улица чапаева какой район
Улицы Екатеринбурга: Чапаева
Чапаева – уютная улица, на которой можно почувствовать атмосферу старого доброго Екатеринбурга XIX века. Пожалуй, моя самая любимая улица города. Здесь сложился уникальный архитектурный ансамбль. Общественники во главе с архитектором Мариной Сахаровой предлагали придать этому району статус исторического достопримечательного места и защитить от уничтожения современной застройкой, но куда там – чиновникам важнее кошелек.
Бывшие названия улицы: Толстиковская, Архиерейская, Детский городок. Первое название (ул. Толстиковская) было дано по фамилии владельца первой большой усадьбы. До наших дней она не сохранилась. В 1845 году улицу переименовали в Архиерейскую – здесь размещалась резиденции архиерея. В 1920-е годы непродолжительное время улица называлась Детским городком, так как на ней было много детских учреждений.
В 1930 году улица получила современное название – в честь начальника дивизии Красной армии, участника Первой мировой и Гражданской войн Василия Ивановича Чапаева (1887-1919). Благодаря книге Д.А. Фурманова «Чапаев» и одноименному фильму, а также многочисленным анекдотам, Чапаев является, пожалуй, самым известным участником Гражданской войны.
После смерти писателя П.П. Бажова рассматривался вопрос переименования улицы в его честь (как-никак, здесь Бажов жил долгое время и сохранился его дом), но заменять имя названной в честь героя Гражданской войны улицы не решились и присвоили имя Бажова другой улице – хоть и одной из центральных, но с Бажовым никак не связанных.
Улица Чапаева расположена в двух района города: Ленинском и Чкаловском. Она состоит из двух участков:
На Фрунзе улица прерывается трамвайным парком, а далее теряется среди жилой застройки и ничем особенным там не отличается. Представляет интерес лишь исторический участок улицы Чапаева от Декабристов до Большакова.
Участок улицы между Декабристов и Большакова начал застраиваться еще в конце XVIII века. Здесь располагались промышленные предприятия: кожевенные, салотопенные, мыловаренные, свечные заводы, а также отдельные дома. С 1826 года по указу властей предприятия стали выносить за черту города. Начали появляться новые усадьбы с красивыми особняками, благоустраивались берега реки Исети. Из промышленной улицы с дурным запахом Архиерейская превратилась с одну из самых богатых. Здесь селились состоятельные горожане. О ее особенном статусе свидетельствует и тот факт, что она одна из немногих улиц старого Екатеринбурга, которая была замощена.
На углу улицы Архиерейской и переулка Архиерейского размещалась резиденция Екатеринбургского архиерея с церковью и большим садом. Также духовному ведомству принадлежали здания, занимаемые духовной консисторией (№ 14) и правлением архиерейского дома (№ 12). Именно по резиденции архиерея эта улица получила название Архиерейской, так она была известна до революции.
В прошлом улица заканчивалась Цыганской площадью. Южнее она была застроена уже в советское время.
Теперь предлагаю познакомиться с наиболее интересными зданиями улицы Чапаева.
Чапаева, 1. Усадьба М.А. Нурова
Угловую усадьбу под номером 1 датируют первой половиной XIX века. Ею владел Михаил Ананьевич Нуров (ок.1831-1880). В Екатеринбурге ему принадлежал салотопенный завод, продукция которого продавалась в Санкт-Петербурге и Лондоне. Также он занимался хлебной торговлей и золотопромышленностью. Был известным благотворителем, дважды избирался городским головой (1863-1866, 1876-1880).
В настоящее время от усадьбы сохранились одноэтажный дом на углу улицы, вытянутые вдоль Декабристов двухэтажный флигель и ограда, а также хозяйственная постройка во дворе. Стилистически здания принадлежат к эклектике, однако монументальная колоннада ограды выдержана в традициях классицизма. Если зайти во двор, то можно заметить выступ, где в прошлом была домовая церковь.
Каменную ограду архитекторы характеризуют как колоннаду тосканского ордера. За колоннами в стене – вытянутые арочные проемы с филенчатыми обрамлениями. В прошлом тут стояли ажурные решетки. На территории усадьбы Нурова на правом берегу реки Исети был сад с оранжереей. Также Нуровым принадлежали усадьбы под номерами 4 и 6 на этой же улице.
В настоящее время в доме Нурова размещаются магазины и различные коммерческие фирмы. Он имеет статус памятника архитектуры.
Рядом, на улице Декабристов, расположен Царский (Александровский) мост через реку Исеть. Он был построен в 1889-90 годах по проекту архитектора С.С. Козлова. Сооружен взамен деревянного моста, стоявшего с 1824 по 1889 год (по этому мосту в 1824 году проезжал император Александр I, отчего и дано такое название). Он представляет собой каменный трехарочный мост из крупного бутового камня. Является памятником архитектуры федерального значения.
