унесенные ветром в каком штате происходят события
«Унесенные ветром»: история книги, история жизни (3 фото)
Почему «Унесенные ветром» были названы автором именно так, хотя у книги были и другие интересные альтернативные названия – «Неси свою ношу» или «Завтра будет новый день».
Маргарет Митчелл таким образом хотела подчеркнуть несгибаемость характера главной героини и силу ее духа. Но после беседы с редактором изменила решение. У известного английского поэта Эрнеста Кристофера Доусона есть стихотворение под названием «Не изменил твоей душе, Кинара». В нем присутствуют описания удивительных вещей, которые в один момент, по признанию автора, «унес ветер». Аналогично этому поступила и Митчелл, описывая ушедшую вместе с войной рабовладельческую эпоху и унесенные страшными событиями жизни молодых людей.
Смысл и суть произведения «Унесенные ветром»
Скарлетт О’Хара – главная героиня романа. Ее образ сложно назвать положительным: юной девушке незнакома жалость, гуманность, нежность. Своими жизненными принципами она поступается только влюбившись в Эшли Уилкса – аристократа. Да и то только для того, чтобы стать похожей на жену Эшли – Мелани, которая выступает практически полной противоположностью Скарлетт.
Отношения между персонажами – Эшли и Мелани, Скарлетт и Реттом подчеркивают авторский замысел. С одной стороны, перед читателем предстает старое высокоморальное аристократическое общество, с другой – люди новой формации, адаптировавшиеся к изменениям и чувствующие себя в новой реальности вполне комфортно.
Смена эпох – это небывалой силы ураган в виде войны Севера и Юга, смевший весь привычный уклад жизни и оставивший позади веселые танцевальные вечера и пикники. На смену им пришли разруха, беда и голод. В произведении очень емко отражена жизнь аристократии и сложности, с которыми пришлось столкнуться плантаторам после войны. Теперь двум сторонам одного целого придется учиться сосуществовать в относительной гармонии и представлять изменившуюся страну.
Идея финала
Окончательный разрыв с Эшли помог главной героине осознать свою истинную суть и чувства к мужу – Ретту. Но уже слишком поздно. Однако среди многочисленных пороков Скарлетт есть одно очень важное достоинство – внутренняя несгибаемая сила. И она готова ее использовать и идти до конца ради достижения своей цели. В отличие от Уилксов, которые не имели такого внутреннего стержня. Готовность биться за свое будущее позволила Скарлетт и похожим на нее людям заново пустить корни в выжженной земле, подобно дереву, в то время как другие погибли, не сумев этого сделать, и память о них «унесло ветром».
А вам нравится роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром»?
Интересные факты о фильме «Унесенные ветром»
Роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» вышел 30 июня 1936 года. Он стал одним из самых знаменитых бестселлеров американской литературы. В 1936 году Митчелл передала права на экранизацию своей работы продюсеру Дэвиду Селзнику за 50 тысяч долларов.
В то время Кларк Гейбл был уже известным голливудским актером, обладателем премии «Оскар» за роль бедного репортера, который перевоспитывает строптивую дочь миллионера в фильме Фрэнка Капры «Это случилось однажды ночью» (It Happened One Night).
Интересно, что сама Маргарет Митчелл хотела видеть в главной мужской роли знаменитого комедийного актера Гручо Маркса.
На роль Скарлетт О’Хара кинематографисты просмотрели почти 1400 кандидаток, 90 из которых приняли участие в пробах.
Главной претенденткой на роль считалась актриса Бетт Дэвис, но звезда была связана многолетним контрактом со студией Warner Bros. Селзнику удалось договориться с Джеком Уорнером, который согласился отпустить Бетт Дэвис на съемки, но при условии, что ее партнером по фильму будет Эррол Флинн. В итоге, от такого варианта отказалась сама актриса, посчитав, что Флинн выглядит слишком женственно. Среди других крупнейших голливудских звезд на роль Скарлетт пробовались Кэтрин Хепберн, Клодетт Кольбер, Джоан Кроуфорд, Кэрол Ломбард, Маргарет Салливан, а также Оливия де Хэвилленд, сыгравшая в фильме Мелани Гамильтон. Ближе всех к цели была актриса Таллула Бэнкхед, настоящая южанка, однако ее скандальная слава отпугнула продюсеров.
Брат Селзника Майрон, владелец актерского агентства, порекомендовал ему юную актрису Вивьен Ли.
Вивьен Ли, аристократка по рождению, жена адвоката Ли Холмана, начавшая свою карьеру с рекламы сигарет и сыгравшая на сцене всего несколько ролей, была поклонницей романа «Унесенные ветром». Как Скарлетт, она была воспитана в духе римско-католической церкви, была так же расчетлива и неумолима, когда практически женила на себе своего мужа Ли Холмана, отбив его у его невесты. Когда Маргарет Митчелл увидела Вивьен, она сказала: «Это моя Скарлетт».
Писательнице Маргарет Митчелл многое не понравилось в окончательном варианте сценария, но на ее упреки не обратили никакого внимания. После премьеры фильма Митчелл принципиально отказывалась отвечать на какие-либо вопросы, связанные с экранизацией ее романа. Интересно, что в написании отдельных сцен фильма участвовал известный писатель Скотт Фицджеральд, имя которого так не было указано в титрах картины.
В последний день съемок 26 января 1939 года все еще не было готового сценария. Его дописывали прямо на съемочной площадке в моменты пауз.
Сценарист фильма Сидни Говард за месяц до премьеры погиб в результате несчастного случая на ферме. «Оскар» за лучший сценарий ему был вручен посмертно.
Фильм начинал снимать режиссер Джордж Кьюкор, однако он не сошелся характерами с главной звездой картины Кларком Гейблом. Его заменил Виктор Флеминг, который по состоянию здоровья временно выбыл из проекта, и ему на смену пришел Сэм Вуд. Затем Флеминг вернулся, и с того момента фильм стали считать в первую очередь его режиссерской заслугой. Между тем, Джордж Кьюкор успел отснять 33 минуты экранного материала, и почти 17 минут из него вошли в фильм. Многие кинокритики считают его стиль более лиричным и более внимательным к литературным качествам источника, чем у Флеминга. Более всего это явно в сценах на барбекю в 12 дубах и объявления войны.
Также по просьбе Дэвида Селзника одну из сцен фильма помогал снимать Альфред Хичкок, но его работа не попала в окончательный вариант «Унесенных ветром».
Самой первой сценой, отснятой для фильма, была сцена побега Скарлетт и Ретта из пылающей Атланты, сцену снимали в естественных условиях – руководство студии подожгло целый «квартал» декораций, оставшихся от съемок другого фильма.
На тот момент исполнительница роли Скарлетт еще не была утверждена и ее играла актриса, имя которой осталось неизвестным.
В фильме были задействованы 59 актеров и 2400 человек массовки, 1100 лошадей, 375 других животных и 450 карет и подвод. Окончательная стоимость фильма составила 3,7 млн долларов. 550 тысяч долларов было затрачено на рекламу, плакаты и специальные буклеты.
Для фильма было сшито 5500 оригинальных костюмов, включая 1200 мундиров армии конфедератов. Их стоимость составила 10 тысяч долларов. Все мундиры прошли процесс старения: их терли о песок, использовали металлические щетки, пачкали в грязи.
Для Вивьен Ли сшили 31 платье. У актрисы была очень тонкая талия и стройные ноги, но небольшая грудь. Поэтому к платью пришивали кружева и воланы, за пазуху накладывали вату.
Среди нарядов Вивьен Ли было 27 совершенно одинаковых сиреневых платьев, отличавшимися лишь степенью износа, чтобы кадр за кадром, сцена за сценой зритель видел, как постепенно ветшало одно-единственное дешевое ситцевое платье Скарлетт.
В сцене, когда Скарлетт идет по полю боя между телами убитых и раненых южан, планировалось использовать 2000 статистов. Но Гильдия актеров потребовала заплатить всем им по средней ставке, на что Селзник ответил отказом. В итоге сцену снимали с 800 членами массовки, почти 400 человек выступили добровольцами, а еще часть актеров заменили манекенами.
В сцене, где Скарлетт мчится за доктором для Мелани в госпиталь Атланты, путь ей освещает фонарь с электрической лампочкой. Подобные лампы появились только 15 лет спустя после войны Севера и Юга.
Актрисе Барбаре О’Нил, сыгравшей мать Скарлетт, на момент съемок было 28 лет, тогда как Вивьен Ли 25 лет.
Роль Йонаса Уилкерсона начинал играть актер Роберт Глеклер. Через месяц после начала съемок он скончался, и его заменил Виктор Джори.
Хэтти МакДэниэл, сыгравшая чернокожую няньку-служанку, стала первой чернокожей актрисой, получившей премию «Оскар». По иронии судьбы, она даже не смогла попасть на премьеру фильма. В то время законы штата не позволяли темнокожим людям посещать общественные заведения. Интересно, что на эту роль претендовала повариха президента США Франклина Рузвельта Лиззи МакДаффи.
За некоторые не совсем цензурные выражения героев фильма Дэвид Селзник был оштрафован на 5 тысяч долларов, но он всегда считал, что заплатил эти деньги не зря.
Фильм «Унесенные ветром» стал одним их первых цветных фильмов в истории кинематографа. Он был снят при помощи системы «Текниколора», при которой черно-белые снимки окрашивались в красный и зеленый цвета и скреплялись в единую ленту, что позволяло получить нужную цветовую гамму; этот метод был дорогостоящим, так как не только потреблял большое количество пленки, но и нуждался в специально переделанной кинокамере.
Съемки «Унесенных ветром» продолжались с 10 декабря 1938 года по 11 ноября 1939 года.
Актриса Вивьен Ли снималась 125 дней и получила гонорар около 25 тысяч долларов. Кларк Гейбл работал лишь 71 день, но заработал почти 120 тысяч долларов. При том, что Вивьен Ли работала на съемочной площадке по 16 часов, а Кларк Гейбл уходил ровно в 18.00.
Первоначальная версия фильма была на 48 минут длиннее версии, показанной в кинотеатрах. При этом «Унесенные ветром» все равно является самым длинным фильмом, получившим премию «Оскар» как лучший фильм года.
Во время премьеры фильма возле кинотеатра собралась многочисленная армия поклонников романа Митчелл, желавшая лично поприветствовать создателей картины. Билеты на премьеру стоили 10 долларов, но спекулянты продавали их по цене 200 долларов.
Цензоры дали «Унесенным ветром» право на демонстрацию лишь в ограниченном количестве кинотеатров и в ограниченное время за «низкие моральные устои главных персонажей, разлагающий пример деградации общества, сцены насилия и чрезмерной похотливости».
Фильм «Унесенные ветром» был удостоен 10 премий «Оскар» в номинациях: лучший фильм года (1939), лучшая актриса (Вивьен Ли), лучшая режиссерская работа (Виктор Флеминг), лучшая актриса второго плана (Хэтти МакДэниэл), лучшая работа художника (Лайл Р. Уиллер), лучший монтаж (Хэл С. Керн, Джеймс И. Ньюком), лучший сценарий (Сидни Хауард), лучшая операторская работа (Эрнест Хэллер, Рэй Реннэхэ), специальный приз за выдающиеся достижения, специальный приз за технические достижения.
Также фильм был номинирован на премии: лучшая мужская роль (Кларк Гейбл), лучшая женская роль второго плана (Оливия де Хэвилленд), лучший звук, лучшие спецэффекты, лучший оригинальный саундтрек.
Когда в 1976 году фильм «Унесенные ветром» впервые показали по американскому телевидению, по официальным данным, аудитория составила почти 130 млн зрителей.
В июле 1998 года легендарный фильм «Унесенные ветром» вышел в повторный общеамериканский кинопрокат.
Унесенные ветром (роман)
Унесённые ветром (англ. Gone with the wind ) (пер. Ушедшее с ветром) — роман американской писательницы Маргарет Митчелл, события которого происходят в южных штатах США в 1860-х годах, во время (и после) гражданской войны.
Роман вышел 30 июня 1936 года и стал одим из самых знаменитых бестселлеров американской литературы. Еще до конца 1936 года было продано более одного миллиона экземпляров. В этом же году Митчелл передала права на экранизацию продюсеру Дэвиду Сельзнику за 50 000 долларов. В 1939 году снят одноименный фильм.
В 1937 году Митчелл получила за этот роман Пулитцеровскую премию.
Содержание
Сюжет
Роман о гражданской войне между северными промышленными и южными земледельческими штатами Америки. Политическая и экономическая обстановка в стране складывалась таким образом, что северянам для работы на заводах не выгодно было держать рабов, им нужны были вольнонаёмные работники, в то время как южанам для работы в полях идеально подходили рабы. В результате, в ответ на требования севера об отмене рабовладельчества южные штаты попытались образовать своё собственное государство. С этого и началась война.
Очаровательная Скарлетт О’Хара, наполовину ирландка, обладает редким даром — очаровывать мужчин. Она уверена: все от нее без ума, особенно Эшли Уилкс, который однажды станет ее мужем. Но на одном из балов красавицу постигает разочарование: Эшли помолвлен, но не с ней, а со своей кузиной Мелани, которая Скарлетт кажется неудачницей и совсем не красавицей. Почему он это сделал?
Скарлетт уверена, что, стоит ей только объясниться с Эшли, признаться, что даром ей не нужны поклонники, как всё чудесным образом вернётся на круги своя, и Эшли тут же позовёт её замуж. Выслушав её объяснение, Эшли признаётся, что её чувства взаимны, однако он не может нарушить своего слова и поэтому женится на Мелани. В довершение ко всему, оказывается, что их разговор случайно подслушал Ретт Батлер — человек с изрядно подмоченной репутацией. В смятении Скарлетт выбегает из библиотеки, где всё случилось и слышит, как её обсуждают знакомые девушки, среди которых сёстры Эшли и Мелани. Желая отомстить Милочке Уилкс, она принимает предложение Чарльза Гамильтона, брата Мелани и поклонника Милочки. Через месяц она выходит за него замуж.
Начинается война. Чарльз погибает в лагере южан, подхватив пневмонию и даже не успев выйти в бой, оставив жене в наследство сына Уэйда. Ей 17 лет, но она вдова, ей придется носить траур до конца своей жизни, которая, впрочем, для нее закончена. Нет больше танцев и поклонников, нет беззаботности и счастья.
Напуганная и шокированная столь быстрой переменой в жизни, Скарлетт едет в Атланту к родственникам мужа. Она останавливается у тети Питти, там же живет и Мелани,зная это,Скарлетт не теряет надежду встетиться с Эшли Там она вновь встречает Ретта, который теперь помогает ей вернуть былую беззаботность, уверяет, что для нее не все потеряно. И хотя она идёт против правил и снимает траур раньше времени, Скарлетт счастлива. Единственное, что отравляет ее жизнь — едкие замечания и шуточки Ретта, который, оказывается, несметно богат, и оказывает Скарлетт знаки внимания.
Строгие взгляды южан на правила постепенно меняются, война диктует свои правила, молодые девушки — а Скарлетт уже считается почтенной матроной, хотя ей всего 19 лет — позволяют себе то, что она сама себе никогда бы не позволила. Привычный мир рушится: раньше все жили своим тесным кругом, знали друг друга с детства, теперь же эти мальчишки в чужих краях, а Атланта наполнена новыми лицами. Мелани беременна, беременность протекает очень тяжело, Эшли пропал без вести и, судя по всему, находится в плену. Янки подходят всё ближе и ближе к Атланте, жители покидают город. Нужно бежать, но Мелани не выдержит переезда, а Скарлетт, связанная обещанием заботиться о Мелани и ребёнке, данным Эшли, не может её оставить, хотя её посещают мысли о том, что было бы лучше, если бы Мелани умерла.
В день, когда пала Атланта, Скарлетт оказывается единственной рядом с Мелани и принимает у нее роды, теперь у Эшли есть сын — Бо.
От отчаяния она выходит замуж за Фрэнка Кеннеди, жениха своей сестры Сьюлин. И тут из тюрьмы возвращается Ретт. «Он примчался ко мне на помощь, хотел сделать все, что в его силах», — Скарлетт поняла, что Ретт ее любит. А она любила Эшли.
У Скарлетт и Фрэнка родилась дочь Элла Лорина. Эшли и Мелани, не без помощи Скарлетт, переехали в Атланту. Скарлетт продолжает опекать Эшли, находит ему работу и не перестает мечтать об их возможном счастье. Фрэнк погибает в перестрелке, во время набега ку-клукс-клана на лагерь свободных негров. Ретт на следующий же день делает ей предложение.
И вот — новая жизнь Скарлетт! Радость, богатство, пиры! Ретт души не чаял в жене и дочери — Бонни Блу Батлер. Но их дочь в возрасте 4 лет сломала себе шею, упав со своего пони. Ретт и Скарлетт окончательно разругались.
Умирает из-за беременности Мелани. Она так мечтала о втором ребенке, почему? — Скарлетт совсем не понимала радости материнства. Но она так любила Мелани! Мелани, отобравшую у нее Эшли — нет больше той детской любви и глупой ревности. «Береги Ретта. Он так тебя любит», — Мелани ушла в мир иной со счастливой улыбкой на губах…
Нет больше любви к Эшли. Но нет рядом и Ретта. Он уехал навеки. Но Скарлетт намерена найти его.
Ничего. Я найду Ретта. Завтра. Завтра будет другой день.
17 фактов о фильме «Унесенные ветром», на съемках которого страсти кипели похлеще, чем в самой истории
Роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» и сегодня остается для многих важным литературным достоянием. Не менее культовой стала и экранизация, вышедшая в далеком 1939 году. Но мало кто знает, какой производственный ад она пережила и какие страсти кипели за кадром.
Перед сценаристами стояла очень сложная задача — уместить огромное произведение Митчелл в приемлемый по хронометражу фильм. Первоначальный сценарий был рассчитан на 6 часов экранного времени. Осознав, что у сценария масса проблем помимо хронометража, креативная группа закрылась на неделю в комнате, чтобы довести его до ума.
Продюсер Дэвид Селзник, думая, что еда мешает творить, ограничивал cебя и соратников в питании. Уже на пятый день, поедая банан, он потерял сознание от истощения. А на шестой день у одного из режиссеров, Виктора Флеминга, лопнул сосуд в глазу.
События во время написания сценария «Унесенных ветром» были настолько захватывающими, что стали основой для отдельной пьесы под названием «Лунный свет и магнолии».
Всего над сценарием фильма работало 15 человек, среди которых был даже известный писатель Фрэнсис Скотт Фицджеральд.
На роль Скарлетт было прослушано не менее 1 400 актрис, и Вивьен Ли была далеко не главной кандидаткой. Более того, фильм начали снимать, даже не решив, кто будет играть главную героиню. По слухам, во время съемки сцены сожжения Атланты Ли подвели к режиссеру и представили как будущую Скарлетт О’Хара. Тот сразу же увидел в актрисе образ из книг Митчелл и немедленно позвал Вивьен на прослушивание.Казалось, что Вивьен уже получила заветную роль, но нет. Ее еще дважды могли уволить. И оба раза были связаны с тем, что Вивьен — британская актриса. Ее акцент смущал режиссера, а вот сама принадлежность к другой стране раздражала простых зрителей, которые хотели видеть в роли Скарлетт «красавицу из южных штатов», как того требовал канон.
Актер Гэри Купер, который отказался от роли Ретта Батлера, совершенно не верил в успех картины. Он говорил: «Этот фильм будет самым большим провалом в истории Голливуда. И хорошо, что в грязь лицом упадет Кларк Гейбл, а не я».
Когда Флеминг стал режиссером вместо Кьюкора, Вивьен Ли это совсем не устраивало. Она демонстративно приносила с собой книгу Митчелл на съемки, чтобы показать режиссеру, что его творческие решения не идут ни в какое сравнение с первоисточником. В результате, по словам Ли, продюсер фильма даже сказал ей «выбросить эту чертову книженцию».
Многострадальный фильм сменил трех режиссеров из-за невероятно сложного производства. Второй из них, Виктор Флеминг, однажды признался другу, что «иногда ему хотелось съехать со скалы на своей машине». В результате он таки взял вынужденный отпуск из-за истощения, и съемки завершал Сэм Вуд.
Своей судьбой был недоволен и исполнитель роли Эшли — Лесли Ховард. Вот какое письмо он написал своей дочери: «Ненавижу эту роль. Я не настолько красив и недостаточно молод для Эшли, и меня тошнит оттого, что меня прихорашивают, чтобы я выглядел привлекательно».
Кларк Гейбл был взбешен тем, что его персонажу по сценарию предстоит плакать в кадре. Он даже грозился отказаться от съемок, если его продолжат принуждать к этому. Режиссер схитрил и снял 2 варианты сцены: со слезами и без них. А потом убедил актера, что слезы лишь красят его в глазах аудитории.
Исполнительница роли Мамушки Хэтти Макдэниел не в первый раз работала с Гейблом, и они довольно крепко сдружились. Поэтому Кларк не упускал возможности разыграть свою коллегу. Однажды Гейбл заменил ей чай, который обычно используют в сценах с алкоголем, на настоящую выпивку.
Но кроме шуток было место и настоящим дружеским поступкам. Актер невероятно возмутился тем, что Макдэниел не пустили на премьеру фильма в Атланте из-за цвета ее кожи. Он грозился бойкотировать первый показ ленты, пока Хэтти лично не попросила его не пропускать событие.
Воспрепятствовать появлению Макдэниел на церемонии вручения «Оскара» чиновники не могли (она получила статуэтку за лучшую женскую роль второго плана). Но сидела она отдельно от остальных звезд.
Масштаб съемок превышал возможности того времени. Для сцены с ранеными солдатами требовались 2 500 статистов. Однако резерв Гильдии актеров был ограничен. Режиссеру пришлось использовать около 1 000 манекенов, чтобы все выглядело достаточно внушительно.
Вивьен Ли терпеть не могла сцены, в которых ей нужно было целоваться с Кларком Гейблом. Ей не нравилось его несвежее дыхание, поскольку у актера, по слухам, были проблемы с зубными протезами из-за курения. Но Гейбл явно издевался над Вивьен и перед съемками совместных эпизодов иногда ел блюда с чесноком.
Картина была номинирована на «Оскар» в 13 категориях и получила 8 наград.
«Ненавижу эту роль. Я не настолько красив и недостаточно молод для Эшли, и меня тошнит оттого, что меня прихорашивают, чтобы я выглядел привлекательно».
Вот это слова настоящего актера, который сам понимает, что не совсем подходит на роль. А то сейчас всем плевать, кого играть, молодой старого, старый молодого, красавец стремного и наоборот, черный заменяет белого персонажа, лишь бы заплатили побольше
В фильме изначально вместо паровозов снимали макеты. Тогда 29 декабря 1938 года Уилберт Куртц, который был историческим консультантом фильма, написал письмо руководству дороги NC&StL Ry с просьбой предоставить для съёмок паровоз Генерал (англ. General — известный в США локомотив, прославившийся после одного инцидента во время Гражданской войны), который на тот момент хранился в Чаттануге. Однако 3 января 1939 года пришёл ответ, что локомотив уже подготовлен для отправки в Нью-Йорк на Всемирную выставку и будет недоступен в течение года. Тогда Куртц отправил новое письмо, с просьбой предоставить Генерала для съёмок на февраль-март, то есть до выставки. Ответ был положительным, но руководство дороги потребовало в этом случае оплатить доставку паровоза с тендером в Лос-Анджелес и обратно по стоимости 3$ за каждые сто фунтов веса. Однако в этом случае получалась значительная сумма (один только паровоз весил 50 300 фунтов), поэтому от идеи использования Генерала в фильме были вынуждены отказаться. В итоге в фильме нет ни одного настоящего паровоза, а лишь деревянные макеты.
Первой сценой, отснятой для фильма, была сцена побега Скарлетт и Ретта из пылающей Атланты, сцену снимали в естественных условиях — руководство студии подожгло целый «квартал» декораций, оставшихся от съемок другого фильма; на тот момент исполнительница роли Скарлетт ещё не была утверждена и её играла актриса, имя которой осталось неизвестным.
За некоторые не совсем цензурные выражения героев фильма Селзник был оштрафован на 5000 долларов, но он всегда считал, что заплатил эти деньги не зря.
Лесли Говард, сыгравший в «Унесенных ветром» героя войны Эшли Уилкиса, являлся военным офицером запаса. Когда началась Вторая мировая война, он отправился добровольцем на фронт и погиб: его самолет был сбит.
В фильме задействованы 59 актеров и 2400 человек массовки, 1100 лошадей, 375 других животных и 450 карет и подвод. Окончательная стоимость фильма составила 3.7 млн. долларов (41 млн. в современных долларах) плюс 550 тысяч долларов на рекламу, плакаты и специальные буклеты.
Для фильма были сшиты 5500 оригинальных костюмов, включая и 1200 мундиров армии конфедератов-южан. Их стоимость составила всего 10000 долларов. Все мундиры прошли процесс старения: их терли о песок, использовали металлические щетки, пачкали в грязи.
Сценарист фильма Сидни Ховард за месяц до премьеры погиб в результате несчастного случая на ферме. «Оскар» за лучший сценарий ему был вручен посмертно.
Актриса Барбара О’Нил, сыгравшая мать Скарлетт Эллен, на самом деле была всего на три года старше актрисы Вивьен Ли.