на площадке. По вертикальной планке движется вверх-вниз планшет с горизонтально расположенным козырьком. Пациента ставят на площадку спиной к вертикальной стойке так, чтобы он касался стойки пятками, ягодицами, лопатками и затылком. Голова находится в таком положений, чтобы наружный слуховой проход и глаз были на одном уровне. Планшет опускают на голову. Цифры на шкале у нижнего края планшета указывают длину тела больного.
Как проводится взвешивание?
Взвешивание производят на медицинских весах, правильно установленных и отрегулированных. Для регулировки грузы на верхней и нижней планках коромысла (граммы и килограммы) ставят в нулевое положение, открывают защелку коромысла и с помощью двигающихся на винте балансировочных грузиков балансируют коромысло. Пациент должен становиться на площадку весов при закрытой защелке коромысла.
Как измеряется окружность грудной клетки?
Как измеряется окружность живота?
Как проводится спирометрия?
Для спирометрии используют прибор (спирометр), состоящий из двух 6-7-литровых цилиндров, вставленных один в другой. Наружный цилиндр наполнен водой, а уравновешенный грузом внутренний опрокинут вверх дном. Воздушное пространство внутреннего цилиндра над водой соединено трубкой с наружным воздухом. На эту трубку надевают резиновый шланг со сменяемым стеклянным или пластмассовым наконечником.
Больной совершает глубокий вдох и, зажав нос, выдувает воздух через наконечник трубки в полость внутреннего цилиндра который при этом поднимается. Специальная шкала показывает объем выдохнутого воздуха.
Как осуществляется динамометрия?
Динамометрию проводят с помощью специальных пружинных, ртутных, гидравлических и электрических приборов со шкалой, показывающей силу мышц.
Понятие окружности грудной клетки
Для оценки состояния организма врачам приходится измерять разные показатели, у каждого из которых есть свои особенности и значимость. Один из этих показателей – окружность грудной клетки, которую измеряют как у детей, так и у взрослых.
Алгоритм измерений
Величина окружности грудной клетки позволяет оценить поперечные размеры человеческого тела. Эти размеры имеют определенные нормы, на которые ориентируются врачи, благодаря чему удается по результатам измерений выяснить, имеются ли отклонения в развитии ребенка или самочувствии взрослого человека.
Следует сказать, что нормы в этом случае, как и во многих других, являются относительным понятием, несмотря на то, что существует определенная таблица оптимальных значений. На окружность грудной клетки могут влиять многие обстоятельства помимо болезней, поэтому не стоит делать преждевременные выводы при обнаружении отклонений от нормы.
Врач должен проанализировать все аспекты, которые могли повлиять на объем грудной клетки и лишь после этого принимать решение. Поэтому, когда нужно оценить обхват груди, подразумевается сравнение со средними значениями согласно возрасту.
Чтобы результаты были точными, необходимо знать, как измерить данный показатель, и придерживаться определенных правил:
Измерение окружности грудной клетки и у детей, и у взрослых выполняется таким способом. Если ребенок совсем маленький, допустимо делать это, когда малыш находится в лежачем положении. Есть некоторые отличия в ходе измерения груди у женщин и мужчин.
Когда замеряется данный показатель у мужчины, лента должна укладываться под сосками. Если нужно узнать окружность грудной клетки у женщины, следует прикладывать ленту либо под грудью, либо над ее основанием.
Существует еще один критерий, который стоит оценивать при таких измерениях – это экскурсия грудной клетки. Под этим термином понимают разницу между показателями обхвата груди во время максимальных вдоха и выдоха.
То есть измерить объем груди нужно во время активного вдоха, а потом – после максимального выдоха. Эти данные тоже способствуют уточнению диагноза и выявлению особенностей развития.
Зачем нужно делать такие измерения?
Необходимость в таких данных обусловлена несколькими обстоятельствами, которые отличаются для взрослых и детей. Далее рассмотрим подробнее цели таких измерений у разных возрастных групп.
Цели измерения у детей
В отношении маленьких пациентов такую процедуру используют для того, чтобы удостовериться в правильном их развития. Дело в том, что грудная клетка ребенка очень активно растет по мере развития внутренних органов, дыхательных мышц и всего тела целиком.
В ходе многолетних исследований и наблюдений за детьми была разработана таблица, учитывая которую, можно определить, насколько гармонично и в соответствии с возрастом развивается малыш. Данная таблица указывает средние величины данного критерия на разных возрастных этапах, благодаря чему врач устанавливает, нормально ли развивается дитя.
Некоторые отклонения от этой таблицы допустимы, но при серьезных расхождениях требуется тщательный анализ и диагностика, чтобы установить причины такого неблагоприятного явления. При этом следует сказать, что слишком высокие значения объема грудной клетки ничуть не лучше слишком низких значений.
О том, насколько гармонично развивается маленький пациент, можно судить, опираясь на рассматриваемый критерий в сочетании со многими другими, такими как вес, рост, обхват головы и пр. Именно соответствие этих параметров друг другу, а также возрастным нормам позволяет установить, правильно ли идет развитие ребенка.
Проведение замеров у взрослых
У взрослых измерения такого типа направлены на обнаружение патологий или на уточнение диагноза. В определенном возрасте рост грудной клетки прекращается, и его изменения возможны лишь при развитии заболеваний.
Чаще всего это болезни органов дыхания (например, эмфизема, которая вызывает увеличение грудной клетки), но иногда такие изменения связаны и с другими проблемами. При наличии гормональных сбоев у человека может измениться вес, за счет чего увеличивается и объем груди.
Величина окружности не является основным методом диагностики болезней, ее применение для взрослых людей является редкостью, поскольку есть большое количество методов, отличающихся большей информативностью. А вот для детей первого года жизни данная процедура обязательна, потому что без нее очень трудно оценить, насколько полноценно протекает развитие ребенка.
Нормальные показатели и отклонения
Ниже представлена таблица, в которой указаны средние значения окружности груди в разном возрасте. В ней представлена усредненная величина обхвата грудной клетки для представителей мужского и женского пола в сантиметрах и в процентном отношении к длине тела. Врачи должны знать эти значения, чтобы эффективно работать с пациентами разного возраста.
Надо сказать, что значения этого показателя у девочек и женщин несколько меньше, чем у мальчиков и мужчин. Например, обхват груди у мужчин в среднем превышает его у женщин на 5 см. Но это не означает, что обязателен именно такой вариант. Существует немало причин, по которым грудная клетка девочки может оказаться больше, чем она же у мальчика, и дело здесь будет вовсе не в наличии патологий.
На эту особенность влияет скорость развития внутренних органов и дыхательных мышц, уровень активности ребенка и многие другие обстоятельства.
Поэтому не стоит слишком беспокоиться при обнаружении отклонений от нормы. Если диагностические процедуры, назначенные врачом, не обнаружили никаких проблем, это означает, что все в порядке. Высока вероятность того, что дальнейший рост окружности груди замедлится или ускорится, и в результате сравняется с нормой.
Показатели экскурсии вычисляются в ходе вычитания результатов при максимальном выдохе из величины результатов максимального вдоха. Нормальным считается ее значение от 5 до 9 см. Отклонения в большую или меньшую сторону могут свидетельствовать о проблемах с органами дыхания.
Но лишь по этой причине назначать лечение не станет ни один специалист, во всяком случае, без дополнительных диагностических мероприятий.
МАНИПУЛЯЦИЯ № 36
«ИЗМЕРЕНИЕ ОКРУЖНОСТИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ»
Цель: оценка физического развития.
Показания: контроль за физическим развитием детей, подростков и
взрослых; заболевания дыхательной системы; по назначению
Оснащение: сантиметровая лента с петлей, учетная документация.
Последовательность действий:
1. Попросить пациента раздеться, встать прямо и развести руки в стороны.
• сзади по нижним углам лопаток;
• спереди у мужчин и детей по нижнему краю околососковых
верхнего края IY ребра.
3. Попросить пациента опустить руки.
4. Попросить пациента сделать максимальный вдох, запомнить показание на сантиметровой ленте, соответствующее окружности грудной клетки при максимальном вдохе.
5. Попросить пациента сделать максимальный выдох, запомнить показание на сантиметровой ленте, соответствующее окружности грудной клетки при максимальном выдохе.
6. Попросить пациента медленно сказать свои Ф.И.О., запомнить показание на сантиметровой ленте, соответствующее паузе (спокойное состояние).
7. Записать полученные результаты в учетную документацию.
8. Определить показатель размаха грудной клетки, который соответствует разнице между показаниями при максимальном вдохе и выдохе.
МАНИПУЛЯЦИЯ № 37
«ИЗМЕРЕНИЕ МЫШЕЧНОЙ СИЛЫ»
Цель: оценка физического развития.
Показания: контроль за физическим развитием детей, подростков и
взрослых; по назначению врача.
Оснащение: динамометр, учетная документация.
Последовательность действий:
1. Проверить, чтобы стрелка динамометра была на «0».
2. Попросить пациента встать прямо и передать ему динамометр в правую руку, проследить, чтобы пальцы находились на подвижной планке динамометра.
3. Попросить пациента отвести прямую руку в сторону, а затем перевести её вперед и максимально сжать пальцы.
4. Снять показания со шкалы динамометра и вернуть стрелку на «0».
5. Повторить измерения мышечной силы правой руки еще 2 раза.
6. Записать в учетную документацию максимальный результат измерения мышечной силы правой руки.
7. Аналогично провести измерения мышечной силы левой руки.
8. Занести в учетную документацию максимальный результат измерения мышечной силы левой руки.
Как измеряют окружность грудной клетки
1.1 жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ
рТЙ ЧЪЗМСДЕ ОБ ФПЗП ЙМЙ ЙОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ, НЩ ЪБДБЕН УЕВЕ ЧПРТПУ: «рПЮЕНХ МАДЙ ПФМЙЮБАФУС ДТХЗ ПФ ДТХЗБ? у ЮЕН ЬФП УЧСЪБОП?» й ДЕМП ОЕ ФПМШЛП Ч ФПН, ЮФП НЩ ТБЪОЩЕ РП ИБТБЛФЕТХ, РП ЧПУРТЙСФЙА НЙТБ, ОП ЙОФЕТЕУОП Й ФП, РПЮЕНХ НЩ ФБЛ ПФМЙЮБЕНУС ДТХЗ ПФ ДТХЗБ ЧОЕЫОЕ.
жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ПТЗБОЙЪНБ РПДЮЙОСЕФУС ВЙПМПЗЙЮЕУЛЙН ЪБЛПОБН Й ПФТБЦБЕФ ПВЭЙЕ ЪБЛПОПНЕТОПУФЙ ТПУФБ Й ТБЪЧЙФЙС. рПДЮЙОССУШ ВЙПМПЗЙЮЕУЛЙН ЪБЛПОПНЕТОПУФСН, ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ЪБЧЙУЙФ ПФ ВПМШЫПЗП ЛПМЙЮЕУФЧБ ЖБЛФПТПЧ Й ПФТБЦБЕФ ОЕ ФПМШЛП ОБУМЕДУФЧЕООХА РТЕДТБУРПМПЦЕООПУФШ, ОП Й ЧМЙСОЙЕ ОБ ПТЗБОЙЪН ЧУЕИ УТЕДПЧЩИ ЖБЛФПТПЧ.
жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ПУФБЕФУС ПДОЙН ЙЪ ЧБЦОЕКЫЙИ РПЛБЪБФЕМЕК ЪДПТПЧШС Й ЧПЪТБУФОЩИ ОПТН УПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙС, РПЬФПНХ РТБЛФЙЮЕУЛПЕ ХНЕОЙЕ РТБЧЙМШОП ПГЕОЙФШ ЕЗП, ВХДЕФ УРПУПВУФЧПЧБФШ ЧПУРЙФБОЙА ЪДПТП-ЧПЗП РПЛПМЕОЙС.
пУПВЕООПУФЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС РТПЗТБННЙТХАФУС ОБ ЗЕОЕФЙЮЕУЛПН ХТПЧОЕ, РПЬФПНХ ДЕФЙ РПИПЦЙ ОБ ТПДЙФЕМЕК. оБУМЕДУФЧЕООБС РТПЗТБННБ РЕТЕДБЕФУС ЙЪ РПЛПМЕОЙС Ч РПЛПМЕОЙЕ, Й Х ПДОЙИ МАДЕК ОЕ ЙЪНЕОСЕФУС, Б Х ДТХЗЙИ УПЧЕТЫЕОУФЧХЕФУС. оЕПВИПДЙНП РПНОЙФШ, ЮФП ОБ ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ПЛБЪЩЧБАФ ЧМЙСОЙЕ НОПЦЕУФЧП ЧОЕЫОЙИ Й ЧОХФТЕООЙИ ЖБЛФПТПЧ, ЬФП НБФЕТЙБМШОП-ВЩФПЧЩЕ ХУМПЧЙС, ОБГЙПОБМШОЩЕ Й ТЕЗЙПОБМШОЩЕ ПУПВЕООПУФЙ ХЛМБДБ Й УФЙМС ЦЙЪОЙ, ЬЛПМПЗЙЮЕУЛБС ПВУФБОПЧЛБ, УПУФПСОЙЕ РЙФБОЙС, ОБМЙЮЙЕ ЙМЙ ПФУХФУФЧЙЕ ВПМЕЪОЕК.
ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС ЧП НОПЗЙИ УФТБОБИ НЙТБ ЫЙТПЛП ЧЧПДЙФУС ЛХМШФ ЪДПТПЧШС. пО ЧУСЮЕУЛЙ НПТБМШОП Й НБФЕТЙБМШОП РППЭТСЕФУС ЗПУХДБТУФЧЕООЩНЙ УФТХЛФХТБНЙ, ПФЧЕФУФЧЕООЩНЙ ЪБ УПИТБОЕОЙЕ Й ЧПУУФБОПЧМЕОЙЕ ЪДПТПЧШС, Б ЬФП Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ УРПУПВУФЧХЕФ ЖПТНЙТПЧБОЙА РПФТЕВОПУФЙ Ч ЪДПТПЧПН ФЕМЕ. дБООБС ЙДЕС ОЕ ОПЧБ, ЕЭЕ Ч ДТЕЧОЕН НЙТЕ ЙНЕМ НЕУФП ЛХМШФ ЪДПТПЧПЗП ФЕМБ. рТЙНЕТПН ФПНХ УМХЦЙФ дТЕЧОСС зТЕГЙС Й ЕЕ ИХДПЦЕУФЧЕООПЕ ОБУМЕДЙЕ, ЛПФПТПЕ ДПЫМП ДП ОБЫЙИ ДОЕК.
рПЪОБЛПНЙЧЫЙУШ У ОЙЦЕЙЪМПЦЕООЩН НБФЕТЙБМПН НПЦОП ВХДЕФ УХДЙФШ П УППФЧЕФУФЧЙЙ ЙУУМЕДХЕНЩИ РБТБНЕФТПЧ ЧПЪТБУФОЩН Й ТЕЗЙПОБМШОЩН ОПТНБФЙЧБН, ЗБТНПОЙЮОПУФЙ ТБЪЧЙФЙС, ПГЕОЙФШ ЧЛМБД ОБУМЕДУФЧЕООПУФЙ Ч ПУПВЕООПУФЙ ФЕМПУМПЦЕОЙС.
жБЛФПТЩ, ЧМЙСАЭЙЕ ОБ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ РПЛБЪБФЕМЙ
оЕРТЕТЩЧОП РТПФЕЛБАЭЙЕ РТПГЕУУЩ ПВНЕОБ ЧЕЭЕУФЧ Й ЬОЕТЗЙЙ Ч ПТЗБОЙЪНЕ ЮЕМПЧЕЛБ, ПРТЕДЕМСАФ ПУПВЕООПУФЙ ЕЗП ТБЪЧЙФЙС. фЕНРЩ ЙЪНЕОЕОЙК НБУУЩ, ТПУФБ, ПЛТХЦОПУФЕК ФЕМБ Ч ТБЪМЙЮОЩЕ РЕТЙПДЩ ЦЙЪОЙ ОЕ ПДЙОБЛПЧЩ. пВ ЬФПН НПЦЕФ УХДЙФШ ЛБЦДЩК ЙЪ чБУ, ЕУМЙ ЧУРПНОЙФ УЧПЕ ТБЪЧЙФЙЕ Ч ДПЫЛПМШОПН Й ЫЛПМШОПН ЧПЪТБУФЕ. пФМЙЮЙФЕМШОЩЕ ПУПВЕООПУФЙ ЙНЕАФУС Х АОПЫЕК Й ДЕЧХЫЕЛ, МАДЕК Ч ЪТЕМПН ЧПЪТБУФЕ Й РПЦЙМПН.
тПУФ, НБУУБ, РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ Ч ХЧЕМЙЮЕОЙЙ ТБЪМЙЮОЩИ ЮБУФЕК ФЕМБ, ЕЗП РТПРПТГЙЙ ЪБРТПЗТБННЙТПЧБОЩ ОБУМЕДУФЧЕООЩНЙ НЕИБОЙЪНБНЙ Й РТЙ ПРФЙНБМШОЩИ ХУМПЧЙСИ ЦЙЪОЕДЕСФЕМШОПУФЙ ЙДХФ Ч ПРТЕДЕМЕООПК РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФЙ. пДОБЛП, ОЕЛПФПТЩЕ ЖБЛФПТЩ НПЗХФ ОЕ ФПМШЛП ОБТХЫЙФШ РПУМЕДПЧБФЕМШОПУФШ ТБЪЧЙФЙС, ОП Й ЧЩЪЧБФШ ОЕПВТБФЙНЩЕ ЙЪНЕОЕОЙС.л ОЙН ПФОПУСФ:
чОЕЫОЙЕ | чОХФТЕООЙЕ |
ОЕВМБЗПРТЙСФОПЕ ЧОХФТЙХФТПВОПЕ ТБЪЧЙФЙЕ; УПГЙБМШОЩЕ ХУМПЧЙС; ОЕТБГЙПОБМШОПЕ РЙФБОЙЕ; НБМПРПДЧЙЦОЩК ПВТБЪ ЦЙЪОЙ; ЧТЕДОЩЕ РТЙЧЩЮЛЙ; ТЕЦЙН ФТХДБ Й ПФДЩИБ; ЬЛПМПЗЙЮЕУЙК ЖБЛФПТ; | ОБУМЕДУФЧЕООПУФШ; ОБМЙЮЙЕ ЪБВПМЕЧБОЙК; |
пУОПЧЩ УПЧТЕНЕООЩИ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ (antropos-ЮЕМПЧЕЛ, metria-ЙЪНЕТЕОЙЕ) НЕФПДПЧ ЙУУМЕДПЧБОЙС ЪБМПЦЕОЩ Ч РТПЫМПН ЧЕЛЕ, ЛПЗДБ ВЩМЙ ;ЙУБОЩ ЪБЛПОПНЕТОПУФЙ ЙЪНЕОЮЙЧПУФЙ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ РПЛБЪБФЕМЕК.
