учитель какого предмета зарабатывает больше всего
Какие специальности учителей нужны миру прямо сейчас. ТОП-5
Востребована ли профессия учителя географии или испанского языка? А что с литературой или физикой? В школьном образовании сейчас ситуация сложная: одновременно и нехватка кадров, и довольно низкая зарплата. Правда, как всегда, где-то посередине. Дело в том, что востребованность, оплата и количество вакансий в первую очередь зависят от специальности учителя. Мы собрали список профессий учителей и ранжировали их по количеству вакансий и размеру зарплаты.
5 самых востребованных специальностей учителей
Не секрет, что на некоторые предметы учителей ищут чаще. Если у вас педагогическое образование по этим специальностям, вы точно не останетесь без работы. К сожалению, у этого есть и негативный эффект. Из-за того, что и вакансий, и работников очень много, заработная плата (особенно в регионах) оставляет желать лучшего.
Английский язык
Абсолютный лидер среди вакансий. Востребованность учителей английского объясняется двумя причинами:
Одновременно открыто примерно 3–4 тыс. таких вакансий. И не забывайте о репетиторстве: к индивидуальным преподавателям английского языка охотно записываются даже взрослые.
Начальные классы и дополнительное образование
Педагог начальных классов — популярный вариант. Предметная специализация учителя достаточно сложна, ведь предстоит учить малышей и русскому языку, и математике, и тому же природоведению. Не случайно на педагога начальных классов обучают отдельно. Кроме того, с такой специальностью вам ничто не мешает устроиться и в развивающие центры, и на курсы дополнительного образования.
Математика, алгебра и геометрия
Рейтинг учителя математики в списке вакансий довольно высок: алгебра и геометрия занимают почётное третье место. Количество вакансий не намного меньше — также держится в районе 3000. В этом случае репетиторство снова будет отличным помощником в работе. Благодаря обязательным экзаменам и ЕГЭ, школьники вынуждены дополнительно заниматься математикой.
Русский язык и литература
Гуманитарная специальность шагает практически вровень с точными науками. Каждой школе не требуется большое количество преподавателей родного языка, но их (в отличие от многих других предметов) не могут заменять их коллеги с другим профилем. Поэтому учителя русского и литературы востребованы в каждом городе.
Информатика
Ещё одна специальность, обусловленная большим количеством курсов дополнительного образования. Вакансий уже намного меньше — около тысячи по всей России. Но популярность информатики растёт с каждым годом, ведь IT — одно из самых востребованных образований в России. Поэтому можно рассчитывать на то, что после выпуска из университета вы сможете выбрать работу по душе из огромного количества вакансий в любом городе.
5 самых высокооплачиваемых педагогических специальностей
Как следовало ожидать, самые востребованные и самые высокооплачиваемые специальности практически совпадают. Разумеется, надо обратить внимание и на регион. В столице зарплаты даже невостребованных преподавателей будут куда выше, чем в регионах. Да и учитель редкого предмета (например, психологии или астрономии) может рассчитывать на большую заработную плату из-за отсутствия конкурентов. Вот самые высокооплачиваемые специальности учителей, в порядке уменьшения зарплаты:
При этом надо понимать, что работа педагогов востребованна по-разному в разных регионах России, и заработная плата будет отличаться в зависимости от того, где вы живёте. Да и разница между первым и пятым местом не такая большая — всего в 5–8 тыс. Кроме того, не забывайте и про разнообразные надбавки: молодым учителям, классному руководителю, при повышении квалификации и т. д. и т. п.
Не секрет, что сейчас система образования претерпевает существенные изменения. Неизвестно, будет ли профессия учителя востребована в будущем — в качестве преподавателей часто приглашают специалистов без педагогического образования, да и опыт дистанционного обучения во время пандемии стёр часть границ. Пока вакансий хватает для учителей практически любого предмета. Даже если вы не нашли работу в школах, то всегда сможете пойти работать репетитором или педагогом в центры дополнительного образования. Кстати, знания педагогики пригодятся и в других сферах — например, менеджменте и управлении. Ну а пока в сфере образования — явная нехватка квалифицированных кадров, так что вы точно не останетесь без работы.
Оценка в рублях
Несмотря на то что школы перешли на нормативно-подушевое финансирование, когда деньги идут за учеников, зарплаты в сельских, в том числе малокомплектных школах не уменьшатся. В таких школах работает почти 500 тысяч педагогов, и статус школы не влияет на объем финансирования.
Если раньше все учителя получали оклады по так называемой единой тарифной сетке, то сейчас есть возможность учитывать индивидуальные достижения учителя и его успехи.
К сожалению, не везде стимулирующие выплаты составляют весомую часть зарплаты. Например, в клинской гимназии N 15 это максимум 600 рублей в месяц при базовом окладе учителя начальных классов в 21-22 тысячи. Вся бухгалтерия в гимназии прозрачная, директор каждый месяц отчитывается, какая сумма пришла в школу из муниципалитета на премии и другие поощрения.
Позовите Марь Иванну
В Омской области зарплата учителей в среднем 30 730 рублей, что почти на полторы тысячи больше, чем по региону (29 269 рублей).
Чиновники заявляют, что доходы сельских и городских педагогов примерно одинаковы.
Сейчас школам требуются учителя начальных классов, математики, русского языка и литературы, иностранных языков. Кадровый дефицит составляет примерно 700 человек.
На деле доходы молодых выглядят довольно скромно и не превышают 12-15 тысяч рублей в месяц даже в самых продвинутых городских гимназиях.
На сайте регионального департамента занятости суммы, которые школы готовы платить учителям, не очень радуют: заработок «стартует» от 7,5 тысячи рублей. Но есть и обещания заплатить до 30 тысяч рублей. В сельских школах та же картина: «старт» от 7,5-8,3 тысячи, верхняя граница, видимо, зависит от набранных часов.
Левша из 1 «Б»
А вот в Ростовской области самая большая проблема, как говорят чиновники, не зарплата, а дефицит кадров, особенно молодых.
Кстати, уже не раз новые учителя начальных классов оказывались. левшами. Да, такая индивидуальная особенность. Но как же левша будет учить писать класс «правшей»? Предложили переучиться педагогу, но она решила, что лучше поищет другую работу.
Кадровый дефицит помогают решить больше не выпускники вузов и колледжей, а приезжие. В том числе с Донбасса.
Начальник отдела кадровой политики комитета по образованию Курской области Марина Боева рассказала, что в нынешнем году в школах региона насчитывается более 160 вакансий. Но проблем с поиском педагогов нет. По словам чиновницы, молодые педагоги идут работать в школы очень охотно: в прошлом году трудоустроили свыше 440 человек.
Гид по учительской карьере
Если вы учитель и не знаете, куда расти дальше, поздравляю вас — я тоже не знаю. Но это не плохо, давайте вместе разбираться, что с этим можно сделать.
Чтобы разобраться с тем, как педагогу достичь профессиональных высот, я обратилась за консультацией к настоящим профи, моим коллегам из разных городов России. Большая часть статьи будет про мой опыт и про ситуацию с карьерой в Санкт-Петербурге.
Разделим гид на три блока: моя история (почти успеха), карьера в школе и карьера за пределами школы.
Моя история
Читайте также :
С четвёртого курса института я работала на двух работах, поэтому могла себе позволить и поездки за рубеж, и оплату разных курсов — в общем, некоторая финансовая свобода у меня была.
Ситуация изменилась, когда я почувствовала желание пойти работать в школу. Первый год я была и учителем информатики со ставкой 18 часов, и преподавателем на компьютерных курсах для детей в ИТМО.
От зарплаты в школе хотелось глупо хихикать, но я понимала, что это просто первый год, а дальше будет лучше. Однако мне было неизвестно про некоторые надбавки, которые можно получить молодому специалисту, а администрация не всегда готова делиться этими секретными знаниями.
Сразу оговорюсь, что ситуации в Москве, Санкт-Петербурге и других городах в получении оплаты в школе — совершенно разные. Но этот гид может помочь хоть немного сориентироваться в сложных манипуляциях с премиями и категориями.
Спустя несколько лет работы в школе у меня появился опыт сотрудничества с разными организациями, а главное — ценные советы о том, как выйти на сотрудничество с такими организациями.
Карьера в школе
Как вообще формируется оплата труда школьного учителя? Вы получаете ставку в часах, минимальной считается 18 часов в неделю — именно от такой ставки и идет накопление педагогического стажа. Эти часы умножаются на коэффициенты (например, за молодого специалиста первые три года, за педагогический стаж, за категорию).
Совет: идите к бухгалтеру и просите написать, из каких элементов складывается ваша заработная плата. Не надо стесняться, она может оказаться очень приятной женщиной, которая не поленится несколько раз вам всё объяснить. Кроме того, на сайте вашей школы есть локальные акты, где можно узнать много всего интересного. Ещё много полезной информации можно найти и всякие нарушения, подробнее опять же в группе ВКонтакте Омбудсмен образования.
Как получить категорию?
Читайте также :
Давайте поговорим про категорию. Её можно получать хоть с первого месяца работы в школе, не верьте тем, кто советует ждать три года. Категорию на соответствие должности получить очень просто, это делается в школе через руководителя методического объединения и администрацию.
Для первой и высшей категории нужно сдать папку-портфолио. За первую и высшую категорию в нашей школе делают доплату, и не самую маленькую. Для получения первой категории в моём предмете нужно набрать 250 баллов, которые даются за разные заслуги: публикации на официальных порталах, выступления, проведение открытых уроков, участие в проверке работ ЕГЭ, ведение своего блога и так далее. Полный список можно посмотреть здесь. А ещё 40 баллов дают за «отлично» на экзамене на компьютерных курсах, учителям информатики можно предоставить скан диплома (вот спасибо). Говорят, что правила изменятся с 2018 года, так что можно все подробности узнавать у завучей, они регулярно ездят на встречи с районной администрацией, где им рассказывают о последних новинках в мире получения категории.
Набрать баллы на первую категорию не сложно! Пара конкурсов, открытый урок, победы учеников в олимпиаде, создание своего блога, разработка нескольких уроков. По форме экспертного заключения можно посмотреть, сколько баллов вы набираете. Если вы поняли, что баллы набрались, самое время ехать в МФЦ, где нужно записаться на собеседование. А можно не ехать, а подать заявление через Госуслуги. Там вы выберете точное время визита с распечатанными бумажками в Академию постдипломного педагогического образования (АППО). Через 3-4 недели вам на телефон придет СМС с решением о том, получили ли вы категорию или нет.
Можно ещё указать, что вы хотите лично присутствовать, когда комиссия в АППО будет смотреть вашу папку. Да, ещё можно приложить диск с презентациями, QR-код на ваш блог вставлять не нужно, это слишком современно. Если вам кажется, что процесс слишком сложный и папку не собрать, вот вам пример из жизни: мой коллега собрал папку за день до её подачи.
В Москве ситуация совсем другая, мой коллега Александр Степанов дал небольшой комментарий про свой опыт получения категории (читаешь это и чувствуешь, что Санкт-Петербург застрял во времени и пространстве со своими бумажными папками):
А вот история из Томской области, от абсолютного победителя iУчитель Юлии Емельяновой:
Список: что полагается учителю
Читайте также :
За консультацию по этому списку спасибо моей коллеге из гимназии №63 Гулевич Ирине Александровне.
получение категории (первая и высшая, остальные не так интересны);
премии (за конкретные мероприятия, в конце месяца, перед праздниками, за участие в инновационной деятельности. Обычно на педагогических советах рассказывают про размер премии);
деньги на оздоровление раз в 5 лет, оплата курсов повышения квалификации, может быть ещё оплата ежегодной медкомиссии( диспансеризация). Сумма на оздоровление выдаётся в пределах 25-30 тысяч рублей, в первую очередь тем, кто лежал в больнице или кому оздоровление действительно нужно, а потом идут в список новые сотрудники, которые отработали два года и больше;
пособие молодому специалисту (так называемые «подъёмные» — либо один раз, либо в течение трёх лет, разовая или ежемесячная выплата тем, у кого школа является первым местом работы). Здесь тоже всё загадочно, нужно внимательно читать документы и локальные акты, говорить с администрацией, у каждой школы правила разные. К пособию прилагается доплата на покупку карточки для проезда на общественном транспорте (в течение трёх лет компенсируют половинау стоимости проезда);
платные курсы и элективы: можно в дополнение к обычным школьным урокам вести внеурочку и бесплатные для учеников кружки, которые оплачиваются по ставке за ваш обычный час, а ещё вести элективы для подготовке к ОГЭ, ЕГЭ и платные занятия, оплата которых зависит от количества детей, которые туда ходят;
Фонд стимулирующих надбавок (ФСН) после первого полугодия работы. Эти суммы начисляют раз в полгода. Значит, раз в полгода учитель заполняет табличку, где пишет, в каких конкурсах принимал участие, в каких олимпиадах участвовали дети и так далее. Критериев в такой табличке много, за каждый можно получить баллы. Один балл может стоить по-разному в разные месяцы, зависит от количества «свободных» денег, которые остались у школы. Например, раньше у меня было 80 баллов по цене в 3 рубля за балл, а теперь у меня 100 баллов по цене в целых 20 рублей;
конкурсы: за победы в разного рода конкурсах можно получить премии и от школы, и от района или города. Сумма сильно зависит от самого конкурса;
другие доплаты. Например, совмещение ставок в школе (учитель + педагог-организатор и так далее), разные стимулирующие, о которых я только слышала, но никогда не видела. Доплаты за работу на ГИА, за ведение и бумажного, и электронного журнала. Да-да, за это всё должны доплачивать, обычно администрация пользуется тем, что учителя очень некомпетентны в юридических вопросах и не знают своих прав. Если вы такой же профан, как и я, подпишитесь на группу, где юрист помогает учителям как раз в таких тонких моментах и подбирает точные ссылки на статьи в ТК РФ. Можно ещё обратиться к помощи зала и задать вопрос на стене этой группы, но информация там может быть и не совсем верной;
постоянные надбавки, которые могут быть и у молодых специалистов: за классное руководство, проверку тетрадей, выполнение обязанностей, не входящих в должностную инструкцию (этот список формирует каждая школа самостоятельно).
Познакомьтесь с учителем, который зарабатывает 250 тысяч в месяц
И инвестирует миллионы
Наш новый герой — учитель физики — начинал с дохода в 40 тысяч и за 10 лет увеличил его в 6 с лишним раз.
Он рассказал Т—Ж, почему после физфака МГУ в 2009 году работать в школе было выгоднее, чем на оборонном предприятии, из-за чего на рынке репетиторства сейчас не лучшие времена и как он потерял на инвестициях несколько миллионов и решил стать коучем.
Начало карьеры
Физика мне нравилась со школы и всегда казалась самым легким предметом. Я не мог выучить стих, а все вопросы по физике были чем-то из серии: «Посмотрите в окно и скажите, какого цвета трава». Я смотрю и даю правильные ответы. Большинство людей в окна не смотрят, они вынуждены зубрить, им трудно, и результаты у них низкие.
Не могу сказать, что в 17 лет меня привлекала научная карьера, скорее я выбирал простую дорогу. Родители мечтали о Бауманке, но мне не нравилось чертить, поэтому я пошел на физфак МГУ. Учился неплохо, но стипендию получал от силы пару семестров. Окончил без троек, средний балл — 4,66. Итогом этого счастливого и беззаботного времени стала беременная жена и синий диплом.
В 2009 году прибился в аспирантуру. Там не понимал, чем занимаюсь, и денег практически не видел. Все вакансии в разгар кризиса обещали не больше 25 тысяч в месяц. Я хорошо разбирался в лазерах, мои знания и умения были востребованы на оборонных предприятиях. Но когда на собеседовании я сказал, что хочу вырасти хотя бы до 40 тысяч, начальник, улыбнувшись, ответил, что сам столько не зарабатывает.
Я решил, что школа — лучший выбор.
Те же 25 тысяч там выходили при нагрузке 18 часов, зато оставалось время на науку и репетиторство.
Правда, репетиторство все же выдавило науку. Во-первых, потому что маленькие деньги, но сразу мотивируют лучше, чем большие, но потом. Во-вторых, человек нуждается в отдыхе, а наука — это работа с очень далеким горизонтом отдачи. Так что сначала я прикрывался одними объективными причинами, потом другими, пока не понял, что не хочу заниматься этим вообще.
В начале своей карьеры я брался за любую подработку: писал контрольные студентам на заказ, репетировал всех учеников, вел курсы для слабослышащих. 14 часов работы в день меня не изматывали, я шел домой счастливый.
В первый год мой средний доход был около 50 тысяч в месяц. А если учесть «мертвый» летний сезон — наверное, даже 40.
был средний доход от работы в школе и всех подработок
Школа
Школа, где я преподаю, — мое первое и единственное место работы. Я сам в ней учился.
Работа с детьми не пугала: опыт преподавания у меня был с 19 лет. С учениками я всегда веду себя открыто и честно, могу признать свою неправоту и пошутить над собой. Так что проблем с подходом у меня никогда не было. Некоторые учителя любят ощущение власти, я очень боюсь оказаться в их числе. Мне нравится, когда дети меня понимают, когда у них получается. Я хочу научить людей думать.
В работе учителем мне помогает отличное образование и великолепные морально-волевые качества: пофигизм и раздолбайство. Они позволяют сохранить позитивный жизненный настрой, что привлекает учеников, и противостоять давлению со стороны руководства, что бесценно.
После разговоров с учителями из других школ я понял, что место, где я работаю, — лучшее. Нас не заставляют делать столько ерунды, сколько могли бы. В большинстве школ существенную долю зарплаты составляет премия, из-за этого сотрудники сильно зависят от воли директора. Люди впустую тратят жизнь: работают в каникулы, пишут никому не нужные планы и конспекты, выполняют бессмысленные действия в электронном журнале, а главное — боятся всего на свете, отсюда злоба на весь мир.
У нас премий практически нет, поэтому все делают что хотят.
Когда я только устроился в школу, меня пугали обилием бумажной работы и колоссальной подготовкой к занятиям. Могу сказать, что за девять лет преподавания я провел более 5 тысяч уроков, а на подготовку потратил часов 30 максимум. Я попробовал подготовиться пару раз, и урок получился хуже, чем без подготовки: я слишком сильно опирался на выстраданный конспект, а не на детей.
Для меня цель работы в школе — это репетиторская практика.
С этой точки зрения конспекты уроков не нужны, они лишь удешевляют мой труд. Когда я провожу замену с чужими детьми, стараюсь им понравиться изо всех сил — часто это приводит новых учеников.
Все ученики нашей школы поступают в вузы, около 70% — в хорошие. Стобалльников у меня не было, на 90+ сдавали несколько человек. Еще у меня в классе учился мальчик, который победил на олимпиаде World Skills. Он умничка, я не считаю это своей заслугой. Для меня подвиг — вытащить матерого двоечника на тройку.
Трудных детей у нас нет. Это очень хорошая физмат-школа: чтобы попасть сюда, нужно сдать вступительные экзамены.
Однажды ко мне обратились с типичной просьбой — подготовить ребенка к поступлению к нам. Парень из спортшколы, то есть академическая база у него отсутствует, хочет сдавать экзамены через неделю. И это при том, что подготовительные курсы идут полгода и после них поступают только 20—30%!
Я начал отговаривать родителей — мол, непосильная задача. Но они мне сказали, что понимают и принимают риски, а мне не следовало бы тратить время попусту: ребенок уже выехал на занятие.
Обычно я занимаюсь с учеником физикой или математикой один раз в неделю, иначе он не будет успевать делать домашку. Более частые занятия — это или форс-мажор, или развод на деньги со стороны репетитора.
С этим мальчиком я встречался каждый день, причем бывало так, что сегодня занятие вечером, а завтра — утром. Он приходил со сделанной домашкой. В итоге по математике за неделю я вытянул его с двойки до четверки.
Через день после математики ему поставили экзамен по физике, а он не понимает даже значков. Дальше магия: ребенку удается что-то решить, что-то списать, в результате ему ставят «3,5» — и он поступил.
Репетиторство
Раньше мои дни выглядели одинаково: подъем в 6 или 7, завтрак, уроки или ученики, разговоры с родителями учеников до 21—22. Я постоянно катался, легко мог потратить на дорогу до 5 часов. В 23 часа возвращался домой, играл в компьютер.
За учебный год у меня было едва ли 10 выходных, включая зимние праздники.
Сейчас все сильно изменилось. Я стал реже ездить к ученикам: собираю их в группы и перехожу на скайп.
Единственное неудобство при онлайн-работе — невозможность использовать спецсредства при обучении. Они бывают разными: колющие — ручка, ударные — линейка, стальной прут. О применении таких спецсредств я на полном серьезе заранее разговариваю с родителями, большинство соглашаются. В этом учебном году не использовал их ни разу. Зато добрая половина моих учеников стоят в планке за ошибки по невнимательности. Причем и мальчики, и девочки подключаются сами. Ошибок становится меньше, психологический климат очень здоровый.
Раньше почти всех учеников я находил через агрегатор «Профи-ру». Сейчас чаще всего — через сарафанное радио. Для агрегатора мои услуги неконкурентны: я занимаюсь с группами учеников, а денег прошу как за индивидуальные занятия — 2500 рублей. Компенсирую это отменным портфолио, резиновым временем занятия и гарантией результата. Многим мое предложение непонятно, поэтому новые ученики чаще всего находятся благодаря рекомендациям коллег или других детей. Сейчас у меня занимаются 20 человек.
платит каждый ученик за одно групповое занятие по скайпу
Большую часть своей карьеры за репетиторство я получал гораздо больше, чем за работу в школе.
Сейчас я зарабатываю около 250 тысяч в месяц: 100 на основной работе, 150 — на репетиторстве.
Но моя зарплата сильно выросла по сравнению с тем, что было несколько лет назад, а увеличить доходы с репетиторства я не вижу возможности. За последние десять лет цены на часть предметов, например английский и обществознание, упали, на часть — математика, физика — держатся. Это и понятно: английским владеет гораздо больше людей, чем физикой. В целом падение рынка репетиторства я связываю с возросшей конкуренцией: молодым специалистам и талантливым студентам некуда устроиться на приличные деньги, поэтому все дают частные уроки.
Из моих знакомых учителей репетиторством не занимаются только те, кто не может: либо предмет не позволяет — для меня загадка, как выживает учитель географии или черчения, — либо конкуренции не выдерживают, либо здоровье подорвано. Есть, конечно, и люди с барьером в голове, но их меньшинство.
Мне кажется, чтобы зарабатывать больше, нужно быть более харизматичным, влюблять в себя учеников и родителей. Тогда люди будут заниматься на любых условиях. Я знаю человека, который просит 15 тысяч в неделю с одного ученика за два занятия по 120 минут. Но меня такая бизнес-модель не интересует.
Думаю, загруженность заказами — это объективный показатель мастерства. Если не держаться за идею групп, то учеников найти несложно: если вы готовы ездить, агрегатор может забить все ваше свободное время за пару недель.
График
Сейчас мой рабочий день выглядит примерно так. С утра еду в школу. В начале урока спрашиваю, что не получилось, потом разбираю задачи, которые интересны детям, рассказываю анекдот, разбираю задачи на новую тему, иногда рассказываю теорию (снова с анекдотом), задаю домашку. Чем дольше работаю, тем меньше держу в руках мел. Я задачи все знаю, а дети нет, пусть пишут со своей скоростью. Стараюсь только подсказывать, причем по минимуму.
После школы еду в центр, в библиотеку, там собираю скайп-конференцию моих учеников. В библиотеке не надо платить за аренду помещения, мне предоставляют наушники и даже интернет, хотя я о нем не просил.
Вечером у меня тренировка, из дома я не успею, поэтому занимаюсь поближе к секции.
После нее, если есть настроение, иду на танцевальную вечеринку. Позже полуночи там не остаюсь, чтобы успеть на метро и не раскиснуть на работе на следующий день.
Мой выходной — среда. Утром я занимаюсь вокалом, общаюсь с педагогом. Днем ем, смотрю Ютуб, играю. Мне нравятся пошаговые стратегии, сейчас играю в основном в Clash of Clans. Хочу в следующем году поучаствовать в чемпионате мира по этой игре, правда, для этого требуется команда. Вечером — тренировка по кизомбе.
Летом у меня раньше не было учеников и я тратил эти три месяца на отдых, пару фестивалей и кучу компьютерных игр. Иногда мне удавалось найти подработку: я таксовал, строил дачи, накрывал столы для банкета.
Но в последние три года лето перестало быть мертвым сезоном: готовлю двоечников к пересдачам.
Сейчас идеальный летний день для меня — это ученики утром, днем виндсерфинг, вечером — парк Горького с танцами.
Расходы
В 2014 году я купил квартиру — трешку на последнем этаже хрущевки в километре от Мкада внутри кольца. Брал на вторичном рынке, без риелтора и ипотеки. С половиной суммы помогли родители, отдавать им деньги начал с осени 2016 года, когда меня об этом попросили. Сейчас ежемесячно перечисляю им 50 тысяч рублей.
Живу один. На еду трачу 10—15 тысяч в месяц, 4000 — на коммуналку, 5000 — на прислугу, которая занимается готовкой и уборкой. Я стараюсь помочь каждому, кого встречаю на жизненном пути, и если человек мне жалуется, что у него нет денег, предлагаю ему взять в руки швабру или встать у плиты. Кто-то соглашается. У меня слабое зрение, поэтому убираюсь я плохо, к тому же мне это просто неинтересно, как и готовить.
Еще 15 тысяч трачу на ребенка, полностью оплачиваю его образование и питание. На его матери — проживание и вещи. Я считаю, что так распределять расходы справедливо.
Где-то 30 тысяч уходит на увлечения: пение, танцы, виндсерфинг. Преподавателю по вокалу плачу 12 тысяч. Занятие танцами стоит около 400 рублей независимо от школы и направления, сейчас на них уходит где-то 3 тысячи. Раньше я ходил на занятия к новичкам как сравнительно опытный ассистент преподавателя и не платил вовсе. Также мальчикам часто дают скидки, чтобы девочкам было с кем танцевать.
Проезд у меня бесплатный — я почетный донор России. Этот статус я получил быстро: сдавал тромбоциты раз в две-три недели. Сейчас сменил клинику, они много гоняют по врачам, так что едва ли сдаю 3—4 раза в год. Также мне, как донору, положена льгота по коммуналке около тысячи в месяц и ежегодная выплата — где-то 10 тысяч. С санаторно-курортным лечением я не связывался.
Раньше у меня была машина Иж Ода 2002 года. На ее ремонт уходило примерно столько же, сколько и на бензин. Плохо, что поломки нельзя предвидеть: это не столько дорого, сколько хлопотно. Неприятно, когда запланировал поездку к родственникам, а машина не заводится. Когда ее угнали, я вздохнул с облегчением. Машину нужно покупать под задачи, сейчас у меня нет задач для нее.
Экономия
Я рос в бедной семье, экономия всегда была моей сильной стороной. Я отношусь к этому как к спорту и как к жизненной философии. Продукты не выбрасываю, не трачу жизнь на алкоголь и сигареты.
Овощи и фрукты стараюсь брать уцененные: леопардовые бананы по 10—30 рублей за килограмм, виноград россыпью — по 30—50. Как-то мне удалось купить 7 килограммов клубники за 280 рублей. Через полгода видеть не мог клубничные пироги.
Дорогие продукты чаще всего не приносят мне радости, скорее разочарование. Но, например, я люблю сухофрукты и регулярно балую себя ими.
Также я всегда стараюсь сделать дорогую часть работы самостоятельно: когда в квартире шел ремонт, я не лез под руку малярам, зато сам привез на машине полтонны материалов, сам поднял их на пятый этаж без лифта и сам спустил килограммов 150 мусора. Шкаф тоже собрал сам, покупал лишь доски и крепеж. Подключение стиральной машины, газовой плиты, смесителей — все делал сам.
Инвестиции
Я увлечен идеей инвестирования и каждый месяц откладываю на свои проекты 100 тысяч или больше.
Привычку копить я выработал еще в младшей школе, а крупные суммы начал откладывать на новую квартиру сразу после развода в 2011 году — открыл депозиты в разных банках. Тогда же вложился в ПИФы: 100 тысяч в акции и 200 тысяч в облигации. Но примерно через год перестал с ними играться, потому что нервов тратится много, а прибыль сопоставима с банковским депозитом.
потеряно на инвестировании в МФО и такси
Одни уже сели в тюрьму, другие в федеральном розыске, третьи — банкроты.
Потом я познакомился с человеком, продвигающим идеи финансовой грамотности. Я копил, перекредитовывался у банков под более низкие проценты (опустился с 19 до 12% годовых) и вкладывал деньги в его бизнес. Сейчас мои инвестиции в его дело — около 2,5 миллионов под 30%. Залога нет, ИП отвечает всем своим имуществом. Я верю этому человеку, потому что он фанатик своей идеи.
Потом мне захотелось диверсифицировать портфель, и в декабре 2017 я вложил 1 миллион под 26% в большую фирму: она работала на рынке более десяти лет, я успешно вкладывался в нее раньше. Она накрылась.
Стратегия поиска и отбора проектов для инвестирования — штука мутная, я сам до конца в ней не разбираюсь. Стараюсь присматриваться к людям. Мне кажется надежным залог средств производства или недвижимости.
Например, в 2018 году на даче у подруги я познакомился с бизнесменом из новой для меня области. Мы с ним составили и зарегистрировали у нотариуса договор займа на 1 миллион под 30%. Залог — тягач, я оценил его рыночную стоимость по «Авито» в 2 миллиона рублей. Все выплаты от этого человека приходят раньше договорного срока.
Сейчас со своих инвестиционных проектов я получаю ежемесячно 90 тысяч рублей.
Вопрос накоплений и кредитов решаю так: коплю на депозите, чтобы в любой момент можно было снять всю сумму и чтобы капали проценты. Если появляется предложение от банка взять дешевый кредит или Вселенная шлет мне нуждающегося бизнесмена, я закрываю самый дорогой заем, улучшая свою кредитную историю, и сразу же прошу новый — на большую сумму и под меньшие проценты. Эти деньги несу в проект.
Недавно банк выдал мне новый кредит на 2 миллиона. Я инвестировал половину этой суммы, а вторую половину потратил на рефинансирование другого кредита.
было взято в кредит для инвестирования с 2016 года
Теперь я должен банку около 2,3 млн (уже выплатил 1 млн и ежемесячно возвращаю по 40 000), а надежные люди должны мне 3,5 миллиона. Если бы я не получил этот опыт, то и надежных людей не встретил бы.
Я понимаю, что если владеть инвестиционной стратегией в 30% годовых, то через 30 лет я заработаю миллиард. Это будет показателем того, что я реализовал свои таланты. Так что потерянные 3 миллиона открыли мне дорогу к этой сумме.
Инвестредакция не могла пройти мимо
Брать миллионные кредиты, вкладывать заемные средства, использовать только высокорисковые инструменты — развлечение не для слабонервных. Даже если у героя статьи получится зафиксировать прибыль, используя эти инструменты, это не значит, что так будет всегда и что так повезет любому, кто решит вложить кредитный миллион. Опыт героя статьи — не руководство к действию, его отношение к инвестициям расходится с отношением редакции.
Помните, что высокая доходность всегда сопряжена с высоким риском: можно заработать много, а можно потерять всё. Диверсифицируйте портфель, сочетайте консервативные инструменты с высокорисковыми и берегите себя.
Перспективы
Мои байки про профориентацию и инвестирование вызывают больший отклик, чем разговор о преобразованиях энергии в разных процессах. Поэтому я хочу уйти из физики в коучинг.
Я лишь в начале этого пути: нужно многое сделать в жизни, иметь широкий кругозор, богатый опыт, чтобы люди были готовы за него платить, и быть харизматичным, чтобы платили с удовольствием.
Пока я решил отталкиваться от построения личного бренда. Этот термин сейчас понимаю так:
«Я классный — учись у меня, будь как я».
Шагов тут несколько. Во-первых, открытие своей школы: я могу учить физике и уже нашел хорошего математика. Для старта специалистов достаточно, потом можно будет подтянуть русский язык, информатику, химию, обществознание — предметы, которые пользуются спросом на ЕГЭ. Нужен хороший продажник. Я общался с несколькими, никто из них не принес мне ни рубля, хотя были вложены силы, время и немного денег.
Во-вторых, инвестирование. Этот путь тернист, но я буду инвестировать и дальше. Перейду на менее рискованные инструменты, когда решусь на переезд: хочу уехать из большого города из-за экологии. Может, это будет пасека, ферма или яхта. Надо бы поменять свой режим, чтобы стать здоровее.
В-третьих, значимые достижения в личных увлечениях. Мне нравится туризм: трекинг, байдарки, альпинизм. Хочу обойти большую часть популярных маршрутов, потом развить тему с парусами: больше заниматься виндсерфингом, получить права капитана и купить парусную яхту, но это в далекой перспективе. Еще мне нравится петь, но тут у меня таланта мало. Впрочем, может, что-то из этого выйдет.
Я мечтаю найти единомышленницу, с которой можно советоваться на кухне про жизненные проблемы, регистрировать фирмы и недвижимость без страха быть кинутым, которая будет скидывать меня с дивана и помогать мне на пути к моему миллиарду. Словом, хочу жену как у Генри Форда. Мечтаю создать семью и завести еще нескольких детей. Денег мне должно хватить.
Познакомьтесь. Читатели, которые нашли неповторимый способ зарабатывать или тратить деньги.