Чапаева, 2 / Декабристов, 67. Дом Афониных
В этой угловой усадьбе жила семья купца И. Афонина. Дом был построен в конце 1870-х годов, перестроен в 1900 году для нового владельца – купца Е. Степанова. Автор проекта неизвестен. Дом имеет равнозначные фасады, выходящие на улицы Чапаева и Декабристов. Акцентом в общей композиции является скошенная угловая часть объема в виде ризалита, которая является своеобразной осью симметрии. Здание является образцом жилого дома рубежа XIX-XX веков, решенного в «кирпичном» стиле.
Афонины занимались кондитерским делом. Здесь имелись кондитерская с булочной, ренсковый погреб, мелочная лавка. В недавнем прошлом тут размещалась редакция журнала «Уральский следопыт». Является памятником архитектуры.
Недавно, вопреки протестам общественности, вплотную к дому Афониных пристроили современное торгово-офисное здание, выглядящее в историческом квартале как на редкость унылое убожество. Вписать его в уникальный архитектурный ансамбль улицы Чапаева даже не попытались.
Чапаева, 3. Усадьба братьев Ошурковых
Близ усадьбы Нурова расположена бывшая усадьба купцов Ошурковых – золотопромышленников, хозяев салотопенных, стеариновых и химических заводов.
Свой особняк братья Ошурковы начали строить в 1858 году, а достроили лишь к 1876 году. Это двухэтажный каменный дом с мезонином. Главный фасад украшен портиком на рустованной аркаде. Между аркадой и стеной образуется проход. Выше поднимаются четыре коринфские колонны, между ними – балконы с чугунными решетками на двух уровнях.
За домом были надворные постройки, а также сад на берегу Исети с павильонами, беседками, купальней. В советское время все это было утрачено. Ошурковым также принадлежали усадьбы № 8 и 10.
Дом сохранил видное положение в начале улицы. Вместе с соседними образует интересный ансамбль, в котором традиции классицизма сочетаются с помпезностью эклектики. Является памятником архитектуры федерального значения.
Сейчас это здание занимает детская библиотека «Малая Герценка». В 2008 году в подвале дома снимали сцены фильма «Золото» с Сергеем Безруковым в главной роли. Для этого подвал переделали под кабак XIX века.
Слева стоит небольшой одноэтажный флигель на три окна (Чапаева, 3е). А во дворе – здание банка «Нейва» (Чапаева 3а). Это современное здание, построенное в классическом стиле и стилизованное под старую застройку улицы.
Чапаева, 5. Усадьба Давыдовых
Этот особняк особенно выделяется в застройке улицы. Официально усадьба принадлежала Анфии Павловне, урожденной Ошурковой, которая вышла замуж за Петра Феофановича Давыдова. Давыдов закончил Петербургскую консерваторию, был талантливым оперным тенором, а также занимался предпринимательством. С 1884 года П.Ф. Давыдову принадлежал гончарно-печной и изразцовый завод, славившейся качеством продукции.
Усадьба имела четкое подразделение: дом, выведенный на красную линию улицы, парадный двор, сад и огород. Длинной стороной была направлена в глубину квартала.
Двухэтажный каменный дом с мезонином сочетает традиции классицизма с мотивами различных направлений эклектики (неогрек, неорококо). Имеет строго симметричную композицию, украшен лепниной. С северо-востока примыкает двухэтажная пристройка. Внутри сохранились чугунные перила лестницы и отдельные элементы лепнины на потолках.
Вот как описывают архитектуру дома специалисты:
«Центр главного фасада акцентирован четырьмя каннелированными пилястрами большого ордера, охватывающими оба основных этажа. Завершением служит фронтон мезонина. Рустованный нижний этаж украшен поясом орнамента – меандра, верхний – лепными вставками над окнами. В капители пилястр введены розетки, в увеличенном виде помещенные и выше, на уровне карниза. В простенках окон мезонина крупные картуши – рокайли. Фронтон наделен сухариками-модульонами. Со стороны двора мезонин и пристройка имеют фронтоны. Дворовые фасады гладкие, обработаны лишь горизонтальными углублениями».
Представляет собой здание переходного периода от классицизма к эклектике. Является памятником архитектуры (федерального значения) первой половины XIX века.
Сейчас здание занимает Центральная городская библиотека имени А.И. Герцена.
Чапаева, 8. Первый дом купца Е.М. Ошуркова
Жилой дом купца Е.М. Ошуркова построен в 1879-80 годах. Проект дома был утвержден архитектором М.Л. Реутовым. Двухэтажный каменный дом украшен лепным орнаментом. Внутри почти полностью сохранилось интерьерное убранство: лепные потолочные розетки, богатые карнизные лепные тяги, художественный паркет, изразцовые печи, филенчатые двери.
По обе стороны от дома – каменная ограда по красной линии улицы. Справа от дома расположены ворота с двумя калитками, построенные одновременно с домом.
Здание представляет собой образец крупного жилого дома Екатеринбурга конца XIX века, решенного в духе эклектики, с использованием в убранстве фасадов и интерьеров лепного «барочного» орнамента. Является памятником архитектуры.
Справа от этого дома стоят 2- и 3-этажные здания (Чапаева, 8б), а слева – детская художественная школа №2 им. Г.С. Мосина (Чапаева, 8а).
Чапаева, 7. Гаражи треста «Автодвижение»
Эти гаражи построены в 1924 году. Два соединенных вместе кирпичных ангара в основе конструкции имели железобетонные арки, в последующем замененные на металлические фермы. Такая конструкция позволила создать внутри просторные помещения без промежуточных опор. Здания имеют единый главный фасад, украшенный треугольными аттиками, за которыми расположены скатные кровли. Торцы зданий имеют большие арочные окна.
На здании установлена мемориальная доска, сообщающая следующее: «На этом месте находился дом, где в 1829 году останавливался Александр фон Гумбольдт, немецкий естествоиспытатель, географ и путешественник».
В том году Гумбольдт совершил путешествие по Уралу. В ходе поездки, помимо прочего, ученый предложил для борьбы с обводнением березовских золотых шахт осушить озеро Шарташ.
Участник того путешествия, ученый Густав Розе позже писал о доме, в котором они останавливались:
«Дом, в котором мы жили, принадлежал русскому купцу, который, следуя национальным обычаям, носил длинный синий сюртук, опоясанный кушаком, и бороду. Он отдал нам лучшие комнаты на втором этаже, с белыми штукатуренными стенами, с карнизом, украшенным лепной работой из гипса, и со вкусом меблированные. Здесь жили мы все время, пока оставались в Екатеринбурге; возвращались из своих экскурсий опять сюда же и, привозя с собой множество различных предметов, раскладывали их в комнатах.
Несмотря на все наши старания быть сколь возможно менее тягостными нашему хозяину, причиняли мы ему однако ж много неудобств, и он за все это не имел даже вознаграждения хорошенько поговорить с нами, так как мы нисколько не могли говорить по-русски, и разговор наш с ним должен был по необходимости производиться через посредство нашего слуги, который, впрочем, в совершенстве знал русский язык. Однако ж мы никогда не видали, чтоб хозяин наш относился к нам недружелюбно: всегда он был до крайности вежлив и услужлив и всегда старался предупреждать наши желания, о чем мы можем вспомнить не иначе, как с величайшей благодарностью.
Но не могу не упомянуть здесь о домашнем насекомом, с которым мы здесь впервые познакомились, проводя до сих пор лишь немногие ночи в домах, и которое мы потом встречали почти во всех домах в Сибири. Это – тараканы. Хотя дом, в котором мы жили, был, конечно, из лучших в Екатеринбурге и не оставлял желать ничего лучшего относительно чистоты и опрятности, однако ж и тут было их весьма много. Они бегали по полу комнат с особым шелестом, преимущественно вечером, когда зажигался огонь. Хотя они и не причиняют никакого вреда, но все же непривычному довольно неприятно видеть этих больших темно-бурых тварей, столь бесцеремонно разгуливающих по комнатам».
Чапаева, 7а. Усадьба купца И.Д. Баландина
И.Д. Баландин был потомственным почетным гражданином. Первый каменный дом здесь был построен еще в 1791 году. После смены владельцев и вывода салотопенного и кожевенного производства был построен новый каменный двухэтажный дом с мезонином. На территории усадьбы имелись парадный и хозяйственный дворы, обширный сад.
Примерно в 1860-70-е годы у дома появились пристройки. На классический облик дома наслоились украшения в стиле эклектики. Был построен вытянутый в глубину вдоль переулка одноэтажный каменный флигель, переделаны ограда и ворота.
В плане дома можно заметить двухэтажный выступ наподобие апсиды – видимо, тут была домовая старообрядческая церковь. Усадьба Баландина имеет статус памятника архитектуры.
Чапаева, 10. Усадьба М.М. Ошуркова
Этот каменный одноэтажный особняк принадлежал М.М. Ошуркову. Прошение о строительстве дома было подано в 1888 году. Возможно, здание построено по проекту Ю.О. Дютеля.
Дом занимает угловое положение. Главный фасад выходит на улицу Чапаева. Здание имеет сложную декоративную композицию, включающую обилие деталей и форм из разных стилей.
Внутри интерьеры дома обильно украшены лепниной. Рядом с домом – ворота и ограда, построенные в 1888 году. Несколько раз за последнее время во время реконструкций дом сменил свой цвет. В нем размещается Центр традиционной народной культуры Среднего Урала.
Дом Ошуркова считается наиболее ярким образцом декоративных форм эклектики в жилой архитектуре Екатеринбурга второй половины XIX века. Является памятником архитектуры.
Чапаева, 14/10. Деловой дом на Архиерейской
Современное здание, акцентированное башней с часами. Неплохой пример, какие можно строить дома в историческом центре города. Автор проекта – архитектор Александр Долгов.
Чапаева, 14/5. Здание духовного ведомства
Рядом стоит двухэтажное каменное здание, построенное в стиле строгого классицизма в период с 1830 по 1859 год для Духовного ведомства Екатеринбургской епархии. Со второй половины XIX века на главный фасад был привнесен крупный лепной декор в «барочных» формах. Основной объем дома искажен пристройками второй половины XIX века, а дворовые фасады утратили первоначальный облик.
Представляет собой пример административного здания Екатеринбурга XIX века, имеет статус памятника архитектуры.
Через дорогу – здания Свердловского областного противотуберкулезного диспансера, рядом с которыми расположен парк. Это остатки бывшего архиерейского сада.
Как пишет В.И. Байдин в книге «Главы городского самоуправления Екатеринбурга», приехавший на Урал император Александр I 25 сентября 1824 года в 2 часа дня останавливался для переодевания в доме купца Якима Меркурьевича Рязанова, трижды занимавшего посты городского головы Екатеринбурга. Этот дом двухэтажный он начал строить в 1813 году. Усадьба располагалась примерно на месте туберкулезного диспансера на улице Чапаева. Кстати, рядом в Исеть тогда впадала речка Камышенка.
Рязанов воспользовался случаем для продвижения своих интересов и интересов старообрядцев, к которым он относился. Александр I дал разрешение на установку креста на каменной старообрядческой Никольской церкви (ныне — перешедший РПЦ Свято‑Троицкий кафедральный собор), а также разрешил Рязанову заняться поиском золота в Сибири за счёт средств из бюджета. Также император пожаловал Рязанову перстень, а супруге — фермуар, украшенный бриллиантами.
Чапаева, 14/1-7. Жилой комплекс «Городок милиции»
В 1930-е годы в квартале улиц Большакова, Чапаева и Степана Разина был выстроен жилой комплекс в стиле конструктивизма, получивший название Городок милиции. Здесь целый комплекс зданий.
До недавнего времени во дворе стоял заброшенный шестиэтажный дом (Чапаева, 14/4), в котором ранее жили высшие милицейские чины. Он был расселен из-за аварийного состояния, в декабре 2018 года снесен.
В прошлом вдоль современной улицы Большакова текла речка Монастырка. В советское время ее загнали под землю.
Чапаева, 11. Дом-музей П.П. Бажова
Одноэтажный деревянный дом стоит на углу с улицей Большакова (бывшая Болотная). Этот дом писатель Павел Петрович Бажов начал строить в 1911 году после женитьбы на Валентине Александровне Иваницкой. Семья Бажовых переехала сюда в 1914 году и жила в нем (с небольшими перерывами в период Гражданской войны) до 1968 года. В 1969 году в доме Бажова был открыта для посетителей мемориальная экспозиция.
Рубленый деревянный дом стоит на каменном цоколе, в нем четыре комнаты. Окна – с простыми наличниками. С виду обычный деревенский дом, лишенный декора. Является примером деревянной рядовой застройки старого Екатеринбурга.
В доме размещается мемориальный дом-музей П.П. Бажова (тел. (343) 257-06-92). Музейщики сохранили обстановку, которая была в доме при жизни писателя. Здесь можно увидеть рабочий кабинет (он же спальня супругов Бажовых), кухню (и одновременно семейную гостиную), коридор с конторкой, за которой П.П. Бажов писал сказы. В южной комнате воссоздана обстановка комнаты младшей дочери Бажовых Ариадны – теперь это детская. Северная комната переоборудована для проведения временных выставок и встречи гостей музея. Дом является памятником культуры федерального значения.
Рядом можно увидеть деревянные скульптуры, в том числе с изображением самого писателя. Есть тут и скульптура полоза, сделанная из металла.
Большакова, 71. «Общага-на-крови»
9-этажное общежитие УрФУ хотя административно относится к улице Большакова, но все же тоже заслуживает внимания. Оно является прототипом в романе писателя Алексея Иванова «Общага-на-крови». Иванов жил в этом общежитии, будучи студентом.
Далее идут обычные советские дома. Улица Чапаева обрывается, упираясь в Южное трамвайное депо. В прошлом на этом месте была Цыганская площадь. В депо есть музей под открытым небом со старыми трамваями.
За депо улица вновь появляется. Далее это «улица-призрак», которая то пропадает, то вновь возникает среди дворов многоэтажной застройки. Таким образом идет вплоть до улицы Авиационной. Впрочем, на этом отрезке улицы Чапаева уже нет ничего заслуживающего внимания.
Достопримечательности улицы Чапаева на карте
Павел Распопов
Источники:
Главы городского самоуправления Екатеринбурга: Исторические очерки. 2‑е издание. – Екатеринбург, 2008.
Зорина Л.И., Слукин В.М. Улицы и площади старого Екатеринбурга. – Екатеринбург, 2005.
Екатеринбург. Архитектурный путеводитель. 1920-40. – Екатеринбург, 2015.
Екатеринбург. Энциклопедия. – Екатеринбург, 2002.
Мемориальный дом-музей П.П. Бажова
Свод памятников истории и культуры Свердловской области. Том 1. Екатеринбург. – Екатеринбург, 2007.
Фотографии прошлого
Улицы нашего городка: где стоит общага-на-крови и жил немец, решивший осушить озеро Шарташ
Улица Чапаева в Екатеринбурге
Построение маршрута с пояснениями
Улица Чапаева на карте
На странице показан(а) Улица Чапаева в Екатеринбурге с номерами домов на карте, расположение смотрите ниже. Протяженность составляет 1066 метров.
Вы с легкостью можете найти любой дом на ул. Чапаева с помощью поиска по адресам, находящегося под картой. Впишите туда нужный адрес, в результате голубая метка покажет ваш запрос.
Чтобы проложить маршрут по ул. Чапаева используйте раздел построение маршрута с пояснениями, который находится под картой.
Маршрут можно проложить не только на данной улице, но и до любой точки. Можно выбрать на каком транспорте вы будете добираться либо пойдете пешком. Впишите адрес точек сами либо укажите на карте. Для этого нажмите на кнопку «указать на карте» напротив точки «А» или «Б».
Почтовые отделения, обслуживающие ул. Чапаева:
ЕКАТЕРИНБУРГ: Ленина пр-кт, 39, Екатеринбург, Свердловская область
ЕКАТЕРИНБУРГ 130: Авиационная ул, 69, Екатеринбург, Свердловская область
ЕКАТЕРИНБУРГ 142: Фрунзе ул, 20, Екатеринбург, Свердловская область
КЕДРОВОЕ: 40-Летия Октября ул, 7А, Кедровое, Свердловская область
Где находится Улица Чапаева в Екатеринбурге. Расположение
Улица Чапаева находится в Ленинском районе. Протяженность улицы составляет 1066 метров. Непосредственный адрес улицы: Россия, Свердловская область, Екатеринбург, улица Чапаева.
Перекрестки с улицами: Улица Чапаева пересекается с 5 улицами: Большакова ул., Декабристов ул., Тверитина ул., Фрунзе ул., Фурманова ул.
Посмотреть со спутника дорожные пробки на ул. Чапаева можно включив их отображение кнопкой со светофором «Пробки», которая находится на панели иструментов сверху справа на карте.
Некоторые улицы Вы сможете увидеть физически, это возможно благодаря фотографиям, которые делает специальный автомобиль. Для этого нажмите кнопку «Слои» и выберите панорамы. На карте синим цветом выделятся те улицы, на которых достопны панорамы. Нажмите мышкой по выделенной области и наслаждайтесь просмотром.
Улица Чапаева
От улицы Куйбышева до стыка улицы Рентгена с Петроградской набережной. До Большой Посадской улицы идет прямо, затем плавно поворачивает вправо к Гренадерскому мосту. До 1822 г. на ее месте существовало два проезда — Малая Дворянская улица и Вульфов переулок.
В 1725 г. от нынешней улицы Скороходова в сторону Карповки была проложена дорога. У Карповки стоял дом обер-комиссара Петербурга Д. Бестужева, за которым вдоль набережной тянулись дачные участки. Недалеко от него стояли дома князя Ю. Хилкова, управляющего Петербургским Адмиралтейством А. Кикина. Далее в сторону современной улицы Куйбышева находились участки С. Чебышева, П. Курбатова, С. Нарышкина, П. Бутурлина. В связи с этим улица в 1738 г. стала называться Малой Дворянской.
Малая Дворянская шла от современной улицы Куйбышева до Большой Монетной улицы. Название известно с 1739 г. На плане 1753 г. обозначена как Большая Дворянская улица. На плане 1798 г. обозначена как Наличная улица — типичное название для передних, лицевых улиц.
Вульфов переулок шел от Большой Монетной улицы до улицы Рентгена. Наименование известно с 1798 г. и происходит от фамилии землевладельца английского барона Вульфа.
С 1822 г. вся магистраль называется Большой Вульфовой улицей. 15 декабря 1952 г. переименована в честь В. И. Чапаева, полководца Гражданской войны 1918–1920 гг.
Улица связана с революционными событиями. На ней размещаются корпуса ведущих предприятий в области точного приборостроения, текстильной промышленности, а также три детских сада. В настоящее время это оживленная магистраль с интенсивным транспортным движением.
На нечетной стороне улицы Чапаева в начале ХХ в. земельный участок от улицы Куйбышева до Малой Посадской улицы (в то время она выходила к Большой Невке) принадлежал купцу Н. Л. Громову. Сам Громов с семьей жил в доме № 1 (см.: ул. Куйбышева, 38–40).
К дому № 1 примыкают пятиэтажные корпуса бывшего завода «Вибратор» (дом № 3). Он основан в 1930 г. как отраслевая лаборатория измерений, преобразованная в 1941 г. во Всесоюзный институт измерительных приборов, в 1942 г. — в Государственный союзный завод. Здесь были заложены научные основы электроприборостроения.
Здесь выпускались точные высокочувствительные приборы постоянного и переменного тока, осциллографы с фотографической записью, автоматические цифровые и электростатические вольтметры. В массовом производстве выпускался фотоэкспонометр «Ленинград». Электроизмерительная аппаратура предприятия направлялась во многие страны мира.
На территории дома № 5 в конце ХК в. находился водочный завод под фирмой «Готгард Мартини», владельцем которого была А. П. Волкова, с 1874 г. занимавшаяся предпринимательской деятельностью.
В начале ХХ в. участок принадлежал домовладелице С. Ф. Монтандр. От нее участок с жилым домом перешел к жене полковника княгине Ю. Ф. Кантагузиной — графине Сперанской. В 1930-е гг. работал хлебозавод Петроградского района.
Со второй половины XIX в. в доме № 7 находился магазин по продаже гипса, принадлежавший купцу 1-й гильдии Герике. В 1900-е гг. дом принадлежал потомственному почетному гражданину К. К. Герике, вице-консулу Бразилии, владевшему алебастровым заводом на набережной Обводного канала, 154.
Вскоре вместо магазина появились бани. Надстройку здания в 1875 г. осуществил архитектор Ф. К. Пирвиц. В 1879 г. оно перестроено по проекту П. Ю. Сюзора. Бани просуществовали до 1950-х гг. В 1930-е гг. работал государственный промышленно-музыкальный техникум.
Доходный дом № 11/4, выходящий на Пинский переулок, принадлежал великому князю Петру Николаевичу, генерал-инспектору по инженерной части, внуку Николая I. Управляющим домом и секретарем великого князя был сын поэта А. А. Плещеева Н. А. Плещеев, проживавший в этом же доме.
В 1912 г. в нем жил второй сын поэта, литератор А. А. Плещеев. Он издавал газету «Петербургский дневник театрала», был действительным членом Литературного фонда.
В 1905 г. жил брат владелицы соседнего участка, архитектор Н. Ф. Монтандр, выпускник Академии художеств (1856 г.), автор доходных домов на Кронверкском проспекте, 51 и 53.
Дом, стоявший на другой стороне Пинского переулка, в 1900-е гг. принадлежал Г. А. Бурмистрову, владельцу мелочного лабаза, занимавшегося мясной торговлей. До 1917 г. находился ресторан «Париж».
На участке дома № 15 с 1840-х гг. находилась мастерская К. Кирштена, который еще с 1836 г. занимался производством обуви. Со временем мастерская превратилась в небольшую фабрику механического производства обуви. В 1856–1857 гг. по проекту Р. Б. Бернгарда возведено производственное здание. (Впоследствии расширено и перестроено.) Первоначально на фабрике выпускалась резиновая и кожаная обувь. По всей вероятности, именно Кирштен дал толчок для развития механического производства обуви. Спустя 25 лет, в 1882 г. на набережной Обводного канала, 130, основана фабрика Товарищества механического производства обуви. Она выпускала мужскую, женскую и детскую обувь. Выпускала легкие летние туфли-«скороходы». Отсюда и название фабрики «Скороход».
Со временем Кирштен переехал в другой район. Освободившийся участок заняли корпуса фортепианной фабрики торгового дома К. И. Шредера, основанной в 1818 г. Первая надстройка и расширение здания (со стороны Петроградской набережной, 32) осуществлена в 1875 г. по проекту архитектора В. И. Шауба. Затем здание расширялось в 1882 г. и 1887 г. Дворовый фасад выполнен в 1899 г. по проекту архитектора А. А. Гимпеля.
К началу ХХ в. на фабрике работало свыше 250 человек. Двухэтажный особняк (Петроградская набережная, 32) принадлежал хозяину фабрики роялей «Я. Беккер», потомственному почетному гражданину К. К. Шредеру. Он возведен в 1888–1889 гг. по проекту В. В. Шауба.
С 1922 г. фабрика стала называться фабрикой музыкальных народных инструментов имени А. В. Луначарского (после войны — фабрика щипковых инструментов).
В годы Великой Отечественной войны фабрика выпускала гранаты, а в 1943 г. была законсервирована. Дефицитное оборудование фабрики передано другим заводам, выполнявшим фронтовые заказы. В 1944 г. возобновилось производство музыкальных инструментов.
В 1948 г. освоен выпуск арф (единственное предприятие этого профиля в стране). Ежегодно выпускалось около 700 тысяч арф, гитар, балалаек. Продукция направлялась во многие страны мира.
В 1960-е гг. на фабрике проведена генеральная реконструкция. До недавнего времени она была самой большой фабрикой в России по выпуску балалаек, мандолин, гитар, арф. С 1991 г. фабрика акционирована, получив наименование «Арфа». В 2000 г. ее оборудование купила московская фирма «Этнотрейтинг». В Петербурге на Полюстровском проспекте, 72, появилась фирма «Резонанс», которая занимается возрождением производства арф.
Дом № 17 — производственные здания бумагопрядильной мануфактуры «Джемс Бек». Возведены в 1894–1899 гг. по проекту академика архитектуры Ф. Л. Миллера. Перестроены и расширены в 1907–1909 гг. по проекту архитектора Ю. Ю. Бенуа. После 1917 г. фабрика национализирована и стала называться фабрикой имени 1-го Мая. В 1917 г. открылся рабочий клуб «Текстиль», впоследствии получивший имя Я. М. Свердлова.
В годы Великой Отечественной войны ее корпуса были разрушены в результате вражеских бомбардировок. После войны оборудование предприятия частично передано комбинатам «Красная нить» и имени С. М. Кирова.
До начала 2000-х гг. здесь размещалось НПО «Дальняя связь» — ведущее в стране предприятие, разрабатывавшее и изготавливавшее технику связи. Оно выросло из НИИ телефонного аппаратостроения, который размещался на территории завода «Красная заря». Предприятие специализировалось в области проводных многоканальных систем передачи данных. Разрабатывало и выпускало аппаратуру для всех видов коммуникаций: телефонной, телеграфной, телевизионной, звукового вещания, факсимильной. В последнее время основным направлением в его деятельности являлось изготовление устройств волоконно-оптических систем передачи данных.
В доме № 23, принадлежавшем вдове купца С. М. Эпштейн, перед революцией находилась типография Штаба отдельного корпуса жандармов и частная фирма Э. Д. Гоппе по выпуску отрывных календарей. Широкую известность получили, выпускавшиеся Гоппе журналы «Всемирная иллюстрация», «Моды и новости», «Огонек» и другие.
14 декабря 1910 г. находившаяся здесь типография Петербургского комитета партии большевиков была разгромлена.
В 1918 г. на этой территории одновременно размещались: механический завод О. Т. Котконкаллио; вафельная и конфектная мастерская «Сюцяк М. П.»; мебельно-столярная и паркетная фабрика А. А. Смирнова.
Участок, занимаемый домом № 25 по улице Чапаева, выходит на Казарменный переулок и Петроградскую набережную, 40–42. В 1837 г. здесь была открыта тюлевая фабрика Венигера и компании по производству кисеи и тюля. Первоначально называлась фабрикой «Товарищества на паях». Вскоре она становится одним из ведущих предприятий в России по выработке тюля — новой легкой сетчатой ткани. В период 1893–1913 гг. фабрика становится крупным предприятием по обработке смешанных материалов и волокнистых веществ. К 1913 г. на ней работало 698 рабочих, а стоимость выработанной продукции достигла 1,8 миллиона рублей.
В 1853–1860-е гг. по проекту архитектора Р. Б. Бернгарда возведены новые производственные здания. В 1884 г. по проекту A. К. Кейзера осуществлена надстройка и расширение корпусов. В 1889–1890-е гг. В. Р. Бернгардом они вновь надстроены и расширены. В 1894–1895 гг., затем в 1900-е гг. и в 1912 г. по проекту B. Ф. Габерцетеля осуществлена новая надстройка и расширение корпусов. Наконец, в 1913–1915 гг. по проекту Ф. Ф. Миритца произведена еще одна их надстройка и расширение.
В доме № 40 по набережной жил Ю. А. Брандт, один из директоров Тюлевого товарищества, а также Русского общества торговли аптекарскими товарами.
После 1917 г. Тюлевая фабрика стала называться Гардиннотюлевой фабрикой. Ей присвоили имя профессиональной революционерки, активной деятельницы международного женского коммунистического движения К. Н. Самойловой. В 1967 г. началась генеральная реконструкция Гардинно-тюлевой фабрики. С 1974 г. — Ленинградское производственное гардинно-тюлевое объединение.
В 1993 г. фабрика акционирована. В 2001 г. ассортимент включал свыше 170 видов гардинных полотен и моделей (штор, скатертей, фасонной и москитной сетки).
В настоящее время это «Гардинно-кружевная компания», открытое акционерное общество, крупнейшее в стране предприятие по производству гардинного полотна, кружев и изделий из них.
Дом № 2 — см.: ул. Куйбышева, 36.
Дом № 4 — см.: Малая Посадская ул., 25.
Дом № 12/1, выходящий на улицу Котовского, возведен в 1909 г. по проекту И. Б. Калиберды. В доме, стоявшем на этом участке, во второй половине XIX в. проживал торговец Фриц Трейман, владевший ткацкой фабрикой на Большой Посадской улице, 6, и галантерейным магазином на Невском проспекте, 18.
В доме № 16 работают детский сад и ясли.
На соседнем участке в 2009–2011 гг. возведен жилой дом № 16а с автостоянкой. Авторы проекта — С. И. Орешкин, А. А. Никандров, В. В. Иванов, А. В. Петрова.
Ул. Чапаева, дома с 24 по 30
Далее находятся постройки, принадлежавшие Гренадерскому полку: полковая кузница (дом № 22), в 1950–1980-е гг. ее занимал завод зубоврачебных материалов; школа кантонистов (дом № 24); манеж (дом № 26); полковой госпиталь (дом № 28); солдатские казармы (дом № 30). На противоположной стороне улицы находились офицерские казармы (дом № 27).
Комплекс зданий Гренадерского полка, первоначально называвшегося Петровским, занимает участок, расположенный между Большой Невкой, Карповкой и улицей Льва Толстого. До начала ХГХ в. эту территорию занимали огороды.
В 1803 г. проектирование и строительство казарменного комплекса поручили архитектору Л. Руска. Сооружение казарм повлияло на планировку этой части города. Близость к рекам предопределила расположение построек, их композицию и размеры. Офицерский корпус возвели на берегу Большой Невки, солдатские казармы — вдоль набережной Карповки. Госпиталь, манеж, конюшни и кузница находились внутри обширного казарменного участка.
Строительство комплекса началось с возведения трех солдатских казарм (набережная р. Карповки, 2; улица Чапаева, 30). Двухэтажные здания, П-образные в плане, решены в формах строгого классицизма. Определенный ритм создают ризалиты в центре фасадов. Рустовка на углах зданий и сандрики окон первого этажа оживляют внешний облик казарм. В 1865–1868 гг. три солдатских корпуса объединили в одно здание.
Возведение офицерского корпуса, продолжавшееся четыре года, завершилось в 1807 г.
В состав казарменного комплекса входит госпиталь (дом № 28) — двухэтажная постройка с рустовкой на углах здания и по первому этажу. В 1866–1867 гг. полковой госпиталь перестроили.
Второстепенная роль в ансамбле таких сооружений, как конюшни (Казарменный переулок, 1), манеж и кузница, подчеркивалась безордерным оформлением фасадов.
Комплекс дополнен в 1850-е гг. постройкой школы кантонистов, ее архитектурный облик соответствовал лаконичным классицистическим формам.
Гренадерский полк сформирован графом П. А. Румянцевым в 1756 г., с 1775 г. — лейб-гренадерский полк. Он принимал участие в Семилетней войне 1756–1763 гг., русско-турецких войнах 1768–1774, 1828–1829, 1877–1878 гг., русско-шведских войнах 1788–1790 и 1808–1809 гг., войнах с Францией 1805, 1806–1807, 1812–1814 гг., Первой мировой войне 1914–1918 гг. За отличие в боях он был причислен к гвардии и стал называться лейб-гвардии Гренадерским полком. С 1800 г. полк дислоцировался в так называемых Петровских (Гренадерских) казармах. 14 декабря 1825 г. часть 1-го и 2-го батальонов полка во главе с офицерами Н. А. Пановым и А. Н. Сутгофом примкнула к восставшим частям на Сенатской площади. За это Н. А. Панов и А. Н. Сутгоф сосланы на вечную каторгу. Свыше 1250 лейб-гренадер наказаны и переведены на Кавказ в разные армейские полки.
В начале 1918 г. полк расформирован.
Улица Чапаева, которая имеет в основном промышленный облик, стала одной из оживленнейших магистралей с интенсивным транспортным движением.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Основные даты жизни и деятельности В. И. Чапаева
Основные даты жизни и деятельности В. И. Чапаева 1887 год28 января (9 февраля) — родился в деревне Будайка Чебоксарского уезда Казанской губернии.1897 годВесна — семья Чапаевых переехала в город Балаково Самарской губернии.1898 год — поступил в церковноприходскую
18. Улица Фош
18. Улица Фош ДЖУЛЬЕТТА сидит держась за колени, но на этот раз на скамье; она в пальто. Она поднимает глаза.Особняки кремового цвета на улице Фош и высокие деревья в очаровательном свете утра. ДЖУЛЬЕТТА, одетая как в первой сцене, встает и идет по улице. Еле слышная мелодия,
Канареечная улица
Канареечная улица 1821–1860. Эта улица находится на Васильевском острове. Она отходит от Большого проспекта и ведет к Среднему. Первоначально она имела два параллельных названия: 1-я улица и улица Назарова, видимо, по фамилии богатого домовладельца. Но с 1836 года, в рамках
Караванная улица
Караванная улица 1777. В первой половине XVIII века от Летнего дворца Елизаветы Петровны, который находился на месте Михайловского замка, к Невскому проспекту мимо частных садов и огородов шла безымянная дорога, которую в народе нарекли «Садовой». По другой версии, так ее
Улица Кузнецкий мост и Новокузнецкая улица
Улица Кузнецкий мост и Новокузнецкая улица Происхождение названия улицы Кузнецкий мост обычно связывают с находившимся здесь некогда мостом через Неглинную, ныне заключенную в подземный коллектор. «Свое название „мост“, — пишет П. В. Сытин, — улица получила от
Улица Чапаева
Улица Чапаева От улицы Куйбышева до стыка улицы Рентгена с Петроградской набережной. До Большой Посадской улицы идет прямо, затем плавно поворачивает вправо к Гренадерскому мосту. До 1822 г. на ее месте существовало два проезда — Малая Дворянская улица и Вульфов
«Внуки Суворова, дети Чапаева»
«Внуки Суворова, дети Чапаева» Поводом к написанию этой статьи послужила публикация Г. Некрасова в № 2429–2430 («Наша страна», 1997). С огорчением приходится видеть, до какой степени не то что даже непонимания, а как бы «невнимания» что ли, доходит дело даже в эмигрантской среде
Улица
Улица Летние вечерницы, развлечения и забавы молодежи, которые начинались от Пасхальных праздников и были все лето до Семенова дня. Собирались на улицу в определенном месте: на майдане, на леваде, возле речки, на выгоне. В предвечернюю пору первыми на улицу с песнями шли