Как казаки писали письмо турецкому султану

Как казаки писали письмо турецкому султану

Летом 1878 года Илья Репин гостил у мецената Саввы Мамонтова в подмосковном имении Абрамцево. Там во время одной из посиделок художник услышал историю о запорожцах, написавших письмо турецкому султану.

Якобы во время Русско-турецкой войны в 1670-е годы казаки Запорожской Сечи получили послание от султана Османской империи Мехмеда IV. В нем значилось:

Казаки тогда представляли собой грозную силу. Во время походов они доходили как до Крымского ханства — турецкого владения, так и до черноморских портов Османской империи. Султан приказывал казакам сдаться и стать его подданными, однако вольный народ ответил на ультиматум жестким отказом. Оригинал ответного письма не сохранился, но появилось множество вариантов этого послания — в народном творчестве, исторических хрониках и художественных переложениях.

В письме, подписанном «кошевым атаманом Иваном Сирко» и «всем лагерем Запорожским», казаки, не стесняясь в выражениях, бранили султана. Они называли его «чертом турецким», «секретарем самого Люцифера», «дураком всего света и подсвета», «внуком самого аспида» и другими, в том числе нецензурными, словами. А на приказ подчиниться ответили: «Твоего мы войска не боимся, землей и водой будем биться с тобой».

И землею и водою
с тобой станем биться
нам тебя, бесова сына,
нечего страшиться!

Так тебе мы отвечаем,
а года не знаем
бо годов по-басурмански
в Сечи не считаем.

Летом 1878 года Илья Репин гостил у мецената Саввы Мамонтова в подмосковном имении Абрамцево. Там во время одной из посиделок художник услышал историю о запорожцах, написавших письмо турецкому султану.

Якобы во время Русско-турецкой войны в 1670-е годы казаки Запорожской Сечи получили послание от султана Османской империи Мехмеда IV. В нем значилось:

«Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Ибрагима I, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться».

Казаки тогда представляли собой грозную силу. Во время походов они доходили как до Крымского ханства — турецкого владения, так и до черноморских портов Османской империи. Султан приказывал казакам сдаться и стать его подданными, однако вольный народ ответил на ультиматум жестким отказом. Оригинал ответного письма не сохранился, но появилось множество вариантов этого послания — в народном творчестве, исторических хрониках и художественных переложениях.

В письме, подписанном «кошевым атаманом Иваном Сирко» и «всем лагерем Запорожским», казаки, не стесняясь в выражениях, бранили султана. Они называли его «чертом турецким», «секретарем самого Люцифера», «дураком всего света и подсвета», «внуком самого аспида» и другими, в том числе нецензурными, словами. А на приказ подчиниться ответили: «Твоего мы войска не боимся, землей и водой будем биться с тобой».

«И землею и водою
с тобой станем биться
нам тебя, бесова сына,
нечего страшиться!

Так тебе мы отвечаем,
а года не знаем
бо годов по-басурмански
в Сечи не считаем.
Степан Руданский, конец XIX века».

Колоритные образы казаков он рисовал с известных людей того времени: с историка Дмитрия Яворницкого — писаря; с журналиста Владимира Гиляровского — атамана Сирко. В 1891 году появилась картина «Запорожцы», или «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». А в 1893 году вторая версия полотна — исторически более достоверная.

Источник

Письмо запорожцев турецкому султану

Историю письма запорожцев турецкому султану очень живописно изобразил Репин, она стала легендой и прообразом множества подобных посланий. Но вот историчность подобного опуса кажется сомнительным.

Существует несколько версий как самого письма, так и времени написания. Дело в том, что казаки представляли для Османской империи достаточно сильную проблему. Они активно сталкивались на сопредельных территориях, казаки делали успешные рейды вглубь империи. И естественным было желание султана не столько искоренить подобное образование, сколько подчинить, сделать своими вассалами.

Войско Запорожское, казаки Чигирина представляли собой прекрасно организованную, очень мобильную армию. Потому и считается, что казаки не просто писали письмо султану, а отвечали на его послание – очень вежливое и дипломатичное для того времени от Магомета IV. Оно действительно было непривычно мягким. Так что тут налицо желание присоединить казацкое войско к своему.

Текст письма Магомета IV следующий:

«Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем непобедимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.» Султан турецкий Мухаммед IV

Ответ получился несколько менее цивилизованным. Это даже скорее хулиганская выходка, чем дипломатическое послание, но все же один из вариантов текста письма запорожцев турецкому султану таков:

«Запорожские казаки турецкому султану!

Підписали: Кошевой атаман Иван Сірко Зо всім кошем Запорожськім»

Перевод на русский

Подписали: Кошевой атаман Иван Сирко со всем войском Запорожским»

Оригинала именно этого текста не осталось, но были рукописи «переписки турецкого султана с казаками» и немецкие листовые издания XVII в., в которых содержалась версия данного письма в урезанном варианте. К 1870 году версию списка XVIII века находит этнограф-любитель Я. П. Новицкий, который передает ее историку Д. И. Яворницкому. Вот как раз Яворницкий и прочитал эту копию письма 1676 года своим гостям, тогда эту историю услышал Репин.

Сюжет настолько «зацепил» художника, что в 1880 году он начинает делать зарисовки и пишет свое знаменитое полотно, которое заканчивает в 1891. Интересно, что в 1889 году он начинает вторую версию картины – несколько меньшую, но более достоверную исторически.

Источник

«Запорожцы» Ильи Репина: почему на картине один казак без рубашки и полная доставерная версия «О чем писали запорожцы турецкому султану 330 лет назад»

Как казаки писали письмо турецкому султану. e2d3bbcs 100. Как казаки писали письмо турецкому султану фото. Как казаки писали письмо турецкому султану-e2d3bbcs 100. картинка Как казаки писали письмо турецкому султану. картинка e2d3bbcs 100

Как казаки писали письмо турецкому султану. e2516fes 960. Как казаки писали письмо турецкому султану фото. Как казаки писали письмо турецкому султану-e2516fes 960. картинка Как казаки писали письмо турецкому султану. картинка e2516fes 960

Пожалуй, большинство видели картину Репина «Запорожцы» (также известную под названием «Запорожцы пишут письмо турецкому султану») много раз. Но мало кто задумывался, почему человек на переднем плане изображён без рубашки. На самом деле ответ на этот вопрос кроется в самой картине.

Художник Илья Репин известен удивительно тщательным подходом к созданию своих картин — на его полоднах всё выверено до мелочек и каждая деталь имеет значение. Идеи свои будущих творений он вынашивал подолгу. Так, над картиной «Запорожцы» Репин работал 13 лет. И результат стоит того! Об истории создания этой картины можно было бы написать книгу, а рассматривать ей можно часами. Но сегодня мы сосредоточимся всего на одной весьма занимательной детали.

Как казаки писали письмо турецкому султану. 13516fes 960. Как казаки писали письмо турецкому султану фото. Как казаки писали письмо турецкому султану-13516fes 960. картинка Как казаки писали письмо турецкому султану. картинка 13516fes 960

Глядя на картину сложно не заметить сидящего слева от писаря казака с обнажённым торсом. Почему же один он из всей братии, изображённой на картине, не одет. Чтобы правильно ответить на вопрос, достаточно внимательно рассмотреть увеличенный фрагмент картины.

Как казаки писали письмо турецкому султану. 44d16fes 960. Как казаки писали письмо турецкому султану фото. Как казаки писали письмо турецкому султану-44d16fes 960. картинка Как казаки писали письмо турецкому султану. картинка 44d16fes 960

Заметили колоду карт? В ней и кроется правильный ответ.

Как казаки писали письмо турецкому султану. 9d16fes 960. Как казаки писали письмо турецкому султану фото. Как казаки писали письмо турецкому султану-9d16fes 960. картинка Как казаки писали письмо турецкому султану. картинка 9d16fes 960

Человек, изображённый обнажённым, никто другой, как банкомет — тот, кто раздаёт карты. Поэтому игральная колода рядом с ним нарисована неслучайно. Такие люди во времена Запорожской Сечи традиционно снимали верхнюю одежду, чтобы не было сомнений в их честности — ведь в этом случае не было возможности спрятать карту в рукав.

Когда-то нашел историю этого письма…

«О чем писали запорожцы турецкому султану 330 лет назад»
В начале лета 1673 года повелитель огромной империи, раздраженный постоянными набегами на его владения, продиктовал своему секретарю текст послания:

«Султан Мохаммед IV — запорожским казакам. Я, султан и владыка Блистательной Порты, брат Солнца и Луны, наместник Аллаха на Земле, властелин царств — Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Большого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться. Султан Мохаммед IV».

Следует отметить необычную мягкость и осторожность грозного султана, который против обыкновения не угрожал казакам страшными карами, а всего лишь предлагал им замириться. Обычный стиль и тон посланий османских владык — как предшественников, так и наследников Мохаммеда IV — был не таков. Вот, например, как автор послания запорожцам написал в Вену императору Священной Римской империи Леопольду I:

«Я объявляю тебе, что стану твоим господином. Я решил, не теряя времени, сделать с Германской империей то, что мне угодно, и оставить в этой империи память о моем ужасном мече. Мне будет угодно установить мою религию и преследовать твоего распятого бога. В соответствии со своей волей и удовольствием я запашу твоих священников и обнажу груди твоих женщин для пастей собак и других зверей. Довольно сказано тебе, чтобы ты понял, что я сделаю с тобой, — если у тебя хватит разума понять все это. Султан Мохаммед IV».

Совершенно очевидно, что походных куреней Запорожской Сечи султан опасался куда более регулярной армии Священной Римской империи. И поделом. Кошевой атаман Иван Сирко собрал ближний войсковой круг, и ветераны многих сражений «з бiсурменами» составили текст, который должен был подтвердить в глазах султана их реноме. Мы приводим его на языке оригинала, поскольку он особенно хорош “бэз перекладу”:

«Отвiт запорожцiв Магомету IV. Ти, султан, чорт турецкий, i проклятого чорта брат i товарищ, самого Люцеперя секретарь. Якiй ты в черта лыцарь, коли голою сракою ежака не вбъешь. Чорт высирае, а твое вiйско пожирае. Не будешь ты, сукiн ты сыну, сынiв христiянських пiд собой маты, твойого вiйска мы не боiмось, землею i водою будем биться з тобою, распро… твою мать. Вавилоньский ты кухарь, Макидоньский колесник, Iерусалимський бравирник, Александрiйський козолуп, Великого и Малого Египта свинарь, Армянська злодиюка, Татарський сагайдак, Каменецкий кат, у всего свiту i пiдсвiту блазень, самого гаспида внук и нашего х… крюк. Свиняча ты морда, кобыляча срака, рiзницька собака, нехрещений лоб, мать твою… От так тобi запорожцi виcказали, плюгавче. Не будешь ти i свиней христiанских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо i календаря не маемо, мiсяц у небi, год у книзя, а день такий у нас, якиi i у Вас, за це поцелуй в сраку нас! Пiдписали: кошевой атаман Иван Сирко зо всiм кошем Запорiжськiм».

Содержание письма было доложено султану на турецком языке, поэтому он вряд ли смог оценить его метафоричность, внутренние рифмы и утонченность особого эпистолярного стиля «поцелуй в сраку нас».»

Источник

Письмо запорожцев турецкому султану

Из Википедии — свободной энциклопедии

Как казаки писали письмо турецкому султану. im374 640px Ilja Jefimowitsch Repin Reply of the Zaporozhian Cossacks Yorck. Как казаки писали письмо турецкому султану фото. Как казаки писали письмо турецкому султану-im374 640px Ilja Jefimowitsch Repin Reply of the Zaporozhian Cossacks Yorck. картинка Как казаки писали письмо турецкому султану. картинка im374 640px Ilja Jefimowitsch Repin Reply of the Zaporozhian Cossacks Yorck

Письмо запорожцев турецкому султану — пародийно-публицистическое художественное произведение [1] в форме оскорбительного ответа запорожских казаков, якобы написанного османскому султану (в одной из версий, Мехмеду IV) в ответ на его ультиматум: прекратить нападать на Блистательную Порту и сдаться. Существует предание, что в ходе русско-турецкой войны 1672—1681 годов, прежде чем отправить войска на Запорожскую Сечь, султан послал запорожцам требование покориться ему как владыке всего мира и наместнику бога на земле, как это сделал правобережный гетман Пётр Дорошенко. Запорожцы ответили на это письмо своим письмом, не стесняясь в выражениях, отрицая всякую доблесть султана и жестоко насмехаясь над кичливостью «непобедимого рыцаря». Произведение ныне известно главным образом благодаря картине Ильи Репина «Запорожцы».

По легенде, письмо написано в XVII веке, когда в среде запорожского казачества и на Украине была развита традиция таких писем. Оригинал письма не сохранился, оно известно в списках не ранее XVIII века. Известно несколько вариантов текста этого письма. Подлинность их оспаривалась около века, и в последней трети XX в. на основании изучения ранних списков учёные пришли к консенсусу, что письмо восходит к аналогичному пародийному памфлету 1670-х гг. без обсценной лексики, который, по самой популярной версии, был переведён с польского.

Источник

Другое письмо запорожцев турецкому султану. Как Богдан Хмельницкий строил отношения с Османской империей

Как казаки писали письмо турецкому султану. 1025449394. Как казаки писали письмо турецкому султану фото. Как казаки писали письмо турецкому султану-1025449394. картинка Как казаки писали письмо турецкому султану. картинка 1025449394

Если казаки с картины Репина называли правителя Высокой порты «Люцифера секретарь» и «чёрт турецкий», а также многократно указывали на факт наличия сексуальных контактов с уважаемой родительницей адресата, то в письме 1655 года султана называли «могущественным и великолепным турецким императором» и признавали своим господином. День в истории. 16 мая: Богдан Хмельницкий одержал первую крупную победу

Как казаки писали письмо турецкому султану. 1023585384. Как казаки писали письмо турецкому султану фото. Как казаки писали письмо турецкому султану-1023585384. картинка Как казаки писали письмо турецкому султану. картинка 1023585384

Себя же автор письма именовал скромно — «гетман армии Жёлтых Вод» (так в Османской империи называли военных лидеров Запорожской Сечи). Этим автором был не кто иной, как Богдан Хмельницкий, лидер восстания казаков против Речи Посполитой.

Эта годовщина — хороший повод поговорить о связях Хмельницкого с турками. В конце концов, на Переяславской раде среди монархов, в подданство которым могли перейти запорожские казаки, на полном серьёзе в качестве кандидата был упомянут и османский султан.

Братцы по оружию

Один из самых удивительных фактов восстания Хмельницкого является активное участие в нём Крымского ханства, исторического врага почти всех держав региона. Этот момент никем не скрывается (всё-таки шила в мешке не утаишь), но в популярной репрезентации событий того времени ему точно не уделяется того внимания, которого оно заслуживает.

Причины этого, конечно, понятны: ломается привычный нарратив про «народное восстание на религиозно-языковой почве» — налётчики-мусульмане в него укладываются примерно никак. День в истории. 30 января: Поляки разгромили будущего союзника Богдана Хмельницкого

Как казаки писали письмо турецкому султану. 1022488799. Как казаки писали письмо турецкому султану фото. Как казаки писали письмо турецкому султану-1022488799. картинка Как казаки писали письмо турецкому султану. картинка 1022488799

Само ханство было административном плане было частью Османской империи, и более-менее серьёзные действия, вроде участия в чужом военном конфликте, нужно было согласовывать с султаном в Константинополе. Более того, сам Хмельницкий, чтобы не терять военную поддержку османских подданных из Крыма, поклялся в верности султану.

Последний факт точно не способствовал укреплению популярности Хмельницкого в Москве, что стало причиной провала дипломатической миссии Сечи под руководством патриарха Паисия Иерусалимского и полковника Силуяна Мужиловского в Москве в 1649-м году: запорожцы старались вовлечь русского царя в войну на своей стороне, но тогда поляки на полном серьёзе предложили Москве совместными силами завоевать Крым, уже больше ста лет доставлявший обеим державам огромные проблемы (а русские дипломаты прорабатывали возможность избрания Алексея Михайловича польским королём).

В этой картине мира Хмельницкий воспринимался отнюдь не как лидер братского народа, а скорее как «османский кандидат». Нужно сказать, лидер казаков давал немало поводов так считать.

Хмельницкий — пограничник султана

Как известно, Запорожская Сечь была аналогом карибской Республики Нассау — настоящим пиратским гнездом, в котором претензии сюзерена на реальное управление уважали только на словах.

Запорожцы давно и активно грабили богатые земли Османской империи безо всякого согласования с поляками (а иногда и вопреки воле поляков, которые в периоды перемирий с турками никак не могли угомонить своих вассалов). Так что масштабный конфликт казаков с польским «федеральным центром» был на руку Османам: запорожские налётчики вместо разорения османских земель нашли себе добычу поближе. День в истории. 23 октября: казаки в первый раз прогневили турецкого султана

Как казаки писали письмо турецкому султану. 1021502486. Как казаки писали письмо турецкому султану фото. Как казаки писали письмо турецкому султану-1021502486. картинка Как казаки писали письмо турецкому султану. картинка 1021502486

Однако, восстание запорожцев не решало проблемы атак со стороны донских казаков на службе русского царя — последние грабили османских подданных с неослабевающим энтузиазмом. Поэтому султан потребовал от Хмельницкого поучаствовать в решении этой проблемы. Что гетман и сделал, отослав на реку Миус контингент из 5-6 тыс. казаков, которые должны были в случае чего перехватить донских казаков направлявшихся грабить османские земли. В случае необходимости воины Хмельницкого должны были вступить в бой с донскими казаками.

Русскому царю даже доносили о планах Порты укрепить этот контингент крымскими войсками с целью нанесения превентивного удара по донским казакам в Черкасске с целью упредить возможные атаки.

Сейчас такой вариант развития событий кажется невероятным, но с перспективы того времени это не был настолько уже невероятный план: на тот момент Порта была более деятельным союзником Хмельницкого и учитывать интересы султана для гетмана было крайне важным.

Хорошие друзья становятся добрыми приятелями

Блестящее будущее казацко-османского союза испортили польские дипломаты.

В 1649 году, несмотря на понесенные поляками тяжелые потери, перспективы восставшего Запорожья были далеко не идеальными, и Хмельницкий решил, что лучше будет удержать полученные завоевания в рамках автономии внутри Речи Посполитой, и заключил с поляками мир. Кондрат Бурляй. Дипломат, который смог уговорить царя присоединить Украину

Как казаки писали письмо турецкому султану. 1025226296. Как казаки писали письмо турецкому султану фото. Как казаки писали письмо турецкому султану-1025226296. картинка Как казаки писали письмо турецкому султану. картинка 1025226296

Тем временем поляки вели переговоры с крымским ханом в обход гетмана и обещали ему совместную войну против Московского государства. Никакой войны, конечно, поляки устраивать не думали, но в стратегическом плане переговоры имели успех — казацко-татарский альянс начал разваливаться из-за взаимного недоверия между гетманом и ханом, вызванного тем, что поляки вели отдельные переговоры с гетманом и отдельные с ханом (из-за чего обе стороны подозревали друг друга в предательстве).

Тем временем внутри самой Речи Посполитой местные «ястребы» отказались утверждать договор с Хмельницким, и война возобновилась.

Для обеих сторон конфликт оказался очень тяжёлым, и в итоге главным победителем в нём оказалась Москва: в обстоятельствах затяжной тяжёлой войны без каких-бы то ни было перспектив утверждения своих завоеваний в правовом пространстве польского королевства, как в сфере прав казачества, так и своей личной власти Хмельницкий имел куда меньшую свободу действий. Так русский царь из «одного из вероятных союзников» вскоре стал единственной надеждой на политическое будущее.

Таким образом, Москва смогла навязать запорожцам присоединение к России вместо абстрактного «военного союза», на котором первоначально настаивали казаки. В этих обстоятельствах Хмельницкий начал дрейфовать в сторону от своих османско-крымских союзников, которые даже если бы и захотели, то не смогли бы оказать ему поддержку в требуемом масштабе.

Но полного разрыва отношений не произошло — связи между Запорожьем и Портой оставались крепкими ещё довольно долгое время, что можно видеть из письма 1655 года, в котором Хмельницкий называет себя «верным рабом его величества нашего господина, нашего могущественного и великолепного падишаха». Чей Крым? Татарские войска и дипломаты в борьбе за Украину времён Руины

Как казаки писали письмо турецкому султану. 1023643360. Как казаки писали письмо турецкому султану фото. Как казаки писали письмо турецкому султану-1023643360. картинка Как казаки писали письмо турецкому султану. картинка 1023643360

Известным другом Османской империи был соратник Хмельницкого Петр Дорошенко, активно воевавший против Польши и России на стороне Османов; в период Руины (запорожской гражданской войны 1657-1687). Османы активно воевали на Украине, как силами армии самого султана, так и опосредованно через крымцев; на османской службе проявил себя (и там же был казнён самими турками) Юрий Хмельницкий, сын и преемник Богдана. Османскими подданными стали запорожцы, последовавшие за Мазепой.

Но после вхождения Запорожского Войска в состав России влияние Османов в регионе начало убывать. Уже к 1730-м было значительно меньшим, по результатам нескольких параллельных процессов.

Во-первых, после истории с Мазепой и европейских реформ Петра русские власти медленно и неумолимо урезали запорожскую вольницу, что сильно сокращало потенциал выступления казацкой «фронды»

Во-вторых, сама Порта терпела тяжёлые поражения на всех фронтах от Габсбургов и Романовых и объективно уже не могла участвовать в запорожской политике в прежних масштабах, поскольку ей пришлось уйти в оборону ради выживания.

Секрет привлекательности

Причиной столь долгоиграющей популярности Османов среди казаков является политика в чистом виде (т.е. борьба индивидуумов за власть и положение). Запорожье было удаленным регионом с очень высоким процентом вооруженных людей, привыкших жить без оглядки на столицу и очень чувствительных в том, что касалось их привилегий, как официальных, так и неофициальных.

Политический союз с Москвой, закончившийся вхождением войска в состав России, был вынужденной мерой, на которую Хмельницкий и его соратники пошли ради выживания. По мере интеграции войска в состав России, количество недовольных начало возрастать и дальнейшие конфликты с целью пересмотра условий распределения власти и благ были неизбежны ровно по той же причине, по которой был неизбежен конфликт шляхты и короля Польши с запорожцами. В основе своей это была борьба местных элит со столичной вертикалью власти. Исламское государство Украины и Подолии. Как Каменец-Подольский был турецким городом

Как казаки писали письмо турецкому султану. 1024145194. Как казаки писали письмо турецкому султану фото. Как казаки писали письмо турецкому султану-1024145194. картинка Как казаки писали письмо турецкому султану. картинка 1024145194

Для автономистов и сепаратистов Запорожья Османская империя представлялась идеальным геополитическим ориентиром: это был достаточно заметный на международной арене игрок, ресурсы и протекция которого давали заметные бонусы; но в то же время Порта оставалась весьма децентрализованным государством, в котором унификация и построение властной вертикали вообще не стояли на повестке дня.

Определённые движения в этом направлении в империи начались только очень поздно, в XIX веке и даже после всех реформ этого характера фактически Османская империя оставалась куда менее централизованным и жёстко управляемым государством по сравнению даже с Австро-Венгрией.

В XVII-XVIII веках у казацких атаманов перед глазами стоял вполне релевантный пример Крымского ханства — де-юре провинции империи и де-факто независимого государства со своей внутренней и внешней политикой, жившего с разбоя и основывавшегося на политическом консенсусе между не очень сильным ханом и местными аристократией полевых командиров-налётчиков. «Русский националист» или «украинский автономист»? Два образа Богдана Хмельницкого

Как казаки писали письмо турецкому султану. 1022413618. Как казаки писали письмо турецкому султану фото. Как казаки писали письмо турецкому султану-1022413618. картинка Как казаки писали письмо турецкому султану. картинка 1022413618

Для Хмельницкого и его последователей Порта была идеальным сюзереном — находившимся достаточно далеко, чтобы можно было игнорировать любые приказы, которые не хочется исполнять.

Понятно, что с Россией и даже Польшей подобный трюк бы не прошёл, — оба государства стремились к унификации и централизации (пусть и с разными целями и успехами). Что характерно, много позднее, в XVIII веке, и Польша, и Крымское ханство столкнулись с той же проблемой, когда столичные власти тоже попытались провести централизацию управления, и это привело к вооружённым восстаниям местной аристократии, возмущённой наступлением на свои привычные привилегии.

Но что точно можно сказать — «проосманская» ориентация запорожской оппозиции была продиктована только и исключительно политическими мотивами, ни о какой идеологии и речи не идёт: тот же Дорошенко, отметившись в войнах Порты против России, закончил свою жизнь на русской государственной службе.

Это очень важный урок, актуальный и сегодня: элиты поддерживают и прекращают вооружённое выступление только ради защиты (или увеличения) своих личных активов и власти. За примерами из новейшей истории Украины далеко ходить не нужно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *