Как карамзин начал свою творческую деятельность
Карамзин: биография, личная жизнь и творчество писателя
Портрет Николая Карамзина: YouTube/Краткая Биография
Один из величайших историков, литераторов, реформаторов России — Николай Карамзин. Биография известного писателя полна интереснейших фактов, а его личная жизнь шокирует счастливыми и трагическими моментами. Предлагаем узнать о жизни Николая Михайловича, прочесть о его творческой и просветительской деятельности.
Биография Карамзина: детство и юность
В Симбирской губернии в семье дворянина Михаила Карамзина и его супруги Екатерины Пазухиной родился мальчик в 1766 году. Назвали ребенка Николай. Мать умерла рано, и воспитанием наследника занимался отец — отставной капитан. Растить и учить мальчика грамоте ему помогали няни и гувернеры.
Начальное образование Н.М. Карамзин, как и многие другие дворянские дети, получил в родовом имении. При жизни мать мальчика собрала обширную библиотеку, и Николай проводил много времени за чтением книг отечественных и зарубежных авторов. Именно здесь зародилась огромная любовь писателя к прогрессивной зарубежной литературе.
Николай Карамзин, краткая биография которого тесно связана с творческой, научной и реформаторской деятельностью, жил в имении до 12 лет, учился в Симбирском дворянском пансионе.
В 1778 году отец отправляет сына в лучший по тем временам московский пансион Иоганна Шадена — учебное заведение, открытое профессором при Московском университете. Здесь Николай получает отличное образование, изучает популярные в то время в Российской империи иностранные языки (французский, немецкий). Спустя три года становится слушателем университетского курса: посещает лекции просветителя, профессора эстетики Ивана Шварца.
По настоянию отца молодой Карамзин проходит воинскую подготовку гвардейцем Преображенского полка (1783). Вскоре понимает, что служба не для него, выходит в отставку и возвращается в Симбирск. Здесь происходит одно из наиболее важных событий юности Карамзина — он становится масоном, членом ложи «Золотого венца». Спустя некоторое время будущий знаменитый литератор едет в Москву, где входит в «Дружеское ученое общество».
Он много читал, общался с литераторами, писателями, среди которых были:
Николай Михайлович Карамзин: Facebook/karamzin250
В этот период он пробует себя на литературном поприще — Михаил входит в число издателей первого детского российского журнала под любопытным названием «Детское чтение для сердца и разума».
Четыре года, которые писатель провел в Москве, существенно повлияли на творческое развитие Карамзина. Вот любимые авторы реформатора в те годы:
Тогда же Николай Карамзин пробует делать первые переводы бессмертных произведений зарубежных авторов.
Николай Карамзин: творческий путь
Писатель получил известность как литератор после выхода «Писем русского путешественника», которые опубликовал после поездки по Европе (1789‒1790 гг.). Во время путешествия Николай Михайлович Карамзин:
Яркие впечатления от путешествия, которые автор изложил на бумаге, по мнению многих филологов, стали началом развития современной русской литературы. Самого Карамзина стали считать величайшим литературным деятелем именно после публикации «Писем».
Николай Карамзин, годы жизни которого после поездки по Европе неразрывно связаны с литературой и историей России, издает первое в империи периодическое литературное издание «Московский журнал». Он публикует произведения известных и молодых начинающих авторов, издает собственные труды, среди которых знаменитая повесть «Бедная Лиза».
Кадр из театральной постановки «Бедная Лиза» (1967): YouTube/Советское телевидение. ГОСТЕЛЕРАДИОФОНД России
Также писатель выпускает альманахи и сборники. Вот наиболее известные из них:
Эти работы упрочили известность писателя, сделали Карамзина лидером сентиментализма — направления в литературе, пришедшего на смену классицизму.
Поэзия Карамзина имела кардинальные отличия от традиционной русской поэзии того времени. Среди прочего наиболее существенными были такие особенности:
Творчество Карамзина значительно повлияло на развитие в России литературного языка. Автор целенаправленно не употреблял церковнославянскую грамматику и лексику, а использовал в работах французский синтаксис и грамматику. Он ввел в русский язык новые слова (неологизмы, варваризмы, начал использовать букву «ё»).
В 1790-х годах у Карамзина проснулся интерес к изучению истории. Первая историческая работа автора — «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» — повесть, которая вышла в 1803 году. В это же время российский император присвоил Карамзину почетное звание историографа. Выдающийся литератор — последний обладатель этого статуса.
Портрет историка, писателя Николая Карамзина: Facebook/karamzin250
После государева назначения Николай Михайлович Карамзин оставляет литературную деятельность и рьяно берется за изучение истории. Занятый этой деятельностью, он отказывается от предложенных ему постов на государственной службе.
Наибольший исторический труд Карамзина — «История государства Российского» (11 томов). Последний, 12 том «Истории», который Карамзин не успел закончить, вышел уже после смерти автора.
Царь высоко ценил работу Карамзина и поселил его рядом с собой в Царском Селе. К концу земного пути выдающийся литературный и исторический деятель стал непоколебимым сторонником абсолютной монархии.
Николай Карамзин: личная жизнь, последние годы
Какой была личная жизнь выдающейся личности, кого любил Карамзин? Писатель длительное время (13 лет) был отчаянно влюблен в жившую в имении по соседству Елизавету Протасову. Он добился взаимности и женился на девушке только в 35 лет. Елизавета обладала редкой красотой и ангельским нравом. Казалось, супруги будут счастливы всю жизнь, но судьба распорядилась по-своему.
Через год после вступления в брак Протасова родила Карамзину дочь, а затем скончалась от тяжелой послеродовой горячки. Для Николая это был один из самых сложных ударов судьбы. Позже он писал брату, что все для него потеряло смысл и исчезло, а перед глазами осталась только могила. Память любимой жены писатель увековечил в повести «Бедная Лиза», в которой дал главной героине ее имя.
Не обретя личного счастья, Карамзин решил служить Отечеству и практически переселился в обширную библиотеку князя Вяземского, который был его другом. Здесь погрузился в изучение старых трудов и создавал историю государства Российского.
Напряженная деятельность помогла пережить Николаю Михайловичу тяжелую утрату, он стал замечать, что в библиотеке часто появляется очаровательная женщина. Это была Екатерина Колыванова — сестра Вяземского, незаконнорожденная дочь графини Елизаветы Сиверс и князя Андрея Вяземского.
Николай Карамзин и Екатерина Колыванова: YouTube/Телеканал Культура
После 18-месячного добровольного заточения и печали по ушедшей жене Карамзин сделал предложение и обвенчался с Колывановой. Молодожены поклялись никогда не расставаться и сдержали клятву. В этом браке она была не только супругой и матерью девяти детей, а еще и советчицей и помощницей в его ежедневных научных трудах. Супруги всю жизнь преданно любили друг друга, и последние годы жизни Карамзина были наполнены любовью, взаимопониманием и семейным счастьем.
Жизнь и творчество Карамзина оборвались в 1826 году: он умер от чахотки в Санкт-Петербурге. Многие считают, что болезнь развилась от простуды, которую Николай Михайлович получил на Сенатской площади, когда наблюдал за декабрьскими событиями 1825 года.
Так кто такой Карамзин? Это выдающийся российский историк, литератор, писатель, журналист и редактор, реформатор литературного языка. Достижения этого человека огромны, а его имя навсегда останется в истории.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Николай Михайлович Карамзин
Фото Все
Видео Все
Николай Карамзин и Екатерина Колыванова. Больше, чем любовь
Кому принадлежит история. Николай Карамзин / Власть факта / Телеканал Культура
01. Николай Карамзин. Несть лести в языце моем.
Николай Карамзин — биография
Николай Карамзин – историк, представитель эпохи сентиментализма, получивший прозвище «Русский Стерн». Автор «Истории государства Российского», занимал должность редактора «Вестника Европы» и «Московского журнала».
