Как изучают атмосферу 6 класс кратко
«Как изучают атмосферу?» сообщение
Как изучают атмосферу сообщение 6 класс кратко поможет узнать о том какими приборами и способами изучают воздушную оболочку планеты.
«Как изучают атмосферу?» сообщение
Все мы знаем, что наша планета окутана невидимым одеялом — атмосферой, которое защищает ее и обитателей от ультрафиолетового излучения, а также других угроз из космоса.
Человек давно начал интересоваться изучением воздушной оболочки. Однако без приборов измерения ее показателей это было нелегко сделать. Какие существуют способы изучения невидимой оболочки и люди, каких профессий изучают атмосферу, мы изучим подробнее.
Какая наука изучает атмосферу?
Наука, которая занимается изучением атмосферы, называется метеорологией. Она исследует строение воздушной оболочки Земли и рассматривает протекающие в ней процессы. Для изучения свойств атмосферы в разных местностях по всей планете расположены метеорологические центры. В последнее десятилетие развилось 2 новых направления — спутниковая метеорология и радиометеорология.
Люди каких профессий изучают атмосферу?
Люди, изучающие атмосфер, называются метеорологами, климатологами, синоптиками и аэрологами. Аэрологи изучают разные показатели атмосферы в ее слоях. Морские метеорологи занимаются исследованием воздушных масс над Мировым океаном. Они снабжают информацией о погодных условиях морской транспорт. Работа специалистов по составлению правильного прогноза погоды это довольно сложная задача. Нужно не только собрать и овладеть информацией, собранной со всех уголков планеты, но и правильно ее обработать и подать. Чем больше есть информации у исследователя, тем точнее будет результат работы. Также в обязанности метеоролога входит построение синоптических карт.
Какими приборами изучают атмосферу?
Основные приборы для изучения атмосферы (флюгер, барометр и термометр) появились в XVI веке. Сегодня ее изучением занимается Всемирная метеорологическая организация (ВМО), куда входит немало стран. Сотрудники ВМО разработали специальные программы для обработки и сбора данных. Для этого используются современные технологии.
С помощью этого прибора измеряется температура градусами по Цельсию (в честь швейцарского ученого Андерса Цельсия). Система основана на физических свойствах воды. Так, при 0 0 С она переходит в твердое состояние, а при 100 0 С в газообразное.
Данный прибор позволяет измерить количество жидких и твердых осадков. Такой метод изучения атмосферы появился в 70-х годах прошлого столетия. Прибор состоит из ведра, установленного столбика и окруженного ветрозащитой. Если количество осадков больше 49 мм за 12 часов, значит, дождь считается сильным. Точно также со снегом. Разнице только в количестве осадков (19мм) за этот же период времени.
Прибор позволяет измерить скорость ветра и изучить скорость направленных воздушных потоков. Это важнейший показатель атмосферы. Также для измерения скорости и направления ветра используют анеморумбометры, специальные ультразвуковые датчики. Рядом с анемометром устанавливают флюгер. Возле мостов, аэропортов и местах, где ветер может представлять опасность, устанавливают конусообразные мешки из полосатой ткани.
Специальный прибор для определения силы атмосферного давления. Идею по созданию барометра предложил еще Галилей, однако осуществил ее Э. Торричелли, доказавший факт существования атмосферного давления. Барометры позволяют точно составить прогноз погоды, после измерения давления атмосферного столба.
Надеемся, что «Как изучают атмосферу?» сообщение кратко, помогло Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации.
Как изучают атмосферу? Значение атмосферы для Земли. Наука, изучающая атмосферу
Значение атмосферы для Земли было осознано человечеством давно. Ее воздушные слои служат щитом от жесткого космического излучения и метеоритов, не составляя преграды для солнечных лучей, не пропускают обратно тепловое излучение поверхности планеты.
Зачем нужно изучать процессы в атмосфере
Можно ли было предотвратить потопление эскадры из шестидесяти британских и французских военных кораблей в Черном море? Это случилось четырнадцатого ноября 1854 года во время Крымской Войны. После изучения предоставленных метеорологических сводок Урбен Леверье (Парижская обсерватория) пришел к выводу, что можно было предвидеть ураган (значит, не давать приказа выходить в открытое море), спрогнозировать это явление.
Этот исторический пример доказывает неизбежность развития науки, позволяющей наблюдать за атмосферой и прогнозировать ее поведение.
От того, как изучают атмосферу сегодня метеорологи, зависит определение оптимальных погодных сроков работы на полях, авиация без срочных прогнозов поведения воздушных масс становится не безопасной. Подтопления, град, ураганы, засухи — это неполный список природных явлений, происходящих в атмосфере.
Чем и как изучают атмосферу: первые исторические попытки организации наблюдений
Аристотель еще в четвертом столетии до нашей эры написал труд, названный им «Метеорологика» (Ликейский период Аристотеля — с 334 по 322 год до н. э.). Поэтому наука, изучающаяя атмосферу, называется метеорология.
Возможность изучения метеоусловий возникла после изобретений в 17 веке Галилео Галилеем термометра (фиксация температуры) и барометра (измерение давления) Отто фон Герике. Флюгер (измерение направления ветра), анемометр (измерение скорости движения воздуха), гигрометр (измерение влажности), плювиограф (измерение количества осадков), созданные в этом же веке, расширили список фиксируемых параметров атмосферы.
Сеть из девяти метеостанций (самая первая в истории) в Италии с 1854 по 1667 собирала информацию о параметрах атмосферы.
Вторая европейская сеть метеостанций (1723-1735) работала по инструкции, содержащей стандартные таблицы измерений с методическими указаниями по пользованию приборами, написанной Джеймсом Джурином (Лондон).
Одновременно в России на двадцати четырех метеостанциях (1733-1744) велись наблюдения за атмосферой (инструкция Даниила Бернулли).
Строение атмосферы
В зависимости от процентного состава газообразных составляющих, их температуры воздушную оболочку планеты принято делить послойно.
Тропосфера — воздушная масса, прилегающая к поверхности. Высота нижнего слоя меняется от полюсов к экватору — над полюсами до 8 километров, над экватором до 17. Нагрев воздуха в нем происходит от поверхности планеты, через каждые сто метров температура понижается на 0,6 градуса Цельсия. На верхней границе слоя температура равна приблизительно минус 55 градусов.
Воздушные массы в тропосфере самые плотные (действует притяжение Земли), они находятся в постоянном движении, именно здесь образуются облака из маленьких капелек испаряющейся с поверхности воды.
Стратосфера — следующий большой воздушный слой, его высота — до пятидесяти пяти километров. Воздух разрежен, температура сначала падает, затем подымается с высоты в двадцать пять километров (на один-два градуса на каждый километр высоты).
Мезосфера — высота до восьмидесяти-восьмидесяти пяти километров, рост температуры продолжается.
Термосфера — ее высота — восемьсот километров.
Мезосфера и термосфера — это ионосфера. Атмосферное явление — полярное сияние — формируется именно в ионосфере.
Самый дальний от поверхности планеты слой с температурой в две тысячи градусов — экзосфера.
Какими способами изучают атмосферу
Количество параметров, характеризующих воздушные массы, известны давно. Ученые разных стран еще в девятнадцатом веке пришли к соглашению о единой системе, в которой должны производиться измерения.
К методам изучения атмосферы относятся наземные (метеорологические станции), аэродинамические (радиозонды, ракеты), спутниковые и орбитальные (искусственные спутники Земли и орбитальные космические станции).
Метеостанции
температура (используются различные виды термометров, максимальный и минимальный — для измерения максимума и минимума температуры воздуха за определенный период, термометры для измерения температуры почвы, термограф (самописец) — для регистрации показаний);
атмосферное давление (барометр и барограф — для регистрации);
влажность воздуха (абсолютная и относительная — гигрометром и психрометром, гигрограф — для регистрации);
скорость ветра и направление (флюгер со шкалой — анеморумбометр);
количество осадков за период измерений (осадкомер и плювиограф — для регистрации);
высота снежного покрова (специальная рейка).
На части метеостанций регистрируются гололед, изморось, лед.
Часть метеостанций с более высоким статусом (определяются государственными метеокомитетами) измеряю нижнюю границу облачности (направленными прожекторами), оптическую дальность, испарение почвы, солнечное излучение.
Все метеостанции свои наблюдения передают в единые центры. В России это Р осгидромет.
Аэрологические станции
Скорость и направление ветра, температуру, давление на высотах от тридцати метров до сорока километров (тропосфера и часть стратосферы) регистрируют с помощью системы АРЗ-РЛС (аэрологический зонд — радиолокационная станция).
Зонд — это специальный баллон (из резины или пластика, заполненный водородом или гелием (несколько реже, хотя менее опасно) для поднятия вверх и контейнер с датчиками температуры, давления. Сигналы датчиков преобразуются в радиосигнал, затем передаются на РЛС.
Радиолокационная станция принимает сигналы и расшифровывает их. РЛС «ведет» радиозонд, отслеживая его положение по вертикали и горизонтали.
Таким образом аэрологическая станция получает самые достоверные данные о температурах, давлении и о скорости и направлении ветра на различных высотах.
Так как изучают атмосферу с помощью зондов всего лишь от двух до четырех раз в сутки, этого совершенно недостаточно для сиюминутного знания о состоянии воздушных масс (перемещение, облачность).
Метеорологические ракеты
Исследование атмосферы на высотах до ста километров проводятся с помощью запусков геофизических (метеорологических) ракет. К сегодняшнему дню многие страны создали станции для пуска ракет по всему миру (около пятидесяти).
Принципы ракетостроения, система запусков, обработки сигналов и отслеживание ракеты разработаны были еще в Советском Союзе в пятидесятых годах прошлого столетия.
То, как изучают атмосферу с помощью ракет, достаточно уникально. Суть методики изучения атмосферы данным способом состоит в следующем. В голову ракеты устанавливаются и крепятся измерительные приборы. Ракету вывозят на стартовую площадку станции, размещают в пусковой установке. После старта ракета уходит в заданном направлении, ее путь отслеживается радиолокатором. В зависимости от поставленной задачи на нужной высоте (от 70 до 80 км) головная часть отделяется от двигателя. Раскрывается парашют приблизительно на высоте около ста километров, и ракетозонд начинает падение к поверхности. Все производимые на спуске измерения передаются на наземные станции. На начальном этапе падения скорость начинает увеличиваться, достигая своего максимума на высоте около шестидесяти километров. Плотность воздуха на этой высоте достаточна для начала работы парашюта. Головная часть ракеты на парашюте плавно спускается на поверхность. Траектория падения (дрейфа в атмосфере) отслеживается локатором.
Давление, температура и, наконец, основное — скорость и направление ветра, измеряются ракетой с высокой точностью.
Научные исследования с помощью пусков ракет не ограничиваются только этими измерениями, на этих высотах предметом изучения могут быть и состав воздуха и озоновый слой, и солнечное излучение, и радио магнитное излучение.
Исследования с помощью спутников и орбитальных станций
Космическая эра наблюдений (исследований) началась с запусков искусственных спутников земли (4 октября 1957 года был запущен первый советский спутник).
На сегодняшний день спутники, облетая планету, предают информацию через каждый час-полтора, охватывая полосу поверхности планеты шириной от километра до трех. Следующий виток проходит рядом, поэтому за двенадцать-четырнадцать оборотов метеорологи получают полную (кроме полюсов) фотографическую картинку поверхности и облачных масс.
Атмосфера: строение, значение, изучение
Урок 22. География 6 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Атмосфера: строение, значение, изучение»
На Земле выделяют несколько оболочек: литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера.
Сегодня вы познакомитесь с атмосферой – воздушной оболочкой Земли. Она покрывает всю поверхность планеты. Толщина атмосферы равна 3000 км. Нижней ее границей считают поверхность Земли, а верхней границей у этой оболочки нет – она постепенно переходит в космическое пространство.
Воздух у поверхности нашей планеты удерживается силой её притяжения, а не упасть его частицам помогает их постоянное движение.
Из чего же состоит воздух?
Воздух – это смесь различных газов, твёрдых частиц, пыли, сажи. Он состоит из азота – 78% и кислорода – 21%, остальную же долю занимают другие газы: аргон – 0,93%, углекислый газ – 0,03%, а также гелий, водород, озон и так далее. Из-за того, что в атмосфере с высотой изменяется состав воздуха, его температура и плотность, в ней выделяют несколько слоёв.
Первый слой называется тропосферой. Он простирается до высоты в 18 км. Это максимальная толщина тропосферы у экватора. У полюсов же её толщина составляет 8-10 км. В этом слое содержится до 80% воздуха, здесь же расположен весь водяной пар. В тропосфере образуются дожди, летают самолёты, дует ветер. Тропосфера нагревается от поверхности Земли, и чем дальше мы от неё поднимаемся, тем температура падает всё ниже и ниже. Учёные подсчитали, что на 1 км подъёма в высоту, температура воздуха здесь падает на 6 0 С.
Выше тропосферы расположена стратосфера. Здесь, воздуха содержится намного меньше, чем в тропосфере. Температура воздуха продолжает понижаться, но на высоте 20-30 км она постепенно увеличивается. Происходит это потому, что именно здесь расположен озоновый слой.
Озоновый слой играет очень важную роль для всего живого на Земле. Благодаря ему губительные для всего живого ультрафиолетовые лучи не доходят до поверхности Земли. Если бы мы с вами собрали бы весь озон у поверхности Земли, то его толщина составила бы всего лишь 0,25 см. Небо здесь практически чёрное. Происходит это потому, что молекулы газов, содержащиеся в воздухе, рассеивают голубые, синие и фиолетовые лучи, придавая небу голубой цвет. Поэтому с поверхности Земли мы и видим голубое небо.
Но чем выше мы поднимаемся над нашей планетой, тем плотность воздуха уменьшается, и цвет неба темнеет и приобретает густо-синюю, а в стратосфере – чёрно-фиолетовую окраску. Верхняя граница стратосферы расположена на высоте 50 км.
К верхним слоям атмосферы относятся мезосфера, термосфера и экзосфера.
Они наблюдаются и в следующем слое атмосферы – в экзосфере. Он расположен на высоте свыше 400 км и постепенно переходит в космическое пространство.
Атмосфера Земли играет огромную роль для всех её жителей. Она защищает поверхность нашей планеты от метеоритов, которые под воздействием земного притяжения с огромной скоростью врезаются в атмосферу Земли. В результате трения о воздух они в основном сгорают.
Однако, иногда всё-таки встречаются случаи, когда эти космические тела вторгаются на нашу планету, не успевая полностью сгореть в атмосфере. Например, 15 февраля 2013 года у города Челябинска упал метеорит. Его падение сопровождалось атмосферными взрывами не только над территорией этого города, но и над другими районами России.
Воздушная оболочка Земли регулирует тепловой баланс планеты. Она задерживает половину тепла, накопленного у поверхности. Благодаря этому на Земле нет резких перепадов температур между полюсами и экватором.
Кислород, содержащийся в атмосферном воздухе, необходим всему живому на Земле. Каждую минуту человек вдыхает от 5 до 10 литров воздуха. Если мы с вами без еды можем прожить несколько недель, без воды 8 дней, то без воздуха человек не сможет прожить ни одной минуты.
Атмосфера – источник азота. Это незаменимый элемент, который входит в состав белков – строительных кирпичиков нашего тела.
Воздушная оболочка является средой, в которой распространяется звук. Без воздуха на Земле царила бы тишина. Как видно, наша планета без атмосферы была бы совсем другой и вряд ли на ней была бы жизнь.
К сожалению, человек очень часто забывает об этом, и своей деятельностью загрязняет воздух различными вредными веществами. В нём всё больше и больше увеличивается количество сажи, пыли, углекислого газа. Такой загрязнённый воздух становится причиной роста заболеваемости людей. Человек должен помнить, что воздух необходимо сохранять чистым. Сделать это можно благодаря уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и увеличению числа зеленых насаждений.
Человеку всегда было интересно знать, что же происходит в воздушной оболочке, потому что от этого зависит и его деятельность.
Сейчас изучением атмосферы занимается Всемирная метеорологическая организация, членом которой является и Россия. Практически в любой точке земного шара действуют метеорологические службы. Их работники каждые 3 часа снимают показания с метеорологических приборов, что позволяет предсказывать погоду.
Узнать, какие же процессы происходят высоко над Землёй, помогают современные метеорологические спутники, зонды, шары, ракеты. Так, для изучения толщи атмосферы используют специальные воздушные шары, к которым прикрепляют радиозонды. Они передают на поверхность Земли всю информацию о происходящих на высоте атмосферных процессах. Если же необходимо получить сведения о состоянии атмосферы на очень больших высотах, то используют метеорологические ракеты. А при помощи искусственных спутников человек может наблюдать за тем, что происходит в верхних слоях атмосферы и предсказывать погоду.
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Её толщина составляет 3000 км. Атмосфера состоит из смеси газов, называемой воздухом.
Воздух атмосферы имеет следующий состав: 78% азота, 21% кислорода, 0,93% аргона, 0,03% углекислого газа и другие газы. Воздушная оболочка Земли имеет неоднородное строение. Она состоит их тропосферы, стратосферы, мезосферы, термосферы и экзосферы.
Самый нижний слой атмосферы – тропосфера, простирается до высоты 18 км. Здесь содержится 80% всего воздуха, выпадают осадки, а температура воздуха понижается с каждым километром подъёма на 6 0 С.
В стратосфере расположен озоновый слой. Он защищает всё живое на Земле от вредных ультрафиолетовых излучений Солнца. Выше стратосферы находятся верхние слои атмосферы: мезосфера, термосфера и экзосфера. В этих слоях воздух очень разряжен. Постепенно верхние слои атмосферы переходят в космическое пространство.
Значение воздушной оболочки Земли огромно: она защищает всё живое на Земле от вредного ультрафиолетового излучения, защищает от падающих метеоритов, предохраняет от переохлаждения или перегревания планеты.
Как изучабт атмосферу Описать как изучают атмосферу
Свою основную задачу — всестороннее изучение свойств атмосферы с целью прогноза погоды и искусственного воздействия на атмосферные процессы — метеорологи решают, главным образом анализируя и обобщая наблюдения над метеорологическими элементами и характером их изменений в пространстве и времени.
К метеорологическим элементам относятся: солнечная радиация, температура воздуха и почвы, влажность воздуха, атмосферное давление, ветер, облачность, осадки, снежный покров, видимость, метели, туманы, грозы и т. д.
Метеорологические наблюдения проводятся либо на поверхности Земли и в непосредственной близости к ней, либо на некоторой, иногда довольно значительной высоте. Поэтому принято различать наземные и аэрологические наблюдения.
Атмосферное давление измеряется барометром.
На метеорологических станциях не менее 4-х раз в день снимают показания. В труднодоступных районах действуют автоматические радиометеорологические станции. А в океанах такие станции устанавливают на плавучих платформах. Свободную атмосферу изучают с помощью радиозондов — приборов, которые прикрепляются к выпущенным в свободный полет каучуковым шарам, наполненным водородом. Они собирают данные о состоянии атмосферы на высотах до 30-40 км. Еще выше, до 120 км, поднимаются метеорологические ракеты. На определенной высоте часть ракеты с приборами отделяется и на парашюте спускается на земную поверхность. Для уточнения состава воздуха и исследования слоев, расположенных на большой высоте, применяются ракеты, зондирующие атмосферу до 500 км. Очень важные сведения о состоянии атмосферы, о погодных процессах, происходящих над Земной поверхностью, доставляют искусственные спутники Земли. Большой ценностью обладают наблюдения за атмосферными явлениями, которые ведутся космонавтами с орбитальных станций в космосе.
Свою основную задачу — всестороннее изучение свойств атмосферы с целью прогноза погоды и искусственного воздействия на атмосферные процессы — метеорологи решают, главным образом анализируя и обобщая наблюдения над метеорологическими элементами и характером их изменений в пространстве и времени.
К метеорологическим элементам относятся: солнечная радиация, температура воздуха и почвы, влажность воздуха, атмосферное давление, ветер, облачность, осадки, снежный покров, видимость, метели, туманы, грозы и т. д.
Метеорологические наблюдения проводятся либо на поверхности Земли и в непосредственной близости к ней, либо на некоторой, иногда довольно значительной высоте. Поэтому принято различать наземные и аэрологические наблюдения.
Атмосферное давление измеряется барометром.
На метеорологических станциях не менее 4-х раз в день снимают показания. В труднодоступных районах действуют автоматические радиометеорологические станции. А в океанах такие станции устанавливают на плавучих платформах. Свободную атмосферу изучают с помощью радиозондов — приборов, которые прикрепляются к выпущенным в свободный полет каучуковым шарам, наполненным водородом. Они собирают данные о состоянии атмосферы на высотах до 30-40 км. Еще выше, до 120 км, поднимаются метеорологические ракеты. На определенной высоте часть ракеты с приборами отделяется и на парашюте спускается на земную поверхность. Для уточнения состава воздуха и исследования слоев, расположенных на большой высоте, применяются ракеты, зондирующие атмосферу до 500 км. Очень важные сведения о состоянии атмосферы, о погодных процессах, происходящих над Земной поверхностью, доставляют искусственные спутники Земли. Большой ценностью обладают наблюдения за атмосферными явлениями, которые ведутся космонавтами с орбитальных станций в космосе.