Как кабанова относится к дикому
Сочинение Дикой и Кабаниха в пьесе Островского Гроза
Одними из основных персонажей произведения являются представители темного царства Дикой и Кабаниха, создатели и хозяева мира самодурства.
Савел Прокофьевич Дикой, немолодой зажиточный купец, держащий в страхе весь город, занимается выдачей денег под грабительские проценты и обманом простых обывателей. Характерными чертами Дикого являются грубость, жестокость и бесцеремонность, о которых среди местных жителей ходят легенды. Жизненный принцип Дикого – самоутверждение за счет унижения и оскорбления простых обывателей, которые боятся купца и не могут ему ответить тем же. Ощущая свою безнаказанность Дикой лишь повышает степень жестокого отношения к окружающим. Однако глумится купец только перед знакомыми людьми, не способными дать ему достойный отпор, а при встрече более сильного по духу человека дикой сразу же отступает.
Речь купца-самодура наполнена грубыми словами и бранными выражениями, иллюстрирующими его превосходство над другими людьми и ощущение полной безнаказанности.
Кабанова Марфа Игнатьевна представляет собой сильную и властную натуру, являясь богатой купчихой, выразителем принципиальных идей темного мира самодурства, заключающихся в полной покорности всех неимущих. Убивая волю своих домочадцев, она, используя иезуитскую изощренность, унижает их человеческое достоинство, пресекая любую возможность к сопротивлению и непокорности.
Оба героя выражают негативное отношение к любым переменам в их жизни и ратуют за сохранение старых домостроевских традиций. Дикой и Кабаниха являются набожными и религиозными людьми, однако забывают о том, что вера должна быть в сердце человека, а не в ежедневных посещениях церковных храмов и проявлении языческого суеверия, когда природное явление в виде грозы Дикой воспринимает как небесную кару, возмездие.
Между собой Кабаниха и Дикой ведут себя как хорошие и добрые приятели, находящиеся в дружеских отношениях, грубить и хамить Кабанихе Дикой опасается, поскольку понимает силу характера кумы. Поэтому в ее присутствии ведет себя спокойно и миролюбиво.
Характеризующие героев поступки выражают основные черты самодурства купцов. Дикой проявляется в агрессивной грубости и прямолинейности, способный на неоправданное буйство к окружающим, тогда как Кабаниха, слепо поклоняясь давним традициям и суевериям, заставляет домашних выполнять ее прихоти и глупые приказы. Решив, что именно они являются наставниками в городе, Дикой и Кабаниха устанавливают свои негласные порядки, которые невыносимы окружающим и следствием которых становится самоубийство людей либо беспробудное пьянство. Но самодуры уверены в своей правоте и считают себя истиной в последней инстанции.
Раскрывая образы деспотичных представителей самодурства, писатель развенчивает пошлость и низость человеческих поступков, не желающих видеть вокруг себя никого и ничего, кроме себя любимых. Этим людям неизвестны понятия любви, чести, сострадания, взаимоуважения, они погрязли в своей невежественности и не желают менять свою жизнь, но в обществе уже зреет протест против существующих порядков Дикого и Кабанихи в виде лучика в темном царстве.
Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи
В драме А.Н. Островского «Гроза» есть два отрицательных персонажа – Марфа Игнатьевна Кабанова и Савел Прокофьевич Дикой, живущие по старому укладу жизни.
Их отношение к окружающим можно назвать деспотичным, они любят власть и это для них главное.
Дикой постоянно гневается на свою семью, а племянника Бориса принудил прислуживать, угрожая оставить без бабушкиного наследства. Тихон и Варвара – дети Кабанихи живут в постоянном страхе, боятся разгневать мать. Она также не любит свою невестку и презирает ее. Марфа и Савел не дают своим близким жить спокойно и беззаботно.
Они привыкли находиться в центре событий. Чувство власти и вседозволенности не покидают их ни дома, ни в городе. Их поступки остаются безнаказанными, ведь никто не может осмелиться сказать слово против них. Дикой видит в окружающих червяков и в любой момент может их уничтожить.
Еще одной общей чертой персонажей является страсть к материальному благу. Они не хотят расставаться с деньгами, поэтому не платят честно заработанные деньги крестьянам.
Их образ жизни схож, они оба самодуры, без каких-либо высоких нравственных принципов и уважения к людям.
Дикого не волнует мнение людей, он не пытается что-либо скрывать. Открыт для всех, даже городничий для него не авторитет. Кабаниха же прячет свое истинное лицо за маской порядочной и отзывчивой женщины. Ей очень важно, что скажут люди, поэтому пытается для всех быть хорошей, показывая себя, исключительно, с лучшей стороны. А о том, что происходит в стенах ее дома, она старается умалчивать.
Марфа Игнатьевна, как личность, не особо образованна и умна, но любит всех поучать и раздавать советы, ставя себя выше других. Считает, что права в любой ситуации. Женщина не способна признавать свои ошибки и тем более перед кем-либо извиняться.
Савел Прокофьевич же может видеть и признавать собственные ошибки. Для него не составит труда попросить прощения у родного человека или у обычного крестьянина. Он не скрывает напряженную обстановку в своем доме, никого и ничего не боится. Будучи эгоистом, Дикой живет только для себя. Верит в свою вседозволенность и чувствует себя хозяином жизни.
Грубость и невежество Савела кажутся не такими страшными на фоне подлости и деспотии Кабанихи. Она не способна держать в себе гнев и злобу, поэтому постоянно выплескивает ее на детей, материнских чувств в ней нет. В итоге ее сын вырастает бесхарактерным юношей, дочь решается на побег, а невестка сводит счеты с жизнью.
Также читают:
Картинка к сочинению Дикой и Кабаниха в пьесеГроза
Популярные сегодня темы
Семья представляет собой ячейку общества, но есть разные взгляды относительно того, какой этой ячейке следует быть. Некоторые видят идеальную семью в патриархальном укладе, то есть с мужчиной-добытчиком во главе
Образы помещиков в романе «Мёртвые души» изображены Гоголем необычайно ярко. Для этого автор использует портретные характеристики, описание обстановки жилищ героев. Упоминает и об их отношении к странному предложению Чичикова
Известный русский творческий деятель Аркадий Александрович уже с самого раннего детства передавал свои эмоции от красоты увиденного на холст. Обучаясь в мастерской Архипа Ивановича Куинджи
Осип – пожилой слуга барина Хлестакова, который считает его не самым умным человеком, и поэтому старается помогать ему не только физически, но и умственно
Для того чтобы разобраться, что же такое память сердца, необходимо дать определение. Конечно же, для каждого человека память сердца – это что-то свое, уникальное.
Дикой и Кабаниха как представители темного царства в драме «Гроза»
Драма «Гроза» стала одной из самых известных в творчестве Александра Островского. В произведении автор создал персонажей, что были характерны для той эпохи. Дикой и Кабаниха — представители темного царства в драме «Гроза», они унижают бедных людей и творят, что вздумается, как у себя дома, так и на улицах города. Характеристика этих двух персонажей поможет школьникам во время подготовки к уроку и при написании сочинения по произведению.
Представители темного царства
В «Грозе» Островского Дикой и Кабаниха олицетворяют «тёмное царство». Они считают себя главными в этом мире, а их самодурство не знает границ. Персонажи проживают в городе Калинове, в котором вся власть принадлежала не городничему, а купцам. Ведь они за счет своих денег и связей легко смогли заручиться поддержкой вышестоящей власти. Купцы издеваются над мещанами и обманывают беззащитных бедняков. Сильнее всего негативные черты этого класса проявляются в характере Савела Прокофьевича Дикого — он держит в страхе всех горожан, дает в долг только под большие проценты и наживается на других купцах.
В город не могут проникнуть новые технологии и знания. Так происходит, потому что горожане очень темны и со страхом и недоверием относятся ко всему новому и боятся, даже чтобы здесь что-то основали новое или построили. Большинство жителей города, так же как Дикой и Кабаниха, негативно относятся к переменам и это их объединяет.
Устаревшее мышление персонажей
Марфа Игнатьевна всячески настаивает на соблюдении старых традиций. Женщина требует, чтобы люди делали элементарные вещи, к примеру, здоровались, выражали свои эмоции и общались, также как это было во времена ее молодости. Но при этом ее совершенно не беспокоят проблемы людей и соответствие этих действий реальному миру. К примеру, Кабанихе нет дела до пристрастия к спиртному сына, главное, чтобы он слушался ее во всем.
Для образа Марфы Игнатьевны присущи внешняя обрядовость и атрибутивность. Она привыкла все делать напоказ. Кабаниха подобным образом относится и к религии. Как примерная русская женщина, она еженедельно посещает церковь, но забывает об основных заветах Бога и что вера должна идти из сердца. В сознании представителей «темного царства» православие смешалось с языческими суевериями, что становится заметно в их отношении к грозе. Дикий считает, что это наказание людям от высших сил и не способен поверить в научное объяснение явления.
Марфа Кабанова считает, что планета держится на тех, кто соблюдает старые законы и убеждает в этом Дикого. Из их диалога становится заметна определенная иерархия в их отношениях. Савел сам осознает, что у Кабанихи очень сильный характер и острый ум, прекрасно видит ее лидерские качества. Он понимает, что неспособен на такие манипуляции, которым каждый день поддает женщина свою семью.
Сравнивая персонажей, невозможно не отметить, что самодурство Дикого больше направлено на внешний мир, в то время как от деспотизма Кабанихи страдают только ее родственники, на людях же она получила репутацию хорошей матери и хозяйки.
Марфа и Савел почему-то абсолютно не переживают, на какие темы ведутся разговоры вокруг их особ и в какие сплетни верят люди. Ведь абсолютно уверены, что они правы и все делают верно. Ни одного из них не волнуют чувства близких и они не беспокоятся об их счастье. Для них, особенно для Кабанихи, отношения строятся исключительно на страхе и угнетении.
Характеристика купца
В Калинове самым богатым человеком являлся Савел Прокофьевич Дикой, который был купцом. По характеру это властный и суровый мужчина, привыкший, чтобы все вокруг него беспрекословно слушались и готовы были сделать все, что он пожелает. Савел прекрасно ощущает свою силу и власть над другими горожанами и пользуется этим. Ему ничего не стоит выругать, обокрасть или вытолкать откуда угодно бедняка.
В городе ходят легенды о жестоком нраве купца. Среди жителей никто, помимо Кудряша, не способен постоят за себя, и Дикой всячески этим пользуется. Он повышает свою самооценку и утверждается в глазах других за счет издевок и унижения людей, а чувство вседозволенности только увеличивает жестокость. Удивительно, что Дикой всю свою злобу выливает исключительно на слабохарактерных горожанах или на близких. К примеру, однажды гусар обругал Дикого, но тот ничего не сказал в свою защиту. Зато вскоре он отыгрался на членах своей семьи, так что они 2 недели ходили по струнке перед хозяином.
Дикой — очень корыстный человек и ради наживы готов обмануть кого угодно. Это доказывает его же цитата «Не доплачу каждому рабочему по копеечке, у меня из этого тысячи составляются, так что оно мне и хорошо». Кулигин однажды отметил, что второго такого ругателя, как Дикой, в мире не найти.
Савел Прокопьевич — темный и безграмотный человек. Это особенно проявляется в определенных сценах:
Несмотря на религиозность героя и его страх прогневать Бога, он не стеснялся издеваться над бедными людьми. Он настолько жаждал денег, что пренебрег завещанием собственной матери и не отдал часть ее наследства своему племяннику Борису. Дикий — эгоист по своей натуре.
Марфа Кабанова
Кабаниха или Марфа Игнатьева Кабанова — второй человек в драме, который символизирует «темное царство» По роду деятельности она также относилась к калиновскому купечеству. Женщина по натуре своей суровая и властная, подавляет любое неугодное ей мнение в семье и заставляет близких подчиняться ей во что бы то ни стало. Кулигин дает этой женщине очень точное цитатное описание «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
Женщина строго следует устоям домостроевской старины и старается навязать их своим детям. Ведь они, по ее мнению, живут уже по иным, совершенно ей непонятным и в то же время неправильным порядкам. Кабаниха не в силах представить, как будет жить молодежь, когда представители ее поколения умрут. Она считает себя, своих ровесников и представителей старшего поколения всезнающими и очень мудрыми, а потому не понимает, на ком будет стоять этот белый свет без них. Марфа Игнатьевка, как и Дикой, темна и невежественна. Когда странница Феклуша рассказывает ей о новых удивительных машинах, Кабаниха критикует ее слова и то, что она описывает и считает транспорт чем-то опасным.
Женщина также очень злая по своей натуре и склонна к деспотизму. Она требует беспрекословного повиновения и преклонения перед своей личностью и тем самым не дает Тихону и Катерине насладиться спокойной супружеской жизнью и самостоятельно принимать решения. Марфа Игнатьевна сразу же настолько невзлюбила невестку за ее свободолюбие и гордость, что даже была рада, когда та в конце пьесы умерла.
Властный характер Кабановой проявляется и в тот момент, когда она заставила Катерину встать на колени перед ее сыном, «В ноги, в ноги!» приговаривала она. Женщине кажется невероятным высказывание сына, что во время прощания ему достаточно лишь объятий жены. По мнению Марфы, Катерина, как и любая другая жена во время разлуки должна выть, прощаясь с мужем и бросаться ему в ноги. Женщина регулярно вмешивается во взаимоотношения сына с невесткой и учит их, как жить, что неблагоприятно сказывается на их браке.
Сравнение героев
Кабаниху и Дикого сильнее всего сближает чувство вседозволенности и сильная уверенность, что все должно быть именно так, как они считают нужным.
Между Савел Прокофьевичем и Марфой Игнатьевной, несмотря на большое сходство, есть и ряд различий:
Кабанова была единственным человеком в городе, с мнением которого считался купец. Эти двое как типичные представители «темного времени» препятствовали появлению всего нового и современного.
Александр Островский сумел мастерски нарисовать представителей купечества в драме «Гроза», обличить все их пороки и изъяны. В произведении на протяжении всего сюжета показывается неизбежная обреченность «темного царства» всех Кабановых и Диких, которые мешают становлению демократичной свободной жизни. Таким, как они, нет места в новом мире, ведь их герои — это лишь пережиток прошлого.
Кабаниха и Дикой — сравнительная характеристика героев драмы А. Н. Островского «Гроза»
Социальное, материальное и семейное положение
Дикой и Кабаниха принадлежат к купеческому сословию. Савёл Прокофьевич очень богат, он «значительное лицо в городе». Марфа Игнатьевна — богатая вдова. Их богатство — причина того, что их считают главными в городе и очень влиятельными среди его жителей людьми.
В доме Кабановой проживает её семья: сама хозяйка дома Марфа Игнатьевна, её сын Тихон с женой Катериной и дочь Варвара. Сына, невестку и дочь она постоянно поучает и укоряет.
В доме Дикого проживает сам Савёл Прокофьевич, его жена и дочери-подростки. К семейству купца можно причислить и Бориса, его племянника, приехавшего из Москвы и живущего у дяди в услужении. К своему семейству Дикой относится очень грубо, даже жестоко.
Говорящие фамилии и имена
Имя Марфа — это русская форма имени Марта, которое в переводе с древнееврейского означает «хозяйка», «наставница», «владычица». Калиновцы прозвали эту купчиху Кабанихой, от этого прозвища веет чем-то грубым, недобрым.
Сравнение характеров Дикого и Кабанихи
Характеры Кабанихи и Дикого имеют сходство, но в них имеются и существенные различия.
Сходство
Объединяет Дикого и Кабаниху основная черта характера — властолюбие. Из-за своего богатства и солидного возраста они считают себя главными в семье и во всём городе. Эти люди гордятся своим умом, которого у них, на самом деле, не очень много. Они не понимают, что вредят своим близким, унижая их, требуя безоговорочного подчинения, постоянно ругая их беспричинно.
Властолюбивая Марфа Игнатьевна всегда пресекала в своих детях стремление к самостоятельности в суждениях и поступках. Поэтому у неё сын бесхарактерный и слабовольный, а дочь научилась обманывать мать и живёт по принципу «делай что хочешь, только бы шито да крыто было».
Объединяет Дикого и Кабаниху ненависть ко всему новому. Они похожи тем, что держатся за старые порядки, не желают видеть, что жизнь меняется, им не по душе прогресс: железные дороги, громоотводы и т. п.
Различие
Деспотизм и самодурство Дикого и Кабанихи проявляется неодинаково. Деспотично Марфа Игнатьевна ведёт себя только с домочадцами, а перед калиновцами старается выглядеть хорошей матерью и хозяйкой.
Дикой же не старается выглядеть лучше, чем он есть на самом деле. Он ругает не только своих домочадцев, но и других людей. У него почти всегда плохое настроение, и поэтому он может отругать любого, а своих домашних и побить. А плохое настроение у Дикого от его патологической жадности: его расстраивает, что работники за свой труд просят у него деньги. Он так злится на них и ругается, что некоторые, спасаясь от его агрессии, уходят без оплаты — а ему того и надо. Вряд ли такой жадный человек помогает нищим.
А вот Кабаниха нищих и странниц оделяет щедро, так как хочет казаться набожной. Помогая нищим, эта ханжа мучает своих домочадцев ворчанием и придирками.
Если Дикой — человек искренний, то Кабаниха не приемлет искренних проявлений чувств. Она считает, что вести себя нужно, соблюдая патриархальные ритуалы (например, жене полагалось выть подольше, если муж уехал хоть и ненадолго).
Эти герои создали в своих домах особую атмосферу: у Дикого в доме царит атмосфера страха, а у Кабанихи — атмосфера лицемерия, весь уклад её дома держится на обмане.
Взаимоотношения Дикого и Кабанихи
Отношение этих персонажей друг к другу выявляется из их разговора (диалог Кабанихи и Дикого — действие 3, сцена 1, явление 2). Хмельной Дикой на вопрос Кабанихи почему он бродит так поздно, ответил сердито и грубо. Но Марфа Игнатьевна сразу пресекла его ругань. Савёл Прокофьевич попросил её: «…разговори меня, чтобы у меня сердце прошло. Ты только одна во всём городе умеешь меня разговорить». Оказалось, что его с утра рассердили работники, просившие денег за свой труд. Кабаниха вовсе не одобряет поведение Дикого и укоряет его: «А зачем ты нарочно-то себя в сердце приводишь?» Действительно, купец, когда видит, что у него что-то просить хотят, нарочно накидывается на домашних, чтобы рассердиться — тогда к нему такому сердитому просители боятся даже подойти.
Сравнительная характеристика Кабанихи и Дикого (таблица)
Сравнительные параметры | Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) | Савёл Прокофьевич Дикой |
Социальное, материальное и семейное положение | Купчиха, богатая вдова. В её доме живут сын с невесткой и дочь. | Купец, богат, является значительным лицом в Калинове. Он женат, у него есть дочери-подростки. В его доме живёт и племянник Борис. |
Значение имён | Марфа — в переводе с древнееврейского означает «наставница», «хозяйка», «владычица». | Имя Савёл напоминает имя «Савл», которое носил евангельский персонаж, гонитель христиан. |
Сходство характеров | Эти персонажи эгоистичны, властолюбивы, склонны к деспотизму. | |
Различие характеров | Ханжа, лицемерка, хладнокровна, любит показывать свою набожность. Она зациклена на соблюдении старых обрядов и ритуалов и требует этого же от своих детей и Катерины. | Злобный, агрессивный, жадный, грубый человек, не признающий никаких правил. У него очень горячий нрав. |
Взаимоотношения | Не боится Дикого, не одобряет его поведения, может успокоить, когда он сердится. | Уважает Кабаниху. |
Отношение к другим людям | Постоянно поучает своих домочадцев, ворчит на них. Нищим и странницам помогает. | Домашних своих держит в страхе. С другими людьми тоже часто ведёт себя агрессивно. |
Вывод
Сравнительная характеристика Кабанихи и Дикого может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза»: описание характера, портрет в цитатах
Кабаниха и Тихон. Художник С. В. Герасимов |
Кабаниха является одной из центральных героинь драмы «Гроза» Островского.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» Островского: описание характера героини, потрет в цитатах.
Смотрите:
Краткое содержание пьесы «Гроза»
Все материалы по пьесе «Гроза»
Краткая характеристика Кабанихи
Старуха Кабаниха держит в страхе всю семью. Она обижает как своих детей, Тихона и Варвару, так и невестку Катерину.
Образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» в цитатах
«. Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней. «
«. недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет. » (Тихон в переносном смысле называет мать «грозой»)
«. (строго). Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит. «
Кабанов (падая на колени): Хоть взглянуть-то мне на нее!Кабанова: Вытащут, взглянешь. » (Кабаниха не пускает Тихона спасти Катерину)
«. Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем. «
«. А теперь поедом ест, проходу не дает. » (Кабаниха обижает сына Тихона)
«. Мать на нее нападает. » (о Кабанихе и Катерине)
«. Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет. «
«. ты вспомни, где ты живешь! У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало. » (Варвара о своей семье)
Кабаниха держит взрослого сына Тихона «в неволе». Тихон без «маменьки» не делает ни шагу:
«. Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг. «
«. а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь. «
«. Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая. «
«. Ну, я Богу молиться пойду; не мешайте мне. «
«. Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый человек на ветер слова не скажет. «
«. Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то. «
Критика об образе Кабанихи в пьесе «Гроза»
Это был цитатный образ и характеристика Кабанихи в пьесе «Гроза» Островского: описание характера, портрет в цитатах из драмы.