Как извиниться если не прощают
Как быть, если нас не прощают?
Художник: Michael Silver
– Люсь, прости меня, а? Прости за вчерашнее… – муж переминается с ноги на ногу в дверях кухни.
Жена, орудуя сковородками, не отвечает: «вчерашнее» слишком сильно досадило.
– Отстань от меня. – жена взрывается и начинает высказывать свои обиды.
Как быть человеку, который искренне просит прощения за свою провинность, а его не прощают?
Для начала надо бы понять: а искренне ли мы просим прощения? а раскаянием ли наши просьбы вдохновляемы? Потому что мы нередко принимаем за раскаяние свое сожаление об испорченных отношениях.
Чем они отличаются?
Сожаление подобного рода – чувство довольно шкурное. Оно продиктовано неприятными ощущениями, потерей комфорта и выгоды. А раскаяние самоотверженно, оно переживает не за себя, а за другого – за того, кого мы расстроили. И думает не о себе, а о том, как загладить последствия своих поступков для другого.
Могут ли они сочетаться? Парадоксальным образом – вполне. В любой пропорции. Как в любом человеке есть и образ Божий с его способностью на святое самоотвержение, но есть и греховное повреждение, увлекающее нас к самолюбию. Редко кто восходит к высоте преподобия, вовсе уже не способного на грех, и редко кто приходит в состояние бесоподобного эгоизма.
Как определить в самом себе, чем по преимуществу мы движимы и что, соответственно, нам говорить на исповеди?
Раскаяние выражается в готовности смирно терпеть неприязнь и претензии обиженных нами
Покаяние отличается готовностью потерпеть за свой грех. Раскаяние в причиненной другим людям неприятности выражается в готовности смирно терпеть их неприязнь, их претензии и недостатки (см. статью «Как отличить самоедство от покаяния»). Говорят же, что самая полезная вещь в хозяйстве – это виноватый муж. И жена, побив машину, на редкость снисходительно начинает смотреть на слабости супруга.
А как быть, если мы понимаем, что движимы по преимуществу эгоизмом, но скорбим об этом и желаем исправления?
Есть святоотеческое понятие любомудрия. Оно означает, что в человеке хоть и нет еще добродетели любви, но он понуждает себя поступать так, как она диктует. Собственно, это относится и к любой другой добродетели, и к покаянию тоже.
Поэтому в приведенном выше примере супругу надо с сокрушенным видом выслушать все неудовольствия жены, а потом начать делать что-то полезное для семьи и просто терпеть то, что жена долго еще будет фырчать и дуться. Это своего рода епитимья за провинность. Если он не захочет ее понести, значит, в нем вообще нет раскаяния за содеянное.
Конечно, провинность провинности рознь, и виновный виновному рознь, оттого и епитимьи бывают разными. Иному человеку они вовсе не нужны. Но именно ситуация, когда человек вовсе ничего не хочет потерпеть за грех, сигнализируют о том, что тут без епитимьи – никуда.
Наказание нужно в том числе там, где быстрое прощение не идет на пользу. Где человек уже не в первый раз закатил скандал, наговорил гадостей, подвел, испортил, навредил… а потом требует себе прощения. Раньше просил, а теперь требует! Привык.
– Ну прости меня, зая/котик. Прости. Ну что ты дуешься, дорогая/дорогой? Прости… Мне, что, теперь неделю перед тобой на коленях ползать.
Поползай. Раз урок прежде не усваивался за час, то, может быть, на усвоение нужна именно неделя? Или месяц? Может быть, твои колени связаны с головой гораздо теснее, чем тебе казалось? Связана же с ней та часть тела, по которой вразумляют детей…
– Что мне делать? Настоятель на меня рассердился – даже не здоровается…
Он не здоровается, а ты здоровайся. И наиболее тщательно выполняй свои обязанности. Царь Соломон сказал: «Если гнев начальника вспыхнет на тебя, не оставляй места твоего, потому что кротость покрывает и большие проступки» (Еккл. 10: 4). Что удивительного в том, что человек рассердился, когда его рассердили. И если ты – причина, то надо просто кротко потерпеть последствия.
Покаяние не говорит: «Я болею, потому что доктора наделали ошибок; я нуждаюсь, потому что власти плохо управляют страной; мой ребенок плохо учится, потому что учителя не стараются…» Покаяние мужественно терпит неприятности, ибо рассуждает: «С моим грехолюбием мне неполезно благополучие… но помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!» Авва Дорофей сказал: «Если кто поистине достоин покоя, то и сарацинскому сердцу Бог возвестит сотворить с ним милость, смотря по его надобности. Если же кто недостоин успокоения или оно неполезно ему, то хотя бы он и новое небо, и новую землю сотворил, не найдет покоя».
Благоразумный разбойник на кресте не требовал преференций – не рассуждал о том, что могло его оправдать. Он не говорил, что стал бандитом, потому что вырос в неблагополучной семье, или что его избаловала мама, или что у него в отрочестве развилось гебоидное расстройство… хотя всё это могло иметь место! Но он сказал, что терпит поделом, что люди, которые предали его мучительной казни, поступили справедливо. И это рассуждение открыло ему Боговедение, и он исповедал, что Бог Свят. Оттого он получил и силы терпеть мучительную казнь, и дерзновение просить у Господа милости. И был услышан.
ИнструкцияЕсли вы погорячились:
Как правильно извиняться
7 шагов, чтобы выйти из ситуации достойно
Текст: Яна Шагова,
автор телеграм-канала «Со мной всё в порядке!»
В пылу ссоры мы порой говорим или делаем что-то обидное для наших близких или друзей. Что делать, если злые и несправедливые слова уже сорвались с языка, или вы хлопнули дверью и ушли в ночь, а теперь понимаете, что сделали это напрасно? Слов «прости меня» не всегда бывает достаточно. Как извиниться перед близким человеком и наладить контакт?
Не рассыпайтесь в многословных извинениях
Во-первых, это обесценивает слова «прости» и «извини меня». Особенно не стоит этого делать, если вы ещё злы на оппонента и чувствуете, что «недовыяснили» отношения. Ваши извинения прозвучат неискренне, и с большой вероятностью вы перейдёте обратно к обвинениям. В следующий раз близкий человек не станет доверять вашему «Прости, я был неправ», поскольку будет знать, что эти слова могут внезапно превратиться в повторную атаку. Такое ощущение небезопасности бьёт по доверию, так что возьмите за правило просить прощения лишь в том случае, когда действительно готовы мириться. И обязательно исключите конструкции вроде: «Согласна, я была неправа, но и ты…»
Дайте другому время
Позвольте человеку пойти погулять, почитать книгу на диване или запереться в соседней комнате и не выходить. Если вас мучает чувство вины, можно один раз подойти и спросить, готов ли он принять ваши извинения. Если всё ещё нет — будьте терпеливы и подождите ещё. Всем требуется разное время, чтобы отойти.
Не грызите себя
Признать свою неправоту и есть себя поедом — разные вещи. Внутренние муки скорее приведут к тому, что вы снова разозлитесь на партнёра, а конфликт выйдет на новый виток. Иногда кажется, что как следует «потерзаться» — это достаточное наказание, так что извиняться уже не нужно. Конечно, это не так: второй стороне нужны конкретные действия — может быть, искренний разговор или даже компенсация, а не ваши мучения. Лучше расскажите собеседнику, что вы сожалеете и очень расстроены произошедшим.
Иногда разворачивается такой сценарий: агрессор, который только что кричал, так расстроен из-за своей несдержанности, что уже партнёру приходится его утешать: «Ну что ты, я тебя прощу, ничего страшного». Это манипуляция, несомненно приятная для агрессора, но разрушительная для отношений. Согласитесь, всё-таки получать утешение и компенсацию должна пострадавшая сторона.
Выслушайте ответ — и прислушайтесь к нему
Обычно в любом конфликте есть более активная и более пассивная сторона. Когда вы кричите или обвиняете, а второй участник ссоры молча слушает, плачет или уходит из комнаты, то вы активная сторона, а она или он — пассивная. Приготовьтесь к тому, что после извинений ваши роли поменяются. Вполне вероятно, что после слова «прости» на вас обрушатся ответные обвинения. Если вы твёрдо настроены прекратить ссору и перевести разговор в конструктивное русло, не отвечайте сразу. Постарайтесь обратить внимание на чувства собеседника и его реакцию в потоке обиды. Это то, к чему стоит прислушаться и что стоит учесть на будущее.
Признайте чувства
Это один из самых действенных и самых сложных приёмов, и здесь вам пригодится предыдущий пункт, в котором вы постарались понять чувства второй стороны. Признать — не значит согласиться с позицией партнёра и отказаться от своей. Вы можете всё ещё не соглашаться, но при этом признавать, что для неё или него такие чувства и реакция на события реальны: «Когда мы поссорились и я допоздна уехала к друзьям, ты чувствовал себя брошенным и ненужным. Наверное, это было тяжело». Заметьте, здесь вы не обещаете больше не уезжать к друзьям и даже не говорите, что ваша реакция была неправильной. Вы лишь признаёте реальность второго человека: он чувствовал себя брошенным и ему было тяжело.
«Прости, тебе, наверное, было обидно и страшно, когда ты так торопилась ко мне, а я вместо „привет“ стала кричать, что ты всё время опаздываешь и мне надоело вечно тебя ждать». Опять же вы не говорите, что готовы принимать дальнейшие опоздания, но признаёте, что получить такое приветствие было очень обидно и даже могло испугать.
Сделайте для человека что-то приятное
Если вторая сторона сильно обиделась и вы чувствуете, что извинения и разговоров недостаточно, предложите какую-то деятельную компенсацию. Лучше всего в открытую: «Я чувствую себя очень виноватым (виноватой). Мне хочется сделать для тебя что-то. Давай я (…)?» Оптимальный вариант — сходить куда-то вместе, приготовить любимое блюдо, провести вечер так, как хочет обиженный. Или спросить у человека, что вы могли бы для него сделать.
Компенсация в виде подарков, пожалуй, самая слабая. Нет ничего плохого в подарках самих по себе, но вклад деньгами и вещами предполагает минимальную эмоциональную и деятельностную вовлечённость. Когда пострадала эмоциональная связь между людьми, «ремонтировать» нужно именно её, и для этой цели лучше всего подходит совместная деятельность и забота.
Как извиниться если не прощают
Каждый хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда точно знал, что провинился и просто обязан извиниться перед обиженной стороной, но всячески этому сопротивлялся. Задумывались ли вы, почему так происходит?
В отношениях с другими людьми мы рано или поздно задеваем чьи-то чувства, даже если совершенно не планируем этого делать. Соответственно, возникает вопрос: как вернуть все на круги своя? Не только жизненный опыт, но и многочисленные исследования показывают, что искренне попросить прощения — самый эффективный способ восстановить разрушенные отношения.
Психолог Карина Шуман из Университета Питтсбурга, специализирующаяся в конфликтологии, выделяет три наиболее распространенных психологических препятствия, которые не позволяют приносить извинения, когда это очевидно необходимо.
Давайте рассмотрим каждое из них подробно.
1. Вас мало беспокоит сложившаяся ситуация
Извинения — это попытка обидчика возместить ущерб отношениям. Чтобы достичь этой цели, необходимо проявить эмпатию к боли, которую испытывает жертва. И так как принесение извинений — акт смирения, чтобы совершить его, обидчик действительно должен ценить отношения с обиженной стороной. Иначе никакой мотивации делать это нет.
Шуман сообщает в своем исследовании, что люди с большим количеством нарциссических черт характера не склонны видеть необходимость просить прощения у человека, которого они обидели. Нарциссы обладают низким уровнем эмпатии, поэтому им вообще сложно понять, из-за чего весь сыр-бор. Кроме того, они рассматривают все отношения в своей жизни исключительно с позиции выгоды для себя. Словом, если вам не нравится их поведение — это ваша проблема, а не их.
Но и «нормальные», не особо склонные нарциссизму люди в пылу конфликта не всегда торопятся проявлять эмпатию к другому человеку. Когда партнер говорит вам, что вы его обидели, первая реакция — припомнить все моменты, когда он обижал вас. Так из-за чего расстраиваться — счет 1:1!
Более того, когда эмоции зашкаливают, легко забыть о том, почему вы цените отношения с этим человеком. В итоге вы рассматриваете свой проступок как ничего особенного — уж точно не то, за что следует тут же извиниться. И, конечно, легко поддаетесь искушению обвинить пострадавшую сторону в том, что раздувает из мухи слона.
2. Страх упасть в собственных глазах
Всем нам хочется верить в то, что по природе мы хорошие люди. Поэтому признавать факт, что мы обидели дорогого для себя человека, — значит нанести урон собственному (зачастую очень хрупкому) эго. Это частая причина, по которой люди преуменьшают свою вину в конфликтах. Я хороший человек, поэтому то, что я натворил, не может быть таким уж плохим поступком.
Люди зачастую склонны ошибочно считать, что признать свою вину и попросить прощения — значит дать зеленый свет заниженной самооценке. В реальности даже самые хорошие люди порой совершают плохие поступки. Понять и принять эту аксиому — один из важных моментов искренних извинений.
Шуман отмечает, что особенно непросто извиняться тем, кто уверен в том, что «люди не меняются» и личность человека неподвижна. Естественно, с такой установкой необходимость попросить прощения неизбежно вступит в конфликт с восприятием человеком самого себя как «хорошего».
3. Уверенность, что извинения не помогут
Иногда люди даже не пытаются просить прощения, потому что уверены, что это не принесет никакой пользы. После того, что я сделал, какой смысл даже пытаться восстановить отношения?
Корень таких убеждений — в уверенности, что некоторые поступки простить нельзя. Но правда в том, что только жертва несправедливого отношения вправе решать, что она может простить, а что нет. Вполне возможно, что искренние извинения и сожаление откроют дверь для примирения.
Кроме того, часто у партнеров бывают нереалистичные ожидания по поводу самого процесса. Я ведь извинился — почему он(а) до сих пор на меня дуется! Важно понимать: извинились вы или нет, обиженный человек не обязан вас прощать в ту же секунду. Возможно, понадобится немало времени, чтобы действительно простить обиду.
Почему искренние извинения эффективны, так это потому, что возвращают жертве потерянное ощущение власти: прощать или нет, восстанавливать отношения или закончить их. Если вы попросите прощения, вы хотя бы выполните свою часть работы. И в большинстве случаев жертва хоть и медленно, но прощает своего обидчика.
В конце концов мы все зависим от отношений с другими людьми, и с легкостью переступать через них — значит причинять вред самим себе. Поэтому у обиженного человека тоже есть мотивация простить своего обидчика.
Как просить прощения эффективно?
Важно отметить, что одни извинения действуют лучше, чем другие. Извинения для галочки, извинения, которые перекладывают часть вины на обиженного или преуменьшают ущерб, вряд ли помогут наладить отношения.
Как надо:
Как не надо:
Несмотря на то что просить прощения бывает непросто, это самый эффективный способ уладить конфликт и сохранить отношения. Намного более эффективный, чем игнорирование, замалчивание или агрессия.
Конфликты и обиды — неизбежная часть любых отношений. В процессе прощения и «искупления» нередко чувства между партнерами вспыхивают с новой силой: у нас была непростая ситуация, но мы прошли ее вместе.
Такие пары больше ценят друг друга и сами себя. Жертва понимает, что ее услышали, чувствует подъем из-за того, что нашла в себе силы простить. А обидчик счастлив «отпущению грехов», а также тому, что нашел в себе силы признать собственные ошибки. Ирония заключается в том, что, отказываясь извиняться, люди лишают самих себя бальзама, который бы исцелил их внутренние раны.
Business Views
Не ошибается только тот, кто ничего не делает. И только тому же человеку никогда не приходится просить прощения за допущенные ошибки. Как извиняться, чтобы тебя действительно простили?
Умение осознать свою неправоту — половина дела. Еще 45% усилий уходит на то, чтобы заставить себя произнести «извини». Почему же тогда нас так редко прощают? Потому что большинство забывает об оставшихся 5% — простых, но важных. 9 простых правил помогут научиться просить прощения так, чтобы не простить было невозможно. Или почти невозможно.
1. В настоящем извинении нет слова «но»
Иначе все, что вы сказали до слова «но», автоматически теряет смысл. Запоминается последняя фраза, а в вашей словесной конструкции последним, скорее всего, прозвучит критическое замечание или оправдание. Не удивительно, что прощение заслужить так сложно.
2. В настоящем извинении внимание акцентируется на ваших действиях, а не на реакции партнера
«Мне жаль, что тебя задела моя вчерашняя шутка» — это не извинение, а анекдот про Вовочку. В самом извинении содержится скрытое обвинение партнера в «неадекватной» реакции. Если вы действительно хотите, чтобы вас простили, попробуйте перестроить фразу: «Я сожалею о том, что сказал тебе вчера вечером. Это была неуместная шутка». Отвечайте только за себя и свои поступки, не судите об «уместности» реакций других людей.
3. Не слишком усердствуйте
Извиняясь, не увлекайтесь собственными эмоциями раскаяния. Ваша основная задача — уменьшить боль, которую вы причинили другому человеку, а не любование тем, как вы искренне страдаете и мучаетесь от чувства вины.
4. Извинения — это не о поиске «виноватого» или того, «кто все это начал»
Пусть вы виноваты всего на 14% или даже на жалких 3%. Возможно, другой вас спровоцировал. Вы все равно можете извиниться: «Я тоже был неправ и искренне сожалею о размолвке».
5. Настоящее извинение должно подкрепляться действиями
Например, ваша сестра или подруга намекает, что недовольна вашим поведением: она платит за ваши совместные обеды уже несколько раз подряд. Извинитесь, скажите, что намерены «наверстать упущенное» и платить за обоих на встречах весь следующий месяц. Главное, не забудьте сделать то, что пообещали.
6. Настоящее извинение подразумевает, что вы сделаете все возможное, чтобы не повторять своих ошибок
Смысл извиняться, если вы продолжаете делать то же самое, что и делали? Ваше искреннее раскаяние, сопровожденное пламенной речью, ничего не стоит, если вы не стараетесь не допускать повторения той же ситуации, которая привела к конфликту. Да, изменить поведение сразу не всегда получается. Но пытаться обязательно нужно.
7. Настоящее извинение не используется для того, чтобы заткнуть рот другому человеку
«Я уже 10 раз извинился, что еще от меня нужно?». Если вы искренне раскаялись — это еще не значит, что трудного разговора или спора получится избежать.
8. Извинения не должны успокаивать вашу совесть за счет других
Не всегда стоит извиняться. Возможно, вам хочется попросить прощения, чтобы избавиться от мук совести. Но если вы обидили человека настолько, что ему даже говорить с вами неприятно — сделайте над собой усилие, потерпите со своими извинениями. Во-первых, вас не услышат и не простят. Во-вторых, ваша назойливость и неуместность причинят обиженному вами еще больше боли.
9. Настоящее извинение — это не всегда только «прости меня»
Научитесь определять, когда формальных извинений недостаточно, и нужны будут дополнительные усилия и конкретные действия, чтобы прощение заслужить.
Всего 9 правил, которые звучат очень просто. Но следовать им в реальных ситуациях бывает куда сложнее. В следующий раз хотя бы постарайтесь извиняться не для собственного спокойствия, а с целью утешить другого — и действительно получить прощение.
Не унижение, а уважение: как извиниться так, чтобы не потерять достоинства
Существует проблема
Никто не идеален. Лидеры не являются исключением. К сожалению, признавать это люди не любят, особенно если занимают руководящую должность.
К сожалению, слишком много руководителей приносят поверхностные извинения, при этом они нисколько не раскаиваются. И подчиненные это отлично видят. Извинение ради извинения противоречит этике и оскорбляет тех, кто уже обижен. Если вы хотите, чтобы вас воспринимали серьезно, важно знать, что ошибки нужно признавать искренне и в полной мере. От поведения руководителя в таких ситуациях зависит и доверие коллектива к нему в будущем.
Здесь приводится восемь способов извиниться правильно в следующий раз, когда вы ошибетесь.
Признайте свою ошибку
Если обвинять других или оправдывать свои действия, это только уменьшит силу извинений и подорвет ваш авторитет. Использование оправданий лишь усилит чувства неприятия, враждебности, гнева и боли. Просто искренне признайте свою ошибку. Признайте, что вы должны были сделать по-другому, и пообещайте внести изменения в будущем.
Будьте первыми, кто извинится
Если ошибка или проступок были результатом совместных усилий или сотрудничества людей, будьте первым, кто извинится. Когда вы ломаете лед в отношениях, то даете прекрасный пример другим делать то же самое. Вы также создаете ситуацию ожидания, что другие виновные должны извиниться, когда по их упущению допущены ошибки. Это показывает, что у вас есть смелость и уверенность в своих решениях. Наконец, это дает мужество другим, которые считают, что извинения могут быть восприняты неверно.
Подумайте над своими словами
Прежде чем спешить с извинениями, подумайте, как получатель будет интерпретировать ваши слова и ситуацию в целом.
То, что руководитель говорит, признавая ошибку, может повлиять на доверие, которое он завоевывает в отношениях с сотрудниками. Если вы не будете внимательно относиться к своим словам, то можете лишь добавить к обиде оскорбление и еще больше поставить под угрозу вашу взаимосвязь.
Простое «извините» проходит долгий путь. Произнесенное искренне, содержательно, оно резонирует с вашей командой, позволяет сотрудникам почувствовать подлинность вашего сожаления. В любом другом случае это демонстрация вашего равнодушия и эгоизма.
Будьте конкретными
Знайте, за что вы извиняетесь, прежде чем это сделать. Не спешите признавать ошибку без вдумчивой оценки всех фактов. Пострадавший должен знать, что вы полностью понимаете, за что вы извиняетесь. Ведь если вы на самом деле не виноваты, то извиняться не за что. А взятие на себя чужой вины покажет, что вы человек слабый и уступчивый. Но если вы действительно ошиблись, честно скажите, что именно вы сделали не так.
Сделайте это лично
Способ извинения так же важен, как и само сообщение. Распознайте, когда ошибка требует личного признания, и не полагайтесь на технологии, чтобы выполнить свою тяжелую обязанность. Посмотрите в глаза и извинитесь. Никаких электронных писем, смс или сообщений в мессенджере.
Если личное общение невозможно, позвоните. Позвольте обиженному человеку услышать ваш голос и признать вашу искренность. Только не прячьтесь за ширмой, это выглядит как нежелание разговаривать. А честно говоря, им и является.
Не откладывайте
Иногда, когда люди совершают ошибку, они склонны откладывать свои извинения, чтобы избавиться от смущения или дать время для сглаживания ситуации. Редко кто выполняет неприятные обязанности как положено.
Когда вы слишком долго собираетесь, чтобы извиниться, это вызывает лишь дополнительное огорчение и разочарование. Если вы не можете извиниться лицом к лицу, не тяните. Возьмите телефон и немедленно установите контакт. Если ничего не помогло, напишите красноречивое рукописное письмо.
Вопросы доверия
Разорвать цикл
Иногда лидеры признают, что обидели кого-то, о чем они сожалеют. Проблема в том, что они не знают, насколько их действия были оскорбительными и как предотвратить их повторение.
Обратная связь может стать вашим лучшим инструментом. Обратитесь к человеку, которому вы доверяете. Пусть он выслушает ситуацию и поможет вам лучше понять ее с точки зрения обиженных. Возможно, ваша ошибка имела непредвиденные последствия, не сразу очевидные. Кто-то другой может помочь вам увидеть это с другой позиции.
Все мы делаем ошибки, даже руководители. Признание ошибок демонстрирует ответственность и зрелость лидера. Извинения позволяют строить более крепкие, заслуживающие доверия отношения с теми, кого мы возглавляем. Они помогают нам расти на работе как профессионалам и как лидерам.
Извинения дают нам возможность продемонстрировать нашу человеческую, более привлекательную сторону тем, на кого мы хотим повлиять. Самоконтроль служит отличным примером для команды и создает безопасное пространство для того, чтобы подчиненные могли делать то же самое.