Как изучать программирование на телефоне
Программирование под Android для начинающих. Часть 1
Здравствуйте. Сегодня на глаза попался пост о курсе программирования под Android на сайте Linux Foundation, а вместе с ним — и немало комментариев о том, что хотелось бы видеть и перевод этих уроков. Поскольку я сейчас, после четырех лет разработки под микроконтроллеры, начал изучать и программирование для мобильных устройств, то параллельно решил сделать перевод первой части урока.
Программирование под Android для начинающих. Часть 1
Смартфоны и планшеты на Android все чаше встречаются в наших сумках и карманах, и программирование под Android также становится все популярнее. Это отличная платформа для разработки — API прекрасно документирован и прост в использовании, да и просто интересно создать что-то, что вы cможете запустить на своем смартфоне. Изначально вы можете обойтись и без него, создав и протестировав код с помощью эмулятора на вашем Linux ПК. В первой из двух частей этого введения объясняется как создать простое приложение с таймером, а также даются начальные сведения о Android API. Курс подразумевает наличие начальных представлений о Java, XML и технологиях программирования, но тем не менее не стесняйтесь попробовать даже если вы имеете об этом очень смутное представление.
Начало работы и среда разработки
Немного о версиях: последней версией Android является 4.2 (Jelly Bean), но, как можно выдеть по этой диаграмме, она еще недостаточно распространена. Лучше всего начинать разработку под одну из версий: 4.0 (Ice Cream Sandwich) или 2.3 (Gingerbeard), особенно с учетом того, что версии Android поддерживают обратную совместимость (т.е. ваш код для версии 2.3 будет работать и на 4.2), а приложения, разработанные для более поздней версии, не всегда будут работать и на старой. Приведенный здесь код должен работать на версиях 4.0 и 2.3.
Простейший способ получить среду разработки — установить Android Bundle, который можно скачать здесь. Также вам понадобится JDK 6 (не только JRE). Не забудьте что Android не совместим с gcj. Если вы уже используете Eclipse или другую IDE, то вы можете попробовать настроить ее под Android. Как это сделать — описано здесь. Теперь создайте проект под именем Countdown с помощью Eclipse, или из командной строки. Я установил в настройках BuildSDK 4.0.3 и minimum SDK 2.2, и (в Eclipse) использовал шаблон BlankActivity.
Мой первый проект под Android: интерфейс
Первой нашей программой под Android будет таймер, показывающий обратный отсчет от 10 секунд после нажатия кнопки. Прежде чем писать код, нужно создать интерфейс — то, что пользователь увидит, запустив наше приложение. Нужно открыть res/layout/activity_countdown.xml и создать XML шаблон — с помощью редактора Eclipse или текстового/XML редактора ввести следующее:
Обратите внимание на string/start и string/__00_30. Их значения будут расположены в res/values/strings.xml:
Это общепринятый способ обращения к ресурсам в Android: лучше использовать ссылки на строковые переменные, чем жестко заданные строки.
Мой первый проект под Android: код
Теперь откроем в редакторе файл CountdownActivity.java — и мы готовы писать код нашего приложения. Вы должны увидеть автоматически сгенерированную «заглушку» метода onCreate(). Он всегда вызывается как только создается объект Activity, и в него вы можете поместить какие-либо функции, которые должны выполняться при запуске приложения. (Eclipse также может создать пустой метод onCreateOptionsMenu(), но мы пока не будем обращать на него внимания). Введите следующий код:
Вы видите как просто оказалось создать наш первый проект: Android API включает в себя CountDownTimer, который мы можем использовать. Мы объявили его и поле отображения обратного отсчета как закрытые (private) свойства класса Activity. В методе onCreate() мы использовали метод setContentView, чтобы подключить наш XML-шаблон. Такой R.foo.bar синтаксис — это стандартный способ обращения к XML-ресурсам в Android, и мы встретимся с ним еще много раз.
findViewById — это еще один метод, который вы будете часто использовать. Здесь он возвращает ссылки на поле вывода таймера и кнопку Start, описанные в XML-шаблоне. Для кнопки, чтобы мы могли обработать ее нажатие, должен быть задан «перехватчик» OnClickListener, и его метод onClick(). Здесь он просто вызывает метод showTimer() c заданным числом миллисекунд (сейчас жестко заданным в коде).
Итак, что делает showTimer():
Класс CountDownTimer делает за нас почти всю работу, что очень приятно. В начале мы проверяем, существует ли уже таймер, и, если он есть, то сбрасываем его. Далее мы создаем новый таймер с заданным числом миллисекунд для обратного отсчета (из параметра метода showTimer()) и с заданным числом миллисекунд между интервалами отсчета. По истечении времени между интервалами вызывается метод onTick().
CountDownTimer — абстрактный класс, и методы __onTick() и __onFinish() должны быть реализованы в его подклассе. Мы переопределяем метод onTick(), уменьшающий выводимое число на единицу по истечении каждого интервала, и метод onFinish(), выводящий на дисплей сообщение о окончании обратного отсчета. Потом start() запускает таймер.
С помощью команды «Run» в Eclipse вы можете запустить созданное приложение, при этом будет автоматически запущен эмулятор Android. Посмотрите документацию по Android если вы хотите узнать больше о настройке эмулятора, или о запуске приложений из командной строки.
Поздравляем, вы только что создали свое первое приложение под Android. Во второй части этого введения мы более подробно рассмотрим структуру Android-приложения, и сделаем некоторые улучшения нашей программы: ввод времени обратного отсчета, кнопку Stop и меню. Также мы запустим его на реальном устройстве, а не на эмуляторе.
Более подробную информацию вы можете найти в разделе Android Development Training сайта The Linux Foundation’s Linux training website.
Программирование на телефоне – зачем, как и почему?
Программирование на телефоне – почему люди задаются таким вопросом?
Люди всё чаще начинают задавать вопрос, как это – программирование на телефоне? Может удобно или нет? Все эти вопросы задавал себе наверное каждый начинающий программист, который стремится к знаниям и хочет программировать везде и всегда. Безусловно на это повлияло и столь быстрое развитие технологий. За небольшой промежуток времени печатные машинки заменились ноутбуками и ПК, которые способны решить очень сложные задачи.
Если мы посмотрим на развитие телефонов в целом, то они также очень быстро начали развиваться. Сначала сенсорные телефоны не восприняли так как надо, а сейчас такой смартфон неотъемлемая часть каждого человека. Это и есть ответ на вопрос: “Программирование на телефоне – откуда у людей такие вопросы и мысли“. Практически каждый человек, который хоть как то знаком с программированием скажет, что программирование на смартфонах Android или Apple – крайне неудобно и ненужно. Они будут отчасти правы, однако это всё же возможно и давайте разберемся как и зачем?
Программирование на телефоне – разберемся?
Как это? Программирование на телефоне с помощью различных сервисов и ПО.
Существует множество сервисов, которые помогают программировать на чем угодно. Главное, это доступ в Интернет и дисплей со средством ввода. Одним из таких сервисов является очень популярные Ideone.
Ideone – это онлайн-компилятор и инструмент для отладки, который позволяет вам компилировать исходный код и выполнять его онлайн в более чем 60 языках программирования.
Такие онлайн сервисы позволяет без проблем скомпилировать код, который вы можете там же и написать. Выбор языков программирования, как правило, обширный и постоянно обновляется. По крайней мере добавляются новые версии языков программирования.
Также, существуют узкоспециализированные программы, такие как Java Compiler и т.д. Их можно без проблем скачать на ваш смартфон. Программирование на телефоне и заключается в таких программах и сервисах, так как делать это в терминале, как на Linux будет крайне неудобно. Одним из лучших терминалов на Android является Termux.
Зачем программировать на телефоне. Удобство и заключительный ответ.
Как вы могли уже догадаться, программирование на телефоне – это крайне неудобно из-за маленького экрана и отсутствия полноценной клавиатуры. Конечно, вы можете подключить клавиатуру через OTG, но зачем? Почему не взять ноутбук в таком случае, ведь клавиатура у вас с собой вмещается?! Ещё одним фактором, который говорит против программирования на телефонах Android и Apple является отсутствие профессионального софта. Существуют только узконаправленные компиляторы или онлайн-IDE. Они, как вы понимаете, никогда не смогут заменить нормальное ПО для программиста.
Мое мнение такого, что программирование на смартфоне не имеет смысла, так как занимает много времени и концентрации. Это, безусловно, является возможным и может даже кому-то пригодится. Однако я считаю, что лучше учить материал, который может вам помочь в развитии, так как смартфон для этого подходить очень даже. По пути куда-то или лежа на диване, вы всегда сможете посмотреть видеокурс или прочитать книгу. Пользуйтесь гаджетами правильно, а я надеюсь, что смог дать вам ответ на это пусть и легкий, но очень популярный вопрос.
Если вы считаете, что программирование на телефоне не является чем-то неудобным, пишите об этом в комментариях. Подписывайтесь на обновления сайта, а также наш Telegram.
10 приложений для изучения программирования на мобильных устройствах + бонус
Мы подготовили для вас подборку мобильных приложений, благодаря которым вы сможете изучать программирование где угодно. Делитесь приложениям, которые не попали в этот список, в комментариях!
Udacity
Udacity — известный ресурс для обучения программирования — выпустил бесплатное приложение, благодаря которому пользователь может существенно повысить уровень своего образования, проходя бесплатные курсы по программированию от ведущих экспертов IT-отрасли. Доступно для Android и iOS.
Swifty
iOS-приложение для изучения языка программирования Swift, который разработан компанией Apple.
Swift Playgrounds
Приложение Swift Playgrounds — самый простой способ познакомиться с языком Swift. Создавайте собственные приложения прямо на планшете, используя существующие шаблоны или придумывая уникальные.
Codecademy Hour of Code
Образовательный портал Codecademy выпустил свое первое приложение для iPhone, с помощью которого можно изучить основы программирования всего за час. Выполнение небольших заданий занимает совсем немного времени.
Tynker
Tynker — это одна из самых популярных обучающих платформ для детей. Она используется более чем в 8 000 школ и помогает почти 6 миллионам детей начать программировать.
Также советуем ознакомиться с нашей подборкой приложений по программированию для детей, в том числе на русском языке.
Khan Academy
Khan Academy, известный образовательный ресурс, выпустил приложения для Android и iOS, которые дадут вам возможность проходить курсы платформы где угодно.
Javvy
Интерактивное учебное пособие по языку программирования Java, благодаря которому можно получить базовые знания о языке и научиться основам программирования в целом. Весь курс обучения включает более 150 уроков. Доступно в Google Play и iTunes.
SoloLearn
SoloLearn представляет собой целый ряд мобильных приложений, которые обучают пользователя программированию при помощи специальных игр. Приложения SoloLearn доступны бесплатно для платформ iOS и Android.
Coursera: Online courses
Бесплатные курсы ведущих университетов мира на Coursera теперь доступны и в виде приложений для Android и iOS.
EdX — Online Courses
EdX — это ещё одна площадка открытого образования, предлагающая бесплатные онлайн-курсы от лучших университетов мира. Доступна и в виде приложений для Android и iOS.
Кроме того, мы не смогли пройти мимо следующих двух замечательных ресурсов, которые также нацелены на обучение программированию в увлекательной форме.
CodeCombat
Одна из самых популярных игр, обучающих программированию. Приложение часто используется в образовательных учреждениях для обучения разработке. Содержит курсы для всех возрастов.
CodeWars
Сервис, в котором можно соревноваться в программировании с другими участниками. Пользователям доступны различные языки для написания кода и задания, которые необходимо выполнить.
Если эти ресурсы показались вам интересными, советуем ознакомиться с нашей подборкой бесплатных онлайн игр, которые обучат вас программировать.
10 мобильных приложений, которые научат вас программировать
Ищете курсы, которые научат вас программировать? Мы собрали лучшие мобильные приложения, с которыми учиться можно даже в дороге.
1. Swift Playgrounds
Вряд ли найдется человек, который еще не слышал об этом удобном приложении для iPad. Если вы ищете программы, которые быстро научат вас программировать на языке Swift – Swift Playgrounds окажется настоящей находкой. Интуитивно понятная затягивающая игра с качественной анимацией в деталях «расскажет» о том, как именно работает Swift. Нет, вы не станете с этим приложением профи, но отлично поймете азы и сможете быстро перейти к более серьезной практике своих навыков.
2. Lrn
Для любителей веб-разработки, а также Python и Ruby. Это приложение соединило в себе обучающие программы по работе с Python, Ruby, JS, HTML и CSS. Доступно в App Store и скоро появится в Google Play, так что ограничений касаемо мобильной ОС (Android или iOS) здесь не предусмотрено. Начинается все с базиса, после чего программа переходит к более сложным и комплексным темам. Также подойдет в качестве материала для повторения: присутствуют вопросы в тестовой форме, которые не дадут забыть основные термины и инструменты.
3. Javvy
Удобное интерактивное пособие, одно из тех, которые действительно научат вас программировать. Основы ООП, ЯП Java, базовые понятия, которые станут надежной отправной точкой в мире программирования. Все это заключено в более чем 150 уроках. Приложение доступно для Android-устройств. Скачать его можно в Google Play.
4. Swifty
Название говорит само за себя. Это еще одно iOS-приложение, разработанное специально для «мобильного» осваивания Swift. Все очень удобно и интуитивно понятно, как и сам «яблочный» язык программирования. Вы можете освоить с приложением азы или повторить уже пройденный материал для закрепления знаний.
5. Научиться программированию
Интерактивный учебник интернет-технологий, собравший в себе свыше 35 языков программирования (функц., ООП), множество фреймворков, 19 языков для удобного отображения учебного материала и многое другое. Есть тест способностей и система наград. В целом наличествует платный контент и реклама (+ опция удаления рекламы). Но рейтинг приложения «Научиться программированию» на Google Play приличный, так что цель оправдывает средства. Тем более, такое огромное количество языков в одной программе – это настоящий клондайк для любого программиста.
6. Udacity
Качественное приложение, в котором есть тесты, видео и инструкции от ведущих разработчиков таких именитых IT-компаний, как Facebook, Google, etc. Представленные в Udacity курсы бесплатные и доступны для владельцев «яблочных» и Android-устройств. Программу можно найти в iTunes и Google Play соответственно.
7. SoloLearn: Учимся программировать
Слоган – «Свежий контент каждый день». В приложении можно ознакомиться с веб-разработкой (JS, HTML, CSS, Jquery, PHP), Java, Python, C, C++, Ruby, Swift, SQL, алгоритмами/структурами данных, машинным обучением и т. д. По сути, это целый набор приложений, которые научат вас программировать посредством специально разработанных для этого игр. Как уже можно догадаться по наличию в перечне ЯП Swift, программа доступна как для Android-, так и для iOS-девайсов. Ссылки для скачивания на Google Play и iTunes.
8. EdX: онлайн-курсы
Бесплатные онлайн-курсы от лучших учебных заведений. Здесь собраны материалы от специалистов из Гарвардского университета, Массачусетского технологического института, компаний Microsoft, Linux, etc. Да, курсы затрагивают не только IT. Но и материалов по информационным технологиям (в т. ч., по программированию) – море. Достаточно скачать приложение с Google Play или iTunes и установить на свое мобильное устройство.
9. Programming Hub, Learn to code
Еще одно приложение с большим набором языков программирования. Также есть реклама и платный контент, но в целом это очень удобный набор обучающих инструментов: здесь и курсы, и примеры, и компилятор. Все необходимое под рукой. Поддерживаются Java, C, C++, HTML, JS, R, CSS, Python и многое другое.
10. Tynker
Завершает нашу подборку Tynker – приложение для детей, которое также доступно для iOS-устройств. Одна из самых популярных платформ, которая используется в 8000 школах по всему миру. Если вы хотите помочь ребенку развить навыки программирования, Tynker – именно то приложение, которые вам нужно.
Руководство по программированию под Android для начинающих
Android – базирующаяся на ОС Linux операционная система с открытым исходным кодом, предназначенная для мобильных устройств – таких, как, например, смартфоны или планшетные компьютеры.
Это руководство предназначено для введения в основные понятия программирования под Android, так что после его изучения вы будете понимать некоторые базовые концепции программирования под эту ОС.
От вас же, в свою очередь, требуется только желание и базовое понимание программирования на языке Java. Не так много, правда? Что ж, начнём!
Для разработки приложений под Android можно использовать любые из перечисленных операционных систем:
При этом все необходимые инструменты для разработки Android-приложений находятся в свободном доступе и вы можете загрузить их из Интернета. Для того, чтобы начать создавать приложения под Android, вам понадобятся:
Поздравляем, ваше оборудование готово к работе! Однако прежде чем приступить к вашему первому приложению, поговорим о том, что из себя представляет приложение на Android и из чего оно состоит.
Компоненты приложения являются своего рода «строительными блоками» для приложения Android. Эти компоненты связаны файлом-манифестом приложения AndroidManifest.xml, который описывает каждый компонент приложения и взаимодействие этих компонентов между собой.
Есть четыре базовых типа компонентов, которые могут быть использованы в приложении Android:
Помимо четырех базовых типов, существуют дополнительные типы компонентов, используемые для выстраивания взаимодействий и связей как между базовыми типами компонентов, так и между компонентами и внешними элементами. К ним относятся:
Теперь, когда вы получили базовое понимание о структуре приложений на Android, хотелось бы предложить вам самим попробовать создать свое первое приложение.
Итак, давайте приступим к созданию простого Android-приложения, которое будет выводить на экран «Hello World!».
У вас к этому времени уже должен быть установлен Android Studio последней версии. Ниже будет приведена небольшая пошаговая инструкция:
Теперь перед вами открылась привычная среда разработки. К сожалению или к счастью, но сейчас вам не нужно будет писать код – среда разработки уже сделала это за вас, создав файлы для приложения, выводящего «Hello world!» на экран, по умолчанию. Вместо этого хотелось бы обратить ваше внимание на несколько созданных файлов и папок, найти которые вы можете в колонке слева, отображающей все элементы проекта.
Это файл типа «Манифест», который описывает основные характеристики приложения и определяет каждый из его компонентов. Он является своего рода интерфейсом между ОС Android и вашим приложением – если компонент не упомянут в этом файле, он не будет отображен и в операционной системе.
Это автоматически генерируемый файл, содержащий определённые данные касательно приложения – такие, как, например, версия SDK.
Запустить приложение можно двумя способами: на реальном устройстве или на эмуляторе в самой среде разработки. В нашем случае мы рассмотрим более универсальный случай – запуск на эмуляторе, полностью имитирующем работу устройства с операционной системой Android.
Попытайтесь запустить приложение кнопкой «Run» – в появившемся диалоговом окне выберите пункт «Create New Virtual Device». В последующих окнах нужно будет выбрать размер экрана и версию Android – помните, что она должна быть не ниже, чем указанная на этапе создания проекта. В случае, если данная версия Android будет отсутствовать на компьютере, Android Studio предложит ее загрузить. Остальные пункты можно оставить без изменений – на данный момент нет необходимости их изменять. После выбора всех настроек нажмите кнопку «Finish», и если вы увидели на своем мониторе экран телефона с названием вашего приложения сверху и с надписью «Hello world!» на экране, значит, вы можете себя поздравить – вы создали свое первое Android-приложение!
Теперь у вас есть базовое понимание и минимальный опыт в создании приложений на Android. Этого, разумеется, совершенно не хватит, чтобы заниматься разработкой, но это необходимый для дальнейшего развития фундамент – продолжайте изучать и практиковаться! Всего наилучшего!