Как колледжи назывались в ссср
Колледж
В некоторых странах (в Великобритании, США и др.) этим словом обобщенно называются разные формы после-школьного образования и существует три основных вида колледжей:
Колледж в России
В России в колледжах предоставляется среднее профессиональное образование. Выпускники получают квалификацию техник, менеджер, юрист, банковский работник, бухгалтер и т. д. Диплом колледжа даёт право на поступление в вуз (если у выпускника колледжа не было среднего полного общего образования).
В российской системе образования колледж является образовательным учреждением среднего профессионального образования и фактически является синонимом слова «техникум». Разница в понятиях «колледж» и «техникум» определена в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации [3]
Обучающиеся в колледжах имеют статус студентов, им выдаётся студенческий билет и зачётная книжка. По окончании выпускникам выдаётся диплом о среднем профессиональном образовании по соответствующей специальности и присваивается квалификация «техник», «старший техник» и т.п. Диплом о среднем профессиональном образовании даёт право его обладателю поступать на работу на соответствующие должности, а также продолжить образование в вузе по любой специальности, наравне с выпускниками 11-х классов школ, ПТУ и профессиональных лицеев. Во многих вузах также ведётся приём на обучение по сокращённым (ускоренным) программам обучения, для абитуриентов, имеющих среднее профессиональное образование по аналогичной или родственной специальности.
Также существует такое понятие, как «высший колледж» в России, обычно под ним подразумевают среднее профессиональное учебное заведение при ВУЗе, например, «Высший колледж информатики НГУ». Хотя существуют и ВУЗы, называемые высшими колледжами, например «Высший химический колледж Российской академии наук»
Превращения ПТУ
Начиная с первых послереволюционных лет, образование будущих рабочих принимало разнообразные формы – от ликбезов до рабфаков, от профтехшкол до мастерских и не только. Среди всего этого многообразия стоит выделить школы ФЗУ – фабрично-заводского ученичества. Основным временем существования ФЗУ стали 1920–1940-е гг. Затем эти учебные заведения остались в отдельных отраслях, а на рубеже шестидесятых вместе с другими подобными учреждениями (ремесленными и сельскохозяйственными училищами и пр.) были преобразованы в ПТУ.
Обучение в ФЗУ проходило на базе общеобразовательной школы-семилетки, и если сначала оно длилось до 4 лет, то затем – накануне войны – школьные предметы в ФЗУ изучали уже более сжато, что позволяло сократить срок учебы до 2 лет. Согласитесь, по сравнению с ФЗУ, допустим, школы ФЗО – тоже «фабрично-заводского», но не «ученичества», а «обучения», – которые работали в еще более сокращенном режиме, обучая профессии всего за полгода, сроками учебы не настолько походили на будущие ПТУ. Да и стартовыми условиями они не напоминали профтехучилища, поскольку в ФЗО прием шел сразу после начальной школы. Однако нет ничего невозможного: ФЗУ удавалось реформировать в ФЗО (а не наоборот). А ФЗО, равно как и не реформированную ранее школу ФЗУ – превратить в ПТУ.
Сам термин ФЗУ предопределял будущее место работы выпускника такого учебного заведения – фабрику или завод. И действительно, школы ФЗУ функционировали не только при небольших мастерских, но и при фабриках и заводах, под знаменем индустриализации стремившихся наращивать объемы производства. А вот термин ПТУ – несмотря на его внешнее сходство с ФЗУ – делает упор уже не на место работы молодого трудящегося, а на полученное им профессиональное образование как таковое.
Впрочем, аббревиатура ПТУ появилась не сразу. За несколько лет до реорганизации ФЗУ и ФЗО независимо от таких учебных заведений возникли ТУ – технические училища. А профтехучилища как только ни назывались! И «ГПТУ» (городское профессионально-техническое училище), и «СПТУ» (что в зависимости от конкретного времени либо условий обучения расшифровывалось либо как сельское профессионально-техническое училище, либо как среднее профессиональное техническое училище, либо как специальное профессиональное техническое училище), и «СГПТУ», и классическое «ПТУ». Последний вариант и сохранился в народной памяти лучше остальных ему подобных.
ПТУ относились к системе начального профессионального образования (а не среднего!). Туда принимали после 8-го класса – и через некоторое время выпускники уже защищали дипломные работы и проекты. Красный диплом ПТУ приравнивался к школьной медали, а также освобождал от распределения, которое в советское время вообще-то было обязательным для профессионалов и со средним, и с высшим образованием. Среди тех, кто окончил ПТУ, конечно же, есть и те, кто впоследствии получил высшее образование, но счет подготовленных в ПТУ рабочих просто идет на миллионы человек.
С начала 1990-х годов началась новая волна переименований профтехучилищ, отражавшая уже постсоветскую жизнь. Часть ПТУ стала профессиональными лицеями, часть – профессиональными училищами (ПУ), часть – колледжами, некоторые – техникумами. Профлицеи и профессиональные училища продолжали относиться к системе начального профессионального образования, зато перемена статуса ПТУ на статус колледжа или техникума означала повышение уровня предлагаемого учебным заведением профессионального образования – с начального до среднего.
Эти нюансы были актуальны до недавнего времени. А новый закон об образовании не устанавливает уровень начального профессионального образования вовсе. В статье 138, в частности, говорится: «Начальное профессиональное образование приравнивается к уровню среднего профессионального образования». Профессии НПО – начального профобразования – станут теперь специальностями СПО, среднего профессионального образования. Бывшее начальное профобразование в основном будет считаться не профессиональным образованием, а всего лишь профессиональной подготовкой. Обратите внимание на то, что между образованием и подготовкой есть существенная разница: первое – весомее.
В той же статье сообщается, что до 1 января 2016 года профессиональные лицеи должны быть преобразованы в «профессиональные образовательные организации соответствующего вида», а профессиональные училища превратятся «в учебные центры профессиональных квалификаций, в общеобразовательные организации, реализующие в пределах основной образовательной программы среднего общего образования программы профессиональной подготовки, либо иные организации, осуществляющие обучение».
За этими сложными формулировками скрыта разница фактических уровней обучения. В первом случае это будет ссуз, выпускникам которого дадут дипломы – примерно такие же, как диплом об окончании, допустим, техникума. Во втором случае возможны варианты, однако на диплом о среднем профессиональном образовании тут вряд ли стоит твердо рассчитывать (если только речь не идет о центре профессиональных квалификаций, но и там это будет не единственный вариант итогового документа). А надеяться получить удостоверение или свидетельство по профилю, позволяющее трудоустроиться – почему бы и нет!
Как назывался колледж в советские времена?
Техникум. Сейчас подобные заведения называются как на западе Колледжами. Изменилось только одно, раньше в технаре было учится очень престижно, особенно людям из деревни. А сейчас в колледж идут только те, кто не может платить за свое обучение на высшем образовании. К ним относятся как к ПТУшникам.
В советское время образовательные учреждения делились так:
То есть отвечая на ваш вопрос как назывался колледж из 8 букв можно с уверенностью сказать, что это ТЕХНИКУМ.
Это точно техникум, в свое время поступала в техникум, а окончила колледж. Причем обучение в колледже, в плане практических занятий намного качественней оказалось чем затем в институте (оба отделения были очными) и не всегда на практике выпускник института знает больше выпускника колледжа.
Но всё же в советские времена слово «колледж» если и слышали, то оно было каким-то заокеанским и чужим, а сейчас у всех на слуху)
Колледж, надо понимать, в советские времена назывался техникумом. Хотя техникумы сейчас колледжами не называются. Есть, конечно, какие-то заведения, что выпендриться захотели. Но техникум название не сменил.
Колледж-слово не русское. И называют учебные заведения так не в России.
Раз в вопросе следует указать именно небольшой сторожевой отряд, то им может быть как Пикет, так и Дозор, ведь в этих словах как раз по пять букв.
Япония славится своими ножами и их названий тьма, правда, если взять классические и именно кухонные ножи, то их всего три, зато они обязательно есть на каждой японской кухне, где готовят национальные блюда. Причём каждый из этих ножей имеет различные разновидности, которые и называются по разному в различных регионах Японии.
1 Янагиба (yanagiba );
Даже имея прекрасное телосложение можно выглядеть в глазах окружающих нелепо, а то и смешно. Без изящной походки, правильной осанки, вся внешняя красота телосложения ничто.
Хочется добавить, что даже не имея прекрасно сложенной фигуры, умение красиво ходить, сидеть и даже стоять,можно выглядеть гораздо лучше, чем кто то в идеальной фигурой.
Движения человека должны быть красивыми, то есть естественны и ловки, были изящными и тогда » глаз просто не возможно оторвать «, а сама комплекция уходит как бы на второй план.
Хорошо, если навыки красивого движения привиты с детства, но развить их можно и со временем.
Профессиональное и специальное образования в СССР
Каждый день с Красной площади с небольшими интервалами отправляются автобусы и везут приезжих на экскурсию по Москве. Много небылиц вам расскажут экскурсоводы. Расскажут они и о том, что московские школьники во время войны изготавливали изделия для подводных лодок.
И невдомёк добросовестно заучившему текст экскурсоводу, что школьники во время войны ходили в школу даже в осаждённом Ленинграде, а детали для фронта изготавливали не школьники, а учащиеся ремесленных училищ, так как изготовление деталей или даже целых узлов, изделий входило в программу их обучения.
Они их изготавливали и в мирное время, только не для производства вооружений, а для производства мирной продукции. Но миф о том, что во время войны школьники встали к станкам господствует в нашем недостаточно просвещённом обществе.
Не знают наши экскурсоводы, что для подготовки квалифицированных рабочих ещё в 1920 году были созданы фабрично-заводские ученичества (ФЗУ). Срок обучения в то время составлял 3-4 года, так как обучающиеся подростки в большинстве были малограмотными и поэтому профессиональное обучение сочеталось с общеобразовательным. По мере ликвидации в стране малограмотности срок обучения в зависимости от получаемой профессии составлял от 6 до 18 месяцев.
2 октября 1940 года был издан указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР».
Этим указом учреждались:
1) ремесленные училища с 2-летним курсом для подготовки квалифицированных рабочих — металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников и других профессий;
2) железнодорожные училища с 2-годичным сроком обучения для подготовки квалифицированных рабочих железнодорожного транспорта;
3) школы фабрично-заводского обучения с 6-месячным сроком обучения (ФЗО) для подготовки рабочих массовых профессий.
Учащиеся всех этих школ находятся на государственном иждивении (бесплатное обучение, обеспечение за счет государства питанием, одеждой, обувью, бельем, учебниками и учебными пособиями и общежитием). Для учащихся в ремесленных и железнодорожных училищах была предусмотрена форменная одежда.
Указ 2 октября 1940 г. установил, что ежегодно призывается (мобилизуется) от 800 тыс., до 1 млн. человек рабочей и колхозной молодежи для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах и школах ФЗО. Окончившие эти школы обязаны проработать на государственных предприятиях 4 года с заработной платой на общих основаниях.
Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 2 октября 1940 г. для руководства подготовкой и распределением государственных трудовых резервов было создано Главное управление трудовых резервов при Совете Народных Комиссаров СССР, преобразованное в 1946 г. в Министерстве трудовых резервов Союза ССР. На местах созданы республиканские, краевые, областные и городские управления трудовых резервов.
Только во время Великой Отечественной войны в указанных учебных заведениях было подготовлено 2 млн. рабочих сложных и массовых профессий. Во время обучения ремесленные училища изготавливали продукцию оборонного значения.
О воспитании рабочих замечательный педагог А. С. Макаренко в одной из своих статей так конкретизировал задачу воспитания: «Мы желаем воспитать культурного советского рабочего. Следовательно, мы должны дать ему образование, желательно среднее, мы должны дать ему квалификацию, мы должны его дисциплинировать, он должен быть политически развитым и преданным членом рабочего класса. Мы должны воспитать у него чувство долга и понятие чести, иначе говоря, он должен ощущать достоинство свое и своего класса и гордиться им, он должен ощущать свои обязанности перед классом… Он должен быть веселым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив. И таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой нынешний день».
Статья 45 Конституции СССР 1977 года гласила: «Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством: развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования».
Среднее специальное техническое образование выпускники школ республик СССР получали в техникумах. Принимали на учёбу в техникумы на конкурсной основе, поступающие сдавали приёмные экзамены по определённым видам предметов, изучаемых в школе. Техникумы были индустриальными, транспортными, сельскохозяйственными и других отраслей народного хозяйства. Срок обучения в техникумах составлял 4 года. Среднее специальное педагогическое, музыкальное, медицинское и др. виды среднего специального образования получали в училищах.
Учащимся техникумов и училищ во всех республиках государство ежемесячно выдавало стипендию. Иногородние и приехавшие из сельской местности учащиеся обеспечивались общежитием. Оканчивающие техникумы защищали дипломные проекты, а училища – сдавали государственные экзамены государственным квалификационным комиссиям. Выпускники школ и училищ имели право поступать в высшие учебные заведения после того, как не менее 3-х лет проработают на практической работе по своей специальности. Окончившие учебные заведения с отличием имели право поступать в высшие учебные заведения без отработки 3-х лет.
Выпускники техникумов работали техниками, мастерами производственных участков, в отдельных случаях начальниками цехов, выпускники педагогических училищ, как правило, преподавали в начальных классах школ, а музыкальных – в музыкальных школах. Медицинские училища подготавливали средний медицинский персонал для поликлиник и больниц республик страны.
Высшие учебные заведения, особенно университеты, являлись крупными научными центрами. Профессорско-преподавательский состав в них наряду с учебно-воспитательной работой вёл большую научную работу, в которой принимали участие и студенты. Почти во всех вузах имелись научные студенческие общества.
В 1975 году имелось 856 вузов (в т. ч. 65 университетов), в которых обучалось свыше 4,9 млн. студентов. Советский Союз по численности студентов на 10 тыс. населения значительно превзошёл такие развитые капиталистические страны, как Великобритания, ФРГ, Франция, Япония и мн. др.
Наибольшее количество студентов в 1975/76 учебных годах обучалось в вузах промышленности и строительства – 1950 тыс. чел. и просвещения – 1415,3 тыс. чел. Советское государство уделяло огромное внимание просвещению народа и на подготовку преподавателей тратило количество денежных средств соизмеримое с затратами на подготовку специалистов промышленности.
Фальсификаторы нашей истории не скажут о том, что в указанное время в высших и средних специальных учебных заведениях СССР обучались лица из 134 стран. В вузах и техникумах в 1975 обучалось 44 тыс. иностранных граждан; СССР ежегодно командировал за рубеж более 17 тыс. профессоров, преподавателей, аспирантов, студентов и принимал столько же из других стран.
Высшее образование выпускники школ получали в институтах и университетах. Принимали абитуриентов в институты и университеты на конкурсной основе в зависимости от набранных баллов при сдаче вступительных экзаменов. Количество поданных заявлений, как правило, во много раз превосходило количество мест. В результате при существовавшей системе в институты принимались самые одарённые дети.
Существовали льготы для отслуживших в армии, отработавших на производстве и для других категорий поступающих, но и при таких отступлениях система исключала поступление в высшие учебные заведения бездарных или не обладающих необходимыми знаниями абитуриентов. В каждом высшем учебном заведении сдавали вступительные экзамены в зависимости от профиля, но русский язык и литературу сдавали при поступлении в любой институт или университет.
В наше время платное обучение открыло в высшие учебные заведения дорогу посредственности, что, без сомнения, уменьшает профессиональный уровень педагогов, врачей, инженеров и работников других профессий, требующих высшего образования. Институты поставлены в условия, когда в школах решают, кого они должны принимать, а ответственность за качество подготовки специалистов возлагается на институт. Такие решения противоречат здравому смыслу и интересам общества.
В дореволюционной России только очень немногие женщины получали высшее образование на высших женских курсах и в нескольких общественных высших учебных заведениях. В университеты и казенные высшие технические учебные заведения женщины не допускались. Во всех республиках Советского Союза все высшие учебные заведения были одинаково открыты как для мужчин, так и для женщин. Уже в 1940-х годах каждая союзная республика имела свои университеты (один или несколько). В Украинской ССР их было 7, в Узбекской и Литовской ССР — по 2 и в остальных союзных республиках — по одному.
Статус университета в Советском Союзе присваивали очень немногим учебным заведениям. Особое место среди университетов СССР по своему историческому прошлому и той роли, которую он сыграл в культурном развитии нашей Родины, по числу и разнообразию факультетов, по количеству студентов и обилию высококвалифицированных профессоров занимал и занимает Московский университет имени М. В. Ломоносова.
В 1914 году в России было 95 высших учебных заведений, а в 1939 году в СССР – 750 высших учебных высших учебных заведения. Их количество продолжало расти в соответствии с потребностями народного хозяйства, просвещения, культуры в специалистах с высшим образованием.
В 1946 г. было образовано Министерство высшего образования. Все учебные заведения в организационном и учебно-методическом отношении подчинялись Министерству высшего образования. В хозяйственном и финансовом отношении большинство технических институтов подчинялось своему министерству. Например, министерству авиационной промышленности подчинялись авиационные институты. Это позволяло отраслевым руководящим производством министерствам в учебных заведениях больше учитывать потребности отрасли в специалистах нужного профиля, платить студентам более высокие стипендии и в целом выделять на процесс обучения больше средств.
Великая советская держава даже в самые трудные времена заботилась о будущем страны, её гражданах, её молодых людях.
Во время Великой Отечественной войны, несмотря на тяжелые условия, вызванные войной, советские высшие учебные заведения не прекратили, не нарушили своей работы по подготовке необходимых стране кадров для обеспечения фронта, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, здравоохранения, просвещения. Много высших учебных заведений было эвакуировано в глубь страны и продолжали свою учебную и научно-исследовательскую работу в новых местах.
В период с 1941/42 по 1945/46 учебные годы количество учащихся школ и студентов высших и средних специальных учебных заведений ежегодно возрастало. Число учащихся снижалось только в один из военных годов – в 1942 году.
Число школьников возросло от 17 млн. 765 тыс. до 17 млн. 966 тыс. школьников в 1943/44 году и 26 млн. 094 тыс. в 1945/1946 учебном году. Мной не приведены данные роста количества школьников в 1944/1945 учебном году, так как значительный рост количества школьников в этом учебном году был связан с приёмом в школу детей с семи лет, а до этого детей в школу принимали с восьми лет.
Число учащихся высших учебных заведений за военные годы возросло с 313 тыс. чел. до 730 тыс. чел., средних специальных учебных заведений – с 415 тыс. чел. до 1 млн. 8 тыс. чел.
За годы Великой Отечественной войны наша высшая школа выпустила 182,6 тыс. высококвалифицированных специалистов.
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Техникум
Смотреть что такое «Техникум» в других словарях:
ТЕХНИКУМ — ТЕХНИКУМ, техникума, муж. (неол.). Среднее профессиональное учебное заведение. Полиграфический техникум. Музыкальный техникум. Сельскохозяйственный техникум. Педагогические техникумы ныне переименованы в педагогические училища. Толковый словарь… … Толковый словарь Ушакова
техникум — технарь Словарь русских синонимов. техникум сущ., кол во синонимов: 9 • авиатехникум (1) • … Словарь синонимов
ТЕХНИКУМ — ТЕХНИКУМ, а, муж. Среднее техническое или вообще специальное учебное заведение. Торговый т. Сельскохозяйственный т. | прил. техникумовский, ая, ое (разг.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
техникум — а, м. (нем. Technikum). Среднее техническое или вообще специальное учебное заведение. Техникумовский (разг.) относящийся к техникуму, техникумам. || Ср. гимназия, колледж, коллеж, лицей, политехникум, школа. Толковый словарь иностранных слов Л. П … Словарь иностранных слов русского языка
Техникум — а) техникум среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;. Источник: Постановление Правительства РФ от 18.07.2008 N 543 Об… … Официальная терминология
ТЕХНИКУМ. — Из фр. яз. через нем. посредство в XX в. Фр. technicum «техникум» производное от technique «техника» (ср. нем. Polytechnikum «высшее техническое учебное заведение») … Этимологический словарь Ситникова
техникум — ТЕХНИКУМ, а, м Среднее техническое профессиональное учебное заведение, дающее общее среднее образование и специальность в какой л. области. Горно металлургический техникум одно из старейших учебных заведений на Урале … Толковый словарь русских существительных
Техникум — Огромное значение, какое промышленность имеет в культурной жизни Германии, вызвало здесь сравнительно рано стремление независимо от общепринятой академической системы образования будущих техников создать сокращенный путь, посредством которого… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Техникум — м. Среднее техническое или любое специальное профессиональное учебное заведение. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой