Как кирсанов относится к нигилизму

17.2 Почему братья Кирсановы не могут принять нигилизм Базарова? (ЕГЭ по литературе)

Нигилизм – это передовое течение, которое отрицает все ранее устоявшиеся в обществе ценности, идеалы и нормы, отрицание искусства и любых чувств, объясняя все физиологически и научным языком. Такую философию далеко не каждый сможет принять, для многих она кажется странной и непонятной. А тот, кто примкнул к таким установленным нормам нигилизма, стал одним против всех: передовым или «новым» человеком.

Таким предстает Базаров в романе, он является его центром, он представитель этого молодого поколения, которое так не могут понять «отцы». Весь роман – это идейный спор между двух поколений: «старого» и «нового». Между ними никогда не наступит взаимопонимания, даже вряд ли найдется общий компромисс. О чем же все-таки спорят отцы и дети? И почему они не могут понять друг друга?

Базаров сильный человек и по уму, и по характеру, смелость его речей и открытость суждений поражает, он мыслит совсем иначе и отрицает все, во что верят братья Кирсановы.

Именно поэтому с первых минут их знакомства они ведут себя апатично по отношению к нему, рассуждая так, что в нем ничего живого нет, а ведь от Евгения вовсе не веет холодом и бессердечностью.

Базаров не получает одобрения даже самого нежного и лояльного героя, как Николай Петрович, ведь он насмехается над его увлечением искусством: игрой на виолончели и любви к Пушкину, отрицая поэзию и искусство, утверждая, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Нигилисту странно то, что старик занимается какой-то ерундой, а не ведением хозяйства, которое терпит крах. Но Евгений не только насмехается, но и предлагает выход из ситуации: прочитать научную литературу. Николай Петрович идет на контакт, так как он понимает, что его эпоха кончается, но он способен к изменениям, только не к таким радикальным, как предлагает Базаров.

Братья Кирсанова – уже достаточно стары, и даже того стремления Николай Петровича не хватит, чтобы достигнуть хоть какого-то движения вперед, поэтому они живут так, как их учили жить ранее, а передовые идеи «новых» людей им кажутся чем-то экзотическим. Именно поэтому они никогда не смогут принять нигилистических идей Базарова. Из-за этого нигилизм не сможет процветать и жить дальше, а погибнет также, как его приверженец, ведь старому поколению тяжело двигаться вперед из-за устоев и принципов, сложившихся раньше.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Спор Базарова и Павла Петровича – таблица взглядов и отношения к искусству

Как кирсанов относится к нигилизму. f723f887b7c254cb7bf3ab9bcaa4f404. Как кирсанов относится к нигилизму фото. Как кирсанов относится к нигилизму-f723f887b7c254cb7bf3ab9bcaa4f404. картинка Как кирсанов относится к нигилизму. картинка f723f887b7c254cb7bf3ab9bcaa4f404

Конфликт между Кирсановым и Базаровым лежит в основе всего романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». В данной статье представлена таблица «Спор Базарова и Павла Петровича».

Политические взгляды

Разные взгляды Базарова и Кирсанова исходят из их социального положения.

Павел Петрович Кирсанов – яркий представитель аристократического общества. Он потомственный дворянин.

Евгений Базаров – разночинец. Его мать была дворянского происхождения, а отец был обычным лекарем. Это позволяет говорить о промежуточном положении Базарова: он не считает себя дворянином, но и к числу простых мужиков он себя не относит.

В связи с этой разницей в происхождении у Базарова и Кирсанова разные общественно-политические взгляды.

Отношение к дворянству, аристократии и принципам

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… – подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»;

«Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем… Всё…»

«Я хочу только сказать, что аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди»;

«Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному зданию»

Планы на общественное будущее

«Сперва нужно место расчистить»

«Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить»

Отношение к народу

«Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним?»;

«Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. – Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете» (Кирсанову)

«Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры»;

«А вы говорите с ним и презираете его в то же время» (Базарову)

Философские взгляды

Основные споры между Кирсановым Павлом Петровичем и Базаровым происходят из-за разного отношения к нигилизму.

Считает себя нигилистом, за которым стоит будущее. Отрицает общепризнанные нормы

Отрицает значение нигилизма, считая, что такие философские взгляды на жизнь являются угрозой для всего общества

«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем»

«Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным»;

«И эта зараза уже далеко распространилась»

Нравственные ценности

«Любовь – белиберда, непростительная дурь»;

«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество»;

«Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр»

«Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!»

Отношение к искусству

«Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта»;

«Рафаэль гроша медного не стоит»

Отмечает роль искусства, но сам им не интересуется: «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа»

Отношение к природе

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

Любит природу, которая позволяет ему побыть в уединении с самим собой

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Таблица «Спор Базарова и Павла Петровича»», рассмотрит политические, философские и нравственные взгляды представителей «отцов и детей» из романа И. С. Тургенева.

Источник

Почему братья Кирсановы не принимают нигилистических идей Базарова? (ЕГЭ по русскому)

Роман “Отцы и дети”, написанный И. С. Тургеневым в 19-м веке, остается актуальным и в наши дни. Это уникальное по художественному своеобразию произведение затрагивает извечную тему противостояния поколений. На примере центрального персонажа автор показывает начало влияния новых философских течений на консервативное общество.

Тургенев создал непростой образ главного персонажа, выделив его на фоне других героев художественными деталями.

Евгений Базаров – образованный и прогрессивный “лекарский сын”. Молодой человек

Романтика и грезы чужды герою, он считает подобные занятия тратой времени впустую. “Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта!”, замечает он резко.

И все же, несмотря на внешнюю холодность и равнодушие, Базарову не чужды сострадание и милосердие, хотя он старается скрывать чувства. Дуэль с Павлом Петровичем завершилась легким ранением в ногу, но Базаров великодушно

Конфликт Евгения с Кирсановыми происходят из-за разности взглядов. Воспитание братьев не позволяет им принять убеждения нигилиста. Не старые еще люди не приемлют происходящих вокруг изменений. Николай Петрович – эстет, он любит поэзию, ценит искусство, играет на виолончели.

Даже после долгих размышлений он не понимает мировоззрение Базарова, искренне удивляясь отрицанию красоты природы, которая завораживает, заставляет восхищаться.

Павел Петрович тоже не может найти взаимопонимания с Базаровым, несмотря на долгие споры. Кирсанову-старшему близки идеалы аристократизма и чужда свободная манера общения нигилиста, не соблюдающего правил приличия.

Таким образом видно, что консервативность взглядов старого света, любовь к искусству и природе не позволяет аристократам постичь философию Базарова. Идеология нигилизма полностью противоречит традиционным для общества устоям.

Related posts:

Источник

«Значит, вы все отрицаете?» Примеры сочинений про Кирсанова и нигилизм Базарова

Как кирсанов относится к нигилизму. b3f0221605430d3f15f04beacfb5ff25. Как кирсанов относится к нигилизму фото. Как кирсанов относится к нигилизму-b3f0221605430d3f15f04beacfb5ff25. картинка Как кирсанов относится к нигилизму. картинка b3f0221605430d3f15f04beacfb5ff25

­ Пример сочинения 1

Нигилизм Базарова

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» был написан в период с 1860 по 1861 г., когда в России царила обстановка «великих реформ». За довольно короткое время произведение вызвало всеобщий интерес и собрало возле себя широкий круг читателей. А образ главного героя, Евгения Базарова, удостоился
звания «нового человека» в русской литературе, став примером для подражания молодёжи.

1860-х гг. Его упрямство, непреклонность перед общественными авторитетами и старыми порядками, идея о превосходстве полезного над прекрасным стали идеалами первого поколения российской интеллигенции.

Именно благодаря роману «Отцы и дети» наш язык впервые увидел слово «нигилист», чья философия и легла в основу всего произведения. Е. Базаров являлся ярким представителем нигилистической идеи, и по этому случаю мы остановимся на слабых и сильных её сторонах. Лучше всего точка зрения героя раскрыта в его диалогах с Павлом Петровичем Кирсановым — чистокровным дворянином и аристократом, придерживающимся проверенных поколениями принципов. В силу разных возрастов, противоположных взглядов на жизнь, общество, науку и культуру Е. Базаров и П. Кирсанов часто спорили, каждый раз оставаясь при своём мнении. Но что же всё-таки наиболее благоприятно для развития человечества — аристократизм или нигилизм? Ответ на этот вопрос попытаемся найти в мыслях, репликах и образе жизни самих персонажей.

Итак, Евгений Базаров — сын бедного уездного лекаря, выходец из простого народа.

Герой самоуверенный, упрямый и рассудительный. Он не признаёт укоренившиеся в высшем обществе порядки и всеми уважаемые авторитеты. Стиль одежды Базарова самый обыкновенный: его выбор падает на незамысловатые и удобные вещи, что подтверждает практичность героя. С крестьянами он ведёт себя просто, не церемонится, поскольку сам не обладает чрезмерным богатством и отлично понимает обычного русского человека со всеми его желаниями, надеждами и бытовыми трудностями.

Павла Петровича Кирсанова можно считать полной противоположностью Базарова: он богат, состоятелен, красив, интеллигентен, относится к отряду людей «старой закалки». Всё, что не входит в установленные принципы, возмущает и раздражает его. Одевается герой элегантно и изящно, в самые дорогие и модные костюмы. Человек он не работящий, потому что его материальное состояние и так позволяет ему жить, ни в чём себе не отказывая. Немудрено, что общаться и быть «на одной волне» с крестьянами он не умеет. Да аристократу и вовсе сложно их понять: даже при разговоре с ними он отворачивается, чтобы понюхать одеколон. Образ жизни простого русского человека для него — «какая-то крестьянская шутка, для которой он слишком богат».

Исходя из обеих характеристик персонажей, становятся неудивительными их вражда и неприязнь к друг другу. Мнения Базарова и Кирсанова расходились во всём: и в отношении к дворянству, и к простому народу, и к деятельности нигилистов, и к искусству и природе.

Первое «столкновение» натур Базарова и Кирсанова случается в 6 главе романа. Первый из них выразил высокое мнение о немецких учёных, а второй оказался приверженцем российской науки: «что касается до меня, я немцев, грешный человек, не жалую» (Кирсанов). Затем нашлись разногласия во взгляде на искусство — нигилизм подразумевает, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Однако это замечание Евгения совершенно несправедливо — химики и поэты — представители разных сфер жизни, это материализм и духовенство, и сравнивать их в принципе недопустимо и неправильно, ибо одно не существовало бы без другого. Базаров не признаёт искусства, а ведь существование человека начиналось именно с него: сначала — мысль, знание, а затем их воплощение в материальном облике.

Безусловным преимуществом Базарова над интеллигенцией является его трудолюбие, близость с простым народом. Пока Павел Петрович «задумчиво глядел на камин», а Аркадий «сибаритствовал», Евгений занимался биологическими опытами, принимал у себя больных. «Люди дела» полезны для любой страны, в том числе и для России. Если бы их было подавляющее большинство, научное развитие нашего государства шло бы ничуть не хуже немцев.

За одним из обедов в Марьино речь зашла о российском дворянстве.

Павел Петрович считает дворянство самым значимым и передовым общественным классом, ведь дворяне уважают права других, требуют исполнения обязанностей в отношении к ним и чётко исполняют свои обязанности сами. Однако Базаров возражает ему, говоря о том, что дворянство как класс себя изжило, и от него нет никакой пользы: «вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая ж от этого польза»?

Надо признать, что нигилисты в этом отношении более правы, чем аристократы. Они выступают за реформы, за изменение общественной структуры страны.

А консерваторы, как Павел Петрович, придерживаются теории «мелких изменений» в строю государства, сохраняя при этом его основы. Однако без реформ нет развития общества, и только путём коренных преобразований возможно повернуть мир в лучшую сторону.

И Базаров, и Кирсанов убеждены в том, что отлично знают русский народ. Павел Петрович говорит: «Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры. ».

И он абсолютно прав: люди живут благодаря вере в Бога, во власть, в лучшее будущее. Но с другой стороны, дворянин далёк от народа, который за своего соотечественника скорее пример Базарова, чем Кирсанова. К тому же, последний из них считает безграмотность крестьян явлением «само собой разумеющимся», что, в общем-то, ошибочно. Следовательно, русский народ требует коренных изменений, а это уже по части нигилизма.

В этом противостоянии победили оба героя и ни один из них одновременно. «Отцы и дети» есть и в наше время, правда, «дети» постепенно вытесняют «отцов», а значит, даже несмотря на то, что Тургенев пропагандировал вымирание нигилизма, приобщив Базарова к смерти, его идеи дошли и до современности. В искусстве сейчас популярна такая тема, как постмодернизм — это тот же отказ от старых принципов и классики, расцвет новой эпохи. Классические творцы также существуют, но их, к сожалению, значительно меньше, чем любителей поэкспериментировать. Видимо, идеи Базарова оказались убедительнее для народа.

Пример сочинения 2

Сочинение на тему о чем спорили Базаров и Кирсанов

Одна из важнейших черт творчества Тургенева желание разобраться во всем, что происходит в стране. Ярким романом, отразившим целый этап в историческом развитии России второй половины XIX века, явился роман «Отцы и дети». Название произведения наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос противоречия между поколениями, и он поднимается автором, но на самом деле писателя больше волнует другое. Отцы и дети это те, кто живет мыслями уходящего в прошлое поколения, и представители новых идей, направлений, мыслей, новые люди, рожденные новым временем.

В романе Тургенев пытается понять, осмыслить цель жизни, мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам. Роман «Отцы и дети» показывает борьбу мировоззрений двух политических направлений дворян-либералов и революционеров-демократов. На противопоставлении представителей этих направлений разночинца Базарова и дворянина П. П. Кирсанова построен сюжет романа. Кроме этой, основной проблемы, Тургенев поднимает ряд других вопросов, связанных с нравственным, культурным, социально-экономическим развитием России в 60-е годы XIX века. Тургенев ставит вопросы, волнующие передовых людей того времени: в чем расхождение между революционерами-демократами и либералами; как надо относиться к народу, к труду, науке, искусству; какие преобразования необходимы в сельском хозяйстве, в экономике? Автор показывает нам три спора Е. Базарова и П. Кирсанова, в которых поднимаются эти вопросы.

Итак, тема дворянства, его роль в жизни. По мнению П. П. Кирсанова, аристократы движущая сила общественного развития. Их идеал «английская свобода» (конституционная монархия); путь к идеалу — либеральный (реформы, гласность, прогресс). По мнению Е. Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы.

Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему. Следующий вопрос касается нигилизма и роли нигилистов в жизни. Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что те «никого не уважают», живут без «принсипов»; считает их ненужными и бессильными: «Вас всего четыре с половиной человека». На это Базаров отвечает: «От копеечной свечи Москва сгорела». Под отрицанием «всего» Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. А что же утверждают нигилисты? Прежде всего, необходимость революционных действий.

Критерием же их является народная польза. Каковы взгляды обеих сторон на народ? Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. Базаров говорит, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежествен, но считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков, утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм проявление именно народного духа.

Четвертый вопрос затрагивает отношение спорящих к искусству и природе. Павел Петрович благословляет и прославляет искусство. Автор солидарен в этом с П. П. Кирсановым. Базаров же отрицает искусство («Рафаэль гроша ломаного не стоит»), к природе подходит сугубо материалистически («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»).

Подведем итоги.
Споры велись не по частным вопросам. Они касались настоящего и будущего России. Во всех спорах последнее слово оставалось за Базаровым. Компромисс между героями Тургенева невозможен, подтверждением этому является их дуэль. На чьей стороне автор? Тургенев, будучи либералом по убеждениям, чувствовал превосходство Базарова, более того, он утверждал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». Полностью не согласен был автор со своим героем только в вопросе об искусстве и природе.

И все же его герой в конце романа умирает. Почему? Может, еще не пришло его время («…Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?»)? А может быть, автор посчитал задачу Базарова в «дворянском гнезде» Кирсановых выполненной? Показать же героя в среде, близкой ему, среди единомышленников, не мог — он просто был далек от нее. Ответить однозначно нельзя. Однако следует отметить, что роман посвящен В. Г. Белинскому человеку 40-х годов, у которого было такое же «страстное, грешное, бунтующее сердце», как и у Базарова. Тургенев не знает, как будут решаться вопросы, поднятые его героями, но то, что они подняты, огромная заслуга писателя.

Споры П. Кирсанова с Е. Базаровым имеют идейное значение. Они раскрывают основную мысль, идею романа, то, ради чего он писался. Они придают особую остроту сюжету, служат характеристикой каждого героя; они показывает превосходство новых, прогрессивных идей над старыми, отжившими, вечное движение общества к прогрессу.

Пример сочинения 3

Базаров — разночинец, нигилист, выражающий передовую для 19 века идею об утилитарно-материалистическом принципе построения общества. Его противник Павел Петрович представляет аристократов, «ушедший век» николаевского правления. Вся его жизнь состоит из различных давно неактуальных принципов. Это в корне расходится с убеждениями Базарова.

Автор не зря сталкивает их в романе. Эти персонажи демонстрируют две непримиримые крайности в жизни общества того времени. Их разногласия перерастают в спор для того, чтобы в нем родилась истина, которую и хотел показать Тургенев.

Антипатия возникла у героев в первый день знакомства. Павел Петрович не мог стерпеть развязности и почти неприкрытого пренебрежения со стороны Базарова. Их первое столкновение было коротким и поверхностным. В ходе него Базаров произнес фразу, отражающую все его понимание человеческой жизни: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Главный спор у них произошел спустя две недели за вечерним чаепитием. Он помогает лучше вникнуть в логику и позицию героев. Полемика разгорелась вокруг нигилизма и его влияния на общественную жизнь. Здесь хорошо проявился базаровский радикализм. «Сперва нужно место расчистить», — так он видит свое предназначение. Евгений верит в идеи материализма и полезности. Павел Петрович же уверен, что в жизни необходимо руководствоваться сформировавшимися принципами и правилами, даже если они свое уже отжили.

Однако в финале романа становится очевидной несостоятельность идей обоих героев. Евгений умирает, признав безжизненность и нереальность своих убеждений. А Кирсанов понимает, что в России наступает новая эпоха и покидает родину.

Источник

Отцы и дети разногласия поколений. Конфликт поколений в романе «отцы и дети» и его разрешение. Извечная проблема России

Краткое описание конфликта

В следующей таблице представлены характеристики конфликта Базарова и Кирсанова:

ТематикаПавел КирсановЕвгений Базаров
Отношение к аристократииСчитает представителей аристократии опорой государства, определяющей вектор его дальнейшего развитияОсуждает аристократов и считает, что они замедляют темпы развития страны
Отношение к нигилизмуСчитает нигилизм отрицательной чертой характера, противоречащей традиционным нормам.Активно поддерживает нигилистов, считая их прогрессивными представителями современного общества.
Отношение к российскому народуПорицает патриархальность в семьях крестьян. Считает простой народ глубоко верующими людьми.Отмечает невежественность и неграмотность простых людей. Он поддерживает революционные настроения, царящие в народных массах.
Отношение к искусствуСчитает искусство высшим творением человека. Любит музыку и литературу.Считает искусство бесполезным рудиментом. К природе относится как к большой мастерской, где каждый человек является одним из творцов.

В 10-й главе читатели могут наблюдать кульминацию спора между Базаровым и Кирсановым. Конфликт между этими героями начинается во время их первой встречи. Его обострение происходит постепенно, по мере развития основной сюжетной линии романа. В 10-й главе оппоненты устраивают совместное чаепитие. Во время него Евгений и Павел смогли обсудить многие вопросы, что привело к обострению конфликта. В этом разговоре можно наблюдать противостояние 2 разных поколений, отличающихся по мировоззрению и интересам.

Как кирсанов относится к нигилизму. lazy placeholder. Как кирсанов относится к нигилизму фото. Как кирсанов относится к нигилизму-lazy placeholder. картинка Как кирсанов относится к нигилизму. картинка lazy placeholder

В ходе дискуссии Павел Петрович вышел из себя и начал оскорблять противника. Базаров старался не отвечать на провокации Кирсанова и кратко аргументировал свою точку зрения. Подробный анализ 10 главы романа «Отцы и дети» показал, что Евгений одержал победу над Павлом в этом споре. Но в конце произведения Базарову пришлось пересмотреть свою точку зрения на многие вопросы. Герой был заражен брюшным тифом и скоропостижно скончался. В момент скоропостижной смерти персонажа автор романа смог в полной мере раскрыть его личность.

КОНФЛИКТ БАЗАРОВА И КИРСАНОВА — КОНФЛИКТ ДВУХ ЭПОХ

И. С. Тургенев отразил в своем романе «Отцы и дети» конфликт, возникший между двумя социально-политическими лагерями в России 60-х годов XIX века. Выразителем идей разночинцев-демократов стал у писателя Евгений Базаров. Ему в романе противопоставлено либеральное дворянство, наиболее ярким представителем которого является Павел Петрович Кирсанов. Для того чтобы отразить конфликт переломного в жизни России времени во всей его полноте, Тургенев сталкивает этих двух героев.

«Кто есть Базаров?» — спрашивают Кирсановы у Аркадия и слышат ответ: «Нигилист». Взгляды «нигилиста» и Павла Петровича Кирсанова были совершенно противоположными. С первой же встречи они почувствовали друг к другу неприязнь. Павел Петрович, узнав, что Евгений будет гостить у них, спросил: «Этот волосатый?» А Базаров вечером заметил Аркадию: «А чудаковат у тебя дядя». Между ними всегда возникали противоречия. «У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую», — говорит Кирсанов.

Давайте ближе познакомимся с главными героями романа. Павел Петрович Кирсанов — сын боевого генерала 1812 года. Окончил пажеский корпус. Внешне это человек с красивым лицом, юношески стройный. Аристократ, англоман, он был самоуверен, сам себя баловал. Живя в деревне у брата, Павел. Петрович сохранил аристократические привычки (носил английский костюм и лаковые, полусапожки). Базаров — внук дьячка, сын уездного лекаря. В этом человеке чувствуется сила, энергия. Говорит он «мужественным голосом», ясно и просто. Походка Базарова «твердая и стремительно смелая». В целом во внешности Базарова Тургенев подчеркивает его интеллектуальное начало.

Каково же мировоззрение этих героев романа? Павел Петрович Кирсанов глубоко убежден, что право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными достоинствами и делами («Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее»), т. е. нравственные нормы, выработанные аристократами, — опора человеческой личности.

Кирсанов считает, что без принципов могут жить лишь безнравственные люди. Вместе с тем мы видим, что принципы Павла Петровича никак не соотносятся с его делами — жизнь типичного представителя аристократического общества проходит в праздности.

В отличие от него Базаров принимает только то, что полезно («Мне скажут дело — я соглашусь». «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем»). Непрерывный труд на благо общества является содержанием жизни Базарова. Тургенев раскрывает характер его работы: «Базаров привез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился», он проводит «физические и химические опыты», то есть продолжает в Марьине свои естественнонаучные занятия. Важными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и материализм.

В спорах с Павлом Петровичем Базаров доказывал необходимость отрицания образа жизни. На вопрос, что же он отрицает, последовал краткий ответ: «Все». Кирсанов не признавал такой жизненной позиции, что и явилось основой неприязни героев. Моло-

дежь пришла разрушать и обличать, а построением займется кто-то другой. «Вы все отрицаете, или, выражаясь вернее, вы все разрушаете. Да ведь надобно и строить», — говорит Евгению Кирсанов. «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить», — отвечает Базаров.

При некоторой внешней схожести во взглядах Павла Петровича и Базарова на народ, в главном они расходятся. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведенным дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его. Базарову же эти качества ненавистны: «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?» Одни и те же черты, присущие народной жизни, и называются героями романа по-разному, и по-разному оцениваются. Павел Петрович говорит: «Он (народ) не может жить без веры». Базаров же считает, что «грубейшее суеверие его душит».

Они спорят также о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего духовного. С точки зрения Базарова, «читать Пушкина — потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою — нелепо». Как истинный материалист, он воспринимает природу как «мастерскую», а «человек в ней работник». «Я умру, и из меня лопух расти будет», — прагматично говорит Базаров. Павел Петрович, напротив, любуется природой, любит искусство.

Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всем полагаться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Нигилист считает, что искусство (и литература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Все это «романтизм», «чепуха». Базарову казалось кощунственным «толковать» об искусстве, «бессознательном творчестве», когда «дело идет о хлебе насущном».

В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова хочется занять сторону то одного,

то другого. Мне кажется, что оба этих героя Тургенева в чем-то были правы, а в чем-то заблуждались. Но в целом Базаров, олицетворяющий молодое поколение, имеет преимущества: ему присуши новизна мыслей, высокая работоспособность, самоотдача. Простым людям он ближе, ведь тянутся же к нему дворовые люди. (Базаров «владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно», пишет Тургенев). Принципы и идеалы отцов отходят в прошлое. Особенно наглядно это показано в сцене дуэли Кирсанова и Базарова. «Дуэль, — писал Тургенев, — введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного преувеличенно комическим».

И Павел Петрович Кирсанов, и Базаров показаны Тургеневым как незаурядные личности. В силу обстоятельств они стали выразителями идей двух разных эпох, а также разных социальных лагерей — аристократического и революционно-демократического. Именно поэтому возникший между ними конфликт столь глубок. На его примере Тургенев наглядно показывает нам животрепещущие проблемы 60-х годов XIX века. Мастерство автора романа «Отцы и дети» позволяет нам почувствовать атмосферу этого переломного в жизни России времени.

Беру это сочинение!

Мнение об аристократии

Одной из главных тем спора в 10 главе «Отцы и дети» является роль аристократии. Павел Петрович считает, что представители аристократического общества являются двигателями прогресса в современной России. Он уверен, что интеллигенция сможет построить в стране конституционную монархию и провести либеральные реформы.

Базаров считает, что аристократия является одной из причин стагнации российского общества. Герой утверждает, что это прослойка населения не способна провести демократические реформы в государстве, дав свободу основной части населения.

Литературоведы считают, что разница во мнениях героев обусловлена их социальным положением. Кирсанов является одним из представителей аристократии. Базаров родился в семье разночинцев, поэтому он знаком с особенностями жизни большей части населения Российской империи.

О чем спорят Павел Петрович и Базаров

Споры между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым раскрываются преимущественно под идейным углом зрения. В речах героев присутствуют мучительные размышления, обсуждения политической ситуации в стране и общественного уклада жизни. Но автор не превращает их в выразителей собственных идей.

Для Тургенева одним из решающих критериев в определении личности было то, как эта личность относится к современности, к окружающей ее жизни, к текущим событиям дня. Если обратить внимание на “отцов” – Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых, то первое, что бросается в глаза, – это то, что они, еще совсем не пожилые люди, не понимают и не приемлют того, что происходит вокруг них. Они открыто показывают свое презрение к современности и живут в постоянном разладе со временем. Тургенев считает, что крупная личность всегда находится в гармонии со временем. Таков Базаров. Люди мелкие, несамостоятельные чувствуют в современности отторжение.

Обоим героям присущ крайний максимализм убеждений: Павел Петрович культивирует аристократизм, Евгений Базаров – натурализм, который основан на знании естественных наук.

Данная статья поможет школьникам написать сочинение на тему “споры Базарова и Кирсанова”. Здесь рассматриваются характеры обоих героев, их взгляды и умозаключения. Также перечисляются причины, по которым два героя не могут найти общий язык и постоянно ругаются.

Отношение к нигилизму

Как кирсанов относится к нигилизму. lazy placeholder. Как кирсанов относится к нигилизму фото. Как кирсанов относится к нигилизму-lazy placeholder. картинка Как кирсанов относится к нигилизму. картинка lazy placeholder

Во время спора главные герои высказали свое мнение по отношению к нигилизму в современном мире. Павел Кирсанов порицает нигилистов, считая их изгоями общества. Он рад, приверженцы нигилизма являются меньшинством.

Базаров положительно относится к нигилизму. При подробном разборе произведения можно предположить, что он сам является нигилистом. Евгений считает, что нужно рушить устоявшиеся традиции и проводить культурную революцию в стране. Он предпочитает делать громкие заявления о деградации людей, что вызывает негодование у других героев романа. Герой выступает против следующих элементов общественного строя:

Одним из главным жизненных планов Базарова является свержение традиций и устоев общества. Поэтому его можно назвать приверженцем нигилизма.

Портрет Павла Петровича Кирсанова

Павел Кирсанов − типичный дворянин, представитель поколения «отцов». Он − изнеженный аристократ и убежденный консерватор, который придерживается либеральных политических взглядов. Одевается изысканно и аккуратно, носит строгие костюмы на английский манер и крахмалит воротнички. Оппонент Базарова внешне очень ухожен, изящен в манерах. Он всем видом показывает свою «породу».

Как кирсанов относится к нигилизму. lazy placeholder. Как кирсанов относится к нигилизму фото. Как кирсанов относится к нигилизму-lazy placeholder. картинка Как кирсанов относится к нигилизму. картинка lazy placeholder

С его точки зрения, устоявшиеся традиции и принципы должны оставаться незыблемыми. Спор Базарова и Кирсанова подкреплен тем, что Павел Петрович все новое воспринимает негативно и даже враждебно. Здесь дает знать о себе врожденный консерватизм. Кирсанов преклоняется перед старыми авторитетами, только они являются для него истинными.

Взгляды на положение простого народа

В романе «Отцы и дети» присутствует множество эпизодов, демонстрирующих конфликт между простым народом и представителями высших сословий. Поэтому Тургенев уделил этой теме особое внимание во время спора между Евгением и Павлом. Евгений понимает, каково живется простым людям в России. Он был близок к крестьянам по менталитету, что обусловлено его низким социальным положением.

Павел вырос в семье дворянина Петра Кирсанова, приближенного к царскому двору. По этой причине он считает, что изменять нынешнее положение крестьян не нужно. Кирсанов не знает реалий жизни простого народа и называет его суеверным.

Как кирсанов относится к нигилизму. lazy placeholder. Как кирсанов относится к нигилизму фото. Как кирсанов относится к нигилизму-lazy placeholder. картинка Как кирсанов относится к нигилизму. картинка lazy placeholder

Восприятие искусства и природы

Кирсанов обожает искусство и ценит мировые достижения культуры. Он активно занимается живописью, слушает классическую музыку и читает множество литературных произведений. Павел не воспринимает природу в качестве ресурса. Он имеет менее практичные взгляды, в отличие от Евгения, и ценит в жизни чувства. Об этом свидетельствуют следующие факторы:

Базаров считает, что искусство является бесполезной тратой времени. Оно отвлекает от первостепенных дел и не имеет смысла. Природу Евгений называет ресурсом, с помощью которого люди могут созидать, в жизни ценит опыт и личные ощущения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *