Как красиво описать характер персонажа
Описание персонажа:
Цельное статическое описание часто использовали авторы 18−19 веков, а вот модернисты в 20 веке избегали изображения всего внешнего, чтобы подчеркнуть собирательность образа героя.
Кафка не сообщил, какого цвета глаза у Йозефа К. в « Процессе » Кафки. Ведь Йозеф — образ человека в целом, каждого из нас.
Статический тип больше подойдет для подойдет для произведений малых форм, либо историй, в которых быстро развивается сюжет. Динамический тип хорош для крупных произведений.
По красной отметке на фуражке солдата в « Тихом Доне » сразу понятно, он — из революционной армии. При этом Шолохов не упоминает, к каким войскам принадлежит персонаж.
Краткие описания охватывают лишь отдельные черты внешности героя. Запоминающимися деталями могут быть необычный цвет волос или глаз, шрамы и родинки, украшения, походка. Иногда внешние характеристики и вовсе могут быть заменены на общее впечатление.
Описывая Клариссу из «Миссис Дэллоуэй», Вирджиния Вулф ограничивается сравнением героини с сине-зеленой птичкой, живой и легкой.
Отдельно стоит сказать о таком приеме статического изображения внешности как отражение. Его удобно внедрять даже в повествование от первого лица. Но есть нюансы. Начинающим авторам прием может показаться легким и оригинальным. Но подобные описания, особенно на первых страницах рассказа, могут обернуться не очень свежим клише. Так что если вы описываете внешность героя через его отражение в зеркале или воде, убедитесь, что это не выглядит слишком очевидно.
В «Тошноте» Сартра Антуан Рокантен смотрит на свое отражение, и мы узнаем, что он некрасив: у него рыжие волосы и болезненный вид. Но мы также узнаем, что рыжие волосы — единственное, что Рокантену нравится в себе, и хорошо, что он не блондин или шатен. Тут же отражение кажется герою каким-то странным, неживым: очередной приступ «экзистенциальной тошноты». Сартр привязывает описание внешности к развитию действия.
Теория литературы дает такое определение характеру: характер (от др.-греч. χαρακτήρ «примета, отличительная черта, знак») персонажа — это набор черт, свойств, качеств, отличающих этого героя от остальных действующих лиц и составляющих ядро его личности.
Характер важнее сюжета?
Именно благодаря особым свойствам характера некоторые персонажи представляют мощный интерес для читателя. Характером наделяются почти все герои литературного произведения за редким исключением, а именно тех случаев, когда персонажи выполняют чисто сюжетные функции, то есть их задачи сведены к тому, чтобы способствовать развитию сюжета. В остальных случаях герои обладают особыми чертами характера, которые проявляются в поступках, действиях, речи, мыслях героя, его позах, мимике, желаниях, принятии решений и т.д.
У писателя интерес к характеру персонажа, его раскрытию, появляется в тот момент, когда в обществе возникает глубинный интерес к личности. Примерно, на заре эпохи Просвещения. Именно это обстоятельство привело к постепенному появлению новых литературных героев, характер которых определяет развитие сюжета. Например, появившийся уже во второй половине 19 века Жорж Дюруа – главный герой «Милого друга» Ги де Мопассана – циничный, безнравственный, корыстный, готовый преступить любой моральный закон, он совершает поступки, определяемые его характером.
Про литературный тип
Литературоведы считают, что характеров всегда меньше, чем героев. Существуют устойчивые характеры, повторяющиеся в произведениях разных эпох.Распределение ролей и характеров персонажей мы встретим в средневековой комедии масок, известной также, как комедиа дель арте, где актеры играли роли в строгом соответствии с имеющимися в наличии театральной труппы масками. Например, Панталоне – старый и скупой венецианский купец; Доктор – старый доктор права, чья ученость чаще всего – обман; Полишинель – глупый слуга, Орацио (Флавио, Люцио, Леллио) – юный влюбленный; Изабелла – юная влюбленная и т.д.
В более поздних произведениях встречаются сложные характеры, путешествующие из произведения в произведение. Например, после выхода байроновского «Паломничества Чайльд-Гарольда» сформировался особый литературный тип, названный байроническим героем– персонаж, наделенный необычным характером и свойствами личности – отверженный изгнанник, сомневающийся в себе и мире в целом, все подвергающий сомнению и не способный обрести счастье. В русской литературе такой тип героя и характера воплотился в Чацком, Онегине, Печорине, Раскольникове.
Раскрытие характера персонажа
Раскрытие характера персонажа – стало центральной темой многих романов 19 и начала 20 века. Это «Анна Каренина» Льва Толстого, «Братья Карамазовы» Федора Достоевского, «Рудин», «Накануне» Ивана Тургенева, «Обломов» Ивана Гончарова, пьесы Чехова, «Ярмарка тщеславия» Уильяма Теккерея, «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств» Гюстава Флобера, «Блеск и нищета куртизанок» Оноре де Бальзака, уже упомянутый «Милый друг» Ги де Мопассана, «Большие надежды» Чарльза Диккенса и т.д. То есть реализм как литературное направление, в центре которого – идея воссоздание и исследование жизни во всем ее многообразии – сосредоточил особое внимание на личности героя, раскрытии его характера.
А для начинающего автора обнаружение интересного, яркого характера и умение эффектно изобразить его может стать залогом литературного успеха. Ведь именно благодаря незаурядным героям стали популярны «Властелин колец», «Гарри Поттер», «Песнь льда и пламени».
Литературоведы о «характере персонажа»
М.М.Бахтинв «Эстетике словесного творчества» («Автор и герой в эстетической деятельности») так описывал понятие «характер» в литературном произведении:
«Характером мы называем такую форму взаимодействия героя и автора, которая осуществляет задание создать целое героя как определенной личности герой с самого начала дан как целое все воспринимается как момент характеристики героя, несет характерологическую функцию, все сводится и служит ответу на вопрос: кто он” (с. 151). “Построение характера может пойти в двух основных направлениях. Первое мы назовем классическим построением характера, второе — романтическим. Для первого типа построения характера основой является художественная ценность судьбы… В отличие от классического романтический характер самочинен и ценностно инициативен Предполагающая род и традицию ценность судьбы для художественного завершения здесь непригодна Здесь индивидуальность героя раскрывается не как судьба, а как идея или, точнее, как воплощение идеи»
Л. Гинзбургв монографии «О литературном герое» так говорит о характере персонажа и свойствах его личности:
«Повторяющиеся, более или менее устойчивые признаки образуют свойства персонажа. Он предстает как однокачественный или многокачественный, с качествами однонаправленными или разнонаправленными».
Г. Э. Лессинг в «Гамбургской драматургии» писал: «Характер человека может обнаружиться и в самых ничтожных поступках; с точки зрения поэтической оценки самые великие дела те, которые проливают наиболее света на характер личности».
В статье про литературный персонаж Л. В. Чернецтак говорит о понятии характера (Введение в литературоведение: Учебное пособие. Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек.2004 г):
«Средствами раскрытия характера персонажа выступают в произведении различные компоненты и детали предметного мира: сюжет, речевые характеристики, портрет, костюм, интерьер и т.д. Любопытно, что при большой разнице в понимании самого термина «характер», существуют определённые типы характеров персонажей, которые довольно точно воспроизводятся авторами разных эпох и национальностей».
Характеры знаменитых литературных персонажей
Для того чтобы продемонстрировать, какими бывают характеры персонажей, мы решили дать характеристику самым знаменитым литературным героям – ведь именно благодаря своим качествам они покоряют читателя, превращая их в собственных фанатов.
Шерлок Холмс – умный, склонный к аналитической деятельности, сверхпредприимчивый, обладающий тягой к познанию, честный и справедливый – он всегда выступает на стороне попранной добродетели, всегда готов прийти на помощь тем, кто оказался в затруднительном положении. Стоит на страже добра. Борется с преступностью во всех ее проявлениях. При этом читателю крайне мало известно о прошлом Холмса, его семье, детстве. Вызывает восхищение своей педантичностью, непредсказуемостью, предприимчивостью, чувством юмора, интеллектом, умением логически мыслить.
Д’Артаньян – вспыльчивый, темпераментный, смелый, отважный, решительный до безрассудства, влюбчивый, ценящий дружбу и готовый ради друзей на подвиг, честолюбивый, щепетильный в вопросах соблюдения собственной чести, очень мнительный. Не гнушается политики двойных стандартов: считает предательство подлостью, но ради королевы готов пуститься в опасную авантюру – почти измену государству. Измену своей любви считает пороком, хотя сам в этом деле не отличается чистоплотностью. Часто в других осуждает то, что охотно прощает себе. Вызывает восхищение своим бесстрашием, безрассудной готовностью на подвиг, желанием бросить вызов опасности и волей к победе.
Скарлетт О’Хара – умная, прагматичная, предприимчивая напористая, готовая идти напролом, упорно двигаться к поставленной цели. Бунтарь, восстающий против моральных норм и устоев патриархального американского юга. Эгоистична и корыстна. Отстаивая свои интересы, готовая противостоять не только обществу, но и самому миропорядку. Обладает удивительной способностью приспосабливаться к сложным жизненным условиям и выживать в них. Верная идеалам. Темпераментная, страстная – в житейский вопросах демонстрирует удивительную ловкость и прозорливость, в то время как в деле любви слепа. Характер Скарлетт очень противоречив: ей присущи лицемерие и честность, алчность и бескорыстие, когда дело касается защиты ее родового гнезда. Вызывает восхищение силой воли, мужеством, готовностью во что бы то ни стало выживать, отстаивать собственные интересы и, превозмогая все невзгоды, двигаться вперед.
Григорий Печорин – сложная, противоречивая личность, стремящийся к личному счастью и не способный его достичь, потому что сам неизменно разрушает все им созданное. Разочарованный и пресыщенный, скучающий и ищущий острых впечатлений юноша. Образованный, эрудированный сноб, аморальный, честолюбивый, эгоистичный. Восхищает бесстрашием и безрассудством, готовностью пуститься в самое опасное приключение, а вместе с тем циничностью и загадочной отстраненностью от мира, которую так любят барышни всех эпох.
Родион Раскольников – эрудированный, талантливый, гордый, мыслящий молодой человек, в котором нет дурных и низких черт характера. Обладает обостренным чувством справедливости, ему свойственно благородство и великодушие. Бескорыстный, готовый жертвовать собой ради другого, подчас чужого человека. Сверхположительный убийца. Ему можно сочувствовать, но сложно сказать, чем он может восхитить психически здорового читателя. Разве что готовностью бороться с подлостью.
Наташа Ростова – искренняя, естественная, обладает открытостью сердца. Наделена нравственной силой и красотой. Умеет сострадать и заботиться о других. Обладает мужеством и силой воли. Идеальная, с точки зрения Толстого, женщина, смысл жизни которой – любовь. Восхищает своей цельностью: непосредственностью, наивностью в начале повествования, силой духа в середине и готовностью выполнять свою «женскую» роль в эпилоге.
Остап Бендер – мошенник, авантюрист (скорее всего, бывший заключенный), предприимчивый и смекалистый. Умный, сообразительный, находчивый. Обаятельный, обладает даром обольщения женщин и расположения к себе окружающих. Отменные актерские способности и дар перевоплощения делают его идеальным авантюристом. Честолюбивый и корыстный. Обладающий живым, подвижным умом, склонным к сложному анализу – великий комбинатор. Искатель личного счастья, которое ассоциируется у героя с эмиграцией в солнечным Рио и белыми летними брюками. Легкий, веселый, с мощной силой воли и энергетическим зарядом, способным обращать в свою веру других персонажей. Восхищает способностью выживать в любых ситуациях, эмоциональной мобильностью, невероятной предприимчивостью и ироничным складом характера.
Как создать и описать характер персонажа?
Как сделать героя живым и заинтересовать читателей? Создание персонажа поэтапно.
Описание характера вашего героя является одним из главных параметров в его создании. Несмотря на важность данного персонажа в истории, он должен иметь характер, который могут прочувствовать и другие люди. Неважно, где вы будете использовать это лицо: в книге, в ролевой игре, в рисовании или в простом фанфике. Без правильной подачи никто не поймет вашего героя, не сможет полностью оценить его роль. С помощью характеристики вы можете отделить эту личность от остальных или наоборот приобщить к одной из групп; заинтересовать читателей и заставить их с воодушевлением следить за развитием событий.
Здесь составлен список, который можно использовать для характеристики того или иного существа. Эти пункты можно внести в карточку персонажа.
Создание персонажа и его характера
Описание внешности и физиологии
Первое впечатление о персонаже всегда возникает из-за его вида. Сюда входит рост, цвет глаз, форма носа, стиль одежды, возможные проблемы со здоровьем, неряшливость. Тут должно содержаться все то, что можно заметить сразу же, взглянув на него только один раз.
Внешность для описания характера зачастую берется для определённого посыла. Она может совсем не соответствовать личности или наоборот — только подчеркивать её и раскрывать больше деталей. Внешний вид не является главной чертой в человеке, однако с его помощью можно показать изменение внутри него.
Вообразим героя с синяками и ссадинами от частых драк, плохо расчесанными волосами, неровно поправленной одеждой, которую он носит каждый день; у него вечно уставший взгляд с оттенком злости, что никогда не сползает с лица. И вдруг за определенный отрезок времени его кожа очищается, футболка уже не выглядит неряшливо, глаза обрели прежнюю восторженность, черты лица смягчились.
Почему он так преобразился? Что произошло с его внутренним миром в этот период? Как этого добился?
Стоит ли отвечать на эти вопросы или стоит только намекнуть — решать вам.
Темперамент
Обычно людей подразделяют на:
Темперамент довольно много может объяснить в личности героя. Выбор этого критерия очень важен, так как большинство поступков в частности зависят от него.
Люди с разным темпераментом решают проблемы по-разному. Представим ситуацию: персонаж долго работал над своим проектом, потратив кучу времени на реализацию своих идей и задумок. Однако в последний момент совершает ошибку, которая влияет на итог своего творения. Для сангвиника этот провал станет опытом, он постарается исправить произошедшее и продолжит пытаться до тех пор, пока не получит желаемое. Меланхолик же даже не станет пробовать что-то изменить, такой человек просто бросит своё дело и начнет угасать на глазах. Случившееся станет для него позором.
Отношение к самому себе
В зависимости от того, как герой относится к себе, изменяется его характер. Если он ненавидит себя, боится своего тела, считает себя уродливым и ничтожным, то такой человек будет довольно пугливым и замкнутым. Если все наоборот — чувствует себя уверенно, более раскрепощенно; такой персонаж может спокойно идти по своему пути и не бояться преград.
В первом случае для человека главным будет приобретение любви к себе. Его можно ставить в разные ситуации, разыгрывая и испытывая на прочность, на способность бороться и изменяться. За таким персонажем интересно наблюдать, смотреть на все промахи и неудачи, пытаться понять его природу мышления и раскрывать самые потайные уголки души.
Во втором — все проще. Обычно здесь идет упор на преодоление трудностей, которые мешают личности добиться своей цели. Все зависит от задумки и идеи.
Мечты, мотивы, стремление и итог
Данный критерий входит в базовое понимание характера героя.
Персонаж может иметь любую цель: найти своё счастье, поступить в престижный университет, познать себя, выучить множество языков. Они могут быть большими и маленькими со своей особой предысторией. Герою придется выбирать, какой дорогой пойдет, будет ли его путь оправдан.
Решит ли человек ограбить банк ради богатства или создаст свой бизнес? Или и вовсе забьёт на свою цель? К чему это приведет? С помощью ответов на вопросы вы сможете придумать историю данной личности.
Взаимодействие героя с остальными людьми
Большинство писателей раскрывают своего персонажа при помощи описания его отношения к другому человеку. Его взгляды, тон голоса, походка, эмоции — всё это может помочь в создании первого впечатления о личности.
Сюда же относят и сравнение одного персонажа с другим, что также может прояснить больше деталей в характере.
Привычки
Привычки человека могут рассказать о его психическом здоровье, нервозности. Перечислим категории привычек.
Также привычки могут быть связаны с хобби или профессиональной деятельностью.
Хобби и (или) профессия, образование, семья, место жительства
Любимое и нелюбимое
Любимые и нелюбимые вещи героя в:
отношение к:
Страхи
Вы можете проверить персонажа на устойчивость и смелость, предлагая испытания, что может послужить целью рассказа. Он не любит пауков? А как насчет того, чтобы отправить его на выставку паукообразных?
Ваш герой боится людей? Заставьте выйти его на улицу.
Слабые и сильные стороны
Чтобы ваш герой не казался простой неживой куклой, он должен иметь сильные и слабые стороны. Человек не может быть идеален во всем, ведь все мы совершаем ошибки. Кому-то не дается математика, но он хочет изучать астрофизику, а кто-то ничего не понимает в литературе и не собирается ничего с этим делать. Есть те, у кого есть способности к чему-то, а есть и другие, которые их совсем не имеют. Для проработки этого пункта стоит ответить на вопросы:
Часто в различных творениях можно увидеть такую категорию, как Мэри (Марти) Сью.
Мэри Сью
Мэри Сью или Марти Сью — персонаж, не имеющий никаких слабых сторон. Он знает всё, что ни спросишь; этот герой имеет способности во всех областях науки, специальностях. Каждое дело дается ему легко; все вокруг обожают и боготворят данную личность, возносят на пьедестал. Иначе говоря, это — пуп земли.
Этого образа нужно сторониться и всячески избегать. Подобная личность вызывает отторжение у читателей и несет за собой неприязнь и отсутствие интереса к данной персоне.
Советы в описании характера персонажа
Не раскрывайте весь характер сразу
Резкое описание всех характеристик вашего героя приведет к отсутствию увлеченности у читателя. Раскрывайте его личность так, чтобы никто не знал о нем все с самого начала. Не говорите прямо, используйте сравнения, эпитеты, метафоры. Показывайте обсуждение других людей, чтобы с помощью их слов узнать что-то новое о персонаже. Говорите о малых деталях, которые соответствуют ему. Повествуйте о поступках героя, пишите о целях, мыслях, ощущениях.
Близость к природе
Большинство писателей используют пейзажи, отношение персонажа к природе, чтобы раскрыть его душу, открыть потайные двери внутри собственного «я». Также сюда можно отнести близость к народу, к семье, к социальному слою.
Глаза — зеркало души
Глаза человека могут рассказать многое о нем. Если в повествовании отсутствует описание глаз, то значит, что с этим героем что-то не так. Словно внутри него ничего нет, будто бы он — машина без каких-либо чувств. Этот пункт может хорошо помочь в характеристике.
Избегайте клише
Клише — шаблон, по которому чаще всего описывается та или иная вещь. Конечно, вы можете использовать такие описания, как «у него были голубые глубокие глаза, как море» или «её длинные волнистые золотые волосы развивались по ветру». Однако это всё использовалось так много раз, что не оставляет практически никакого впечатления у читателя.
Как описать характер персонажа
1. Что является ценностями для персонажа? Деньги, дружба, власть, вера, что-то ещё? Насколько они важны для него?
А) Есть ли у персонажа идеал красоты, кто-то или что-то, что представляется ему совершенством, абсолютно прекрасным?
Б) Есть ли что-то, что вызывает у него омерзение?
В) Насколько для персонажа важна красота?
3. Есть ли у персонажа строгие моральные принципы?
А) Насколько они строги?
Б) Может ли он поступиться ими? Если да, то при каких обстоятельствах?
В) Есть ли для персонажа понятие табу, Греха, то есть нельзя просто потому, что нельзя?
ТЕСТ 1 : Как персонаж ответил бы на вопрос «Чего ты не сделал бы ни за что?»
ТЕСТ 2 : Как персонаж относится к выражению «Если нельзя, но очень хочется, то можно»?
4. Честен ли персонаж?
А) При каких обстоятельствах персонаж способен солгать? Легко ли это для него, или он будет честен до последнего?
Б) Как персонаж относится ко лжи?
А) Почему он исповедует именно эту религию/философию?
Б) Исповедовал ли он ранее какую-либо другую религию/философию? Если да, то почему он поменял её?
В) Насколько серьёзно он относится к своей религии/философии?
7. Есть ли что-то, ради чего живёт персонаж?
А) Считает ли он, что у него в жизни есть некая цель, которой он должен добиться или миссия, которую он должен выполнять?
Б) В чём смысл его жизни, что-то, без чего он не мыслит себя? В свободных странствиях, общении с друзьями, сражениях?
В) Есть ли у персонажа сокровенная мечта, самое главное желание?
ТЕСТ : Как сам персонаж ответил бы на вопрос «Для чего ты живёшь»?
8. Как персонаж относится к смерти?
Б) Боится ли он умереть?
В) Какие чувства у него вызывает вид мёртвого тела?
9. Легко ли испугать персонажа? Чего он боится? Есть ли у него иррациональные страхи, фобии, ночные кошмары?
10. При каких обстоятельствах персонаж побежит, спасая свою жизнь?
11. Романтичен ли персонаж или скорее циничен?
А) Склонен ли персонаж приукрашивать обстановку, «смотреть на мир через розовые очки»?
Б) Если нет, то склонен ли персонаж «срывать розовые очки» с других, деромантизировать обстановку?
12. Оптимистичен ли персонаж, реалистичен или пессимистичен?
А) Склонен ли он к нытью?
Б) Склонен ли он подбадривать окружающих?
ТЕСТ 1 : Быстро! Стакан для персонажа наполовину полный, или наполовину пустой? Коньяк пахнет клопами, или клопы коньяком? У него зарплата меньше, или у соседа больше?
ТЕСТ 2 : Партия находится в пещере, заваленной камнями. Завал серьёзный, собственными силами справиться вряд ли реально. Они не знают, известно ли кому-нибудь о том, где они и что с ними. Их с равной вероятностью могут спасти через час или никогда. Как будет себя вести персонаж в такой ситуации?
ОТНОШЕНИЕ ПЕРСОНАЖА К ОКРУЖАЮЩИМ
1. Важно ли для персонажа мнение окружающих о нём?
А) Склонен ли персонаж к показухе, «игре на публику»?
Б) Стремится ли персонаж нравиться окружающим?
В) Что бы он хотел, чтобы о нём думали? Кем он хочет выглядеть в глазах окружающих?
2. Общителен ли персонаж?
А) Легко ли для него сходиться с новыми знакомыми?
Б) Любит ли он находиться в компании, или предпочитает уединение?
ТЕСТ 1 : Нравятся ли вашему персонажу вечеринки?
ТЕСТ 2 : Как персонаж отнёсся бы к перспективе провести два дня дома в полном одиночестве?
3. Терпим ли персонаж к окружающим?
А) Может ли он терпеть, когда другие ведут себя, по его мнению, неправильно?
Б) Склонен ли он к морализаторству?
4. Делит ли персонаж людей на «своих» и «чужих»?
А) Насколько строго для персонажа проведена граница между «мы» и «они»?
Б) Как различается его поведение со «своими» и «чужими»?
В) При каких обстоятельствах «чужой» станет для персонажа «своим»? Легко ли это?
Г) Как персонаж относится к чужакам и незнакомцам?
Д) Есть ли для персонажа такое понятие, как «враги»?
5. Склонен ли персонаж к какому-либо виду шовинизма?
А) Как влияет на отношение персонажа к другому персонажу:
f. Социальный статус?
Б) Есть ли у персонажа какое-либо особенное отношение к представителям своей расы?
В) Как персонаж относится к представителям негуманоидных (гринскины, марсиане, кентавры, etc.) рас?
Г) Как персонаж относится к проявлениям чужого шовинизма?
ТЕСТ : Трактир. За соседнем с персонажем столиком сидит подвыпившая компания и травит анекдоты о его расе («Вы знаете, сколько хоббитов нужно, чтобы поменять лампочку. «). Его реакция?
6. Склонен ли персонаж прощать, или он скорее злопамятен? Есть ли вещи, которых он не прощает?
7. Мстителен ли персонаж?
А) За что персонаж склонен мстить?
Б) Насколько важна для него месть?
В) Если персонаж будет мстить, то по принципу «око за око» или по принципу «воздастся сторицей»?
Г) Как далеко может зайти персонаж в своей мести?
Д) На что он готов пойти ради выполнения мести?
Е) Если окажется, что месть требует слишком много времени, сил и средств, махнёт ли персонаж рукой или будет идти до конца?
8. Склонен ли персонаж к самопожертвованию?
А) При каких обстоятельствах он может рискнуть здоровьем или жизнью?
В) При каких обстоятельствах персонаж готов пожертвовать.
Г) Есть ли что-то, чем персонаж не пожертвует ни при каких обстоятельствах?
ТЕСТ : Сравните две ситуации.
Первая : Бой. Персонаж видит, что в его товарища целятся из арбалета. Он может успеть прикрыть его своим телом, но ни на что другое времени нет.
Вторая : Товарища персонажа собираются вешать. Шансов освободить нет, но есть возможность поменяться с ним местами. Есть время всё обдумать.
Будет ли поведение персонажа разным в этих ситуациях?
9. Насколько свободолюбив персонаж?
А)Склонен ли он подчиняться, или напротив, тот факт, что ему приказывают вызывает у него желание сделать наоборот? Если скорее второе, то есть ли кто-то, кому он всё же готов подчиняться («Кроме Господа я не знал царей. «)?
Б) Как он относится к старшим по званию и представителям власти?
В) Как он относится к власти закона над собой?
Г) Склонен ли он пунктуально исполнять данные ему указания, или скорее сначала сделает, а потом будет разбираться?
Д) Может ли персонаж смириться с рабством?
Е) Может ли персонаж потерпеть рабство некоторое время?
Ж) Смог бы персонаж прислуживать (Например, за столом)?
З) Легко ли персонаж подчинился бы силе, или стоял бы до последнего?
И) Есть ли что-то, что заставило бы персонажа унижаться?
К) Есть ли для него понятия «Долга Службы», «Долга Чести», etc.?
Л) Есть ли для персонажа разница между подчинением тому, кто имеет над ним власть по закону и подчинением тому, кто просто сильнее?
10. Насколько властен персонаж?
А) Нравится ли персонажу приказывать другим?
Б) Как он относится к младшим по званию?
В) Как персонаж ведёт себя с подчинёнными?
Г) Мог бы персонаж стать рабовладельцем?
Д) Мог бы персонаж стать начальником?
Е) Как персонаж относится к людям с рабской психологией, готовым подчиняться?
Ж) Как он относится к непокорным, не признающим власти над собой?
11. Жесток ли персонаж?
А) Как он относится к чужим смерти и страданиям? Ужасны они для него, смотрит ли он на них хладнокровно, или радуется им?
В) Убивал ли он раньше? Если да, то при каких обстоятельствах? Как это отразилось на нём?
Г) Способен ли персонаж пытать? Насколько жестоко? Если да, то что он при этом будет ощущать?
Д) В бою, старается ли персонаж только защищаться, обезоруживать, обездвиживать, калечить или убивать противников?
ТЕСТ 2 : На глазах персонажа знакомый персонажу человек (например, член его команды) собирается добить поверженного противника, не способного сопротивляться. Его реакция?
ТЕСТ 3 : Знакомый персонажа собирается пытать пленника. Реакция персонажа? Попытается ли он остановить его, отвернётся, поучаствует, будет наблюдать или останется безразличен?
ОТНОШЕНИЕ ПЕРСОНАЖА К СЕБЕ
1. Как персонаж относится к себе?
А) Относится ли он к себе патетично или с долей самоиронии?
Б) Насколько он любит себя?
В) Бывает ли так, что персонаж ненавидит или презирает себя?
Г) Как персонаж относится к оскорблениям в свой адрес?
Д) Как персонаж относится к смеху над собой?
Е) Склонен ли персонаж жалеть себя?
2. Насколько персонаж доволен собой? Есть ли в его характере что-либо, что он хотел бы изменить?
3. Насколько персонаж уверен в себе? Верит ли он, что у него всё получится?
ТЕСТ : Персонаж стоит на краю широкого и широкого ущелья, через которое перекинут призрачный мост. Он знает, что «Мост выдержит только того, кто верит в себя». Его действия?
4. Легко ли на него повлиять, убедить в чём-либо? Как он реагирует на попытки оказать на него влияние?
ТЕСТ : Проповедник на улице останавливает персонажа и начинает излагать ему свою веру, убеждая вступить в неё. Его реакция?
5. Насколько персонаж контролирует себя?
А) Легко ли спровоцировать персонаж на некое действие?
Б) Легко ли привести его в состояние аффекта?
В) Легко ли персонажу, находясь в состоянии аффекта, взять себя в руки?
Г) Есть ли у персонажа «любимая мозоль», что-либо, от чего он легко теряет самообладание?
Д) Бывает ли так, что в состоянии аффекта он совершает действия, о которых потом жалеет?
Е) Существует ли что-то, являющееся для персонажа тяжелопреодолимым искушением?
6. Как персонаж развлекается и снимает стресс?
А) Есть ли у персонажа хобби, увлечения?
Б) Что ему нравится делать?
В) Чем он не любит заниматься?
Г) Есть ли у него вредные (или безвредные) привычки? Насколько он от них зависит?
Е) Может ли он удовлетворять свои желания в ущерб обязанностям?
Ж) Может ли он подавлять желания ради обязанностей?