Как изобразить тени на рисунке
Законы светотени: от простых форм до портрета
Чтобы понять как изобразить объем, начинающих учат рисовать геометрические фигуры. Но как передать свет и тень на более сложных формах? Например в портрете? Рассмотрим законы светотени на примере рисунков различных объектов, в том числе рисунке головы человека.
Сначала немного теории
Мы видим окружающий мир благодаря тому, что свет отражается от поверхностей с разной силой. Поэтому мы воспринимаем предметы объемными. Чтобы передать иллюзию объема на плоскости, нужно научиться изображать светотень, которая состоит из:
На примере рисунка шара, куба и головы человека Вы можете увидеть где находятся перечисленные области светотени. Но теперь подробнее о каждой.
Кроме описанной последовательности, есть ещё одна закономерность. На схематичном рисунке видно, что если провести перпендикуляр к направлению света, то он совпадет с самыми темными местами предмета. Т. е. тень будет располагаться перпендикулярно свету, а рефлекс будет находиться на противоположной блику стороне.
Форма границы между светом и тенью
Следующее, на что нужно обратить внимание — это на границу света и тени. На разных предметах она приобретает разную форму. Посмотрите на рисунки шара, цилиндра, куба, вазы, и на рисунок головы человека.
Конечно, граница между тенью и светом чаще всего размытая. Четкой она станет только при ярком направленном свете, например, при свете электрической лампы. Но начинающим художникам следует научиться видеть эту условную линию, тот рисунок, который она образует. Эта линия везде разная и постоянно меняется в зависимости от изменения характера освещения.
На рисунке шара видно, что линия границы имеет изгиб, т. е. похожа на овальную форму. На цилиндре — она прямая, параллельная сторонам цилиндра. На кубе — граница совпадает с ребром куба. А вот на вазе, граница между светом и тенью представляет собой уже извилистую линию. Ну, а в портрете эта линия приобретает сложную, замысловатую форму. Граница света и тени здесь зависит и от характера освещения, и от формы головы человека, черт лица и анатомических особенностей. В данном рисунке она проходит по краю лобной кости, по скуловой кости, и далее вниз, к нижней челюсти. В рисунке головы человека очень важно различать светотень на всей голове в целом и светотень на каждом отдельном участке лица, например, на щеках, губах, на носу, подбородке и т. д. Начинающим художникам следует приучить себя видеть рисунок, который образует граница между светом и тенью. Например, особенно причудливый характер она приобретает в природных формах. Одно дело — рисовать простые геометрические фигуры, и совсем другое — стволы деревьев, листву, рельеф каменистого берега, лепестки цветов, траву… Чтобы научиться передавать объем или светотень на таких сложных объектах, сначала учатся на простом. Далее, усложняют задачу. Например, начинают с рисунка цилиндра, а с приобретением уверенности можно порисовать складки на тканях. Потом — натюрморты. Ну, а дальше, и пейзажем можно заняться или портретом.
Направленный и рассеянный свет
Чтобы легче было разобраться в вышеизложенных аспектах, можно поэкспериментировать со светом от настольной лампы. Она дает яркий и резкий свет, при котором хорошо видны рефлексы, тени… Попробуйте подсветить какой-либо предмет сначала с одной стороны, а потом — с другой. Попробуйте поменять направление света, приблизить или удалить лампу. Это поможет Вам наглядно увидеть все тонкости обсуждаемой темы.
В изобразительном искусстве есть прием, который получил название «кьяроскуро». Его суть заключается в противопоставлении света и тени. Известным художником, активно использовавшим кьяроскуро был Караваджо. На его полотнах хорошо виден этот прием. При искусственной подсветке создаётся среда, в которой свет становится очень ярким, а тень очень темной. Это даёт тоновой контраст и делает живопись насыщенной и резкой. При таком освещении хорошо видны все нюансы светотени и начинающим будет проще научиться передавать объем. При рассеянном дневном свете (когда облачно) тени не так сильно выражены как в солнечную погоду (или при свете лампы). Поэтому в процессе обучения лучше использовать искусственную подсветку с одним источником света. При нескольких источниках, ситуация усложняется и в постановке можно наблюдать несколько падающих теней, а вышеизложенная последовательность — свет-полутень-тень-рефлекс — может быть изменена.
Итак, чем же на практике отличается рисунок, когда используется направленный или рассеянный свет? На иллюстрации видно, что при яркой подсветке полутень становится уже, и будет выглядеть менее выраженной. Граница между светом и тенью хорошо заметна. А падающая тень имеет четкие края и выглядит более темной. При рассеянном свете — все с точностью до наоборот. Полутень шире, тень мягче, а падающая тень не имеет четкого контура — ее граница становится размытой.
Все эти особенности светотени будут заметны не только при электрическом свете или его отсутствии. Когда в ясный день светит солнце, свет будет четко направленным и резким. Когда облачная погода — он будет рассеянным. Соответственно это скажется на светотени деревьев, ландшафта или даже интерьера комнаты, освещенной светом из окна.
Заключение
Можно еще долго продолжать обсуждение данной темы. Но лучше всего наблюдать своими глазами за реальным миром. Как освещены объекты? Как меняется светотень и при каких условиях? Задавайте себе эти вопросы и находите ответы, когда наблюдаете за натурой. Нет ничего лучше натуры. Поэтому, помня описанные выше закономерности светотени, наблюдайте, запоминайте, делайте зарисовки с натуры. Тогда Вы сможете уверенно воплотить законы светотени на практике.
10 основных принципов построения света и тени в рисунке
В каждой картине или небольшом наброске есть валеры. Мы о них не знаем. Мы не знаем, что это. Но тем не менее они там.
Валер (tonal value) – оттенок тона, определяющий соотношение света и тени в пределах одного цвета. Чем точнее вы передаете различия, тем лучше выглядит ваше произведение. Независимо от того, что вы рисуете – фигуру, натюрморт или пейзаж, – принципы валеров одинаковы.
Светотень – это основа реалистичного рисунка. Поэтому уроки рисования часто начинаются именно с этой темы. В этой статье мы рассмотрим десять главных принципов построения света и тени.
01. Разделяйте свет и тень
Это основа любой работы с тенью. Сначала разделите «семейство света» (light family) и «семейство тени» (shadow family). Семейство света состоит из всех областей, которые непосредственно касаются источника света. Хороший способ проверить это – посмотреть на свой объект со стороны света, увидеть, как свет «касается» его.
Семейство теней состоит из всего, что скрыто от источника света. Сюда относятся все тени и области отраженного света.
02. Используйте шкалу значений
Шкала поможет вам понимать соотношение тонов. Удобнее всего использовать вариант с 9 тонами – здесь есть середина, от которой легче отталкиваться. Такую шкалу несложно сделать самому. Начните с образца 1 (максимально заштрихуйте прямоугольник) и 9 (чистый лист). Затем выведите образец 5 (среднее значение), потом 3 и 7. Добавьте оставшиеся тоны, чтобы завершить шкалу.
03. Рассматривайте относительные значения
Наше восприятие яркости предмета меняется в зависимости от того, что его окружает. В приведенном выше примере показаны два одинаковых квадрата, только на черном и белом фоне. Квадрат на белом кажется темнее, правда?
Такой эффект происходит постоянно, когда мы опираемся на результаты наблюдений.
04. Изучайте эффекты освещения
05. Не забывайте об отраженном свете
Правильная передача отраженного света дает отличное ощущение объема. Чтобы создать реалистичное ощущение света, важно понимать, что влияет на интенсивность непрямого (отраженного) света.
Во-первых, «фактическая» яркость объекта, не зависящая от световых эффектов. Светлые материалы отражают свет сильнее, чем темные. Во-вторых, расстояние: чем дальше отраженный свет, тем слабее он влияет на объект.
06. Избегайте этих распространенных ошибок затенения
Первая самая распространенная ошибка – слишком слабое отражение света (1). Это создает путаницу между полутонами и отраженным светом, и зритель не может нормально понимать изображение. Вторая ошибка – делать светлые полутона слишком темными (2). Кажется, что предмет грязный. Третья ошибка – делать темные полутона слишком светлыми (3). Из-за этого теряется чувство формы.
07. Проведите исследование значений
Если вы запутались в тонах и тенях, нарисуйте отдельный простой набросок (исследование значений). Цель заключается в том, чтобы разбить изображение на четыре-пять групп тонов. Определите самые светлые и самые темные тона, затем найдите два-три тона, которые встречаются чаще других.
08. Проверьте свое понимание
Всегда хорошо проводить эксперименты. Работайте с искусственным и с естественным освещением и обращайте внимание на различия. Попробуйте разные объекты и поверхности. Попробуйте восстановить образы из воображения. Помните все 11 эффектов из совета 4? Успешно избегаете трех распространенных ошибок затенения?
На изображении выше показаны рисунки учеников, которые рисовали голову Джона Азаро по памяти.
09. Попробуйте ограниченный диапазон
Диапазон значений описывает, насколько велик спектр между самым светлым и самым темным участком. У каждой среды свой диапазон. В природе он неограничен: здесь есть и солнце, и кромешная темнота. Зачастую это очень сложно правильно передать в работе. Поэтому лучшее решение – уменьшить контраст на обоих концах спектра.
10. Используйте образец
Чтобы разобраться, как ложится свет и тень в вашей картине, нарисуйте в углу небольшую сферу. Детально отрисуйте на ней направление света, глубину теней и силу отраженного света. Эта сфера – ваш световод, образец света, который применим ко всем остальным предметам. Чтобы упростить натурную работу, используйте яйцо.
Построение теней. Взгляд под неожиданным углом. Как научиться рисовать.
Привет всем) Сегодня мы продолжим муссировать тему теней! Частным случаем сегодня будет построение тени от кубика на горизонтальную плоскость. Однако, особенностью данного урока будет то, что для наглядности я буду использовать кубик в натуральную величину, что поможет нам оторваться от «плоского» изображения листа и лучше понять суть урока)
Параметры кубика: пыльный на вкус, пахнет деревом, высота равна 60мм, с любовью изготовленный столяром Ильнаром.
Жвачку, которую я буду сейчас жевать, уже тщательно изложена в предыдущих уроках часть 1 и часть 2, однако, на мой взгляд, неподготовленному человеку достаточно сложно воспринимать все эти ортогональные проекции, линии, точки, лучи, пересечения. Именно поэтому, я решил объяснять все последующие уроки, как говориться, на пальцах))
Посмотрим на нашу композицию под углом. Что мы видим?
Кубик, как кубик. Что особенного?
Теперь, самое время расчехлить фотошоп и показать вам, как я воспринимаю это своими глазами.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСТОЧНИКА СВЕТА
1. Помимо видимых ребер(черные тонкие линии), у кубика есть скрытые от наших глаз, они изображены пунктиром. Вам нужно стараться видеть их, хотя их не видно :DD
Шутка про суслика.jpg
2. Источник света мы можем установить, проведя лучи от вершин теней к вершинам основания кубика.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛУЧЕЙ ИСТОЧНИКА СВЕТА
Луч света, в нашем случае, является ничем иным как прямая проведенная между точкой источника света через вершину кубика( красная точка), которая в последствии пересекает плоскость стола, оставляя фиолетовую точку.
1. Находим вершины кубика, которые будут участвовать в тенеобразовании. Я отметил их красными точками. Фиолетовые точки являются ничем иным, как проекциями красных. Т.е фиолетовые точки, это тень от красных.
2. Проведя лучи через эти точки, мы снова найдем источник света.
Что мы с вами совершили? Нечто противозаконное
Мы с вами испробовали метод обратного луча, когда построение тени начинается не с источника света, а с того места, где вы хотите видеть ее проекцию. Это может быть полезно, когда вы хотите нарисовать тень от нескольких зданий, и чтобы она падала конкретно на ту бабульку, которая идет по пешеходному переходу, однако так, чтобы тень остановилась на ее фиолетовом жакете, который был недавно погрызан ее подмышечной чихуахуа.
А если серьезно, то я обяснил вам основу построения тени.
1. Выбираем ребро, тень от которого мы хотим с вами построить. Рисуем линию от основания, затем рисуем наклонную линию от вершины до пересечения двух линий.
2. Повторяем под те же действия с остальными ребрами, рисуюя линии под теми же углами и вуаля, вы восхитительны, вы построили тень от кубика.
Давненько я ничего не писал. Прошло аж 133 дня со дня моей последней публикации. Я надеюсь вернуть ваше доверие, и постараюсь делать посты и видео, хотя бы 1 раз в неделю)
Встретимся во второй части этого урока, а пока, можете посмотреть мой видеоурок на данную тему) Приятного просмотра)
А потом, через уроков десять, ты начнешь расказывать что свет тоже обьемный и не идёт с одной точки, и что тени тоже обьемны и имеют градацию и будешь смеяться смеяться смеяться. Очень хорошо поставлю плюсик.
Как раз вчера думал, что чо-то пропал, просто давно нет.
У нас в институте был курс начертательной геометрии, там и учили строить тени. Ох, и намучились мы строить тени зданий и предметов)))
Хуй на ватмане я так понимаю нарисован с целью придания скандальности проекту? 🙂
хрень какаято. лучше вылепить модель в зедбраше и поиграть со светом. а потом можно и рисовать с монитора.
Свет и тени
В тени
В тени
Когда тебя достала твоя же тень
Как я учусь рисовать в графике (ч.1)
В данном посте я затрону только подготовительный этап к обучению и список книг, которые рекомендую хотя бы бегло просмотреть перед тем, как приступить непосредственно к обучению.
Дабы были понятны мои стартовые позиции до начала обучения: в глубоком детстве пару лет занимался в художественной школе (пока её не закрыли) но это вряд ли мне что-то дало, т.к. обучение там было в формате «Я сказала рисуй!» и без каких-либо объяснений. Потом много лет рисовал «чисто для себя» (корявенько) без попыток стать лучше. Рисовал простенькие комиксы но. Это было не то, чего хотелось.
И вот летом прошлого года я решил, что хочу научиться хорошо рисовать, выбрав стезю диджитал арта. Морально собрался, купил графический планшет и. Через три месяца я понял, что это не моё. Не нравится, что вновь сижу и пялюсь в монитор, а мне этого добра и на работе вполне достаточно. И вот уже с октября 2020 года стал целенаправленно заниматься графикой.
Почему графика? Потому что при минимуме инструментария (ручка и бумажка) можно получить максимум результата. При этом это всё достаточно портативно, чтобы всегда таскать с собой и не париться на счёт веса/объёма. А хорошие пигментные чернила позволят сохранить рисунок без каких-либо изменений намного дольше, чем карандаш или краски.
Ну и, так как используется минимум инструментов, мы не распыляем свои силы, что позволит достичь бОльших результатов в меньшие сроки.
Да, графика создаёт определённые трудности (передача цвета, света, текстуры) но, если воспринимать это как головоломки, решать их становится весьма увлекательно.
Для начала стоит сказать, что создание любого рисунка в графике состоит из нескольких этапов: линейный рисунок, передача формы и текстуры, и, наконец, работа со светом и тенью (хотя последние два этапа так или иначе перемежаются между собой).
Вроде бы ничего сложного но есть один нюанс: без хорошего линейного рисунка не получится всё остальное.
Вопрос пропорций, перспективы и композиции решается уже на этом этапе. Поэтому считаем его самым главным и начинаем с основ.
А основы это что? Это книги.
Есть довольно много (если не сказать «слишком много») книг по рисованию. Я выделю лишь некоторые из них и расположу по степени сложности:
— Для начала я настоятельно советую прочесть книжку Марка Крилли «Комикс, который научит тебя рисовать».
Кто-то может сказать, что она детская и будет прав. Однако в ней достаточно просто и наглядно поданы самые основы рисования, да и читается она крайне быстро (145 страниц комикса, о чём речь вообще?!).
— Для тех, кто в принципе хочет рисовать комиксы, следует обратить внимание на книгу Стэна Ли «Как рисовать комиксы». Она, конечно, не учит рисовать в прямом смысле слова, но заставляет взглянуть на процесс создания комиксов под немного другим углом. Также стоит обратить внимание на серию книг Кристофера Харта «Как нарисовать. « (мультяшых злодеев, драконов и т.д., и т.п.). Они уже больше про «рисовать», чем про «как выстроить свой комикс».
И да, обе в равной степени подходят для детей.
— Джон Лоуз «Дневник художника-натуралиста». Весьма неплохое пособие для обучения рисованию, но прежде всего эта книга в моём списке потому что заставляет взглянуть на природу вокруг нас совершенно другим взглядом.
Пожалуй это лучшая книга для начинающих в плане освоения перспективы. Даже добавить нечего.
— Едем ещё чуть дальше и уже можно читать Эндрю Люмис «Искусное рисование».
В этом случае всё подано намного более серьёзно но очень наглядно и понятно. Также в этой книжке хорошо поданы (я бы даже сказал «разжёванны») вопросы перспективы и, что важно, хорошо подана тема работы света и тени.
Не обязательно читать все эти книги для начала обучения. Некоторым будет достаточно и первой.
Ну, а теперь. А теперь в следующем посту я выложу что именно и в какой последовательности я рисовал непосредственно во время самого обучения. Почему в следующем посту, а не сейчас? А потому что так выше вероятность, что больше людей увидит один из этих постов и заинтересуются рисованием как таковым.
(Рисунок сверху: А4, 0,20 и 0,35 изограф, ручка-кисть и 6 часов работы)
Урок 5. Светотень.
Светотенью называется распределение света и тени на поверхностях предметов. Законами светотени — принципы этого распределения.
Благодаря правильному распределению света и тени, мы можем показать на рисунке форму предмета и характер освещения.
Помимо этого, светотень мощное выразительное средство. Творческий метод таких мастеров как Караваджо, Рембрандт, Сурбаран основан на работе со светотенью. Уводя в тень второстепенное и освещая главное они создавали удивительно точные, цельные и лаконичные образы.
Светотень в рисунке.
Распределение света и тени в рисунке мы делаем на глаз, без точных построений.
При этом, если мы хотим создать реалистичное изображение, необходимо соблюдать ряд правил:
И этот предмет отбрасывает падающую тень.
Давайте отработаем эти правила на практике.
Упражнение 1.
Светотень как выразительное средство. Прежде чем учиться делать светотеневую моделировку, давайте поймем какие огромные выразительные возможности дает нам ее применение.
Возьмите интересный для вас предмет. Сфотографируйте его при разном освещении:
Отберите три самые выразительные фотографии.
Упражнение 2.
Есть только два способа научиться штриховать по форме: копирование и практика. Давайте начнем с первого. Скопируйте рисунки, приведенные ниже. Ваша задача — сделать это максимально точно, вплоть до штриха.
Упражнение 3.
Тональный рисунок коробки с натуры.
Упражнение 4.
Тональный рисунок чашки с натуры. Делаем в той же последовательности, как в предыдущем задании.
Упражнение 5.
Рисунок темного и светлого предмета с натуры. Если у вас нет опыта, не изображайте ткани, стекло или металл. Помним, что тень более светлого предмета светлее тени более темного, свет более светлого предмета светлее света более темного.
Упражнение 6.
Зарисовки предметов сложной формы с натуры. Натуру ставим с контрастным освещением, чтобы граница света и тени была видна. в рисунках можно использовать линии. Строим форму, по возможности, подробно и напросвет. Определяем границу тени, штрихуем тень. СВЕТА НЕ НУЖНО ПРОРАБАТЫВАТЬ.
Дополнительное упражнение 1.
Тональный рисунок предмета сложной формы с натуры. Выполняем в той же последовательности, что и рисунок коробочки.
Дополнительное упражнение 2.
Натюрморт, черно-белая графика. У вас есть только два тона — черный и белый. Задача — передать объем и форму. Тени могут и должны сливаться, линии стараемся не использовать.
Основы построения падающих теней в перспективе.
Когда мы рисуем с натуры, мы изображаем падающие тени на глаз. Но для того чтобы изображать их более достоверно, полезно понимать, как они образуются и как их можно построить.
Для построения теней мы пользуемся проекциями. Чтобы получить проекцию точки на плоскость, нам нужно опустить перпендикуляр из этой точки на эту плоскость.
Чтобы получить проекцию прямой на плоскость, нам нужно из двух точек прямой опустить перпендикуляры на плоскость и соединить их между собой.
Грубо говоря, проекция на горизонтальную плоскость — это то место, над которым находится прямая или точка.
Чтобы построить тень точки, нам нужно через точку провести луч, а через проекцию точки — проекцию луча. На месте их пересечения и будет тень точки.
На этом видео я простыми словами объясняю логику этого построения.
Есть два типа построения теней: от естественного источника света (солнце, луна) и от искусственного (лампа, свеча и т.д. ).
Но какой бы ни был источник света, алгоритм построения не меняется: проводим луч через точку и проекцию луча через ее проекцию. На месте пересечения получаем тень точки. Строем тени основных точек объекта, соединяем и получаем тень объекта.
Построение тени от естественного источника света.
Так как естественные источники света бесконечно удалены от нас, мы условно считаем, что их лучи параллельны.
Из этого следует, что проекции лучей естественных источников света также параллельны между собой.
Возьмем самый простой случай — естественный источник света находится строго сбоку, то есть проекции его лучей параллельны картинной плоскости. Построим тени от всех его вершин и, соединив их между собой, получим тень от прямоугольника. Обратите внимание, что тени вершин, лежащих на горизонтальной плоскости, совпадают с этими вершинами.
Дополнительное упражнение 3
Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при естественном освещении.
Построение тени от искусственного источника света.
При построении теней от искусственного источника света, мы условно считаем, что все лучи исходят из одной точки — источника света, и, соответственно, проекции лучей — из проекции источника света.
Когда мы рисуем по представлению, чтобы построить тени от предмета при искусственном освещении, мы произвольно, в соответствии с нашим замыслом, задаём положение источника света и его проекции.
Дальше действуем по общему алгоритму: проводим луч через точку и проекцию луча через проекцию этой точки. На месте пересечения получаем тень точки.
Найдя тени основных точек предмета, соединяем их в той же последовательности, как они соединены в самом предмете и получаем тень предмета.
На рисунке разобрано построение тени от прямоугольника при искусственном освещении.
Дополнительное упражнение 3
Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при искусственном освещении.