Как морально подготовить ребенка к школе
Как морально подготовить ребенка к школе
Содержание статьи
Определение готовности к школе
Дошкольное образование дети, как правило, получают в детском саду и гораздо реже в семье. К семи годам ребенок с легкостью идет на знакомство со сверстниками, считает, читает, может себя обслужить. Большинство родителей за год – два записываю малышей в спортивные секции и в школы дошкольного образования. Помимо чтения и письма, они изучают иностранный язык. И идя в первый класс, такие дети обладают достаточно большим количеством знаний.
Однако уровень знаний ни как не влияет на психоэмоциональное состояние ребенка. Поэтому, если при приближении первого сентября, ребенок все чаще начинает отказываться от еды, вредничать, протестовать или замыкаться в себе его нужно поддержать. В этот тяжелый для него период наказание может усугубить положение. Обоим родителям необходимо научиться контролировать себя, не повышать голос и не ругать малыша за непреднамеренные проступки. Постараться стать для ребенка другом и советчиком, понять, что и у него есть личные границы, мнение. Ведь именно на родителях лежит ответственность морально подготовить ребенка к школе.
Советы родителям
1. Обоим родителям нужно научиться правильно реагировать на эмоции ребенка. Не сравнивать его с другими детьми: «вот твой друг не плачет – он большой», «он умеет это делать – а ты нет». Ребенок может начать врать, чтобы казаться лучше либо закрыться. Чтобы этого не произошло, создайте теплую, доверительную атмосферу в семье. Расскажите ребенку о своих школьных годах. Чего вы боялись, но в действительности не произошло. Подробно опишите в позитивном ключе, что такое школа.
2. Если вы из тех родителей, которые считают школу неприятным этапом в жизни, то на подсознательном уровне ребенок будет считывать эту информацию. Хотя бы на время нужно начать мыслить положительно. В этом поможет ролевая игра в «школу». Так же с ребенком можно сходить к школе, пройтись по ее территории, зайти внутрь здания и заранее познакомиться с классным руководителем.
3. Школа подразумевает большую ответственность. Чтобы для ребенка это не оказалось неожиданностью, его нужно заранее подготавливать. За месяц до школы стоит установить режим. Раннее пробуждение и обед в определенные часы должны стать каждодневной рутиной. Зачастую уже с первого класса дети самостоятельно сдают деньги на обеды. Соответственно ребенок должен уметь обращаться с небольшими суммами денег. Здесь кроется опасность, что он может начать тратить деньги на газировку и шоколадки. И только доверительные отношения помогут этого избежать. Поэтому, если ребенок хочет вам рассказать о своих проблемах, найдите время, как бы не были заняты, выслушать его. Помогите советом, делом до обострения проблемы. Только так вы сможете его контролировать.
4. Помимо всего, чтобы ребенок был в хорошем эмоциональном состоянии, ему нужно выплескивать напряжение за день. В этом ему поможет смена деятельности. В возрасте 5 – 7 лет дети проявляют активный интерес к танцам, гимнастике, рисованию, книгам. Развивайте его таланты, ходите на занятия. К тому же вне школы он сможет развить социальные навыки, и повысить самооценку.
Первоклассная задача: как морально подготовить ребенка к школе
Каждый год тысячи родителей сталкиваются с неизбежным: их малыш вырос и готов отправиться постигать знания. Как сделать так, чтобы переход от детского сада к школе получился безболезненным, как для самих ребят, так и их родителей, Tverigrad.ru рассказали психологи.
В 2017 году в Твери первоклассниками станут 5078 мальчиков и девочек. Настоящий бэби-бум добрался и до образовательных учреждений. Во многих школах организовано более пяти классов в параллели. Голова кругом сейчас идет у всех мам и пап города. Мало того, что нужно приобрести целую массу вещей — от линейки до школьной формы, — общая стоимость которых, помимо всего прочего, серьезно оттягивает карман, так еще и эмоционально перестроиться.
— Для ребенка это новый этап в жизни. Детский сад закончился, а там можно было спать, есть, играть, сейчас же начинается совсем другая пора — учебная деятельность, — рассказывает психолог-психотерапевт Анна Вековешникова. — В школе ребенку нужно быть усердным, внимательным, трудиться, выполнять домашнее задание.
В первом классе вчерашний малыш получает новую социальную роль — ученика. И это становится неожиданным для многих родителей, что уж говорить о детях, которые в одночасье сталкиваются с реальной жизнью. Одни ребята более-менее к ней подготовлены — вместе с мамой и папой научились читать, писать, решать простейшие арифметические упражнения. А другие — отправляются в свободное плавание, где не так-то и просто грести.
— Первые помощники в процессе адаптации — это родители, которые должны настроить ребенка на учебу, — уверяет Анна Вековешникова. — Причем делать это нужно тоже правильно. Не следует убеждать сына или дочь, что в школе будет одно веселье. Нужно объяснить, что будет сложно, но тем и интереснее. Потому что за каждым неизвестным скрываются новые знания, которые обязательно пригодятся в жизни.
Программирование ребенка на будущие 11 лет мучений — не тот путь, которым должны идти родители. Нельзя критиковать учителя, наоборот, следует поддерживать его авторитет. Ведь первая учительница — это вторая мама, которую нужно любить, уважать, а главное — слушаться. Взрослым важно быть всегда начеку и следить за тем, как общается классная мама с детьми. Родителям не стоит бояться участвовать в учебном процессе.
— Чем более сплоченный будет коллектив — а я имею в виду не только учеников, но и учителя, и родителей, — тем лучше, — уверена мама будущей первоклассницы Анастасия Черкасова. — Не стоит все перекладывать на плечи педагога, это неправильно. Наши дети пока еще маленькие и сильно зависят от мамы с папой, поэтому мы должны обязательно помогать в создании дружелюбной атмосферы.
При этом, отмечают специалисты, родителям необходимо четко рассчитывать дистанцию. Многие мамы и папы уже переусердствовали, когда задолго до школы обучили ребенка всем азам настолько, что мальчик или девочка в первом классе чувствует себя некомфортно. Просто потому, что ему или ей здесь просто неинтересно.
— А вот чего можно не бояться, так это больше расспрашивать ребенка о том, как он провел день, чему новому научился, с кем подружился, — советует Анна Вековешникова. — Первое время нужно водить ребенка в школу, даже если до нее совсем недалеко. Ему будет приятно внимание мамы или папы и понятен настрой — взрослые идут на работу, а маленькие — в школу, где нужно тоже усердно трудиться.
В преддверии Дня знаний Tverigrad.ru публикует 10 важных советов педагога-психолога Валерии Прудаевой, основанных на практике работы с младшими школьниками. Как отмечает специалист, она «не раз сталкивалась с самыми разнообразными злоключениями с участием первоклассников: это и разнообразные страхи, истерики, плаксивость, неумение адаптироваться в коллективе и многое другое. Что самое интересное, большинство таких проявлений можно предупредить».
Пугающая неизвестность
До этого все было привычно для малыша: он вставал рано утром, завтракал, шел в детский сад, предвкушая встречу с любимыми друзьями и такой родной воспитательницей. Что ребенка ждет сегодня, он знает: игры, прогулки, занятия. Все это в привычной для него обстановке. Когда речь заходит о школе, ребенок часто не имеет представления, что это такое. Хорошо, если ему расскажут, что там не надо находиться целый день или что там есть перемены. Но этого ндостаточно. Стоит осветить все стороны школьной жизни: перемены, уроки, правила поведения, распорядок дня. В таком случае будущий первоклассник будет знать, что ему предстоит.
Игра в «школу»
Игра — это призвание каждого ребенка дошкольного возраста, любимое и веселое занятие. Он всегда готов играть — с утра и до самого вечера. Что это значит? Игра — верный помощник родителя в достижении воспитательных целей. Игра в «школу» будет адаптационным тренингом для вашего ребенка. Плюсы такого мероприятия в том, что в позитивной и интересной для дошкольника форме он соприкоснется со своей будущей деятельностью и легче переключится на нее. Он будет знать: это тоже игра, только немного строже, с другими правилами. Но раз это игра — это интересно. А интерес — это самый мощный мотиватор в обучении.
Преемственность поколений
Залог крепких и доверительных отношений — общение по душам. Поделитесь с малышом своим опытом пребывания в школе. Говорите обо всем. Все это выстраивает базис отношения к будущей деятельности первоклассника. Если родитель окрасит свои беседы исключительно в позитивные оттенки, то у ребенка создастся впечатление, что мама или папа всегда и во всем добивались успеха и при столкновении с любыми трудностями или проблемами маленький человек почувствует себя неудачником: «я не такой, как мама…», « меня будут ругать…», « я плохой…». Что скрыто за этим? Нежелание идти в школу, появление соответствующих страхов (в том числе и страха совершить ошибку), потеря интереса к обучению, вранье и многое другое.
Как год встретишь, так его и проведешь, или Позитивный курс на школу
Все мы знаем, что в школе бывает всякое: и ссоры с товарищами, и плохие оценки, и вредный сосед по парте…. Несмотря на это, ребенка необходимо настроить на позитив. Искать плюсы во всех проявлениях школьной жизни: интересные уроки; плохая оценка — шанс выучить лучше и понять, что сегодня ты недоучил, но сможешь лучше; строгая дисциплина научит выдержке, терпению — всё это помогает достигать любых жизненных целей и т.д.
Ты такой один
Ситуация, когда родитель сравнивает своего ребенка с «соседкой Катей» или «мальчиком Васей», встречается тут и там. Важно понимать, что ваш ребенок такой один. У него свои задатки, свои стремления и желания. Может, он и ведет себя не так примерно, как «та девочка из группы», но зато он прекрасно поет или рисует. На этом и надо делать акцент: хвалить, поощрять, радоваться каждому достижению. Такое отношение мотивирует на новые свершения, создает ситуацию успеха, а самое главное — ребенок понимает, что его поддерживают в любых начинаниях и любят.
Делу время, потехе час
Важно помнить, что школа — это не только уроки, учебники, домашние задания. Есть еще общение с одноклассниками, игры на переменах и во дворе после школы, различные кружки и секции. И это необходимо также обсудить с ребенком. Новый жизненный этап вовсе не означает, что школьник обречен сидеть целыми днями за партой и учиться с раннего утра и до поздней ночи. Есть время и на другие интересные дела. Спросите, чем бы хотел заниматься ваш малыш: ходить в старые секции или начать что-то новое. Предоставьте ему возможность посетить первичные занятия по различным направлениям и сделать свой выбор. Таким образом, ребенок будет осознавать, что ему доверяют, к нему прислушиваются и уважают.
С головой в омут или маленькими шагами
Режим дня
Простая истина: режим дня — ваш помощник. Во-первых, он дает определенность, что ребенку ждать сегодня, во-вторых, дисциплинирует его, в-третьих, помогает выработать полезные привычки (вовремя делать уроки, быть собранным, успевать делать все свои дела). Вы можете вместе с ребенком распланировать его время, при этом нужно обязательно получить одобрение малыша по каждому предложенному пункту. Ведь мы помним, что делать что-то принудительно никому не хочется.
Детское время и семейные вечера
Родители – очень занятые люди. Все время распределено по минутам. Часто поиграть или поговорить со своим чадом не успевают. Это и понятно. НО! Если вы организуете совместный досуг, прогулки, игры — хотя бы по полчаса в день, то в будущем в критических ситуациях вы увидите, насколько проще будет справляться вашему ребенку с жизненными сложностями и обидами, чем другим детям. Понимание того, что добрые мама и папа поддержат, помогут, поймут (а не отругают и накричат), делают личность сильнее.
Любите ваших детей
И напоследок самый важный совет: любите ваших детей, не жалейте на них времени и своего внимания. Семья – это ваша крепость и опора. Сейчас в вас найдут поддержку ваши дети, а затем всё это найдете в них вы.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Поступление в школу – это очень волнительный процесс как для самого ребенка, так и для его родителей. Важно понимать, что это первый шаг во взрослую жизнь, потому что ребенок оказывается в новом для себя социуме, поэтому он должен понимать и принимать правила этого общества, чтобы дальнейшее обучение происходило без дополнительных проблем. Давайте разберемся – что же такое готовность к школе и каковы её виды и критерии?
Раньше готовность ребенка к школе оценивалась по определенному объему его знаний. Сейчас же педагоги и психологи расценивают знания не как цель, а как средство развития ребенка. Ребенок должен уметь пользоваться этим знанием, самостоятельно его добывать и анализировать.
Говоря о видах готовности к школе, можно выделить следующие:
В связи с этим каждому родителю хочется знать, как подготовить ребенка к поступлению в первый класс. Как понять, готов ли он морально к этому? Как ему помочь, если в школе он столкнется (а это наверняка произойдет) с первыми в его жизни школьными трудностями? Это очень важные вопросы, поэтому рассмотрим максимально подробно, как можно подготовить своего ребенка, чтобы его пребывание в школе было для него комфортным.
Что нужно уметь к первому классу
Существует определенный перечень простых навыков, которыми ребенок уже должен владеть перед поступлением в школу. Вот их перечень:
Подразумевается, что ребенок уже освоил все навыки и умения перед поступлением в первый класс. Безусловно, большую роль в этом в процессе играют детские сады и родители, которые должны заложить определенную базу, в рамках которой будет происходить дальнейшее обучение.
С какими стрессами ребенок может столкнуться
Когда ребенок идет в первый класс, то вполне естественно, что он испытывает волнение в связи с попаданием в незнакомую и непонятную для себя обстановку.
Все дети, которые в первый раз идут в школу, сталкиваются со следующими видами стрессов:
В этом случае помогает предварительная подготовка в виде посещения детского сада. Поэтому если ваш ребенок не посещал его, то хотя бы за год до школы нужно отдать его в сад или в развивающий детский центр. Здесь он столкнется с примерно теми же ситуациями, что и в школе (коллектив детей, разные социальные роли, тот же учебный стресс, только в более мягкой форме).
Как понять, подготовлен ли ребенок к школе психологически
Важно говорить не только об интеллектуальной готовности ребенка к школе, но и том, насколько уровень его психологической зрелости позволяет ему учиться. От этого зависит не только его успеваемость, но и самочувствие.
Психологическая готовность к обучению состоит в том, что ребенок овладевает предпосылками к последующему усвоению «школьных» качеств.
О. А. Карабанова включает несколько свойств и способностей ребенка, которые демонстрируют его психологическую готовность к обучению в школе:
Школа и здоровье ребенка
Физическое состояния ребенка – это еще один важный момент, который нужно учитывать при подготовке к школе.
В возрасте 6-7 лет у детей происходит ряд важных изменений в организме – это смена зубов и интенсивный рост всего организма. Не зря наиболее благоприятным возрастом для начала обучения считается 7 лет, но в ряде случаев ребенок садится за парту в возрасте 6 лет. Часто такие дети оказываются недостаточно физически развиты, чтобы выдержать все школьные нагрузки.
С точки зрения подготовки к первому классу и того, что могут сделать родители, важно отметить большое значение летнего отдыха перед учебой. Задача родителей – организовать отдых таким образом, чтобы ребенок смог отдохнуть от большого количества людей (и, как следствие, большого количества инфекций), огромного количества выхлопных газов и бытовой химии, а также общепита.
Идеальное место для этого – дом в деревне у бабушки, где минимум людей, всегда свежий воздух и полезные продукты. Если такой возможности нет, то подойдет любой загородный отдых на даче (естественно, под присмотром родителей). В таких условиях ребенок будет физически развиваться, у него нормализуется работа сосудов и сердца, он полноценно отдохнет и окрепнет перед долгим учебным годом.
Как подготовить ребенка к школе: советы родителям
В то время, когда детей не учили писать и читать до школы, они воспринимали школу и поступление в 1 класс как нечто особенное и волнительное для них событие. Дети буквальным образом ощущали смену своего статуса – с дошкольника на школьника. Это был настоящий прогресс в развитии их личности, потому что именно в школе они начинали обучаться чтению, письму и другим школьным навыкам.
Еще каких-то 40-50 лет трудно было представить ребенка, который не хотел идти в школу. Сейчас же таких детей становится все больше. В чем же может быть причина? Дело не в пресловутой разнице поколений, которой так привыкли апеллировать многие люди, не знакомые со всей спецификой. Дело в том, что граница между детским садом и школой, дошкольным и школьным возрастом, постепенно размылась. Получается, что писать и читать их уже научили в детском саду, поэтому дети задаются резонным вопросом – а чем же мы будем заниматься в школе? Они понимают, что в первом классе они будут заниматься примерно тем же, чем они занимались в детском саду. Соответственно, у современных детей элементарно пропадает мотивация к учебе еще до поступления в школу.
В таком случае родителям помогут рекомендации, как правильно подготовить ребенка к школе и сохранить в нем мотивацию к учебной деятельности. В первую очередь, нужно создать четкий переход между поступлением в первый класс и тем, что было до этого. Не нужно излишне перегружать ребенка чередой домашних заданий по изучению математике, чтению и другим навыкам – в школе его всему научат если, повторимся, в нем сохранится мотивация к обучению. Важно сконцентрировать его внимание не только на обязанностях, которые он должен будет выполнять, но и на каких-то приятных вещах, которые ждут его в школе.
Не нужно «бежать впереди паровоза» и постигать с ребенком программу первого класса заранее. Поверьте, это не даст ему особо никаких преимуществ перед одноклассниками, потому что на длинной дистанции школьного обучения дети примерно выровняются по уровню знаний к 3-5 классу. Напротив, важно сохранять в ребенке чувство новизны, чтобы он воспринимал тетрадки, пенал и свой первый школьный портфель как приятные для него аксессуары, которых у него до этого не было.
Как морально подготовить ребенка к школе? Советы психолога и мамы 11 детей
Современные мамы буквально помешаны на раннем развитии детей, всевозможных кружках, секциях и курсах «для будущих гениев». Все это, безусловно, форсирует интеллектуальное развитие ребенка, но способствует ли такая умственная и физическая загруженность психологическому созреванию дошколят, которое во многом определяет их способность к обучению.
Екатерина Бурмистрова, популярный психолог и мама 11 детей, в своей книге «Образовательный невроз? Как выбрать школу и не сойти с ума» пишет о том, как мы можем морально подготовить наших детей к первому классу, помочь им выработать определенные навыки, которые будут чрезвычайно полезны в новых для ребенка условиях.
Как готовить ребенка к школе
Подготовка ребенка к школе — это развитие через неучебные предметы. Это не чтение книжек с секундомером или рисование палочек, а, например, художественно-прикладная деятельность, спортивные занятия, развитие навыка тренировать то, что в принципе трудно и неинтересно, потому что таково задание тренера, педагога по музыке. Кому интересно играть гаммы? Но надо уметь делать и это.
Игры с правилами
Лучшая подготовка к школе — это игры с правилами, потому что мы отдаем ребенка в систему правил: сидеть тихо по 45 минут, отступать именно три клеточки, рисовать палочки строго перпендикулярно. Если ребенок не привык себя соотносить с правилами, ему будет очень сложно. Для таких «подготовительных» занятий подходят любые игры — и настольные, и подвижные: казаки-разбойники, «тише едешь — дальше будешь», «море волнуется раз», «чиж», прятки, салочки, все то, что сегодня почти ушло, поскольку дети теперь почти не играют во дворах.
Если у вас в городе или на даче есть детское сообщество, с которым можно играть в обычные дворовые игры, то это прекрасная возможность подготовиться к школе.
Когда вы играете с дошкольником в настольные игры, не поддавайтесь. Поддаваться можно четырех-, пятилетке, но с шести лет нужно играть «по-честному», помогать ребенку переживать поражение, давать приз за достойное поведение при проигрыше, но соблюдать правила.
Домашние обязанности
Участие дошкольника в бытовых делах семьи очень важно для подготовки к школе! Это развивает волю, учит регулярно совершать какие-то, возможно, не очень интересные действия, поэтому у ребенка должны быть постоянные маленькие обязанности по дому в соответствии с возрастом.
Например, поливать цветок — каждый день и без напоминаний. Если он сам об этом не вспоминает и не делает, значит, и уроки не будут делаться. Просто он не запоминает то, что ему не интересно. Вот про мультики в восемь вечера он прекрасно помнит и никому забыть не даст, а то, что обещал поставить чашки в посудомойку или протереть стол от крошек, — забыл. Если ребенок не в состоянии выполнять те обязанности по дому, о которых вы договаривались, он и в школе не сможет сосредотачиваться на том, что ему не интересно.
Умение брать на себя ответственность необходимо развивать. С детьми работают только бонусы, поэтому составьте список домашних обязанностей: для нечитающего ребенка — рисованный, для читающего — написанный. Придумайте систему поощрений — скажем, если ребенок в течение недели без напоминаний делал то, что от него хотели, то он в порядке поощрения получает что-то небольшое, но желанное. Увяжите обязанности ребенка с делами других членов семьи, чтобы он видел, что его труд — это вклад в общее семейное дело. И обязательно следите за тем, чтобы начатое было доведено до результата, чтобы ребенок не
Мне кажется, тут должны быть обязанности и привилегии: ты ставишь чашки в посудомойку, и ты имеешь право после этого посмотреть один мультик, который хочешь, или поиграть десять минут в Warcraft, или раз в неделю поиграть в настольную игру, которую выберешь сам.
Это не система торговли и не «ты мне — я тебе», не шантаж — это логически понятные ребенку последствия, которые могут отменяться при неисполнении договора, и это делается из любви к нему, в абсолютно спокойном состоянии родителей и в нейтральное время, чтобы помочь ребенку соблюдать этот договор.
Тут основной вопрос к родителям — насколько они способны планомерно работать в этом направлении. Часто уровень заботы о ребенке в семье, уровень тревоги за него так высок, что с него ничего не могут требовать. И тогда вырастает не готовый к первому классу ученик, потому что школа — это система требований, которые ты не выбираешь и которым ты должен соответствовать.
Далеко не всегда просто системно настаивать на выполнении ребенком его обязанностей. Свою лепту вносят бабушки и няни, которым ребенка жалко, мамы, которым «проще самим», и вообще, сражаться с ребенком по этому поводу — очень энергозатратное дело. Когда ребенок точно знает, что за него сделает кто-то другой, можете не сомневаться — он этого не сделает. Но лучшая подготовка к школе — именно такая, а не специальные курсы. Если ваш дошкольник не очень хорошо умеет читать, не очень здорово считает, потому что вы его не развивали специально, но при этом умеет соблюдать правила, сосредотачиваться на скучном, вовремя собирается, ощущает время, может почистить три картошки и довести это дело до конца — у него хороший прогноз по адаптации к школе в первом классе.
Если есть вступительный экзамен
Система экзаменов на курсы по подготовке к школе и экзаменов в саму школу искусственно создана в последние двадцать лет. Не стоит слишком серьезно играть в эту игру, переживать предполагаемый провал, слишком нагружать ребенка, писать с ним тренировочные диктанты. Если в школе есть какие-либо испытания при поступлении в первый класс или на подготовку, фактически мы вынуждены готовить к ним существо немотивированное и совершенно не представляющее, что такое экзамен и почему нужно заниматься всей этой ерундой.
Ребенок не понимает, почему одна школа лучше другой, и не должен понимать. Это мы с вами знаем, что здесь коллектив и учителя, которые нам представляются более подходящими, а там те, кто ему подходят меньше. Но говорить ребенку, что в школе около дома учатся глупые дети и работают злые учителя, чтобы мотивировать готовиться в школу подальше, неправильно. Если вы транслируете ему мысль, что поступить в школу во дворе — это провал, то он будет смотреть на людей, рядом с которыми живет, так, как не надо смотреть на своих соседей по дому и двору. Вы создаете в его восприятии касты: нормальные люди учатся только здесь, а все остальные — ненормальные.
Если вы собираетесь в школу, поступление в которую требует особой подготовки, понятно, что вы не идете простым путем. Экзамены в такую школу — это конкурс родительских амбиций или родительской тревоги, заботы и любви. Основные и самые мотивированные участники поступления здесь родители, поэтому главное — не травмировать ребенка, найти максимально мягкий вариант подготовки, учитывать его особенности. Но еще раз повторю — очень важно не создавать иллюзию, что нормально существовать можно только на островках хороших школ, а вокруг опасный мир, где учатся одни неудачники. Это развивает элитарное сознание. Возможно, именно это вам и нужно, но у ребенка с таким сознанием суженный круг общения, он выделяет себя и остается в пределах своих выборов надолго. Он в принципе не может познакомиться с «другими» людьми, на непонятном основании считает себя лучше и выше их, не знает и не хочет знать ничего другого. Очень часто люди, которые выбирают семейное образование, исходят из того, что в ту школу, которая рядом с домом, идти нельзя именно потому, что там такие-сякие люди. Они тем или иным образом транслируют это ребенку — возможно, не напрямую, но дети прекрасно считывают косвенные сообщения. Они знают об «ужасной» школе только со слов родителей, это не их личный опыт, и иногда в средних классах они заваливают свою учебу, чтобы уйти в эту самую «ужасную» школу и понять, в чем отличие. Это еще одна опасность элитарности.