Как копирайтеру написать о себе
Как копирайтеру оформить портфолио, чтобы получать заказы
Начните с простого гуглдокумента
Частая ошибка новичков — начать работу над портфолио с выбора платформы, где можно его собрать. В итоге они заморачиваются над дизайном и бесконечно долго перебирают красивые шаблоны. А портфолио так и не заводят.
Красивый дизайн это здорово, но лучше начните с толкового содержания. Прежде всего надо решить, чем наполнить портфолио.
Для начала сделайте самую простую визитку в гуглдокументе. Всего 30 минут работы, и вы получите готовый инструмент, который можно сразу пустить в дело: отправлять клиентам, получать заказы и набираться опыта.
Выберите лучшие тексты
На старте, когда у вас мало работ, добавляйте в портфолио все тексты, что вам нравятся. Собирайте любые статьи, которые получили хороший отклик у заказчика или читателей — собрали много просмотров, комментариев и лайков.
Дальше, когда работ будет все больше, регулярно обновляйте портфолио. Меняйте старые тексты на новые, более качественные, добавляйте тексты, которые писали для известных брендов, — они привлекают внимание. Если есть, добавляйте тексты в разных форматах — статьи, рассылки, лендинги. Следите за тем, чтобы портфолио не превратилось в бесконечное полотно ссылок, — в большинстве случаев вам хватит 10−15 текстов в разных форматах.
Когда формируете портфолио, держите в уме, что заказчики в первую очередь обращают внимание на тексты, близкие к их задачам. Поэтому, если хотите писать для всех и обо всем, постарайтесь сделать портфолио более разнообразным. Если хотите делать только лендинги или писать только на тему личных финансов — добавляйте соответствующие примеры работ. Можете прямо в портфолио написать, какие темы и форматы в приоритете.
Только, прежде чем забрать работу в портфолио, спросите, согласен ли заказчик.
Напишите, что сделали, и покажите результат
Копирайтеры часто оформляют портфолио так: бросают кучу безымянных ссылок в надежде, что заказчик сам будет в этом копаться. Не делайте так.
1. Во-первых, подпишите ссылки. Пусть у каждой будет понятное название, что это за текст и о чем. Чтобы заказчику не надо было наугад открывать кучу текстов, когда есть время почитать только один-два.
2. Во-вторых, в описании к работе добавьте короткий рассказ, что и для кого делали. Например, если вам пришлось провести 10 интервью, чтобы собрать материал для статьи, — круто, это полезное для работы умение, о котором стоит рассказать. Или пришлось попробовать 15 видов кофе, чтобы написать пост о кофейне, — тоже здорово. Это показывает, что вы пишете, опираясь на опыт, а не поиск в интернете.
По возможности уточните у заказчика, как текст сработал: стало ли больше заказов, увеличилось ли время пребывания людей на сайте. Такое тоже классно бы добавить в описание работы, чтобы доказать эффективность вашей работы.
Если писать особо не о чем и вы просто хорошо сделали работу по готовому техзаданию — это не страшно. Просто покажите работу и напишите, для кого ее делали.
Резюме копирайтера
РЕЗЮМЕ КОПИРАЙТЕРА
На данном этапе развития Интернета и рекламы профессия копирайтера — одна из самых востребованных. Даже если вы грамотно не оформите в резюме ваш опыт работы и не сделаете упор на имеющихся у вас навыках, с помощью заветного слова «копирайтер» оно найдет отклик. Только вот и результат будет соответствующий — в большинстве случаев вам предложат совсем не то, чем вы предполагали заниматься. Поэтому следует потрудиться над составлением такого важного документа, как CV.
Кто же настоящий копирайтер?
Занятие копирайтингом часто путают с другими видами деятельности, например, с копипейстингом. На сайтах по поиску работы в изобилии встречаются резюме, содержащие в себе одновременно несколько позиций, одна из которых копирайтер, а другие — редактор, контент-менеджер, автор текстов и прочее.Сегодня понятие «копирайтер» имеет несколько значений Происходит это, скорее всего, не потому, что люди не знают, чем конкретно хотят заниматься, а из-за того, что сегодня понятие «копирайтер» имеет несколько значений.
1. Копирайтер — это автор рекламных текстов. Название профессии произошло от слияния двух английских слов: copy – «текст рекламного объявления» (одно из значений) и write – «писать». Следовательно, копирайтер – человек, который занимается написанием рекламно-информационных сообщений. Это могут быть слоганы, ролики для TV и даже целые статьи.
2. Копирайтер — это вообще автор любого контента для сайтов, не обязательно носящего рекламный характер. Под словом «контент» могут пониматься заметки, статьи и другие традиционные журналистские жанры. Но есть существенная разница между тем, что создает корреспондент, и тем, что делает копирайтер. Если первый пишет собственные, так называемые авторские, материалы, то второй живет за счет других – он генерирует в тексте чужие мысли и идеи, оперирует добытыми в Интернете фактами (не всегда правдивыми) и жонглирует комментариями, полученными другими людьми. В журналистской среде такая деятельность оценивается весьма негативно, однако с развитием Интернета появилось множество порталов, которые только этим и занимаются и имеют достаточно стабильный доход.
Если вы претендуете на позицию копирайтера, то для начала следует определиться, интересна ли вам должность в рекламном агентстве, копирайтинговой фирме (есть и такие) или СМИ. То есть решить, будете вы заниматься рекламой или станете работать с наполнением сайтов.
Поэтому желательно уже в названии резюме отразить, какую именно работу вы ищите, чтобы избавить себя от заведомо неинтересных предложений. К примеру, если вы специалист по рекламе, укажите «Копирайтер/Специалист по рекламе» или «Копирайтер/Автор рекламных текстов», тогда вы избавите себя от предложений по переписывание чужих новостей.
Образование
Основной навык, которым должен обладать претендент на позицию копирайтера, – великолепное владение печатным словом. Его можно продемонстрировать в портфолио и при выполнении тестового задания на собеседовании. Ряды копирайтеров пополняются за счет разочаровавшихся в профессии журналистов, филологов, специалистов по PR и рекламе. Как правило, это выпускники гуманитарных вузов, таких, как Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова, РГГУ, Литературный институт им. А. М. Горького. Традиционно спросом у работодателя пользуются бывшие студенты МГУ им. М. В. Ломоносова, МГИМО и РУДН.
В этой графе соискателям следует сделать упор на функциональных обязанностях, которые они выполняли на предыдущих местах работы, а не ограничиться простым перечислением компаний. После названия организации должно идти уточнение, чем она занимается – рекламной, издательской деятельностью, представляет собой СМИ или интернет-порталНесмотря на то, что копирайтеры в большинстве случаев одновременно заняты сразу в нескольких проектах (особенно если они работают внештатно), работодатели хотят знать, насколько постоянен сотрудник и как долго он может проработать на одном месте. Поэтому даты начала/окончания работ лучше указывать с точностью до месяца.
После названия организации должно идти уточнение, чем она занимается – рекламной, издательской деятельностью, представляет собой СМИ или интернет-портал.
В обязанностях желательно отразить как можно больше аспектов деятельности. Рекламные тексты бывают разных видов, поэтому нужно не просто сказать: «создавал рекламные материалы», а лучше «готовил пресс-релизы, адресную рассылку, придумывал слоганы, писал рекламные статьи» и так далее. Если ваш профиль – это генерация web-контента, тогда следует указать, в каком темпе вы работали, какие объемы материалов готовили. Конечно, это все при условии, что вы раньше были копирайтером.
Если нет – просто опишите свой предыдущий корреспондентский или редакторский опыт работы.
Показателем профессиональной успешности копирайтера являются такие вещи, как создание качественных текстов для видных рекламных кампаний, разработка слоганов, которые «у всех на слуху», креативных идей, которые были воплощены в жизнь и имели успех. Также к достижениям можно отнести наполненный отличным контентом интернет-портал, на который можно указать в резюме ссылку, и подготовку «горящих» текстов в очень сжатые сроки или большого количества материалов на заданную тему.
Для копирайтера важно отличное знание русского языка или высокая грамотность (только не пишите «100%-ная грамотность» – такой не бывает!), творческие способности, знание принципов редактуры текста, умение систематизировать информацию, способность работать в сжатые сроки и с большими объемами информации.
Помимо Word и Excel, автору рекламных текстов пригодится знание Power Point и программ, с помощью которых можно подготовить буклет или брошюру. Все больше работодателей требуют, чтобы соискатели владели английским языком.
Для копирайтера важно быть коммуникабельным, исполнительным и стрессоустойчивым, обладать чувством ответственности. К примеру, если копирайтер занимается нахождением в Интернете нужной информации и переписыванием ее для конкретного сайта, он должен понимать, что допустимо использовать только ту информацию, которая есть в открытых источниках, и все тексты необходимо тщательно перерабатывать. Копипейст (от англ. copy – «копировать» и pastе – «вставить»), то есть копирование информации из одного источника и вставка ее в неизмененном виде в другой, в копирайтинге недопустим.
Дополнительная информация
Идеальное резюме копирайтера
Составляя идеальное резюме копирайтера помните, что теперь вы являетесь продуктом. И для продвижения себя как продукта вам доступен весь арсенал инструментов маркетолога.
Итак, ваше резюме будет посвящено продаже ваших навыков и способностей за максимально высокую цену. Простое перечисление вашего образования, предыдущего опыта работы тоже должно присутствовать, но одного его мало.
Идеальное резюме копирайтера отражает навыки и способности, а не перечисляет обязанности и ответственность. Творческое и увлекательное резюме привлекут внимание к вашей кандидатуре и позволят менеджеру по персоналу сразу же оценить ваши навыки написания текста и креативность.
Резюме копирайтера без опыта работы
Естественно, людям с опытом копирайтинга будет легко написать корректное и качественное резюме, включив в него богатое (или не очень) портфолио опубликованных текстов.
Тем не менее, хоть какие-то образцы работ для оценки ваших талантов представить придется. Помните, любые произведения, которые вы написали в ходе оттачивания своих навыков копирайтинга, считаются вашим портфолио. Вы можете разместить тексты на личном блоге, в жж, в социальных сетях и т.д.
Эффектно будет смотреться мини-блог портфолио на качественной бесплатной платформе, например Blogger, Wix, WordPress, Tilda и Weebly.
Ключевые навыки копирайтера
Это главные навыки, hard skills копирайтера во всем мире. Вы можете не обладать всеми ими, но хотя бы знать о чем идет речь обязательно, если вы претендуете на достаточно высокооплачиваемую работу.
Включайте также перечень Soft Skills, подходящих для данной компании. Никто не хочет нанимать человека, который не сможет поладить с другими членами команды, независимо от того, насколько блестящий он специалист в своей области.
Копирайтеры не работают в изоляции. Они — всего лишь крошечная шестеренка в механизме отдела коммуникаций или маркетинга.
Самые востребованные качества любого специалиста это коммуникабельность, пунктуальность, соблюдение сроков и дед-лайнов, умение управлять собственным временем (тайм-менеджмент) и работать в команде, критическое мышление, креативность, концептуальные навыки.
Как составить резюме копирайтеру
Образец резюме
Ваше резюме копирацтера имеет одну основную цель — продавать навыки копирайтинга. Рекрутеры обращаются к копирайтерам для увеличения продаж, поэтому они хотят нанять маэстро с изысканным подходом, чтобы превратить контент в прибыль.
Если вы не можете убедить их нанять вас, как они могут доверять вам продавать свои товары или услуги?
Искать образец резюме в интернете и отправлять его потенциальному работодателю — не самая лучшая идея. Работодатель должен увидеть в вас способного и креативного мастера написания качественных текстов, а растиражированные в топ-10 яндекс или гугл образцы резюме и их рерайт-варианты он видел не раз, поверьте.
Если без образца совсем никак, пролистайте до 30-х страниц поисковой выдачи и найдите что-то новое. Или еще лучший вариант: спишите у иностранцев. Встроенный в браузер переводчик поможет преодолеть любые проблемы. И взятый из иностранного источника образец резюме копирайтера будет гораздо уникальнее русскоязычного.
Поздравляю, теперь вы знаете как составить резюме копирайтера и несомненно составите собственное — идеальное! Отправьте свое резюме как можно большему количеству потенциальных работодателей.
Как откликаться на вакансии, если вы новичок в копирайтинге
Изучите вакансию
Отметьте себе все детали: какие навыки нужны, что за тексты и в каком стиле придется писать, какие примеры материалов следует предоставить, куда присылать резюме. И подумайте, есть ли у вас похожий опыт и необходимые качества, чем можете быть полезны, справитесь ли вы с задачами заказчика. Тогда ничего выдумывать не придется: достаточно осветить в отклике каждый пункт.
Да, кажется очевидным: надо прочитать то, на что отвечаешь. Но на практике процентов 80 этого не делают: если внимательно изучите вакансию и напишете отклик, вы автоматически станете лучше большинства конкурентов.
Срезаться можно на мелочах. Например, когда набирали стажеров в «Тинькофф Бизнес», редактор писал кандидатам с одной почты, а отправить тестовое надо было на другую. И это стало первой проверкой — на внимательность.
Найдите больше информации о компании
Можно в открытых источниках поискать информацию о компании и опубликованные тексты, рассказы сотрудников о работе. Еще можете заглянуть в соцсети руководителя и того, кому нужно будет отправить отклик.
Так вы выясните, какой в компании подход к работе, близок ли он вам. Еще информация пригодится при выполнении тестового задания.
Когда отправляла заявку на Стажировку в «Сделаем», я прочитала кейсы на сайте, прошерстила блог и группу во ВКонтакте, ознакомилась с письмом об ошибках в тестовых для первой Стажировки. Так я, к примеру, увидела, что редакторы агентства особое внимание обращают на жизненные сценарии при описании продуктов, иллюстрации и форматирование текстов.
Расскажите о себе коротко и по делу
Под каждую вакансию нужно писать новое сопроводительное письмо, учитывая текст вакансии. Расписывать целое полотно не надо. Те, кто размещает объявления, читают сотни откликов, плюс у них есть и другая работа. Усложнять их труд не стоит — текст о себе должен быть кратким и по делу. Необходимо четко ответить на вопросы вакансии и написать, чем можете быть полезны.
Если раньше нигде не работали, можете указать, что вы фрилансер. А дальше — перечислить, что умеете. Если не сталкивались с темой заказчика, но разбирались с другими незнакомыми темами с нуля, можете сказать об этом.
Те, кто еще толком не работал, могут ответить на вакансию универсального автора для агентства, например, так:
Меня зовут Анфиса, я копирайтер на фрилансе. Пишу статьи для СМИ и корпоративных блогов, посты для соцсетей. Специализируюсь на материалах о путешествиях, строительстве и дизайне, но могу писать на другие темы: умею быстро изучать информацию и с нуля разбираться в продукте.
Опишите примеры работ
Есть вакансии, для которых не нужны примеры работ, — выбирают по тестовому. Но это редкость. Обычно в отклике просят отправить 3−5 лучших материалов.
Сами тексты могут быть в гуглдоках. Но мало просто кинуть ссылки на них в отклик. Чтобы заказчику было удобно и понятно, нужно каждую ссылку описать: что это за текст, для какой компании, площадки, как вы над ним работали, почему прикрепили именно его.
Например, можно подписать ссылку так:
Статья для блога туристической компании о неформальных достопримечательностях Санкт-Петербурга (ссылка). Чтобы ее написать, взял интервью у краеведа Льва Лурье, руферов и других местных жителей, использовал собственный опыт. Согласовал текст с маркетологом и выпускающим редактором.
Опишите дополнительные навыки
Подумайте, есть ли у вас навыки, которые могут пригодиться заказчику. Например, знаете иностранный язык и можете изучать зарубежные источники информации, разбираетесь в Photoshop и готовы делать фотоколлажи.
Редакторы «Сделаем», к примеру, ценят авторов, которые умеют составлять контент-план и вести переговоры с клиентами, понимают, как работает та или иная площадка, и придумывают ходы для вовлечения читателей. Круто, если копирайтеры на связи в течение рабочего дня, быстро отвечают и реагируют на правки, готовы работать с горящими задачами и в режиме аврала, бесстрашно берутся за то, чего раньше не делали. И не ноют.
Еще можно сразу в отклике предложить темы материалов, которые могли бы подойти заказчику.
Например, когда хотела получить заказ на нейминг на бирже, я в отклике предложила варианты названия. Предупредила, что переработаю их под запрос компании, когда получу дополнительную информацию об аудитории и пожеланиях. И заказчик обратился ко мне, хотя я всего пару дней была в системе и не имела отзывов и примеров работ.
Шпаргалка для сопроводительного письма
Под каждую вакансию нужно писать свой отклик, потому что у разных заказчиков свои потребности и вопросы. Вот схема, на которую вы можете опираться:
Как грамотно оформить портфолио копирайтеру?
Вот и настал тот день, когда вы посмотрели в зеркало и увидели там потрясающего профессионального копирайтера. Поздравляем! Осталось рассказать об этом миру и начать стоит с качественного портфолио. Как его составить, чтобы клиенты в очередь выстраивались, а чек за услуги рос в геометрической прогрессии, читайте в статье.
Проявите заботу о своих будущих клиентах и сделайте портфолио удобочитаемым. Есть несколько обязательных пунктов.
Кто я? или расскажите о себе
Всегда приятно общаться с живым настоящим человеком. Небольшой рассказ «О себе» позволит заказчику понять, подходите вы друг другу или нет, и насколько вы соответствуете задаче. Пишите только то, что действительно важно для клиента:
Не пишите в данном разделе то, что не имеет отношения к вашей деятельности!
Выберите несколько лучших текстов по темам и жанрам, на которые вы пишете. Какого-то стандарта по числу работ в портфолио нет. Оптимальное количество – от 10 до 20 разноплановых текстов.
Не ограничивайте потенциальных клиентов способами связи с вами, укажите разные варианты контактных данных:
Непременно уточните, в какое время вы доступны для обсуждения сотрудничества, и как скоро вы сможете ответить на полученное сообщение.
Укажите цену вашей работы или параметры ее определения. Например: обозначьте стоимость за 1 000 знаков текста или фиксированную оплату за статью. Наличие точного прайса способно выделить вас среди десятков других авторов, и, скорее всего, выбор будет сразу же сделан в вашу пользу, поскольку клиенту не придется «писать в личку», чтобы узнать цену.
Обязательно перечислите способы приема оплаты: электронные кошельки, банковская карта, расчетный счет ИП и т. д. Также желательно указать формат оплаты – предоплата в % или постоплата.
Добавляйте в портфолио только полезные отзывы, где указано: какую именно работу вы выполнили для клиента, какую задачу помогли решить, какие навыки и качества оценил клиент. При этом все отзывы должны быть реальными и подписаны настоящим именем заказчика. Хорошо, если указана ссылка на профиль клиента в соцсетях, есть его фото и название должности. Также можно добавить скрины бумажных писем с отзывами, на официальных бланках или с подписью клиента.
К каждому примеру можно добавить небольшое описание: какая задача была поставлена, что именно вы сделали, каким получился результат. Этим вы покажете потенциальному заказчику, что вы решаете проблемы, а не просто пишете статьи.
Ни в коем случае не добавляйте сделанную на заказ работу в формате текста или файла pdf. Такой контент индексируется поисковыми системами, что снизит уникальность текстов на сайте клиента. И еще, даже если вы работаете без NDA (договор о неразглашении информации), желательно заранее получить у заказчика согласие на добавление работы в портфолио.
Существует много способов оформить портфолио. Мы подскажем вам самые оптимальные варианты.
Свой сайт можно создать разными способами. Например, при наличии технических навыков несложно сделать сайт на WordPress, Drupal, Joomla или подобной CMS. Для оформления портфолио без опыта в веб-разработке подойдут конструкторы. Достаточно выбрать подходящий шаблон, разместить нужные блоки в желаемом порядке и добавить контент. Конструкторы предусматривают наличие хостинга и, как правило, домена третьего уровня. Примеры:
Наличие собственного сайта повышает имидж копирайтера в глазах клиента, позволяет вести блог, привлекать клиентов из поиска, продвигаться через SEO или контекстную рекламу.
Сервисы для портфолио
Если вы не хотите изучать CMS или разбираться в интерфейсе конструктора, попробуйте сервисы, специально предназначенные для создания портфолио:
Эти ресурсы уже имеют готовый шаблон, вам нужно только загрузить свои работы и исправить текстовые данные. Бесплатные планы имеют ограничения, но при оплате функционал расширяется.
Страницы в социальных сетях
Оформить портфолио можно и в социальных сетях: на своей странице или в специально созданной группе. В своем аккаунте вы можете завести отдельный альбом со скринами ваших работ. К каждому изображению добавьте краткое описание «задача-работа-результат» и ссылку на публикацию. В группе для портфолио, вы можете размещать ссылки на ваши работы или репосты, дополняя их описаниями вашего участия.
Если уж совсем лень заморачиваться, то простейшее портфолио можно сделать в обычном Google Документе, поместив в него перечень ссылок на публикации ваших работ и важные данные. По желанию дополните ссылки изображениями и скриншотами. Минус этого варианта – такое портфолио не попадет в поиск и клиенты не найдут его без вашей помощи.
Если вы планируете отдать все лучшие проекты своим конкурентам и в ваши планы не входит писать статьи за достойную оплату, то однозначно проигнорируйте собственную презентацию. Даже не пробуйте написать тексты специально для портфолио, если вам пока нечего показать и вы только начинаете свой профессиональный путь. Непоколебимая вера, что получить заказы вам помогут ваш диплом или стаж, неподтвержденные наглядно, очистит путь реальным специалистам, что тоже неплохо, но не для вас)