Как классифицируются пункты управления по предназначению
Пункты управления и организация работы на них
Одним из основных элементов системы управления гражданской обороны являются пункты управления, которые создаются на всех уровнях.
Пункты управления – это специально оборудованные и оснащенные техническими средствами сооружения, помещения или транспортные средства, предназначенные для размещения и обеспечения устойчивой работы руководителей ГО и органов управления ГОЧС для руководства и управления проведением мероприятий гражданской обороны, а также проведением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС мирного времени.
— по предназначению: основные и вспомогательные;
— по времени функционирования: повседневные и запасные;
— по степени подвижности: стационарные и подвижные (мобильные, воздушные);
— по месту размещения: городские и загородные;
— по принадлежности спасательным воинским формированиям ГО: командные пункты (КП) и тыловые пункты управления (ТПУ).
Основные ПУ
Под основными понимаются ПУ, с которых осуществляется управление силами и средствами РСЧС в повседневной деятельности в мирное время, а также при угрозе и ликвидации ЧС.
— городские запасные ПУ
— загородные запасные ПУ.
Повседневные ПУ предназначены для работы органов управления в местах их постоянной дислокации в мирное время по руководству подчиненными силами.
Запасные ПУ (ЗПУ) предназначены для устойчивого управления и работы органов управления (центрального аппарата МЧС России, министерств и ведомств РФ, субъектов РФ, органов управления ГО категорированных городов). Запасные ПУ создаются заблаговременно и оборудуются системами жизнеобеспечения и автономного энергоснабжения.
Городские запасные ПУ располагаются в черте города.
Загородные запасные ПУ создаются за пределами зон возможных разрушений городов, отнесенных к группам по ГО, и населенных пунктов с категорированными объектами «особой важности» по ГО, а также вне зон возможных катастрофических затоплений, зон возможного распространения поражающих факторов веществ, используемых на потенциально опасных объектах.
Вспомогательные ПУ
Ппредназначены для повышения эффективности управления силами при проведении АСДНР. Они разворачиваются непосредственно в зоне ЧС и занимаются, как правило, составом оперативных групп (ОГ) органов управления ГОЧС.
В отдельных случаях руководитель органа управления ГОЧС может управлять действиями сил с вспомогательных ПУ.
К вспомогательным ПУ относятся:
— подвижные ПУ (ППУ) – оборудуются на базе автомобильной техники высокой проходимости (с использованием кунгов и прицепов) или автобусов, используются при выдвижении подчиненных сил в зоны ЧС и ликвидации ЧС;
— мобильные ПУ (МПУ) – оборудуются на базе кузовов-контейнеров, перевозимых всеми видами транспорта, используются при длительном пребывании органов управления РСЧС в зонах ЧС;
— воздушные ПУ (ВзПУ) – оборудуются на базе самолетов или вертолетов, используются в случаях, когда управление с наземных ППУ затруднено или невозможно, а также во время перелетов руководящего состава;
Помещения ПУ оборудуются всем необходимым для деятельности и отдыха расчета. ПУ надежно маскируются от воздушной, агентурной и радиоразведки. Охрана ЗПУ организуется по специально разработанным планам, с приведением ЗПУ в готовность вводится строгий пропускной режим на всей территории объекта. В районе расположения ПУ запрещается делать различного рода демаскирующие обозначения и надписи.
Запасные пункты управления размещаются в защитных сооружениях ГО, в которых оборудуются:
— защищённые рабочие помещения с узлами связи;
— автономные источники энергоснабжения, водоснабжения и другие системы жизнеобеспечения;
— помещения для размещения аппаратуры централизованного оповещения, средств связи;
— пункты приема и передачи информации;
— наземные здания и сооружения для отдыха и питания сотрудников и обслуживающего персонала, а также для хранения техники;
— места стоянки машин;
— посадочные площадки для вертолетов.
Приведение ЗПУ в готовности №1,2,3 осуществляется в соответствии с Планом приведения ЗПУ в установленные виды готовности. Планом определяются основные оперативно – технические мероприятия, выполняемые на ЗПУ в условиях военного времени.
Для каждого пункта управления разрабатывается Положение о ПУ, в котором должны быть отражены следующие вопросы:
— состав, назначение и место расположения пункта управления;
— органы, ответственные за содержание и приведение в готовность ПУ;
— состав расчетов органов управления на ПУ (боевое расписание);
— время подготовки и занятия ПУ основным составом оперативной группы;
— периодичность проведения тренировок по занятию ПУ и организации работы расчетов ПУ с задействованием средств автоматизации, связи и оповещения;
— организация привязки ПУ к опорным узлам связи;
— вопросы организации работы на ПУ;
— вопросы финансирования содержания ПУ, оплаты используемых средств и каналов связи с ПУ;
— мероприятия по повышению устойчивости работы ПУ в особый период;
— вопросы организации управления и связи по линии запасных ПУ;
— порядок представления донесений и обмена данными между ПУ.
4. Организация работы на пунктах управления включает в себя:
— непрерывный сбор и обработку информации;
— изучение, оценку обстановки и прогнозирование развития обстановки;
— разработку планов и их корректировку;
— своевременное принятие решений и доведение задач до подчиненных;
— организацию и поддержание непрерывного взаимодействия;
— подготовку сил и органов управления к выполнению поставленных задач;
организацию и проведение работы по всестороннему обеспечению действий сил ГО;
— постоянный контроль за выполнением планов, приказов и распоряжений, оказание необходимой помощи подчиненным.
Для обеспечения четкой работы на ПУ организуется круглосуточное дежурство. Оперативные дежурные и дежурные по связи назначаются из штатного состава сотрудников ПУ или из работников ОУ ГОЧС и других служб, которые подчиняются руководителю органа управления ГОЧС и несут дежурство в соответствии с утвержденной инструкцией.
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 10402 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Пункты управления
Одним из основных элементов систем управления РСЧС и гражданской обороны являются пункты управления, которые создаются на всех уровнях управления от объекта экономики, муниципального образования, до территориального (субъект Российской Федерации), регионального и федерального уровней управления.
Пункты управления (ПУ) РСЧС и гражданской обороны — это специально оборудованные сооружения (помещения) или транспортные средства, оснащенные необходимыми техническими средствами связи и жизнеобеспечения и предназначенные для размещения и обеспечения эффективной работы органов управления как в мирное время, так и в особый период.
Все ПУ можно подразделить на стационарные и подвижные, размещенные на различных транспортных средствах.
Стационарные пункты управления можно разделить на:
— повседневные ПУ, предназначенные для обеспечения функционирования органов управления в местах их постоянной дислокации в мирное время;
— запасные ПУ, предназначенные для обеспечения устойчивого управления в особый период и в мирное время в случае невозможности использования повседневных ПУ. По месту своего размещения они могут быть городскими и загородными.
ПУ обслуживаются постоянным и переменным составом. Постоянный состав включает штатный состав ПУ (оперативные дежурные, операторы, личный состав узла связи), обеспечивающий работу ПУ при повседневной готовности в мирное время. При введении режима повышенной готовности функционирования РСЧС или режима чрезвычайной ситуации, а также при переводе гражданской обороны с мирного на военное время на ПУ дополнительно, согласно «боевому» расписанию, разворачивается переменный состав, включающий руководителей органов управления РСЧС и гражданской обороны, операторов из состава администрации и органа управления ГОЧС.
В связи с этим на повседневном ПУ предусматривается наличие помещений для размещения и работы оперативной дежурной смены, технических средств управления, средств связи и оповещения, средств спецсвязи, а также переменного состава, согласно «боевому» расписанию ПУ.
Запасные ПУ должны иметь защищенные помещения для размещения личного состава органов управления и технических средств управления, узлы связи и станции оповещения, системы жизнеобеспечения и электроснабжения. Большое внимание обращается на наличие автономных источников питания, обеспечивающих электроснабжение всех элементов ПУ на достаточно длительное время в условиях нарушения централизованного электроснабжения. Особые требования по размещению, защите и оборудованию предъявляются к загородным запасным ПУ. Они размещаются в загородных зонах, имеющих развитые сети связи и хорошую дорожную сеть.
Узел связи загородного ПУ должен иметь одну или несколько линий привязки к сети связи общего пользования (филиалы ОАО «Электросвязь» — районные или городские узлы связи) и, по возможности, дополнительные линии привязки к ведомственным узлам связи, размещенным на данной территории.
С загородного ПУ должна обеспечиваться связь по всей территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и возможность выхода на вышестоящие и взаимодействующие органы управления в обход системы связи административных центров и других категорированных городов. Это одно из основных условий обеспечения устойчивости управления и связи с загородного ПУ.
С узла связи загородного ПУ предусматривается организация проводной и радиосвязи в необходимых объемах для обеспечения надежного управления. В отдельных случаях с загородного ПУ организуется спутниковая связь.
Загородные запасные ПУ, как правило, включают в себя:
— защищённые рабочие помещения;
— помещения для аппаратуры централизованного оповещения;
— пункты приема и передачи информации;
— автономные источники энергоснабжения, водоснабжения и другие системы жизнеобеспечения;
— наземные здания и сооружения для отдыха и питания сотрудников и обслуживающего персонала, а также для хранения техники;
— места стоянки машин;
— посадочные площадки для вертолетов.
Вместимость защищенных рабочих помещений должна составлять 30-40 % от общей численности работающих.
В составе загородного ПУ обязательно создается центр оповещения населения. Как правило, в состав ПУ включается и радиовещательная аппаратная для выхода на местные сети вещания (проводное, радио- и телевещание).
В защищенных помещениях оборудуются рабочие места со средствами связи для размещения: главы администрации, членов КЧС, рабочей группы органа управления ГОЧС, представителей служб гражданской обороны, представителей военного гарнизона, военного комиссариата и др.
Для обеспечения устойчивой и надежной работы пунктов планируются и проводятся специальные тренировки по занятию рабочих мест на ПУ и отработке задач по учебной обстановке с обязательным задействованием средств связи, оповещения и автоматизации.
Подвижные пункты управления (ППУ) являются составными элементами запасных пунктов управления. Они создаются заблаговременно, оборудуются на специальных командно-штабных машинах или на специально дооборудованных транспортных средствах и должны быть способны быстро перемещаться, развертываться и свертываться, устойчиво работать круглосуточно, поддерживать связь на ходу. Состав, оборудование и оснащение ППУ на каждом уровне управления различны. На транспортных средствах ППУ оборудуются рабочие места для глав администраций (начальников гражданской обороны), членов КЧС и оперативных рабочих групп органа управления ГОЧС, устанавливаются средства связи.
Подвижные пункты управления могут оборудоваться также на средствах воздушного, морского, речного и железнодорожного транспорта.
Подвижные ПУ должны обеспечивать непосредственное управление подчиненными органами и силами при ликвидации чрезвычайной ситуации в любом районе данного субъекта Российской Федерации (муниципального образования), на наиболее ответственных направлениях в военное время, а также выполнять функции дублеров стационарных запасных пунктов управления.
В зависимости от типа транспортных средств базирования подвижные пункты управления можно разделить на:
— воздушные ПУ — на базе самолетов или вертолетов;
— мобильные ПУ — на базе автомобильной техники высокой проходимости (с использованием кунгов и прицепов) или автобусов, а также других транспортных средств.
К особой группе мобильных ПУ следует отнести ПУ на базе кузовов-контейнеров, перевозимых всеми видами транспорта.
На воздушных пунктах управления размещаются группа должностных лиц и комплекс технических средств с обслуживающим персоналом. Они предназначены для управления в тех случаях, когда управление с наземных пунктов управления затруднено или невозможно. Наиболее перспективными являются воздушные пункты управления, оборудованные на вертолетах, что обуславливается условиями их взлета, посадки и базирования.
В состав мобильного ПУ, как правило, входят несколько автомобилей для размещения личного состава органа управления, штабной автобус для работы смены оперативной группы органа управления ГОЧС, мобильный узел связи, подвижная звукоусилительная станция, машины сопровождения. Вместо отдельной подвижной звукоусилительной станции могут использоваться мобильные громкоговорящие устройства, установленные на машинах сопровождения милиции.
Наиболее частым вариантом мобильного узла связи является мобильный узел на основе штатной комбинированной радиостанции типа Р-142 Н(Г) на базе автомобиля ГАЗ-66. В состав оборудования связи такого мобильного узла входят УКВ и KB радиостанции, антенные устройства, полевой телефонный коммутатор, полевые телефонные аппараты и полевой телефонный кабель, полукомплект радиорелейной станции. Это оборудование обеспечивает радиосвязь в движении (десятки километров), на стоянке (до 300 км ), развертывание полевой телефонной сети небольшой емкости (до 10 абонентов), привязку к ближайшему узлу связи сети общего пользования. В состав штатного оборудования мобильного узла связи дополнительно могут включаться также радиостанции транкинговой сети и сотовой сети связи. Радиостанции транкинговой связи обеспечивают выход на телефонные сети общего пользования. В качестве источников питания средств связи используются штатные средства мобильного узла связи — бортовая сеть и бензоагрегат типа АБ-1.
В Положении о ПУ, разрабатываемом для конкретных ситуаций, должны быть отражены следующие вопросы:
— состав, назначение и места расположения стационарных пунктов управления;
— органы, ответственные за содержание и приведение в готовность ПУ;
— состав расчетов органов управления на ПУ (боевое расписание);
— время подготовки и занятия ПУ органом управления соответствующего уровня управления;
— состав рабочих технических групп (постоянного состава), высылаемых на ПУ для их подготовки к занятию органом управления;
— периодичность проведения учебных тренировок по занятию ПУ и организации работы расчетов ПУ с задействованием средств автоматизации, связи и оповещения;
— организация привязки ПУ к опорным узлам связи;
— задачи служб связи и оповещения гражданской обороны по подготовке и развитию систем связи по линии ПУ;
— вопросы организации работы на ПУ;
— вопросы финансирования содержания ПУ, оплаты используемых средств и каналов связи с ПУ, финансирования работ по модернизации средств узлов связи, аппаратуры оповещения, технических систем жизнеобеспечения ПУ;
— состав, место расположения и районы использования подвижных ПУ;
— вопросы организации связи с ПУ;
— мероприятия по повышению устойчивости работы ПУ в особый период;
— вопросы организации управления и связи по линии запасных ПУ;
— порядок представления донесений и обмена данными между ПУ.
О командных пунктах и центрах управления
Терминология, связанная с наименованием пунктов управления, может вызывать трудности в переводе, которые легко преодолеть, учитывая информацию ниже.
Под пунктами управления понимают специально оборудованные и оснащенные техническими средствами места, с которых командующий (командир) с офицерами штаба осуществляет управление войсками при подготовке и ведении боевых действий или во время боевого дежурства. Наименование, количество и состав пунктов управления зависит от масштаба воинского формирования.
В российской армии создаются следующие пункты управления: в части – командный пункт (КП) и тыловой пункт управления (ТПУ), в подразделении – командно-наблюдательный (КНП) command/observation post. С КНП обеспечивается не только руководство подразделением, но и наблюдение за полем боя, ведение разведки противника наблюдением.
В вышестоящих звеньях управления создается несколько одновременно действующих пунктов управления.
Командный пункт (КП) (command post) – это основной пункт управления, с которого осуществляется управление войсками в бою и операции, так как на нем находится большая часть аппарата управления во главе с командиром и основная часть технических средств, решаются важнейшие задачи, связанные с руководством войсками. Из его состава может выделяться наблюдательный пункт (НП) observation post для наблюдения за полем боя. Из состава командного пункта может выделяться воздушный КП (airborne command post).
Для повышения оперативности управления и обеспечения его устойчивости при выходе из строя командного пункта или невозможности управления с него войсками создается передовой (ПКП) forward command post или запасный командный пункт (ЗКП) alternate command post; для руководства группировкой войск, действующей на отдельном направлении, в необходимых случаях предусматривается создание вспомогательного пункта управления auxiliary command post. Для управления тылом, а также подразделениями и частями технического обеспечения создается тыловой пункт управления rear command post, возглавляемый заместителем командира по тылу.
Пункты управления в тактических звеньях создаются высокоподвижными, способными быстро развертываться, свертываться и перемещаться в новые районы. В их составе используются танки, бронетранспортеры, командно-штабные и другие специальные машины управления, оборудованные средствами связи, наблюдения и другой технической аппаратурой, обеспечивающей непрерывное руководство войсками в любых условиях обстановки при нахождении командиров и штабов на месте и в движении.
Каждый КП, ЗКП и ТПУ, как правило, включает группу управления, узел связи (command and control (C2) node) и группу обеспечения. Элементы пунктов управления размещаются, рассредоточено на удалении, обеспечивающем их живучесть и удобство совместной работы.
В сухопутных войсках армии США и НАТО во всех звеньях управления как в мирное, так и в военное время предусматривается создание тактических, основных, тыловых и запасных пунктов управления.
Основной командный пункт (ОКП) main command post (MCP) – является главным органом управления войсками и боевыми средствами.
Тактический или передовой командный пункт tactical (TAC CP) or forward command post (FCP) может создаваться для руководства действиями основной группировки войск на главном направлении.
Запасный командный пункт (ЗКП) alternate command post предназначен для управления войсками в случае выхода из строя основного командного пункта и кроме того, для руководства частью сил в ходе боя. Функции ЗКП могут быть возложены на один из пунктов управления нижестоящей инстанции.
Тыловой командный пункт support area/rear command post обеспечивает управление войсками в тыловом районе и укомплектован личным составом тыловых и административных отделов и служб.
Основными элементами командного пункта являются: отделы штаба, центр управления боевыми действиями (ЦУБД) tactical operations center (TOC) – основная оперативная часть, откуда осуществляется управление войсками, пункт управления и наведения авиации, узлы связи, посадочная площадка для вертолётов, подразделения обслуживания и охраны. В зависимости от наличия средств авиационной поддержки, выделяемых армейскому корпусу, кроме пункта управления и наведения авиации, при штабе АК может находиться центр непосредственной авиационной поддержки, который располагается вблизи ЦУБД. Как правило, пункты управления являются подвижными и развертываются на 60-70 специальных автомобилях.
Подводя итог, можно сделать следующие выводы:
В связи с вышесказанным подбор терминологии для перевода следует делать с учетом аудитории, необходимого уровня детализации и понимания изложенного выше материала.
Статья на тему: «Пункты управления РСЧС и ГО Российской Федерации»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Пункты управления систем управления РСЧС и гражданской обороны
Одним из основных элементов систем управления РСЧС и гражданской обороны являются пункты управления, которые создаются на всех уровнях управления от объекта экономики, муниципального образования, до территориального (субъект Российской Федерации), регионального и федерального уровней управления.
Все ПУ можно подразделить на стационарные и подвижные, размещенные на различных транспортных средствах.
Стационарные пункты управления, в свою очередь, можно разделить на:
повседневные ПУ, предназначенные для обеспечения функционирования органов управления в местах их постоянной дислокации в мирное время;
запасные ПУ, необходимые для защиты органов управления от современных средств поражения и обеспечения устойчивого управления в особый период. По месту своего размещения они могут быть городскими и загородными.
ПУ обслуживаются постоянным и переменным составом. Постоянный состав включает штатный состав ПУ (оперативные дежурные, операторы, личный состав узла связи), обеспечивающий работу ПУ при повседневной готовности в мирное время. При введении режима повышенной готовности функционирования РСЧС или режима чрезвычайной ситуации, а также при переводе гражданской обороны с мирного на военное время на ПУ дополнительно, согласно «боевому» расписанию, разворачивается переменный состав, включающий руководителей органов управления РСЧС и гражданской обороны, операторов из состава администрации и органа управления ГОЧС.
В связи с этим на повседневном ПУ предусматривается наличие помещений для размещения и работы оперативной дежурной смены, технических средств управления, средств связи и оповещения, средств спецсвязи, а также переменного состава согласно «боевому» расписанию ПУ.
Запасные ПУ должны иметь защищенные помещения для размещения личного состава органов управления и технических средств управления, узлы связи и станции оповещения, системы жизнеобеспечения и электроснабжения. Большое внимание, при этом, обращается на наличие автономных источников питания, обеспечивающих электроснабжение всех элементов ПУ на достаточно длительное время, в условиях нарушения централизованного электроснабжения.
Особые требования по размещению, защите и оборудованию предъявляются к загородным запасным ПУ. Они размещаются в загородных зонах, имеющих развитые сети связи и хорошую дорожную сеть.
С загородного ПУ должна обеспечиваться связь по всей территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и возможность выхода на старшие и взаимодействующие органы управления. Особо следует подчеркнуть необходимость обеспечения связи по всей территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в обход системы связи административных центров и других категорированных городов. Это одно из основных условий обеспечения устойчивости управления и связи с загородного ПУ.
С узла связи загородного ПУ предусматривается организация проводной и радиосвязи в необходимых объемах для обеспечения надежного управления. В отдельных случаях с загородного ПУ организуется спутниковая связь.
Загородные запасные ПУ, как правило, включают в себя:
— защищённые рабочие помещения;
— помещения для аппаратуры централизованного оповещения;
— пункты приема и передачи информации;
— автономные источники энергоснабжения, водоснабжения и другие системы жизнеобеспечения;
— наземные здания и сооружения для отдыха и питания сотрудников и обслуживающего персонала, а также для хранения техники;
— места стоянки машин;
— посадочные площадки для вертолетов.
Вместимость защищенных рабочих помещений должна составлять 30%-40% от общей численности работающих.
В составе загородного ПУ обязательно создается центр оповещения, обеспечивающий управление работой системой централизованного оповещения населения. Как правило, в состав ПУ включается и радиовещательная аппаратная для выхода на местные сети вещания (проводное, радио- и телевещание).
В защищенных помещениях оборудуются рабочие места со средствами связи для размещения: главы администрации, членов КЧС, рабочей группы органа управления ГОЧС, представителей служб гражданской обороны, представителей военного гарнизона, военного комиссариата и др.
Содержание загородных запасных ПУ требует значительных финансовых средств на содержание обслуживающего персонала, функционирование средств связи этих ПУ, проведение работ по их дооборудованию и модернизации технических систем связи, оповещения и систем жизнеобеспечения.
Для обеспечения устойчивой и надежной работы пунктов планируются и проводятся специальные тренировки по занятию рабочих мест на ПУ и отработке задач по учебной обстановке с обязательным задействованием средств связи, оповещения и автоматизации. Такие периодические тренировки очень важны для отработки вопросов оперативного занятия ПУ и обеспечения его слаженной работы. Они также помогают выявлять и устранять узкие места в работе органа управления, работе всех технических систем обеспечения пункта управления.
Загородные запасные ПУ и в мирное время могут быть использованы по прямому назначению в случае невозможности обеспечения управления в полном объеме непосредственно с повседневных ПУ при организации работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Подвижные пункты управления (ППУ) являются составными элементами запасных пунктов управления. Они создаются заблаговременно, оборудуются на специальных командно-штабных машинах или на специально дооборудованных транспортных средствах и должны быть способны быстро перемещаться, развертываться и свертываться, устойчиво работать круглосуточно, поддерживать связь на ходу. Состав, оборудование и оснащение ППУ на каждом уровне управления различны с учетом их предназначения. На транспортных средствах ППУ оборудуются рабочие места для глав администраций (начальников гражданской обороны), членов КЧС и оперативных рабочих групп органа управления ГОЧС, устанавливаются средства связи, обеспечивающие поддержание непрерывной связи с подчиненными и старшими органами управления, подчиненными силами.
Подвижные пункты управления, помимо автомобильных средств, могут оборудоваться также на средствах воздушного, морского, речного и железнодорожного транспорта.
Подвижные ПУ должны обеспечивать непосредственное управление подчиненными органами и силами при ликвидации чрезвычайной ситуации, в любом районе данного субъекта Российской Федерации (муниципального образования), на наиболее ответственных направлениях в военное время, а также выполнять функции дублеров стационарных запасных пунктов управления.
В зависимости от типа транспортных средств базирования подвижные пункты управления можно разделить на:
К особой группе мобильных ПУ следует отнести ПУ на базе кузовов-контейнеров, перевозимых всеми видами транспорта.
На воздушных пунктах управления размещаются группа должностных лиц и комплекс технических средств с обслуживающим персоналом. Они предназначены для управления в тех случаях, когда управление с наземных пунктов управления затруднено или невозможно. Наиболее перспективными являются воздушные пункты управления, оборудованные на вертолетах, что обуславливается условиями их взлета, посадки и базирования.
В состав мобильного ПУ, как правило, входят несколько автомобилей для размещения личного состава органа управления, штабной автобус для работы смены оперативной группы органа управления ГОЧС, мобильный узел связи, подвижная звукоусилительная станция, машины сопровождения. Вместо отдельной подвижной звукоусилительной станции могут использоваться мобильные громкоговорящие устройства, установленные на машинах сопровождения милиции.
В Положении о ПУ, разрабатываемом для конкретных ситуаций должны быть отражены следующие вопросы:
— состав, назначение и места расположения стационарных пунктов управления;
— ответственные органы за содержание и приведение в готовность ПУ;
— состав расчетов органов управления на ПУ (боевое расписание);
— время подготовки и занятия ПУ органом управления соответствующего уровня управления;
— состав рабочих технических групп (постоянного состава), высылаемых на ПУ для их подготовки к занятию органом управления;
— периодичность проведения учебных тренировок по занятию ПУ и организации работы расчетов ПУ с задействованием средств автоматизации, связи и оповещения;
— организация привязки ПУ к опорным узлам связи;
— задачи служб связи и оповещения гражданской обороны по подготовке и развитию систем связи по линии ПУ;
вопросы организации работы на ПУ;
— вопросы финансирования содержания ПУ, оплаты используемых средств и каналов связи с ПУ, финансирования работ по модернизации средств узлов связи, аппаратуры оповещения, технических систем жизнеобеспечения ПУ;
— состав, место расположения и районы использования подвижных ПУ;
вопросы организации связи с ПУ;
— мероприятия по повышению устойчивости работы ПУ в особый период;
— вопросы организации управления и связи по линии запасных ПУ;
— порядок предоставления донесений и обмена данными между ПУ.
При оценке состояния и организации функционирования пунктов управления основное внимание со стороны органов управления РСЧС (ГО), органов управления ГОЧС должно уделяться запасным и подвижным пунктам управления.
При этом на запасном пункте управления должно обращаться внимание на:
— техническое состояние ПУ;
— состав обслуживающего персонала (постоянного состава) ПУ;
— общие вопросы организации управления с ПУ;
— организация проводной и радиосвязи с ПУ, схемы привязки ПУ к опорным узлам связи;
— возможности обеспечения связи с ПУ в обход сети связи административных центров;
— состояние техники связи и оповещения, размещенной на узле связи ПУ;
— состояние систем жизнеобеспечения ПУ, особенно автономного источника питания;
— мероприятия по обеспечению устойчивости управления с ПУ;
— состав и организация рабочих мест расчета ПУ согласно боевому расписанию;
— общая организация работы органа управления на ПУ (время подготовки ПУ к работе и занятия его расчетом, организация обмена информацией внутри и за пределами, организация взаимодействия и др.);
— готовность к работе центра оповещения и радиовещательной аппаратной ПУ.
общее техническое состояние ППУ и место его размещения в повседневной готовности;
состав и назначение элементов ППУ;
возможности ППУ по организации устойчивого управления в районах чрезвычайных ситуаций;
состояние рабочих мест и организация работы органа управления на ППУ;
состояние техники связи и организация связи с ППУ;
организация передвижения ППУ к районам возможных чрезвычайных ситуаций.