Как кобейн играл на гитаре
Как Курт Кобейн модифицировал свою гитару
Сохранить и прочитать потом —
Недавно я начал слушать группу Nirvana и заметил, что звук гитар в их песнях отличается от того, что обычно можно услышать в современных группах. Это особенно заметно в начале песни «Rape Me».
Я не очень разбираюсь в музыке и буду очень благодарен, если кто-нибудь объяснит, как Курт Кобейн модифицировал свою гитару, чтобы получить такой уникальный звук?
Делали ли другие участники группы, кроме Курта, похожие модификации со своими инструментами для достижения такого эффекта? Если да, то какие?
Мэтью Рассел (Matthew Russell): Для начала стоить отметить, что большую часть своего существования Nirvana была неизвестной и бедной группой. Поэтому они пытались как можно больше сэкономить на покупке оборудования. Их инструменты были хорошими, но не впечатляющего качества и, скорее всего, подержанными.
За свою жизнь Курт пользовался разными гитарами. Его можно было часто заметить с гитарой Stratocaster, выпущенной компанией Fender (на фото выше).
… и самой известной гитарой Jagstang, которая сочетала в себе качества гитар Jaguar и Mustang. Она изображена на рисунке ниже, который сделал Кобейн:
Также он использовал и другие гитары, например, Univox, копию Mosrite. Это доказывает, что любая гитара может звучать как гитара Курта Кобейна, если на ней играет Курт Кобейн. Гитаристы часто говорят, что все зависит только от того, кто играет на гитаре, и в какой-то мере это правда.
Гитары Jaguar и Mustang в то время были не очень популярными, так как все группы пытались подражать таким гигантам, как Van Halen или Guns & Roses, которые использовали совершенно другие марки инструментов. Именно по этой причине поддержанные гитары Fender можно было купить по очень низкой цене.
Основной модификацией, которую Курт производил для своих гитар, была установка хамбакера, вместо стандартных синглов. Звук, полученный с помощью хамбакеров, обычно мощнее, объемнее и обладает выраженным акцентом на средние частоты. Они в два раза больше синглов (сравните размер черного хамбакера на Stratocaster’е с двумя обычными белыми звукоснимателями на картинках выше), поэтому, чтобы поставить хамбакер на гитару, предназначенную для использования синглов, требовалось снять верхнюю защитную часть с деки гитары или даже резать саму деку.
Такая модификация была проделана с Jaguar’ом Курта (на картинке выше), но делал её не он, а предыдущий владелец гитары. Иногда Курт использовал звукосниматели Seymour Duncan Hot Rails – это хамбакеры, уменьшенные до размеров сингла. Их можно было установить на гитары Fender без особых проблем. Он также использовал звукосниматели Seymour Duncan JB, если это позволяла сделать конструкция гитары.
Чтобы получить такой звук, Курт модифицировал не только гитары, но и другое оборудование. Я нашел информацию о том, что Кобейн несерьезно относился к выбору оборудования и использовал очень разные компоненты. Во время туров его стандартным оборудованием были предусилитель Mesa Boogie и раздельные усилители низкой частоты. Эта система доставляла много проблем команде техников, которые отчаялись убеждать Курта использовать что-то более надежное.
Также он использовал BOSS DS-1 и DS-2, педали эффектов Distortion, и chorus-педаль Electro Harmonix Small Clone, выпущенную в 1970 году. С их помощью он добивался «плавающего» звука, как например, в песне «Come As You Are». Педали эффектов Distortion – это ножные переключатели, которые обычно включаются между гитарой и усилителем.
Их используют для резкого перехода от тихого «чистого звука» к громкому агрессивному «грязному звуку», как во вступлении песни «Smells Like Teen Spirit». Также их можно использовать для получения постоянного «грязного звука», вне зависимости от того, к какому усилителю подключена гитара.
Педаль BOSS DS-1 можно заметить на переднем плане фотографии ниже. Я могу объяснить вам, как Курт добился такого гитарного звучания, но я понятия не имею, как он делает эту стойку на голове, одновременно играя на одном из модифицированных Stratocaster’ов.
Различные приемы, используемые во время звукозаписи, тоже играли свою роль. Например, местоположение микрофона в студии, могло повлиять на качество звука. Стив Альбини (Steve Albini), который помогал записать альбом «In Utero», записывал группы одним дублем – они играли в помещении, где стояли несколько микрофонов. Такая методика позволяет получить более «сырой» звук, которого нельзя добиться другими методами, например, когда участников группы записывают по отдельности.
Техника игры Курта, или скорее ее отсутствие, тоже влияла на конечный результат. Это возвращает нас к теории, что все зависит только от самого гитариста. Кобейн был способен на многое, но он не был виртуозным гитаристом. В свою игру он вкладывал больше чувства, чем умения: он сильно бил по струнам, получая уникальный звук. Он не старался играть в одной тональности с другими членами группы или постоянно попадать в ноты – все это отражалось на звуке его гитары.
Кобейн использовал «неправильное» оборудование и играл очень агрессивно. Его вдохновляли такие стили, как панк и альтернатива, а также популярный в то время рок, поэтому он не хотел, чтобы его гитара звучала «чисто», без каких-либо дефектов. Он использовал оборудование, которое не могло воспроизводить звук высокого качества, даже если бы Курт захотел того. Кобейн работал вместе с продюсером, который тоже не был заинтересован в «хорошем» звуке, потому помог музыканту усилить агрессивное звучание гитары, используя различные методы записи.
Леон Левнгтон (Leon Lewington): Вот отличное интервью, в котором Курт объясняет, как он получил такой уникальный звук: «Курт Кобейн об оборудовании и многом другом в его последнем интервью для журнала «Guitar World».
Никто в группе не обращал особого внимания на то, как настроены их инструменты. Все просто подстраивались под гитару Курта. Он тоже не беспокоился по поводу состояния его гитар: о том, как они настроены или в каком состоянии находятся струны.
Дилан Нобуо Литтл (Dylan Nobuo Little): Если говорить вкратце, то такой уникальной его музыку делали несколько факторов. Во-первых, он использовал не предназначенные для такой игры гитары (Курт предпочитал Fender’ы, которые не были созданы для панк-рока и педалей Distortion, а Jaguar, с которым часто ассоциируют Кобейна, создавалась для сёрф-рока).
Во-вторых, уникальный звук создавали тональности, в которых он играл, и более мощные хамбакеры (они лучше принимают средние частоты, и их звук считается более теплым и полным). Также на звук влияло используемое оборудование и стиль игры Курта (которые были очень нетипичны). Теперь перейдем к описанию всех гитар, на которых он играл (в хронологическом порядке), и другого оборудования, которое он использовал.
Курт был левшой, и, несмотря на то, что праворукие гитары дешевле и их легче найти, он старался как можно чаще играть на леворуких гитарах, поскольку они больше подходили для его агрессивного стиля игры. Однако время от времени он использовал модифицированные праворукие гитары с измененным порядком струн, особенно в то время, когда Nirvana еще была гаражной группой, и им было сложно достать необходимое оборудование.
В течение этого периода Курт использовал много разного б/у оборудования (в основном копии Fender и Gibson), в том числе Mosrite Gospel, Epiphone ET-270 и Aria Pro II Cardinal, которые стали его запасными гитарами. Самой известной гитарой этого периода была Univox Hi-Flyer, копия Mosrite Mark IV, обладавшая небольшим весом и уникальной формой деки, которую Курт продолжил использовать, даже когда Nirvana стала популярной группой. За всю свою карьеру он приобрел и модифицировал множество гитар.
Она уже была модифицирована предыдущим владельцем (Мартином Дженнером (Martin Jenner) из Cliff Richard и The Everly Brothers). Он поставил на нее двойные хамбакеры Dimarzio (нековый датчик типа PAF и бриджевый Super Distortion), бридж Tune-o-Matic от Schaller, как на гитарах Gibson, и второй регулятор громкости.
Он привык к такому набору элементов и продолжил в таком же ключе модифицировать свои гитары Fender. Потом он заменил стандартный переключатель выбора звукоснимателей (микросхема с тремя переключателями) на кнопочный переключатель с тремя режимами. До этого он заклеивал переключатель изолентой, чтобы случайно не сменить его положение, так как он в основном использовал бриджевый звукосниматель.
Позднее, после записи альбома «In Utero», он заменил хамбакер Super Distortion своим любимым Seymour Duncan JB. Так же стоит отметить, что он никогда не использовал рычаги тремоло и фиксировал их струнодержатели, повышая сустейн и точность настройки гитары. Более того, все его гитары имели крепления для ремня Schaller, а сами ремни фирмы Ernie Ball были черные или белые.
У него под рукой всегда было несколько гитар Fender Stratocaster (в основном они были белого или черного цвета, однако одна была цвета «санбёрст», а другая красного), которые разбивались во время знаменитых концертов группы. Они были собраны либо в Японии, либо в Мексике, и являлись дешевыми альтернативами американских моделей.
На все эти гитары он поставил хамбакер JB. Иногда это был Seymour Duncan ’59 или, когда на деку какого-нибудь Strat’а не помещался большой хамбакер – Hot Rails. После того как Strat’ы разбивали, из их частей собирали новые гитары («Franken-Strat»). Примером такой гитары может служить полностью черная гитара Strat (с черной декой, накладкой, звукоснимателем ’59 и регуляторами, а также наклейкой Feederz) с грифом от Fernandes Strat (оригинальный гриф был сломан).
Этот гриф продержался всего месяц, и его заменили грифом от Kramer (группа постоянно возила их с собой для ремонта). Скорее всего, они нравились Курту больше чем грифы Fernandes (хотя их было легче всего достать). Все остальные грифы его Fender’ов были сделаны из розового дерева, которое ему нравилось больше, чем клен.
Во время тура с альбомом «In Utero» основной гитарой Курта была Fender Mustang. У него было несколько таких гитар: одна цвета «Fiesta Red» с запасной накладкой белого перламутрового цвета и черными звукоснимателями и две другие цвета «Sonic Blue». Они отличались только внешним видом – одна имела красную пеструю накладку и белые звукосниматели, а другая накладку на деку матового красного цвета и белый и черный звукосниматели.
Стандартные бриджи были заменены на Tune-o-Matic от Gotoh, а звукосниматель рядом с ними – на Seymour Duncan JB. Как и в случае с гитарой Jaguar, он не использовал нековые звукосниматели (кроме некоторых студийных записей) и рычаги тремоло. Пружины тремоло были заменены обычными шайбами, а струнодержатель закреплен так, чтобы струны проходили через него напрямую. Такая система более характерна для гитар Gibson.
Курт также начал сотрудничать с компанией Fender для создания гитары Jag-Stang – комбинации гитар Jaguar и Mustang, которая сочетала в себе его любимые качества: бридж Tune-o-Matic, бриджевый хамбакер, небольшую длину (примерно 60 сантиметров) и уникальную форму самой гитары. Однако он использовал эту гитару лишь несколько раз уже ближе к концу своей карьеры – Курт оставался верен гитарам Mustang. Стоит отметить, что вся группа настраивала свои инструменты ниже на полтона.
Для акустических выступлений Курт использовал либо гитару Epiphone Texan со съемным звукоснимателем Bartolini 3AV (ее можно было легко узнать по наклейке «Nixon Now»), либо очень редкую гитару Martin D-18E 1950 года. Ее можно услышать в альбоме «Unplugged In New York», но в качестве электроакустики (со звукоснимателем Bartolini 3AV, но уже встроенным в саму гитару), которую он подключал через педали и микшер, поэтому ее нельзя назвать чисто акустической.
Обе эти гитары являлись модифицированными праворукими моделями с измененным порядком струн. Забавно то, что гитара, на которой он играл во время записи песен «Polly» и «Something In The Way» с альбома «Nevermind», была в очень плохом состоянии, однако он никак не модифицировал ее и даже не менял на ней струны. Это была 12-струнная Stella Harmony, которую он купил за 30 долларов в ломбарде. У нее было только 5 нейлоновых струн, а бридж держался на клею.
Как истинный коллекционер, в основном, старых, необычных и дешевых инструментов, Курт сознательно избегал покупки нового оборудования. Я не упомянул об огромном количестве других гитар, на которых он играл: пара модифицированных гитар Telecaster и другие гитары Mustang (в основном модель ’69, известная по своему появлению в клипе «Smells Like Teen Spirit»). Гитары Mosrite Mark IV и Fender XII (обе уничтожены вместе с домашними записями и дневниками, которые Курт прятал в своей ванной, чтобы уберечь от грабителей – их залило водой).
Как кобейн играл на гитаре
Полтора десятилетия назад альбом Nirvana “Nevermind” ворвался в мейнстрим и навсегда изменил курс гитарной музыки. Предлагаем вашему вниманию исследование его наследия и эксклюзивное интервью гитарного техника Курта Кобейна (Kurt Cobain), Эрни Бэйли (Earnie Bayley), который видел это все изнтури.
В 1991 году, за год до того, как альбом Nirvana “Nevermind” возглавил американские чарты, и продался в количестве более 10 млн. копий, единственными рок-группами, достигшими первого места были Guns’N’Roses, Skid Row, Metallica и Van Halen.
Да года после «Nevermind», не только принесли первые места Pearl Jam, Soundgarden, Stone Temple Pilots и Alice In Chains, но даже контракты от мейджоров для Mudhoney, The Melvins, Tad и Eugen Kelly. Если бы «Nevermind” не расчистил дорогу, эти группы и их припанкованная музыка никогда бы не были допущены и на пушечный выстрел к мейнстриму.
Насквозь хитовый “Nevermind” может показаться не самым очевидным троянским конем, через который панк пробрался в мейнстрим 90-х, но это был вообще противоречивый альбом. Как показало время, Курт Кобейн был в лучшем случае двоякого мнения об альбоме – или том, что он представлял. Он так же вызвал напряженность в отношениях между группой и ее публикой. Вне зависимости от того, что чувствовал его основной творец, “Nevermind” оказал сейсмический эффект на музыку 90-х. Любимцы Кобейна Pixies с их припопсованными песнями и перепадами тихой и громкой динамики несомненно повлияли на звучание Nirvana на “Nevermind”. Но в то же время, Pixies так толком и не вышли за культовый статус. “Nevermind”, напротив, изменил многое: как люди стали одеваться, какие группы получали контракты, как люди играли на гитаре. Это был один из тех альбомов, что реально изменили лицо рок-н-ролла…
За шесть – сначала денег выделили только на три – недель сессий группа, устаканившаяся в классическом составе с басистом Кристом Новоселиком (Krist Novoselic) и недавно рекрутированным барабанщиком Дейвом Гроллом (Dave Grohl) разместилась в местных съемных аппартаментах. Бутч Виг вспоминает: «Я пару раз заезжал за ними, и они однозначно превратили свое жилье в холостяцкое логово. Вокруг валялись открытые консервные банки, по всему полу была разбросана одежда, и по углам лежали акустические гитары. Я знаю, что их очень прикалывало, что они там находились, потому что по соседству жила группа Europe. Парни из Europe каждый день выходили к бассейну потусить со своими подружками. И я помню как Крист, Дейв и Курт прикалывались над ними. Они не были большими фэнами Europe».
Изначально работа по продюсированию и сведению альбома была поручена Бутчу Вигу, но по мере того, как сессии стали выбиваться из запланированного расписания, лейбл и менеджмент группы предположили, что в процесс сведения надо привлечь пару свежих ушей. Энди Уоллес (Andy Wallace) с тех пор смикшировал ряд крайне успешных рок-альбомов включая “Grace” Jeff Buckley и “Relationship Of Command” At The Drive In, но в то время он был в самом конце списка, который включал в себя и соратника REM Скотта Лита (Scott Lit), которого позже позвали для ремиксов синглов с “In Utero” и продюсирования выступления Nirvana на “MTV Unplugged”. Кобейн предпочел Уоллеса за его работу над альбомом Slayer 1990 года “Seasons In The Abyss”. И Виг и группа присутствовали на процессе сведения, во время которого Уоллес потратил большую часть энергии, колдуя над барабанным звуком, который не смотря на молотилово Гролла, по мнению группы и продюсера был «маловат». Уоллес использовал цифровую реверберацию и эквалайзер, чтобы улучшить звук от микрофонов «воздуха» и подложил сэмплы под звуки малого и басового барабанов, чтобы сделать их плотнее.
Чуть более сырой исходный микс “Smells Like Teen Spirit” Вига (изданный в 2004 году в рамках бокс-сета “With The Lights Out”) безусловно доказывает, что результаты работы Уоллеса не были особо радикальными. Однако у Кобейна свое мнение на этот счет. Позже он заявлял биографу Майклу Аззераду (Michael Azzerad): «Я никогда не переслушиваю “Nevermind”. Я его не слушал с момента выхода. Я не выношу такое продюсирование, и я не слушаю группы с таким продюсированием, как бы хороши ни были их песни. Меня это просто достает». У Бутча Вига другая теория: «Я думаю, частично дело в реакции Курта на такой успех “Nevermind”. Если бы диск продался только в количестве 50000 копий, он, наверное, никогда бы не стал никак распространяться насчет того что звук слишком прилизан или недостаточно прилизан».
Но по большому счету, каким бы ни было продюсирование, устойчивая актуальность “Nevermind” может быть отнесена на счет убойных хуков, запоминающихся мелодий и взрывной динамики. Агрессивному забою “Territorial Pissings” – в его интро записан Крист Новоселик, поющий в звукосниматель гитары Кобейна, а основной вокал самого Кобейна записан с одного дубля, и он заметно срывает голос в конце песни – противопоставляется поразительная интимность чисто акустической “Polly” или леденящий шепот куплета “Something In The Way”. Музыкальный словарь “Nevermind” был полным отходом от глянца и позерства мейнстримового хард-рока и демонстрировал страсть и напор, которые не могли быть сфабрикованы.
«Анти-мачо» настроения Кобейна сформировали его инстинктивный подход к игре на гитаре: он был музыкантом с исключительным чутьем как на эмоциональные мелодии, так и на риффы, заставляющие партер рубиться. Для него инструмент не был фаллическим тотемом ловкости извлечения нот в секунду. Наоборот, он относился к своим способностям с самоуничижительной скромностью, сказав в 1994 году журналу Fender Frontline: “Удовольствие в самом процессе. Я первый признаю, что я не вирутоз. Я не могу играть, как Сеговия. Обратной стороной является то, что Сеговия, скорее всего, никогда не играл как я». Временами, Кобейн демонстрировал в своем подходе смесь детской наивности и увлеченности с тягой к шуму как таковому. Его заявление о том, что в те моменты, когда он отрывался на сцене он задумывался о происходящем «меньше, чем вы можете себе представить», было прямой оппозицией большинству музыкального мейнстрима конца 80-х и даже тем группам, которые считались соратниками Nirvana, например, Pearl Jam, гитаристы которых несомненно демонстрировали более традиционный для рока подход. Действительно, навыки Курта по всем аспектам гитарного искусства в лучшем случае были зачаточными: «Я брал уроки неделю. Я научился играть «Back In Black» AC/DC, а это как раз все три аккорда, и это было все, что мне нужно. Я просто начал писать свои песни. После того, как ты узнал, что такое пауэр-аккорд, тебе больше ничему не надо учиться».
Однако в игре Кобейна много больше этого.
Выход гитарного соло из моды в 90-х часто возлагают на Nirvana, но это поверхностное и неточное наблюдение.
Существенная часть песен на «Nevermind» имеет гитарные соло, композиционно варьирующиеся от терзания струн в духе Sonic Youth (например, в “Breed”) до мелодичных мотивов, которые отсылают к лишенным пафоса контрапунктам Джорджа Харрисона (George Harrison) в его лучших работах в The Beatles. Его игра была также прирожденно популистской: нетерпеливые гитаристы, которых отпугивала техника, необходимая для того, чтобы играть любимые песни Metallica или Guns’N’Roses могли сравнительно легко разучить песню Nirvana и играть ее с друзьями в гараже.
Но и легко видеть, почему гитаристы определенного склада до сих пор возмущены влиянием Кобейна на гитарную культуру. В то время, как владение Дейвом Гролом и Кристом Новоселиком своими инструментами вне вопросов, Кобейн до сих пор спорная фигура – чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на любой интеренет-форум, где музыканты наперебой высказываются о том как он «отстоен». Утилитарный подход Кобейна к игре на гитаре, наверное, до сих пор бесит усердных учеников, которые тратят много часов на то, чтобы отточить свою технику легато, или гонятся за углубленным знанием грифа. Частью сути обаяния Кобейна была в том, что он был клубком противоречий, любил поп-музыку, видел панк-музыку как свободу, но боролся с ограничениями, накладываемыми догмами панка.
Через полтора десятилетия, родившийся между тягучими риффами “Bleach” и первобытным криком “In Utero”, “Nevermind” остается мощным хитовым выстрелом группы, альбомом, который вытащил «альтернативный» рок из инди-гетто, и, самое важное, альбомом, который продолжает подвигать подростков по всему миру схватить гитару и нажать на педаль дисторшн. Если послушать “Nevermind” сегодня, он звучит до мелочей так же волшебно, как и в день, когда вышел. Как говорит Терстон Мур (Thurston Moore) из Sonic Youth: «Это было то, что все ждали – лучшее от металлистов в сочетании с лучшим из REM. Это строилось годами силами REM, Husker Du и Black Flag. Пришли Nirvana и подали все на блюдечке. Они сделали альбом Cars или Knack в панк-роке». При всех километрах строк в интервью, вопросам этики панка, продажности и собственному пренебрежению альбомом, который по прошествии времени казался ему «больше записью Motley Crue, чем панк-альбомом», Кобейн невольно обосновал неувядающую мощь «Nevermind» в интервью, которое он дал Sounds в 1990 году, до того, как навязчивость медиа и личные демоны исказили его восприятие: «Хотя идейность важна, музыка намного важнее. Хорошая песня – это самое важное, это единственный способ до кого-то достучаться».
ИНТЕРВЬЮ С ТЕХНИКОМ
Оборудование, которое они использовали в то время, должно быть было совсем запущено!
В ранний период они использовали довольно низкобюджетное барахло, в основном купленное в комиссионках, малоизвестных моделей, но достаточно стильное, чтобы скомпенсировать недостаток надежности в туре. У Криста был бас Ibanez Black Eagle, а Курт играл на Univox Hi-Flier или Epiphone ET-270 через Randall Commander, транзисторный Ampeg или голову Sunn Beta Lead. Я переделал для Курта груду японских Стратов, каждому из которых нужно было менять гриф, и несколько перегоревших усилителей мощности, которые после починки, я полагаю, оказались у него дома в стереосистеме. Это была настоящая помойка. Куски того, что некогда было гитарами лежали в коробках с разбитыми микрофонами, заляпанными кровью рубашками и аудио кабелями, у которых обычно один конец был перегнут, а второй начисто оторван.
Было ли оборудование Курта и Криста в туре 1991-92 годов идентичным тому, что использовалось в студии на записи “Nevermind”, а также последующих записях для радио и сторон “B” синглов?
Курт использовал в основном свой преамп Mesa Boogie и несколько прокатных усилителей, включая Fender Bassman и Vox AC30. Они пошли в магазин, после того, как Курт разбил свой Страт в процессе записи «Endless Nameless», что дает повод предполагать, что перед записью у него имелась только одна гитара с хамбакером. Курт сказал мне, что их аппарат украли с парковки комплекса Oakwood Appartments, где они жили рядом со студией, прямо перед записью, что может объяснять (а может и нет) прокатные усилители и небольшое количество гитар, которые точно использовались в сессии. Как ни странно, его 12-струнная Stella, купленная в 1989 году тоже использовалась. Я думаю, она была в помещении в момент взлома фургона. Крист потерял свой Gibson Ripper натурального цвета, но для записи «Nevermind» нашел практически идентичную замену.
Вы пытались уговорить Курта или Криста использовать другое оборудование?
Я поставил на гитары Курта звукосниматели Seymour Duncan JB, и они ему понравились. Его концертный усилитель 1991-94 годов очень хорошо переживал вечера, когда на сцене творилось разрушение, но звучал очень холодно и имел проблемы совместимости с педалью BOSS DS-2. THD предложили нам сделать прототип мощного усилителя для Курта, такой как мне нравится. Один вход, четыре ручки, самое оно для него.
До того как появился интернет и системы поиска левосторонние гитары найти было сложнее, поэтому мы покупали все, что подворачивались, и смотрели, что получится. Выпуск “Insecticide” продемонстрировал фэнам “Nevermind” кое-какой ранний материал группы, и примерно в это время я купил и тюнинговал санберстовый Univox Hi-Flier. Курт на них не играл уже несколько лет, и мне приглянулась идея модифицировать дешевые фанерные гитары несколькими полезными апгрейдами.
Что было самым непростым в работе с гитаристом-левшой?
Привыкнуть к тому, что строй вверх ногами и на пол-тона ниже, а так же научиться играть несколько песен в зеркальной аппликатуре, на тот случай, если Курта не будет на саундчеке.
А самое сложное – найти усилитель для левши, это уже снайперская точность!
Вы обеспечили Курта многими из его Univox Hi-Flier. Это потому что он терпеть не мог ходить по музыкальным магазинам?
Я нашел семь из них. Две натуральных, две белых, и три санберстовых. Он держался подальше от музыкальных магазинов, но были и немногие исключения. Он ходил в Guitar Maniacs, Voltage Guitars, Guitar Castle в Салеме, Fatdog в Сабвей – места где никто не просил его подписать товар, сфотографироваться и специально не поднимали цены.
Были ли у Курта инструменты, которые не видели сцены, но были фаворитами дома или в студии?
Большинство любимых концертных гитар использовались в студии. Он обычно просил отправить домой свой синий Mustang и 12-струнную Stella, когда был не на гастролях. Stella в редких случаях использовалась на концертах. По-моему, Jaguar и Univox отправлялись на репетицонную базу. У него было немного гитар дома. Некоторые любимые, некоторые нет.
Nirvana были непредсказуемы живьем. Каково было смотреть на группу с края сцены, зная, что в любой момент может произойти что угодно?
С одной стороны ты всегда ожидал, что любое выступление может принести что-то невообразимое, только не хотел, чтобы это было в цепи сигнала. Все проверялось: от очистки мест старых починок до отбраковки сомнительных кабелей, коммутации динамиков, всего, что только можно представить. На одном шоу во время выхода на бис они вытащили на сцену двух-трех ребят, и вручили им инструменты. После минуты замешательства зал стал подначивать их разбить гитары. Прыжки Курта в барабанную установку всегда были удовольствием – не совсем для Дейва, но для всех остальных да!
Были ли случаи, когда Курт просил вашей помощи в поиске конкретного звучания?
Он просил меня на саундчеке нарулить хороший звук усилителя, но он играл так громко, что по ходу концерта начинал крутить ручки на усилителе, соревнуясь со своими мониторами, и в итоге все выкручивалось до упора.
Предусилитель Mesa Boogie Studio, который он использовал на концертах был полон ручек, движков и пуш-пул переключателей. Слишком много вариантов для Курта, по-моему. Он часто использовал в студии Fender Twin Reverb и просил чего-то громкого и чистого, с плотным низом и подчеркнутой серединой. Несколько раз мы брали на прокат разные Twin, которые все звучали по-разному, в зависимости от состояния и типа динамиков.
Вы потом работали с Дейвом Гроллом в Foo Fighters – какая разница между Дейвом и Куртом в плане игры на гитаре и выбора оборудования.
Дейв на гитаре играет как на своих барабанах – сфокусированно, точно… Гитара и усилитель должны быть хорошо сделаны. Игра Курта могла быть очень небрежной и спонтанной, и он постоянно рисковал. В первые два года Foo Fighters Дейв использовал чистый канал Marshall и педаль ProCo Rat, а позже переключился на Mesa Boogie Rectifier. Транзисторный фузз или ламповый перегруз –это одно из принципиальных решений.
Что обычно Курт наигрывал в гримерке?
Он мог работать над идеями, освежать в памяти новые песни или каверы, которые могли быть добавлены в сет-лист.
С точки зрения инструмента это была неподключенная электрогитара, часто гитара, с которой он начинал бы выступление, если они играли на большой площадке.
У Курта несомненно были четкие идеи насчет звуковой эстетики его альбомов, и того, как в нее впишется гитарою. Он когда-нибудь выражал вам разочарование по поводу того, как звучит “Nevermind”?
Мне – никогда. Я читал его комментарии по этому поводу, но, по-моему, за месяцы до того, как альбом был записан, он хотел, чтобы звук бы большой и чистый.
Однажды вы сравнили стиль игры Курта с манерой Джорджа Харрисона. Какой аспект игры Курта по-вашему сильнее всего недооценен?
С точки зрения музыкальных влияний и техники у Курта и Джорджа мало общего, но они похожи в том, что, на мой взгляд, лучшие моменты у Джорджа самые лаконичные и сдержанные. Соло Курта в “Milk It” (“In Utero”) может навести на мысли, что играет его одной левой, но он похоже просидел над ним месяцы. На записях Beatles часто можно слышать простые, ненавязчивые гитарные соло, которые перекликаются с мелодией вокала, и это происходит в очень многих песнях Nirvana.
Я бы сказал, что самый недооцененный аспект игры Курта, это то, как он избегал мэйнстримовых влияний, взял то, чему научился у своих кумиров, и выстрелил гитарным стилем, который целиком находился вне чьей-то тени.
Как вы думаете, остались еще ненайденные сокровища, которые можно издать в архивах Nirvana?
Несомненно. Есть DAT, записанные с пультов и профессиональные съемки концертов, которые однажды могут быть выпущены. Я помню, как на сцене крутилось много ручных камер. Все это может быть издано однажды, когда наши правнуки в конце столетия начнут копаться в ящиках на чердаке.
Был ли конкретный момент, когда вы осознали, что эта группа обречена на успех?