йУУМЕДХС БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ РПЛБЪБФЕМЙ (ТПУФ ЙМЙ ДМЙОХ ФЕМБ, ЧЕУ ЙМЙ НБУУХ ФЕМБ, ПЛТХЦОПУФЙ ТБЪМЙЮОЩИ ЮБУФЕК ФЕМБ), НПЦОП ОБЗМСДОП Й РТПУФП ПГЕОЙФШ ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ.
пВЭЕЕ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П ЖЙЪЙЮЕУЛПН ТБЪЧЙФЙЙ РПМХЮБАФ РТЙ РТПЧЕДЕОЙЙ ФТЕИ ПУОПЧОЩИ ЙЪНЕТЕОЙК:
— ПРТЕДЕМСС ДМЙОХ ФЕМБ;
— НБУУХ ФЕМБ;
— ПВИЧБФ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ.
хУМПЧЙС РТПЧЕДЕОЙС БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ЙУУМЕДПЧБОЙК
бОФТПРПНЕФТЙА РТПЧПДСФ У РПНПЭША ФЭБФЕМШОП РТПЧЕТЕООЩИ Й ПФТЕЗХМЙТПЧБООЩИ ЙЪНЕТЙФЕМШОЩИ РТЙВПТПЧ: ЧЕУПЧ, ТПУФПНЕТБ, УБОФЙНЕФТПЧПК МЕОФЩ, ДЙОБНПНЕФТБ Й Ф.Д. чУЕ ЙЪНЕТЕОЙС ЦЕМБФЕМШОП РТПЙЪЧПДЙФШ Ч РЕТЧПК РПМПЧЙОЕ ДОС, ОБФПЭБЛ, МЙВП ЮЕТЕЪ 2-3 ЮБУБ РПУМЕ БДЩ, ПВУМЕДХЕНЩК ДПМЦЕО ВЩФШ ПДЕФ Ч МЕЗЛХА ФТЙЛПФБЦОХА ПДЕЦДХ. еУМЙ ЦЕ ЙЪНЕТЕОЙС РТПЧПДСФУС ЧП ЧФПТПК РПМПЧЙОЕ, ЦЕМБФЕМШОП ЪБОСФШ ЗПТЙЪПОФБМШОПЕ РПМПЦЕОЙЕ ОБ 10-15 НЙОХФ.
чЩСЧМЕООЩЕ ПФЛМПОЕОЙС НПЗХФ СЧМСФШУС ЖБЛФПТБНЙ ТЙУЛБ ЙМЙ РТЙЪОБЛБНЙ ОЕЛПФПТЩИ ЪБВПМЕЧБОЙК. рПЬФПНХ ХНЕОЙЕ РТБЧЙМШОП ПГЕОЙФШ РПМХЮЕООЩЕ ТЕЪХМШФБФЩ ЙЪНЕТЕОЙК, НПЦЕФ УРПУПВУФЧПЧБФШ ЧПУРЙФБОЙА ХУФБОПЧЛЙ ОБ ЪДПТПЧЩК ПВТБЪ ЦЙЪОЙ.
оЙЦЕ РТЕДУФБЧМЕОЩ НЕФПДЙЛЙ ЙЪНЕТЕОЙС ОБЙВПМЕЕ ЮБУФП ЙУУМЕДХЕНЩИ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ЧЕМЙЮЙО.
нЕФПДЩ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ЙЪНЕТЕОЙК
йЪНЕТЕОЙЕ ТПУФБ (ДМЙОЩ ФЕМБ)
йЪНЕТЕОЙС РТПЧПДСФ РТЙ РПНПЭЙ ФЭБФЕМШОП РТПЧЕТЕООЩИ ЙЪНЕТЙФЕМШОЩИ РТЙВПТПЧ: ЧЕУПЧ, ТПУФПНЕТБ, УБОФЙНЕФТПЧПК МЕОФЩ, ДЙОБНПНЕФТБ (ЛЙУФЕЧПЗП Й УФБОПЧПЗП).
чУЕ ЙЪНЕТЕОЙС ЦЕМБФЕМШОП РТПЧПДЙФШ Ч РЕТЧХА РПМПЧЙОХ ДОС, ОБФП-ЭБЛ Й РПУМЕ ЖЙЪЙПМПЗЙЮЕУЛЙИ ПФРТБЧМЕОЙК. йЪНЕТСЕНЩК ДПМЦЕО ВЩФШ ПДЕФ МЙЫШ Ч МЕЗЛХА ФТЙЛПФБЦОХА ПДЕЦДХ.
пЮЕОШ ЧБЦОП РТПЧПДЙФШ ЙЪНЕТЕОЙЕ ТПУФБ Ч РЕТЧХА РПМПЧЙОХ ДОС, ФБЛ ЛБЛ Л ЧЕЮЕТХ ТПУФ ЮЕМПЧЕЛБ УФБОПЧЙФУС НЕОШЫЕ ОБ 1-2 УН. рТЙЮЙОПК ЬФПНХ СЧМСЕФУС ЕУФЕУФЧЕООБС ХУФБМПУФШ Ч ФЕЮЕОЙЕ ДОС, УОЙЦЕОЙЕ НЩЫЕЮОПЗП ФПОХУБ, ХРМПЭЕОЙЕ НЕЦРПЪЧПОПЮОЩИ ИТСЭЕЧЩИ ДЙУЛПЧ Й УЧПДБ УФПРЩ Ч ТЕЪХМШФБФЕ РТСНПИПЦДЕОЙС. тПУФ НПЦЕФ ЪОБЮЙФЕМШОП ЧБТШЙТПЧБФШУС Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ОБУМЕДУФЧЕООПУФЙ, ЧОХФТЙХФТПВОПЗП ТБЪЧЙФЙС Й ПФ ОБМЙЮЙС ЪБВПМЕЧБОЙК.
оБ ТПУФ ПЛБЪЩЧБАФ ЧМЙСОЙЕ ЗЕОЕФЙЮЕУЛЙЕ ЖБЛФПТЩ, РПМПЧЩЕ ТБЪМЙЮЙС, ЧПЪТБУФ, УПУФПСОЙЕ ЪДПТПЧШС Й Ф.Д. дМЙОБ ФЕМБ НПЦЕФ УППФЧЕФУФЧПЧБФШ ЧПЪТБУФХ, ОП НПЦЕФ Й ЪОБЮЙФЕМШОП ПФМЙЮБФШУС ПФ ЧПЪТБУФОПК ОПТНЩ, РТЙ ЬФПН НБМЩК ТПУФ ОБЪЩЧБАФ ОБОЙЪНПН, Б ЧЩУПЛЙК ЗЙЗБОФЙЪНПН. у ЧПЪТБУФОЩНЙ ОПТНБФЙЧБНЙ ТПУФБ НПЦОП ПЪОБЛПНЙФШУС Ч ФБВМЙГБИ РТЙЧЕДЕООЩНЙ ОЙЦЕ.
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ДМЙОЩ ФЕМБ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (АОПЫЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 154,0 159,3 | 158,0 163,0 | 162,2 168,1 | 169,8 174,7 | 177,4 181,2 | 182,0 185,1 | 185,0 187,9 |
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ДМЙОЩ ФЕМБ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (ДЕЧХЫЛЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 151,7 154,2 | 155,0 157,3 | 158,3 161,2 | 163,7 165,6 | 169,0 170,0 | 172,0 173,1 | 174,1 175,5 |
йЪНЕТЕОЙЕ НБУУЩ ФЕМБ (ЧЕУБ)
у ЧПЪТБУФОЩНЙ ОПТНБФЙЧБНЙ ЧЕУБ НПЦОП ПЪОБЛПНЙФШУС Ч ФБВМЙГБИ, РТЙЧЕДЕООЩНЙ ОЙЦЕ.
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ НБУУЩ ФЕМБ (ЛЗ) РП ЧПЪТБУФХ (АОПЫЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 41,2 46,4 | 45,4 50,5 | 51,8 56,8 | 58,8 63,7 | 65,9 70.6 | 73,0 78,0 | 82,5 86.2 |
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ НБУУЩ ФЕМБ (ЛЗ) РП ЧПЪТБУФХ (ДЕЧХЫЛЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 42,4 45,2 | 46,8 48,4 | 51,0 52,4 | 56,0 57,2 | 61,0 62,0 | 66,2 68,0 | 76,1 79,0 |
йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ
йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ РТПЙЪЧПДСФ ЮЕТЕЪ ОБЙВПМЕЕ ЧЩУФХРБАЭЙЕ ФПЮЛЙ ЪБФЩМПЮОПЗП ВХЗТБ Й ОБДВТПЧОЩЕ ДХЗЙ. уППФЧЕФУФЧХАЭЙЕ ЧПЪТБУФХ ТБЪНЕТЩ ЗПМПЧЩ НПЦОП ОБКФЙ Ч ФБВМЙГБИ.
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (АОПЫЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 52,4 52,5 | 53,4 53,5 | 54,4 54,6 | 56,2 56,3 | 57,9 58,0 | 59,0 59,1 | 60,1 60,2 |
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (ДЕЧХЫЛЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 50,9 51,0 | 51,7 51,8 | 52,3 52,4 | 53,8 53,9 | 55,3 55,4 | 56,0 56,1 | 56,9 57,0 |
йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ
йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ РТПЧПДСФ УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН: Ч РПМПЦЕОЙЙ УФПС, ТХЛЙ ПРХЭЕОЩ, РТЙ НБЛУЙНБМШОПН ЧДПИЕ, РПМОПН ЧЩДПИЕ Й УРПЛПКОПН ДЩИБОЙЙ. уБОФЙНЕФТПЧХА МЕОФХ ОБЛМБДЩЧБАФ ЗПТЙЪПОФБМШОП, УЪБДЙ РПД ХЗМБНЙ МПРБФПЛ, УРЕТЕДЙ РП ПЛПМПУПУЛПЧЩН ЛТХЦЛБН, Б Х ДЕЧХЫЕЛ РПД НПМПЮОЩНЙ ЦЕМЕЪБНЙ.
чПЪТБУФОЩЕ ОПТНБФЙЧЩ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ ХЛБЪБОЩ Ч ФБВМЙГБИ.
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (АОПЫЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 73,3 77,0 | 76,1 80,1 | 80,0 82,9 | 84,9 87,6 | 89,9 92,2 | 93,6 95,5 | 97,0 98,4 |
тБУРТЕДЕМЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ (УН) РП ЧПЪТБУФХ (ДЕЧХЫЛЙ).
чПЪТБУФ | хТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС | ||||||
оЙЪЛЙК | оЙЦЕ УТЕДОЕЗП | уТЕДОЙК | чЩЫЕ УТЕДОЕЗП | чЩУПЛЙК | |||
рТПГЕОФЩ (гЕОФЙМЙ) | |||||||
3 | 10 | 25 | 50 | 75 | 90 | 97 | |
16 МЕФ 17 МЕФ | 73,0 75,4 | 75,9 78,0 | 78,8 80,7 | 83,0 84,7 | 87,1 88,0 | 90,6 91,1 | 93,9 94,6 |
тБЪОЙГБ ЧЕМЙЮЙЙ ПЛТХЦОПУФЕК ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ ОБ ЧЩУПФЕ ЧДПИБ Й ЧЩДПИБ ПФТБЦБЕФ РПДЧЙЦОПУФШ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ, ЛПФПТХА РТБЧЙМШОЕЕ ОБЪЩЧБФШ ЬЛУЛХТУЙЕК ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ ЧП ЧТЕНС ДЩИБОЙС. жПТНХМБ ТБУЮЕФБ ЬФПЗП РПЛБЪБФЕМС РТЙЧЕДЕОБ ОЙЦЕ.
ьЛУЛХТУЙС ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ | = | пЛТХЦОПУФШ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ ОБ ЧДПИЕ | — | пЛТХЦОПУФШ ЗТХДОПК ЛМЕФЛЙ ОБ ЧЩДПИЕ |
йЪНЕТЕОЙЕ ПЛТХЦОПУФЙ ЪБРСУФШС
рТЕДУФБЧМЕОЙЕ П УЙМПЧЩИ ЧПЪНПЦОПУФСИ ЙУРЩФХЕНПЗП НПЦОП РПМХЮЙФШ У РПНПЭША ДЙОБНПНЕФТЙЙ. йУРПМШЪХЕФУС ДМС ЬФПЗП РТЙВПТ ДЙОБНПНЕФТ, ЙЪНЕТСАЭЙК УЙМХ УЦБФЙС НЩЫГ ТХЛЙ.
йУРЩФХЕНЩК НБЛУЙНБМШОП УЦЙНБЕФ ДЙОБНПНЕФТ РТБЧПК, ЪБФЕН МЕЧПК ТХЛПК. тХЛБ ДПМЦОБ ВЩФШ ЧЩФСОХФБ Ч УФПТПОХ, Й РПДОСФБ ДП ХТПЧОС РМЕЮ. йЪНЕТЕОЙЕ РТПЧПДСФ 2-3 ТБЪБ Й ЪБРЙУЩЧБАФ ОБЙВПМШЫХА ГЙЖТХ. фПЮОПУФШ ЙЪНЕТЕОЙС +\- 2 ЛЙМПЗТБННБ. уП УТЕДОЙНЙ ЧПЪТБУФОЩНЙ ЧЕМЙЮЙОБНЙ УЙМПЧЩИ ЧПЪНПЦОПУФЕК АОПЫЕК Й ДЕЧХЫЕЛ НПЦОП РПЪОБЛПНЙФШУС Ч ФБВМЙГЕ.
уТЕДОЙЕ ЧПЪТБУФОЩЕ ОПТНБФЙЧЩ ДЙОБНПНЕФТЙЙ (ЛЗ).
чПЪТБУФ (ЗПДЩ) | аОПЫЙ | дЕЧХЫЛЙ |
15 16 17 | 35,34+/-0,69 41,09+/-0,71 44,00+/-0,71 | 22,93+/-0,38 24,24+/-0,41 26,24+/-0,33 |
рПУМЕ РТПЧЕДЕОЙС ДЙОБНПНЕФТЙЙ ТБУУЮЙФЩЧБАФ УЙМПЧПК ЙОДЕЛУ РП ЖПТНХМЕ:
уЙМПЧПК ЙОДЕЛУ = нЩЫЕЮОБС УЙМБ ЧЕДХЭЕК ЛЙУФЙ (ЛЗ) / чЕУ ФЕМБ (ЛЗ)
пГЕОЛБ УФБОПЧПК УЙМЩ (ЛЗ).
пГЕОЛБ УФБОПЧПК УЙМЩ | цЕОЭЙОЩ | нХЦЮЙОЩ |
оЙЪЛБС | нЕОЕЕ 90 | нЕОЕЕ 130 |
оЙЦЕ УТЕДОЕК | 90-119 | 130-159 |
уТЕДОСС | 120-149 | 160-189 |
чЩЫЕ УТЕДОЕК | 150-180 | 190-220 |
чЩУПЛБС | вПМЕЕ 180 | вПМЕЕ 220 |
нЕФПДЩ ПГЕОЛЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС
пГЕОЛБ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС Ч МАВПН ЧПЪТБУФЕ РТПЙЪЧПДЙФУС РХФЕН УТБЧОЕОЙС БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ ДБООЩИ УП УТЕДОЙНЙ ТЕЗЙПОБМШОЩНЙ ЧЕМЙЮЙОБНЙ ДМС УППФЧЕФУФЧХАЭЕЗП ЧПЪТБУФБ Й РПМБ.
гЕОФЙМШОЩК НЕФПД
мХЮЫЙК УРПУПВ ПГЕОЛЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС У РПНПЭША ГЕОФЙМШОЩИ ФБВМЙГ, ПО РТПУФ Ч ТБВПФЕ, ФБЛ ЛБЛ ЙУЛМАЮБАФУС ТБУЮЕФЩ. гЕОФЙМШОЩЕ ФБВМЙГЩ ЫЙТПЛП РТЙНЕОСЕФУС ЪБ ТХВЕЦПН У ЛПОГБ 70-И ЗПДПЧ XX ЧЕЛБ. чЩЫЕ ВЩМЙ РТЙЧЕДЕОЩ ФБВМЙГЩ ДМС ФБЛЙИ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ РПЛБЪБФЕМЕК ЛБЛ ТПУФ, ЧЕУ, ПЛТХЦОПУФЙ ЗПМПЧЩ, ЗТХДЙ.
гЕОФЙМШОЩЕ ФБВМЙГЩ РПЪЧПМСАФ УТБЧОЙФШ ЙОДЙЧЙДХБМШОЩЕ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ ЧЕМЙЮЙОЩ УП УФБОДБТФОЩНЙ ФБВМЙЮОЩНЙ, РПМХЮБЕНЩНЙ РТЙ НБУУПЧЩИ ПВУМЕДПЧБОЙСИ. уПУФБЧМСАФ ЬФЙ ФБВМЙГЩ УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН: БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ ДБООЩЕ 100 ЮЕМПЧЕЛ (100%) ПДОПЗП ЧПЪТБУФБ ЧЩУФТБЙЧБАФ Ч РПТСДЛЕ ЧПЪТБУФБОЙС. ъБФЕН РПЛБЪБФЕМЙ 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 ПВУМЕДХЕНЩИ ЧОПУСФ Ч ФБВМЙГЩ, Ч ЛПФПТЩИ УПИТБОСАФ ЧЩЫЕХЛБЪБООХА ОХНЕТБГЙА (ЙМЙ РТПГЕОФ, ЙМЙ РЕТГЕОФЙМШ, ЙМЙ РТПУФП ГЕОФЙМШ).
пРТЕДЕМЕОЙЕ ЗБТНПОЙЮОПУФЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС
жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ УЮЙФБЕФУС ЗБТНПОЙЮОЩН, ЕУМЙ ЧУЕ ЙУУМЕДХЕНЩЕ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ РПЛБЪБФЕМЙ УППФЧЕФУФЧХАФ ПДОПНХ Л ФПНХ ЦЕ ГЕОФЙМШОПН ТСДХ, МЙВП ДПРХУЛБЕФУС ПФЛМПОЕОЙЕ ЙИ НЕЦДХ УПВПК Ч РТЕДЕМБИ УПУЕДОЕЗП ГЕОФЙМС. вПМШЫБС ТБЪОЙГБ УЧЙДЕФЕМШУФЧХЕФ П ОЕЗБТНПОЙЮОПН ТБЪЧЙФЙЙ.
рТЙНЕТ: АОПЫБ 17 МЕФ ЙНЕЕФ ТПУФ 181,2 УН, ЧЕУ 70,6 ЛЗ, ПЛТХЦОПУФШ ЗТХДЙ 92,2 УН, ПЛТХЦОПУФШ ЗПМПЧЩ 58 УН. чУЕ «БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙЕ РБТБНЕФТЩ ОБИПДСФУС Ч ГЕОФЙМШОЩИ ФБВМЙГБИ Ч РТЕДЕМБИ 75 ГЕОФЙМС, ЮФП УППФЧЕФУФЧХЕФ УТЕДОЕНХ ЗБТНПОЙЮОПНХ ХТПЧОА ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС.
йМЙ ДТХЗПК РТЙНЕТ: АОПЫБ 17 МЕФ ЙНЕЕФ ТПУФ 187,9 УН (97 ГЕОФЙМШ), НБУУХ 46,4 ЛЗ (3 ГЕОФЙМШ), ПЛТХЦОПУФШ ЗПМПЧЩ 58 УН (75 ГЕОФЙМШ), ПЛТХЦОПУФШ ЗТХДЙ 80,1 УН (10 ГЕОФЙМШ). йЪ РПУМЕДОЕЗП РТЙНЕТБ ЧЙДОП, ЮФП ТПУФ НПМПДПЗП ЮЕМПЧЕЛБ ЧЩУПЛЙК, НБУУБ ОЙЪЛБС, ПЛТХЦОПУФШ ЗПМПЧЩ УППФЧЕФУФЧХЕФ УТЕДОЕНХ ЧПЪТБУФОПНХ ХТПЧОА ТБЪЧЙФЙС, Б ПЛТХЦОПУФШ ЗТХДЙ ОЙЦЕ УТЕДОЕЗП. жЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ОЕЗБТНПОЙЮОПЕ.
зБТНПОЙЮОПУФШ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС НПЦОП ПГЕОЙФШ, ЙУРПМШЪХС ДЧХИНЕТОЩК ЛЧБДТБФ ЗБТНПОЙЮОПУФЙ Ч ЛПФПТПН ЙНЕАФУС ЫЛБМЩ ДМЙОЩ Й НБУУЩ ФЕМБ, ОЕПВИПДЙНП МЙЫШ ОБКФЙ НЕУФП РТЕУЕЮЕОЙС ГЕОФЙМШОЩИ ТСДПЧ НБУУЩ Й ДМЙОЩ ФЕМБ.
пВМБДБФЕМА МАВПЗП ЧБТЙБОФБ ЧОЕ ГЕОФТБМШОПЗП ЛЧБДТБФБ ЗБТНПОЙЮОПУФЙ, ОБДМЕЦЙФ ПВУМЕДПЧБФШУС Х ЧТБЮБ У ГЕМША ЧЩСУОЕОЙС РТЙЮЙОЩ ЬФПЗП СЧМЕОЙС.
лЧБДТБФ ЗБТНПОЙЮОПУФЙ (чУРПНПЗБФЕМШОБС ФБВМЙГБ ДМС ПГЕОЛЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС).
  | рТПГЕОФОЩЕ (гЕОФЙМШОЩЕ) ТСДЩ | |||||||
3% | 10% | 25% | 50% | 75% | 90% | 97% | ||
нБУУБ ФЕМБ РП ЧПЪТБУФХ | 97% |   |   |   |   |   | зБТНПОЙЮОПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ПРЕТЕЦБАЭЕЕ ЧПЪТБУФ | |
90% |   |   |   |   |   | |||
75% |   |   | зБТНПОЙЮОПЕ ТБЪЧЙФЙЕ УППФЧЕФУФЧХАЭЕЕ ЧПЪТБУФХ |   |   | |||
50% |   |   |   |   | ||||
25% |   |   |   |   | ||||
10% | зБТНПОЙЮОПЕ ТБЪЧЙФЙЕ ОЙЦЕ ЧПЪТБУФОЩИ ОПТН |   |   |   |   |   | ||
3% |   |   |   |   |   | |||
дМЙОБ ФЕМБ РП ЧПЪТБУФХ |
нЕФПД рПМС вТПЛБ
лТПНЕ ГЕОФЙМШОПЗП УРПУПВБ ПГЕОЛЙ ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС, ТБЪТБВПФБООПЗП МЙЫШ ДМС ДЕФЕК Й НПМПДЕЦЙ ДП 17 МЕФ, УХЭЕУФЧХАФ Й ДТХЗЙЕ. уБНЩН РТЙВМЙЪЙФЕМШОЩН Й УФБТЩН СЧМСЕФУС ТБУЮЕФ ЙДЕБМШОПЗП ЧЕУБ РП ЖПТНХМЕ, РТЕДМПЦЕООПК 100 МЕФ ОБЪБД ЖТБОГХЪУЛЙН БОФТПРПМПЗПН рПМЕН вТПЛПН:
ьФХ ЖПТНХМБ Ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС РТЕПВТБЪПЧБОБ УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН:
жПТНХМБ вТПЛБ ОЕ ХЮЙФЩЧБЕФ ФПЗП, ЮФП Х ЦЕОЭЙО ЪОБЮЙФЕМШОП ВПМШЫЙК УМПК РПДЛПЦОПЗП ЦЙТБ, ЮЕН Х НХЦЮЙО; ЮФП ЧПЪТБУФ ЮЕМПЧЕЛБ ЧОПУЙФ УЧПЙ ЛПТТЕЛФЙЧЩ Ч ТБУЮЕФЩ Й Ф.Д.
рП НОЕОЙА НОПЗЙИ ДЙЕФПМПЗПЧ, ТБУЮЕФЩ ЧЕУБ РП ЖПТНХМЕ вТПЛБ НПЗХФ РТЙЧЕУФЙ Л ФПНХ, ЮФП ОЕЛПФПТЩЕ МАДЙ ЧЩУПЛПЗП ТПУФБ ВХДХФ УЮЙФБФШ УЧПК ЧЕУ ОПТНБМШОЩН, ИПФС ОБ УБНПН ДЕМЕ ПОЙ УФТБДБАФ ЙЪВЩФПЮОЩН, Й ОБПВПТПФ, ОЕЛПФПТЩЕ ОЙЪЛПТПУМЩЕ, ЮЕК ЧЕУ Ч ОПТНЕ, УЮЙФБФШ ЕЗП ЙЪВЩФПЮОЩН.
йОДЕЛУ лЕФМЕ
вПМЕЕ БВУФТБЛФОЩН, ОП ФЕН ОЕ НЕОЕЕ ОБДЕЦОЩН РПЛБЪБФЕМЕН ЗБТНПОЙЮОПУФЙ ТБЪЧЙФЙС, ЙУРПМШЪХЕНЩН ЧП НОПЗЙИ УФТБОБИ НЙТБ РТЙ ЧЛМАЮЕОЙЙ ДПЗПЧПТБ УФТБИПЧБОЙС, СЧМСЕФУС ФБЛ ОБЪЩЧБЕНЩК (ЙОДЕЛУ НБУУЩ), ЙМЙ ЙОДЕЛУ лЕФМЕ. ч ТБУЮЕФ ЕЗП ЧЧПДСФУС ЧУЕ ФЕ ЦЕ ЧЕМЙЮЙОЩ Й ЖПТНХМБ ЧЩЗМСДЙФ УМЕДХАЭЙН ПВТБЪПН:
йОДЕЛУ лЕФМЕ | = | чЕУ (ЛЗ) |
тПУФ 2 (Н) |
чЕУ ФЕМБ Й ФЙР ФЕМПУМПЦЕОЙС
оЕУПНОЕООП, ЮФП НЕЦДХ ЧЕУПН ФЕМБ Й ФЙРПН ФЕМПУМПЦЕОЙС ЙНЕЕФУС УЧСЪШ, РТЙ ЬФПН ПДОБ Й ФБ ЦЕ ЧЕМЙЮЙОБ НБУУЩ ФЕМБ Х ИТХРЛПЗП Й РМПФОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ, РТЙ ПДЙОБЛПЧПН ТПУФЕ, ИБТБЛФЕТЙЪХЕФ ЙИ ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ ТБЪЧЙФЙЕ РП ТБЪОПНХ. йДЕБМШОЩК ЧЕУ ЧЪТПУМПЗП ЮЕМПЧЕЛБ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ФЙРБ ФЕМПУМПЦЕОЙС НПЦОП ХЪОБФШ ЙЪ ФБВМЙГ Й ОПНПЗТБНН, РТЕДМБЗБЕНЩИ Ч ДЙДБЛФЙЮЕУЛПН НБФЕТЙБМЕ ОБ РТБЛФЙЮЕУЛПН ЪБОСФЙЙ. чПУРПМШЪПЧБЧЫЙУШ ЛПФПТЩНЙ, ПГЕОЙЧБАФ РТПГЕОФ ПФЛМПОЕОЙС ЧЕУБ ФЕМБ ПФ ЙДЕБМШОПК ЧЕМЙЮЙОЩ. ьФП ДЕМБАФ ОЙЦЕ РТЕДУФБЧМЕООЩН УРПУПВПН ТБУЮЕФБ ПФЛМПОЕОЙК ПФ ЙДЕБМШОПЗП ЧЕУБ.
пФЛМПОЕОЙЕ ПФ НБУУЩ ФЕМБ
чПУРПМШЪПЧБЧЫЙУШ, ПДОЙН ЙЪ РТЕДМПЦЕООЩИ УРПУПВПЧ (ГЕОФЙМШОЩН, НЕФПДПН рПМС вТПЛБ, ОПНПЗТБННБНЙ) ХЪОБАФ, ЛБЛЙН ДПМЦЕО ВЩФШ ЙДЕБМШОЩК ЧЕУ ФЕМБ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ЧПЪТБУФБ, РПМБ, ТПУФБ, ЙМЙ ДТХЗЙИ БОФТПРПНЕФТЙЮЕУЛЙИ РПЛБЪБФЕМЕК. оП ОЕ ЧУЕЗДБ ТЕБМШОЩК ЧЕУ УППФЧЕФУФЧХЕФ ЙДЕБМШОПНХ. дМС ФПЗП, ЮФПВЩ ЧЩСУОЙФШ ЙНЕЕФУС МЙ ОЕДПУФБФПЛ ЙМЙ ЙЪВЩФПЛ ЧЕУБ ФЕМБ ДПУФБФПЮОП РТПЧЕУФЙ УМЕДХАЭЙК ТБУЮЕФ РП ЖПТНХМЕ:
еУМЙ РПМХЮЕООПЕ ЮЙУМП РПМПЦЙФЕМШОПЕ, ФП ЬФП ХЛБЪЩЧБЕФ ОБ ДЕЖЙГЙФ НБУУЩ ФЕМБ. б ЕУМЙ РТЙ ЧЩЮЙУМЕОЙЙ РПМХЮБЕФУС ПФТЙГБФЕМШОЩК ТЕЪХМШФБФ, ФП ЬФП ЗПЧПТЙФ ПВ ЙЪВЩФПЮОПК НБУУЕ ФЕМБ.