Как корейцы появились в россии
«Русские корейцы Цой, Ким, Дзю»: Как они оказались в Средней Азии и кто их предки
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Они охотно принимали русскую культуру
До сих пор довольно много корейцев проживает на Дальнем Востоке (Хабаровский Край, Приморье, Сахалин), а также в южных регионах России. Немало их в Москве и в Питере. Однако в XIX – начале XX века их было в нашей стране во много раз больше.
Перебираться в Россию представителям этого восточного народа приходилось по разным причинам: голод, военные конфликты, политическое давление, стихийные бедствия. А 1860-м, когда согласно Пекинскому договору, заключённому между Россией и империей Цин часть территории Южного Приморья отошла нам, проживавшие на ней более 5 тысяч корейцев автоматически стали гражданами Российского государства. Уже тогда на этих землях жило более пяти тысяч корейцев, получивших российское гражданство.
Первой же задокументированной массовой иммиграцией корейцев в Россию считается переселение в 1854-х годах 67 корейских крестьян, которые основали в Уссурийском крае поселок Тизинхэ. K 1867 году таких корейских поселений было уже три.
К корейцам на Дальнем Востоке в те времена относились неплохо: иммигранты с Востока благодаря врожденному трудолюбию и дисциплинированности активно развивали сельское хозяйство, к тому же, они не только принимали русское подданство, но и охотно обращались в православную веру, и быстро осваивали русский язык. А корейские мужчины даже отказались от ношения традиционных причесок (своеобразная шишка из волос), что было также обязательным условием принятия русского подданства. Этот азиатский народ смог очень деликатно и органично влиться в русское общество, не вызывая неприятия у обычных жителей – их не воспринимали как враждебных чужаков.
Начиная с 1910 года – после того как Япония сделала Корею своей колонией (этот период длился вплоть до капитуляции страны самураев в 1945-м) – к уже живущим в России корейцам прибавились иммигранты, покинувшие родину по политическим причинам. К 1920 годам они составили уже треть населения Приморья. В отдельных населенных пунктах представителей этого народа было вообще большинство. А после Русско-Японской войны корейских поселений в этой части России стало еще больше.
Говоря о «русских корейцах», нельзя не упомянуть о таком печальном факте в истории, как депортации. Охотно пуская иммигрантов на свои земли, Россия была в то же время обеспокоена таким быстрым ростом числа переселенцев. Местные власти видели в них потенциальную экономическую угрозу, однако ничего серьезного предпринять не сумели. В отличие от большевиков…
Массовые переселения в Среднюю Азию
В 1929 году Советский Союз собрал более двухсот «добровольцев», которые были отправлены в Среднюю Азию. В Узбекистане и Казахстане им было велено организовать рисоводческие колхозы.
Огромное число корейцев власти выселили из Приамурья и Приморья в 1937-м. При переезде семьям разрешалось брать с собой имущество и живность. В тот год буквально за пару месяцев в Казахстан и Узбекистан с дальнего Востока было депортировано более 170 тысяч выходцев из Кореи. И уже к 1939 году, согласно переписи населения, на Дальнем Востоке корейцев оставалось лишь около двух с половиной сотен.
Историки отмечают, что принудительные выселения корейцев из Южно-Уссурийского края имели место еще в начале прошлого века. А к началу 1940-х советские власти увидели в корейцах угрозу иного рода – военную: стали опасаться, что они примут сторону Японии.
Между тем тысячи корейцев, проживавших на Сахалине, в основном так и остались там. На сегодняшний день на острове их сконцентрировано больше, чем где бы то ни было в России. Те же корейцы, которые переехали в Среднюю Азию, в подавляющем большинстве осели на новой земле и уже не вернулись на Дальний Восток, и их потомки – это уже не «русские корейцы» (Советский Союз, как-никак распался), хотя изначально их предки ехали со своей родины именно в Россию.
Если же говорить об известных людях с корейскими фамилиями, то у каждого из них – своя семейная история.
Юлий Ким
Легендарный бард, драматург и диссидент родился в 1936 году в семье переводчика с корейского языка. Мать Юлия Кима была русской.
Его отец Ким Чер Сан через пару лет после рождения сына был расстрелян, а мама – отправлена в лагеря, а затем в ссылку. Освободилась она только в 1945-м. Во время ее заключения мальчика воспитывали родственники.
Виктор Цой
Отец отечественного рок-кумира, инженер Роберт Максимович Цой – выходец из древнего корейского рода, причем очень именитого.
Прадед Виктора Цоя Ён Нам жил в рыбацкой деревне на берегу Японского моря. В начале прошлого века, во время войны Японии с Россией, он был в рядах сопротивления против диктатора Ли Сын Мана, в результате чего ему пришлось покинуть родину. На русской земле, во Владивостоке, он женился. Погиб Ён Нам в 1917 году.
Анита Цой
Фамилию Цой, по которой певицу знают российские поклонники, Анита получила от мужа Сергея (известного человека в нефтяной сфере, бывшего пресс-секретаря Юрия Лужкова, президента федерации карате России). Однако сама она, так же, как и он, имеет корейские корни. Девичья фамилия Аниты – Ким.
Дедушка известной певицы, Юн Сан Хым, переехал в СССР из Кореи в 1921 году. В 1937-м он был депортирован в Узбекистан, где выбился в председатели колхоза. В Средней Азии он женился и обзавелся четырьмя детьми. Кстати, отец Анны, которого, как и ее мужа, звали Сергеем, оставил их с матерью, когда девочка была совсем маленькой.
Костя Цзю
Отец прославленного спортсмена, кореец Борис Цзю, в молодые годы работал на металлургическом заводе, а мать (по национальности русская) была медсестрой.
Говорят, именно папа привел девятилетнего Костю в секцию бокса детско-юношеской спортивной школы.
Кстати, хотя прадед боксера Иннокентий был чистокровным корейцем, приехавшим в нашу страну из Китая, его дед уже практически не знал корейского языка.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Расписные веера и морковча эксклюзив
Корё сарам – так называют потомков переселившихся в Россию корейцев. Первая часть словосочетания отсылает к древнему названию государства, откуда они родом, вторая переводится как «человек». Более полутора веков назад корейцы стали частью нашей страны, обогатив пёструю палитру культур.
Бежавшие с родины
По итогам Всероссийской переписи 2010 года, корейцами себя назвали более 153 тысяч человек. Самые большие группы российских корейцев проживают на Дальнем Востоке – в Сахалинской области, Приморском и Хабаровском краях, на Юге и Северном Кавказе – в Ростовской области, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии и Краснодарском крае, а также в Москве и Петербурге.
Представители этноса не раз переселялись. С Дальним Востоком связана судьба выходцев из Северной Кореи, с Сахалином – Южной.
У нас они появились во второй половине XIX века. На эмиграцию, грозившую на родине смертью, толкали голод, нехватка земель и стихийные бедствия. В 1860 году в результате Пекинского договора России отошла часть территории Южного Приморья. Образовалась российско-корейская граница по реке Туманган (Туманной). Уже тогда за ней жило более пяти тысяч корейцев, получивших российское гражданство.
Первые сведения об иммигрантах появились в 1854 году, когда разрешение на проживание у властей попросили 67 корейских крестьян, пересекших Туманган. Они основали в Уссурийском крае первое невоенное поселение Тизинхэ, жили в традиционных фанзах (крестьянский дом на каркасе из деревянных свай) и занимались земледелием. K 1867 году в Приморье было уже три корейских деревни с двумя тысячами поселенцев.
Усердные земледельцы
Посьетский (ныне Хасанский) район Приморья быстро стал центром притяжения корейцев. Российская власть переселению не препятствовала. Осваивать пустовавшие земли никто не хотел, а у новых жителей для этого имелись необходимые опыт и желание.
Корейцы сыграли ключевую роль в развитии сельского хозяйства на Дальнем Востоке. Они охотно принимали русское подданство (что облегчало получение земли), старались учить язык и крестились. По их инициативе на стыке трёх государств – России, Китая и Кореи – появился первый православный храм. Благодаря интеграции этнос, единственный из азиатских, смог органично вписаться в жизнь Дальнего Востока.
Поток переселенцев вырос в 1910 году после аннексии Кореи Японией: Россия пополнилась политэмигрантами. Через несколько лет Дальний Восток станет центром корейской культуры: треть населения Приморья составят корейцы.
Корейцы Сахалина
О корейцах упоминал посетивший остров в конце XIX века А.П. Чехов. Согласно переписи 1897 года, на Сахалине проживало 67 азиатов.
Корейские поселения стали расти после русско-японской войны, в результате которой Япония получила южную часть острова – Карафуто. Корейцев из южных провинций активно свозили сюда на тяжёлые работы на шахтах и рыбном промысле. Таким образом, к 1945 году, когда Южный Сахалин вошёл в состав СССР, здесь жило полсотни тысяч корейцев. О своих бывших «рабах» Япония благополучно забыла, но по документам сахалинские корейцы по-прежнему числились подданами Страны Восходящего Солнца: советское гражданство они стали принимать лишь после 1970 года.
Депортированы первыми
Корейцы первыми в СССР подверглись принудительному переселению по этническому признаку. Ещё с 1920-х годов разрабатывали меры по их отселению от границ оккупированной Кореи. В 1929 году удалось собрать 220 добровольцев, организовавших в Узбекистане и Казахстане рисоводческие колхозы. Идея перемещения в эти республики позже станет ключевой.
21 августа 1937 года постановлением Совнаркома СССР в целях пресечения японского шпионажа принято решение депортировать дальневосточных корейцев в Среднюю Азию. В Узбекистан и Казахстан отправились 172 тысячи человек, включая 1 187 жителей Северного Сахалина. В пути и в первое время жизни в районах непривычного климата умирало до 40 человек из тысячи. Некоторые историки считают, что положение корейцев было лучше, чем у других репрессированных народов, хотя они также подвергались дискриминации. В 1945 году им присвоили статус спецпереселенцев, во время войны с Японией отправляли на принудительные работы в «трудармию».
Реабилитация народа шла в несколько этапов. Однако некоторые негласные запреты существовали до распада СССР. В 1993 году Верховный Совет России признал корейцев жертвами политических репрессий. К тому времени на постсоветском пространстве проживало около полумиллиона представителей этого народа.
Третья волна адаптации
Корейцы хорошо интегрировались в российское общество. Многие исконные традиции в процессе социокультурной адаптации приобрели новый смысл, корейский язык подзабылся или забылся вовсе: например, выросшее в Средней Азии поколение считает родным русский язык. В 1950-х годах сняли ограничения на передвижение и службу в армии, корейцам разрешили жить за пределами Средней Азии. Они стали переселяться на Северный Кавказ и в страны Союза. Молодёжь активно пошла учиться, в том числе в столичные вузы. И к семидесятым годам среди корейцев было немало учёных, инженеров, врачей и юристов. При этом продолжали процветать корейские рисоводческие колхозы. В Приморье корейцы начали возвращаться с 1960-х годов. После распада СССР многие корейцы из республик Средней Азии переехали в Россию и Украину.
Борщ с паби и плов
Среди корейцев распространены такие фамилии, как Ким, Пак, Ли, Чхве, Чой, Цой. С недавних пор семьи стали малодетными. Придерживаются сложной системы верований и обрядов на основе традиционных корейских воззрений на природу, элементов конфуцианства, буддизма и христианства. Среди них немало православных.
Традиционная кухня за годы жизни в России сильно изменилась: появились блюда, не имеющих аналогов в Корее. Например, полюбившаяся россиянам морковча – морковь по-корейски. Салат появился во времена СССР как замена кимчхи – традиционного блюда из пекинской капусты с красным перцем. Корейцы предпочитают рыбу и свинину. Почти не используют животный жир. Любят острый перец, чеснок и кориандр. На свой манер они готовят некоторые блюда российской кухни. В борщ, например, добавляют варёный рис паби. В рационе российских корейцев сейчас также присутствуют блюда узбекской кухни: плов и манты.
Familio.Media
История русских корейцев
Русские корейцы, которые называют себя коре сарам, — один из самых молодых народов, населяющих нашу страну. Его история насчитывает немногим более 150 лет — о ней для Familio.media рассказывает главный редактор информационного портала Ариран.ру Дмитрий Шин.
Под русскими корейцами здесь понимаются представители корейского народа, проживающие на всей территории постсоветского пространства, которые, несмотря на разделение государственными границами, разговаривают на русском языке (для подавляющего большинства из них он является родным) и имеют общее историко-культурное наследие. Ранее корейцев, проживавших на территории СССР, называли советскими.
1860–1880. Первые переселенцы
Территория современного Приморья вошла в состав Российской империи на основании заключенного в 1860 году с Китаем Пекинского трактата. Тогда Приморье представляло собой обширные земли, протянувшиеся на сотни километров вдоль тихоокеанского побережья от верховий Амура до границы с Кореей и крайне нуждавшиеся в заселении и освоении.
Первые корейские переселенцы пришли из Кореи на территорию России в 1863 году. Запросив разрешение царских властей, они остались в крае — и даже получили гарантии безопасности и поддержку в виде ста пудов муки, выданной в долг. Вслед за первыми переселенцами, успешно обосновавшимися в Приморье, потянулись и другие жители Страны утренней свежести.
Переселение корейцев в Россию в первую очередь было вызвано социально-экономическими причинами: голод, неурожай, тяжелые условия жизни под гнетом местных чиновников и помещиков. Возросшей миграции немало способствовали активно распространявшиеся в Корее слухи о могущественном «белом царе» — российском императоре, который благосклонно относился к переселявшимся корейцам, наделял их землей и оказывал поддержку.
Вместе с русским населением корейцы начали активно осваивать Приморье: возделывали плодородные земли, обороняли край от вооруженных нападений хунхузов, принимали активное участие в строительстве дорог, железнодорожных путей, морского порта во Владивостоке. Вскоре они зарекомендовали себя как трудолюбивые и законопослушные жители.
1880–1917. На государевой службе
В течение всей второй половины XIX века количество корейских переселенцев на Дальнем Востоке росло в геометрической прогрессии. Они старались максимально ассимилироваться: упорно учили русский язык, принимали православие, подавали ходатайства о принятии российского подданства, поступали на службу в российскую императорскую армию.
В ходе русско-японской войны (1904-1905) часть корейцев принимала участие в боевых действиях в качестве подданных Российской империи. А в годы Первой мировой участие корейцев в сражениях с германцами на Западном фронте приобрело уже массовый характер.
После того как Япония аннексировала Корею в 1910 году и установила над ней свой протекторат, многие участники корейского национально-освободительного движения перебрались в Россию, и в начале XX века Приморье стало также играть роль центра корейской политической миграции и антияпонского сопротивления.
Русско-японская война. Владивосток. Кореец. 1904 год. Петр Постников/ГМИИ им. Пушкина/russiainphoto.ru
С конца XIX века русских корейцев вместе с представителями других народов, населявших Российскую империю, стали замечать на важных правительственных мероприятиях. В российских архивах сохранились редкие кадры дореволюционной кинохроники, на которой запечатлены показательные выступления корейских спортсменов в белых костюмах в 1912 году на Марсовом поле в Петербурге, на параде, посвященном 100-летию Бородинской битвы.
У властей Приамурья не было единого мнения о том, как относиться ко все более возраставшему корейскому населению. Помимо очевидно выгодной для края роли корейцев в плане привлечения дешевой рабочей силы, вставали вопросы прозрачности границ, контроля над стихийно прибывающим и антияпонски настроенным корейским населением. Один приамурский генерал-губернатор исповедовал жесткие репрессивные меры в отношении дальневосточных корейцев, а затем его сменял другой — старавшийся поддерживать корейцев на территории края.
1917–1922. Корейцы-красноармейцы
Трудности и невзгоды сурового времени, характерные для начала XX века, корейское население Приморья переносило наравне со всеми. Тяжелое имущественное положение, нерешенный правовой статус способствовали тому, что основная часть русских корейцев продолжала оставаться за чертой бедности. Поэтому когда в России вспыхнула революция, а вслед за ней и гражданская война, корейское население Приморья в подавляющем своем большинстве поддержало советскую власть, провозглашавшую принципы интернационализма и всеобщего равенства. Вместе с большевиками корейцы самоорганизовывались в партизанские отряды, уходили в подполье и оказывали сопротивление белогвардейцам. Те, вступив в союз с японскими интервентами, в Приморье особенно не церемонились ни с русским, ни тем более с корейским населением.
На полях гражданской войны корейцы сражались в чапаевской дивизии, освобождали Иркутск от белогвардейцев, принимали участие в знаменитом Волочаевском сражении. В памяти старшего поколения фраза «корейцы-красноармейцы», относящаяся к периоду гражданской войны, продолжает существовать и по сей день. После установления на Дальнем Востоке советской власти в Красной Армии было создано отдельное подразделение – 76-й Карельский стрелковый полк, — которое состояло из этнических корейцев и размещалось в г. Никольске-Уссурийском (нынешнем г. Уссурийске). Некоторые военнослужащие этого полка впоследствии стали блестящими кадровыми офицерами и приняли участие в Великой Отечественной войне.
1922–1937. В стране Советов
В 1920-е годы в жизни корейцев Советской России произошел ряд перемен. Их перестали называть колючим словом «инородцы», они получили возможность по специальным квотам поступать в лучшие вузы страны, в том числе военные. В Приморье были созданы специальные государственные структуры, отвечавшие за обустройство и легализацию корейского населения. К этому периоду распространившиеся фактически по всей территории России, корейцы стали вести бурную общественную деятельность. Отделения Союза корейцев были открыты в Ленинграде, Казани, Ташкенте, Благовещенске, Томске, Саратове, Перми, Мурманске, Тюмени, Красноярске, Омске, Якутске. Действовали отделения Союза на Украине: в Киеве, Харькове, на Донбассе. Контролировал деятельность отделений Центральный исполком Союза корейцев, находившийся в Москве.
Приморье стало экономическим и культурным центром корейцев. Во Владивостоке был открыт корейский педагогический институт, успешно работал корейский театр, а в 1923 году появилась корейская газета «Авангард». Основанная почти сто лет назад, за свой долгий век она сменила несколько названий и продолжает выходить в г. Алматы в Казахстане и сегодня.
До 1930-х годов численность корейского населения в Приморье продолжала увеличиваться. В самом дальнем, пограничном Посьетском районе Дальневосточного края корейское население составляло подавляющее большинство жителей. Доходило даже до того, что официальное делопроизводство в районе было разрешено вести на корейском языке.
1937–1953. «В целях пресечения проникновения японского шпионажа»
1937 год стал самым трагичным в истории советских корейцев. Осенью этого года все корейское население, проживавшее на территории Дальневосточного края (172 тысячи человек), было переселено в Казахстан и Узбекистан. Попытки расселения и выселения корейцев с территории Приморья предпринимались еще с царских времен, однако в 1930-е годы был осуществлен самый радикальный сценарий переселения, который только можно было представить. Переселение советских корейцев вошло в историю как первая в СССР сталинская депортация, которая была осуществлена в отношении целого народа. Вплоть до смерти Сталина корейцам, депортированным в Среднюю Азию, было запрещено покидать пределы республик, в которых они проживали.
Основной причиной переселения стала неизбежно приближавшаяся война с Японией, в условиях которой проживание на дальнем пограничье большого количества азиатов, да еще и с учетом того, что Корея на тот момент официально была частью Японии, с точки зрения властей было небезопасным. Официальная причина депортации звучала так: «В целях пресечения проникновения японского шпионажа в Дальневосточный край». Благодаря этой формулировке обидный ярлык «японские шпионы» надолго закрепился за корейцами.
После окончания Второй мировой войны к СССР вместе с островами Курильской гряды отошла территория Южного Сахалина. До этого Япония завезла на Сахалин рабочих из Кореи вместе с семьями, которые после окончания войны и ухода японцев были брошены на острове на произвол судьбы. Так в России началась история сахалинских корейцев. Их связь с исторической родиной, прерванная незадолго до Второй мировой, оказалась более прочной, чем у тех, кто был переселен в Среднюю Азию. По этой причине восстановление утраченных семейных связей с Кореей сахалинским корейцам удается легче и с большим успехом.
1953–1990. Героический феномен
Тем временем переселенные в Среднюю Азию корейцы, несмотря на тяжелые военные и послевоенные годы, благодаря своему упорству и трудолюбию, сумели освоиться на новом месте. Они выращивали кенаф, джут, хлопок, пшеницу, другие сельскохозяйственные культуры. Объемы их урожаев били самые высокие рекорды, и вскоре слава об успехах корейских колхозов-«миллионеров» гремела по всей стране.
Трудовые заслуги еще совсем недавно депортированных корейцев были столь впечатляющими, что они позволили ученым говорить о феномене корейских колхозов. Статистика красноречиво это подтверждает. В послевоенные годы более двухсот советских корейцев за исключительные успехи в сельском хозяйстве получили звание Героя Социалистического Труда, в количественном соотношении обогнав по этому показателю даже представителей титульных наций в СССР: молдаван, киргизов, литовцев, эстонцев, латышей.
В 1960-е годы хозяйственный опыт корейского колхоза «Политотдел» Узбекской ССР был признан образцово-показательным не только в рамках республики, но и в масштабах всей страны. «Политотдел» был удостоен посещения двумя лидерами Советского Союза: Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева. А центральная печать на своих страницах с гордостью сообщала о том, что в колхозе вырастили самую высокую в СССР кукурузу, рост которой достигал шести метров. «Это, товарищи, джунгли! Тигры заведутся, если выращивать такую кукурузу», — с восторгом отзывался об успехах корейских тружеников главный кукурузовод страны.
Еще одной отличительной чертой русских корейцев можно назвать стремление дать своим детям образование. Сохранилось предание, согласно которому на одном из Всероссийских съездов волостных старшин император Александр III спросил лидера дальневосточных корейцев Петра Цоя, что нужно корейцам в России, и получил ответ: «Образование». После смерти Сталина и снятия запрета на перемещение внутри среднеазиатских республик молодое поколение корейцев отправилось покорять вузы страны. Процент получивших высшее образование был настолько велик, что в годы перестройки среди советских корейцев распространялось убеждение, что по количеству людей с высшим образованием на душу населения они занимали второе место среди всех народов СССР после евреев.
В современной России
За 150-летнюю историю корейцы в России приобрели ряд особенностей, которые отличают их от жителей исторической Родины. Языковой диалект северных провинций Кореи, на котором разговаривает старшее поколение русских корейцев, некоторыми учеными считается древней формой разговорного корейского языка, который сейчас исчезает и нуждается в тщательном изучении. За этот период кухня корейцев в России частично видоизменилась. Так, известным кулинарным фактом является то, что в самой Корее нет всем нам хорошо известной корейской морковки. Этот символ корейской кухни в России родился где-то на просторах между Дальним Востоком и Средней Азией.
Сейчас корейцы успешно представляют Россию в самых различных сферах: политике, культуре, бизнесе, спорте. Согласно последней официальной переписи населения, проводившейся в 2010 году, численность корейцев в России составляет 153 156 человек. Этого сравнительно небольшого в масштабах страны количества наших граждан вполне хватает для того, чтобы у каждого россиянина среди близких или друзей обязательно нашелся хотя бы один хорошо знакомый кореец.