Как молятся христиане в церкви

Как правильно молиться в храме

Как молятся христиане в церкви. foto 8 0. Как молятся христиане в церкви фото. Как молятся христиане в церкви-foto 8 0. картинка Как молятся христиане в церкви. картинка foto 8 0

В православной традиции есть, что почитать о молитве. Только в основном мы располагаем описаниями, как надо монахам молиться в келье, как именно отцы-пустынники упражнялись и преуспели в молитве Иисусовой. Это очень поучительно, спору нет, только мы не монахи.

Как молятся христиане в церкви. 13411. Как молятся христиане в церкви фото. Как молятся христиане в церкви-13411. картинка Как молятся христиане в церкви. картинка 13411

Диакон Павел Сержантов

Большинство из нас приходит к Богу в условиях городской семейной жизни, а не пустыни. И нам знаком опыт обычной храмовой молитвы да еще домашней утренней молитвы, а не уединенного схимнического молитвенного правила.

Между тем, думается, иноческий опыт умной молитвы будет до некоторой степени полезен в наших попытках объяснить, что такое храмовая молитва. Сейчас я попытаюсь об этом поразмышлять, прошу заранее читателя быть ко мне снисходительным, ведь тема не такая уж легкая.

Разные виды молитвы

Лишь изредка весь храм буквально молится едиными устами. Когда это бывает? Когда поют «Отче наш», тропарь и величание любимого праздника. В основном же мы слышим, как молитву возглашает один батюшка, а все остальные стоят молча, лишь иногда перекрестятся.

Или другая хорошо знакомая картина: несколько певчих поют ирмосы канона утрени, в то время, как люди выстроились плотной стеной к помазанию, такой плотной, что и перекреститься почти нельзя. Что же эта очередь, совсем не молится, только слушает, как молятся певчие?

Для того, чтобы подойти к точному ответу, нам нужно поговорить о том, какие виды молитвы вообще бывают. Вот где нам пригодятся книги о келейном делании Иисусовой молитвы: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

Существуют разные виды Иисусовой молитвы, они даже образуют своего рода лествицу. Перечислим ступени этой лествицы:

1. Устная молитва (молитва Иисусова произносится в келье вслух, устами, громко или тихо).

2. Умная молитва (она произносится про себя, одним умом).

3. Умно-сердечная молитва (особо глубокая молитва, во время которой ум соединяется с сердцем, а, лучше сказать, ум воссоединяется с сердцем).

Далее следует ступень непрестанной, самодвижной молитвы. Не будем о последних, самых высоких, ступенях подробно говорить. Лучше остановимся на первых двух – они к нам ближе.

Устная и умная молитва

На всенощной, конечно, не услышишь устную Иисусову молитву, однако там чтец произносит, например, молитву Отче наш. Эту молитву чтеца можно назвать устной молитвой? Да, в широком смысле.

А кто-то из прихожан одновременно с чтецом мысленно произносит всё те же слова молитвы Отче наш. Эту молитву прихожанина можно назвать умной молитвой? В общем, тоже да [1].

Почему я делаю такие оговорки: «в общем, тоже да». Потому что Отче наш явно отличается от умной Иисусовой молитвы. Чем отличается? Слова другие и слов больше.

Вот молитву Иисусову традиционно называют краткословной молитвой. Молитва Отче наш не настолько краткословная[2].

Что особенного в краткословной молитве Иисусовой? Она такая краткая, что на ней немощному рассеянному человеку легче всего сохранить внимание.

А молитва без внимания, что тело без души, – безжизненная стихия, печальное явление. Поэтому в краткословной молитве легче упражняться, легче отследить, как по ходу упражнений меняется молитва.

Итак, понятие «устная и умная молитва» традиционно относят к краткословной, многократно повторяемой молитве Иисусовой, но по сути его можно бы прилагать и к не столь краткословной однократно повторяемой молитве Отче наш.

Так что же происходит в храме?

Чтец на всенощной совершает устную молитву Отче наш, а прихожане – умную молитву. Если кому-то из прихожан придет в голову присоединить свой собственный голос к голосу чтеца, то неизбежно возникнет какофония, и его аккуратно попросят молиться про себя.

Что же получается? На всенощной в храме стоит 200 человек прихожан. Лишь один чтец творит Отче наш как устную молитву, а 199 призваны в это время произносить те же слова, только как умную молитву.

Сравним эту ситуацию с другой: на Литургии диакон и те же прихожане, 195 человек, поют Отче наш – это не совсем классическая устная молитва, в аскетической терминологии это именуют пением молитвенным. Одновременно с этим пением, в алтаре предстоятель совершает Отче наш как устную молитву, а прочее духовенство и алтарники совершают Отче наш как умную молитву.

Как молятся христиане в церкви. 6211. Как молятся христиане в церкви фото. Как молятся христиане в церкви-6211. картинка Как молятся христиане в церкви. картинка 6211

Приступим к выводам

Получается, что на приходе во время службы мы все призваны приносить Богу умные молитвы, а некоторые из нас в какие-то моменты службы приносят устные молитвы. Что легче?

Как известно, молиться устно на весь храм, – это требует некоторых специальных навыков. Чтецу нужно заранее долго готовиться, чтобы делать это чинно, без запинок, громко, спокойно и отчетливо. Вроде бы проще в это время стоять тихо в народе, ни единого звука не издавая.

Однако же многим людям легче молиться, именно когда они произносят слова устами. И сложнее молиться, если вслух слова не звучат. Эта сложность возникает, когда человек делает переход от устной молитвы к умной молитве. Такой переход требует некоторого навыка в молитве.

Похожая ситуация встречается не только в духовной жизни, но и в обычной учебе. Так ребенок поначалу с трудом осваивает устное чтение, то есть чтение вслух. И лишь получив достаточный навык в устном чтении, ребенок переходит к чтению про себя, так сказать, – к «умному чтению».

Вернемся теперь к теме молитвы. В храме люди иногда молятся устно, это фактически значит, что все мы, приходя под церковные своды, призваны к «приходской умной молитве».

Значит, всем нам хорошо бы иметь навык в «домашней устной молитве» – не такой, конечно, краткословной, как Иисусова молитва.

Мало просто тихо постоять в народе, послушать певчих и молитвы священника. Нужно постепенно участвовать в службе, молиться вместе со священником и певчими. Причем молиться в основном про себя, не вслух. Непростая задача? Однако задача достичь «приходской умной молитвы» вполне по плечу каждому. Каждому!

Чтобы это лучше почувствовать, сравним умную молитву с умно-сердечной молитвой. Разница огромная. И общепризнанный факт, что умно-сердечная молитва отнюдь не является уделом каждого из нас. Она представляет собой особенный Божий дар и добрый плод усердного продолжительного духовного подвига под руководством опытного наставника. «Приходская умная молитва» – все-таки другое дело, она более общедоступна.

1. Если хотите, можно слова «умная молитва» взять в кавычки

2. Впрочем, не стоит преувеличивать разницу между молитвой Господней и молитвой Иисусовой, на портале мы уже высказывали наблюдение, что Иисусова молитва «составлена по принципу» молитвы Отче наш (см.: «Защитник Иисусовой молитвы»).

Источник

Как правильно и как неправильно молиться: 12 правил от протоиерея Павла Великанова

Приблизительное время чтения: 7 мин.

На сайте журнала «Фома» уже долгое время существует постоянная рубрика «Вопрос священнику». Каждый читатель может задать свой вопрос, чтобы получить личный ответ священника. Но на некоторые из вопросов нельзя ответить одним письмом — они требуют обстоятельной беседы. Какое-то время назад к нам пришел интересный вопрос «Как отличить лжемолитву от настоящей?» (читать письмо). На вопрос читателя отвечает протоиерей Павел Великанов.

Как молятся христиане в церкви. Velikanov. Как молятся христиане в церкви фото. Как молятся христиане в церкви-Velikanov. картинка Как молятся христиане в церкви. картинка Velikanov

1. У хорошей молитвы всегда надежный первоисточник

В большинстве молитвословов находятся молитвы, написанные святыми людьми и проверенные многовековым опытом практики церковной жизни. Эти молитвы помогают настроить душу на верную тональность общения с Господом Богом и святыми. Но часто люди ищут «простых» и «доступных» молитв, через которые рассчитывают решить какие-то личные проблемы.

Немалая часть молитв, нацеленных на удовлетворение тех или иных практических нужд — например, о рождении детей, о замужестве, об успехе на работе, — была написана именно в ответ на такой запрос. Совершенно неочевидно, что авторы этих молитв — святые, духовно опытные люди. Едва ли не все «проверенные опытом» молитвы имеют автора. А в последнее время «анонимных» молитв, составленных непонятно кем и непонятно где, написанных зачастую с грубейшими догматическими ошибками и с неправильными нравственными, духовными установками, становится все больше.

На книгах, в которых печатаются молитвословия, должен стоять гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви». Этим грифом сама Церковь гарантирует, что содержание молитв соответствует традиции духовной жизни православной Церкви. Можно также встретить книги с грифом «Допущено к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви». Такой гриф означает, что ничего, нарушающего внутренний мир человека или противоречащего христианскому вероучению, в этом молитвослове не будет, но при этом в нем можно встретить молитвы, которые не имеют общецерковного признания.

Молитвы, найденные в Интернете, обязательно проверяйте по печатным изданиям, в которых есть эти грифы. Есть множество сайтов, распространяющих молитвы весьма сомнительного содержания.

2. Не стоит увлекаться поиском новых молитв

Важно помнить, что самая главная и самая нужная молитва христианина — евхаристическая (то есть центральная и наиболее важная часть Литургии, во время которой совершается таинство Божественной Евхаристии). Это не выпрашивание у Бога каких-то благ для себя и для своих близких. Это соучастие в становлении Царства Божия здесь и сейчас — что и происходит, когда мы служим Литургию, когда причащаемся, когда становимся способными вместить в себя огонь Божества и нести его окружающему нас миру. Человек, который любит и понимает службу, не будет заниматься поиском или придумыванием каких-то новых молитв, чтобы удовлетворить какую-нибудь свою конкретную просьбу, потому что все то, о чем человек может просить у Бога, — и даже больше — есть в наших богослужениях.

3. Совместную молитву стремитесь совершать в стенах храма

Совместные молитвы, или так называемые молитвы по соглашению, вне стен храма возможны и желательны в двух случаях: первое, если это молитва «малой Церкви», семьи, и второе — если по тем или иным причинам нет возможности помолиться в храме (болезни, дальние расстояния и прочее). Если же люди без серьезных оснований, без благословения священника собираются у кого-то на квартире или договариваются читать молитвы в одно и то же время, возникает вопрос: почему нельзя сделать это в храме, во главе со священником?

Важно понимать: в прямом смысле слова по соглашению мы молимся, когда приходим в храм на службу. Мы собираемся «в церковь» (1 Кор 11:18) — и через совместную молитву, участие в Литургии, становимся евхаристической общиной. Не стоит также забывать, что кроме главной, литургической, молитвы, в храмах совершаются молебны, акафисты, панихиды и другие богослужения, которыми тоже не стоит пренебрегать.

4. Результат молитвы — смирение и послушание, а не самодовольство и эгоизм

По своей природе молитва должна приближать человека к Богу. Что это значит? Бог Свят. Соответственно, приближение к Богу — это и есть приближение к святости. Плод настоящей, правильной молитвы будет выражаться в появлении двух вещей. Первая — желание слушаться Бога, то есть послушание. Вторая — смирение, то есть понимание своего бессилия в деле спасения, и острая потребность помощи Божией во всех иных делах. Смирение — это не самоуничижение, не удовольствие от того, что ты чувствуешь себя всегда и во всем виноватым. Это устремленность от себя к Богу и предание себя в руки Божии с тем, чтобы Он пришел и начал управлять твоей жизнью так, как Он считает нужным.

Если человек в результате своего моления становится самодовольным, эгоистичным и в нем не разрушается кокон самодостаточности — это неправильная, ложная молитва.

5. В молитве не может быть самовозбуждения

Если во время молитвы мы впадаем в излишнюю эмоциональность, слезливость, состояние умиленности, «душевности» — вполне возможно, что мы на прямом пути к тому, что в Православии называется «прелестью» — состоянию духовного «короткого замыкания» на самом себе, само­обольщению. В таком состоянии может показаться, что, раз молитва так нас умиляет, значит, мы уже духовно исцелены и близки к святости. К подобным искажениям человека нередко подталкивает дьявол — чтобы лишить спасительного плода правильной молитвы. Конечно, в молитве случаются и особые, возвышенные состояния — когда сердца человека касается Божественная благодать, — но эти состояния не могут быть «спрогнозированы» или тем более достигнуты искусственным путем самовозбуждения.

6. Молитва не должна приводить человека в состояние экстаза

Не стоит объяснять, что «танцы с бубнами» во время чтения молитв недопустимы. Важнее будет сказать о том, что нельзя заниматься механическим, постоянным, бессмысленным повторением какой-то молитвы, без понимания ее содержания, без покаянного чувства, подобно чтению мантр или заклинаний — до тех пор, пока не наступит состояние экстаза, измененного сознания.

7. Молиться лучше перед святыми иконами

Возможно, не все знают — но в духовной традиции Православной Церкви не принято молиться с закрытыми глазами — если только в этом нет какой-то особой необходимости. Ум не терпит без-образности. Когда мы ни на что не смотрим, наш ум начинает создавать различные образы и представления. В каких-то случаях это может быть даже очень приятно — но если мы таким образом молимся, мы легко можем увлечься, и тогда наша молитва уйдет в мечтательную, фантазийную область. Именно поэтому существуют святые иконы, взирая на которые, мы направляем нашу мысль к Тому, к Кому мы и обращаемся.

8. У молитвы должен быть адресат

Такими с позволения сказать «адресатами» могут быть Господь Бог, в Святой Троице прославляемый, Пречистая Богородица, святые и небесные силы бесплотные. Никакие другие «адресаты» в молитве христианина недопустимы. К примеру, мы не молимся самим усопшим — мы молимся Господу Богу об их упокоении. Мы не можем обращаться к «матушке сырой земле», к голубому небу, зеленой травке, огню — и всему тому, что можно встретить в языческом ритуале. Даже если вы читаете молитвы с людьми вроде бы церковными, православными, но встречаете нечто подобное — необходимо остановиться и указать на недопустимость этого. К христианству такие «молитвы» не имеют никакого отношения.

9. Молитва не может ставить условий Богу

Молитва — это возможность словесного общения с Богом, которая есть только у человека.

Да, все творение славит своего Творца, но лишь человеку дана исключительная возможность обращаться к Богу разумным словом.

Молитва — это, прежде всего, общение между человеком и Богом. Но если в молитве человек начинает ставить условия Господу Богу — в ней будет больше языческого магизма, нежели христианского страха Божия и благоговения.

10. В молитве не может быть радости за чужие беды

Основных тональностей молитв — три. Это благодарение или прославление, прошение и покаяние. Всё, что выходит за пределы этого, всё, что является результатом страстного, гневного или обиженного состояния человека — совершенно недопустимо в молитве христианина. К примеру — желание отмщения, проклятия или просьба о том, чтобы Бог наказал какого-то человека, злорадство, ложная благодарность Богу за то, что послал человеку то или иное несчастье и другое подобное.

11. Молитва не должна быть формальной

Нельзя вычитывать святые слова абы как, ради того, чтобы поставить галочку: «я отчитался». Если молиться не хочется, если кажется, что на это нет времени, сил, возможности — в таком случае лучше не вычитать полного правила, лучше уделить молитве меньше времени — но обратиться к Богу искренне, как следует. Однако отмечу, что сокращение молитв не должно становиться правилом.

Святые отцы говорили так: Бог не услышит те молитвы, которые мы сами не слышим.

Понятно, что Господь знает все наши прошения еще до того, как мы начнем молиться — но если мы невнимательны, если мы безразлично вычитываем молитвы, просто чтобы выполнить некий обряд, некую формальность — разумеется, ценность наших слов близка к нулю.

12. Молитва не может быть бессмысленной

Прежде чем обратиться к Богу или к святым, мы должны хотя бы немножко подготовиться, поразмышлять о том, к кому мы направляем наши прошения и в чем их суть. Часто люди с многолетним опытом пребывания в Церкви настолько привыкают к молитве, что начинают читать ее автоматически. А от повторения слов, смысл которых абсолютно не понятен или «замылен» их привычностью, молитва сильной не станет. Молитва — это не магическое заклинание, которое само по себе обладает особой силой. Она не может быть бессмысленной, бездумной. Апостол Павел говорит: Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом (1 Кор 14:15). Необходимо стараться заключать ум в слова молитвы.

Читайте также:

Александр Ткаченко. Намоленное вместо

Источник

Наставление. Как вести себя православному христианину в храме Божием

На пути в цер­ковь есть обычай читать молитву:

Вниду в дом Твой, покло­нюся ко храму свя­тому Твоему в страсе Твоем. Гос­поди, настави ми прав­дою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой: яко несть в устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гор­тань их, языки своими льщаху. Суди им, Боже, да отпа­дут от мыслей своих, по мно­же­ству нече­стия их изрини я, яко пре­о­гор­чиша Тя, Гос­поди. И да воз­ве­се­лятся вси, упо­ва­ю­щии на Тя, во веки воз­ра­ду­ются, и все­ли­шися в них, и похва­лятся о Тебе любя­щии Имя Твое. Яко Ты бла­го­сло­виши пра­вед­ника, Гос­поди, яко ору­жием бла­го­во­ле­ния венчал еси нас.

Кроме этой молитвы, можно читать тро­парь, кондак и другие пес­но­пе­ния службы этого дня, 50‑й, 90‑й псалмы, вос­по­ми­нать свя­щен­ные собы­тия, кото­рые празд­нует Цер­ковь в данный день.

Вхо­дить в цер­ковь над­ле­жит тихо и бла­го­го­вейно, как в дом Божий, в таин­ствен­ное жилище Царя Небес­ного. Шум, раз­го­воры, а тем более смех, при вступ­ле­нии в цер­ковь и пре­бы­ва­нии в ней оскорб­ляют свя­тость храма Божия и вели­чие оби­та­ю­щего в нем Бога.

Войдя в храм, сле­дует оста­но­виться близ дверей и сотво­рить три поклона (земных в про­стые дни, а в суб­боты, вос­кре­се­ния и празд­ники – пояс­ные) с молит­вами:

Боже, мило­стив буди мне, греш­ному. – Поклон.
Боже, очисти мя, греш­наго, и поми­луй мя. – Поклон.
Созда­вый мя, Гос­поди, прости мя! – Поклон.

На сле­ду­ю­щих молит­во­сло­виях поклоны обычно пола­га­ются пояс­ные:

Кресту Твоему покла­ня­емся, Вла­дыко, и Святое Вос­кре­се­ние Твое славим.
Достойно есть яко воис­тину бла­жити Тя, Бого­ро­дицу…
Слава, и ныне...
Гос­поди, поми­луй! (Трижды) Бла­го­слови.
Молит­вами святых отец наших, Гос­поди, Иисусе Христе, Боже наш, поми­луй нас.

После этого, по обычаю покло­нясь на обе сто­роны прежде вошед­шим людям и сотво­рив три пояс­ных поклона с молит­вой Иису­со­вой: – Гос­поди, Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя, греш­ного – внимай начав­ше­муся Бого­слу­же­нию с бла­го­го­ве­нием и стра­хом Божиим.

Муж­чи­нам поло­жено, по древ­нему обычаю, ста­но­виться в храме на правой сто­роне, а жен­щи­нам – на левой.

По отпу­сте службы то же должно читать, что и при входе в цер­ковь, и с такими же покло­нами и отпу­стом.

Служба цер­ков­ная совер­ша­ется со мно­гими вели­кими и малыми покло­нами. Святая Цер­ковь тре­бует совер­шать поклоны с внут­рен­ним бла­го­го­ве­нием и внеш­ним бла­го­об­ра­зием, не спеша, и, по воз­мож­но­сти, еди­но­вре­менно с дру­гими моля­щи­мися в храме. Пред совер­ше­нием поклона нужно осе­нить себя крест­ным зна­ме­нием и потом делать поклон – если малый, то нужно накло­нить главу так, чтобы рукой можно было достать до земли, при вели­ком же нужно оба колена пре­кло­нить вместе и главою достиг­нуть земли. Крест­ное зна­ме­ние должно изоб­ра­жать на себе пра­вильно, с бла­го­го­ве­нием, не спеша, соеди­нив вместе три первых перста правой руки в знак того, что Бог есть Троица Единая и Рав­но­чест­ная, а осталь­ные два перста сложив и при­гнув к ладони в озна­ме­но­ва­ние того, что Иисус Хри­стос есть Бог и Чело­век, сошед­ший на землю нашего ради спа­се­ния. Сло­жен­ную таким обра­зом дес­ницу (правую руку) сле­дует пола­гать сна­чала на чело, чтобы про­све­тил Гос­подь ум наш, затем на чрево, дабы укро­тил вою­ю­щую на дух плоть, а после на правое и левое плечи – для освя­ще­ния нашей дея­тель­но­сти. Цер­ков­ный Устав строго тре­бует, чтобы мы совер­шали поклоны в храме Божием не только истово, чинно и все одно­вре­менно, но и нето­роп­ливо («не бор­зяся»), и свое­вре­менно, то есть именно тогда, когда это ука­зано. Поклоны и коле­но­пре­кло­не­ния сле­дует совер­шать по окон­ча­нии каж­дого крат­кого про­ше­ния или молит­во­сло­вия, а не во время его испол­не­ния. О небла­го­чинно совер­ша­ю­щих поклоны Устав цер­ков­ный про­из­но­сит стро­гий суд (Типи­кон, поне­дель­ник первой сед­мицы Свя­того Вели­кого Поста).

Пред нача­лом вся­кого Бого­слу­же­ния нужно пола­гать по три пояс­ных поклона. Затем, при всех служ­бах, на всяком При­и­дите, покло­нимся, на Святый Боже, на трое­крат­ном Алли­луия и на Буди Имя Гос­подне пола­га­ются по три пояс­ных поклона, только на Алли­луия среди шесто­псал­мия, ради глу­бо­кой тишины, по Уставу покло­нов не пола­га­ется, но совер­ша­ется крест­ное зна­ме­ние. На Спо­доби, Гос­поди как на вечерни, так и на утрени (в сла­во­сло­вии вели­ком, поемом или чита­е­мом), пола­га­ются по три пояс­ных поклона. На всех екте­ниях цер­ков­ных служб вни­ма­тельно вслу­ши­вайся в каждое про­ше­ние, мыс­ленно воз­нося молитву к Богу и, осеняя себя крест­ным зна­ме­нием при воз­гла­ше­ниях: Гос­поди, поми­луй или Подай, Гос­поди, твори пояс­ной поклон. При пении и чтении стихир и других молит­во­сло­вий тогда только пола­га­ется поклон, когда слова молит­во­сло­вий побуж­дают к этому; напри­мер: «при­па­дем», «покло­нимся», «помо­лимся».

После Чест­ней­шую Херу­вим и пред Именем Гос­под­ним бла­го­слови, Отче(или Вла­дыко) всегда пола­га­ется глу­бо­кий пояс­ной поклон.

При чтении ака­фи­стов на каждом кондаке или икосе пола­га­ется пояс­ной поклон; при трое­крат­ном про­из­не­се­нии или пении три­на­дца­того кондака пола­га­ются земные или пояс­ные поклоны (по дню): такие же поклоны пола­га­ются по про­чте­нии молитвы ака­фи­ста.

Помян­ник чита­ется с покло­нами после каждой статии (причем в неко­то­рых мона­сты­рях поклоны пола­га­ются земные или пояс­ные, по дню, в иных же всегда пояс­ные).

По Достойно на пове­черни и утрени, также и во время пения Чест­ней­шую на 9‑й песни канона – поклон по дню; после стиха Хвалим, бла­го­сло­вим пола­га­ется пояс­ной поклон.

Пред и по про­чте­нии Еван­ге­лия (на Слава Тебе, Гос­поди) всегда пола­га­ется один пояс­ной поклон; на поли­е­лее после каж­дого вели­ча­ния – по одному пояс­ному поклону.

При начале чтения или пения Сим­вола веры, при про­из­не­се­нии слов: Силою Чест­наго и Живо­тво­ря­щего Креста, при начале чтения Апо­стола, Еван­ге­лия и паре­мий поло­жено осе­нять себя крест­ным зна­ме­нием без поклона.

Когда свя­щен­но­слу­жи­тель, пре­по­да­вая мир, про­из­но­сит: Мир всем или воз­гла­шает Бла­го­дать Гос­пода нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и при­ча­стие (обще­ние) Свя­того Духа буди со всеми вами и лик (хор), отве­чая, поет: И духови твоему или И со духом твоим, сле­дует делать пояс­ной поклон, без крест­ного зна­ме­ния. Поклон пола­га­ется при всяком бла­го­сло­ве­нии свя­щен­но­слу­жи­те­лем всех моля­щихся, а также при отпу­сте, если он совер­ша­ется без Креста. Когда же отпуст про­из­но­сится свя­щен­но­слу­жи­те­лем с Кре­стом, кото­рым он осе­няет моля­щихся, то поклон сле­дует тво­рить с крест­ным зна­ме­нием. Небла­го­че­сти­вым само­чи­нием явля­ется то, когда миряне при общем бла­го­сло­ве­нии свя­щен­но­слу­жи­теля скла­ды­вают свои ладони, а затем иногда еще и целуют их.

При воз­гла­ше­нии Главы ваша Гос­по­деви при­к­ло­ните сле­дует накло­нять главу и стоять до окон­ча­ния молитвы, про­из­но­си­мой свя­щен­ни­ком: в это время свя­щен­ник молится Богу о всех, пре­кло­нив­ших свои главы.

Когда в церкви осе­няют народ Кре­стом, Святым Еван­ге­лием, обра­зом или Святой Чашей, то все должны кре­ститься, пре­кло­няя главу. А когда осе­няют све­чами или бла­го­слов­ляют рукой, или кадят народ, то не должно кре­ститься, а только покло­ниться. Лишь в Свет­лую сед­мицу Святой Пасхи, когда кадит свя­щен­ник с Кре­стом в руке, то все кре­стятся и, отве­чая на его при­вет­ствие Хри­стос вос­кресе, гово­рят: Воис­тину вос­кресе.

Так должно раз­ли­чать покло­не­ние пред свя­ты­ней и пред людьми, хотя и свя­щен­ными. При­ни­мая бла­го­сло­ве­ние свя­щен­ника или епи­скопа, хри­сти­ане скла­ды­вают ладони кре­сто­об­разно, пола­гая правую на левую, и целуют дес­ницу бла­го­слов­ля­ю­щего, но не кре­стятся перед этим.

При при­кла­ды­ва­нии (лобы­за­нии) ко Свя­тому Еван­ге­лию, Кресту, чест­ным мощам и иконам сле­дует под­хо­дить в долж­ном порядке, не спеша и не тес­нясь, пола­гать два поклона пред цело­ва­нием и один после цело­ва­ния свя­тыни; поклоны тво­рить по дню – земные или глу­бо­кие пояс­ные, дося­зая рукой до земли. При­кла­ды­ва­ясь к иконам Спа­си­теля, Божией Матери и святых, не сле­дует цело­вать их в лик.

В Пат­ри­ар­шем чинов­нике сере­дины XVII века ука­зы­ва­лось, что, при­кла­ды­ва­ясь к иконам Спа­си­теля, сле­дует цело­вать в ножку (при пояс­ном изоб­ра­же­нии в ручку); к иконам Божией Матери и святых – в ручку; к иконе Неру­ко­твор­ного образа Спа­си­теля и к иконе Усек­но­ве­ния главы свя­того Иоанна Кре­сти­теля – в косу власов.

На иконе может быть изоб­ра­жено несколько свя­щен­ных лиц, но цело­вать икону пола­га­ется один раз, дабы при сте­че­нии моля­щихся не задер­жи­вать других и тем не нару­шать бла­го­чи­ния в храме.

От Святой Пасхи до празд­ника Святой Троицы, от празд­ника Рож­де­ства Хри­стова до празд­ника Кре­ще­ния Гос­подня (Святки), вообще во все Гос­подни вели­кие празд­ники поклоны земные при хра­мо­вых Бого­слу­же­ниях отме­ня­ются.

Все­нощ­ное бдение

Первое отвер­стие цар­ских врат и каж­де­ние алтаря изоб­ра­жает явле­ние славы Божией в сотво­ре­нии мира и чело­века и бла­жен­ное состо­я­ние пра­ро­ди­те­лей в раю Божием после их сотво­ре­ния.

Пение 103-го псалма (пред­на­чи­на­тель­ного): Бла­го­слови, душе моя, Гос­пода изоб­ра­жает вели­че­ствен­ную кар­тину миро­зда­ния. Каж­де­ние свя­щен­ника во время пения этого псалма изоб­ра­жает дей­ствие Духа Божия, носив­ше­гося при сотво­ре­нии мира над водами. Воз­жжен­ный све­тиль­ник, пред­но­си­мый диа­ко­ном во время каж­де­ния, зна­ме­нует тот свет, кото­рый по Твор­че­скому гласу явился после пер­вого вечера бытия.

Затво­ре­ние цар­ских врат после пения псалма и каж­де­ния озна­чает, что вскоре по сотво­ре­нии мира и чело­века врата рая были заклю­чены вслед­ствие пре­ступ­ле­ния пра­отца Адама. Чтение свя­щен­ни­ком све­тиль­нич­ных (вечер­них) молитв пред цар­скими вра­тами зна­ме­нует рас­ка­я­ние пра­отца Адама и его потом­ков, кото­рые в лице свя­щен­ника пред заклю­чен­ными цар­скими вра­тами, как перед заклю­чен­ными вра­тами рая, молят Творца своего о поми­ло­ва­нии.

Пение псалма Блажен муж со сти­хами из трех первых псал­мов и чтение 1‑й кафизмы изоб­ра­жает частью бла­жен­ное состо­я­ние пра­ро­ди­те­лей в раю, частью – рас­ка­я­ние согре­шив­ших и их надежду на обе­то­ван­ного Богом Иску­пи­теля.

Пение Гос­поди, воз­звах со сти­хами зна­ме­нует скорбь пад­шего пра­ро­ди­теля и его молит­вен­ные воз­ды­ха­ния пред заклю­чен­ными вра­тами рая, а вместе с тем и твер­дое упо­ва­ние, что Гос­подь по вере в обе­щан­ного Иску­пи­теля очи­стит и изба­вит род чело­ве­че­ский от паде­ний гре­хов­ных. Это пение изоб­ра­жает также хвалу Богу за Его вели­кие мило­сти к нам.

Отвер­за­ние цар­ских врат при пении Дог­ма­тика ( Бого­ро­дична) озна­чает то, что чрез вопло­ще­ние Сына Божия от Пре­свя­той Девы Марии и соше­ствие Его на землю отверз­лись для нас двери рая.

Исхож­де­ние свя­щен­ника из алтаря на солею и тайное моле­ние его зна­ме­нует соше­ствие Сына Божия на землю для нашего искуп­ле­ния. Диакон, пред­ше­ству­ю­щий свя­щен­нику, пред­став­ляет образ свя­того Иоанна Пред­течи, при­го­тов­ляв­шего людей к при­ня­тию Спа­си­теля мира. Каж­де­ние, совер­ша­е­мое диа­ко­ном, ука­зы­вает, что вместе с при­ше­ствием на землю Сына Божия, Иску­пи­теля мира, Дух Святый испол­нил весь мир Своею бла­го­да­тию. Вхож­де­ние свя­щен­ника в алтарь зна­ме­нует Воз­не­се­ние Спа­си­теля на Небо, а при­бли­же­ние свя­щен­ника к Гор­нему месту озна­чает седе­ние Сына Божия одес­ную Отца и хода­тай­ство пред Отцем Своим за род чело­ве­че­ский. Воз­гла­ше­нием диа­кона Пре­муд­рость, прости! Святая Цер­ковь научает нас с бла­го­го­ве­нием вни­мать вечер­нему входу. Пес­но­пе­ние Свете Тихий содер­жит про­слав­ле­ние Христа Спа­си­теля за соше­ствие Его на землю и совер­ше­ние нашего искуп­ле­ния.

Лития (общее исхож­де­ние и общее моле­ние) содер­жит сугу­бые моле­ния о наших телес­ных и духов­ных нуждах и, прежде всего, о про­ще­нии согре­ше­ний наших Божиим мило­сер­дием.

Молитва Ныне отпу­ща­еши повест­вует о сре­те­нии пра­вед­ным стар­цем Симео­ном Гос­пода Иисуса Христа в храме Иеру­са­лим­ском и ука­зы­вает на необ­хо­ди­мость посто­ян­ного памя­то­ва­ния о часе смерт­ном.

Молитва Бого­ро­дице Дево, радуйся напо­ми­нает о бла­го­ве­ще­нии Архан­гела Гав­ри­ила Пре­свя­той Деве Бого­ро­дице.

Бла­го­сло­ве­ние хлебов, пше­ницы, вина и елея, испол­ня­ю­щее их раз­лич­ных бла­го­дат­ных даро­ва­ний, напо­ми­нает о тех пяти хлебах, кото­рыми Хри­стос, чудесно умно­жив их, насы­тил пять тысяч народа.

Шесто­псал­мие – плач каю­ще­гося греш­ника пред Хри­стом Спа­си­те­лем, при­шед­шим на землю.

Непол­ное осве­ще­ние в храме при чтении шесто­псал­мия напо­ми­нает о состо­я­нии души во грехе. Мер­ца­ние све­тиль­ни­ков (лампад) изоб­ра­жает ночь Рож­де­ства Хри­стова, кото­рая огла­шена была радост­ным сла­во­сло­вием Анге­лов: Слава в Вышних Богу, и на земли мир в чело­ве­цех бла­го­во­ле­ние.

Чтение первой поло­вины шесто­псал­мия выра­жает скорбь души, уда­лив­шейся от Бога и ищущей Его.

Свя­щен­ник, во время чтения шесто­псал­мия пред цар­скими вра­тами молитвы утрени, напо­ми­нает о Вечном Хода­тае Нового Завета пред Богом Отцом – Гос­поде Иисусе Христе.

Чтение второй поло­вины шесто­псал­мия рас­кры­вает состо­я­ние рас­ка­яв­шейся души, при­ме­рен­ной с Богом.

Пение Бог – Гос­подь и явися нам напо­ми­нает о спа­се­нии, совер­шен­ном явив­шимся в мир Спа­си­те­лем.

Пение вос­крес­ного тро­паря изоб­ра­жает славу и вели­чие Вос­крес­шего Христа.

Чтение кафизм напо­ми­нает о тяжких скор­бях Гос­пода Иисуса Христа.

Пением стихов Хва­лите Имя Гос­подне Святая Цер­ковь про­слав­ляет Гос­пода за многие бла­го­де­я­ния и мило­сти Его к роду чело­ве­че­скому.

Тро­пари Ангель­ский собор напо­ми­нают о бла­го­ве­стии Ангела женам-миро­но­си­цам о Вос­кре­се­нии Спа­си­теля.

Во время вос­крес­ного все­нощ­ного бдения Святое Еван­ге­лие, бла­го­вест­ву­ю­щее об одном из явле­ний Вос­крес­шего Гос­пода женам-миро­но­си­цам или апо­сто­лам, по Уставу поло­жено читать в алтаре на пре­столе, как на месте, зна­ме­ну­ю­щем Живо­нос­ный Гроб, из кото­рого вос­стал Хри­стос Спа­си­тель.

По про­чте­нии Еван­ге­лие изно­сится на сре­дину храма для покло­не­ния и лобы­за­ния веру­ю­щими. При изне­се­нии Еван­ге­лия из алтаря моля­щи­еся взи­рают на него с особым бла­го­го­ве­нием, как на Самого Вос­крес­шего Гос­пода, покло­нясь и взывая: Вос­кре­се­ние Хри­стово видевше, покло­нимся Свя­тому Гос­поду Иисусу. Это пение должно быть обще­на­род­ным.

В кано­нах утрени про­слав­ля­ются Вос­кре­се­ние Хри­стово (или другие свя­щен­ные собы­тия из жизни Гос­пода), Пре­свя­тая Бого­ро­дица, святые Ангелы и угод­ники Божии, честву­е­мые в данный день. При пении Вели­чит душа Моя Гос­пода каждый раз после при­пева Чест­ней­шую пола­га­ется поклон земной или пояс­ной – по дню.

В хва­лит­ных сти­хи­рах и в вели­ком сла­во­сло­вии воз­но­сится особое бла­го­да­ре­ние и про­слав­ле­ние Гос­пода Иисуса Христа.

Боже­ствен­ная литур­гия

На Боже­ствен­ной литур­гии вспо­ми­на­ется вся земная жизнь Гос­пода Иисуса Христа. Литур­гия условно раз­де­ля­ется на три части: про­ско­ми­дия, Литур­гия огла­шен­ных и Литур­гия верных.

На про­ско­ми­дии, совер­ша­е­мой обычно во время чтения 3‑го и 6‑го часов, вспо­ми­на­ется Рож­де­ство Спа­си­теля. В это же время вспо­ми­на­ются и вет­хо­за­вет­ные про­ро­че­ства о Его стра­да­ниях и смерти. На про­ско­ми­дии при­уго­тов­ля­ются веще­ства для совер­ше­ния Евха­ри­стии и поми­на­ются живые и почив­шие члены Церкви. Вели­кая отрада бывает душам усоп­ших от поми­но­ве­ния их на Боже­ствен­ной литур­гии. Поэтому спеши в храм Божий для при­сут­ствия на про­ско­ми­дии, поми­ная о здра­вии и о упо­ко­е­нии срод­ни­ков и зна­е­мых, и всех пра­во­слав­ных хри­стиан.

Молиться за усоп­ших можно так: Помяни, Гос­поди, души усоп­ших раб Твоих (имена), и прости их согре­ше­ния, воль­ная и неволь­ная, даруя им Цар­ствие и при­ча­стие вечных Твоих благ и Твоея без­ко­неч­ныя и бла­жен­ныя жизни насла­жде­ние.

На литур­гии огла­шен­ных песнью Еди­но­род­ный Сыне изоб­ра­жа­ется при­ше­ствие на землю Гос­пода Иисуса Христа.

Во время малого входа с Еван­ге­лием, изоб­ра­жа­ю­щего исше­ствие Гос­пода Иисуса Христа на про­по­ведь, при пении стиха: При­и­дите, покло­нимся и при­па­дем ко Христу совер­ша­ется пояс­ной поклон. При пении Три­свя­того – три пояс­ных поклона.

При чтении Апо­стола на каж­де­ние диа­кона над­ле­жит ответ­ство­вать накло­не­нием главы. Чтение апо­стола и каж­де­ние озна­чают про­по­ведь апо­сто­лов всему миру.

Во время чтения Еван­ге­лия, как бы внимая Самому Гос­поду Иисусу Христу, сле­дует стоять с пре­кло­нен­ной главой.

Поми­но­ве­ние членов Церкви пока­зы­вает, за кого при­но­сится Жертва Евха­ри­стии.

На литур­гии верных вели­кий вход сим­во­ли­зи­рует исше­ствие Гос­пода Иисуса Христа на воль­ные стра­да­ния для спа­се­ния мира.

Пение Херу­вим­ской песни при откры­тых цар­ских вратах бывает в под­ра­жа­ние Анге­лам, непре­станно сла­во­сло­вя­щим Небес­ного Царя и неви­димо тор­же­ственно сопро­вож­да­ю­щим Его в преду­го­тов­лен­ных и пере­но­си­мых Святых Дарах.

Постав­ле­ние Святых Даров на пре­столе, закры­тие цар­ских врат и задер­ги­ва­ние завесы озна­чают погре­бе­ние Гос­пода Иисуса Христа, при­ва­ле­ние камня и при­ло­же­ние печати ко Гробу Его.

По окон­ча­нии первой поло­вины Херу­вим­ской песни пола­га­ется пояс­ной поклон. Во время поми­но­ве­ния Свя­тей­шего Пат­ри­арха, мест­ного епи­скопа и других пола­га­ется стоять бла­го­го­вейно, с пре­кло­нен­ной главой и при словах: И всех вас, пра­во­слав­ных хри­стиан гово­рить про себя: Архи­ерей­ство твое да помя­нет Гос­подь Бог во Цар­ствии Своем. Так гово­рится при слу­же­нии епи­скопа. При слу­же­нии же других свя­щен­но­слу­жи­те­лей сле­дует гово­рить про себя: Свя­щен­ство твое да помя­нет Гос­подь Бог во Цар­ствии Своем. В конце поми­но­ве­ния над­ле­жит гово­рить про себя: Помяни мя, Гос­поди, егда (когда) при­и­деши во Цар­ствии Твоем.

Слова: Двери, двери пред пением Сим­вола веры в древ­но­сти отно­си­лись к при­врат­ни­кам, дабы они не впус­кали в храм огла­шен­ных или языч­ни­ков при совер­ше­нии таин­ства Святой Евха­ри­стии. Ныне эти слова напо­ми­нают верным, чтобы они не доз­во­ляли вхо­дить в двери своего сердца помыс­лам греха. Слова: Пре­муд­ро­стию вонмем (будем вни­мать) при­зы­вают вни­ма­ние веру­ю­щих к спа­си­тель­ному учению Пра­во­слав­ной Церкви, изло­жен­ному в Сим­воле веры (дог­маты). Пение Сим­вола веры обще­на­родно. В начале Сим­вола веры сле­дует совер­шить крест­ное зна­ме­ние.

При воз­гла­ше­ниях свя­щен­ника: При­и­мите, ядите… Пийте от нея вси сле­дует пола­гать пояс­ные поклоны. В это время вспо­ми­на­ется Тайная вечеря Гос­пода Иисуса Христа с апо­сто­лами.

Во время совер­ше­ния самого таин­ства Святой Евха­ри­стии – пре­ло­же­ния хлеба и вина в Тело и Кровь Хри­стовы и при­но­ше­ния Бес­кров­ной Жертвы за живых и усоп­ших над­ле­жит молиться с осо­бен­ным вни­ма­нием, и по окон­ча­нии пения Тебе поем при словах: И молим Ти ся (молимся Тебе), Боже наш, надо покло­ниться до земли Телу и Крови Хри­сто­вым. Важ­ность этой минуты так велика, что с ней не срав­нится ни одна минута нашей жизни. В этой свя­щен­ной минуте заклю­ча­ются все наше спа­се­ние и любовь Божия к роду чело­ве­че­скому, ибо Бог явился во плоти.

Во время пения Достойно есть (или другой свя­щен­ной песни в честь Бого­ро­дицы – задо­стой­ника) свя­щен­ник молится о живых и усоп­ших, поми­ная их по именам, в осо­бен­но­сти тех, за кого совер­ша­ется Боже­ствен­ная литур­гия. И при­сут­ству­ю­щие в храме должны в это время помя­нуть поименно своих близ­ких, живых и умер­ших.

После Достойно есть или заме­ня­ю­щего его задо­стой­ника – земной поклон. При словах: И всех, и вся – совер­ша­ется пояс­ной поклон.

В начале обще­на­род­ного пения Молитвы Гос­под­ней – Отче наш – сле­дует изоб­ра­зить на себе крест­ное зна­ме­ние и поло­жить земной поклон.

При отвер­стии цар­ских врат и выне­се­нии Святых Даров, озна­ча­ю­щем явле­ние Гос­пода Иисуса Христа по Вос­кре­се­нии, при воз­гла­ше­нии: Со стра­хом Божиим и верою при­сту­пите! пола­га­ется земной поклон.

При­сту­пая к при­ня­тию Святых Таин Тела и Крови Хри­сто­вых после того, как свя­щен­ник про­чи­тает молитвы пред при­ча­ще­нием, над­ле­жит поло­жить земной поклон, сло­жить руки на груди кре­сто­об­разно (ни в коем случае не кре­ститься, дабы не толк­нуть неча­янно и не про­лить Святую Чашу, – кре­сто­об­разно сло­жен­ные руки заме­няют в это время крест­ное зна­ме­ние) и не спеша, бла­го­го­вейно, со стра­хом Божиим под­хо­дить к Святой Чаше, назвав свое имя, а по при­ня­тии Святых Тайн обло­бы­зать нижнюю часть Чаши, как само пре­чи­стое ребро Хри­стово, и затем отойти в сто­рону спо­койно, не творя крест­ного зна­ме­ния и покло­нов до при­ня­тия теп­лоты. Над­ле­жит осо­бенно воз­бла­го­да­рить Гос­пода за Его вели­кую милость, за бла­го­дат­ный дар Свя­того При­ча­ще­ния: Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Земные поклоны в этот день не совер­ша­ются при­част­ни­ками до вечера. Те, кто не при­ча­ща­ется за Боже­ствен­ной литур­гией, в святые минуты при­ча­стия должны стоять в храме с бла­го­го­вей­ной молит­вой, не помыш­ляя о земном, не выходя в это время из храма, дабы не оскор­бить Свя­тыни Гос­под­ней и не нару­шить бла­го­чи­ния цер­ков­ного.

При послед­нем явле­нии Святых Даров, изоб­ра­жа­ю­щем Воз­не­се­ние Гос­пода Иисуса Христа на Небо, при словах свя­щен­ника: Всегда, ныне и присно и во веки веков пола­га­ется земной поклон с крест­ным зна­ме­нием для тех, кто не спо­до­бился Святых Таин, а для при­част­ни­ков – пояс­ной поклон с крест­ным зна­ме­нием. Кто не успел еще к этому вре­мени при­нять теп­лоты, должен обра­титься лицом к Святой Чаше выра­жая этим бла­го­го­ве­ние к вели­кой Свя­тыне.

Святой анти­дор (с греч. – вместо дара) раз­да­ется при­сут­ству­ю­щим за Боже­ствен­ной литур­гией для бла­го­сло­ве­ния и освя­ще­ния души и тела, дабы те, кто не при­об­ща­лись Святых Таин, вку­сили освя­щен­ного хлеба. Цер­ков­ный устав ука­зы­вает, что анти­дор можно при­ни­мать лишь нато­щак – ничего не евшим и не пившим.

Анти­дор так же, как и хлеб, бла­го­слов­лен­ный на литии, должно при­ни­мать бла­го­го­вейно, сложив ладони кре­сто­об­разно, правую на левую, и целуя пода­ю­щую этот дар руку свя­щен­ника. В дни Святой Четы­ре­де­сят­ницы пола­га­ются еще сле­ду­ю­щие земные и пояс­ные поклоны.

При про­из­не­се­нии молитвы свя­того Ефрема Сирина: Гос­поди и Вла­дыко живота моего (моей жизни) пола­га­ются 16 покло­нов, из них 4 земных (в Уставе они назы­ва­ются вели­кими) и 12 пояс­ных (мета­ний). Устав цер­ков­ный запо­ве­дует читать эту молитву с уми­ле­нием и стра­хом Божиим, стоя прямо и воз­водя ум и сердце к Богу. Совер­шив первую часть молитвы – Гос­поди и Вла­дыко живота моего, – пола­га­ется поло­жить вели­кий поклон. Затем, став прямо, по преж­нему обра­тив мысль и чув­ства к Богу, сле­дует про­из­но­сить вторую часть молитвы – Дух же цело­муд­рия – и, окон­чив ее, снова сотво­рить поклон вели­кий. После про­из­не­се­ния тре­тьей части молитвы – Ей, Гос­поди Царю – пола­га­ется третий земной поклон. Затем пола­га­ются 12 покло­нов пояс­ных («излегка, утом­ле­ния ради» – Типи­кон, поне­дель­ник первой сед­мицы Вели­кого Поста) со сло­вами: Боже, очисти мя (меня), греш­ного. Совер­шив малые поклоны, снова читают молитву свя­того Ефрема Сирина, но не раз­де­ляя на части, а всю цели­ком, и в конце ее пола­гают земной поклон (чет­вер­тый). Эта святая молитва про­из­но­ситься на всех сед­мич­ных вели­ко­пост­ных служ­бах, за исклю­че­нием суббот и вос­кре­се­ний.

На вечерне пола­га­ется по одному зем­ному поклону после пес­но­пе­ний Бого­ро­дице Дево, радуйся, Кре­сти­телю Хри­стов и Молите за ны, святии апо­столи.

На вели­ком пове­че­рии должно вни­ма­тельно слу­шать чтение цер­ков­ных молитв. После Сим­вола веры, при пении Пре­свя­тая Вла­ды­чице Бого­ро­дице, моли о нас, греш­ных и прочих молит­вен­ных стихов, по окон­ча­нии каж­дого стиха пола­га­ется земной поклон, в поли­е­лей­ные празд­но­ва­ния – пояс­ной.

О покло­нах при чтении Вели­кого пока­ян­ного канона пре­по­доб­ного Андрея Крит­ского в Уставе ска­зано «Творим же на кийждо (каждый) тро­парь мета­ния три, гла­го­люще насто­я­щий припев: Поми­луй мя, Боже, поми­луй мя».

На Гос­поди сил, с нами буди и прочих стихах пола­га­ется по одному пояс­ному поклону.

При про­из­не­се­нии свя­щен­ни­ком вели­кого отпу­ста – молитвы Вла­дыко, Мно­го­милост­ливе необ­хо­димо пре­кло­ниться до земли, с сер­деч­ным уми­ле­нием испра­ши­вая у Гос­пода про­ще­ния согре­ше­ний.

После тро­па­рей часов с их сти­хами (1‑го часа: Заутра услыши глас мой; 3‑го часа: Гос­поди, Иже Пре­свя­таго Твоего Духа; 6‑го часа: Иже в шестый день же и час; 9‑го часа: Иже в девя­тый час) пола­га­ется по три земных поклона; на тро­паре Пре­чи­стому образу Твоему – один поклон до земли; на всех часах по окон­ча­нии Бого­ро­дич­нов (на 1‑ом часе: Что Тя наре­чем, о Бла­го­дат­ная; на 3‑м часе: Бого­ро­дице, Ты еси лоза истин­ная; на 6‑ом часе: Яко не имамы дерз­но­ве­ния; на 9 м часе: Иже нас ради рож­дейся) совер­ша­ются три малых поклона. В чине изоб­ра­зи­тель­ных, во время пения Бла­женн: Во Цар­ствии Твоем помяни нас, Гос­поди, после каж­дого стиха с при­пе­вом пола­га­ется делать малый поклон, а при послед­нем трех­крат­ном пении Помяни нас пола­га­ются три поклона до земли; по молитве Ослаби, остави, хотя и нет ука­за­ния в Уставе, но древним обы­чаем при­нято всегда пола­гать поклон (земной или пояс­ной – по дню).

На Литур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров на вечерне, во время чтения тре­тьего анти­фона 18-ой кафизмы, когда Святые Дары пере­но­сятся с пре­стола на жерт­вен­ник, а также при появ­ле­нии свя­щен­ника со свечой и кадиль­ни­цей в отвер­стых цар­ских вратах, про­из­но­ся­щего перед чте­нием второй пари­мии Свет Хри­стов про­све­щает всех! пола­га­ется падать ниц до земли. Во время пения: Да испра­вится молитва моя моле­ние всего народа совер­ша­ется с пре­кло­не­нием колен; певцы и чтец встают на колени пооче­редно по испол­не­нии поло­жен­ного стиха; по окон­ча­нии пения всех стихов молитвы поло­жены три поклона до земли (по обычаю) с молит­вой свя­того Ефрема Сирина). Во время вели­кого входа при пере­не­се­нии Пре­ждео­свя­щен­ных Даров с жерт­вен­ника на пре­стол, народу и певцам сле­дует при­па­дать ниц до земли из бла­го­го­ве­ния к Святым Тайнам Тела и Крови Хри­сто­вых. По окон­ча­нии пения Ныне Силы Небес­ныя пола­га­ются три поклона до земли, по обычаю, также с молит­вой свя­того Ефрема Сирина. Заам­вон­ную молитву свя­щен­ника над­ле­жит слу­шать со вни­ма­нием, при­ла­гая ее смысл к сердцу, и по окон­ча­нии ее совер­шить поклон пояс­ной.

В Страст­ную сед­мицу земные поклоны пре­кра­ща­ются с Вели­кой среды. В Уставе об этом гово­рится так: «На Буди Имя Гос­подне: поклоны три, и абие (тотчас) упразд­ня­ются совер­шенно в церкви быва­е­мые земные поклоны; в кел­лиях же даже и до Вели­кого Пятка совер­ша­ются. Покло­не­ние Святой Пла­ща­нице в Вели­кую Пят­ницу и Вели­кую Суб­боту, подобно как и Свя­тому Кресту, сопро­вож­да­ется тремя зем­ными покло­нами».

Поклоны вход­ные и исход­ные, а также о кото­рых ска­зано, что они пола­га­ются в зави­си­мо­сти от дня («по дню») – в дни суббот, вос­кре­се­ний, празд­ни­ков, пред­празнств и попразнств, поли­е­лея и вели­кого сла­во­сло­вия совер­ша­ются пояс­ные, в про­стые же дни пола­га­ются земные. В сед­мич­ные дни поклоны земные пре­кра­ща­ются с вечерни в пят­ницу от Спо­до­бив, Гос­поди, и начи­на­ются от вечерни в вос­кре­се­нье, также от Спо­доби, Гос­поди.

Нака­нуне одно­днев­ных празд­ни­ков, поли­е­лея и вели­кого сла­во­сло­вия земные поклоны пре­кра­ща­ются также с вечерни и начи­на­ются с вечерни же от Спо­доби, Гос­поди, в самый празд­ник.

Пред вели­кими празд­ни­ками земные поклоны пре­кра­ща­ются нака­нуне пред­праздн­ства. Покло­не­ние Свя­тому Кресту в празд­ник Воз­дви­же­ния всегда совер­ша­ется с зем­ными покло­нами, хотя бы он при­шелся и в вос­крес­ный день.

Во время чтения пари­мий и кафизм с седаль­нами при­нято сидеть. Полезно пом­нить, что по Уставу сидеть раз­ре­ша­ется не во время чтения самих кафизм, а во время житий и свя­то­оте­че­ских поуче­ний, поло­жен­ных между кафиз­мами с седаль­нами.

Попе­че­ние Святой Церкви о нас про­дол­жа­ется и после службы, чтобы мы не лиши­лись бла­го­дат­ного настро­е­ния, кото­рого по мило­сти Божией удо­сто­и­лись в храме. Цер­ковь запо­ве­дает нам и рас­хо­диться из храма в бла­го­го­вей­ном мол­ча­нии, с бла­го­да­ре­нием Гос­поду, спо­до­бив­шему нас при­сут­ство­вать в храме, с молит­вой, чтобы Гос­подь даро­вал до конца нашей жизни всегда посе­щать Его святой храм.

В Уставе об этом гово­рится так: «По отпу­ще­нии же, исхо­дяще из церкве, идем со всяким без­мол­вием в келии своя, или на службу. И не подо­бает нам беседы тво­рити друг с другом на мона­стыре в пути, удер­жано бо сие от святых отец».

Бывая в храме Божием, будем пом­нить, что мы нахо­димся в при­сут­ствии Гос­пода Бога, Божией Матери, святых Анге­лов и Церкви пер­во­род­ных, то есть всех святых. «В храме стояще, славы Твоея, на Небеси стояти мним (мыслим)».

Спа­си­тель­ная сила цер­ков­ных молитв, пес­но­пе­ний и чтений зави­сит от того, с каким чув­ством при­ни­мают их наши сердце и ум. Поэтому, если невоз­можно поло­жить поклон по той или иной при­чине, то лучше со сми­ре­нием испро­сить у Гос­пода про­ще­ния, чем нару­шать цер­ков­ное бла­го­чи­ние. Но совер­шенно необ­хо­димо вни­кать во все, совер­ша­ю­ще­еся за цер­ков­ным Бого­слу­же­нием, чтобы питаться им. Тогда только за цер­ков­ной служ­бой каждый согреет свое сердце, воз­бу­дит совесть, оживит иссох­шую душу и про­све­тит свой ум.

Будем твердо памя­то­вать слова свя­того апо­стола Павла: «Стойте и дер­жите пре­да­ния, имже научи­стеся или словом, или посла­нием нашим» ( 2Сол. 2:15 ).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *