Как капитализм повлиял на общество
Как капитализм повлиял на общество?
Капитализм, это одна из стадий развития человеческого вида.
Капиталистический способ производства, более выгоден чем ремесленничество и использование рабского труда. Это просто дешевле в связи с низкой социальной ответственностью капиталиста и эффективностью и экономией связанной с разделением труда.
Эти два факта + потребность в сбыте производимой продукции и вызвали изменения в обществе.
1. Низкая социальная ответственность капиталиста.
При изменении конъектуры рынка, или просто в связи с появления более совершенных машин, лишних людей можно просто уволить. Выгнать на улицу и плевать, что с ними будет дальше. Капиталист не несёт за это ответственности. Понятное дело, что оставшиеся без средств к существованию голодранцы склонны сбиваться в кучки и агрессивно себя вести, поэтому государство вынуждено заниматься сглаживанием социальной напряженности, соц.защитой и т.д.
2. Разделение труда.
К сожалению, в сочетании с тем, что по природе своей, живые существа не склонны «зря» тратить энергию, разделение труда привело к сужению кругозора и частично к сокращению социальных связей.
Если раньше, нужно было владеть широким спектром знаний и умений (весь технологический процесс производства в мастерской + поставщиков и их особенности, множество ремёсел для натурального хозяйства, пахарь, плотник, конюх, доярка, кухарка, косарь, ткач, садовод и т.д.), то при капитализме достаточно хорошо освоить что-то одно, остальное по желанию, но желания особого нет, да и время тоже.
3. Сбыт продукции.
Вероятно, это самое важное. Произведённое, должно иметь для кого-то ценность. А штучное изготовление под заказ, по большей части осталось в прошлом. Товара и так избыток и его производство не прекращается. Товар должен выводиться из эксплуатации. Основной причиной для замены, является научно-технический прогресс. Если новый товар лучше, почему бы не поменять? Поэтому при капитализме происходит форсирование научно-технического прогресса.
Но как оказалось, прогресс так упростивший жизнь, одновременно усилил, упомянутое выше отупление населения, и создал возможность для подмены себя(прогресса) на снижение качества, изменения дизайна и д.р. решений по сути не являющихся причиной для замены имеющегося устройства на новое. Т.е. возникла ситуация искусственного стимулирования спроса, ради того, чтобы загрузить излишние производственные мощности, чтобы обеспечить целевой уровень занятости населения.
Ведь можно было бы сократить рабочий день до 8ми или 6ти часов?
Дело в том, что с каждого производственного цикла, капиталист получает прирост капитала, а жажда прироста капитала лежит в основе капитализма.
Таковы объективные причины создания нынешнего общества потребления.
ВЛИЯНИЕ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ДУХОВНУЮ СФЕРУ ОБЩЕСТВА
Потребности материального производства вызвали необходимость улучшения конструкций машин, применения новых принципов действия агрегатов, разработки новых процессов получения металлов и сплавов и др. Иными словами, в целях дальнейшего развития материального производства возникла острая необходимость в системе знаний, способной деятельно помогать в решении практических задач. Опираясь на такую систему, необходимо было не только исследовать существующие технические и технологические объекты, но и создавать новые технические средства, удовлетворяющие возрастающим требованиям практики. 2
Распространение грамотности среди населения, повышение образовательного уровня масс, создание крупного машинного производства оказало значительно влияние на культурную жизнь — широкое распространение получило книгопечатание, публицистика, появляется кино индустрия, достижения культуры получают массовое распространение. Появляется массовая культура.
Не только техника, которая сама по себе нейтральна, но политические и социокультурные условия составляют ту почву, на которой произрастает феномен, получивший название массовой культуры. 4
Положив начало перевороту в области социальных и политических отношений, буржуазные революции XVII—XIX вв. привели к значительным ‘изменениям и в области права, к формированию нового правового порядка, способствовавшего становлению и быстрому развитию капитализма. 5 Развитие капиталистических отношений, а затем и буржуазных революций повлекли за собой утверждение в большинстве стран буржуазных свобод, парламентаризма, неприкосновенности личности и частной собственности.
Утверждение права буржуазного типа означало упразднение средневековых ограничений как в области собственности, производства и торговли, так и в политике, что в совокупности создавало необходимый простор для роста производительных сил, для раскрепощения личной инициативы. 6 Это по сути означает большее уважение к отдельной личности по сравнению с предыдущим периодом.
Возникшее вследствие развития капитализма, рабочее движение, в совокупности с развитием развития образования и науки повысило политическую сознательность народных масс, их осознание своей роли, своего места в государстве, желание оказывать влияние на управление государством.
С возникновением капитализма перед женщинами открылась возможность непосредственно включиться в систему социально-экономических отношений, получать долю общественного продукта прямо от общества. Это неизбежно привело к изменению их положения как в обществе, так и в семье. 7 Повышение экономической самостоятельности отдельных индивидов, способствовали тому, что женщины постепенно добились равных прав с мужчинами. Изменяется и восприятие женщин в обществе — их начинают воспринимать наравне с мужчинами.(хотя этот процесс, по видимому, ещё не завершился).
Капиталистические отношения стимулируют развитие индивидуализма в людях, заставляют проявлять активность, инициативность, развивают практичность. При капитализме уровень благосостояния человека, его положение в обществе, во многом зависит от действий самого человека.
Капиталистические отношения, оказывают на духовную сферу жизни не только положительное, но и отрицательное влияние.
Последнее целесообразно рассмотреть прежде всего для того, чтобы наметить возможные пути устранения или ослабления такого негативного влияния.
В своей работе я буду считать отрицательным такое влияние, которое мешает физическому, духовному, интеллектуальному развитию людей; способствует разобщению людей и провоцирует конфликты; мешает выполнению социальных ролей и функций; способствует «хищническому» отношению к природе и другим людям.
Семья пролетариев с самого начала существенно отличалась от семей других эксплуатируемых классов, например феодально-зависимых крестьян. Она была не хозяйственной единицей, а только иждивенческой ячейкой. Не являясь собственником средств производства вообще, мужчина-пролетарий не мог выступить в таком качестве и перед женой и детьми. Отсутствие средств производства делало ненужным наследование. Экономические отношения отца к детям исчерпывалось тем, что он содержал их. 9
Кроме того, отпала экономическая необходимость рождения большого количества детей. Если раньше дети рассматривались как помощники по хозяйству, дополнительные рабочие руки, то при капиталистических отношениях дети стали одним из самых «дорогих удовольствий».
Недоступность для большинства людей приобретения жилья в собственность, нестабильность экономического положения отдельного человека приводят к тому, что люди не стремятся к раннему заключению брака. Они стараются сначала «встать на ноги», однако этот процесс может затянуться на многие годы.
Нестабильность экономического положения отдельного человека так же усиливает роль расчёта при выборе партнёра для создания семьи, который, безусловно, существовал и ранее.
Культивирование индивидуализма, как образа действия для успешных людей, так же не способствует сплочению семьи. Семья — это хоть и небольшой, но коллектив.
Ещё одна проблема, возникающая в результате влияния капиталистических отношений — это коммерциализация культуры: художественной литературы, изобразительного искусства, музыки, кинематографа и т. д.
Такие стремления приводят и к тому, что такие произведения, в конечном итоге, обращаются к самым низменным стремлениям людей, используют для привлечения внимания и продаж различные психологические приёмы. Это влечёт за собой изменения в психике и мировоззрении подрастающего поколения и усилению непонимания между различными поколениями.
Необходимо отметить, что далеко не все произведения искусства подвержены такому влиянию. Избежать такого влияния удалось тем отраслям культуры, которые избежали коммерциализации — стихосложение, фотография и т. п. По большей части это те направления, в которых без специальной подготовки и обучения может реализоваться любой человек.
Коммерциализация различных сфер искусства привела так же и к тому, что многие современные хорошие произведения искусства, не втянутые в рыночные отношения, значительно меньше известны, чем более «слабые» произведения искусства, созданные специально для продажи.
Это происходит из — за того, что критерий оценивания теперь не художественная ценность произведения, философия и мысль автора, а количество продаж или кассовых сборов.
Кроме того, такая система позволит немного уровнять шансы крупных коммерческий корпораций и авторов, создающих произведения на своём энтузиазме — что так же должно повысить качество произведений искусства. Так же для повышения качества произведений можно использовать государственные заказы, проведение конкурсов при поддержке государства.
При капитализме слабо развивается и мало ценится та научная деятельность, которая не сулит скорой прибыли. 13 Здесь так же можно использовать вышеуказанные меры по легализации контента в интернете. Необходимо так же повышать заработную плату научным работникам, организовать государственную поддержку науке в целом, особенно фундаментальным исследованиям.
Капиталистические отношение влияют и на систему образования. Современная реформа образования в России — это яркая иллюстрация такого влияния. С одной стороны, образование само становится товаром или услугой. С другой стороны, при капитализме предприятия нуждаются не в специалистах широкого профиля и всесторонне развитых личностях, а в людях, умеющих качественно выполнять определённый набор функций. Насколько широким должен быть набор данных функций определяется уровнем развития специализации производства в целом. Следовательно капиталистические отношения стимулируют воспитание «человека — функцию», а не «человека — творца».
Снижение значимости гуманитарного образования приводит к снижению уровня культуры и понимания людьми окружающего мира.
Для решения проблем в образовании, необходима целенаправленная государственная политика, стимулирующая развитие человека, как всесторонне развитой личности, как субъекта истории.
При капиталистических отношениях резко усиливается потребление духовных и материальных благ, которые непосредственно или опосредовано негативно влияют и на духовную сферу жизни. Это происходит по причине того, что капиталисты при производстве и продаже товаров руководствуются желанием получить прибыль и, зачастую, не думают о возможных последствиях воздействия товара на человека. Предприниматели, создавая новые «ниши» в экономике или создавая новый продукт, по сути навязывают человечеству новые потребности. И далеко не всегда эти новые потребности положительно влияют на человека. В качестве примера можно привести алкоголь, наркотики, компьютерные игры.
Снизить это негативное влияние можно путём воспитания и обучения. Необходимо научиться подрастающее поколение отличать нужное от ненужного, видеть последствия потребления тех или иных товаров и услуг, научить разбираться в целях и методах производителей различных товаров и услуг.
Примечание
Энгельс Ф. Письмо Боргиусу от 25 янв. 1894 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 44, С. 175
Быкова Э.В. Культура народная, элитарная и массовая // Культурология как общая теория культуры. (Теоретико-методологические проблемы). Учеб. пособие. М., 2002
История государства и права зарубежных стран. Ч2 /Под ред. Н. А. Крашенинниковой и О. А. Жидкова. — М.: Изд-во МГУ,1991.
Энциклопедия молодой семьи. Минск, издательство «Белорусская Советская Энциклопедия», 1988.
Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 2000. С. 317-318
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.
Гущин А. А. Авторское право и интернет // «XII Лебедевские чтения». Пенза, 2011. С.232-235
Горохов В. Г. Как возможны наука и научное образование в эпоху «академического капитализма»? // Вопросы философии. 2010. № 12. С. 3-14.
Развитие и суть капитализма
Капитализм
Капитализм — это экономическая система, в которой частные лица или предприятия владеют капитальными благами. Производство товаров и услуг основано на спросе и предложении на общем рынке, известном как рыночная экономика, а не на централизованном планировании, известном как плановая экономика или командная экономика.
Самая чистая форма капитализма-это капитализм свободного рынка или невмешательства. Здесь частные лица безудержны. Они могут определять, куда инвестировать, что производить или продавать и по каким ценам обмениваться товарами и услугами. Рынок laissez-faire работает без проверок и контроля.
* Принцип Laissez—faire, принцип невмешательства (фр. позвольте-делать)
Однако сегодня большинство стран практикуют смешанную капиталистическую систему, которая включает в себя определенную степень государственного регулирования бизнеса и собственности на отдельные отрасли. Причина здесь проста — неконтролируемые рынки приводят к колоссальным спекуляциям, и, в итоге к глобальным экономическим кризисам от которых страдают все люди нашей планеты. Поэтому можно с уверенностью сказать что в плановой экономике СССР было рациональное зерно, не хватало только свободы торговли и частной собственности. В современных же капиталистических странах, в том числе теперь и России, наоборот, не хватает государственного регулирования и долгосрочного планирования. Вероятно — истина где-то посередине.
Понимание Капитализма
С функциональной точки зрения капитализм-это один из процессов, посредством которого могут быть решены проблемы экономического производства и распределения ресурсов. Вместо планирования экономических решений с помощью централизованных политических методов, как при социализме или феодализме, экономическое планирование при капитализме происходит через децентрализованные и добровольные решения.
Ключевые моменты
Капитализм и частная собственность
Права частной собственности являются фундаментальными для капитализма. Большинство современных концепций частной собственности вытекают из теории домостроительства Джона Локка, в которой люди претендуют на собственность, смешивая свой труд с невостребованными ресурсами. После того, как собственность принадлежит, единственными законными средствами передачи собственности являются добровольный обмен, подарки, наследование или повторное владение заброшенной собственностью.
Частная собственность способствует повышению эффективности, давая владельцу ресурсов стимул максимизировать стоимость своей собственности. Таким образом, чем ценнее ресурс, тем большую торговую мощь он предоставляет владельцу. В капиталистической системе лицо, владеющее собственностью, имеет право на любую стоимость, связанную с этой собственностью.
Для того чтобы частные лица или предприятия могли уверенно использовать свои капитальные блага, должна существовать система, защищающая их законное право владеть или передавать частную собственность. Капиталистическое общество будет полагаться на использование контрактов, честных сделок и деликтного права для облегчения и обеспечения соблюдения этих прав частной собственности.
Когда собственность находится не в частной собственности, а совместно с общественностью, может возникнуть проблема, известная как трагедия общин. С общим ресурсом пула, который все люди могут использовать, и никто не может ограничить доступ к нему, у всех людей есть стимул извлекать столько потребительной стоимости, сколько они могут, и нет стимула сохранять или реинвестировать в ресурс. Приватизация ресурса является одним из возможных решений этой проблемы, наряду с различными добровольными или недобровольными подходами к коллективным действиям.
Капитализм, прибыль, и убытки
Прибыль тесно связана с понятием частной собственности. По определению, индивид вступает в добровольный обмен частной собственностью только тогда, когда считает, что этот обмен приносит ему какую-то моральную или материальную пользу. В таких сделках каждая сторона получает дополнительную субъективную ценность, или прибыль, от сделки.
Добровольная торговля-это механизм, который управляет деятельностью в капиталистической системе. Владельцы ресурсов конкурируют друг с другом за потребителей, которые, в свою очередь, конкурируют с другими потребителями за товары и услуги. Вся эта деятельность встроена в систему цен, которая балансирует спрос и предложение для координации распределения ресурсов.
Капиталист получает наибольшую прибыль, используя капитальные блага наиболее эффективно, производя при этом наиболее ценные товары или услуги. В этой системе информация о том, что является наиболее ценным, передается через те цены, по которым другой индивид добровольно покупает товар или услугу капиталиста. Прибыль является показателем того, что менее ценные ресурсы были преобразованы в более ценные результаты. Напротив, капиталист терпит убытки, когда капитальные ресурсы не используются эффективно и вместо этого создают менее ценные результаты.
Свободное предпринимательство или капитализм?
Любая экономика капиталистична до тех пор, пока частные лица контролируют факторы производства. Однако капиталистическая система все еще может регулироваться государственными законами, и прибыль капиталистических предприятий все еще может облагаться большим налогом.
«Свободное предпринимательство» можно приблизительно понимать как экономический обмен, свободный от принудительного государственного влияния. Хотя это маловероятно, можно представить себе систему, в которой люди предпочитают владеть всеми правами собственности совместно. Права частной собственности все еще существуют в системе свободного предпринимательства, хотя частная собственность может добровольно рассматриваться как общинная без правительственного мандата.
Например, многие индейские племена существовали с элементами этих механизмов, и в рамках более широкой капиталистической экономической семьи клубы, кооперативы и акционерные коммерческие фирмы, такие как партнерства или корпорации, являются примерами институтов общей собственности.
Если накопление, собственность и получение прибыли от капитала являются центральным принципом капитализма, то свобода от государственного принуждения является центральным принципом свободного предпринимательства.
Феодализм корень капитализма
Капитализм вырос из европейского феодализма. До 12-го века в городах проживало менее 5% населения Европы. Квалифицированные рабочие жили в городе, но получали свое содержание от феодалов, а не реальную заработную плату, и большинство рабочих были крепостными для помещиков. Однако к концу Средневековья рост урбанизма, с городами как центрами промышленности и торговли, становится все более и более экономически важным.
Появление реальной заработной платы, предлагаемой торговлей, побудило больше людей переехать в города, где они могли бы получить деньги, а не средства к существованию в обмен на рабочую силу. Лишние сыновья и дочери семей, которых нужно было пустить на работу, могли найти новые источники дохода в торговых городах. Детский труд был такой же частью экономического развития города, как крепостное право было частью сельской жизни.
Меркантилизм Заменяет Феодализм
Меркантилизм постепенно заменил феодальную экономическую систему в Западной Европе и стал основной экономической системой торговли в течение 16-18 веков. Меркантилизм начался как торговля между городами, но это не обязательно была конкурентная торговля. Первоначально в каждом городе были совершенно разные продукты и услуги, которые со временем постепенно гомогенизировались по спросу.
После гомогенизации товаров торговля велась все более широкими кругами: от города к городу, от уезда к уезду, от провинции к провинции и, наконец, от нации к нации. Когда слишком много стран предлагали подобные товары для торговли, торговля приобрела конкурентное преимущество, которое было обострено сильными чувствами национализма на континенте, который постоянно был втянут в войны.
Колониализм процветал наряду с меркантилизмом, но народы, заселившие мир поселениями, не пытались увеличить торговлю. Большинство колоний были созданы с экономической системой, которая пахла феодализмом, с их сырьевыми товарами, возвращающимися на родину, и, в случае британских колоний в Северной Америке, вынужденными выкупать готовый продукт с помощью псевдовалюты, которая мешала им торговать с другими странами.
Именно Адам Смит заметил, что меркантилизм-это не сила развития и перемен, а регрессивная система, которая создает торговые дисбалансы между странами и не дает им развиваться. Его идеи свободного рынка открыли мир для капитализма.
Рост промышленного капитализма
Идеи Адама Смита были своевременными, поскольку Промышленная революция начинала вызывать толчки, которые скоро потрясут западный мир. (Часто буквальный) золотой рудник колониализма принес новые богатства и новый спрос на промышленную продукцию, что привело к расширению и механизации производства. По мере развития технологий и того, что для работы больше не нужно было строить фабрики рядом с водными путями или ветряными мельницами, промышленники начали строить в городах, где теперь были тысячи людей, и, соответственно, рабочая сила.
Промышленные магнаты были первыми людьми, которые накопили свое богатство в своей жизни, часто опережая как землевладельцев, так и многие семьи, занимающиеся денежным кредитованием / банковским делом. Впервые в истории простые люди могли надеяться стать богатыми. Новый состоятельный класс общества строил больше фабрик, которые требовали большего труда, а также производили больше товаров для покупки людьми.
В этот период термин «капитализм», происходящий от латинского слова «capitalis», что означает «голова», впервые был использован французским социалистом Луи Бланком в 1850 году для обозначения системы исключительной собственности на промышленные средства производства. частными лицами, а не совместной собственностью.
Вопреки распространенному мнению, Карл Маркс не придумал слово «капитализм», хотя он, безусловно, способствовал его популяризации.
Влияние промышленного капитализма
Промышленный капитализм имел тенденцию приносить пользу большему количеству слоев общества, а не только аристократическому классу. Заработная плата увеличилась, чему сильно способствовало образование профсоюзов. Уровень жизни также вырос с избытком доступных по цене товаров, выпускаемых серийно. Этот рост привел к формированию среднего класса и начал поднимать все больше и больше людей из низших классов, чтобы пополнить его ряды.
Экономические свободы капитализма созрели вместе с демократическими политическими свободами, либеральным индивидуализмом и теорией естественных прав. Эта единая зрелость не означает, однако, что все капиталистические системы политически свободны или поощряют индивидуальную свободу. Экономист Милтон Фридман, сторонник капитализма и свободы личности, писал в «Капитализме и свободе» (1962), что «капитализм является необходимым условием политической свободы. Он не является достаточным условием».
Резкое расширение финансового сектора сопровождалось ростом промышленного капитализма. Банки ранее служили складами для ценностей, центрами обмена информацией для торговли на большие расстояния или кредиторами для дворян и правительств. Теперь они пришли для удовлетворения потребностей повседневной торговли и посредничества в кредитовании крупных долгосрочных инвестиционных проектов. К 20-му веку, когда фондовые биржи становились все более публичными, а инвестиционные инструменты открывались для большего числа людей, некоторые экономисты определили разновидность системы: финансовый капитализм.
Капитализм и экономический рост
Создавая стимулы для предпринимателей перераспределять ресурсы из нерентабельных каналов в районы, где потребители ценят их более высоко, капитализм доказал свою высокую эффективность для экономического роста.
До подъема капитализма в 18-м и 19-м веках быстрый экономический рост происходил главным образом за счет завоевания и добычи ресурсов у побежденных народов. В общем, это был локализованный процесс с нулевой суммой. Исследования показывают, что средний глобальный доход на душу населения не менялся с ростом сельскохозяйственных обществ примерно до 1750 года, до того когда был заложен фундамент первой промышленной революции.
В последующие века капиталистические производственные процессы значительно расширили производственные мощности. Все больше и больше товаров стали дешевыми для широких слоев населения, что повысило уровень жизни который ранее был немыслим. В результате большинство политических теоретиков и почти все экономисты утверждают, что капитализм является наиболее эффективной и продуктивной системой обмена.
Капитализм против Социализма
С точки зрения политической экономии капитализм часто противопоставляется социализму. Принципиальная разница между капитализмом и социализмом заключается в владении и контроле над средствами производства. В капиталистической экономике собственность и бизнес принадлежат частным лицам и контролируются ими. В социалистической экономике государство владеет и управляет жизненно важными средствами производства. Тем не менее, существуют и другие различия в форме справедливости, эффективности и занятости.Однако, как уже отмечалось выше, современный капитализм все чаще обращается к идеям социализма, таким как экономическое планирование, государственное регулирование и большая социальная справедливость. В этом есть определенный парадокс капитализма — обогатив сказочно многих людей на планете, вместе с тем он вверг в нищету огромное количество людей не способных или не желающих принимать участие в рыночной конкуренции.
Капитал
Капиталистическая экономика является циничной и не заботится о справедливом распределении благ.Здесь кто успел — тот и съел. Аргумент заключается в том, что неравенство является движущей силой, стимулирующей инновации, которые затем стимулируют экономическое развитие. Основной задачей социалистической модели является перераспределение богатства и ресурсов от богатых к бедным из-за несправедливости и обеспечения равенства возможностей и равенства результатов. Равенство ценится выше высоких достижений, а коллективное благо рассматривается выше возможности для развития личности.
Капиталистический аргумент заключается в том, что стимулирование прибыли побуждает корпорации разрабатывать новые инновационные продукты, которые желательны для потребителей и пользуются спросом на рынке. Утверждается, что государственная собственность на средства производства ведет к неэффективности, поскольку без мотивации зарабатывать больше денег руководство, работники и разработчики с меньшей вероятностью будут предпринимать дополнительные усилия для продвижения новых идей или продуктов.
Трудоустройство
В капиталистической экономике государство непосредственно не нанимает рабочую силу. Это отсутствие государственной работы может привести к безработице во время экономических спадов и депрессий.Которые опять же порождает сама капиталистическая рыночная система без какого либо регулирования со стороны государства. В социалистической же цэкономике государство является основным работодателем. Во времена экономических трудностей социалистическое государство может отдавать приказы о найме на работу, что обеспечивает полную занятость. Кроме того, в социалистических системах, как правило, существует более сильная «сетка безопасности» для работников, которые получают травмы или остаются инвалидами. Те, кто больше не может работать, гораздо меньше защищены в капиталистических обществах.
Смешанная система против чистого капитализма
Когда правительство владеет некоторыми, но не всеми средствами производства, но интересы государства могут на законных основаниях обходить, заменять, ограничивать или иным образом регулировать частные экономические интересы, то есть говорят, что это смешанная экономика или смешанная экономическая система. Смешанная экономика уважает права собственности, но накладывает на них ограничения. Владельцы собственности (особенно крупной) ограничены в отношении того, как они имеют право вести хозяйственную деятельность. Эти ограничения бывают разных форм, такие как законы о минимальной заработной плате, тарифы, квоты, непредвиденные налоги, лицензионные ограничения, запрещенные продукты или контракты, прямая публичная экспроприация, антимонопольное законодательство, законы о платежных средствах, субсидии и важные отрасли с точки зрения государственной безопасности. Правительства в странах с смешанной экономикой также полностью или частично владеют и управляют определенными отраслями, особенно теми, которые считаются общественными благами, что часто заставляет юридически обязательные монополии в этих отраслях запрещать конкуренцию со стороны частных лиц.
Напротив, чистый капитализм, также известный как капиталистический или анархо-капитализм, все отрасли оставлены в частной собственности и эксплуатации, включая отрасли особо значимые для общественного блага, и никакой центральный государственный орган не обеспечивает регулирование или надзор за экономической деятельностью в целом.
Стандартный спектр экономических систем ставит капитализм laissez-faire в одну крайность и полностью плановую экономику — такую как коммунизм — в другую. Все что в середине можно сказать, что это смешанная экономика. Смешанная экономика имеет элементы как центрального планирования, так и свободного рынка и частного бизнеса.
Согласно этому определению, почти каждая страна в мире имеет смешанную экономику, но современная смешанная экономика варьируется по уровню государственного вмешательства. Например, США и Великобритания имеют относительно чистый тип капитализма с минимальным федеральным регулированием на финансовых рынках и рынках труда, иногда называемый англосаксонским или клановым капитализмом, в то время как Канада и страны Северной Европы создали баланс между социализмом и капитализмом. У нас в России сейчас (сентябрь 2019 год) сложилась парадоксальная ситуация: государство срощено с крупным бизнесом и имеет пониженную социальную ответственность. Поэтому можно сказать что в этом смысле у нас так же как в США чистый капитализм, только со своей спецификой.
Многие европейские страны практикуют капитализм благосостояния, систему, которая занимается социальным благосостоянием работника и включает в себя такие политики, как государственное пенсионное обеспечение, универсальное здравоохранение, коллективные переговоры и кодексы промышленной безопасности.
Клановый капитализм широко обвиняют в ряде социальных и экономических проблем. И социалисты, и капиталисты обвиняют друг друга в подъеме кланового капитализма. Социалисты считают, что клановый капитализм является неизбежным результатом чистого капитализма. С другой стороны, капиталисты считают, что клановый капитализм возникает из-за необходимости социалистических правительств контролировать экономику.