«Евнухи»: для чего ими становились и как это происходило
Понятие «евнух» в некоторой степени знакомо практически каждому человеку. Но знание об этом понятии у людей весьма поверхностное, оно сводится, в основном, к тому, что это кастрированные мужчины, которые не способны к интимной близости с женщиной. О том, как и почему люди становились евнухами, об их роли в истории мало кто знает.
Главное заблуждение о евнухах
С различными видами кастрации связано пресловутое заблуждение, что евнухи не могли заниматься любовью. Если кастрация была полной, то действительно, овладеть женщиной оказывалось просто нечем. А вот с частичной кастрацией возникали варианты.
В гаремах восточных правителей часто находились многие сотни представительниц прекрасного пола. Значительная часть этих наложниц за всю жизнь не удостаивалась чести провести хоть одну ночь со своим господином. А большинство других привлекалось на ложе властителя всего несколько раз за жизнь. А ведь природное желание требовало этого. Выходом для многих наложниц оказывалось вступление в интимную связь с евнухами. Часть из них могла совершать полноценные половые акты, и им часто приходилось «трудиться» на нескольких наложниц поочередно. А еще большинство евнухов в совершенстве владели другими ласками, что делало их прекрасными любовниками, очень ценимыми за свое искусство обращаться с женщинами.
Поскольку связь с евнухом не могла привести к беременности, то все дети наложниц автоматически являлись рожденными от владельца гарема.
Почему мужчины становились евнухами
Кастрация проводилась по различным причинам. Разберем часть из них.
Довольно популярной была кастрация побежденных врагов. Эта процедура была умышленным оскорблением пленных противников, плюс зачастую превращала их в покорных своей участи рабов.
Как писалось выше, кастрация часто производилась для получения прислуги в гаремах, не способной «наставить рога» своему властителю, в Китае кастраты прислуживали при дворе императора в Запретном городе.
Связано это было с тем, что церковь учила укрощать плотские желания, а желание женщины является сильным фактором, отвлекающим человека от мыслей о Боге. Вот мужчины стремившиеся посвятить себя Богу и шли добровольно на подобную процедуру. Причем некоторые выполняли кастрацию самостоятельно.
А еще кастрация применялась в высоких целях искусства. С помощью ранней кастрации удавалось избежать ломки голоса в подростковом возрасте, в результате у части евнухов оставалось мужское сопрано. Знаменитый Фаринелли в 18 веке покорил своим пением всю Европу.
Как проходили процедуры кастрации в различных странах
Учитывая низкий уровень медицины от 2 тысяч лет от Рождества Христова и до нашего средневековья, процедуру кастрации иным словом как ужасная просто назвать нельзя. Смертность могла достигать 50%, а иногда и превышать эту цифру.
В древнем Египте процедура оскопления проводилась жрецами. Жестокость процедуры была чрезвычайной, как и смертность от нее. Жрецы перевязывали пенис за мошонкой (то есть у его основания) прочной нитью из шерсти, а затем попросту вырывали половой орган. Вроде голыми руками.
Гуманность китайских специалистов кастрации была сродни древнеегипетским жрецам.
«Пациента» укладывали на горячую кушетку, затем его живот и грудь туго перевязывали. Это помогало уменьшить потерю крови. После этого наступала очередь обеззараживания, которое производилось смесью воды и перца. А затем ножом, напоминающим серп, мошонку или пенис целиком попросту отсекали.
В Финикии несчастного усаживали на специальный стул, перевязывали у основания мошонку или пенис, раскаляли докрасна металлический инструмент и удаляли «лишнюю» часть тела.
К каким физическим изменениям в теле евнухов приводила кастрация
Поскольку при кастрации уничтожалась важная для мужского организма часть тела, то изменялся гормональный фон организма, что не могло не привести к заметным изменением тела. Если кастрация проводилась до начала полового созревания, то голос не ломался и оставался высоким, больше похожим на женский.
Тело кастрата часто было пухлым, грудь по своим размерам напоминающая женскую была не редкостью. Еще кастраты часто отличались ростом выше среднего мужского, а также обладали недюжинной силой. В Китае за эти качества евнухов часто набирали в охрану императора.
Несколько самых известных евнухов в истории
Монгольский мальчик Чжэн Хэ достиг высоких должностей при дворе китайского императора, став самым известным адмиралом Поднебесной, совершил 7 плаваний к берегам Африки, существенно расширив пределы империи.
Газанфер Ага фактически управлял Османской империей во время властвования султана Селима, сына Сулеймана Великолепного.
Нескучной Ночи,Дорогие Друзья. Сегодня еще один небольшой экскурс в историю.
А расскажу я вам о кастрации,оскоплении и стерилизации в древнем и не совсем древнем мире.
Так у древних скифов бытовал обычай брать с собой на войну маленькие медные или железные серпы, чтобы оскопить попавших в плен. Поскольку у этого народа женщины сражались бок о бок со своими мужьями и любовниками им зачастую отдавался этот унижающий противника ритуал.
Не уходил в забытье этот варварский обычай и в Средневековье. Очень часто оскоплением наказывали за изнасилование или прелюбодеяние. Во многих арабских странах в те времена за супружескую измену забивали камнями провинившуюся женщину, мужчина «подлежал лишению своего естества под ножом палача». Как писал Низами, «даже великий визирь не мог взять мужнюю жену под страхом быть битым палками по пяткам и лишению мужества».Почему это наказание было так распространено? Стоит вспомнить, что большинство народов обожествляло мужской орган, знаки фаллоса, стоящего мужского члена, встречались по всему миру. Зачастую, от сексуальной силы мужчины зависело и его общественное положение. Так, в ряде африканских стран, вождя племени убивали, когда он не мог удовлетворить определенное число женщин.
Кастрация мужчин была широко распространена в древности и в средние века для подготовки евнухов (хранителей гарема), а также у мальчиков-певцов для сохранения у них детского голоса (сопрано). Кастрация применялась как средство мщения и наказания пленных не только в древние и средние века, но и во время Великой Отечественной войны немецкими фашистами.
Некоторый интерес представляет собой эта операция, производившаяся ранее с религиозной целью у скопцов. Так, среди жрецов финикийской богини Астарты (войны и половой любви) бытовал обычай самокастрации, такой же ритуал существовал в древнеегипетских мистериях оплодотворения Изиды. В России оскопление лиц обоего пола применялось приверженцами религиозной секты скопцов, появившейся еще в XVIII в. В первое время существования скопчества ими применялось так наз. «огненное крещение», заключавшееся в том, что адепту данной секты производилось удаление яичек с частью мошонки с помощью раскаленного железа. В дальнейшем для этой операции стали применять разного рода режущие инструменты, а раскаленное железо, лишь для остановки кровотечения. Эта операция удаления яичек, по скопческому учению, представляет собой «первое очищение» или «малую печать». «Большая», или «царская печать», представляет собой сочетание удаления яичек с отнятием полового члена. Операция эта обычно производится в сидячем положении оперируемого и после предварительной перевязки основания мошонки и полового члена. После этих операций остаются обширные и весьма характерные рубцы.
В России,первоначально, оскопление совершалось раскаленным ножом или топором, однако довольно скоро этот обычай прекратил существование. От него сохранилась лишь традиция сожжения ампутированных органов.
Мужское оскопление устойчиво разделялось на два вида. Первый и наиболее распространенный сводился, по формулировке судмедэксперта, к «отсечению яичек». Второй – полное оскопление. После операции скопцы вставляли в отверстие мочеиспускательного канала особые оловянные или свинцовые затычки для воспрепятствования, по их словам, «самопроизвольному истечению мочи».
Что касается оскопления женского, то оно подразумевало большее хирургическое «разнообразие»: «вырезание, вытравление или выжигание грудных сосков», «отнятие (ампутация) одной или обеих грудей», «вырезание малых губ» или «вырезание больших губ вместе с малыми»…
При этом наиболее распространенным видом женского оскопления была ампутация обеих грудей.
Внешне оскопленные мужчины бывают двух видов:
Применительно к женщинам использовалось несколько другое наказание. Поскольку ее половые железы находятся в брюшной полости, то любая попытка вырвать их кончалась смертью приговоренной.
Конечно, и в те времена случались моменты, когда палачам было наплевать на то, что случится с пленницей после экзекуции. Бытовали казни, когда подвешенной либо распятой жертве вырывали матку, нередко проткнув ее крюком и подвесив груз. Известны примеры, когда те же монгольские или китайские солдаты вспарывали женщине живот и вырывали матку, «чтобы не могла вынашивать в чреве будущих врагов». Но все это было гораздо реже.
В большинстве источников не говорится за что женщин подвергали подобному истязанию. Обычно это были жены, подруги или родственницы вражеских предводителей, руководительницы восстаний, либо просто несчастные, как-то сильно досадившие сильным мира сего.
Ситуация резко изменилась с открытием рентгеновских лучей, губительно действовавшей на яичники и яички. В годы Второй Мировой Войны, германские нацисты тысячами подставляли под рентгеновские установки женщин и мужчин «неполноценных» народов, выжигая их половые железы. Говоря об этом наказании, следует рассказать о стерилизации.
Если мы сможем обеспложивать наших врагов, т. е. они смогут работать, но не будут размножаться, расовый вопрос будет решен сам собой». На радостях Шпрех даже пообещал стерилизовать в месяц 300000 человек. Правда, через пару месяцев выяснилось, что на женщин рентген не действует стопроцентно, да и облученные мужчины, при передозировке, что было неизбежно на потоке, мерли, как мухи. Так что этот вопрос повис в воздухе.
В мировой истории евнухи оставили недобрую память. Как будто восполняя свои потери, они пробивались наверх и начинали управлять государствами на своё усмотрение.
Процедура кастрации известна с древнейших времен. Одни мужчины отсекали у других самое драгоценное в качестве наказания. Согласно древнекитайским хроникам, ещё в 2281 году до нашей эры появился закон о лишении мужского достоинства преступников и военнопленных.
Вскоре мужчины, утратившие половую принадлежность, стали незаменимыми слугами при дворах царей и императоров. Евнухам (правда, это греческое слово появилось гораздо позже) можно было доверить уход как за женами и наложницами правителя, так и за его собственной драгоценной персоной. В Китае, где император считался сыном неба и живым богом, простые подданные не могли осквернять его своими прикосновениями, поэтому прислуживали владыке Поднебесной империи исключительно евнухи. Подобный обычай был распространен не только в Китае, но и в других азиатских странах.
Несколько столетий спустя правители осознали, что евнухов можно использовать не только в качестве прислуги. У кастратов было огромное преимущество перед остальными придворными: они физически не могли основать новую династию, следовательно, не имели никаких видов на престол. Поэтому правители стали охотно доверять им высокие государственные должности. К XIX веку до нашей эры относятся сведения о том, что ассирийские цари стали назначать евнухов, прежде служивших лишь телохранителями, правителями и наместниками завоеванных областей. Вскоре некоторых особенно перспективных в деле госуправления царедворцев стали кастрировать добровольно-принудительно. Отсутствие мужского достоинства являлось своеобразным пропуском на высшие государственные должности. У ассирийцев подобную практику переняли персы и другие азиатские народы. В истории Персии известен высокопоставленный евнух Багой, который привел на трон нескольких царей, а затем был казнен за чрезмерное властолюбие Дарием III.
Оскопление Урана Кроном. Источник: wikipedia.org
Отец медицины Гиппократ считал, что кастраты занимают промежуточное положение между мужчинами и женщинами. «Они, так же как и женщины не способны контролировать свои желания в еде, питье и физических удовольствиях». О том, что евнухи скорее женщины, чем мужчины, писали также Аристотель и Гален.
В Риме первые рабы-евнухи появились при роскошном дворе утонченного покровителя искусств Мецената. С его легкой руки они быстро вошли в моду и стали считаться предметами роскоши, уподобляя своих владельцев восточным царям. Римские поэты восхищались и воспевали в стихах вечно молодых кастратов, у которых, в отличие от остальных мужчин, не росла борода.
Кастраты упоминаются и в Новом завете. В своем евангелии Матфей писал: «Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного». Первые христиане относились к кастратам без осуждения, считая их заведомо убереженными от греха блуда и распутства.
В конце I века римский император Домициан законодательно запретил кастрацию своих подданных. Но его власть не распространялась на сопредельные с Римом народы, и там возник неплохой бизнес: варвары кастрировали своих пленников, а порой и своих беднейших соплеменников, а затем втридорога продавали получившийся дефицитный живой товар в Рим, где спрос на евнухов, как и цены на них, постоянно росли. В III веке евнухи появились при дворе императора Диоклетиана. Правители Рима точно так же боялись заговоров, как и их восточные коллеги, поэтому не имевшие претензий на трон кастраты и в Вечном Городе быстро заняли роль «прослойки» между императором и остальными придворными. Они часто назначались на высокие должности.
Могущество евнухов особо пышно расцвело в Восточной Римской Империи. Уже при дворе преемника Константина Великого, Констанца II, влияние многочисленных кастратов было столь велико, что главный из них, Евсевий, фактически управлял государством. «Они скоро размножились и мало-помалу приобрели сначала знакомство с тайными помыслами Констанция, а потом и управление ими, — писал о евнухах английский историк Гиббон в своем труде «История упадка и разрушения Римской империи». — Отвращение и презрение, с которыми все относились к этому уродливому разряду людей, точно будто развратили их и придали им ту неспособность ко всякому благородному чувству или благородному поступку, которую приписывало им общественное мнение».
Могущество константинопольских «безбородых» не снижалось и в дальнейшем. Евнухи вовсю пользовались своей близостью к первому лицу, отфильтровывали получаемую им информацию, брали взятки за высочайшие аудиенции. Историк Аммиан Марцеллин в конце IV века возмущался тем, как придворные евнухи «своими вкрадчивыми и независимо от возраста вечно детскими голосами нашептывали императору наветы на полководца Урсицина», и с тоской вспоминал законы Домициана, запрещавшего «подобные мерзости».
Похоже, что моралистов, подобных Марцеллину, в Византии было немного. Легкость, с которой поддерживавшие друг дружку евнухи достигали власти и богатства, вызывала общую зависть. Константинопольцы, мечтавшие о государственной карьере для своих детей, принялись калечить собственное потомство. Многие так же кастрировали собственных рабов, перепродавая их после этого втридорога. Процедура была небезопасной: по статистике VI века из 90 пациентов, подвергшихся кастрации, выживало лишь трое.
Император Юстиниан I пытался бороться с подобными практиками, применяя к врачам-кастраторам закон талиона, согласно которому наказание должно соответствовать преступлению. Если же оскопленные по приговору суда врачи выживали, то их навечно ссылали на галеры. Наказание, правда, не распространялось на тех, кто делал операции по медицинским показаниям или по просьбе самого пациента. В случае юного возраста пациента согласие могли дать его родители, то есть превращения в евнухов маленьких византийцев (чаще всего операция делалась, когда мальчикам было 6−12 лет) не прекратились.
Стремление дать своим детям возможность разбогатеть было сильнее, чем страх перед законом или даже смертью. Все знали о том, как высоко взлетают попавшие в императорский дворец евнухи. Почти не было таких должностей, которых за историю Византии ни занимали бы кастраты. Законодательно им запрещалось быть только префектами городов, квесторами и доместиками. Некоторым поручали даже командование армиями и флотами, хотя, за редким исключением, полководческих талантов евнухи не проявляли.
Православная церковь уподобляла мужчин, лишившихся своих достоинств, бесполым ангелам, так что неудивительно, что многие евнухи становились священниками. В Византии существовали даже отдельные монастыри для кастратов. Посторонние мужчины (кроме близких родственников и глубоких старцев) туда не допускались, возможно, во избежание возникновения греховных помыслов при виде вечно юных монахов. Немало евнухов стали патриархами, возглавив Вселенскую православную церковь. В хрониках упоминается, как патриарха Мефодия I (IX век) обвинили в связи с некой женщиной. Тот сперва даже не понял, о чем идет речь, а когда ему растолковали суть обвинений, «немного приподнялся с кресла, закатал на себе одежду и обнажил свой срамной член чудной и не как у людей». При этом он пояснил, что такую свободу от страстей ему подарили усиленные молитвы апостолу Петру.
Император Лев V приказывает оскопить Игнатия. Источник: wikipedia.org
Преемник Мефодия патриарх Игнатий (около 797−877) был сыном императора Михаила I. Когда мальчику было 16 лет, его отец стал жертвой государственного переворота. Новый правитель Византии приказал кастрировать наследника и постричь его в монахи. Игнатий сделал отличную церковную карьеру и становился патриархом даже дважды. Перерыв в патриаршестве был связан с его изгнанием из-за бурной ссоры с родственниками очередного императора. После смерти Игнатий был причислен к лику святых. Кстати, он не единственный оскопленный святой. Историки насчитывают четверых таких же, как он, а в полной комплектации еще нескольких сомневаются.
В мирской жизни евнухи святостью отнюдь не отличались. Надежды императоров, что преданные кастраты будут предотвращать направленные против правителей Византии заговоры, оказались преждевременными. Евнухи действительно сами не претендовали на трон, но они были не прочь посадить на него своих родственников. Например, императрица Зоя (978−1050) по наущению евнуха Иоанна сперва сделала своим любовником его брата Михаила, а потом женилась и короновала милого. Венценосную парочку быстро отодвинули от управления государством, и распоряжаться в нём принялась придворная партия евнухов. Она не была однородной. При дворе одни кастраты яростно интриговали против других, всячески пытаясь добраться до вершин власти и несметных богатств.
Роль и значение евнухов сильно упали во время правления Андроника Комнина, который кастратов недолюбливал. В 1204 году Константинополь захватили крестоносцы, двадцать тысяч придворных евнухов в ужасе разбежались на окраины империи и в сопредельные страны. Через несколько лет многие из них вернулись и обнаружили, что прежнего влияния при дворе им уже не добиться: представители новой династии Палеологов видели в кастратах прежде всего искалеченных людей, а новые законы о престолонаследовании лишали смысла антизаговорщицкую деятельность евнухов при дворе. После покорения Византии турками евнухи обосновались в гаремах, где охраняли покой и супружескую верность жен и наложниц своих владык. Большинство гаремных кастратов были чернокожими, их присылали в Стамбул из вассальных османам африканских стран.
Почти одновременно с утратой «безбородыми» власти в Византии евнухи достигли вершин могущества на другом конце Азии — в Китае. Императоры Поднебесной с древнейших пор окружали себя кастратами, но с воцарением династии Мин власть скопцов достигла невиданных высот. До той поры основу чиновничества составляли мандарины, которым при приеме на государственную службу приходилось сдавать сложные экзамены. Эти богатые и образованные люди были приверженцами конфуцианства и могли позволить себе не подчиняться императору и уходить в отставку в случае несогласия с его повелениями. Подавляющее большинство евнухов были неграмотными, зато их жизнь и благосостояние полностью зависели от властелина, что было залогом их личной преданности. Это в глазах императора с лихвой восполняло их неграмотность, и евнухи заняли практически все придворные должности.
Бесполые существа заполонили весь Запретный Город, в центре которого находился императорский дворец. Они не только прислуживали монарху, его женам и наложницам, но и производили всё, что окружало Сына неба: одежду, мебель, здания, ювелирные украшения. Придворные кастраты пекли хлеб и пасли скот, заготавливали дрова и носили воду, словом, обеспечивали всё, на что мог упасть взгляд императора. При его выходе за пределы дворца одни евнухи мели дорогу, по которой другие евнухи несли императорский паланкин.
В XV-XVI веках евнухи вытеснили мандаринов со всех более-менее значимых государственных должностей. Они возглавляли армии и выполняли дипломатические поручения, собирали налоги и карали преступников. Евнух Чжэн Хэ возглавлял китайский флот, отправившийся в 1405 году в Индийский океан. Всеми судами этой огромной флотилии тоже командовали евнухи.
Историю Китая писали ненавидевшие кастратов мандарины, которые изображали евнухов исключительно казнокрадами и взяточниками. Возможно, так оно и было, и простые китайцы действительно не любили евнухов — кто же любит налоговиков и чиновников? Однако, китайцы, несмотря на запреты, массово кастрировали своих детей, надеясь на то, что те сделают карьеру в Запретном Городе. Многие нищие с той же целью оскопляли себя сами. Когда подобное вскрывалось, виновников отправляли в солдаты, и в китайской армии существовало несколько подразделений, полностью укомплектованных кастратами. К моменту падения династии Мин в XVII веке в Китае жили сто тысяч евнухов.
В дальнейшем значение кастратов в китайской иерархии снизилось, но роль обслуживающего персонала при членах императорской фамилии они сохраняли за собой до начала XX века. Последний из воспитателей императора Пу И, евнух Сунь Яоцинь умер в 1996 году, не дожив нескольких дней до 94 лет.
В Западной Европе в течение веков кастрация служила разве что орудием личной мести. Например, французского философа, поэта и священника ХI века Абеляра лишил мужского достоинства дядя его любовницы Элоизы, которую поэт соблазнил без разрешения на то её родственника. Кастрация закрыла Абеляру путь к высоким церковным должностям — католической церкви кастраты не нравились. Своеобразная мода на кастратов вспыхнула в Европе в начале XVII века. Папские капельмейстеры вспомнили, как еще за тысячу лет до того ангельскими голосами кастрированных в юном возрасте певцов наслаждались византийские императоры. Появление кастратов в папской капелле решило проблему исполнения многих вокальных партий, ведь женщины в Ватикан не допускались. Вскоре специально для певцов-кастратов стали писаться партии в первых операх, и в Европе начался настоящий бум.
Некоторые кастраты становились настоящими звездами, самой известной из которых был Фаринелли (1705−1782). Когда умер его отец, придворный неаполитанский композитор, семья оказалась на грани разорения. Гениальным экономическим решением проблемы стала кастрация младшего 12-летнего сына, подававшего вокальные надежды. Риск оправдался: Фаринелли с его голосом, охватывавшим три октавы, быстро начал получать огромные гонорары и спас семью от нищеты. У него, как и у других певцов-кастратов, имелось много фанаток. Те испытывали к объектам своего поклонения далеко не только эстетические чувства, но ответить им взаимностью звезды оперной сцены не имели никакой возможности. Кастрацию мальчиков-певцов запретил папа Лев XIII в 1878 году. С тех пор партии, написанные для кастратов в современных постановках старинных опер, исполняют женщины. До сих пор находятся желающие обойти папский запрет полуторавековой давности.
Сегодня кастрация (химическая или хирургическая) применяется в некоторых странах как наказание для неисправимых сексуальных маньяков. Подвергшиеся этой процедуре субъекты уже и думать не смеют о получении хоть каких-то привилегий, не говоря уже о государственных должностях.