То, что сделал для русской культуры Николай Карамзин, не удавалось до него никому. Он стал реформатором русского языка, создателем «нового слога», который ориентировался не на книжный стиль, а базировался на разговорной речи. Он внедрял европейскую культуру, глубоко чтил российские «древности», его творчество ознаменовало собой целую эпоху, которую Белинский назвал «карамзинским периодом». По мнению того же Виссариона Белинского, Карамзин положил начало многим направлениям в литературе. Его интересовала журналистика, критика, исторические повести, проза и поэзия, и конечно же, изучение истории. И если Пушкина называют «наше всё», то Карамзина по праву можно считать «нашим Всем».
Детство
Родился Николай Карамзин 12 декабря 1766 года в деревушке Михайловка недалеко от Симбирска. Принадлежал к крымско-татарскому роду Кара-мурзы, история которого начинается в 16-м веке. Его отец Михаил Карамзин был помещиком, отставным армейским офицером. Детские годы Николая прошли в имении отца.
Портрет Николая Карамзина в юности
Вначале мальчика сдали на учебу в частный пансион. В 1778-м он продолжил обучение в пансионе профессора И.Шадена, который преподавал в Московском университете. Этого одаренному мальчику показалось мало, и он два года ходил на лекции, которые вел И.Г.Шварц в том же университете. Отцу очень хотелось, чтобы сын продолжил его дело. Николай не стал перечить родителю, и с 1781 года уже состоял на службе в Преображенском гвардейском полку.
Карамзин прослужил недолго, вышел в отставку в 1784 году. Этот период не прошел для него даром. Молодой человек начал писать, у него появились первые труды. Уволившись из армии, Николай поселяется в Симбирске, там он знакомится с членами масонской ложи», носившей название «Золотой венец», и вскоре сам пополняет ее ряды. Писатель прожил в этом городе недолго, переехал в Москву, где вступил в «Дружеское ученое общество». Членом этого общества он оставался четыре года.
Литература
В самом начале своей творческой биографии Карамзин уехал в Европу, где познакомился с Иммануилом Кантом, стал свидетелем Великой французской революции. Эта поездка отразилась в его труде под названием «Письма русского путешественника», который и принес ему первую известность. Карамзин стал первым, кто начал писать в таком жанре, поэтому его не зря возвели в родоначальники современной литературы России.
Произведение Николая Карамзина «Аглая»
После возвращения в Москву, Николай развивает бурную деятельность. Из-под его пера выходят рассказы и истории, кроме этого он возглавил «Московский журнал». Здесь печатались не только известные авторы, но и талантливая молодежь. Произведения Карамзина – «Аглая», «Мои безделки», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», тоже выходят на его страницах.
Николай писал не только стихи и прозу, ему принадлежало авторство многих рецензий и комментариев к театральным постановкам. Печатал «Московский журнал» и критические статьи. Свою первую рецензию Николай напечатал в журнале в 1792-м, она касалась впечатлений о поэме Николая Осипова «Виргилиева Енеида, вывороченная наизнанку». Сам Карамзин в это время написал повесть, получившую название «Наталья, боярская дочь».
Николай Карамзин сказал свое весомое слово и в поэзии. Он писал в жанре европейского сентиментализма, который сильно отличался от общепринятой поэзии той поры. Его сочинения не были похожи на оды Державина и Ломоносова, Карамзин стал основоположником нового этапа в развитии российской поэзии.
Карамзин восхищался духовным миром человека, в то время как физическая оболочка его мало интересовала. Поэт пользовался так называемым «языком сердца». Его произведения состояли из простых и логичных форм, в них практически полностью отсутствовали тропы.
В 1803-м, по приказу императора Александра I, Николай Карамзин официально получил должность историка. Ни до него, ни после, Россия больше не имела собственного историографа.
Вторая половина жизни писателя была посвящена изучению исторического наследия страны, при этом он был абсолютно равнодушен к государственным должностям.
Свое первое историческое произведение Николай Михайлович назвал «Записка о древней и новой истории в ее политическом и гражданском отношениях». В этом труде писатель стал представителем консервативных слоев общества, он пытался рассказать о том, как они относятся к либеральным реформам императора. Он пытался внушить всем, что в России не нужны преобразования. Это сочинение стало преддверием более масштабного труда.
«История государства российского»
В1818-м Николай Карамзин представил труд всей своей жизни, который озаглавил «История государства российского». Сразу вышло восемь томов, спустя несколько лет в печать попали еще три тома этого творения. Благодаря этой работе, Карамзин стал своим при императорском дворе, у него сложились нормальные отношения и с царем.
По распоряжению государя, Карамзину выделили отдельный особняк в Царском селе. Историк постепенно стал приветствовать абсолютную монархию. Он продолжал создавать «Историю государства российского», трудился над 12-м томом, но завершить его не успел. Книга попала в печать после смерти Карамзина в незавершенном виде. Исследователи потом пришли к выводу, что именно Карамзин был первопроходцем в достоверном описании жизни страны.
Впоследствии Александр Пушкин заметил, что историей своего отечества заинтересовались все, включая светских женщин. Это было как новое открытие, казалось, что Карамзин открыл древнюю Россию, как в свое время Колумб Америку.
Книги стали популярными скорее потому, что не были написаны сухим историческим языком. Карамзин выражался красивым слогом, однако ни одно событие не освещал своим личным мнением. Существовали специальные рукописи к каждому тому, где писатель оставлял свои комментарии, давал пояснения к тому или иному событию.
В творческой биографии писателя, поэта и критика Николая Карамзина нашлось место и переводческой деятельности. Сведений об этом сохранилось мало, да и переводами он занимался недолго.
Одним из его трудов стал перевод шекспировского «Юлия Цезаря». Однако цензура книгу не пропустила, поэтому ее просто сожгли. К каждому своему труду писатель оставлял предисловия, где содержалась оценка произведения. Два года понадобилось писателю, чтобы перевести индийскую драму «Сакунтала», которую написал Калидас.
Постепенно творчество Карамзина оказывало влияние на изменение русского литературного языка. Карамзин отказался от церковнославянской грамматики и лексики, в его произведениях звучал разговорный язык. Основой для создания трудов писателя стала грамматика французского языка.
Николай сумел ввести в обиход новые слова, которых раньше не было в русском языке. Благодаря ему, мы сейчас знаем, что означают термины «благотворительность», «достопримечательность», «промышленность», «влюбленность».
Именно Карамзин ввел в язык варваризмы – появилась буква «ё».
О реформаторском творчестве Карамзина возникали споры и разногласия в среде литераторов. Шишков и Державин основали общество под названием «Беседа любителей русского слова», участники которого радели за сохранение «старого» языка. Члены этого общества не раз критиковали Карамзина и Жуковского. Карамзин и Шишков долго были соперниками, но потом стали настоящими друзьями. Благодаря протекции Шишкова Николай Михайлович был избран в Российскую и Императорскую Академию наук.
Личная жизнь
Первый раз Николай Карамзин женился в 1801 году на Елизавете Протасовой, которую он давно уже любил. Сам писатель признался, что питал нежные чувства к девушке на протяжении тринадцати лет. На то время Елизавета могла похвастаться отменным образованием.
Первая жена Карамзина Елизавета Протасова
Она стала для Николая настоящей помощницей. Одно было плохо – у нее было слабое здоровье. В марте 1802-го супруга подарила Карамзину дочь Софью. У самой Елизаветы приключилась родовая горячка, которая и стала причиной ее смерти. Впоследствии историки придут к заключению, что «Бедную Лизу» Карамзин посвятил своей первой горячо любимой супруге. Дочь София стала фрейлиной, ее друзьями были Лермонтов и Пушкин.
Карамзин вдовствовал до тех пор, пока в его личной жизни не появилась Екатерина Колыванова – внебрачная дочь князя Вяземского. Екатерина родила Карамзину девять детей, из которых трое умерли еще младенцами. В16 лет умер еще один – сын Николай. В1806-м супруга порадовала писателя еще одной дочерью – Екатериной. Ее супругом стал подполковник в отставке Петр Мещерский, а их сын Владимир – известный публицист.
В 1814-м семья пополнилась сыном Андреем. Он окончил Дерптский университет, уехал из России по причине слабого здоровья. Спустя некоторое время вышел в отставку, сочетался браком с Авророй Демидовой. Этот брак был бездетным, хотя несколько внебрачных наследников Андрей Карамзин после себя оставил.
Спустя пять лет Карамзины снова радовались рождению ребенка. На этот раз сына назвали Владимиром, отец очень гордился своим отпрыском, хотя все считали его остроумным и находчивым карьеристом. Эти качества помогли ему поступить на службу в консультацию министра юстиции, получить должность сенатора. В его владении было имение Ивня. Владимир женился на генеральской дочери Александре Дука.
Николай Карамзин и Екатерина Колыванова
Елизавета тоже стала фрейлиной, ей даже назначили пенсию за то, что она была дочерью знаменитого историка. После смерти матери Елизавете пришлось уехать к Софии, своей старшей сестре. Обе девушки жили у княгини Мещерской.
Елизавета была отзывчивая, добродушная и очень умная девушка, несмотря на то, что фрейлинам приходилось не сладко. По мнению Льва Толстого, Елизавета воплощала в себе «пример самоотверженности». До нашего времени дошли портреты Елизаветы, написанные специальными художниками, потому что фотографии тогда еще только начинали появляться в обиходе.
Николай Михайлович Карамзин: биография, семья, творчество, память
Николай Михайлович Карамзин, несомненно, является выдающейся личностью, а его творчество уже несколько сотен лет не теряет своей актуальности, задает вечные вопросы и отвечает на них: кто мы в этом мире и куда идем, каков путь нашей страны?
Его жизненная позиция, личные качества и сейчас могут быть отличным примером патриотизма, любви и стремления к знаниям и научным изысканиям. В статье будут освещены основные аспекты биографии Карамзина, его жизненного и творческого пути.
Детство и юность
Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря 1766 года в селе Михайловка, близ города Симбирска. Его отец, Михаил Егорович Карамзин, был помещиком среднего достатка, отставным капитаном. Мать Николай Карамзин потерял совсем рано.
До 12 лет мальчик рос в родительской усадьбе и учился в дворянском пансионе в Симбирске. С ранних лет он увлекался чтением.
В 1778 году Карамзин отправился обучаться в Москву, в пансион профессора Московского университета Шадена, который в то время считался одним из лучших в столице.
В 1783 году Николай Карамзин служил в Преображенском полку, но вскоре ушел в отставку и вернулся на малую родину в Симбирск. И именно там произошло одно из поворотных событий его юности – вступление в масонскую ложу. В дальнейшем это помогло сблизиться ему с такими людьми, как Иван Тургенев, Николай Новиков и другие. Круг общения оказал очень большое влияние на его дальнейшую творческую жизнь, именно там он вырос нравственно, начал вести свою просветительскую деятельность.
Семейная жизнь
Личная история и биография Карамзина очень непростая. В 1801 году писатель женился на своей давней возлюбленной Елизавете Ивановне Протасовой. Она была образованной девушкой, интересной собеседницей для писателя.
Через год у них родилась дочь Софья. Но, к сожалению, супруге не хватило здоровья пережить роды. Именно образ любимой жены лег в основу образа героини «Бедной Лизы».
Через некоторое время Карамзин познакомился с Екатериной Андреевной Колывановой. Вторая жена родила ему девять детей. Трое умерли в совсем юном возрасте, а сын Николай ушел из жизни в 16 лет.
Судьба других детей сложилась достаточно интересно.
Дочь Екатерина вышла замуж за князя Петра Мещерского, а их сын Владимир стал знаменитым публицистом.
Сын Владимир, любимец и гордость отца, построил головокружительную карьеру и стал сенатором. Личная жизнь тоже сложилась весьма удачно, он женился на генеральской дочке Александре Дука.
Дочка Елизавета стала фрейлиной и была, как и отец, высоконравственной и великодушной особой. Сам Лев Николаевич Толстой считал ее примером для многих.
Карамзин – основоположник сентиментализма в России
Сентиментализм как новое литературное направление стало появляться в России в конце 18-го века. Его основоположником смело можно считать Николая Михайловича Карамзина. Впервые в русской литературе главными героями произведений становятся обычные люди с их судьбами, мыслями, переживаниями.
Герои Карамзина так сильно отличались от воспетых героев классицизма, что тронули читателя до самого сердца. Появились произведения без острой драмы, очень проникновенные и честные. Такими стали и персонажи знаменитой повести Карамзина «Бедная Лиза».
Чувственный и простой слог писателя, «язык сердца», только усилил чувство привязанности у читателя. В дальнейшем его манеру письма стали перенимать многие, развивая новое направление в литературе – русский сентиментализм.
Лирика Николая Карамзина
В поэзию Карамзин тоже привнес «свежий ветер». В его стихотворениях появились нотки предромантизма, хотя в целом это сентиментальная поэзия.
В своем произведении «Поэзия» Николай Михайлович впервые выразил мысли о ее новом назначении и новых задачах. В отличие от произведений классицистов, где был государственный посыл, у Карамзина поэзия имеет личную, интимную направленность.
Впервые в России он стал прославлять великого английского драматурга Шекспира. Его сильно впечатляет глубоко психологическая направленность произведений.
Карамзин старается расширить жанровые рамки поэзии в нашей стране. Он пишет первые баллады, которые потом лягут в основу творчества великих романистов. В дальнейшем баллады станут главным жанром великого Жуковского.
В своей лирике Карамзин впервые воспевает красоту русской природы. В его произведениях «Волга», «Осень» звучат переплетения состояния природы с человеческими чувствами.
Новаторским решением стала и рифмовка Карамзина. Как правило, она не упорядочена и создает особую атмосферу непринужденности и легкости. Не случайно Николая Михайловича считают родоначальником «легкой поэзии».
Путешествие в Европу
В 1789-1790 гг. Карамзин путешествовал по Европе, посетил Германию, Англию, Швейцарию, Францию, где познакомился и общался с влиятельными масонами, а также великими философами и просветителями И. Кантом, И. Гердером, Ш. Бонне и другими. За это время Николай Карамзин глубоко проникся европейской культурой и искусством, посетил много театров, музеев, участвовал во всевозможных светских встречах.
Его сильно поразил уровень жизни и цивилизации в этих странах. Особенно Карамзин впечатлился революционной Францией. Народ был вовлечен в политические полемики, дискуссии, заинтересован чтением и изданием газет, листовок, подготовкой и слушанием революционных ораторских выступлений. Все это в то время было недоступно для нашей страны.
Начало издательской деятельности. «Московский журнал»
Вдохновленный и воодушевленный Карамзин по прибытии на Родину стал издавать «Московский журнал». Этот ежемесячный журнал быстро стал популярным и имел большой резонанс в обществе. В 1791-1792 гг. было издано 8 частей.
Пожалуй, это первое литературное издание в России, которое имеет сентиментальное направление. Содержание журнала отвечало основной цели – воспитание сердца и души.
Изображение реальной жизни русского народа, окружающей действительности – основное содержание издания. Но тут не найти сатиры, строгой морали, обличения и разоблачения жизненных проблем. Умение увидеть трогательное в нашей повседневности, светло мыслить и смотреть в будущее, идеалистические суждения – вот основные мысли, доносимые до читателя.
Новаторская повесть
Чтобы понять великое наследие писателя, пожалуй, стоит остановиться подробнее на его «Бедной Лизе». Она вызвала такой ажиотаж и успех, что начались даже массовые поездки к местам событий, описанным в произведении.
Эта небольшая повесть вывела русскую литературу на новый европейский уровень. Простым и понятным персонажам повести теперь можно было сопереживать, подобно известным героям Гете и Руссо. В произведении новаторство буквально во всем.
В «Бедной Лизе» Карамзин вывел на арену образ очень милого читателю рассказчика, который искренне сопереживает героям и заинтересован в их судьбах. Это человек сердечный, открытый душой, который сразу располагает к себе читателя. Все это выдержано в лучших традициях сентиментализма и так необычно для русской литературы.
Пейзаж играет особую роль в произведении и становится отражением состояния души героев. Это тоже стало художественным открытием Николая Карамзина.
Карамзин же наглядно показал, что такие строгие рамки только тормозят развитие литературы. Создание простого и понятного, но при этом дворянского языка вызвало настоящий фурор. Стало понятно, что именно такой язык сможет вытеснить французский из обихода и отстоять самобытность русского слова. Так Карамзин смело замахнулся на настоящую языковую реформу в России.
Увлечение историей России
В это же время, в начале 1790-х гг., Николая Карамзина сильно увлекла история России. Им были прочитаны множество летописных памятников, исторических сочинений и других трудов.
В «Историческом похвальном слове Екатерине Второй» Карамзин выразил все свои мысли о сути и судьбе монархии в России.
Не случайно в 1803 году император Александр Первый даст Карамзину звание историографа. После его смерти этот титул больше не назначался. Для него стали открыты все необходимые архивы и библиотеки.
Такое увлечение историей было основано на великой любви к Родине, патриотизме и глубокой нравственности писателя Карамзина.
«Вестник Европы»
В 1802 году Карамзин стал редактором журнала «Вестник Европы», основанного И. В. Поповым. «Вестник Европы» был первым общественно-политическим и литературно-художественным периодическим изданием в нашей стране.
На протяжении двух лет Николай Михайлович занимал эту должность и даже получал за нее оклад, что было впервые в истории российской журналистики. Его любовь к истории и увлечение ею, конечно, оказали прямое влияние на содержание журнала. Карамзин там подробно освещал исторические вопросы, отечественные и зарубежные.
При Николае Михайловиче издание имело четкое разделение на два раздела: «политика» и «литература и смесь». Выделение исторических и политический моментов в отдельный раздел, большая заинтересованность в них большого объема населения, установление особой связи с читателями стали настоящим достижением просветительской деятельности Карамзина. Преподносились политические события в нем очень доступно, живо и увлекательно. Именно это сыграло основную роль в бешеной популярности журнала.
Говорить о Николае Михайловиче Карамзине как историке и его необъятном вкладе в русскую культуру можно очень много. Но особого внимания заслуживает труд всей его жизни – «История государства Российского». На протяжении 22 лет писатель занимался созданием этого великого национального достояния.
Он не только сделал историю доступной для широкой образованной публики, но и сформировал историческое самосознание нации на долгие десятилетия. Впрочем, и в наше время произведение не теряет своей значимости и актуальности.
К сожалению, этот труд так и не был закончен Карамзиным, но все равно оставил огромный след и стал великим наследием русской культуры. Последний 12-й том вышел уже после смерти Карамзина, освещая события Смутного времени.
Важно отметить также то, что это произведение было не только рассчитано на отечественного читателя, но и предназначалось иностранцам в качестве знакомства с историей России. Книги были переведены на семь иностранных языков.
Окончание жизненного пути и память
22 мая 1826 года Россию всколыхнула новость о смерти великого историка и писателя. В официальной биографии Карамзина указано, что причиной смерти стала обычная простуда.
Но предполагается, что настоящая причина глубже. Николай Карамзин очень тяжело переживал декабрьские события на Сенатской площади. Для него, как для человека, искренне радеющего за судьбу страны и монархии, 1825 год стал тяжелым ударом, который сильно подорвал его психологическое состояние и здоровье.
В 1845 году был установлен памятник писателю там, где родился Карамзин Николай Михайлович, в Симбирске. Он был выполнен в духе классицизма. На основании памятника Николаю Карамзину установлена статуя музы истории Клио. Правой рукой она держит скрижали «Истории государства Российского», а левой – трубу, которая символизирует прославление русской истории.
В пьедестале установлен бюст Карамзина, читающего отрывок из «Истории…» Александру Первому.