Как классика влияет на мозг
Классическая музыка: 7 удивительных эффектов от прослушивания
1. Понижает давление
В эксперименте факультета психологии Калифорнийского университета участвовали 75 человек. В центре внимание было воздействие классической музыки на частоту сердечных сокращений и сосудистую систему, поврежденную в результате стрессов. Респондентам предложили решить арифметическую задачу в условиях ограниченного времени, а затем разделили на несколько групп. Участники первой слушали джаз, второй — поп-музыку, третьей — классику. В итоге у последних зафиксировали более низкий уровень систолического артериального давления. Другие музыкальные стили не привели к подобным эффектам, равно как и тишина.
2. Усиливает умственные способности
Журнал Learning and Individual Differences сообщает об исследовании, в ходе которого студентов разделили на две группы с равными показателями по возрасту, здоровью и успеваемости (среднему баллу). Участники из первой группы присутствовали на лекции, фоном на которой играла классическая музыка, а испытуемые из второго отбора прослушали тот же материал в тишине. После лекций студенты обеих групп решали одинаковый тест. Выяснилось, что добровольцы, которые занимались под классическую музыку, получили больше баллов за правильные ответы по сравнению с теми, кто слушал лекцию без аккомпанемента. Вывод: музыка способствовала лучшему усвоению новой информации.
3. Обеспечивает высокую продуктивность
Одни предпочитают работать в полной тишине, другим необходим офисный шум. Исследования подтвердили, что даже фоновые звуки в кофейне заставляют мозг работать активнее (недаром существуют специальные плей-листы для стимулирования посетителей магазинов). Ученые неоднократно проводили эксперименты по влиянию классической музыки на продуктивность. В одном из последних исследований Американской психологической ассоциации было описано влияние музыки на когнитивные способности человека. Участники выполняли задания либо в тишине, либо под треки различных направлений. В результате эксперимента ученые заявили, что музыкальные звуки в основном затрудняют выполнение сложных и незнакомых задач, однако значительно усиливают продуктивность при решении привычных задач.
4. Улучшает сон
Исследование института поведенческих наук при Университете Земмельвайса (Будапешт, Венгрия) подтверждают, что классическая музыка может помочь при бессоннице. Для эксперимента отобрали 94 человек в возрасте 19–28 лет, которые жаловались на проблемы с засыпанием. Две трети из них в течение трех недель слушали перед сном классическую музыку или аудиокниги. Остальные наблюдались без изменения образа жизни. Результаты еженедельно измерялись с помощью Питтсбургского опросника на определение индекса качества сна. Эксперимент показал, что классическая музыка успокаивала нервную систему и люди быстрее засыпали. Врачи рекомендуют использовать классику в качестве безопасного способа лечения бессонницы легкой степени.
5. Помогает снизить тревогу
Бороться со стрессом можно разными способами: с помощью спорта, еды, друзей или посещения психолога. Ученые из частного медицинского университета Kaohsiung на Тайване считают, что от тревожности нужно избавляться быстро и бесплатно — слушая классическую музыку. Они провели исследование с участием беременных женщин с зафиксированным повышенным уровнем стресса. Участницы слушали классику, звуки природы, колыбельные или нью-эйдж ежедневно. Плей-листы можно было чередовать и выбирать по настроению. Большинство женщин отметили заметное снижение тревожности и начали чувствовать себя спокойнее после сеансов аудиотерапии, проводимых в течение двух недель. Врачи подсчитали уровень стресса будущих мам и отметили, что наиболее позитивное влияние оказывают сонаты Бетховена.
6. Позволяет расслабиться
Снижение сердечного ритма — один из доказанных результатов воздействия классической музыки — неизменно приводит к расслаблению. К исследованию Медико-санитарного университета вооруженных сил в Бетесде, штат Мэриленд, привлекли 67 добровольцев. Сперва им создавали стрессовые и некомфортные условия, а затем предлагали успокоиться в тишине либо под классическую музыку. Но в первом случае нужно было концентрироваться на внимании по аналогии с медитацией, во втором — просто расслабиться и отдыхать. Абсолютно у всех участников были отмечены снижение уровня стресса и чрезмерной мозговой активности.
7. Уменьшает боль
Классическую музыку можно использовать как обезболивающее. Это выяснилось в ходе эксперимента с участием людей, страдающих от хронических болей. Большинство из них признали, что чувствуют себя лучше после прослушивания записей и испытывают конструктивные эмоции, не фокусируясь на страдании. Врачи сделали вывод, что классическая музыка помогает людям восстанавливаться после травм и операций, усиливая действия анальгетиков. Помимо этого, она способствует позитивному настрою, который очень важен для выздоровления.
Эффект Моцарта: как музыка влияет на мозг и помогает ли она развивать интеллект
Музыка всегда была чем-то большим, чем развлечение. Еще древние говорили о влиянии созвучий на тело и поведение человека, а сегодня некоторые направления используются для борьбы за социальную справедливость. Интересуется музыкой и современная наука: ученые проводят эксперименты, чтобы выяснить, как она воздействует на мозг и какую пользу может нам принести. «Нож» рассказывает, почему уроки музыки пригодятся каждому и можно ли повысить IQ, слушая классику.
Слушай и умней: работает ли «эффект Моцарта»?
Представления о том, что прослушивание музыки, особенно классической, благотворно влияет на интеллект, широко распространены. Многие спорят о деталях, например, что полезнее — фортепианные концерты Моцарта или его произведения для скрипки, но в целом способность классики делать нас умнее оспаривают редко.
Понятие «эффект Моцарта» появилось в начале 1990-х. В 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне рассказали о результатах своего эксперимента: добровольцы, которым включали произведения великого композитора, лучше справлялись с тестами на пространственное мышление. Сами авторы работы не давали этому явлению громких названий. Об «эффекте Моцарта» заговорили, когда новая гипотеза стала популярной за пределами научного сообщества и породила множество обобщений.
Например, СМИ нередко писали, что классика положительно влияет на интеллект в целом, особенно у детей. Считалось, что шедевры золотого века музыки не только улучшают определенные навыки (то же пространственное мышление), но и повышают IQ. В 1998 году губернатор Джорджии даже предложил выделить более 100 тысяч долларов из бюджета штата, чтобы обеспечить записями классической музыки каждую семью, где появился новорожденный. Свое выступление политик сопроводил «Одой к радости» Бетховена — впрочем, это не помогло ему убедить аудиторию.
Постепенно вокруг предполагаемого эффекта выросла целая индустрия. Само словосочетание Mozart effect зарегистрировано как торговая марка, под ней продается множество музыкальных сборников. По словам их создателей, эти подборки решают целый ряд проблем: помогают сконцентрироваться, улучшают память, а у детей развивают речь, пространственное мышление и эмоциональный интеллект. Звучит заманчиво, но можно ли доверять этим обещаниям?
Виктория Уильямсон, психолог из Шеффилдского университета в Великобритании, считает, что прослушивание классики — далеко не суперсредство для развития мозга. Она обращает внимание на то, о чем говорили и сами авторы оригинального исследования: интеллектуальный подъем после прослушивания классики длится не дольше 15 минут — но когда представление об «эффекте Моцарта» ушло в массы, об этом стали вспоминать все реже. Позже похожие результаты получили и другие ученые. Музыка и правда улучшала определенные навыки, но лишь ненадолго.
Допустим, надолго повысить IQ с помощью фортепианных концертов не выйдет. Но как объяснить то, что в первые минуты после прослушивания человек показывает лучший результат? Авторы первой статьи предполагали, что дело в композиторском даре Моцарта и сложности его музыки: возможно, замысловатые переплетения мелодических линий каким-то образом стимулируют мышление и делают нас креативнее. Но современные исследователи, в том числе Виктория Уильямсон, считают, что все намного проще.
Музыка улучшает настроение, бодрит и этого прилива сил как раз хватает на решение небольшого теста.
Это подтверждают несколько экспериментов. Например, канадский психолог Гленн Шелленберг ради науки вспомнил юность и опыт игры в синти-поп-группе. Он взял ту же сонату Моцарта, что и авторы исследования 1993 года, и записал несколько ее новых версий — в быстром и медленном темпе, в мажоре и миноре. Лад и темп оказались действительно важны. В том же тесте на пространственное мышление те, кто слушал быструю мажорную версию, набрали в среднем 16 очков, а те, кому досталась медленная минорная, только 8. В другом эксперименте Шелленберг и коллеги подтвердили, что печальная музыка снижает результаты тестов. Воздействие сонаты Моцарта сравнили с эффектом знаменитого Адажио Альбинони, и оказалось, что, хоть это произведение и не назовешь простым, оно не помогало решать задачи лучше.
Соната для двух фортепиано ре мажор Моцарта, воздействие которой изучал Шелленберг
Итак, умнее нас делают не столько мелодии, сколько хорошее настроение. На это указывает еще один опыт тех же ученых. На сей раз одной группе добровольцев включили Моцарта, а другой — аудиокнигу Стивена Кинга. Выяснилось, что рассказы короля ужасов тоже неплохо повышают результаты тестов, особенно у поклонников Кинга.
Так что если вы хотите слушать музыку с пользой для себя, выбирайте любую, лишь бы она нравилась именно вам, и положительный эффект — хорошее настроение — не заставит себя ждать.
Играй как можешь: как занятия музыкой помогают развиваться
Значит ли это, что волна интереса к «эффекту Моцарта» не принесла ничего хорошего? Вовсе нет. Дискуссии вокруг этой проблемы помогли тем, кто считали классику скучной или чересчур сложной, заинтересоваться ею и по-новому услышать давно знакомые мелодии. Но, что еще важнее, благодаря разговорам о пользе классики многие родители задумались о том, чтобы дать своим детям хотя бы начатки музыкального образования. Уроки музыки обязательны далеко не везде, а зря: в их эффективности наука не сомневается.
Многие ученые считают, что занятия музыкой (сюда входят и пение, и игра на инструментах, и другие формы обучения) помогают также развивать множество навыков, непосредственно не нужных для извлечения звуков. Например, исследователи из Гарвардской медицинской школы заметили связь между образованием и успешным выполнением заданий.
В их эксперименте поучаствовали 59 десятилетних детей, из них две трети учились играть на клавишных или струнных инструментах не менее трех лет. Как и ожидалось, те, кто учился музыке, лучше проходили тесты на мелкую моторику и распознавание разницы в высоте звуков. Но вдобавок они обошли немузыкальных ровесников и в других заданиях.
Словарный запас у юных пианистов и скрипачей оказался в среднем больше, а результаты тестов на наглядно-образное мышление — выше.
Как уроки музыки развивают эти способности? Есть несколько версий. Во-первых, игра на инструментах — комплексный процесс, требующий множество навыков. Например, необходимость читать ноты тренирует умение декодировать любые тексты, поэтому нарастить богатый словарный запас становится проще. С другой стороны, родители, которые отправляют детей заниматься музыкой, могут быть в целом сильнее вовлечены в воспитание. Возможно, они больше следят не только за тем, чтобы ребенок регулярно репетировал, но и за тем, как он делает школьные домашние задания или читает. Здесь, конечно, важно не переусердствовать: уроки из-под палки еще никого не сделали счастливым.
Еще один важный момент — мотивация. Ученые недаром работали с детьми, которые не бросили фортепиано или скрипку в течение как минимум трех лет. Вероятно, у них высок и общий уровень мотивации к учебе, они не отказываются от сложных задач при первых трудностях, отсюда и успех.
Похожее исследование проводят ученые из Университета Южной Калифорнии в течение 5 лет. Они наблюдают почти за 70 детьми из небогатых семей, живущих в окрестностях Лос-Анджелеса. Треть участников наблюдений играли в молодежном оркестре, и время от времени всех детей обследовали с помощью МРТ. Ученые обнаружили, что спустя два года занятий структуры мозга «музыкантов» и «немузыкантов» различались. У детей, которые играли в оркестре, активнее развивались зоны, связанные с обработкой звука.
Их мозг работал по-другому и в ситуациях, не связанных с музыкой. Детям предлагали выполнить тест Струпа: им показывали карточки с названиями цветов и оттенков, но при этом цвет надписи и название цвета не совпадали (например, слово «красный» было написано зеленым). Оказалось, что при выполнении задания у оркестрантов нейронная активность выше. Впрочем, дело может быть не только в музыке: подобный эффект наблюдался и у детей, которые активно занимались спортом. Возможно, развитию мозга способствует не столько музыка, сколько наличие хобби и связанной с ним мотивации, вовлеченности в работу команды.
Не только дети: как музыка помогает взрослым?
Итак, тем, кто с детства играл на скрипке, пел в хоре или записывал с одноклассниками рэп, крупно повезло. Но значит ли это, что для взрослых все потеряно? Конечно, нет. Увлечение музыкой не только делает взрослую жизнь ярче, но и защищает мозг от неизбежных возрастных изменений.
Играть или петь полезнее, чем просто слушать. Ученые выяснили, что у тех, кто когда-либо в жизни играл на музыкальных инструментах, в среднем реже развивалась деменция.
Почему так происходит, ученые пока не знают. Возможно, занятия музыкой прокачивают много навыков одновременно — этим иногда объясняют и ее пользу для детей. Есть и другая версия: музыка усиливает способность мозга компенсировать пробелы в работе одних областей с помощью других.
К похожим выводам пришли испанские исследователи. Проанализировав 13 научных работ, они подтвердили: музыкальные занятия действительно помогают сохранять ясность рассудка в зрелом и пожилом возрасте. Они улучшают внимание, способность к рассуждению и скорость обработки информации. При этом у взрослых этот эффект, увы, не накапливается — когда человек перестает играть или петь, все бонусы быстро сходят на нет.
Еще одна сфера, где музыка незаменима, — профилактика бессонницы и других проблем со сном. Прослушивание музыки по вечерам действительно успокаивает и помогает легче засыпать, причем этот эффект накапливается. Какую же музыку лучше слушать перед сном? Тут мнения ученых расходятся. Некоторые считают, что эффективны только композиции в медленном темпе (около 60 bpm).
Впрочем, судя по опросу, который провели Виктория Уильямсон и ее коллеги, засыпать помогает самая разная музыка. 650 респондентов назвали 545 исполнителей в 14 разных жанрах, которых чаще всего слушают, чтобы расслабиться и уснуть. Чаще всего опрошенные упоминали произведения Иоганна Себастьяна Баха, а второе место занял Эд Ширан, обогнав Моцарта. Главное, чтобы композиция не вызывала ярких воспоминаний: слушать перед сном «вашу песню» вскоре после расставания — явно не лучший выбор.
Это далеко не все доводы, говорящие о пользе музыки в любом возрасте. Мы не упомянули, например, о музыкотерапии, эффективно помогающей людям с различными заболеваниями. На протяжении тысячелетий не меняется главное: ритм и мелодия по-прежнему способны воздействовать на нас. Слушайте, играйте и пойте песни, которые вам нравятся, ведь это один из самых приятных способов позаботиться о себе в будущем.
Моцарт с рождения: повышает ли классическая музыка интеллект младенцев
Разрезаем бумагу после классики
В 1993 году трое ученых из университета Калифорнии провели исследование. Они разделили группу студентов на две половины. Первая из них десять минут слушала “Сонату для двух фортепиано Ре мажор” Вольфганга Амадея Моцарта, а вторая – тишину или простые успокаивающие мелодии. После этого добровольцы должны были пройти «пространственный» тест. Он заключался в сворачивании и разрезании бумаги.
Оказалось, что результаты тех, кто слушал Моцарта, были намного лучше, чем у второй группы. Исследование было опубликовано в престижном научном журнале Nature и произвело эффект разорвавшейся бомбы. СМИ подхватили термин «эффект Моцарта», популяризатором которого выступил педагог и музыкант Дональд Кэмпбелл. Согласно концепции, интеллектуальные способности детей улучшаются при прослушивании классической музыки.
Доверчивая Америка
При этом в оригинальном исследовании 1993 года не говорилось о долгосрочном влиянии классики на интеллект. Речь шла лишь о выполнении небольшого задания сразу после прослушивания. Более того, дети не упоминались вообще – опыт проводился на студентах. Не существовало ни одной научной работы, где бы проверялось влияние классики на новорожденных. Однако это уже не имело значения: медиа распространили ложную сенсацию.
Псевдонаучная теория захватила США и весь мир. Компании начали производить диски с музыкой Моцарта «для улучшения интеллекта» у младенцев. Уже к 2003 году было продано более 2 млн подобных товаров. К 2004 году более 80% американцев знали об «эффекте», а 73% студентов на начальных курсах психологии считали, что «прослушивание Моцарта усиливает интеллект». Политики тоже поверили в это. В 1998 году губернатор штата Джорджия Зелл Миллер внес в бюджет расходы на диск или кассету с классикой для каждого новорожденного. Его примеру последовали в Теннесси, а сенат Флориды законодательно потребовал, чтобы во всех финансируемых штатом детских садах каждый день проигрывались классические композиции.
Опровержение через опыт
Несмотря на огромный энтузиазм, ученые не смогли повторить результаты исследования 1993 года. В нескольких научных работах демонстрировалось: “эффект Моцарта” крайне невелик и длится не больше часа. Чуть более поздний эксперимент выявил важную вещь: студенты, слушавшие Моцарта, были в состоянии эмоционального возбуждения из-за музыки. Оно ненадолго ускорило ум, что привело к лучшему результату в мыслительной задаче. Как пишут авторы книги «50 великих мифов популярной психологии», когда исследователи использовали статистические методы, чтобы уравнять эффект эмоционального возбуждения в трех экспериментальных уровнях, “эффект Моцарта” исчез. То есть к ускорению мышления с такой же долей вероятности привел бы любой вызывающий эмоции стимул: от чашки чая до приятного сообщения от близкого человека.
Вундеркиндов не создашь искусственно
Во многом «эффект Моцарта» захватил Америку и мир в 2000-х годах из-за того, что за 20 лет до этого уже эксплуатировалась псевдонаучная идея о том, что большая часть интеллекта людей развивается в первые несколько лет их жизни. Вследствие этого в США в 1980-х родители включали своим новорожденным детям курсы по высшей математике и иностранным языкам. Даже сейчас существует масса роликов и брошюр на эту тему.
Однако исследования доказывают обратное: лучше всего младенцы учатся во время обычной игры. Сначала должно развиться умение познавать мир. Только после этого ребенок будет готов к получению знаний. Включать же музыку детям можно любую. Главное, чтоб параллельно младенец мог самостоятельно ползать, рисовать и играть.
Как музыка влияет на человеческий мозг
Люди на протяжении многих веков используют музыку для общения, выражения своих эмоций и для того, чтобы вызвать определенные чувства у другого человека. Тем не менее только в 50-х годах прошлого века европейские и американские медики начали замечать, что некоторые мелодии способствуют более быстрому выздоровлению пациентов. С тех пор ученые всего мира ищут ответ на вопрос – как музыка влияет на человеческий мозг, эмоции и поведение?
Современные исследования показывают, что разные мелодии помогают снять стресс, побороть депрессию, беспокойство и злость, ускоряют выздоровление пациентов после операций и даже снижают риск развития старческого безумия. Прослушивание разных стилей музыки может вызывать у нас как позитивные эмоции, так и грусть. Важно только знать, что и когда слушать.
Как наш мозг воспринимает звуки
Звук – это не что иное, как волна из механических колебаний, распространяющихся в определенной среде. Он может проходить сквозь жидкости, твердые тела, газы. Когда эта волна, передвигаясь воздухом, достигает нашего уха, а точнее – барабанной перепонки, мы слышим определенные звуки.
Разные звуки, входя во внутреннее ухо, активизируют разные области головного мозга. Что интересно, результат такого влияния часто зависит от музыкальной подготовки человека. То есть у разных людей одна и та же мелодия может вызвать разные эмоции и провоцировать активность разных частей головного мозга. Тем не менее существуют и некоторые общие модели влияния музыки.
Головной мозг – это центр управления человеческим телом. Он состоит из двух полушарий: правого (отвечает за интуицию, творческое начало, воображение) и левого (ответственно за вербальную информацию, аналитическое мышление, логику, языковые способности). То есть правая полусфера мозга обрабатывает информацию интуитивно, визуально и творчески, а левая – путем аналитических размышлений, логики и сложных математических вычислений. Но оба полушария не работают в автономном режиме, а соединены между собой мозолистым телом – сплетением нервных волокон.
Все, что случается с человеком каждую секунду на протяжении всей жизни в той или иной степени воздействует на мозг. И музыка не исключение. Под ее воздействием активизируется обмен информацией между двумя полушариями, позволяя им работать в гармонии. Поскольку музыка – это невербальная информация, она воздействует на правое полушарие. Но как только к мелодии добавляются слова, начинается влияние на левую часть органа. Таким образом, любая песня активизирует обе полусферы. Кстати, как обнаружили ученые, на височную долю мозга (так называемая слуховая кора головного мозга) может влиять не только реально услышанная мелодия, но и воображаемая.
А еще было выяснено, что звуки могут влиять на нейропластичность мозга, то есть его способность к формированию новых нейронных связей. Клетки головного мозга в течение всей жизни взаимодействуют между собой. Но схемы этого взаимодействия могут со временем меняться. Это случается, например, после травм головного мозга или в ходе взросления человека (под действием жизненного опыта меняется и структура головного мозга).
Но как оказалось, есть еще один фактор, способный повлиять на нейропластичность мозга. Это музыка. В ходе научных наблюдений ученые обнаружили, что иногда, когда нейроны теряют возможность взаимодействовать между собой в привычных комбинациях, под воздействием определенных мелодий они начинают прокладывать себе альтернативный маршрут. Так, музыкотерапия помогает восстанавливаться пациентам после тяжелых черепно-мозговых травм (когда пострадала речь или память).
Нравится ли мозгу музыка
Если вы считаете, что на планете нет людей, которым бы музыка любого направления не нравилась вообще, то ошибаетесь. Ученые говорят, что примерно 5% населения Земли абсолютно равнодушны к музыкальным звукам. Сотрудники университета Макгилла (Канада) сравнили процессы, происходящие в головном мозге меломанов и людей, не переносящих музыку.
Оказалось, что у антимеломанов во время прослушивания любой мелодии не активизируются участки мозга, призванные обрабатывать звуковые сигналы. Также выяснилось, что в их организмах на фоне музыки не вырабатываются гормоны удовольствия.
Но в то же время эти участки мозга у антимеломанов не всегда «молчат». В остальных случаях они реагируют вполне адекватно. Почему так происходит, исследователям еще предстоит разобраться. А пока известно, что на фоне прослушивания мелодий у большинства людей улучшается настроение, проходят депрессии, апатия, то есть музыка определенно благотворно влияет мозг, можно сказать, что она ему нравится.
Международная группа ученых провела исследование, в рамках которого доказала, что любовь к мелодиям у людей закладывается на генетическом уровне и тесно взаимосвязана с выработкой дофамина (нейромедиатор головного мозга, отвечающий за чувство удовольствия). И чем больше прослушиваемая мелодия нравится человеку, тем больше дофамина вырабатывает организм.
Как разные мелодии влияют на наши эмоции
Исследования показывают, что музыка способна воздействовать на нейронную сеть головного мозга, стимулируя тем самым определенные эмоции и вызывая изменения в настроении. Наверное, многим приходилось наблюдать за тем, как маленькие дети под понравившуюся им мелодию сначала начинают улыбаться, а затем двигаться в такт. Еще один пример – колыбельные песни. В течение веков во всех странах мира матери поют малышам песни. Дети слушают, успокаиваются и засыпают. Нередко и сами мамы засыпают под колыбельные, причем даже раньше малышей.
Одной из причин таких эмоциональных изменений является гормон окситоцин, выработка которого активизируется на фоне услышанного пения. Именно этот гормон называют причиной тесной взаимосвязи между матерью и ребенком, слушающим колыбельные.
Исследователи предполагают, что окситоцин снижает активность участков головного мозга, отвечающих за страх и тревогу, поэтому выброс гормона делает человека более спокойным и доверчивым. В некоторых случаях окситоцин препятствует выработке кортизола – гормона стресса. Кроме того, ученые обнаружили, что прослушивание музыки способствует выработке гормона дофамина, отвечающего за чувство удовольствия.
Что для мозга лучше: веселая или грустная мелодия
Группа ученых из Финляндии и Великобритании обнаружила, что даже грустные мелодии могут вызывать в головном мозге процессы, которые улучшат настроение. Подводя итоги наблюдения, исследователи указали на то, что люди, как ни странно, испытывают особый вид удовлетворения и эмоций во время просмотра трагических фильмов или прослушивания грустных песен.
Свой вклад в изучение сделали и японские ученые. Они определили, что грустные переживания для нашего мозга обычно ассоциируются с романтическими чувствами, а некоторым людям в состоянии печали полезно слушать минорную музыку, так как она действует на мозг как психологическая уловка – позволяет легче пережить собственную трагедию.
В это же время мужской и женский мозг по-разному реагирует на грустную и агрессивную музыку. У женщин на фоне таких мелодий активизируется часть мозга, отвечающая за эмоциональный контроль. У мужчин все происходит наоборот. Поэтому сильному полу в состоянии грусти минорные мотивы лучше не слушать.
Интересный эксперимент с прослушиванием мажорных и минорных мелодий провели ученые из Ирландии. Они нашли подтверждения тому, что прослушивание определенной музыки может повлиять на восприятие эмоций другого человека. Участникам эксперимента дали несколько фотографий незнакомцев и попросили определить, какую эмоцию передает выражение лица. В итоге оказалось, что под веселые мелодии люди рассматривали в незнакомых лицах счастье, под грустные напевы в тех же самых фотографиях испытуемые видели нейтральную или печальную мимику.
Музыка и…
…память
В 2014 году на экраны вышел американский фильм «Живые внутри» (Alive Inside). В основе сюжета лежит рассказ о сотруднике дома престарелых, который однажды решил провести эксперимент и принес в больницу айпод с разными стилями музыки. Что случилось дальше, потрясло всех: пациенты с болезнью Альцгеймера, прослушивая разные песни, начали вспоминать события из своего прошлого.
Но что самое удивительное, история, рассказанная в фильме, не выдумка, а факт, имеющий под собой научное объяснение. Еще в 2009 году сотрудники Калифорнийского университета обнаружили область головного мозга, которая связывает музыку и воспоминания. То есть услышав мелодию из прошлого, человек начинает вспоминать эмоции и события, связанные с ней.
…работоспособность
Результаты большинства исследований показывают, что прослушивание музыки может повысить работоспособность. Но при этом важно знать, какие песни лучше слушать на работе.
Веселые, позитивные мелодии всегда активизируют креативные способности и улучшают умение работать в коллективе. Это обнаружили нидерландские специалисты. В ходе эксперимента ученые предложили нескольким трудовым коллективам во время работы прослушивать музыку грустную, веселую, спокойную, тревожную, а контрольная группа работала в тишине. В итоге оказалось, что лучшие результаты работы показала группа, для которой звучали веселые мелодии.
Кроме того, ученые обнаружили, что для повышения концентрации и продуктивности на работе полезно слушать инструментальную музыку. Мелодии со словами, наоборот, отвлекают внимание человека от решения задач. А вот людям, чья работа связана с монотонными действиями и не требует повышенной концентрации, напротив, полезнее слушать песни. Они носят отвлекающий характер и делают работу не такой скучной.
Американские исследователи еще в 1972 году провели опыт, в ходе которого обнаружили, что у людей, выполняющих монотонную работу, производительность труда возрастает, если на фоне играет музыка. Двадцатью годами позже ученые обнаружили, что музыкальное сопровождение полезно даже в работе хирургов, а математические задачи легче решать под звуки классики или рок-песни.
Кроме того, было установлено, что на эффективность работы людей разных специальностей положительно влияет прослушивание звуков природы. Но чтобы извлечь максимальную пользу от музыки на рабочем месте полезно чередовать периоды работы в тишине и труд под звучание мелодий.
…творчество
Разные звуки по-разному влияют на ритмы головного мозга. Музыка вызывает колебания альфа- и тета-волн. У людей творческих картина мозговых колебаний имеет некоторые особенности. В частности, когда происходит всплеск альфа-волн, человек ощущает желание творить, на него накатывает вдохновение. Похожий эффект дает всплеск тета-волн, но они, кроме того, отвечают за расслабление и сон.
Также ученые проанализировали, как разные по силе звуки влияют на творческие процессы. Оказалось, что оптимальная громкость для выполнения творческих задач – это умеренный шум в пределах 70 децибел, а вот шум от 85 децибел негативно влияет на креативность человека.
…сексуальное влечение
Еще Дарвин предполагал, что музыка развилась как часть эволюционного отбора. Вспомнить хотя бы птиц. Для самцов пение – это способ привлечь самку. Хотя далеко не на каждую песню она откликнется.
Специалисты Венского университета решили проверить теорию о «сексуальности» музыки на примере людей. Участникам эксперимента предстояло просмотреть фотографии разных людей и ответить, готовы ли они пойти на романтическое свидание с человеком из фотографии. Но перед тем как рассматривать лица незнакомцев, участникам опыта предложили послушать несколько мелодий. Затем ответы сравнили с ответами людей из контрольной группы.
Оказалось, что женщины, прослушавшие музыку, были более благосклонны к мужчинам на фото и чаще, чем представительницы из контрольной группы, готовы были отправиться на свидание с незнакомцем. А вот на мужчин, как оказалось, песни не произвели никакого впечатления: ответы представителей обеих групп почти не различались.
…занятие спортом
Тренировки под музыку гораздо полезнее и приятнее для наших организмов, нежели спорт в тишине. А все потому, что мелодии блокируют в мозге сигналы об усталости. К примеру, еще в начала ХХ века американский исследователь Леонард Айрес открыл, что под музыку люди обычно быстрее крутят педали велосипеда. Спустя столетие современные ученые также нашли подтверждение данного факта: под звучание разных мелодий велосипедисты сжигают больше калорий.
Лечебные свойства музыки
Вы уже знаете, что прослушивание музыки способствует выработке дофамина – гормона счастья. Но еще больше пользы человеческий организм может получить от занятий музыкой. Оказалось, что пение и игра на разных музыкальных инструментах улучшает внимание, моторику и активирует взаимодействие между двумя полушариями головного мозга.
Музыка обладает обезболивающим эффектом – об этом рассказали американские ученые после наблюдения за больными в послеоперационный период. Участие в опыте приняли пациенты ортопедического отделения, перенесшие операцию на позвоночнике.
Первой группе больных предложили слушать любимую музыку, пациенты из второй группы восстанавливались в обычных для больницы условиях. Когда пациентам из двух групп предложили описать характер испытываемой боли, оказалось, что меломаны чувствуют себя намного лучше, чем пациенты из контрольной группы.
Почему в барах играет громкая музыка
Громкая музыка в питейных заведениях – неслучайность: под ее воздействием люди выпивают больше спиртного за более короткий временной промежуток. Подтверждение этому нашли французские исследователи. Группа ученых наблюдала за мужчинами в возрасте от 18 до 25 лет и нашла доказательство тому, что изменение громкости музыки влияет на скорость употребления алкоголя. Этот феномен ученые объясняют влиянием звука на головной мозг.
Чем громче музыка, тем выше возбуждение и тем больше желание пить и есть.
Характер и музыкальные предпочтения: есть ли взаимосвязь
Проанализировав музыкальные предпочтения более чем 35,5 тысячи молодых людей со всего мира, ученые следовали вывод, что любители одинаковых музыкальных направлений имеют много общих черт характер.
По наблюдениям, любители «тяжелой» музыки, как правило, спокойные люди, но среди них есть много лиц с низкой самооценкой. Блюз и джаз больше нравятся творческим, общительным и вежливым людям. А еще такую музыку часто предпочитают высокомерные и нервные личности.
Классике отдают предпочтение чаще всего интроверты с творческими задатками и высоким чувством собственного достоинства, а страстные любители оперы – это, как правило, творческие, открытые и вежливые личности.
Регги – выбор людей с завышенной самооценкой, общительных, талантливых, но ленивых. Ритмичные танцевальные мотивы не оставляют равнодушными экстравертов с творческими способностями, но, как правило, плохими манерами. Не самым лучшим воспитанием могут похвалиться любители инди-музыки. Кроме того, среди них часто встречаются очень ленивые и недооценивающие себя люди.
Рэп – выбор общительных, но слегка эгоистичных. Кантри – любимое направление трудолюбивых и коммуникабельных лиц. Но вместе с тем лица с такими музыкальными предпочтениями больше других склонны к суициду.
Влияние разных звуковых частот на мозг
Не только направление музыки и ее громкость являются решающими в плане воздействия на головной мозг. Каждая нота имеет определенную частоту, которая тем или иным образом влияет на нервную систему. И это также надо учитывать, составляя плей-лист с целью вызвать те или иные реакции в головном мозге, повлиять на самочувствие.
Волны | Уровень герц | Создаваемый эффект | Когда слушать |
---|---|---|---|
Бета | 14-40 | Пробуждение, активизация сознания, прилив сил | Для повышения работоспособности и энергичности |
Альфа | 8-14 | Спокойствие, расслабление | Для медитации, расслабления, во время перерывов на работе, для активации творческого настроения |
Тета | 4-8 | Глубокая релаксация | Когда хочется помечтать, уйти в состояние глубокого расслабления |
Дельта | 0-4 | Глубокий сон без сновидений | Когда необходимо быстро восстановить силы и отдохнуть |
Музыка способна улучшать здоровье, сделать нас счастливее, умнее и активнее. Исследователи из разных стран нашли множество подтверждений того, что разные мелодии в той или иной степени влияют на наш мозг. Конечно, это еще не повод в корне менять свои музыкальные предпочтения. Слушайте то, что вам нравится и помните, что мелодия в наушниках в первую очередь должна приносить удовольствие, но не забывайте про безопасный уровень громкости. Руководствуйтесь своим вкусом и предпочтениями, хотя прислушиваться к советам исследователей иногда также будет не лишним.
Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru