Как молитва влияет на человека
От Души
Не спеши – живи от души
Молитва – польза и влияние на человека
«Молитва – самая сильная форма энергии, излучаемая человеком. Когда мы молимся, мы связываем себя с неисчерпаемой жизненной силой, которая приводит в движение всю Вселенную. Мы молимся, чтобы хотя бы часть этой силы перешла к нам. Обращаясь к Богу в искренней молитве, мы совершенствуем и врачуем свои душу и тело»
Врач и лауреат нобелевской премии по физиологии и медицине Алексис Каррель
Многочисленные факты положительного влияния молитвы на продолжительность жизни онкологических больных побудили группу ученых Санкт-Петербургского психоневрологического научно-исследовательского института им. В.М. Бехтерева провести исследование нейрофизиологических механизмов воздействия молитвы на функционирование головного мозга. Под руководством доктора медицинских наук В.Б. Слезиным было открыто четвертое состояние головного мозга (кроме известных трех: бодрствование, быстрый и медленный сон) – молитвенное бодрствование (медленное бодрствование), для которого характерно полное отключение электрической активности коры головного мозга при полном сознании. Человек в таком состоянии воспринимает информацию, не затрагивая мыслительные процессы.
Во время молитвы у человека примерно на 20% снижается потребление кислорода, тогда как во время сна – всего лишь на 8%. Получается, что молитва приводит к лучшему восстановлению и нормализации функционирования организма, нежели даже сон.
Исследователи утверждают, что наличие в жизни человека молитвенного бодрствования столь же необходимо, как и все остальные состояния головного мозга. Полное и длительное отсутствие этого состояния способствует нарушению гармоничного развития человека, и тем самым возникновению различных заболеваний и деградации.
Состоянием молитвенного бодрствования обладают не только люди, читающие молитвы, но и практикующие духовные практики, а также младенцы до двух-трех месяцев.
Согласно проведенным исследованиям православные молитвы (и особенно молитва «Отче наш») имеют значительные преимущества перед молитвами других конфессий и различными духовными практиками – их применение оказывает более целительное действие на физическое и духовное состояние молящегося человека.
Благотворное влияние молитвы состоит в следующем:
Рисуя в своем воображении негативные жизненные ситуации, проживая вновь и вновь обиды и страхи, человек сам способствует возникновению своих болезней и неприятностей – мысли материальны. Но произнося с чистыми помыслами молитву, человек отрешается от негативного восприятия окружающего мира и впоследствии начинает иначе видеть окружающую действительность. Он становиться чище, добрее и сильнее духовно, притягивая в свою жизнь теперь уже положительные события.
В статье использованы материалы научной публикации В.Б. Слезина, Н.И. Музалевской, В.М. Урицкого и И.Я. Рыбиной «Изменение функционального состояния мозга при христианской молитве» В.Б. Слезин, Н.И. Музалевская, В.М. Урицкий, И.Я. Рыбина и книгу Э. Ньюберга и Ю. Д’Аквили «Почему Бог никогда не исчезнет?».
Автор: Лисецкая И.А. 03.03.2017, 22:51.
«Случайная» цитата?
Человек куда больше учится на ошибках, которые он делает по собственной воле, чем на правильных поступках, совершенных по чужой указке.
Сила молитвы: зачем нужна молитва, безопасно ли молиться о других
Какую перемену совершает молитва в человеке, объясняет архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.
– Зачем нужна молитва? Можно ли молиться о других людях?
– Для того чтобы жило наше тело, нам необходимо питание, а чтобы жила наша душа, – молитва. Не случайно многие святые отцы говорят, что мир стоит молитвою. В современном обществе, которое относительно недавно освободилось из плена государственного атеизма, большинство людей, слава Богу, ощущает потребность в молитве. Если не все молитвенное правило, то, по крайней мере, молитву «Отче наш» многие знают наизусть и каждый день стараются читать.
– Достаточно ли этого?
– Молитве «Отче наш» научил Своих учеников и последователей Сам Господь. Ее текст приводится в Святом Евангелии. По сути, в немногих словах этой молитвы излагается все, что необходимо для нашего спасения. Но со временем возникло и множество других молитв, которые ныне печатаются в молитвословах и составляют утреннее и вечернее молитвенное правило.
– Зачем нужны эти дополнительные молитвы? Не лучше ли современному человеку, перегруженному тысячами дел, довольствоваться в своей жизни одной молитвой «Отче наш»?
– Возможно, что в раннехристианских общинах, где люди испытывали великое вдохновение от недавно пережитых евангельских событий, достаточно было чтения одной молитвы «Отче наш». По мере оскудения этого первого энтузиазма веры, когда в Церковь стало приходить много людей, не могущих сразу отказаться от своих прежних вредных привычек и страстей, появилась потребность в усилении молитвы. Оскудение веры уже наблюдал святой апостол Павел. О плачевном духовном состоянии некоторых римлян, коринфян, критян, греков он пишет в своих Посланиях. Поэтому апостол заповедовал всем непрестанно молиться.
– Разве это возможно? Ведь мы с большим трудом вычитываем даже короткое молитвенное правило, которое занимает у нас по времени, утром и вечером, не больше получаса, а у кого-то и меньше.
– Как свидетельствует опыт не только многих подвижников благочестия, но и простых верующих людей, это не только возможно, а и необходимо.
– Почему?
– Дело в том, что, согласно учению апостола Павла, человек трехсоставен. Он состоит из духа, который роднит его с Богом, души, дающей жизнь телу, и собственно тела, при помощи которого мы двигаемся и можем что-то делать. При творении человека Господь установил между этими частями строгую иерархию. Тело должно подчиняться душе, а душа – духу. Когда же человек забывает о Боге (что произошло и до сих пор происходит в результате грехопадения), то его дух начинает жить потребностями души, а душа – потребностями тела.
– Как это проявляется? Ведь большинство людей с виду такие добрые, воспитанные, порядочные, толерантные, многие имеют не одно, а несколько высших образований. Чего им еще не хватает?
– По мысли святителя Феофана Затворника, в результате грехопадения душа ниспала в плоть и человек стал плотским, самолюбивым, гордым, завистливым, похотливым. Телу для удовлетворения его потребности в пище и питии, продолжения рода нужно немного, но когда душа, которая постоянно в движении (приснодвижимая), ниспадает в плоть, то потребности тела возрастают до бесконечности. Человек может много есть и пить, даже из-за этого испытывать проблемы со здоровьем, а ему все мало и мало. Он не может вовремя остановиться. Также похоть плоти в нем может разжигаться не только для продолжения рода, а до безумия, когда человек перестает довольствоваться своей женой, но заводит себе еще любовниц. А ныне общество уже настолько низко нравственно опустилось, что даже противоестественные грехи хочет выдать за норму. И в целом можно наблюдать, что человек всю жизнь под давлением разных забот крутится как белка в колесе, но в результате остается с пустотой, которую никакие земные утешения не могут заполнить.
– Чтобы хоть немного остепениться, обрести подлинный смысл жизни, – для этого и нужна молитва?
– Да, молитва как раз помогает восстановить нарушенную грехом иерархию между духом, душой и телом. Возглас священника во время Божественной Литургии: «Горе имеем сердца» – все время напоминает нам об этом. То есть при помощи молитвы мы должны свою душу, средоточием которой является сердце, вознести вверх и соединиться с Богом. Если это происходит, тогда резко снижаются запросы тела. Человеку становится легко соблюдать пост, довольствоваться в пище малым. Монахи даже полностью отказываются от брачной жизни.
– Но человеку бывает очень непросто самому настроиться на молитву. Что делать?
– Чтобы было легче отвлечься от житейской суеты и настроиться на молитву, существует молитва соборная, в храме за богослужением. Любое самое сложное дело становится легким, когда мы чувствуем поддержку других людей. Так и в молитве, когда весь храм молится, тогда самый суетливый и неспокойный человек тоже успокаивается и настраивается на молитву.
– Если чувствуешь, что твоя молитва еще слишком слабая, надо ли просить близких молиться о тебе в трудную минуту?
– Обязательно. Мы становимся Церковью в подлинном смысле этого слова лишь тогда, когда молимся друг о друге. Когда же каждый думает только о себе, то даже при том, что такой человек ходит в храм, сомнительно, что он является членом Церкви Христовой. На Закарпатье заведено поминать вслух во время сугубой ектении всех стоящих в храме, а также их родственников, ближних и дальних. И хотя из-за этого продолжительность службы увеличивается почти на полчаса, люди этим не тяготятся, а наоборот, радуются, потому что чувствуют себя не одинокими, а членами великой Соборной Церкви.
– Существует такое расхожее в некоторых киевских приходах поверие, что опасно молиться о других, ибо таким образом ты можешь взять на себя грехи тех людей. Это правда?
– Ни в коем случае. Церковь молится о всех. В первую очередь о тех, кто к ней принадлежит, а затем о мире всего мира. Нельзя лишь подавать записки на проскомидию с именами тех людей, которые не принадлежат Церкви. Но в домашних условиях или когда мы стоим на молитве в храме, то можем вспоминать всех людей, которых мы знаем, и верующих и неверующих, и православных и неправославных, и праведников и великих грешников. Если мы о далеких от Церкви людях не помолимся, чтобы Господь их просветил, наставил и помиловал, то кто о них помолится?
– Однако некоторые люди жалуются, что когда они начинают молиться о других, например, о своих пьяницах-соседях или безбожных начальниках, то у них возникают всякие личные проблемы. Как быть в такой ситуации?
– Да, лукавому духу очень не нравится, когда мы молимся о себе и о других людях, он старается нас всячески отвлекать от молитвы, а иногда даже запугивать (знаю, что по этой причине некоторые перестали ходить в храм или ушли в раскол); но ни в коем случае не надо обращать внимания на его немощные дерзости, нельзя при этом малодушествовать и трусить, ибо тогда сатана может полностью взять над нами власть. Надо, наоборот, усилить молитву о себе и о других людях.
Ученые доказали силу молитвы
Научные эксперименты доказали целительную силу молитвы. О психофизиологии молитвы, о самоисцелении и лечении болезней с помощью молитвы, о четвертом состоянии сознания – молитвенном состоянии и как благодаря науке, человеку откроется Священное Писание – в нашей статье.
Ученый решил проверить силу молитвы экспериментальным путем. Опыты продолжались 15 лет. Об этом сообщает сайт Союза Православных Журналистов. Ученый брал венозную и капиллярную кровь у добровольцев, делал ее анализ. А потом просил исследуемого или кого-то из близких читать молитву в течение 10-15 минут, мысленно или вслух. После этого снова делали анализ венозной и капиллярной крови. И она отличалась!
Исследователь, кандидат медицинских наук, автор 166 патентов и 15 лицензий Михаил Лазорик еще со студенческих лет занимался исследованием лейкоцитов – это клетки крови, которые защищают нас от проникновения болезнетворных микробов. Ученый решил исследовать влияние молитвы на кровь человека.
«Я сам вырос в верующей семье. Силу молитвы никогда не ставил под сомнение, ведь вера – бездоказательна. Однако, как ученый, я должен был доказать это в конкретных исследованиях. Известно, что после молитвы и церковных песнопений человек чувствует умиротворение, духовное облегчение. А что же происходит на физическом уровне? в частности, с нашей главной жидкостью – кровью? Вот это я и начал изучать», – рассказывает ученый.
Люди, которые согласились принять участие в эксперименте, были разного пола, уровня образования, социального статуса, профессий, болели различными болезнями (был и атеросклероз, и гепатит В, и ревматизм). Перед опытом брали капиллярную и венозную кровь, проводили ее анализ. Затем исследуемый (или его знакомый) читал молитвы минут 15-20 – это «Отче наш», «Верую», «Царю Небесный», псалом 50, к святым, к небесных покровителям.
После этого снова делали анализ венозной и капиллярной крови и определяли количественные и морфо-функциональные свойства ее клеток.
«Кровь становилась другой на клеточном уровне! Помню, что наш первый исследуемый болел остеомиелитом (гнойное воспаление костей бедра после тяжелой аварии). В аварии погиб его брат, а от боли в костях человек очень мучился.Молитву читал не он сам, а специально приглашенный. Когда сравнили показатели крови до и после молитвы, оказалось, что уровень одного из показателей фагоцитоза был в 6 раз ниже, чем до эксперимента! Этот первый случай лишь подтвердил, что мы на правильном пути», – отмечает Михаил Лазорик.
Все дальнейшие эксперименты показали то же: после молитвы уровень инфекции в организме падал. Особенно, когда речь шла об острой фазе заболевания. После молитв зафиксировали изменение показателей воспаления – они стали ниже.
В каждом опыте были обнаружены статистически достоверные изменения величин отдельных показателей клеток крови, что свидетельствует о том, что молитвы являются реальным фактором, который вызывает изменение количества и морфофункциональных свойств клеток крови.
Это, в свою очередь, является доказательством того, что молитва действительно влияет на организм на клеточном и субклеточном уровне. «Молитва – это не просто слова. Это колебания определенной частоты. Давно доказано, что молитва меняет структуру воды. Ведь феномен освященной воды на Крещение – это не миф, а научный факт.
Человек почти на 80% состоит из воды. Поэтому, действуя на самую основную жидкость нашего организма, молитва меняет его на клеточном уровне даже в том случае, когда вы читаете ее про себя. А когда она произносится вами или слышится, звуковые упорядоченные колебания дополнительно действуют на организм человека и вызывают изменение показателей крови, уменьшают воспалительные процессы, оказывают целебное действие», – объяснил Михаил Лазорик.
Молитва и статистика
Первое достаточно солидное научное исследование проводил американский кардиолог Берд в 80-х годах прошлого столетия. Была организована так называемая «ходатайственная молитва» для 392 пациентов отделения кардиологической реанимации госпиталя Сан-Франциско.
Пациентов разделили на две равные группы. За больных из первой группы ежедневно молились прихожане местных протестантских и католических церквей, а вторая группа была контрольной — за нее не молились. Молитва продолжалась до выписки пациентов из клиники, при этом никто из 392 больных не знал, молятся за него или нет, что исключало эффект самовнушения.
И вот вам статистически достоверные результаты: 12 пациентам контрольной группы потребовалась искусственная вентиляция легких. В «молитвенной» группе легкие больных были в намного лучшем состоянии, и к аппарату ИВЛ подключать никого не пришлось. Диуретики, обычно применяемые для лечения застойной сердечной недостаточности, понадобились 15 пациентам контрольной группы и в 5 случаях в «молитвенной» группе. Остановка сердца произошла в 14 случаях среди контрольной группы и только в 3 случаях «молитвенной» группы.
Надо сказать, что исследования доктора Берда произвели сильное впечатление на американскую общественность. Если до этого примерно 14 % друзей и родственников молились за своих близких, то к 2011 году эта цифра возросла до 49 %.
Но все таки лучший эффект получается, когда человек молится сам. Еще в 1982 году доктор Гарднер обнаружил, что среди верующих, регулярно практикующих молитву, частота рака различной локализации значительно ниже.
Психофизиология молитвы
Доктор Эндрю Ньюберг из Университета Томаса Джефферсона в течение примерно 20 лет исследует мозг людей, занимающихся различными духовными практиками. Сам Ньюберг — атеист, что придает его работам большую убедительность.
Используя метод функциональной компьютерной томографии при наблюдениях за молящимися людьми, ученый обнаружил очаги активности фронтальных долей в зонах, отвечающих за внимание, модуляцию поведения и языковую выразительность. Это касалось молитвенных и медитативных состояний среднего уровня.
Когда же глубина молитвы увеличивалась (а это получалось у более опытных участников), активность фронтальных долей понижалась, но появлялись очаги возбуждения в районе таламуса — в структурах, регулирующих поток сенсорной информации ко многим частям мозга. Говоря по-простому, эти люди переставали видеть, слышать и чувствовать боль и прикосновения.
Выходя из молитвенного состояния, они рассказывали об ощущении потери времени и пространства, о чувстве слияния со всей Вселенной. И это чистейшая правда, так как компьютерная томография фиксировала в эти моменты резкое снижение активности париетальных долей, в зонах, отвечающих за трехмерное восприятие объектов в пространстве.
Профессор Слезин из Психоневрологического института имени Бехтерева также установил, что глубокое молитвенное погружение — это психофизиологическое состояние, совершенно отличное от трансовых состояний так называемых «экстрасенсов».
При православной молитве наблюдается эффект подавления кортикального доминирования, но нет межполушарной асимметрии и пароксизмальных проявлений, которыми грешат «экстрасенсы».
Кто-то надоумил врачей научить реабилитирумых концентрировать свое внимание в сердце, произнося Иисусову молитву (и это в Англии!). Результат всех потряс. Ломки окончились значительно быстрее, а на физиологическом плане выяснилось, что как результат молитвы возрождается к жизни вилочковая железа, которая находится в центре, прямо за грудиной и выглядит очень похоже на то сердце, которое обычно изображают пронзенным любовной стрелой.
Известно, что вилочковая железа перестает функционировать к 6-7 годам жизни ребенка и остется неким сморщенным лепесточком.
Многим психиатрам и неврологам известен феномен, когда после молитвы улучшается душевное состояние, сходят на нет симптомы тяжелейших заболеваний.
Профессор Валерий Борисович Слёзин стал первым, кто попытался с помощью научных методов объяснить, что происходит с мозгом в минуты обращения к Богу. Результаты эксперимента ошеломили специалистов.
Валерий Борисович Слёзин – доктор биологии и кандидат медицины, его открытие находится на стыке не только этих, но и других наук. Наверняка в их числе философия. Да и богословие – он ведь считает его наукой. Впрочем, говорят, что истинные открытия почти всегда совершаются на этих самых «стыках».
На всемирной конференции, проходившей в Аризонском университете США под названием «Последние достижения науки о сознании», были опубликованы тезисы президента Санкт-Петербургской ассоциации психопунктуры, заведующего лабораторией психофизиологии Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева профессора Валерия Борисовича Слезина.
В этих тезисах, вызвавших заметный интерес ученых многих стран и научных направлений, говорится об открытии необычного (уникального) феномена – особого состояния человека во время молитвы. Валерий Борисович Слезин более подробно рассказал корреспондентам различных газет об этом научном открытии, мы сохраняем здесь форму интервью
– Валерий Борисович, что натолкнуло вас на открытие этого феномена?
– Многие годы в практике лечения функциональных невротических расстройств, то есть неврозов, применяется метод самогипноза, или, как мы его еще называем, медитация. Этот метод, по мнению специалистов, дает неплохие результаты. Мы решили в своей лаборатории исследовать, какие процессы происходят при этом в коре головного мозга. Сняли электроэнцефалограмму и обнаружили, что во время медитации в коре головного мозга включаются механизмы возбуждения. И в один прекрасный момент мы задались вопросом: а что происходит с мозгом, когда человек молится.
– Некоторые последователи различных школ йоги утверждают, что медитация – та же молитва, то же общение с Богом.
– Это далеко не так, как выяснили мы в своих исследованиях. Для чистоты эксперимента мы пригласили настоятеля одного из монастырей и записали его электроэнцефалограмму во время молитвы. Результат нас ошеломил. Мы обнаружили, что в полном сознании в молитвенном состоянии православного священнослужителя электроэнцефалограмма показывала полное выключение коры мозга… Человек сидел и молился, но у него полностью отсутствовал электрический импульс, свидетельствующий о работе коры головного мозга. То есть мы наблюдали состояние полного отключения мозга при ясном сознании.
На электроэнцефалографе это выглядит следующим образом. В моменты бодрствования кора головного мозга взрослого человека генерирует альфа – и бета-ритмы биотоков с частотой от восьми до тридцати Герц. Когда же обследуемые погружались в молитвенный экстаз, то происходило замедление ритма биотоков до частоты трех Герц. Сохранившиеся биопотенциалы имели столь малую амплитуду, что практически приближались к прямой линии.
Эти медленные ритмы носят название дельта-ритмов и наблюдаются только у младенцев до трех-четырех месяцев. То есть эти люди становились в буквальном смысле слова как младенцы.
А помолившись, добровольцы возвращались к прежнему ритму электрических импульсов коры их головного мозга. Эти нейрофизиологические процессы происходят одинаково вне зависимости от того, какую молитву читает человек – православную, католическую или мусульманскую.
Мы назвали этот феномен четвертым состоянием человека. До нашего открытия наука знала три состояния сознания человека: бодрствование, медленный и быстрый сон, которые отличаются друг от друга характерами электрических импульсов в коре. Теперь нам стало известно и еще одно состояние – полное отключение электрической активности коры головного мозга при полном сознании. Мозг фактически выключается, прекращается активная мыслительная деятельность.
Мне кажется, хотя пока я не могу этого доказать, что сознание начинает существовать вне тела.
Нейроны коры головного мозга, а таких нейронов у каждого десять миллиардов, содержат огромный объем информации, фантастически огромный. Ребенок рождается с маленькой головкой, а нейронов у него больше, чем у взрослого, поскольку в процессе жизни они отмирают. Маленькая голова растет и мы адаптируемся к земной жизни. Земля нас притягивает. Но все запечатлено, а забываем мы что-то или нет, никто этого не знает.
Что мы сегодня знаем об уровнях сознания? У новорожденного имеется только первичный дельта-ритм (2-3 Гц). В этот период главное для малыша – ощущение безопасности рядом с мамой. И если мама спокойна, он надежно защищен. По мере взросления появляется второй уровень мозговой активности – семейный (до 7 Гц).
В это время ребенок общается только со своими близкими, а в мир родители его выводят за руку. Сам он не ориентируется, ему очень важна рука взрослого – как опора не столько физическая, сколько психологическая. Семья – это оранжерея, где вырастает малыш. И здесь главное – любовь родителей.
По мере взросления появляются и быстрые альфа – и бета-ритм головного мозга (до 12 Гц и выше) – социальный уровень. Эти ритмы часто и становятся определяющими, в ущерб первичному и семейному уровням.
Человек развивается где-то к 20 – 21 году и у него полностью формируется альфа-ритм. Это социальное сознание, социализация.
Ребенок, который имеет только сознание идеального “Я”, когда он видит идеал в отце и матери, в близких людях, то он как бы не ориентируется в пространстве, ведь его водят за ручку и он не может никуда пойти сам, и социум его не интересует. Развиваясь, человек входит в мир сознания социального, когда он учится в школе, институте, осваивает достижения человечества. Это третий уровень сознания.
В наших экспериментах, проводимых с людьми, находящихся в состоянии молитвы, фиксировалось исчезновение альфа – и бета-ритмов, оставался только один дельта-ритм. То есть фактически мозг человека, находящегося в сознании, не работает. Ощущение такое, что человек куда-то уходит…
Это говорит о том, что по всей видимости, в своем мире мы ещё как-то ориентируемся, но есть и какие-то иные миры, иные состояния, иная реальность, о которых мы знаем или очень мало или практически ничего не знаем. Но это всё, каким-то образом влияет на нашу жизнь.
– Валерий Борисович, мне довелось познакомиться с одной удивительной женщиной, прихожанкой Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры, которая рассказала удивительную историю из своей жизни. Она умирала от рака в больнице, врачи на ней поставили крест, но ей не давала покоя мысль о судьбе ее детей… И она стала день и ночь взывать к Богу и просить исцелить ее ради детей… И свершилось чудо – она поправилась, выздоровела, воспитала своих детей и, естественно, непрестанно благодарит Господа… Как вы думаете, в чем секрет целительных свойств молитвы? Для верующего – Бог услышал и исцелил – это ясно. А для ученого-материалиста?
– Отpыв от pеального миpа всегда плохо сказывается на психическом здоpовье человека, увеличивает напpяженность, способствует не только психическим заболеваниям, но и инфаpктам. Кстати, в тpадиционном патpиаpхальном обществе, где сохpаняется пpочная семья, выполняются стpогие пpавила поведения, pелигии, этики и моpали не наблюдаются инфаpкты, pедки психические заболевания и самоубийства. Объекты pеального миpа, воспpинимаемые человеком, «питают» все тpи уpовня сознания, фоpмиpующих его личность.
Совpеменный человек в своем поведении, занятиях, обpазе жизни существенно отошел от пpавил тpадиционного общества, однако сущность человека осталась пpежней, стpуктуpа его сознания не изменилась. Поэтому пpеобладание социального уpовня сознания над дpугими двумя уpовнями — семейным и духовным пpиводит к наpушению внутpеннего pавновесия в сознании человека, что выpажается в pосте психических заболеваний, депpессий, агpессивности.
– Пытаясь как-то подавить эти состояния люди потpебляют наpкотики и алкоголь. Как же можно помочь совpеменному человку в этих его бедах?
– Как показывают исследования, электроэнцефалограммы бодрствования и быстрого сна идентичны. Теперь мы обнаружили, что происходит полное отключение коры как во время медленного сна, так и во время молитвы.
Получается, что молитвенное состояние так же свойственно и необходимо человеческому организму, как и три ранее известных нам. Ведь в жизни человека наблюдаются переходы одного состояния сознания в другое, существуют системы торможения, отключения… Когда в жизни человека по его воле отсутствует необходимое для него четвертое физиологическое состояние мозга, то, видимо, происходят какие-то негативные процессы. Ведь обратите внимание, что характерной чертой для подвижников церкви, монахов-старцев является умиротворенное состояние души…
– Да, во время богослужения священник не раз возглашает: «Мир вам!» То есть он желает нам мирного состояния души…
– Видимо, без внедрения в практику молитвенного состояния этого мирного устройства в душе нам трудно достигнуть. Отсюда и целительные свойства молитвы, отмеченные издавно и многокpатно. Они связаны с вpеменным отходом от земных забот, пpизнанием их незначительности в сpавнении с чем-то вечным и незыблемым, с котоpым учится общаться человек пpи молитве.
Напpимеp, молясь, онкологический больной теpяет стpах смеpти, пpеодолевает уныние, а это пpиводит к вполне объективному pосту иммунитета, pастет сопpотивляемость болезни, пpодлевается жизнь, возможно самоизлечение.
Однако не всякая молитва эффективна, а только та, что услышана Богом, т. е. та, котоpая вpеменно отстpаняет нас от земной жизни, что выpажается в отключении быстpых коpковых pитмов биотоков. Этот феномен исчезновения или уменьшения быстpых pитмов позволяет нам оценивать глубину молитвенного погpужения.
Только верить и молиться надо по-настоящему, – говорит профессор, – истово, от сердца, иначе лечебного эффекта не будет.
– Почему нарушение гармоничных взаимоотношений с окружающим нас людьми может приводить к соматическим заболеваниям
– Давайте посмотрим, ведь в примитивно-общинном обществе нет инфарктов, а в цивилизованном их много. Что же происходит с мозгом? Человека кто-то оскорбил, он не отреагировал на это адекватно, у него активировалась негативная зона мозга (я занимался этими зонами, но это отдельная тема), создается застойный очаг, который приводит к разрушению организма.
Известный исследователь Ален Бомбар доказал: человек, оказавшийся в море, умирает не от того, что нечего есть или пить, не от шторма, а от страха. Он проделал над собой эксперимент: целый месяц прожил в океане на плотике без воды и пищи. Потом описал это в книге «За бортом по своей воле». Главное: он поборол страх!
– Почему сказано: «Кто верит – тот спасется?»
– Возьмем онкологию. Известно, что верующий неоперабельный онкологический больной живет, примерно, на 5-6 лет дольше, чем неверующий. Почему? Да потому, что когда мы узнаем о раке, страх сковывает человека, то есть происходит сильнейшая активация негативных зон. Это приводит к быстрому разрушению организма, к разрушению иммунной системы и быстрой гибели. Это все я экспериментально доказал. Что снимает вера и молитва? Страх. Человек, лишенный страха, может даже самоизлечиться.
Почему уныние считается одним из больших грехов для православного человека? Ведь и уныние, депрессия тоже приводят к разрушению иммунной системы. Это можно показать по параметрам крови и т.д., это общеизвестно.
К нам приезжали американцы, они рассказывали о женщине с раком легких. Она ненавидела мужа, который ей подсунул наркотики когда она летела в Майями, а полиция их нашла. Ни за что, ни про что она отсидела 7 лет. Ненависть к мужу была главным чувством на протяжении этого времени. Конечно, эта ненависть или должна быть как-то отреагирована, или надо было простить. Иначе она убивает человека. Медики заставили (методами, с которыми я не могу согласиться) простить и забыть, и больная вылечилась.
Четвертое состояние сознания – это путь к гармонии
Наши исследования дали нам возможность сделать еще некоторые открытия. Так, мы выяснили, что уныние, рок-музыка уводят человека от состояния гармонии, также вызывая в коре мозга электрические импульсы, близкие к эпилептическому припадку.
– Можно сказать, что четвертое состояние противостоит разрушающей силе современной массовой культуры?
– Раз мы живем на планете Земля, где существуют, как мы выяснили, четыре физиологических состояния человека, то они все и должны чередоваться в жизни человека.Отсутствие одного из них нарушает гармоничное развитие человека, приводит его к деградации, болезни. Поэтому я осмелюсь утверждать, что четвертое состояние позволяет или помогает человеку оставаться человеком!
– Как отнеслись к вашему открытию верующие люди, священники?
– Достаточно спокойно. Да это и понятно, верующие – они верят, им не нужно никаких дополнительных «доказательств». Другое дело, атеисты: вот они очень живо реагировали, интересовались, расспрашивали, в ком-то проснулся интерес к вере, к религии. Люди больше склонны доверять научным фактам. И я, кажется, далеко не последний, кто придет к вере через науку.
– А какие последствия имело открытие «молитвенного бодрствования» для вас?
– Я поверил в Бога, принял крещение, стал ходить в церковь. Теперь я собираюсь попробовать применить молитву в медицине. Я думаю, наше исследование может привести к разработке методов лечения без лекарств.
– Выходит, наука и религия – две вещи совместные?
– Еще Юнг писал, что полноценный человек – это тот, у которого есть и знания, и вера, а если знания без веры – неполноценный. Раньше у нас считалось, что наука и религия – антагонисты.
Но все чаще мы замечаем, что наука не всесильна, она не может учитывать все нюансы. Я считаю, что наука тогда сможет стать полноценной силой, когда у нее будет духовное начало. Вот что еще важно: здоровье для нас не должно быть самоцелью.
Допустим, у человека инфаркт миокарда. Если он уходит в свою болезнь, начинает думать только о собственном здоровье, старательно выполнять все предписания врача, принимать по часам лекарства и так далее, он выздоравливает медленно, а бывает, что и не выздоравливает.
Если же такой человек продолжает жить полноценной жизнью, работать, даже иной раз забывая принять лекарства, он быстро становится на ноги, он живет. Это не просто слова, на этот счет имеется огромная статистика, и у нас в институте защищено несколько диссертаций по этой проблеме.
Научные исследования приводят к выводу, есть что-то вне нашего пространства. Нечто иррациональное, которое не менее важно, чем наше бытие здесь, на Земле. Даже важнее.
Открытие четвертого состояния сознания – это путь к иррационализму и пониманию Бога.
Мы живем уже в XXI веке, у людей доверие к науке. Мало кто понимает, как устроен телевизор или компьютер, но все пользуются ими. И разговаривать с людьми нужно на том языке, который они понимают. Конечно, для человека верующего, а тем более для священника такой вопрос не актуален.
Священники мне рассказывали, что литургия для них пролетает в одно мгновение – время исчезает. Но священники составляют лишь малую часть населения. А население мыслит другими категориями: для многих выстоять службу в церкви стоит большого труда. А свидетельства Евангелия о Христе многие воспринимают как сказки. Но если – благодаря науке – человек сделает первый шаг к Богу, ему потом будет легче открыть Священное Писание».