Как монастыри охраняли культурное наследие

Что такое культурное наследие? Понятие и значение культурного наследия России

Культурное наследие – важная часть жизни каждого народа. По этой причине следует знать, что такое культурное наследие и почему так важно его сохранение. Оно помогает лучше узнать и понять историю становления современного общества.

Что такое культурное наследие

Природа и культура в своей совокупности образуют среду обитания человека. Навыки и знания, приобретенные человечеством от начала времен, накапливаются и приумножаются на протяжении столетий, образуя культурное наследие. Единого определения, что такое культурное наследие, не существует, так как данный термин рассматривается с разных точек зрения.

С точки зрения культурологии это основной способ существования культуры. Объекты наследия сохраняют и передают последующим поколениям ценности, несущие эмоциональный аспект. История рассматривает культурное наследие прежде всего как источник информации о развитии и становлении современного общества. Юридическая точка зрения не учитывает эмоциональную ценность, но определяет степень информативности и востребованности того или иного объекта, а также его способность влиять на общество.

Если объединить эти понятия, то культурное наследие можно определить как совокупность материальных и нематериальных ценностей, созданных природой и человеком на протяжении предыдущих исторических эпох.

Социальная память

Под социальной памятью следует понимать основу общественного познания. Опыт и знания, накопленные человечеством, передаются из поколения в поколение. Развитие современного человека возможно только с опорой на знания предков.

Как монастыри охраняли культурное наследие. 47307. Как монастыри охраняли культурное наследие фото. Как монастыри охраняли культурное наследие-47307. картинка Как монастыри охраняли культурное наследие. картинка 47307

Культурное наследие и социальная память – понятия, которые всегда сопутствуют друг другу. Объекты наследия являются основным средством передачи знаний, мыслей и мировоззрения будущим поколениям. Это неопровержимые доказательства существования тех или иных людей, событий и идей. Кроме того, они гарантируют достоверность социальной памяти, не давая ей искажаться.

Социальная память – это своеобразная библиотека, где хранятся все полезные знания, которые могут быть использованы и усовершенствованы обществом в будущем. В отличие от памяти одного человека, социальная память не имеет окончания и принадлежит каждому представителю общества. В конечном итоге наследие и определяет основные элементы социальной памяти. Те ценности, которые не входят в культурное наследие, рано или поздно теряют смысл, забываются и исключаются из социальной памяти.

Организация ЮНЕСКО

ЮНЕСКО представляет собой учреждение ООН, занимающееся образованием, наукой и культурой (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization). Одной из целей ЮНЕСКО является объединение стран и народов для сохранения мировых культурных ценностей.

Как монастыри охраняли культурное наследие. 47305. Как монастыри охраняли культурное наследие фото. Как монастыри охраняли культурное наследие-47305. картинка Как монастыри охраняли культурное наследие. картинка 47305

Организация была образована в ноябре 1945 года и базируется в Париже. На сегодняшний день членами ЮНЕСКО являются более двухсот государств.

В области культуры организация занимается сохранением и защитой культурного и природного достояния человечества. Основой данного направления деятельности стала Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая в 1972 году. Во время первой сессии были приняты основные положения и задачи Комитета Всемирного наследия.

Комитетом также были определены природные и культурные критерии оценки объектов, согласно которым они включались или не включались в список охраняемых. Сохранение культурного наследия – обязательство, которое берет на себя государство, располагающее тем или иным объектом, при поддержке ЮНЕСКО. Сегодня реестр включает более тысячи охраняемых объектов.

Всемирное наследие

Конвенция 1972 года дала четкое определение тому, что такое культурное наследие, и разделила его на категории. Под культурным наследием следует понимать:

Как монастыри охраняли культурное наследие. 47308. Как монастыри охраняли культурное наследие фото. Как монастыри охраняли культурное наследие-47308. картинка Как монастыри охраняли культурное наследие. картинка 47308

К памятникам относятся все произведения искусства (живопись, скульптура и прочее), а также объекты археологического значения (наскальные надписи, захоронения), созданные человеком и ценные для науки, истории и искусства. Ансамбли – это архитектурные группы, гармонично вписанные в окружающий пейзаж. Под достопримечательными местами подразумеваются творения человека отдельно от природы или совместно с ней.

Конвенция также обозначила критерии природного наследия. В него включены природные памятники, достопримечательные места, геологические и физиографические образования.

Культурное наследие России

На сегодняшний день в реестр Всемирного наследия включено двадцать семь объектов, которые находятся на территории России. Шестнадцать из них отобраны по культурным критериям и одиннадцать – природные объекты. Первые объекты были отнесены к Всемирному наследию в 1990 году. Еще двадцать три объекта находятся в списке кандидатов. Из них одиннадцать – культурных, три – природно-культурных, девять – природных объектов.

Среди государств-членов ЮНЕСКО Российская Федерация находится на девятом месте по количеству объектов Всемирного наследия.

Как монастыри охраняли культурное наследие. 47306. Как монастыри охраняли культурное наследие фото. Как монастыри охраняли культурное наследие-47306. картинка Как монастыри охраняли культурное наследие. картинка 47306

Правовой аспект

Федеральный закон (ФЗ) об объектах культурного наследия был принят Государственной думой РФ в 2002 году. Данный закон определяет сохранение культурного наследия как приоритетную задачу органов власти. Также закон устанавливает порядок выявления объектов наследия и включения их реестр.

Как монастыри охраняли культурное наследие. 47309. Как монастыри охраняли культурное наследие фото. Как монастыри охраняли культурное наследие-47309. картинка Как монастыри охраняли культурное наследие. картинка 47309

Согласно ФЗ об объектах культурного наследия культурные ценности признаны достоянием государства. В связи с этим объявлена необходимость в их сохранении, а также популяризации и предоставлении доступности к объектам наследия. Закон запрещает изменять и сносить объекты. Управление объектами культурного наследия – это комплекс мер, направленных на контроль, сохранение и развитие объектов культуры.

Природные объекты России

На территории Российской Федерации располагается десять объектов, включенных во Всемирное наследие. Шесть из них, согласно классификации ЮНЕСКО, следует рассматривать как феномен исключительной красоты. Одним из этих объектов является озеро Байкал. Это одно из древнейших пресноводных образований на планете. Благодаря этому в озере сформировалась уникальная экосистема.

Как монастыри охраняли культурное наследие. 47310. Как монастыри охраняли культурное наследие фото. Как монастыри охраняли культурное наследие-47310. картинка Как монастыри охраняли культурное наследие. картинка 47310

Вулканы Камчатки также относятся к природным феноменам. Это образование – крупнейшее скопление действующих вулканов. Местность постоянно развивается и обладает уникальными ландшафтами. Уникальными по своим географическим особенностям являются Золотые Алтайские горы. Общая площадь данного объекта наследия занимает один миллион шестьсот сорок тысяч гектар. Это место обитания редких животных, некоторые из которых находятся на грани исчезновения.

Культурные объекты России

Среди объектов, которые представляют культурное наследие России, сложно выделить более значимые экспонаты. Культура России древняя и очень многообразная. Это и памятники русскому зодчеству, и колоссальный проект переплетений улиц и каналов Санкт-Петербурга, и многочисленные монастыри, соборы и кремли.

Как монастыри охраняли культурное наследие. 47311. Как монастыри охраняли культурное наследие фото. Как монастыри охраняли культурное наследие-47311. картинка Как монастыри охраняли культурное наследие. картинка 47311

Важность культурного наследия

Значение культурного наследия очень велико как для общества в целом, так и для каждого человека в отдельности. Становление личности невозможно без знания традиций и опыта предков. Сохранение объектов наследия и их приумножение – важная задача каждого поколения. Это обеспечивает духовный рост и развитие человечества. Культурное наследие является важной составляющей культуры, которое помогает усвоить опыт мировой истории.

Источник

17 архитектурных шедевров России, вошедших в список ЮНЕСКО

Как монастыри охраняли культурное наследие. 756231877884243. Как монастыри охраняли культурное наследие фото. Как монастыри охраняли культурное наследие-756231877884243. картинка Как монастыри охраняли культурное наследие. картинка 756231877884243

Ежегодно ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) пополняет список всемирного наследия [1]. В него входят как природные уникальные объекты, так и рукотворные памятники, которые имеют историческую и культурную ценность.

Организация считает эти строения или природные явления настолько значимыми, что работает над их охраной, сохранением и популяризацией. Их значимость может быть как исторической и гуманитарной, так и экологической. Список начали создавать в 1978 году. Сначала в него входили только культурные объекты, потом перечень стал расширяться и пополнился природными шедеврами.

Критерии для внесения объектов в список ЮНЕСКО

Для строений, созданных человеком, есть несколько критериев оценки, при соответствии одному или нескольким из них объект может оказаться под охраной ЮНЕСКО. Здание или комплекс сооружений должен отвечать следующим условиям:

Всего в перечне организации к 2021 году значится 1121 объект, из них 29 находятся в России. Архитектурные памятники культуры представлены 17 объектами.

1. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры

Монастырь и его обители — центр христианской культуры, привлекающий тысячи паломников со всей страны. В список ЮНЕСКО ансамбль попал из-за сочетания традиционной для таких сооружений архитектуры и элементов восточно-европейского влияния. Лавра стала образцовым православным сооружением для западноевропейского мира.

Как монастыри охраняли культурное наследие. 756231829810295. Как монастыри охраняли культурное наследие фото. Как монастыри охраняли культурное наследие-756231829810295. картинка Как монастыри охраняли культурное наследие. картинка 756231829810295

Конструктивные приемы, использованные при строительстве этой обители, впоследствии отразились в других архитектурных шедеврах по всему миру. Кроме того, Троице-Сергиева лавра — редкий пример религиозного места с оборонительными и военными функциями, действовавшего в XV—XVIII веках.

2. Успенский собор и монастырь острова-града Свияжск

Комплекс, основанный в 1551 году Иваном Грозным на небольшом острове в месте слияния трех рек, удостоился чести попасть в перечень ЮНЕСКО несколько лет назад. Грозный основал этот город как базу при осаде Казани в борьбе с ханством. Организация посчитала сам остров свидетельством амбиций русского правителя захватить восток.

Как монастыри охраняли культурное наследие. 756231831715624. Как монастыри охраняли культурное наследие фото. Как монастыри охраняли культурное наследие-756231831715624. картинка Как монастыри охраняли культурное наследие. картинка 756231831715624

В конце XVI века православная и мусульманская культуры естественным образом проникали друг в друга, что отразилось и в архитектуре островных зданий, и в настенной живописи. Фрески собора — уникальный пример православной восточно-европейской живописи.

3. Булгарский историко-археологический комплекс

На берегу Волги, недалеко от Казани, расположено Болгарское городище — раннее поселение булгарской народности. В XIII веке оно стало крупнейшим городом Болгарского улуса Золотой Орды и его столицей. Место это неоднократно разрушалось, жители окончательно покинули его в 1431 году.

Как монастыри охраняли культурное наследие. 756231834525787. Как монастыри охраняли культурное наследие фото. Как монастыри охраняли культурное наследие-756231834525787. картинка Как монастыри охраняли культурное наследие. картинка 756231834525787

Своей архитектурой поселение демонстрирует взаимное влияние тюркских, финно-угорских, славянских и других традиций. В частности, в нем присутствуют деревянные строения, характерные для региона с густыми лесами, степное влияние тюркских племен, восточные элементы от народностей, принявших ислам, и русско-европейский стиль, который впоследствии начал преобладать по всей Руси. Болгарское городище остается отправной точкой начала татарско-мусульманского периода. До сих пор это место обладает духовной ценностью для мусульман и притягивает паломников.

4. Церковь Вознесения в Коломенском

Религиозный памятник был построен в 1532 году в честь рождения престолонаследника, которого позже мир узнал как царя Ивана IV Грозного.

Как монастыри охраняли культурное наследие. 756231836198662. Как монастыри охраняли культурное наследие фото. Как монастыри охраняли культурное наследие-756231836198662. картинка Как монастыри охраняли культурное наследие. картинка 756231836198662

В список этот объект попал из-за своего уникального, новаторского для того времени архитектурного стиля, который впоследствии оказал большое влияние на православные сооружения Восточной Европы.

5. Храмы псковской архитектурной школы

Целая группа строений, расположенных в центре Пскова, к северу от столицы, вошла в список ЮНЕСКО в 2019 году. Псковские храмы прославились уникальным архитектурным стилем, вписанным в природный ландшафт. Церкви, башни и другие здания своими фасадами, крышами, куполами перекликаются между собой и гармонично сочетаются с природой вокруг.

Как монастыри охраняли культурное наследие. 756231839001662. Как монастыри охраняли культурное наследие фото. Как монастыри охраняли культурное наследие-756231839001662. картинка Как монастыри охраняли культурное наследие. картинка 756231839001662

Псковская школа архитектуры соединила в себе византийскую и новгородскую традиции и достигла расцвета к XV веку. Несмотря на то что псковский стиль впоследствии распространился на многие сооружения по всей Руси, именно центр Пскова считается самым ранним и полным примером этого уникального культурного явления.

6. Цитадель, старый город и крепостные сооружения Дербента

От серьезного крепостного сооружения остались лишь две стены, в которые заключен старый город. Крепость была частью оборонительных сооружений, построенных сасанидскими персами в V веке.

Как монастыри охраняли культурное наследие. 756231841878577. Как монастыри охраняли культурное наследие фото. Как монастыри охраняли культурное наследие-756231841878577. картинка Как монастыри охраняли культурное наследие. картинка 756231841878577

Дербент был важной точкой торгового пути из северных городов на юг на протяжении пятнадцати веков, вплоть до занятия русскими в XIX веке. С точки зрения ЮНЕСКО, для мирового наследия важно сохранить уникальную крепостную архитектуру, которая успешно служила нескольким поколениям правителей, защищая границы города.

7. Культурный и исторический ансамбль «Соловецкие острова»

Шесть островов в Белом море люди начали активно заселять еще в V веке до нашей эры. Есть и свидетельства, подтверждающие, что нога человека здесь ступала за несколько тысячелетий до нашей эры. В XV веке нашей эры архипелаг стал активно застраиваться религиозными сооружениями.

Как монастыри охраняли культурное наследие. 756231843836540. Как монастыри охраняли культурное наследие фото. Как монастыри охраняли культурное наследие-756231843836540. картинка Как монастыри охраняли культурное наследие. картинка 756231843836540

Соловецкий монастырь и ансамбль строений отличаются тем, что они были построены в северном климате. Учитывая, как сложно выживать в таких условиях, само создание монастыря в этом месте говорит о поразительной отваге христиан. На территории был открыт и действовал до 1933 года первый в Советском Союзе исправительно-трудовой лагерь.

8. Ансамбль Ферапонтова монастыря

Ферапонтов монастырь — отлично сохранившийся ансамбль религиозных зданий, построенный еще в XIV веке на территории современной Вологодской области. Ансамбль монастыря сконструирован так, чтобы каждый элемент рассказывал историю Боговоплощения. Жемчужиной места считаются фрески авторства Дионисия, украшающие стены собора Рождества Богородицы.

Как монастыри охраняли культурное наследие. 756231847582985. Как монастыри охраняли культурное наследие фото. Как монастыри охраняли культурное наследие-756231847582985. картинка Как монастыри охраняли культурное наследие. картинка 756231847582985

Комплекс монастыря — один из самых полных примеров православной жизни общины в XV–XVII веках.

9. Ансамбль Новодевичьего монастыря

Монастырь на западе от Москвы начал строить царь Василий III в 1524 году как часть оборонительного комплекса. Возведение всего ансамбля заняло без малого два века. Новодевичий монастырь знаменит еще и тем, что неоднократно становился фактически тюрьмой для цариц, которых против воли постригали в монахини и заточали в стенах монастыря на долгие годы.

Как монастыри охраняли культурное наследие. 756231849833433. Как монастыри охраняли культурное наследие фото. Как монастыри охраняли культурное наследие-756231849833433. картинка Как монастыри охраняли культурное наследие. картинка 756231849833433

Архитектурно монастырь похож на Успенский собор в Кремле, стиль его называют московским барокко, который в итоге стал популярным направлением в градостроительстве. Здания хорошо сохранились, хотя известно, что оригинальные стены стояли немного ближе к постройкам и весь ансамбль занимал меньшую территорию, чем в наши дни. На территории монастыря сейчас находится кладбище, где захоронены представители политической, научной и артистической элиты России разных исторических периодов.

10. Историко-архитектурный комплекс «Казанский кремль»

Здание кремля перешло России после завоевания Казани Иваном Грозным в 1552 году. Точная дата создания татарами этого укрепительного сооружения неизвестна, но предполагается, что это было в X веке. После завоевания от изначальных строений значимой для Орды постройки остались практически одни руины. Грозный приказал воздвигнуть на этом месте белокаменное сооружение по образу Кремля в Москве. В конце XX века на территории Казанского кремля была воздвигнута мечеть Кул-Шариф как дань уважения действующей мусульманской традиции жителей Татарстана.

Как монастыри охраняли культурное наследие. 756231853385547. Как монастыри охраняли культурное наследие фото. Как монастыри охраняли культурное наследие-756231853385547. картинка Как монастыри охраняли культурное наследие. картинка 756231853385547

Таким образом, Казанский кремль впитал в себя множество значимых исторических событий, что отразилось на его архитектуре и составе ансамбля. Это выдающееся сооружение периода ханства и единственная хоть как-то сохранившаяся до наших времен татарская крепость.

11. Исторический центр Санкт-Петербурга

Перечесть выдающиеся памятники архитектуры в сердце Санкт-Петербурга сложно, поэтому ЮНЕСКО внес в свой список сразу весь центр города. Здесь и Адмиралтейство, и Зимний дворец, и Исаакиевский собор, и храм Спаса на Крови, и другие здания, которые неразрывно связаны с важными событиями в истории страны.

Как монастыри охраняли культурное наследие. 756231854905478. Как монастыри охраняли культурное наследие фото. Как монастыри охраняли культурное наследие-756231854905478. картинка Как монастыри охраняли культурное наследие. картинка 756231854905478

Все эти постройки признаны уникальными архитектурными сооружениями. Ценной с точки зрения ЮНЕСКО является и история создания города — то, насколько быстро было запланировано его возведение, продуман и блестяще реализован цельный план Северной столицы.

12. Исторические памятники Новгорода и окрестностей

Великий Новгород тоже может гордиться большим количеством исторических памятников на своей территории. Интерес для ЮНЕСКО представляют Новгородский детинец, Ярославово дворище и Знаменский собор, монастыри и церкви, Перынский скит.

Город расположен на историческом торговом пути с севера на юг и восток. В средние века его влияние на политическую жизнь Руси было огромным.

Как монастыри охраняли культурное наследие. 756231859500742. Как монастыри охраняли культурное наследие фото. Как монастыри охраняли культурное наследие-756231859500742. картинка Как монастыри охраняли культурное наследие. картинка 756231859500742

Новгород считается местом рождения национального стиля древней каменной архитектуры и старейшей школы живописи. Объекты, прекрасно сохранившиеся в черте города, показывают развитие средневековой и более поздней русской архитектурной мысли.

13. Исторический центр Ярославля

Город был основан в XI веке как торговый центр. Но от своей древней истории он сохранил немного. В XVIII веке по приказу Екатерины Великой город был перестроен в стиле классицизм. Таким образом, исторический центр сочетает в себе отголоски средневековой русской архитектуры и классического имперского стиля.

Как монастыри охраняли культурное наследие. 756231877008540. Как монастыри охраняли культурное наследие фото. Как монастыри охраняли культурное наследие-756231877008540. картинка Как монастыри охраняли культурное наследие. картинка 756231877008540

Важным критерием внесения Ярославля в список стало то, насколько стройно реализован градостроительный план: дома в центре не превышают трех этажей, широкие улицы приводят к площадям, а исторические объекты сохранены так, чтобы остаться композиционными центрами.

14. Архитектурный ансамбль Кижского погоста

Еще один представитель островного строительства. Посреди Онежского озера на острове Кижи в XVIII веке были построены две церкви, которые сегодня считаются образцами деревянного зодчества. Впоследствии к ним была пристроена колокольня.

Деревянные строения своим экстерьером идеально вписываются в окружающую природу края. В условиях сурового российского севера этот памятник архитектуры является одним из пяти сохранившихся погостов (так назывались административные единицы с церковью и кладбищем).

Как монастыри охраняли культурное наследие. 756231874093625. Как монастыри охраняли культурное наследие фото. Как монастыри охраняли культурное наследие-756231874093625. картинка Как монастыри охраняли культурное наследие. картинка 756231874093625

Кижи — яркий пример традиционной деревянной архитектуры Карелии и Северного региона. Сами жители Карелии называют Кижи восьмым чудом света.

15. Московский Кремль и Красная площадь

В список ЮНЕСКО входят Красная площадь и Кремль, которые не зря называют сердцем России. Ансамбль Кремля включает несколько выдающихся объектов архитектуры и пластических искусств, представляющих в том числе религиозную ценность. Нельзя не учесть, что мастера итальянского Возрождения работали над строительством Успенского собора, Грановитой палаты, Спасской башни Кремля. Таким образом, Кремль стал частью не только российского, но и мирового наследия.

Как монастыри охраняли культурное наследие. 756231869910056. Как монастыри охраняли культурное наследие фото. Как монастыри охраняли культурное наследие-756231869910056. картинка Как монастыри охраняли культурное наследие. картинка 756231869910056

В своей архитектуре Кремль хранит память о деревянных оборонительных сооружениях, воздвигнутых на этом месте еще Юрием Долгоруким. Московский Кремль стал прототипом аналогичных сооружений в старорусских городах — таких как Псков, Тула, Казань, Смоленск.

Как монастыри охраняли культурное наследие. 756231870985145. Как монастыри охраняли культурное наследие фото. Как монастыри охраняли культурное наследие-756231870985145. картинка Как монастыри охраняли культурное наследие. картинка 756231870985145

С XIII века и до основания Санкт-Петербурга Кремль был местом, где происходили главные события России, а через 200 лет перерыва в него вновь вернулось правительство. В Кремле находятся и более поздние исторические памятники — такие как Мавзолей имени Ленина и Могила Неизвестного солдата.

16. Геодезическая дуга Струве

В XIX веке выдающийся астроном Василий Струве впервые достоверно измерил большой сегмент меридиана Земли. Для этого он проложил дугу, состоящую из геодезических полигонов с триангуляционными пунктами, которые за счет создания сети треугольников позволяют измерить углы и длины разных объектов.

Как монастыри охраняли культурное наследие. 756231867709738. Как монастыри охраняли культурное наследие фото. Как монастыри охраняли культурное наследие-756231867709738. картинка Как монастыри охраняли культурное наследие. картинка 756231867709738

Струве хотел точно измерить планету. Ему пришлось договориться с несколькими странами, чтобы разместить эту цепь научных сооружений. Таким образом удалось определить размер и форму нашей Земли. На территории России, в Ленинградской области, находятся два пункта этой дуги, которые представляют собой небольшое сооружение из камней.

17. Белокаменные памятники Владимира и Суздаля

В список ЮНЕСКО вошли сразу восемь памятников, которые обладают исторической, духовной и архитектурной значимостью. Среди них строения во Владимире, Суздале и Боголюбове, которые датируются XII–XIII веками.

Как монастыри охраняли культурное наследие. 756345605640025. Как монастыри охраняли культурное наследие фото. Как монастыри охраняли культурное наследие-756345605640025. картинка Как монастыри охраняли культурное наследие. картинка 756345605640025

Особенно выделяют Успенский и Дмитровский соборы. Здания из белого камня признаны во всем мире как великолепный пример монументального строительства. Считается, что именно эти строения дали начало уникальной архитектурной школе. Важной особенностью белокаменных зданий является то, как органично они сочетаются с окружающей природой.

Источник

Особенности изучения монастырей как историко-культурных центров

История развития и роль русских православных монастырей в духовной, политической и экономической жизни Руси. Значение монастырей в формировании культурного наследия. Характеристика архитектуры монастырских строений, живописи и литературного наследия.

РубрикаИстория и исторические личности
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления25.08.2018
Размер файла26,4 K

Как монастыри охраняли культурное наследие. ba. Как монастыри охраняли культурное наследие фото. Как монастыри охраняли культурное наследие-ba. картинка Как монастыри охраняли культурное наследие. картинка ba

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Особенности изучения монастырей как историко-культурных центров

Монастыри на Руси имели большое значение. Они являлись центрами науки и просвещения.

Если в стране было много монастырей, то можно было надеяться на крепость и силу религиозно-нравственного духа населения.

Монастыри были любимы и почитаемы русским народом. Когда возникал новый монастырь, то русские люди начинали селиться около него, образовывая поселок, который вырастал иногда в большой город.

Сегодня, во время духовного возрождения России, укрепления православной веры, рассмотрение вопроса роли монастырей в жизни Руси является очень и очень актуальным.

1. Русские православные монастыри: исторический аспект

Монашество появилось на Руси вместе с христианством. Первые упоминания о монастырях относятся к восхождению христианства при Владимире Святом.

Письменные известия об отдельных монастырях появляются с княжения Ярослава I. В первые два века христианской жизни Руси наибольшее количество монастырей встречается в центральной полосе тогдашней Русской земли, где было наиболее сосредоточено русское население и с наименьшими затруднениями распространялось христианство. Из 70 монастырей, известных до конца XII в., на центр Руси приходится до 50. Наибольшее количество монастырей расположено в старейших общественных центрах (Киев, Новгород), остальные рассеяны по второстепенным областным средоточиям южной и северной Руси (Галич, Чернигов, Смоленск, Ростов, Владимир, Муром, Суздаль).

Монастыри в начальный период были в основном городскими или располагались близ городов. В XI в. известно 19 монастырей, о которых сохранилось очень мало информации, иногда лишь краткие упоминания.

Монашество в России не только было тесно связано с разными сторонами жизни: оно было нормальным идеалом жизни, всеми принятым; оно было общим идеалом.

2. Значение монастырей в жизни и культуре Руси

2.1 Архитектура монастырей

Как правило, на первой стадии сложения монастыря, он обносился стеной. Даже деревянная ограда, отделяющая обитель от мира, делала монастырский комплекс подобным крепости или городу. Крепостные стены придавали ансамблю большую архитектурную целостность и смысловую значимость.

Конфигурация плана монастыря во многом определялась его месторасположением. Традиционно первоначальники останавливали свой выбор на холме в устье ручья при впадении его в речку. Подобный выбор места основания обители был обусловлен тем обстоятельством, что до середины XVII в. одной из важнейших функций монастыря как социального учреждения была военно-оборонительная.

Крепостные башни, помимо той роли, которую они выполняли в качестве оборонительных сооружений, часто использовались для нужд монастырского хозяйства. В башнях устраивались кладовые, мастерские, разнообразные монастырские службы: поварские, квасовареные, прядильные. Во внешнем художественном облике крепостные башни являлись важными структурными элементами. Фиксируя конечные точки архитектурной композиции, башни поддерживают и завершают ритмику вертикальных акцентов монастырского ансамбля. Архитектурная композиция приобретает черты гармоничной завершенности.

Стремление к большей геометричности и регулярности планировочной композиции обозначалось в монастырском строительстве на Руси значительно раньше, чем, например, в строительстве городов или крепостей. Объяснение этому факту нужно искать в символической трактовке монастыря-крепости как целостного ансамбля.

В зависимости от типа монастыря и его материального положения, келейная застройка могла быть различной. Обычно келейные корпуса располагались по периметру монастырских стен. Деревянные строения по мере роста достатка обители сменялись каменными. Каменные жилые корпуса в богатых и многолюдных монастырях могли быть двухэтажными с отдельным входом в каждую келью. Келейная застройка образовывала главный монастырский двор, посередине которого возводились основные сооружения монастыря.

Центральное место, и в архитектурном, и в идейном плане, занимал монастырский храм. Доминируя над всеми остальными сооружениями, он рассматривался как «земное небо или как око Божье». Тема большого храма с обширным внутренним пространством, обладающим особой «светлостью и звонностью» с начала XVI в. все чаще стала звучать в монастырской архитектуре.

По мере роста монастыря в нем появлялось все больше специальных служб: больницы, библиотеки, иконописные палаты, мельницы и разнообразные мастерские.

К монастырским постройкам мемориального характера можно отнести небольшие часовни надкладезные палатки. Возведение и посвящение подобных часовен связывалось с каким-либо значительным событием монастырской жизни.

В целом, на протяжении XVI в. сформировалась структура монастырского комплекса с архитектурно-композиционными приемами, повторяющимися с незначительными изменениями в последующем монастырском строительстве. Архитектурный ансамбль древнерусского монастыря выражал идею религиозного, культурного, военного и политического центра.

Живопись появилась в России еще в X веке, вместе с христианством. Тех икон, которые были завезены и продолжали завозиться из Византии, не хватало. Стали возникать и собственные иконописные мастерские. На первых порах в них просто копировали греческие иконы, потом в работу мастеров начало проникать и новое качество.

Подъем этот не был случайным. Как московское княжество собирало вокруг себя русские земли и, воплотив идею единения, сбило их в могучее государство, ставшее в XVI веке Московским царством, так и московская школа иконописи соединила в себе все лучшее, то особенное, что созревало и обнаруживалось до сих пор, и окончательно разорвала пуповину, связывающую русское искусство с византийским.

История позаботилась об обстоятельствах, при которых этот разрыв оказался особенно наглядным. В конце XIV века на Руси, сначала в Новгороде, потом в Москве, работал художник Феофан, прибывший из Византии и потому прозванный Греком (совсем как два века спустя в Испании Доменико Теотокопули был прозван Эль Греко). Живопись этого замечательного мастера произвела сильное впечатление мощной, немного мрачной страстью и виртуозным, раскованным мастерством. Она оказала влияние на русских художников, в том числе и на молодого Андрея Рублева, которому было суждено ограничить влияние своего великого предшественника и противопоставить ему собственное искусство. Дело заключалось не столько в разнице между темпераментным Феофаном Греком и умиротворенным Андреем Рублевым, но еще больше в разнице между традицией византийского искусства и традицией искусства русского, которое вступило в пору своей зрелости, в свой поистине золотой век. Появилась почва для прихода очень большого художника, национального гения. И тот пришел.

Еще из этого следует, что к 1405 году он уже преуспел. Иначе его не упомянули бы, хоть и последним, вместе с прославленным Феофаном Греком и престарелым Прохором. Не исключено, что Феофан знал его и до того, иначе бы не взял с собой, да еще на серьезную работу.

В середине 1420-х годов Андрей Рублев, снова вместе с Даниилом Черным, руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Росписи погибли. Что же касается икон, то в них впервые начинает ощущаться старость обоих художников, приближавшихся к завершению своего жизненного пути. Андрей Рублев еще успел поработать над росписями в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря. Правда, и от них ничего не осталось. К тому надо добавить, что некоторые миниатюры рукописного «Евангелия Хитрово» (называемого так по имени его позднего владельца, Богдана Хитрово), обнаруживают удивительное сходство со стилем рублевских икон. Поэтому не исключено, что он занимался и книжной миниатюрой. В том не было бы ничего необычного. К типу художника, специализирующегося в какой-то одной узкой области, нас приучило более позднее время. Во времена Андрея Рублева художник мог одинаково успешно заниматься и станковой живописью (то есть иконой), и монументальной, и миниатюрой.

Новопросвещенный народ славяно-русский возлюбил эти книги всею душой и беззаветно предался их просветительному влиянию и нравственному водительству. Библия стала родною, домашнею книгой русского человека. Ее и прочие «божественные» книги народ списывал во множестве экземпляров, с благоговейным прилежанием упивался чтением их, приспособлял содержание их к своему пониманию, пользовался ими как достоверным, непререкаемым источником знаний и как незаменимым педагогическим пособием.

Эта дошедшая до нас летопись излагает события русской истории до 10-х годов XII века. Ее первая редакция была составлена около 1113 года Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря. Ее вторая редакция относится к 1116 году и была составлена Сильвестром, игуменом Киевского Выдубицкого монастыря, для кн. Владимира Мономаха.

Большинство монастырей были крупными культурными центрами, сокровищницами книжных богатств не только русского православия, но и всего христианского мира. В 1653 г. по поручению Патриарха Никона была составлена «Опись книгам, в степенных монастырях находившимся», необходимая для развития печатного дела и исправления книг.

Она позволяет судить о том, какие монастыри к сер. XVII в. были самыми крупными хранителями книг и тем самым имели огромное значение в деле духовного просвещения. Опись включает 39 монастырей: Троице-Сергиев, Чудов, Новоспасский, Кирилло-Белозерский, Боровский Пафнутиев, Нижегородский Печерский, Суздальский Спасо-Евфимиев, Симонов, Ростовский Богоявленский, Вологодский Корнилиев, Кашинский Калязин, Вологодские Спасо-Каменный и Прилуцкий, Переславский Никитский, Ростовский Борисоглебский, Московский Богоявленский, костромские Ипатский и Богоявленский, Владимирский Рождественский, Вологодский Павло-Обдорский, Переславль-Залесский Даниловский, Псковский Печерский, Новгородские Хутынский и Антониев, Переславль-Залесский Горицкий, Свияжский Богородицкий, Казанский Преображенский, Волоколамский Иосифов, Ярославский Спасский, Угрешский Никольский, Белозерский Ферапонтов, Переславль-Рязанский Спасский, Новгородский Тихвинский, Желтоводский Троицкий, Новгородский Духовский, Вологодский Глушицкий.

Опись не была полной, включала лишь те монастыри, которые подали сведения. Всего в ней перечислено 2672 книги, чем далеко не исчерпываются богатства древнерусской книжности. Книжные фонды многих монастырей до наших дней сохраняются в архивах и библиотеках.

В своей работе я постаралась рассказать о русских православных монастырях, раскрыть их роль в духовной, политической и экономической жизни Руси.

Русские монастыри представляют собой большое чудо.

Монастыри были центром духовного просвещения, образования и культуры. Сегодня монастырская жизнь на Руси возрождается. Хочется верить, что очень скоро монастыри станут такими же центрами духовности, культуры и просвещения, какими они были на Руси.

православный монастырь духовный архитектура

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Изучение возникновения монашества и его роли в социально-экономической структуре древнерусского общества. Анализ быта, культуры монастырей в до-монгольское время. Накопление духовного опыта внутри русских монастырей и их влияние на развитие общества.

курсовая работа [50,0 K], добавлен 02.03.2010

Исследование особенностей возникновения и развития Киево-Печерского и Троице-Сергиева монастырей. Описания устава монашеской жизни, хозяйственного уклада и повседневной жизни обителей. Роль монастырей в политической жизни Древнерусского государства.

курсовая работа [44,7 K], добавлен 22.08.2013

Концепция развития городов на Руси из родоплеменных центров. Концепция динамичного образования городов. Особенности строительства кремлей на Руси. Роль кремля в жизни древнерусского города. Общие особенности монастырей. Явление «переноса городов».

дипломная работа [120,5 K], добавлен 20.02.2012

Особенности музеефикации дворцов и исторических зданий. Культурный туризм как способ сохранения и использования историко-культурного наследия. Основные направления деятельности, экспедиционные исследования, коллекции музея-заповедника «Томская Писаница».

курсовая работа [387,3 K], добавлен 17.06.2013

Происхождение древнерусских городов. Роль городов в экономической, политической и духовной жизни Древней Руси. Характеристика культовых центров. Особенности становления древнерусской государственности. Принципы развития ремесленного производства.

реферат [29,5 K], добавлен 13.04.2015

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *