Как изображают солнце разные народы
Солнце
Солнце — источник жизни на нашей планете, поэтому с самой глубокой древности оно являлось прежде всего символом созидательной энергии. У многих народов солярные божества были самыми сильными и могущественными. Они изображались либо как антропоморфные существа с нимбом над головой или диском вместо нее, либо как солнечный круг с человеческим лицом. Также древнейшими солярными символами являются крест и колесо.
Поскольку солнечное тепло может не только давать жизнь, но и убивать, солярная символика имеет как положительные, так и отрицательные черты. В некоторых культурах Солнце выступает не только как основа жизни, но и как убийца. Мотивы черного, мертвого Солнца воплотились в мифологических образах Озириса и Гадеса. Годовой солнечный цикл лег в основу многих календарей и почти всех важных праздников земледельческих народов. В большинстве культур мира отмечаются 4 главные фазы Солнца: зимнее солнцестояние, весеннее равноденствие, летнее солнцестояние и осеннее равноденствие. Поскольку данные фазы являются переломными для сезонных циклов, это определило их огромное влияние на земледелие и, соответственно, календари.
В Римской империи бога Митру почитали как символ непобедимого Солнца. После принятия христианства этот образ распространился на Христа, которого также стали почитать как солярное божество.
Еще в конце III в. в Риме было введено празднование дня рождения Солнца, приходящееся на 25 декабря, и только в конце IV в., после официального принятия христианства, церковь решила отмечать в этот день Рождество Христово.
Некоторые исследователи считают, что образ триединого божества, развившийся в христианскую Святую Троицу, своими корнями уходит в солярную символику и воплощает восход, зенит и закат Солнца. Одновременно эти три солнечные фазы символизируют рост, зрелость и упадок.
Древние славяне поклонялись трем солярным божествам: Хорсу, Даждь-богу и Сварогу. Позднее Солнце представляли как колесо от колесницы Ильи-пророка, в которой он ездит по небу. Считалось, что днем Солнце следит за делами людей, а вечером докладывает о них Богу. Наши предки использовали солярную символику как мощный оберег, украшая свою одежду и предметы домашнего обихода свастиками, крестами, кругами и розетками.
В западной астрологии Солнце управляет активной жизненной энергией. Солярии — это люди, которые обладают привлекательной внешностью и развитым интеллектом. Они способны заряжать окружающих своей энергией, но сами не поддаются чужому влиянию.
Солнечный глаз
Древние часто считали Солнце оком Бога. Важнейшим сакральным символом Древнего Египта был глаз Гора, небесного божества, который в образе ястреба взирал на землю. Египтяне считали, что один его глаз — это Солнце, а второй — Луна. Эллины почитали Солнце как глаз Зевса, римляне — Юпитера, а древние германцы — Одина. В Древнем Иране Солнце считалось глазом Ахура-Мазды. Пророк Мухаммед называл Солнце оком Аллаха.
Солнце Древнего Египта
Солярная символика Древнего Египта достаточно сложна сама по себе и в некоторой степени даже трудна для понимания современного человека. Египтяне представляли Солнце в виде диска, который движется на барке днем по небу, а ночью — под землей. Они считали светило богом Амоном-Ра, которому поклонялись как основе жизни. Однако наряду с этим у Солнца существовали 4 главных ипостаси, которые совпадали с его дневными фазами. Восходящее светило считалось богом Кепти, которого представили в образе скарабея. Таким образом, священный скарабей был символом восхода. Ястреб Гор — это дневное солнце, тогда как светило в зените — это золотой диск Ра. Вечернее солнце представляли в образе бога Хмун, символом которого был баран. Закат же символизировал бог Озирис и яйцо.
Восходящее солнце Японии
Японию называют страной Восходящего Солнца не только из-за крайне восточного по отношению к Европе географического положения. Солярная богиня Аматэрасу является не только главным божеством пантеона местной традиционной религии синто, но и прямой прародительницей ныне правящей императорской династии. Считается, что первый японский император Дзимму был ее внуком. Поэтому солярная символика занимает главное место в японской геральдике на всем протяжении истории страны.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Видео
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Символ Солнца у разных народов мира
Символ Солнца у разных народов мира
Солнце издревле почиталось различными народами мира. Наши предки славяне считали Солнце Богом, и называли его Ра. Солнце боготворят и сейчас, относясь к нему с восхищением и страхом перед его мощью. Солнце – это источник тепла и света, жизни и плодородия. Поэтому у каждого народа есть свои определённые символы Солнца.
С давних времён Солнце воспринималось как верховное божество. В традициях разных народов Солнце могло восприниматься и как женский знак и как мужской знак. Например, Солнце считалось мужским родом в Японии, Германии, а женским родом в Северной Америке, в Новой Зеландии и Океании. Солнце было императорской эмблемой в Китае, а в даосской философской системе изображается знаком «ян».
Особенное значение Солнце имело для коренных жителей Мексики, Перу и Египта. Древние инки с гордостью подчёркивали, что они являются «детьми Солнца», а в Перу бог Солнца изображался в виде человека, с золотым лицом дискообразной формы. У ацтеков Богу войны Уицилопочтли всегда приносили жертвы для поддержания Солнца, считавшегося защитником человеческой расы. Ацтеки относились к нему с почтением, так как Уицилопочтли ежедневно сражался с силами ночи и тьмы, не давая им проглотить Солнце.
Основными символами Солнца, как правило, считаются вращающееся колесо; круг с центральной точкой; диск; свастика; круг в окружении лучей; прямые и волнистые лучи, символизирующие свет и жар Солнца; а также сияющее колесо. В разных странах Солнце изображают по-разному. Например, жители Индонезии рисуют солнце с кошачьей мордой, в США солнце выглядит с хитринкой в глазах, а на Майорке оно грустное. Очень интересно, что на юге Испании люди всегда верили, что Луна – это бабушка Солнца, для малайцев Солнце и Луна являются мужем и женой, в русском фольклоре – они сёстры.
В Японии символом Солнца принято считать хризантему. Этот красивый цветок является символом солнца, дающего жизнь всему живому на земле. Жители Японии с большим уважением относятся к этому цветку, поэтому большое количество времени уделяют его выращиванию и гибридизации. В Японии хризантему так любят, что она даже считается неофициальным символом этой страны. Изображение хризантем встречается на посуде, вазах, тканях.
А вот в Египте символом Солнца всегда был жук-скарабей. Испокон веков скарабей олицетворял одного из древнейших египетских богов Хепри, символизирующего восходящее утреннее солнце. Древний Бог солнца Хепри изображался в виде огромного скарабея, катящего по небесам солнце. Скарабей вызывал особый интерес у египтян, так как в солнечные дни лепил шарики из навоза и перекатывал их по песку в свою норку. Египтяне видели в жизненном цикле жука-скарабея своеобразное воплощение вновь и вновь повторяющегося зарождения солнца.
У древних славян Солнце было Богом и имело четыре сезонные ипостаси:
Коляда—Ярило—Купайла—Световит
Достоверно известно, что древний славянский календарь строился по явлениям четырех сезонных ипостасей языческого бога солнца — Коляда-Ярило-Купайла-Световит, привязанным к четырем астрономическим солнечным событиям года:
— слабенькое зимнее солнце-младенец Коляда — рождается обновленным утром после Ночи Зимнего солнцестояния,
— в День Весеннего равноденствия обращается в окрепшее солнце-юношу Ярило,
— в День Летнего солнцестояния обращается в могучее солнце-мужа Купайла,
— в День Осеннего равноденствия обращается в стареющее и слабеющее мудрое осеннее солнце-старика Световита, умирающее на закате перед Ночью Зимнего солнцестояния, чтобы наутро возродиться обновленным солнцем-младенцем Колядой, вновь набирающим свою солнечную силу.
Календарь наших древних языческих предков.
Солнечный календарь друидов/волхвов всегда был точен, т.к. привязывался не к числу дней в году (он, как и у нас ныне, мог изменяться), а к астрономическим событиям четырех дней — летнего и зимнего солнцестояния и весеннего и осеннего равноденствия, которые происходят в природе независимо от любого календаря.
Дни этих 4-х ежегодных астрономических событий, столь важных для людей и всей природы, были самыми главными и самыми священными языческими праздниками наших предков.
Почти каждую неделю коллекция пополняется: латвийские художники тоже загорелись солнечной темой, да и туристы, не обнаружив изображение светила из своей страны, позже присылают в музей посылки с подарками.
В мастерской при музее фигурки солнца лепят, выжигают, разрисовывают всеми цветами радуги. Каждый посетитель уносит из музея свое солнце.
Амулет Солнца: значение талисмана у славян и в других культурах
Почти каждый народ с высокоразвитой культурой поклонялся Солнцу. Легенды о богах, олицетворяющих небесное светило, можно найти как в скандинавских Эддах, так и в древнегреческом эпосе. Именно поэтому амулет Солнца распространен по всему миру и популярен среди представителей множества цивилизаций.
Божественное воплощение Солнца в разных культурах
С древних времен люди пытались объяснить силу Солнца, поэтому соответствующих божеств можно найти почти в любом пантеоне.
В древнегреческой мифологии
Гелиос олицетворяет собой само Солнце. Он дарует жизнь всему, что есть на земле, но может и покарать смертных, которые были ему неугодны, ослепив их. Считается, что он обитает на восточном берегу океана. Каждое утро Гелиос садится в золотую колесницу и совершает путешествие по небосводу. В конце дня он погружается в ладью, что ждет его на западе, и отправляется на восток по морю.
Еще один древнегреческий бог солнца — Аполлон. В разное время считалось, что он покровительствует охотникам, музыкантам, певцам и скульптурам. Позднее он стал олицетворять собой свет знания и мудрости.
Смотреть все украшения с Солнцем в каталоге SUNLIGHT
В древнеегипетской культуре
Верховный бог древних египтян — Ра. Он изображается, как человек с головой сокола. Каждый день он проплывает в ладье по небесной сфере, которая считается телом богини Нут. Каждое утро она рожает ладью с Ра, а после заката проглатывает ее.
В Японии
Солнечная богиня в японском эпосе носит имя Аматэрасу или Омикам. По преданиям, императорская династия — ее прямые потомки. Это очень важное божество в японском пантеоне, ведь Аматэрасу научила людей выращивать рис, ткать и получать шелковую нить.
В древней Персии
Митра — персидский бог солнца, помогает страждущим и покровительствует тем, кто ищет справедливость. Он считается богом дружбы и согласия. Примечательно, что Митра не считается светилом или повелителем силы Солнца, а скорее, олицетворяет теплую положительную энергетику звезды.
В мезоамериканской культуре
Индейцы называют бога Солнца именем Тонатиу. Он изображается в образе юноши с огненными волосами и красной кожей лица. Бог путешествует по небосклону и освещает землю, а затем спускается в подземное царство. Души павших в боях воинов и принесенных в жертву людей отправляются вместе с ним, чтобы защищать божество до самого рассвета. Тонатиу дарует и отнимает жизни, помогает обрести славу и привлечь удачу.
В славянской культуре
Наши предки особенно почитали Солнце и воплощали его в различных образах:
Также наши предки почитали Хорса — воплощение солнечного диска. Он передвигается по небу на огненной колеснице и несет миру свет, однако считается не богом, а скорее, мифическим персонажем.
Значение амулета Солнца у славян
В славянской культуре Солнце занимало очень важное положение, поэтому существует несколько талисманов, связанных с ним.
Солнечный крест
Значение талисмана Солнца заключается в силе четырех стихий, от которых зависит жизнь. Считается, что амулет также воплощает в себе четыре важнейших для славян дня: летнее и зимнее солнцестояние, осеннее и весеннее равноденствие.
Оберег помогает владельцу обрести мудрость предков, правильно воспитать детей и построить счастливую семью. Хорошо подходит зрелым людям, которые уже определились с жизненными целями. Детям и молодежи носить его не следует.
Талисман, который использует взрослый человек, обеспечит надежную защиту от негативной энергетики для всей его семьи, особенно для маленьких детей.
Черное Солнце
В древности этот талисман носили только волхвы — мудрецы, обладавшие магическими и сакральными знаниями. Значение славянского оберега Солнце в этой ипостаси заключается в разрушении старого и рождении нового, то есть, круговороте жизни и смерти.
Амулет «Черное солнце»
Амулет поможет владельцу раздвинуть грани сознания и откроет для него путь к просветлению. Артефакт позволяет общаться с предками, постигать их мудрость и тайны. Также он обладает мощными защитными свойствами. Носить его рекомендуется взрослым мужчинам. Для женщин больше подходит лунная энергетика, поэтому Черное Солнце будет не самым эффективным талисманом.
Славянский оберег Солнцеворот
Символ зимнего и летнего солнцестояния, который используется с древних времен. В зависимости от направления лучей амулета, может также называться Громовик или Грозовик. Амулет Солнцеворот больше подходит для мужчин.
В древние времена воины брали оберег с собой в походы. Символ изображали на щитах, доспехах и одежде.
Его можно носить с собой или вешать на воротах и над входной дверью для защиты жилья от бед и зла.
Оберег Ярило
Это свастический символ, который изображает Солнце и его лучи. В славянской культуре небесное светило наделяли только положительными чертами. Талисман до сих пор считают надежным помощником в вопросах построения семьи и деторождения.
Славянский оберег Ярило — это мощный источник положительной энергии, который поможет обрести богатство, обеспечит долголетие и защиту от всех болезней. Амулет несет в себе чистый солнечный свет, отражающий любое негативное воздействие, включая сглаз и порчу.
Этот артефакт можно носить всем без исключения. Также его вешают в доме, например, в прихожей или комнате, где семья обедает, проводит досуг.
Славянский оберег Науз
Этот солнечный оберег пользуется широким распространением из-за простоты изготовления. Сплетенный заботливыми руками узел надежно защищает носителя от колдовства и злых сил.
Кукла Спиридон Солнцеворот
Оберег Спиридон Солнцеворот олицетворяет день зимнего солнцестояния, который считается особенным в славянской культуре. Он держит в руках колесо, которое приводит в движение Солнце.
Существует легенда, что Спиридон — это одно из воплощений Сварога, чьей священной обязанностью было следить за сменой зимы весной. С приходом христианства многие языческие праздники были забыты, но зимнее солнцестояние до сих отмечается под названием Спиридонов день.
Кукла представляет собой мужскую фигурку с колесом в руках, изготовленную из ткани. Она может использоваться, как талисман для защиты от негативной энергетики или в качестве атрибута праздника.
Однако чаще для этих целей изготавливают отдельные фигурки. Оберег обычно небольшой, его наряжают в традиционную одежду и подпоясывают красными нитями. Праздничную куклу делают большой и пестрой. Ею могут просто украшать дом или использовать в качестве игрушки для детей.
Значение куклы Спиридон Солнцеворот
Амулет поможет владельцу:
Артефакт станет надежным помощником в делах владельца только в том случае, если будет правильно использоваться. Куклу лучше поставить отдельно от других предметов, рядом с рабочим местом.
Значение оберега также заключается в жизненных изменениях. Людям, которые довольны текущим положением дел, лучше воздержаться от его использования.
Амулет Солнце и Луна
Этот артефакт можно назвать неким подобием китайского Инь и Ян. Значение амулета Солнце и Луна заключается в единении двух противоположных энергетик. Он символизирует отношения между мужчиной и женщиной, а также плоды их любви.
Солнце придает человеку сил, делает его более активным и напористым, а также помогает добиться поставленных целей. Лунная энергетика имеет другую природу. За внешним равнодушием ночного светила скрывается спокойствие и мягкость в сочетании с целеустремленностью и силой воли.
Не зря горячее Солнце стало мужским символом, а прохладная и мудрая Луна — женским. Сочетание этих знаков является универсальным, поэтому такой амулет могут носить представители обоих полов. Людям преклонного возраста и детям от него лучше отказаться.
Оберег в виде Солнца в разных культурах мира
Солнце — это один из ключевых объектов большинства древних культур, поэтому амулеты с его изображением встречаются по всему свету. Самыми распространенными являются такие артефакты:
Как носить амулет Солнца
Большинство талисманов небесного светила нужно носить при себе, подальше от посторонних глаз, например, как подвеску на шее. Также можно использовать перстни или другие украшения с изображением Солнца. Они могут быть металлическими (хорошо подойдет золото или бронза) или деревянными.
Некоторые артефакты лучше проявят себя в доме. Рекомендуется вывешивать их на видном месте недалеко от входа, чтобы обереги первыми встречали и принимали на себя негатив.
Можно ли носить амулет Солнца с православным крестиком
В этом вопросе все зависит от целей использования. Если человек прибегает к помощи креста, как защитника от злых сил, то нет ничего плохого в том, что рядом с ним будет солнечный оберег.
Важно помнить, что такие амулеты используются людьми по всему миру на протяжении тысячелетий, поэтому просто не могут конфликтовать с религиозными символами.
Как очистить, активировать и зарядить солнечный амулет
После приобретения необходимо убрать с изделия чужую энергетику. Для этого достаточно промыть артефакт под проточной водой или положить его на сутки в емкость с солью. После этого необходимо активировать амулет:
Для зарядки амулета можно просто оставить его на подоконнике на весь день, чтобы он напитался силой Солнца, или несколько раз провести его над пламенем свечи.
Если вы оставляете амулет на подоконнике, не забудьте забрать его до наступления темноты, иначе ритуал не сработает.
Солнечный амулет — это источник светлой энергии, который поможет человеку добиться поставленных целей. Он станет надежным проводником по жизненному пути и помощником во всех начинаниях.
Важно только правильно подобрать его, регулярно очищать и заряжать. Следует также помнить, что Солнце олицетворяет светлые силы, противостоящие тьме, поэтому лучше не пытаться использовать обереги в недобрых целях.
У древних славян Солнце было Богом и имело четыре сезонные ипостаси:
Коляда—Ярило—Купайла—Световит
Достоверно известно, что древний славянский календарь строился по явлениям четырех сезонных ипостасей языческого бога солнца — Коляда-Ярило-Купайла-Световит, привязанным к четырем астрономическим солнечным событиям года:
— слабенькое зимнее солнце-младенец Коляда — рождается обновленным утром после Ночи Зимнего солнцестояния,
— в День Весеннего равноденствия обращается в окрепшее солнце-юношу Ярило,
— в День Летнего солнцестояния обращается в могучее солнце-мужа Купайла,
— в День Осеннего равноденствия обращается в стареющее и слабеющее мудрое осеннее солнце-старика Световита, умирающее на закате перед Ночью Зимнего солнцестояния, чтобы наутро возродиться обновленным солнцем-младенцем Колядой, вновь набирающим свою солнечную силу.
Календарь наших древних языческих предков.
Солнечный календарь друидов/волхвов всегда был точен, т.к. привязывался не к числу дней в году (он, как и у нас ныне, мог изменяться), а к астрономическим событиям четырех дней — летнего и зимнего солнцестояния и весеннего и осеннего равноденствия, которые происходят в природе независимо от любого календаря.
Дни этих 4-х ежегодных астрономических событий, столь важных для людей и всей природы, были самыми главными и самыми священными языческими праздниками наших предков.
Почти каждую неделю коллекция пополняется: латвийские художники тоже загорелись солнечной темой, да и туристы, не обнаружив изображение светила из своей страны, позже присылают в музей посылки с подарками.
В мастерской при музее фигурки солнца лепят, выжигают, разрисовывают всеми цветами радуги. Каждый посетитель уносит из музея свое солнце.
Солнце
Точность | Выборочно проверено |
Полнота | базовая |
Читаемость | приемлемая |
Во многих древних цивилизациях Солнце, считалось либо самим Богом, либо видимым его образом / проявлением. Культ Солнца существовал у всех народов, перешедших от кочевого скотоводства к земледелию; он породил индуизм и ислам, сабеизм (культ небесных светил), эзотерическое учение Заратустры, суфизм, пантеизм, культы Ваала, Гелиоса, Саба (Всевышнего), Зевса, Аполлона, Юпитера, Амона, Гора, Осириса, Гарпократа, Тума, Мемнона, Кроноса, Антона, Шамаша, Гарактеса, Феба, Бела (что значит: Высокий, Главный, Царь, Повелитель, Хозяин), Ашура, Ануриса, Адода, Иеговы, Митры, Уиракочи и т. д.
— одним из воплощений тройственного бога: бога-отца и создателя, символами которого служили солнечные лучи — единым богом, чьи символы: само светило, нимб, вращающиеся фигурки, тонзура, солнечные кресты, диск (с крыльями, лучами или глазом) и его производные — розетка, хризантема, лотос, орденская звезда, шар.
Символ богов, могущественных героев: Вишну, Будды, Христа (12 лучей символизируют апостолов) и многочисленных царей, Солнце — хотя и довольно редко — бывает воплощено и в женских образах: в Южной Аравии — богини Илат, а в Японии — Аматерасу, чьим отдаленным потомком является Император, а сама богиня считается поэтому верховным существом японского космоса. Ту же цель преследовали и солнечные гулянья,— обряды, исполняемые египтянами, евреями, финикийцами и другими народами Востока во время равноденствий, солнцестояний и затмений, чтобы помочь Солнцу-Богу в эти трудные периоды его годичного цикла. Опираясь на палку, люди безостановочно ходили по кругу на протяжении всего времени затмения, надеясь таким образом помочь ослабленному Солнцу.» Находясь в зените, точке, расположенной прямо над храмом, в котором определяется время начала сезона дождей, Солнце может видеть всю Вселенную. Свет, излучаемый Солнцем,— это космический разум; он символизирует разум и знание, к которым стремятся все кандидаты на посвящение. Лучи Солнца оказывают на землю небесные воздействия. Солнечный луч, разжигающий домашний очаг, символизирует передачу божественной энергии материи мира; он служит осью, на которой вращаются небесные и земные колеса. Подобно радуге, этот луч — мост, по которому Бог нисходит к человеку, а человек восходит к Богу. Наблюдения за солнечным циклом (чередованием солнцестояний и равноденствий) породили праздники плодородия, сохранившиеся до наших дней. Празднование рождения Солнца 25 декабря, в тот день, когда оно начинает все выше подниматься в небе, стало христианским праздником, ведь Христа можно назвать новым духовным Солнцем; сохранилась очистительная ветвь, которую используют в ритуальном самобичевании и изгнании духов в день весеннего равноденствия, посвященный возрождению, а потом и вознесению бога Солнца; на праздник летнего солнцестояния также повсюду разжигают костры (огни святого Иоанна). Солнце предстает иногда и в своем разрушительном аспекте — палящим зноем, приводящим к засухе, последствия которой противоположны оплодотворяющему действию дождя. Это связывает Солнце со смертью: во всех религиях существуют представления о Солнце Мертвых, темном Солнце, и богах Солнца с черным ликом (Осирис, Гадес).
дневное светило, естественно, занимающее среди всех небесных светил первое место. Многочисленные религии связывают понятие бога с Солнцем в небе; бог Солнца носит среде множества имен имя уничтожителя мрака (вавилонское: «кто освещает темноту, просветляет небо, кто там, внизу, как и наверху, уничтожает зло… Все князья радутся, взирая на тебя, все боги выражают свой восторг тебе…»). В общественном устройстве, основанном на доминировании мужского начала, Солнце большей частью мужского рода, как это соответствует наивному пониманию самого божества (исключение составляет разве только японская богиня Солнца Аматэрасу-омиками, которая, однако, сама является творением бога неба Идзанаки). В областях, где существовала угроза засухи, Солнце со своим жаром могло принимать двойственное или даже негативное значение, или должно было благодаря крови принесенных ему в жертву людей усилить свою работу на небе. с тем чтобы, таким образом, влить во всё новые жизненные силы (Древняя Мексика).
Графическими символами Солнца наряду с известным нам кругом, окруженным лучами, традиционно является в основном знак круга с точкой в центре.
В иконографии солнце изображается целым рядом символов и знаков: золотым диском, диском с лучами и крыльями (часто встречается на Ближнем Востоке), полудиском с лучами (Нихон — «восходящее солнце» — японская императорская эмблема), кругом с точкой в центре (символ самопознания в астрологии), звездой, спиралью, кольцом, колесом, свастикой (или другими крестообразными знаками, передающими вращение), сердцем, розеткой, лотосом, подсолнечником, хризантемой. Солнце могут также символизировать бронза, золото, жел тый или красный цвет, алмаз, рубин, топаз, крылатая или оперенная змея, орел или орел со змеей, сокол, птица Феникс, лебедь, лев, баран, петух или бык. Часто повозку в которой едет солнце, тянут золотые или белые лошади, иногда лебеди. Символами Солнца являются: вращающееся колесо; диск; круг с центральной точкой; круг в окружении лучей; свастика; лучи, как прямые, так и волнистые, символизирующие как свет, так и жар Солнца; сияющие колесницы с солнечными богами, управляющими белыми или золотыми конями, или пересекающими мир в солнечных ладьях; лицо в окружении лучей; глаз; бронзовый Человек; паук в центре своей паутины с исходящими от него во все стороны лучами; солнечные птицы и животные, такие как орел, ястреб, лебедь, феникс, петух, лев, баран, белый или золотой конь, крылатый или хохлатый змей, китайский дракон.
Цикл обращения Солнца символизируют также вращающиеся фигурки: таково происхождение солнечного креста (свастики), четыре оконечности которого заканчиваются лапами или ногами, повернутыми в одном направлении. На нем могут быть изображены животные или руки, расходящиеся лучами от общей оси, что в Древнем Египте символизировало вездесущую тройственность в движении миров и свидетельствовало о стремлении египтян к гармонии с космосом.
Содержание
На доисторических наскальных изображениях в азиатских регионах нередко можно встретить человеческие фигуры с «солнечным колесом» вместо головы, окруженным зубцами, разделенным крестом, причем отдельные секторы состоят из точек (указание на календарное членение года?). В доисторическом наскальном искусстве Северной Африки встречаются картины с быками и баранами, похожими на египетские культовые изображения, у них на голове диск, и они называются «солнечными баранами» и «солнечными быками».
У некоторых племен Африки Солнце связано с женским началом, Матерью. У бушменов это высшее божество.
У шумеро-семитов солнечные боги Шамаш и Ашшур изображаются в виде крылатого солнечного диска.
Культ Солнца египетского Амона-Ра был превращен фараоном Аменхотепом IV (Эхнатоном, 1365—1348 до н. э.) в монотеистическую систему («Так прекрасно светишь ты, Солнце, на светлой поверхности неба, полное живой жизни, положившее вначале начало самой жизни…»).
В солнечной символике обнаруживается многогранность и сложность египетского мышления. Между внешним видом символа (солнце) и носителями символа (боги Солнца) имеются многочисленные связи (пересечения). Имя светила звучит как Ра. Так же называется олицетворяющий его бог. Наряду с ним имеются еще солнечные божества. Хорахти — бог утреннего солнца, к ним относится и Хепри в образе крылатого жука. Атум и боги с бараньими головами (например, Хнум) считаются хозяевами вечернего солнца. Три важнейших дневных образа солнца — это утром жук, в полдень — солнечный диск (то есть сам Ра), вечером — баран. В позднюю эпоху солнцу предоставлялся отдельный образ на каждый час: в первый и второй час — ребенок; в седьмой час обезьяна, пораженная стрелой (лучом солнца); в одиннадцатый и двенадцатый час — старый, опирающийся на палку человек. Изображение в гробнице Рамзеса IX указывает на первые часы по крокодилу, в основе его лежит представление, что бог Солнца по утрам появляется из небесного океана в облике крокодила. Солнечными животными являются также сокол, лев и гриф. Образ восходящего солнца часто связывается с коровьими рогами (небесная корова), с двумя сикоморами, с бантом жизни или со столбом джед.
Керпи — бог-скарабей восходящего солнца, Гор — дневного, Ра — солнца в зените, а Осирис — бог заходящего солнца.
Египетский миф описывает еженощное путешествие Солнца на барке через опасности загробного мира и ежеутреннее его появление из пасти змеи.
Египтяне поклонялись Солнцу в образе единого бога Амона-Ра, Первого, у которого нет второго, выступающего в трех ипостасях: Хепера утром, Ра днем и Тум вечером. Это Солнце-творец обладало тремя достоинствами, символически выражавшимися тремя знаками: Жизнь (крест в виде буквы Т, увенчанный петлей), Сила (скипетр богов и царей) и Стойкость (четыре столпа небес и солнечный луч). Заходящее Солнце иногда изображали в виде яйца (поскольку в момент касания горизонта оно принимает именно эту форму), проходящего через подземный мир, чтобы возникнуть вновь, уже с разбитой скорлупой, на следующее утро; его называли пламенем, рожденным из пламени.
Крылатый диск Солнца — символ солнечного могущества Ра, Атона и возобновления жизни.
У египтян восходящее Солнце — это Гор, Солнце в зените — Ра, а заходящее Солнце — Озирис. Правый его глаз — Солнце, а левый — Луна. Гор, сражающийся с Сетом, принявшим облик змея Апопа, это сила Солнца сражающаяся с тьмой.
По поводу Аполлона и Гелиоса, как богов-солнце, см. АПОЛЛОН.
В Древней Греции солнце представлял Гелиос, в то время как древнеримского Сола время от времени заменял Аполлон, представляя сияние солнечного света.
Согласно орфическому учению, Солнце, расположенное в центре Вселенной, поддерживает связь и гармонию между планетами, вращая их вокруг себя силой притяжения, и потоки солнечных лучей приводят в движение весь космос. В молитвах это светило называют цепью, соединяющей все сущее, притягательным и искупительным началом, освобождающим и вдохновляющим силы оплодотворенной им природы.
В Древней Греции солнце считалось глазом Зевса.
У платоников Солнце — «автор всего видимого. порождения, питания и роста». Тепло и свет Солнца — созидание и мудрость. У пифагорейцев десять солнц — циклическое совершенствование.
У греков Солнце — глаз Зевса. Аполлон в облике Солнца убивает Пифона тьмы. У орфиков Солнце — «Отец всего», «Великий Создатель и питатель всего сущего, правитель мира». Солнце — сердце, а Луна печень вселенной.
У кельтов — женское начало.
скандинавской легенде о смерти молодого красивого бога света Бальдра, но обе эти легенды основаны на символической теме солнечного затмения, его исчезновения в ночные часы или сезонного усиления и уменьшения силы его свечения.
В Скандинавии солнце считалось глазом Одина.
У народов Скандинавии — глаз Одина (Бодана), всевидение. Солнце изображается в виде солнечного змея.
У тевтонов: Солнце — женщина и Мать, а Луна — Отец.
У славян солнечный бог изображается в облике прекрасного юноши или, временами, как рождающееся ежедневно и ежедневно же умирающее; в символике славян Солнце и Луна могуть меняться полами.
У китайцев ян, «великое мужское начало», Небо, глаз дня, активная сила, оживляющая землю. Солнце — один из двенадцати символов власти. Десять Солнц на дереве символизируют конец цикла. Петух и трехлапый «красный» ворон живут на Солнце: три ноги символизируют восходящее, полуденное и заходящее солнце.
Японский миф предлагает несколько фарсовую трактовку этой темы: богиня солнца Аматэрасу пряталась в пещере, и потребовалась хитрость, чтобы выманить ее оттуда.
В Японии люди ходили вокруг Священной горы Фудзиямы, а в Осаке — сто раз обходили священную ограду, нараспев повторяя при этом молитвы.
У японцев Солнце — богиня женщин и змей Аматерасу; «та, что владеет великим солнцем», рожденная из левого глаза Идзанаги и от кого, как считается, происходит микадо — восходящее Солнце. Символ Японии.
Согласно мистическим представлениям чорти (майя), солнечные лучи распространяют материальный и духовный свет, озаряющий мир и человеческий разум, и наделяют предметы магической силой, исчезающей с заходом Солнца.
Находясь в зените, точке, расположенной прямо над храмом, в котором определяется время начала сезона дождей, Солнце может видеть всю Вселенную. Древние мексиканцы и майя называли эту точку глазом Солнца и изображали его в виде двойного кружка на месте глаза на фигурках бога дождя Тлалока.
Для американских индейцев движение Солнца по его дневной и годовой траектории служит символом цикла человеческой жизни. Это светило принимает человеческий облик, чтобы поднять горизонты человека до божественного уровня; оно — модель настоящего человека. Солнце олицетворяет собой закон вечного обновления.
Каждые 52 года, в момент совпадения дат солнечного в гадального календарей, майя и ацтеки, считая, что жизнь светила может угаснуть, и желая избежать конца света, проводили особые обряды, дабы умилостивить богов: это называлось праздником нового огня, в ходе которого приносились человеческие жертвы.
Верховный бог инков Виракоча, создатель и вдохновитель всего сущего,— Дух, могущество которого проявляется в Солнце, а земным воплощением служит царь, Сын Солнца. Мумии умерших правителей переносили на рыночную площадь в Куско и поклонялись им столь же ревностно, как и образам богов. В пышном храме Куско антропоморфный образ Виракочи, повернутый лицом к востоку, был окружен множеством сверкающих лучей.
Четырьмя солнцами ацтеки называли четыре эпохи существования человечества, которые предшествовали пятой (той, в которой мы живем). Эти эпохи связаны с четырьмя природными стихиями, странами света и божествами.
— Первое Солнце, науи-Оцелотлъ (четыре-Ягуар), связанное с Землей, Севером и богом Тецкатлипокой, символизирует ночное движение Солнца. — Второе, науи-Эхекатлъ (четыре-Ветер), связанное с Воздухом, Западом и богом Кетцалькоатлем, изображаемым в виде обезьяны с надутыми щеками,— это заходящее Солнце. — Третье, науи-Квиауитлъ (четыре-Дождь, или Солнце Огненного Дождя), связанное с Огнем, Югом и богом Тлалоком, уступило место — науи-Атлю (четыре-Вода), соответствующему Востоку, богине воды Кальчиуитлики, а затем — пятому Солнцу, науи-Оллину (четыре-Движение), посвященному Тонатиу,— это Солнце погибнет в результате землетрясения.
Символом Солнца, находящегося в зените, выступает бог Уицлипочтли.
Ацтеки верили, что для придания Солнцу энергии, необходимой для движения и, главное, ежедневного возрождения, светило следует кормить. Отсюда и пошел обычай ритуальных жертвоприношений — ведь насытить Солнце можно только человеческой кровью (драгоценной водой).
Древние инки особо подчеркивали, что являются «детьми Солнца»; перуанский бог Солнца изображался в виде человека с дискообразным золотым лицом. В ацтекском культе Пятого Солнца бог войны Уицилопочтли требовал новых и новых жертв для поддержания сил солнца — защитника человеческой расы. … обе эти легенды основаны на символической теме солнечного затмения, его исчезновения в ночные часы или сезонного усиления и уменьшения силы его свечения.
У ацтеков: чистый дух, воздух, Кетцалькоатль; орел символизирует восходящее Солнце и небесное начало, а тигр или падающий орел — заходящее Солнце и земное начало. Хохлатая змея — солнечный символ. Ацтеки и инки были «детьми Солнца».
У инков солнце изображается в форме человека с лицом в виде испускающего лучи золотого диска и считалось «предком».
Солнце почитается как свет Будды у буддистов, Великого Духа — у индейцев Северной Америки, Бога-Отца — в христианстве.
У индейцев Америки Солнце — всеобщий дух, сердце Неба. В некоторых племенах Солнце становится женским началом, Матерью, в других Солнце и Луна считаются мужчиной и его женой или братом и сестрой. Танец Солнца(см.) — один из важнейших ритуалов.
Важнейшим культурным регионом, в котором почиталось Солнце, является, без сомнения, Древнее Перу, где Солнце рассматривалось в качестве родоначальника и покровителя народа инков. Инка Гарсиласо де ла Вега (1539—1616) описывает солнечный храм столицы Куско так: «Все четыре стены сверху донизу были покрыты золотыми плитами и брусками. В передней части, что над главным алтарем, стояла фигура Солнца, состоящая из золотой плиты, которая была вдвое толще по сравнению с плитами, какие покрывали стены. Фигура с ее круглым лицом и ее огненными лучами и пламенем была изготовлена из цельного куска точно так, как она изображалась художниками. Она была так велика, что занимала всю переднюю часть храма от одной стены до другой… По обеим сторонам от изображения Солнца располагались как его сыновья тела мертвых царей, набальзамированных таким неизвестным никому образом, что они выглядели как живые. Они сидели на своих, поставленных на золотые балки, золотых стульях, на каких они имели обыкновение сиде ть… Врата храма были выполнены в виде покрытых золотом порталов. По стенам храма с внешней стороны проходили карнизы, сделанные из золотых, свыше локтя толщиной, досок, которые охватывали все здание словно венцом». Отождествление Солнца с золотом в южноамериканских Андах осуществлялось с такой последовательностью, как, очевидно, ни в каком другом месте, и символическая идеальная связь неизменности «благородного металла» с мумифицированием также бросается в глаза, как и в древнеперуанских храмах Луны, где женские предки главы рода облекались в серебро и почитались.
Небесные явления не занимают в австралийской мифологии столь большого места, как в развитых мифологиях. Немногочисленные сказания о небесных светилах включаются в круг тотемических мифов. Луна (месяц) представляется мужчиной, первоначально принадлежавшим к тотему опоссума. С каменным ножом месяц поднимается на небо, бредет на запад,/за тем спускается по дереву на землю. Наевшись опоссумов, месяц увеличивается в размерах (полнолуние), утомленный, принимает вид серого кенгуру; в этом виде его убивают юноши, но один из них сохраняет кость кенгуру, из которой снова вырастает месяц (новолуние). Солнце представляется девушкой, поднявшейся по дереву на небо, плеяды — девушками из тотема бандикута, ставшими свидетельницами церемонии посвящения юношей и по этой причине превратившимися в камни, а затем в звезды. (из ст. Австралийская мифология)
Этот антропогонический и одновременно тотемический миф сплетен с мифом космогоническим: в начале времен была тьма, и постоянная ночь давила на землю, как непроницаемая завеса, затем появилось солнце и разогнало тьму над Илбалинтья (тотемный центр бандикутов). (из ст. Австралийская мифология)
В мифах северных и юго-восточных племен Австралии наряду с тотемными предками есть и более обобщенные и, по-видимому, развившиеся позднее образы «надтотемных» мифических героев.
Мать и отец могут принадлежать к различным, иногда сразу к нескольким тотемам (каждая часть их тела может иметь свой тотем) и, соответственно, являться общими предками (то есть носителями и первоисточниками душ) различных групп, людей, животных, растений.
В мифах фигурируют обычно не одна, а несколько «матерей», иногда две сестры или мать с дочерью. Эти сказания и соответствующий им ритуал связываются с одной из «половин» (фратрий) племени, что допускает и предположение о частичном генезисе образов матерей из представлений о фратриальных прародительницах.
Сестры Ваувалук (так их называют юленгоры и некоторые другие племена) представляют собой своеобразный вариант тех же матерей-прародительниц, воплощающих плодородие. В образе змея-радуги, широко известном на большей части территории Австралии, объединяются представления о духе воды, змее-чудовище (зародыш представления о «драконе»), магическом кристалле (в нем отражается радужный спектр), употребляемом колдунами. Проглатывание и выплевывание змеем людей связано (как и у других народов) с обрядом инициации (символика временной смерти, обновления). Р. М. Берндт находит в проглатывании змеем сестер также эротическую символику, связанную с магией плодородия.
У маори Солнце и Луна — глаза Неба. У народов Океании чаще всего Солнце считается Матерью всего, Луна — Отцом, а звезды — детьми; в некоторых частях Океании Солнце и Луна считаются детьми первых мужчины и женщины. Солнце — «великое глазное яблоко».
В Иране солнце считалось глазом Ахуры Мазды (иногда называемого Ормуздом.
У митраистов Митра — солнечный бог. Сол, его квадрига и Кауто обычно изображаются справа, а Луна и Каутопат слева от Митры.
У иранцев Солнце — глаз Ормузда. «Тот, кто чтит Солнце, которое бессмертно, правит быстрыми конями… чтит Ормузда, чтит Архангелов, чтит свою собственную душу». Крылатый диск Солнца символизирует также Ормузда (Ахура Мазду).
В Индии эти лучи сравнивают со стрелами или волосами Шивы, и Солнце считается началом и концом всех явлений.
В Индии олицетворением восходящего Солнца являются прекрасная и юная богиня Усас, которая рассеивает тьму и блистает в облачении из света, и бог зари Аруна. Два образа Солнца, пассивный и активный, представляют Суръя (ее символы — птица, лошадь, колесо или колесница), сияние которой рассеивает тьму, болезни и злые Силы, прекращает дождь; и Савитар, божественная сила, сообщающая импульс движению всей природы.
глаз Варуны. Индра — солнечный бог и побеждает дракона хаоса и тьмы, Вритру. Шива — Солнце, чьи лучи являются созидательной Шакти, несущей жизнь в мир. Солнце — это «мировая дверь», вход для знания и бессмертия. Строенное дерево с тремя солнцами символизирует Тримурти. Дерево с двенадцатью солнцами означает Адитьев, знаки Зодиака и месяцы года. Эти двенадцать форм солнца будут появляться одновременно, как одно в конце цикла проявления.
Солнце почитается как свет. У буддистов Солнце — свет Будды.
У даосов Солнце — это «ян» и великая небесная сила; Солнце и Луна вместе символизируют сверхъестественное существо, все сияющее.
Тепло Солнца, согревающего тело человека, и свет, который оно излучает, превратились в Библии в символы Божественного Духа, воспламеняющего сердце и открывающегося разуму.
В Книге Бытия Солнце символизирует откровение и учение. Останавливающееся Солнце означает явление Бога, а заходящее — отсутствие Божественного Духа: И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня (Амос, VIII, 9). —• Лежит в изнеможении родившая семерых, испускает дыхание свое; еще днем закатилось солнце ее, она постыжена и посрамлена (Иер. XV, 9)*
В Библии символика Солнца иногда имеет отрицательное значение всепожирающей страсти, ярости, эгоизма (Иов хвалит себя за то, что не поклонялся Солнцу и Луне, то есть не верил в собственную мудрость).
У евреев: божественная воля и водительство. Только в Ветхом завете Библии — в противоположность культу Солнца «язычников» — Солнце рассматривается всего лишь как одно из двух «светил», которым Бог определил место на небосводе.
Гностики считали, что Солнце двойственно…— Солнце белое и Солнце черное, Михаил и Самуил… что это астрономический и космический символ двух противоположных видов света и двух змеев, означающих хорошее и дурное, добро и зло, Бога и Сатану. Эти представления они воплощали в образе переплетенных добрых и злых лучей Солнца.
Теологи считают его субстанцией святой силы и видимым образом ее духовного бытия.
В христианском образном мире восходящее все снова и снова на востоке Солнце является символом бессмертия и воскресения, и Христос на мозаике 4 в. отождествляется с Гелиосом в лучезарном ореоле на солнечной колеснице либо выступает судьей мира, окруженный солнцеобразным нимбом. Так как Христос также является властелином времени, то он связывается с установлением продолжительности дня по Солнцу, что особенно часто отображается в романском искусстве.
У христиан Солнце — Бог-Отец, правитель и опекун вселенной, излучающий свет и любовь, Христос, «Солнце праведности», Логос, божественное начало в человеке. Солнце и Луна, изображенные вместе с распятием, означают двойственную природу Христа и силы природы, поклоняющиеся Господу Вселенной. Солнце — местопребывания архангела Михаила, а Луна — Гавриила. Фому Аквинского изображают с Солнцем на груди.
Христос — «Солнце правды» — занял место популярного в поздней Римской империи бога Митры — символа возрождения Непобедимого Солнца.
Солнце, луна и звезды были созданы на четвертый день СОТВОРЕНИЯ МИРА. Иосиф (1), сын Иакова, видел сон о том, что они поклоняются ему. Солнце и луна изображаются в сцене РАСПЯТИЯ ХРИСТА (II). Жена Апокалипсиса, «облаченная в солнце», — см. ДЕВА МАРИЯ (4).
Солнце — символическое выражение Христа. Это толкование восходит к пророчеству Малахии 4:2, где говорится: «А для вас, благоговеющие перед именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его…» Солнце и луна изображаются в качестве атрибутов Девы Марии, ибо в Откровении 12:1 говорится: «…жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна». Солнце и луна часто присутствуют в сценах распятия: здесь они служат выражением скорби всего сотворенного о смерти Христа. Св. Фому Акви-нского иногда изображали с солнцем на груди.
В Древней Греции солнце считалось глазом Зевса, в Скандинавии — Одина, в Иране — Ахуры Мазды (иногда называемого Ормуздом), в Индии — Варуны, Мухаммад называл его глазом Аллаха. Солнце почитается как свет Будды у буддистов, Великого Духа — у индейцев Северной Америки, Бога-Отца — в христианстве.
Солнце почитается как свет Бога-Отца.
«Это видимый образ Божественной Благодати… трансцендентный архетип Света» (Дионисий). «Нет ничего доступного взору во всем мире, что было бы более достойно служить символом Бога, нежели Солнце, которое проливает свет видимой жизни сначала на себя, а затем и на все небесные и земные тела» (Данте).
Мухаммад называл его глазом Аллаха.
У мусульман это всевидящий, всезнающий Глаз Аллаха. «Это Солнце есть отражение того Солнца, что скрыто завесой» (Руми). Сердце Вселенной и «знак Бога на Небесах и Земле».
В астрологии Солнце, как и в античности, рассматривалось в качестве одной из движущихся «планет», по зримому обращению которой вокруг Земли определялась продолжительность года. Как и Луна, Солнце считалось «главным светилом» со свойствами: «мужской, горячий, господствующий». Положение Солнца в зодиаке (см. Звезды) определяло, под каким «знаком» рождался человек. Солнце имело в созвездии Льва свой «дневной дом» и, возвышаясь, достигало Овна, а снижаясь, попадало в созвездие Водолея. В астрологии Солнце — это жизнь, живучесть, воплощенный характер личности, сердце и его устремления. Сердце мира, центр управляемой им системы, Солнце находится в середине круга зодиака и играет первостепенную роль в катальном гороскопе человека. Астрологи считают, что его свойства — тепло, сухость, мужское и положительное начала.
В алхимии Солнцу соответствует блистающее золото («Солнце земли, король металлов»), астрологически оно сопряжено с созвездием Льва.
«Черное солнце» — алхимический символ необработанного, первичного состояния вещества.
У алхимиков это разум. Sol et Luna — это золото и серебро, король и королева, душа и тело, и т. п. Sol niger est prima materia. Планетарный знак Солнца, круг с центральной точкой, — символ завершения «Великой Работы».
В качестве солнечного цвета ценился оранжево-желтый, а из драгоценных камней сопряженными с Солнцем считались алмаз, рубин, топаз, хризолит и гиацинт. Согласно традиционной символике Солнце отвечало за царский и отцовский авторитет, за положение человека в мире, за славу и победу, за сердце, а также за силу воли и жизненную силу.
Его цвет — золотой, металл — золото, день — воскресенье, положение на небе — Зенит, возраст — начало возмужания, цветок — цикорий или молочай-солнцегляд.
Солнце и Луна, два физических мировых светила, в масонской символике — образы первого и второго наставника и надзирателя, они обозначают, что «каждый истинный свободный каменщик и брат как днем, так и ночью должен искать свет истины и никогда не впадать во мрак порока и нечистоты» (Баурнёпель, 1793).
Солнце было эмблемой Людовика XIV, короля Франции.
На гербах Солнце изображалось в виде либо лица, либо диска в окружении прямых или прерывистых (мерцающих) лучей.
Солнце, испускающее свои лучи из-за туч. //Мой блеск невозможно скрыть. Достоинство и великолепие, сопутствующие добрым деяниям, на некоторое время могут быть затемнены. Но полностью спрятать их так же невозможно, как и солнце. [СЭ-II,таб.56-11,с.342]
Солнце, садящееся в море. //Солнце еще прекрасно, хотя уже готово уйти с небосклона. символ показывает нам, что добрый и благочестивый человек, как бы он ни, был расстроен, и в каком бы подавленном настроении или униженном положении он ни находился под воздействием неблагоприятных обстоятельств или превратностеп судьбы, тем не менее, он достоин восхищения и похвалы, и в свое время он снова поднимется и преуспеет в почестях и славе. [СЭ-II,таб.36-15,с.258]
Солнечное затмение. //Теперь обо мне больше думают и лучше замечают. символ означает, что испытания и несчастья побуждают нас к размышлениям о Боге и наших судьбах, тогда как в другое время мы склонны этим пренебрегать. Пословица. На солнце обращают внимание, лишь когда наступает его затмение. Иными словами — неудачи склоняют наши очи и уста к горнему миру. [СЭ-II,таб.22-13,с.197]
Солнце над деревом с густой листвой. //Зима прошла. символ означает возвращение лета или периода процветания, наступившего после периода бедствий и безутешности. [СЭ-II,таб.40-6,с.276]
Солнце//Оно сияет не для себя одного, но для всей Вселенной. символбескорыстности. [Эмблемата-2; табл.4-7, с.122]
Солнце, изливающее свои лучи на циферблат солнечных часов. //Во тьме мы никому не нужны. символ демонстрирует, что до тех пор, пока наши поступки не освещены сиянием солнца праведности, они не принесу г никакой пользы ни нам, ни окружающим. [СЭ-II,таб.43-1,с.289]
Солнце, сияющее в полную силу. //Только оно одно. символ Творца, в котором больше блеска, энергии и полезности, чем в любом другом существе. Прекрасная эмблема причины всех вещей. Она столь прекрасна, Что заблудшие народы падают ниц, Принимая копию за оригинал. [СЭ-II,таб.52-11,с.327] Полуденное солнце над спокойным морем.//Меня невозможно иссушить. символ на истинное благо возможно нападать, но невозможно победить. [Эмблемата-2; табл.15-8, с.166]
Солнце, сияющее в полную силу. (См. рис.12 в табл. 52.) [СЭ-II,таб.41-1,с.280]
Солнце, сияющее сквозь облака. символ угнетенного достоинства и его грядущего сияния во время, когда развеются облака и омрачения. [Эмблемата-2; табл.15-10, с.166]
Заходящее солнце. //Не без сожаления. Свет небесный почти закончил свое ежедневное движение и, устремившись к цели, опускается все ниже и ниже. Кажется, что он находится на самой последней грани, отделяющей ночь ото дня. Его шар в точке заката становится все больше и больше, тени удивительно удлиняются, чтобы затем совсем потеряться в неразличимой темноте. символ тех благодеяний, которые мало ценишь, пока ими обладаешь, но когда приходит пора расставаться с ними, вдруг начинаешь осознавать их подлинную ценность, а безнадежно потеряв, горько жалеешь об их утрате. [СЭ-II,таб.52-4,с.326]
Солнце за облаками. //Оно скрыто, но тем временем готовит свои громы. Это символ возмездия, которое в тайне готовит все необходимое для сокрушения порочных людей, обрушиваясь на них неожиданно, невидимо и в тот-самый момент, когда об этом меньше всего подозревают. [СЭ-II,таб.34-13,с.248]
Солнце, сияющее сквозь облака. //Мои страдания — моя слава. символ мученика за веру, чьи боли и страдания оборачиваются его славой. [СЭ-II,таб.27-9,с.216]
Солнце. //Оно повсюду сеет благо. символ благочестивого и доброго христианина или благословенного Спасителя нашего, который посвятил свою жизнь всецело творению добра. Его жизнь всегда будет примером для подражания тем, кто идет тем же путем. [СЭ-II,таб.47-3,с.306]
Солнце. //Оно сияет, повсюду распространяя свои лучи. Когда восходит солнце, розовеет восток. Возвышенности, расположенные на западной стороне, золотятся в потоках сияния и блеска. Холодные северные местности радуются его приятному теплу. Южные же территории изнывают от его огня. Таким же образом влияние Солнца Праведности является расплывчатым и не имеет определенных границ. Прежние поколения уже ощутили его влияние, и поколения, которые еще не родились, насладятся им в будущем. Блага, принесенные его смертью, распространяются на прошлые, настоящую и грядущие эпохи существования человечества. [СЭ-II,таб.51-10,с.322]
Солнце. //Я слишком яркое, чтобы на мне задерживать взгляд. символ Бога. Со вершенство Всевышнего делает его непостижимым Он неведом нам, потому что слишком велик, чгобы мы смогли его познать. Так лее и солнце как бы невидимо для нас вследствие своего мощнейшего ослепляющего света. [СЭ-II,таб.50-3,с.317]
Солнце II луна. //Я преуспеваю, когда вы обращаете на меня свой взгляд. символ, что пока мы находимся под наблюдением и воспитующим надзором Божественной Власти, и она удостаивает нас своим вниманием и заботой, мы будем на подъеме. До тех пор, пока будет сохраняться взимное общение и связь между нами и этой властью, пашей судьбе будет сопутствовать удача и успех. [СЭ-II,таб.46-13,с.303]
Солнце в Зодиаке. //Я не скиталец и никогда нс уклоняюсь от курса. символ праведного и доброго человека, который, подобно солнцу, постоянно придерживается путей благочестия и святости, и никогда не уклоняется от этого пути, а являет миру блистательные образцы своей непогрешимости. [СЭ-II,таб.46-14,с.303]
Солнце. //Его доброта не имеет пределов. символ божества. Неиссякаемый источник тепла, Чьими лучами изукрашен лик природы, символ всего доброго и великого, Прекрасного или благодатного, Чьи божественные отеческие лучи Изливают жизнь и сеет на все, Что находится под ним. [СЭ-II,таб.46-15,с.303]
У герметиков «Солнце — божественный оживитель всего»
Солнце Таро внутри треугольника — первой геометрической фигуры — служит в геральдическом искусстве символом творящего первоначала, которое раскрывается людям в трех ипостасях.
В иконографии Солнце изображалось большей частью как солнечное божество с лучезарным нимбом вокруг головы или в виде лучезарного диска с человеческим лицом.
Атрибут персонифицированной ИСТИНЫ, поскольку в его свете все становится ясным. Она держит его в руке. Аналогичным образом оно высвечивает любовные связи Марса и Венеры (8). аллегорическая фигура Правды в западном искусстве часто изображается с солнцем в руках