Как изобразить мысли на рисунке
Эмоция в рисунке
Здравствуйте все. Для тех, кто вдруг меня видит первый раз меня зовут Екатерина Крюкова. Я художник-педагог, член Союза художников России и основатель Художественной Школы Jotto. Школу мы основали вместе с моим мужем, Артуром, который делает вместе со мной всю важную техническую работу, поэтому в эфире мы сегодня можно сказать, вдвоём. Артур за кадром он сейчас как раз занимается настройкой и организацией.
Тема у нас эфира заявлена «Эмоции в рисунке». Что это значит? Это значит, что мы сегодня поговорим с вами о том. Как рисовать так, чтобы зрителю было интересно? Насколько важна яркая, эмоциональная, волнительная подача. Как сочетать рациональное и эмоциональное в рисунке?
Для многих начинающих и для художников, особенно самоучек, прямо очень важная. Потому что сочетать именно в определенной пропорции уделять внимание, и качественному такому серьёзному построению и в то же время передавать свои мысли и чувства. Ну не всегда сразу это всё получается, и поэтому приходится учиться пробовать. Вот поэтому давайте сегодня поговорим именно об этом. Я эту тему очень сама люблю, потому что в свое время столкнулась так, как я сама получала базовое академическое образование художественное. И очень долго рисовала, так как положено, так как правильно, то, когда я вышла уже из учебного заведения, в моем случае из нескольких учебных заведений, то приходилось уже делать какие-то свои авторские вещи.
Вообще эмоция в рисунке при изображении, ну давайте так. Для начала рисунок это подразумевается то, что нарисовано карандашом, то есть это не этюд красками. То, что сделано простым карандашом то, что сделано графическими материалами и средствами, это мягкие материалы, уголь.
И там, и там есть вот это звено рацио и эмоцио. Если в учебном рисунке мы изображаем предметы, объекты, людей, сюжеты не важно что, то как мы их видим то, как их должен увидеть зритель. Да то, как мы их понимаем с точки зрения теории изобразительного искусства, точки зрения, перспективы, анатомии, конструктивного построения с точки зрения пространственного решения, тонального решения, фактурного и так далее и так далее.
То в творческой интерпретации, в творческом рисунке мы показываем всё, что мы изображаем, то, как мы хотим видеть, и так, как мы хотим изобразить, так хотим передать. Поэтому в учебном рисунке эмоциональность ограничена изобразительными средствами.
Здесь эмоции присутствуют, ну, постольку поскольку, потому что они не должны заглушать, не должны перекрикивать саму суть, саму суть задания. Мы уже на одном из эфиров говорили об академическом рисунке. Он сохранён (https://jotto8.ru/blog/osobennosti-akademicheskogo-risunka ), если кому интересно, можете потом посмотреть и там говорили об как раз учебном рисунке, что в нём обязательно стоит какая-то задача и большая цель. Задачи обычно 3, цель одна всегда.
И именно на выполнение их вкладываются все силы художника, поэтому эмоции здесь минимум. Эмоции задаются только при акцентах. При расстановке акцентов, мы про это дальше немножечко поговорим. А в творческом рисунке эмоции обычно гипертрофированы, то есть здесь художник может работать так, как ему хочется так, как ему можется и так, как он считает нужным, поэтому творческие креативные рисунки они обычно очень эмоциональные, очень энергетически наполнены. Там такие резкие штрихи. Темные сочетания контрастных, тёмных и светлых пятен, много фактур и прочее.
А значит, эмоционально выразительный рисунок, что это значит? Это значит, что этот рисунок образный, то есть он создается с целью передачи изображения, выражение какого-то художественного образа. Это сама мысль, сама идея художника, что он хотел донести? Не просто перерисовка с фотографии, не просто копирование живой модели, а идея, которая туда заложена, если мы изображаем, скажем, бегущую лошадь, то мы хотим изобразить не столько внешне её очертания и клубы дыма, сколько динамику, экспрессию, силу, мощь. Если мы изображаем человека, мы хотим передать его характер, если мы изображаем пейзаж, мы хотим передать какое-то состояние психологическое, эмоциональное. Почему именно этот пейзаж именно в этом состоянии нас трогает? Поэтому эмоции работают на образ художественный и на смысл всего того, что мы делаем в рисунке.
В эмоционально выразительном рисунке этот образ создаётся за счёт простых изобразительных средств. Вообще любая эмоция передаётся за счёт изобразительных средств. Они всегда одни и те же в графике эта линия, штрих, пятно. Больше нет. Есть вариации сочетание, допустим, фактурное сочетание. Кстати, был эфир про фактуры, он у нас не сохранился. Если будет интересно, мы повторим, потому что тема была такая достаточно важная и очень запомнился этот эфир по вопросам всех, кто смотрел.
Штриховка может быть по форме, против формы, перекрёстная, параллельная, разносторонняя, разнонаправленная и т.д. Пятно также может быть абсолютно разным: по силуэту, по характеру, по тону и прочее. Средств изобразительных в рисунке может быть очень много и все они работают на передачу эмоции, художественного образа, живого выражения авторской идеи в графике.
В изобразительном искусстве то же самое. Нужен каркас, костяк, классическая основа и к ней мы добавляем эмоциональную часть, именно на стыке эмоцио и рацио рождается произведение, хорошая работа, грамотная графика.
Я буду попозже показывать примеры работ художников, в основном это мои работы, учебные, творческие. И мы на их примере увидим с вами это и другие явления.
Это чёткое деление, важное и второстепенное есть у всех великих художников. Если посмотрите любую картину, рисунок, вы это видите – есть самое важное в портрете, есть антураж, который не так важен. Или в пейзаже есть второй план, который всегда характерен ярко выраженный, прописан детализировано. Есть первый план, через который мы проскакиваем, когда смотрим на изображение и задник условный, практически нет деталей, нет характерных особенностей.
Также стоит тактично использовать фактуры в рисунке и самое главное не столько тактично, сколько уместно, потому что не в каждом рисунке обилие фактур важно. Например, при академическом рисовании, при учебном рисовании – фактуры ярко выраженные не всегда нужны. Нужны для передачи фактуры дерева, если мы рисуем натюрморт с корзинкой или фактуру волос с характерным блеском. Всё остальное не стоит передавать, чтобы не перегрузить работу.
Поэтому фактуры и в творческом, и в учебном рисунке важны. Но они должны стоять на своём месте и дозировано.
Экспрессивность в рисунке такая сильная, энергетическая, мощная динамика тоже важна, но, не всегда уместна. Обращать внимание на экспрессию стоит, особенно, в рисунке творческом. Это прям вот конёк современных художников, особенно, при передаче движения, при передаче какого-то характерного поворота.
Поэтому экспрессию учитывать стоит, показывать стоит при помощи наших изобразительных средств, о которых мы в начале говорили, например, жёсткой штриховки или за счёт мягкого списывания. Но не перебарщиваем с экспрессией. Излишне экспрессивные, излишне динамичные рисунки они тоже дают усталость для зрителя.
Так же важна в эмоциональном, выразительном рисунке ассоциативность, то есть мы изображаем не всегда то, что мы видим и то как видим. Иногда нужно показывать немножко символически, инакомысленно, чтобы у зрителя была возможность додумать, домыслить, досочинить что-то в этом изображении.
Качественные, именно профессиональные, работы они делаются именно таким образом. Вводится какой-то маленький ключик к решению задач, ассоциация, ну, например, силуэт фигуры, скажем, он может напоминать силуэт с какой-то известной картины. Или, например, делают очень часто такое: плоский фон и на нем какие-то цветные силуэты, скажем, влюбленная пара. И в целом вместе они складываются в символическое сердце такое. Сразу понятно, о чем там речь. Вот такие моменты. Я сейчас, конечно, очень грубый привела пример, жесткий, так обычно не делают, не надо так делать. Но чуть легкую ассоциацию задать можно, она может быть выражена через цвет (в графике тоже цвет может быть), через тон, например, силуэт не черный, а белый, о чем это может сказать, через фактурную какую-то работу, через энергичную линию. Все, что угодно.
Ну и, конечно, для эмоционального рисунка, для насыщенного характера, выразительности, энергетики рисунка важна индивидуальность, то есть копировать приемы других мастеров и классиков, и современников, конечно, стоит, учиться у них стоит. Но хочется вырабатывать именно свое, особое видение, свою особую жилку, свое особое направление, особые фишки, может быть, даже свои технические приемы, особенные, по которым зритель будет угадывать уже вас, как мастера.
Поэтому индивидуальность, конечно, важна, она должна быть сохранена. Это такое качество, которое нарабатывается опытным путем при большом многократном повторении каких-то возможностей, средств изобразительных от работы к работе. Его не наработать специально, очень сложно взять и придумать себе индивидуальную манеру. Она создается в процессе, поэтому где-то в голове это держать можно, но акцента на этом делать не нужно, что нужно обязательно что-то свое, эдакое авторское.
Таким образом, эмоционально выразительный рисунок, это, в первую очередь, индивидуальный выбор художника, лично его выбор: «Как это делать? Что делать? При помощи чего делать?» Это уникальные возможности графического языка, то есть, то, что мы наработали за период обучения, за период реализации своих творческих возможностей, за насмотренностью и прочее, прочее. И отражённые в этом рисунке характерные особенности и возможности самой модели, то есть мы сочетаем, получается, знания, умения, навыки, которые есть в голове, как у художника, своё впечатление о модели, ну и характерные особенности самой модели. Три больших компонента.
Сейчас небольшая будет практическая часть, я сейчас покажу вам рисунки, и мы с вами ещё на них закрепим все, что только что я поговорила.
Вообще проблемой эмоций в рисунке занимались очень многие педагоги современные. И, кстати, тема актуальна не только для взрослых, не только для тех, кто в осознанном возрасте решил научиться рисовать, но и для детей. И для детей, наверное, в большей степени. Для разгрузочки я вам приведу пример: в детском возрасте достаточно сложно понять в каком он состоянии, как он реагирует, дети всякие приходят, и обычно, работа с детьми она в группе происходит, и сложно бывает педагогу, я по себе знаю я работала с разными возрастами от 3-х лет, но сейчас работаю только со взрослыми, не всегда сразу понятно, что ожидать, как настроен ребенок, выспался ли он вообще, и иногда дают такие упражнения на разгрузку, именно на то, чтобы выплеснуть эмоции. Обычно, это тема отрицательного персонажа. Мои знакомые, кто с детьми работают, дают тему Бармалей, например. Он бегает по Африке и кушает детей. И вы помните, как он выглядит в книге, и ребенку стоит попробовать изобразить отрицательного персонажа, выплеснуть все эмоции по этому поводу. Получается очень смешно.
Во-первых, дети с удовольствием это делают, они как-то сразу переключают внимание на то, что можно делать все что угодно, побаловаться. Не надо делать красиво, можно делать некрасиво. Потому что герой сам такой, у него клок волос рыжий, сам он темноволосый, с огромной бородой, хромой, или даже безногий, у него антураж веселый. И, конечно, картинки получаются вот такие просто, веселенькие, интересные, у кого-то пираты, у кого-то такие немножко маньячного типа персонажи, у кого-то мультипликационные, очень разные.
Арт-терапия: рисуй то, что чувствуешь
Вы помните, как это было, когда вы рисовали в детстве? Это была достаточно спонтанная деятельность, но было так весело проявлять творчество, используя разные цвета! По крайней мере, это было весело до тех пор, пока вы не начали ожидать чего-то от своего творчества, например, реалистичного изображения объекта и получения одобрения учителя. Из-за этого процесс рисования стал менее важным, чем конечный результат.
Сегодня вам может быть страшно от мысли снова взяться за кисть. Так сложно нарисовать что-то, а вы не хотите опозориться! Но правда в том, что рисовать очень просто. Дети делают это, не так ли? Дети не думают о будущем и не строят планы – они просто наслаждаются моментом. Это позволяет им рисовать без тревоги и страха осуждения, и это то, чему у них можно поучиться!
Но что вы можете нарисовать без анализа и плана? Ответ: ваши эмоции. Это не только расслабляет, также полезно узнать о своих чувствах и позволить себе чувствовать без осуждения. Самое приятное в этом – то, что вы не можете сделать это неправильно. Никто кроме вас не скажет вам, как должен выглядеть рисунок. Продолжайте читать, если хотите узнать, как начать!
Это руководство является частью серии Арт-терапии. Оно научит вас использовать искусство для релаксации и удовольствия без давления на себя.
Что вам понадобится
Перед тем, как начнёте творить, убедитесь, что не запачкаете ваше рабочее место. Поместите несколько свободных листов бумаги под свой «холст» для полной свободы рисования – вам не придётся замедляться ближе к краям. Детей это обычно не особо заботит, но вам может быть сложно расслабиться, если вы будете беспокоиться о беспорядке!
Цвета и эмоции
Хотя у эмоций нет цвета и они невидимы, мы можем ассоциировать определённые цвета с определёнными чувствами. Некоторые связи появляются исходя из нашего опыта, другие запрограммированы в нашем мозгу ещё до рождения. Synesthete также считает, что придавать чувствам цвета – это очень естественно.
Я покажу вам популярное описание значения, которое лежит в основе цветов, но помните, что в разных культурах цветам придаются разные значение, поэтому это описание не универсально, а всего лишь одно из популярных. Вы можете сопоставить этот список со своими представлениями о цветах и чувствах, что может быть особенно полезно, если вы никогда этого не делали раньше.
Чёрный
Цвет тайны, также символизирующий все самые тёмные чувства: тоску, отчаяние, печаль. Так же, как и чёрный не может быть темнее, так и эти чувства не могут быть ещё глубже. Чёрный перекрывает всё, также как эти тёмные чувства заставляют вас забыть обо всём остальном. Чёрный можно также использовать для того, чтобы спрятать то, что вы на самом деле ощущаете – эмоции, которых вы стыдитесь или не хотите признавать. Это цвет превосходства и изоляции.
Серый
Цвет нейтральности, скуки, апатии, оцепенения. Серый более нейтрален, чем белый, т.к. он не тёмный и не яркий. Он может символизировать нерешительность, боязнь выбора и страх показаться слишком смелым или вообще видимым. Он может быть символом депрессии и снижения яркости всех цветов-эмоций до похожих оттенков серого – состояние не такое тёмное, как печаль чёрного, скорее, чувство постоянной усталости от невозможности что-то ощутить. С другой стороны, серый может символизировать стабильность и рациональность, особенно, рядом с насыщенными цветами.
Красный
Цвет энергии, страсти, амбиций, желания и любви. Он символизирует неистовые чувства, которые быстро приходят и накрывают вас своей мощью, ведя вас к определённой цели, которая становится важнее всего остального. Красный – это чувство «от всего сердца», будь то любовь или гнев. Он также символизирует сексуальное притяжение и опасность.
Оранжевый
Это более рациональный и спокойный вид красного. Он символизирует радость, оптимизм и мотивацию без ослепляющего эффекта красного. Оранжевый – это о сотрудничестве, общественной деятельности, силе совместной работы; это также энергия экстравертов. Оранжевый может также символизировать увлечённые, безрассудные действия.
Коричневый
Коричневый цвет – не что иное как тёмный, лишённый насыщенности оранжевый, и так как это цвет вездесущей грязи, люди склонны относиться к нему как к одному из основных цветов. Этот цвет, как земля, символизирует стабильность, долговременность, надёжность и консерватизм, а также загрязнённость.
Белый
Он может считаться стандартным цветом. Белый символизирует духовную чистоту, свет, совершенство, невинность. Белый цвет бумаги идеален перед тем, как вы что-то на него нанесли, он хороший и цельный сам по себе. Поэтому, белый цвет символизирует чувство уверенности и спокойствия, без напряжения быть чем-то другим. Каждый цвет можно нейтрализовать, добавив к нему белого, сделав чувства спокойнее и менее гнетущими. Белый – цвет просветления и духовного пробуждения, символ идеальной удовлетворённости и баланса между всеми другими цветами (которые создают белый при объединении).
Жёлтый
Это цвет радости, энтузиазма, счастья и общего веселья. Жёлтый – самый яркий из оттенков и таким образом символизирует оптимизм, заражающий им всё вокруг. С другой стороны, жёлтый также может символизировать упрямство и малодушие.
Зелёный
Это цвет надежды, молодости, духа, а также баланса, спокойствия и безопасности. Зелёный – цвет естественного роста, правильного выполнения работы, цвет гармонии и мира. Это символ жизни и ощущения себя живым в целом. У него также есть негативные оттенки, такие как зависть, враждебность и злобность.
Синий
Это цвет рационализма, мудрости, верности и стабильности. Он символизирует спокойствие, веру и доверие. Его можно ассоциировать с консерватизмом, послушностью и замкнутостью. Он ставит ум перед эмоциями, следует логике, а не интуиции. Но он также ассоциируется с печалью, меланхолией.
Фиолетовый
Это цвет магии, тайны, экстраординарности. Он может символизировать творчество, независимость, движение против течения, духовность, воображение, но также и гордость, незрелость, нарциссизм.
Розовый
Это цвет безрассудства, беззаботности, глупости и незрелости, но также доброты, заботы, мягкости, романтической любви и женственности. Он символизирует нежные, «тихие» чувства, а также оторванность от реальности.
Как создать свою цветовую палитру эмоций
Какими цветами обладают ваши эмоции? Давайте узнаем! Существует так много эмоций, что может быть сложно взяться сразу за все, поэтому мы используем упрощённую модель – колесо эмоций Роберта Плутчика.
Это упражнение поможет понять эмоции, о которых вы даже не задумывались, и получше узнать о своём внутреннем состоянии.
Шаг 1
Возьмите лист толстой бумаги. Поместите циркуль в середину и нарисуйте круг.
Шаг 2
Поместите циркуль в круг и отметьте такое же расстояние за его пределами. Затем снова поставьте циркуль в центр и нарисуйте круг побольше через отметку (если вы всё сделали верно, он будет в два раза больше, но не обязательно быть настолько точными).
Шаг 3
Повторите предыдущие шаги для создания ещё одного круга.
Шаг 4
Возьмите линейку и карандаш и нарисуйте линию поперёк самого маленького круга. Нарисуйте его тонко – это всего лишь направляющая линия!
Шаг 5
Нарисуйте ещё одну линию, перпендикулярную первой.
Шаг 6
Нарисуйте ещё две линии, чтобы разделить каждую четверть на половины.
Шаг 7
Это были направляющие линии для тех линий, которые нам на самом деле нужны. Нарисуйте их сейчас, разделив каждый треугольник напополам. Это финальные линии, поэтому можете нажать посильнее.
Шаг 8
Соедините каждый конец треугольника с внешним кругом при помощи линейки.
Шаг 9
Пора поместить сюда эмоции! В модели Плутчика в центре находятся самые сильные эмоции, которые постепенно становятся слабее ближе к самому большому кругу. Заполните центр:
Шаг 10
Теперь добавьте второстепенные эмоции:
Есть также третьестепенные эмоции, образованные из двух других:
Обратите внимание, что в этой модели противоположные эмоции расположены напротив друг друга, например, веселье-печаль, гнев-страх и т.д.
Шаг 11
Пора раскрасить эмоции! Взгляните на основные эмоции в центре и попытайтесь почувствовать, какого они для вас цвета. Возможно, вы найдёте цвет из одного тюбика. Расположите их на своих местах.
Шаг 12
Другие эмоции, особенно второстепенные, могут потребовать смешения цветов для достижения нужного. Заполните всё колесо, раскрашивая каждую эмоцию по своему усмотрению. Не беспокойтесь, если некоторые цвета повторяются или если вам приходится догадываться в некоторых случаях из-за того, что не чувствуете цвет чётко – это ваше колесо, и вы можете его заполнить так, как хотите!
Как нарисовать свой эмоциональный ландшафт
Теперь вы кое-что знаете о своих эмоциях и тех цветах, в которые они окрашены. Пора начинать рисовать! У рисования своих эмоций есть множество преимуществ:
Очевидно, что я не могу вам точно сказать, как рисовать такие картины, но могу дать направление. Посмотрите, как я создала мою собственную картину настроения, чтобы стало понятнее, что это такое.
Шаг 1
В центре я начала с чего-то оптимистичного и приятного глазу. Я не рисовала что-то определённое – только несколько штрихов, которые легко вышли из-под кисти, чтобы лучше понимать, как это работает и чего ожидать от разных движений.
Шаг 2
Я добавила ещё одно цветное пятно, в этот раз поэкспериментировав с формой штрихов. Их направление и толщина могут быть такими же экспрессивными, как и сам цвет. Помните, что вы можете настроить уровень смешивания, контролируя влажность кисти.
Вам не нужно придерживаться цветов из круга. Вы можете использовать его как палитру, но после этого упражнения вы просто почувствуете, какие цвета вам приятны, а какие вызывают негативные ощущения, которых вы бы предпочли избежать.
Шаг 3
Я добавила большой сгусток жёлтого, нарисовав «волны» и перекрыв ими предыдущие элементы. А почему бы и нет? Ничто не остановит меня!
Шаг 4
Можете выражать эмоции, добавляя краску прямиком на «холст». При этом вам придётся использовать всё количество, и вы сможете создать убедительные штрихи.
Не бойтесь заходить за края – даже если вы всегда и во всём себя сдерживаете, отпустите себя на свободу здесь и сейчас.
Шаг 5
Вы можете смешивать разные сгустки цветов влажной кистью.
Шаг 6
Используя два цвета сразу, вы можете получить фантастические результаты!
Шаг 7
Вы можете рисовать поверх другого цвета. Эффекты будут разными в зависимости от степени влажности поверхности – поэкспериментируйте с ними!
Шаг 8
Не существует радости без печали, поэтому я решила добавить каплю негативных эмоций на ландшафт. Сначала она может казаться лишней…
…но вы можете разбавить её другими цветами. Это напоминает мне о том, что мы не можем быть счастливыми и полными энтузиазма всё время, негативные эмоции – это всего лишь способ, с помощью которого наше тело говорит, что что-то не так. Грусть нормальна, это всего лишь часть нас, а не враг, с которым нужно бороться и избавляться от него. Если вы чувствуете «черноту», не бойтесь добавить её и посмотрите, как можно сделать её естественной частью ландшафта.
Шаг 9
Заполните таким образом всю область, экспериментируя с цветами, формами штрихов и количеством краски.
Шаг 10
Маленькая кисть позволит вам добавить интересные акценты в разных местах.
Прекрасно!
Взгляд на мою картину настроения поднимает мне настроение, и я чувствую себя расслабленной, а толстые штрихи так приятно трогать. Надеюсь, вы достигли такого же приятного эффекта под моим руководством! Если хотите попробовать другую расслабляющую художественную деятельность, взгляните на другие части этой серии:
Вам также могут понравиться простые руководства, созданные для людей с небольшим опытом в рисовании или вообще без опыта: