Как известно деятельность имеет целенаправленный характер

Деятельность как способ существования общества

Как известно деятельность имеет целенаправленный характер. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Как известно деятельность имеет целенаправленный характер фото. Как известно деятельность имеет целенаправленный характер-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Как известно деятельность имеет целенаправленный характер. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea Как известно деятельность имеет целенаправленный характер. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Как известно деятельность имеет целенаправленный характер фото. Как известно деятельность имеет целенаправленный характер-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Как известно деятельность имеет целенаправленный характер. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f Как известно деятельность имеет целенаправленный характер. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Как известно деятельность имеет целенаправленный характер фото. Как известно деятельность имеет целенаправленный характер-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Как известно деятельность имеет целенаправленный характер. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0 Как известно деятельность имеет целенаправленный характер. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Как известно деятельность имеет целенаправленный характер фото. Как известно деятельность имеет целенаправленный характер-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Как известно деятельность имеет целенаправленный характер. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b

Как известно деятельность имеет целенаправленный характер. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Как известно деятельность имеет целенаправленный характер фото. Как известно деятельность имеет целенаправленный характер-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Как известно деятельность имеет целенаправленный характер. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd

Как известно деятельность имеет целенаправленный характер. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Как известно деятельность имеет целенаправленный характер фото. Как известно деятельность имеет целенаправленный характер-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Как известно деятельность имеет целенаправленный характер. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935

Задание 1. Прочитайте высказывания. Какие аспекты поведе­ния затрагивают авторы?

Ф.Ларошфуко: «Можно дать другому разумный совет, но нельзя научить его разумному поведению».

И.Гёте: «Поведение — это зеркало, в котором каждый показы­вает свой лик».

У.Теккерей: «Посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу».

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• Структуру деятельности составляют:

• Важную роль в совершении деятельности играют:

• А. Маслоу предложил следующую классификацию потребно­стей:

• Практическая деятельность бывает:

• В зависимости от результатов деятельность подразделяется

• В зависимости от форм деятельности выделяют:

Задание 3. Составьте логическую схему, используя ключевые понятия.

«Деятельность», «структура деятельности», «субъект деятель­ности», «объект деятельности», «орудия деятельности», «цель», «средства», «поведение», «действия», «мотив», «потребности (пер­вичные, вторичные)», «виды деятельности».

Задание 4. Поступки человека часто зависят от его воли и жела­ния. Об одном человеке можно сказать: «У него есть сила воли», а о другом: «Он безвольный». Выскажите свое мнение о том, что такое воля. Прочитайте высказывания. Как авторы объясняют смысл этого качества? Почему воля необходима человеку?

Платон: «Воля — целеустремленность, соединенная с правиль­ным рассуждением».

Л.Фейербах: «Воля — стремление к счастью».

Г.Гегель: «Если воля цепляется только за мелочи, то она пре­вращается в упрямство»; «Воля, которая ничего не решает, не есть действительная воля: бесхарактерный никогда не доходит до решения».

Б. Шоу: «Там, где нет воли, нет и пути».

Л.Н.Толстой: «Что назначено непременно исполнить, то ис­полняй несмотря ни на что».

И.М.Сеченов: «Волевой человек хочет, а безвольный — толь­ко хочет хотеть».

• А. Бестужев-Марлинский: «Что такое воля, как не мысль, переходящая в дело».

• А.Сухомлинский: «Заставляй себя делать то, что не хочется, но надо. Долженствование — главный источник воли».

И. Шиллер: «Воля есть отличительный признак человеческого рода, а сам разум — только вечное правило для руководства во­лею».

А. Шопенгауэр: «Бытие мира, по моему учению, объясняется всемогуществом воли. В самом деле, если воля человека может иногда сделать то, что считалось только во власти дьявола, то в ее власти совершить и то, что до сих пор приписывается только все­могуществу богов».

Задание 5. Как известно, деятельность имеет целенаправлен­ный характер. Какую роль отводят авторы приведенных высказы­ваний цели деятельности человека? Как взаимосвязаны цель и средства?

М.Монтень: «Благородная цель облагораживает деятельность во имя этой цели».

Г. Мурей: «Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может».

И.Гёте: «Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершает свой путь, подобно звездам, спокой­но, не торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели»; «Принимая средства за цель, люди разочаровываются в себе и других; в силу чего из всей их деятельности ничего не выходит или выходит обратное тому, к чему они стремились».

К. Маркс: «Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель».

И.Шиллер: «Человек вырастает по мере того, как растут его цели».

Г.Гегель: «Истина средства заключается в его адекватности цели».

Ф.Лассаль: «Цель только тогда может быть достигнута, когда уже заранее само средство насквозь проникнуто собственной при­родой цели».

В.О.Ключевский: «Исторический процесс вскрывается в явле­ниях человеческой жизни, известия о которых сохранились в ис­торических памятниках или источниках. Явления эти необозримо разнообразны, касаются международных отношений, внешней и внутренней жизни отдельных народов, деятельности отдельных лиц среди того или другого народа. Все эти явления складываются в великую жизненную борьбу, которую вело и ведет человече­ство, стремясь к целям, им себе поставленным».

Как известно деятельность имеет целенаправленный характер. 640 1. Как известно деятельность имеет целенаправленный характер фото. Как известно деятельность имеет целенаправленный характер-640 1. картинка Как известно деятельность имеет целенаправленный характер. картинка 640 1

Развитие общества

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Экстенсивный путь развития это процесс движения и взаи­модействия предметов и явлений, перехода от одного состояния к другому, появления у них новых свойств, функций и отношений.

Революция это качественные изменения, происходящие в относительно больших интервалах времени.

Эволюция — это процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человечес­кого общежития.

Развитие общества — это постепенные, медленные, количе­ственные изменения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние.

Изменение — это увеличение производства за счет привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов, усиления эксплуа­тации рабочей силы, расширения посевных площадей в земледе­лии.

Социальные изменения это использование новых методов про­изводства, опирающихся на достижения научно-технического прогресса.

Интенсивный путь развития — это различные перемены, про­исходящие в течение некоторого времени в социальных общно­стях, группах, институтах, организациях, в их взаимоотношени­ях друг с другом, а также с индивидами.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• В социологии для характеристики движения общества упо­требляются понятия:

• Выделяются четыре вида социальных изменений:

• Г. Гегель выявил основные принципы диалектики:

• В зависимости от скорости протекания развитие бывает:

• К долговременным революциям относятся:

• В характеристике процесса развития применительно к эконо­мике выделяют:

интенсивный путь развития.

Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.

• Диалектика изучает искусство спора, диалога.

• Различные изменения не связаны между собой; изменения одного вида не влекут за собой изменений других видов.

• Античные диалектики представляли мир неизменным, они выделяли категорию развития как возникновение чего-то нового.

• Понимание развития как процесса количественных измене­ний произошло в средневековой христианской философии.

• Диалектические противоположности по концепции Г. Гегеля не связаны между собой.

Задание 4. Прочитайте высказывания. О каких законах диалек­тики говорят авторы? Приведите свои примеры, иллюстрирую­щие эти законы.

Г. Гегель: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и мож­но было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бы­тием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытес­няют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходи­мость и составляет жизнь целого»; «Нечто жизненно, только если оно. в состоянии вмещать в себя. противоречие и выдерживать его».

Ф.Энгельс: «Качественные изменения — точно определен­ным для каждого отдельного случая способом — могут происхо­дить лишь путем количественного прибавления либо количествен­ного убавления материи или движения (так называемой энер­гии)».

К. Поппер: «Если мы приглядимся немного к этим так называ­емым противоречивым фактам, то обнаружим, что все примеры, предложенные диалектиками, подтверждают всего-навсего то, что в мире, в котором мы живем, проявляется иногда структура, ко­торую можно, пожалуй, описать с помощью слова «полярность». Пример такой структуры — существование положительного и от­рицательного электричества».

К.Маркс: «Не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования».

В.И.Ленин: «Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположно­сти — при каких условиях они бывают тождественны, превраща­ясь друг в друга».

В. Л. Комаров: «Если бы жизнь на Земле, раз возникнув, возрас­тала затем только количественно, то поверхность Земли покры­лась бы толстым слоем студени, подобной той, которую и теперь вырабатывают бактерии, амебы и другие близкие к ним организ­мы. Но количество имеет свойство переходить в качество. При этом массы веществ, находящихся в различных взаимоотношениях (хи­мических, физических и пр.) с внешней средой, приобретают различные качества, или, как говорят, дифференцируются. Одно­образная масса становится разнородной».

М.Гесс: «Необходимостью человеческого развития, истории развития или естественной истории, необходимостью творческой истории людей является их взаимное разрушение, происходя­щее из противоречий их общения внутри их обособления в еди­ничность. История возникновения человеческой сущности или человечества является прежде всего саморазрушением этой сущно­сти».

Задание 5. На основе текста дайте характеристику основных черт диалектики.

В.И.Ленин: «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («от­рицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; — развитие скачкообразное, катастрофиче­ское, революционное; — «перерывы постепенности»; — пре­вращение количества в качество; — внутренние импульсы к раз­витию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах дан­ного явления или внутри данного общества; — взаимозависи­мость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явле­ния (причем история открывает все новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движе­ния, — таковы некоторые черты диалектики, как. учения о развитии».

Задание 6. Сравните точки зрения Г.Гегеля и Ф.Энгельса на движущую силу исторического развития. Какая из них вам кажет­ся более верной? Используя свои знания по истории, выскажите свое мнение о том, что влияет на процесс исторического разви­тия.

Ф.Энгельс: «У Гегеля зло есть форма, в которой проявляется движущая сила исторического развития. И в этом заключается дво­який смысл. С одной стороны, каждый новый шаг вперед необхо­димо является оскорблением какой-нибудь святыни, бунтом про­тив старого, отживающего, но освященного привычкой порядка. С другой стороны, с тех пор как возникла противоположность классов, рычагами исторического развития сделались дурные стра­сти людей: жадность и властолюбие».

Задание 7. Прочитайте высказывание, характеризующее рево­люцию. Почему автор дает негативную оценку революции? При­ведите примеры из истории, подтверждающие эту точку зрения.

М.Райман: «Революция — не закономерный этап, а продукт общественного кризиса, неспособность властных структур открыть простор для необходимых новаций. Революция — решение край­нее и болезненное, деструктивные аспекты доминируют. Рево­люция выступает не только против старой власти, но и против модернизации в целом».

Источник

Деятельность как способ существования общества

Задание 1. Прочитайте высказывания. Какие аспекты поведе­ния затрагивают авторы?

Ф.Ларошфуко: «Можно дать другому разумный совет, но нельзя научить его разумному поведению».

И.Гёте: «Поведение — это зеркало, в котором каждый показы­вает свой лик».

У.Теккерей: «Посейте поступок — пожнете привычку, посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу».

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• Структуру деятельности составляют:

• Важную роль в совершении деятельности играют:

• А. Маслоу предложил следующую классификацию потребно­стей:

• Практическая деятельность бывает:

• В зависимости от результатов деятельность подразделяется

• В зависимости от форм деятельности выделяют:

Задание 3. Составьте логическую схему, используя ключевые понятия.

«Деятельность», «структура деятельности», «субъект деятель­ности», «объект деятельности», «орудия деятельности», «цель», «средства», «поведение», «действия», «мотив», «потребности (пер­вичные, вторичные)», «виды деятельности».

Задание 4. Поступки человека часто зависят от его воли и жела­ния. Об одном человеке можно сказать: «У него есть сила воли», а о другом: «Он безвольный». Выскажите свое мнение о том, что такое воля. Прочитайте высказывания. Как авторы объясняют смысл этого качества? Почему воля необходима человеку?

Платон: «Воля — целеустремленность, соединенная с правиль­ным рассуждением».

Л.Фейербах: «Воля — стремление к счастью».

Г.Гегель: «Если воля цепляется только за мелочи, то она пре­вращается в упрямство»; «Воля, которая ничего не решает, не есть действительная воля: бесхарактерный никогда не доходит до решения».

Б. Шоу: «Там, где нет воли, нет и пути».

Л.Н.Толстой: «Что назначено непременно исполнить, то ис­полняй несмотря ни на что».

И.М.Сеченов: «Волевой человек хочет, а безвольный — толь­ко хочет хотеть».

• А. Бестужев-Марлинский: «Что такое воля, как не мысль, переходящая в дело».

• А.Сухомлинский: «Заставляй себя делать то, что не хочется, но надо. Долженствование — главный источник воли».

И. Шиллер: «Воля есть отличительный признак человеческого рода, а сам разум — только вечное правило для руководства во­лею».

А. Шопенгауэр: «Бытие мира, по моему учению, объясняется всемогуществом воли. В самом деле, если воля человека может иногда сделать то, что считалось только во власти дьявола, то в ее власти совершить и то, что до сих пор приписывается только все­могуществу богов».

Задание 5. Как известно, деятельность имеет целенаправлен­ный характер. Какую роль отводят авторы приведенных высказы­ваний цели деятельности человека? Как взаимосвязаны цель и средства?

М.Монтень: «Благородная цель облагораживает деятельность во имя этой цели».

Г. Мурей: «Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может».

И.Гёте: «Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершает свой путь, подобно звездам, спокой­но, не торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели»; «Принимая средства за цель, люди разочаровываются в себе и других; в силу чего из всей их деятельности ничего не выходит или выходит обратное тому, к чему они стремились».

К. Маркс: «Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель».

И.Шиллер: «Человек вырастает по мере того, как растут его цели».

Г.Гегель: «Истина средства заключается в его адекватности цели».

Ф.Лассаль: «Цель только тогда может быть достигнута, когда уже заранее само средство насквозь проникнуто собственной при­родой цели».

В.О.Ключевский: «Исторический процесс вскрывается в явле­ниях человеческой жизни, известия о которых сохранились в ис­торических памятниках или источниках. Явления эти необозримо разнообразны, касаются международных отношений, внешней и внутренней жизни отдельных народов, деятельности отдельных лиц среди того или другого народа. Все эти явления складываются в великую жизненную борьбу, которую вело и ведет человече­ство, стремясь к целям, им себе поставленным».

Развитие общества

Задание 1. Установите соответствие между понятием и опреде­лением.

Экстенсивный путь развития это процесс движения и взаи­модействия предметов и явлений, перехода от одного состояния к другому, появления у них новых свойств, функций и отношений.

Революция это качественные изменения, происходящие в относительно больших интервалах времени.

Эволюция — это процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человечес­кого общежития.

Развитие общества — это постепенные, медленные, количе­ственные изменения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние.

Изменение — это увеличение производства за счет привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов, усиления эксплуа­тации рабочей силы, расширения посевных площадей в земледе­лии.

Социальные изменения это использование новых методов про­изводства, опирающихся на достижения научно-технического прогресса.

Интенсивный путь развития — это различные перемены, про­исходящие в течение некоторого времени в социальных общно­стях, группах, институтах, организациях, в их взаимоотношени­ях друг с другом, а также с индивидами.

Задание 2. На основе материала учебника охарактеризуйте пред­ложенные понятия, заполнив пропуски текста.

• В социологии для характеристики движения общества упо­требляются понятия:

• Выделяются четыре вида социальных изменений:

• Г. Гегель выявил основные принципы диалектики:

• В зависимости от скорости протекания развитие бывает:

• К долговременным революциям относятся:

• В характеристике процесса развития применительно к эконо­мике выделяют:

интенсивный путь развития.

Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.

• Диалектика изучает искусство спора, диалога.

• Различные изменения не связаны между собой; изменения одного вида не влекут за собой изменений других видов.

• Античные диалектики представляли мир неизменным, они выделяли категорию развития как возникновение чего-то нового.

• Понимание развития как процесса количественных измене­ний произошло в средневековой христианской философии.

• Диалектические противоположности по концепции Г. Гегеля не связаны между собой.

Задание 4. Прочитайте высказывания. О каких законах диалек­тики говорят авторы? Приведите свои примеры, иллюстрирую­щие эти законы.

Г. Гегель: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и мож­но было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бы­тием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытес­няют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходи­мость и составляет жизнь целого»; «Нечто жизненно, только если оно. в состоянии вмещать в себя. противоречие и выдерживать его».

Ф.Энгельс: «Качественные изменения — точно определен­ным для каждого отдельного случая способом — могут происхо­дить лишь путем количественного прибавления либо количествен­ного убавления материи или движения (так называемой энер­гии)».

К. Поппер: «Если мы приглядимся немного к этим так называ­емым противоречивым фактам, то обнаружим, что все примеры, предложенные диалектиками, подтверждают всего-навсего то, что в мире, в котором мы живем, проявляется иногда структура, ко­торую можно, пожалуй, описать с помощью слова «полярность». Пример такой структуры — существование положительного и от­рицательного электричества».

К.Маркс: «Не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования».

В.И.Ленин: «Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположно­сти — при каких условиях они бывают тождественны, превраща­ясь друг в друга».

В. Л. Комаров: «Если бы жизнь на Земле, раз возникнув, возрас­тала затем только количественно, то поверхность Земли покры­лась бы толстым слоем студени, подобной той, которую и теперь вырабатывают бактерии, амебы и другие близкие к ним организ­мы. Но количество имеет свойство переходить в качество. При этом массы веществ, находящихся в различных взаимоотношениях (хи­мических, физических и пр.) с внешней средой, приобретают различные качества, или, как говорят, дифференцируются. Одно­образная масса становится разнородной».

М.Гесс: «Необходимостью человеческого развития, истории развития или естественной истории, необходимостью творческой истории людей является их взаимное разрушение, происходя­щее из противоречий их общения внутри их обособления в еди­ничность. История возникновения человеческой сущности или человечества является прежде всего саморазрушением этой сущно­сти».

Задание 5. На основе текста дайте характеристику основных черт диалектики.

В.И.Ленин: «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («от­рицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; — развитие скачкообразное, катастрофиче­ское, революционное; — «перерывы постепенности»; — пре­вращение количества в качество; — внутренние импульсы к раз­витию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах дан­ного явления или внутри данного общества; — взаимозависи­мость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явле­ния (причем история открывает все новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движе­ния, — таковы некоторые черты диалектики, как. учения о развитии».

Задание 6. Сравните точки зрения Г.Гегеля и Ф.Энгельса на движущую силу исторического развития. Какая из них вам кажет­ся более верной? Используя свои знания по истории, выскажите свое мнение о том, что влияет на процесс исторического разви­тия.

Ф.Энгельс: «У Гегеля зло есть форма, в которой проявляется движущая сила исторического развития. И в этом заключается дво­який смысл. С одной стороны, каждый новый шаг вперед необхо­димо является оскорблением какой-нибудь святыни, бунтом про­тив старого, отживающего, но освященного привычкой порядка. С другой стороны, с тех пор как возникла противоположность классов, рычагами исторического развития сделались дурные стра­сти людей: жадность и властолюбие».

Задание 7. Прочитайте высказывание, характеризующее рево­люцию. Почему автор дает негативную оценку революции? При­ведите примеры из истории, подтверждающие эту точку зрения.

М.Райман: «Революция — не закономерный этап, а продукт общественного кризиса, неспособность властных структур открыть простор для необходимых новаций. Революция — решение край­нее и болезненное, деструктивные аспекты доминируют. Рево­люция выступает не только против старой власти, но и против модернизации в целом».

Культура и цивилизация

Задание 1. Заполните таблицу, вписав в нее определения поня­тий.

ПонятиеКультураЦивилизация
Определение

. — это совокупность достижений человечества в материаль­ной и духовной сферах, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в про­дуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, совокупность отно­шений людей к природе, между собой и к самим себе.

. — это следующая за варварством ступень культуры, которая постепенно приучает человека к упорядоченным совместным дей­ствиям с другими людьми; совокупность духовных, материальных и нравственных средств, которыми данное сообщество вооружает своего члена в его противостоянии внешнему миру; качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.

Задание 2. Допишите недостающие понятия.

• Культура имеет проявления в двух сферах жизни человече­ства:

• В соответствии с периодами исторического развития выделя­ют цивилизации:

• В соответствии со спецификой развития различают цивилиза­ции:

• В соответствии с уровнем организации государственно-поли­тических институтов цивилизации делят на:

первичные (государство является политико-религиозной орга­низацией);

• В соответствии с уровнем экономического развития выделя­ют цивилизации:

• В каждой цивилизации можно выделить четыре подсистемы:

• Доиндустриальными цивилизациями считаются:

государства мусульманского Востока;

Задание 3. Исправьте ошибки в предложениях.

• Духовная сфера включает в себя все предметы материального мира, созданные человеком.

• Культура предстает как природа естественная, стоящая над сотворенной человеком так называемой второй природой.

• Достоинством цивилизационного подхода является обра­щение к социально-экономическим факторам развития, кото­рые, несомненно, оказывали значительное воздействие на об­щество.

• Различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура — это совокупность достижений техники и связан­ного с ними комфорта, в то время как цивилизация— выражение и результат самоопределения воли народа и индивида (культур­ный человек).

• Под глобализацией мирового сообщества понимается про­цесс обособления народов.

Задание 4. Прочитайте высказывание. В каком смысле здесь употребляется понятие «культура»? На основе этого высказы­вания сделайте вывод о значении культуры в развитии челове­чества.

Из «Лунь юй» («Беседы и высказывания») — собрания выска­зываний Конфуция, составленного его учениками:

— Если естество в человеке одолеет культуру — получится ди­карь. Если культура одолеет естество — получится книжник. Лишь тот, в ком естество и культура уравновешены, может стать до­стойным мужем».

Задание 5. Перед вами две точки зрения на проблему взаимо­действия цивилизаций. Охарактеризуйте каждую из них. Исполь­зуя примеры из истории и современности, приведите доводы в пользу той и другой точки зрения.

Н.Я.Данилевский: «Начала цивилизации одного культурно-ис­торического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя, при большем или меньшем влия­нии чуждых, ему предшествующих или ему современных цивили­заций».

В.С.Соловьев: «Помимо того внешнего влияния или воздей­ствия, которое допускается Данилевским, повсюду и всегда са­мые образующие духовные начала воспринимались друг от друга народами самых различных племен и культурно-исторических ти­пов. человечеству, как единому и солидарному целому, дано или задано одно общее дело, в котором различные народы и группы народов участвуют в различной мере, вырабатывая на своей на­циональной почве образовательные начала с более или менее широким общечеловеческим значением и передавая эти всемир­но-исторические начала и идеи другим народам и группам наро­дов не для «почвенного удобрения» их национальных культур, а для дальнейшего развития и осуществления самих этих начал в их человеческом содержании»

Задание 6. Как вы понимаете следующее высказывание? На его основе определите отличие понятий «цивилизация» и «цивилизо­ванность».

«Уровень цивилизованности общества во многом определяется тем, насколько комфортно себя в нем чувствуют люди, не имею­щие по тем или иным причинам возможности полноценно уча­ствовать в производительном труде, самостоятельно обеспечивать себя необходимыми социальными благами. В их числе люди пожи­лого возраста, женщины-домохозяйки, учащаяся молодежь, а так­же физически неполноценные».

Общественный прогресс

Задание 1. Заполните таблицу, вписав в нее определения по­нятий.

ПонятиеПрогрессРегрессОбъективный критерий прогресса
Определение

. — это процесс, в результате которого уменьшается набор полезных для системы функций, распадаются существовавшие ра­нее структуры, уменьшается число подсистем, элементов и свя­зей, обеспечивающих существование, устойчивость и жизнедея­тельность данной системы.

. — это развитие производительных сил (орудий труда), вклю­чая развитие самого человека.

. — это переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным, что связано с повышением уровня орга­низации системы.

Задание 2. Исправьте- ошибки в предложениях.

• Прогресс и регресс не взаимосвязаны; в процессе развития никогда не сочетаются прогрессивные и регрессивные тенденции.

• Современные представления о прогрессе предполагают борь­бу людей с живой и неживой природой, высокие достижения науки и техники, освобождение на этой основе от пагубных физических недостатков, болезней, высокой смертности и т.д.

• Общая совокупность социальных изменений в историческом масштабе от первобытного общества к современному может быть охарактеризована как регрессивное развитие.

• Одной из основных закономерностей развития общества яв­ляется обратимость социального прогресса в масштабе всемирной истории.

• Одна из важнейших особенностей социального прогресса — снижение его темпов, или «замедление ритма истории», которое придает особую динамичность и стремительность поступательно­му развитию общества в современную эпоху в ее сравнении с прошлым.

• Различные исторические примеры доказывают, что большее влияние оказывает менее развитый народ на более развитый.

Задание 3. Вы знаете, что является объективным критерием прогресса. Какие критерии прогресса называют авторы приведен­ных высказываний? Согласны ли вы с их точкой зрения? Аргу­ментируйте свой ответ.

Н.Г.Чернышевский: «Прогресс основывается на умственном развитии; коренная сторона его прямо и состоит в успехах и раз­витии знаний. Приложением лучшего знания к разным сторонам практической жизни производится прогресс и в этих сторонах. Стало быть, основная сила прогресса — наука; успехи прогресса соразмерны степени совершенства и степени распространенности знаний».

• И.Герцен: «Прогресс человека — процесс содержания мыс­ли»; «Прогресс — неотъемлемое свойство созидательного разви­тия, которое не прерывалось; это деятельная память и усовер­шенствование людей общественной жизнью».

Г. Спенсер: «Прогресс — не случайность, а необходимость».

П.Л.Лавров: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости — вот краткая формула, обнимающая, как мне кажется, все, что можно считать прогрессом».

Н.Г.Чернышевский: «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан».

Л.Н.Толстой: «Общественный прогресс истинный — в боль­шем и большем единении людей».

Ф.Д.Рузвельт: «Наш прогресс проверяется не увеличением изо­билия у тех, кто уже имеет много, а тем, способны ли мы доста­точно обеспечить тех, кто имеет слишком мало».

Б.Ауэрбах: «Неудовлетворенность — источник не только стра­даний, но и прогресса в жизни отдельных людей и целых наро­дов».

Вейтлинг: «Тот, кто верит в прогресс, не должен считать совершенным ни одно учение. Если он и не знает более совер­шенного, это не должно служить основанием тому, чтобы сомне­ваться в возможности существования такого учения. Но, указывая недостатки, нужно уметь доказать их наличие и понимать, как их устранить, иначе ты будешь только хулителем, а не улучшателем»; «Человечество никогда не достигнет высшего идеала совершенства, иначе пришлось бы предположить наступление застоя в его духовном развитии».

Задание 4. На основе приведенных ниже высказываний сделай­те вывод о взаимосвязи прогресса и регресса.

К. Маркс: наряду с прогрессом «. постоянно наблюдаются слу­чаи регресса и кругового движения».

Ф.Энгельс: «Каждый прогресс в органическом развитии явля­ется вместе с тем и регрессом, ибо он закрепляет одностороннее развитие и исключает возможность развития во многих других направлениях».

В.И.Ленин: «Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно».

Задание 5. Прочитайте текст. Что автор говорит о пределах раз­вития человечества? Что позволяет ему это утверждать? Какая за­кономерность развития общества была замечена автором?

Ж. А. Кондорсе: «Чтобы показать путем рассуждения и факта­ми, что не было намечено никакого предела в развитии челове­ческих способностей, что способность человека к совершенство­ванию действительно безгранична, что успехи в этом совершен­ствовании отныне независимы от какой бы то ни было силы, желающей его остановить, имеют своей границей только длитель­ность существования нашей планеты, в которую мы включены природой. Без сомнения, прогресс может быть более или менее быстрым, но никогда развитие не пойдет вспять».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *