Как мотивировать ребенка заниматься музыкой
Как повысить мотивацию у детей при занятиях музыкой?
Как поддержать желание заниматься музыкой в эпоху дистанционного обучения
Анатолий Зак детский психолог, автор книг для родителей
Лев Мадорский преподаватель музыкальной школы, автор книг о музыкальном воспитании детей
Как добиться того, чтобы ребёнок учился играть на музыкальном инструменте с интересом, а не, что называется, «из-под палки»? Можно ли сохранить и даже повысить мотивацию к занятиям музыкой в период карантинов и ограничений, когда концерты отменяются, а уроки проходят онлайн?
Мы уже писали об игровой форме уроков музыки, участии в занятиях кукол (если, конечно, речь идёт о дошкольниках или младших школьниках), небольших вознаграждениях за хорошо сделанную работу. Большинство родителей, дети которых учатся музыке, знают, как важно сохранять интерес взрослых к занятиям ребенка, устраивать домашние концерты, участвовать в выступлениях, которые организует музыкальная школа или педагог.
Сейчас, к сожалению, успех занятий музыкой под угрозой – многие очные уроки отменены, а без контакта с преподавателем учиться игре на инструменте очень тяжело. Выступления тоже отложились на неопределенный срок. Что же делать, чтобы интерес к музыке не пропал?
Хотим предложить родителям и учителям новую методику с применением современных технологий. Мы неоднократно проверили ее на своих учениках и считаем весьма эффективной. В ней 5 звеньев, и действует она в полную силу, если все эти звенья соединены между собой.
Повторяем старый репертуар
Приходят гости и просят ребёнка, который занимается музыкой (неважно, в музыкальной школе или частным образом), что-то сыграть. Если дело происходит в начале учебного года, вы скорее всего услышите, что новую пьесу ребенок ещё не выучил, а то, что раньше играл, успел позабыть.
Можно это делать в те моменты, когда нет сил корпеть над новым материалом или надо «разграться», чтобы приступить к разучиванию следующей пьесы.
Записываем выступление на видео
Весь репертуар ученика снимается на видео с помощью смартфона или другого устройства. Лучше, если ребенок будет делать видеозапись самостоятельно. В этом, пожалуй, ключевой момент методики. Почему?
Согласитесь: запись должна быть, по возможности, без ошибок. А это требует напряжённой и длительной работы: записывать, просматривать и, при наличии недочетов, записывать снова и снова. Чтобы ребёнок самостоятельно без принуждения делал такую сложную работу, необходима серьёзная мотивация. Поэтому так важны следующие звенья методики.
Просматриваем видео с выступлением на большом экране
Вечером, когда вся семья в сборе (иногда это происходит за ужином) на большом экране (предпочтительнее телевизор) включается запись. Можно пригласить на такой просмотр и кого-то кроме членов семьи. Такие просмотры показывают ученику, что его игра доставляет удовольствие окружающим, становятся стимулом для занятий музыкой, повышают самооценку.
Разумеется, важно при этом не отвлекаться на посторонние разговоры, не выходить из комнаты во время просмотра, похвалить ребёнка и не забыть про завершающие видеоконцерт аплодисменты. Другими словами, постарайтесь создать атмосферу настоящего концерта.- пусть всего лишь в гостиной или даже на кухне.
Если музыкант сыграл пьесу, на ваш взгляд, недостаточно качественно, с ошибками, то сказать ему об этом лучше в другое время. При этом непременно в позитивном ключе: «Ты играл хорошо, но можешь сыграть лучше. » И назвать ошибки, которые вы заметили.
Посылаем запись родственникам и друзьям
Это тоже важное звено в цепи. Сейчас почти все, даже люди старшего поколения имеют смартфоны, поэтому ничего не мешает видео игры внука или внучки отправить бабушкам-дедушкам, а сам ребенок может послать видео своим друзьям. После просмотра они почти наверняка позвонят и поблагодарят за доставленное удовольствие.
Храним видеозаписи концертов на флешке или на компьютере
Подведём некоторые итоги. Новая методика:
Таким образом, как и мы и написали в заголовке, повышает мотивацию обучения игре на музыкальном инструменте.
Как мотивировать ребенка заниматься музыкой
Считаете ли вы, что ваш ребенок постоянно проявляет недовольство музыкальными занятиями? Кажется ли вам, что ваш ребенок легко отвлекается во время занятий? Интерес вашего ребенка к музыке со временем уменьшается? Если у вас возникли подобные вопросы, пора устраивать перезагрузку.
Изучение музыки — это долгое, а зачастую и сложное путешествие. Даже вундеркинды, которые выступают во всевозможных шоу, тратят бесчисленные часы на практику чтобы усовершенствовать свое мастерство. По мере того, как ваш ребенок продвигается к более сложным работам, ему нужно неизбежно больше времени тратить на освоение каждого произведения.
Хотя результаты действительно важны и достойны похвалы, вы также должны подчеркнуть ценность усилий в музыкальном образовании. Вам нужно должным образом оценить усердие, с которым ваш ребенок вкладывает время и труд в разучивание пьес, даже если его или ее игра звучит посредственно. Измените ожидания своего ребенка и помогите ему / ей установить реалистичные цели.
Помимо признания усилий вашего ребенка, вы также должны убедиться, что ваш ребенок понимает, сколько времени и практических занятий потребуется, чтобы освоить конкретное произведение. Если пьеса длинная, то следует произвести разбивку её на более мелкие фрагменты, и работа над разучивание каждой части за одно занятие может поддержать его энтузиазм.
Несомненно, большинство детей хотят внимания, любви и признания. Однако их часто оставляют в покое один на один с инструментом. Это мотивируется тем, что ребенка ничего не должно отвлекать во время занятий. Это, как говориться, «палка о двух концах». С одной стороны, ничего не отвлекает, и это хорошо. Но с другой стороны ребенок остается один на один со сложной работой, и никто не может оценить его музыкальных потуг, никто не поддержит его в этой жесткой борьбе с клавиатурой, никто сиюминутно не порадуется его пусть незначительному успеху.
Если ваш ребенок всегда занимается инструментом в одиночку, без какого-либо внешнего признания, одобрения его прогресса, интерес к инструменту вскоре может исчезнуть. С другой стороны, некоторые родители постоянно ругают своих детей за то, что они недостаточно усердно работают. Хуже того, они могут даже критиковать своих детей во время занятий. Обучение музыке становится источником напряжения между родителем и ребенком. Вместо того, чтобы приносить удовольствие, изучение музыки приносит страх и страдание. Дети, обучающиеся музыке в подобных условиях, могут в конечном итоге возненавидеть свой инструмент навсегда.
Ваше присутствие на занятиях ребёнка (пусть даже эпизодическое) будет во многом мотивировать его работать с максимальной отдачей и полной концентрацией, чтобы произвести на вас впечатление. Наблюдая за игрой вашего ребенка, вы должны проявить искренний интерес к его или ее обучению. Здесь имеет значение даже притворный интерес. Учитесь оценивать игру ребёнка. Но будьте осторожны и тактичны, не придирайтесь к каждой мелкой ошибке. Это может уничтожить у маленького музыканта радость от вашего присутствия на занятии.
Иногда не отсутствие интереса заставляет вашего ребенка пренебрегать музыкальной практикой. Дело в том, что у вашего ребенка может быть слишком много других важных дел. Работа по дому, уход за братьями и сестрами, подготовка к баскетбольному матчу, этот список можно продолжить. От обилия обязанностей и всевозможных срочных дел быстро накапливается усталость, которая естественно сказывается на его отношении к музыкальным занятиям.
Бывают и такие ситуации, когда ребёнок действительно хочет начать практические занятия, но дома слишком много отвлекающих факторов. Гости, раздражающие братья и сестры или ссорящиеся родители могут сделать домашнюю среду непригодной для практики. Невозможно, чтобы ваш ребенок мог сосредоточиться на музыке со всеми этими отвлекающими факторами.
Дайте ребенку пространство и время, чтобы сосредоточиться на музыке. Дайте ему понять, что музыка — это его второй приоритет после домашней работы. Создайте благоприятную зону для тренировок дома. Это зона должна быть священным местом, где отвлекающие факторы сводятся к минимуму. В конце концов, именно вы, родитель, лучше всех знаете своего ребенка. У каждого ребенка есть свои уникальные черты характера и учебные предпочтения. Приведенные выше советы являются общим руководством, и вы должны адаптировать их под вашего ребенка.
Музыка должна приносить удовольствие, и усилия, и результаты должны быть признаны, а образ жизни и домашние условия вашего ребенка должны способствовать практике. Разработка стратегий для достижения этих идеалов является ключом к мотивации вашего ребенка к практике.
5 способов повысить интерес к занятиям музыкой у ребенка
Ваш ребенок был в восторге от занятий вокалом в музыкальной школе, а теперь хочет их бросить? Но где гарантия, что он не пожалеет о своем решении через несколько недель. К тому же, умение преодолевать трудности на выбранном пути (в том числе собственную лень) — хороший навык для достижения успеха в будущем.
Почему ребенок не хочет заниматься?
Совет! Занятия в музыкальной школе часто вызывают неоднозначную реакцию у родственников. Например, мама объективно понимает, что у ребенка талант, а бабушка или папа жалеет «деточку», которой приходится после школы идти в «музыкалку». Стоит прийти в семье к единому мнению, и объяснить родственникам, как важно развивать музыкальный талант у детей.
5 советов, которые помогут повысить мотивацию
Найдите зажигающие цели. Обучение ради корочки или бесполезных знаний не мотивирует детей. Гораздо важнее дать им шанс проявить и показать то, чему они научились. Во многих центрах детского развития устраивают показательные выступления, отчетные концерты, проводят детские кастинги. Подготовка к большому проекту вдохновляет детей и помогает им мобилизовать силы ради стремления к большой цели.
Позвольте ребенку самому выбрать занятия. Отличным вариантом будет сходить на несколько пробных уроков в разные студии. Взаимодействуя с педагогом и другими учениками, юный певец поймет, в какой школе ему нравится больше.
Выберите то направление, которое нравится. Детям важно получать удовольствие от процесса. Поэтому спросите ребенка, какой стиль музыки ему нравится, в чем он хотел бы развиваться.
Отмечайте успехи. Маленькое достижение стоит отметить искренней похвалой, а крупное — отпраздновать в кругу семьи.
Записывайте видео с выступлений и удачные моменты домашних репетиций. Их можно перекинуть на диск или флешку, посылать родственникам и смотреть всей семьей. Такой взгляд на себя со стороны сформирует у ребенка уверенность в своих силах.
Совет! Дети начинают серьезнее относиться к выбранному делу, если у них перед глазами есть хорошие примеры для подражания. Это может быть родитель, влюбленный в свою работу, популярный исполнитель, историческая личность с вдохновляющей историей успеха или педагог музыки.
Актерское мастерство, шахматы для детей, робототехника — Центр развития успешных детей предлагает широкий выбор дисциплин на любой вкус. Также у нас функционируют курсы вокала для детей, где опытные педагоги зажигают настоящие звезды. Приводите вашего малыша к нам! С «Имена Продакшн» он полюбит заниматься музыкой.
Как учиться музыке с удовольствием: 6 секретов
Как сделать обучение музыке приятным и интересным
Лев Мадорский преподаватель музыкальной школы, автор книг о музыкальном воспитании детей
За много лет работы преподавателем музыкальной школы я пришёл к убеждению, что учить ребёнка какому-то делу (не обязательно музыке) надо так, чтобы процесс обучения приносил радость. Многолетний опыт показал, что любого, подчёркиваю, любого (!) ребёнка можно учить музыке так, чтобы для него не только музыка, но и само обучение было радостным, весёлым, интересным. Как этого добиться?
Не секрет, что иногда обучение игре на музыкальном инструменте становится для ученика делом неприятным, а порой даже мучительным. В этом случае, если юный музыкант всё же дотягивает до окончания музыкальной школы, то пианино больше не открывается, а скрипка или флейта пылятся где-нибудь на шкафу. Делаю смелый вывод, с которым не все согласятся: ребёнка учили неправильно. Пример с Никколо Паганини, которого отец насильно принуждал к многочасовым упражнениям и который стал великим скрипачом, исключение.
Некоторые родители не разделяют такое мнение и считают, что обучение музыке, как говорится, «из-под палки», вполне возможно и даже естественно: «Вот вырастет и поймёт. Будет мне только благодарен». Случается, конечно, и так, (вырастает и благодарит), но чаще насильственное обучение вызывает на всю жизнь отвращение к музыке. Особенно к классической. Что делать?
«Пьесы для удовольствия» творят чудеса
Среди произведений, которые играют ученики в моём классе, в обязательном порядке присутствует пьеса, которая нравится ученику. Назовём её пьесой для удовольствия. Совсем не страшно, если пьеса ниже уровня его технических и музыкальных возможностей. Это может быть мелодия из кинофильма, мультика или просто где-то случайно услышанная. Сегодня возможности интернета позволяют найти для этого ноты. Убеждался неоднократно, что игра любимой мелодии буквально творит чудеса. Тут уже не надо заставлять садиться за инструмент. Ученик буквально накидывается на любимую музыку и выучивает её в рекордные сроки.
Так, несколько лет назад мой ученик, назовём его Сергей (ему тогда было 13 лет), пристрастился смотреть по интернету анимационные японские фильмы. Ему очень нравилась музыка к этим фильмам. Сергей распечатал ноты и принёс на урок: «Можем мы их разучить?».
Я плохо знаю японскую музыку. В ней редко присутствует привычный для европейского уха мелодический рисунок, необычные гармонические обороты, сложный ритм. Посмотрев ноты и попробовав их проиграть, я вынужден был ученику отказать: «Нет, Серёжа. Пока эта музыка тебе не по силам». Но каково же было моё удивление, когда недели через три ученик сыграл без ошибок первые страницы этой необычайно сложной музыки.
Теперь мы с ним регулярно стали играть музыку к анимационным японским фильмам, которую он сам распечатывает. Благодаря любимой музыке за несколько лет невероятно быстро выросли технические возможности ученика. Он без проблем играет сложные классические пьесы: «Революционный этюд» и «Экспромты» Шопена, вариации Листа на тему Паганини, некоторые другие.
Как выбрать пьесу для ребенка
Важен и выбор основной пьесы для ученика. Тут надо учитывать его характер, музыкальные склонности, даже темперамент. При этом лучше не предлагать какую-то одну пьесу, а сыграть несколько пьес, предоставив юному музыканту возможность выбора. Более того, если после первых двух-трёх недель ученик поймёт, что сделал ошибочный выбор, не стоит настаивать «Ты же сам выбрал!», и пьесу заменить или отложить на будущее.
Как учитывать темперамент ребенка
Подход к ученикам разных психологических типов (сангвинику, холерику, флегматику или меланхолику) при обучении игре на музыкальном инструменте не должен быть одинаковым. Особенно когда речь идёт о таких диаметрально противоположных, как сангвиник и флегматик. Ученику сангвинику скучно и утомительно играть долго одну и ту же пьесу. Значительно комфортнее для него учить одновременно несколько. Флегматику же легче концентрироваться на одной. Кроме того, ребёнок флегматик или меланхолик, в отличие от сангвиника и холерика, предпочитает пьесы спокойные, медленные быстрым, взволнованным. Это не означает, конечно, что флегматик в обязательном порядке играет одни пьесы, а сангвиник другие, но некоторые предпочтения в выборе должны присутствовать.
Куклы, игры, соревнования
В книге «Музыкальное воспитание ребёнка» (М. «Айрис-пресс, 2011 год) я уже писал на эту тему и приводил примеры игр, помогающих музыкальному воспитанию ученика. Особенно ученика дошкольного и младшего школьного возраста. Писал и о важности присутствия на уроке у детей такого возраста кукол, которые для них почти живое существо. Сейчас хочу обратить внимание родителей и педагогов на важность для ребёнка, как, впрочем, и для взрослого (вспомним музыкальные конкурсы от городских до международных), присутствия элементов соревновательного характера. Важным стимулом обучения игре на музыкальном инструменте становится участие в школьных или городских конкурсах на исполнение конкретной пьесы, произведений конкретного композитора, каких-то других.
Зачем повторять сыгранные пьесы
Очень часто уже сыгранные пьесы забываются и уходят из репертуара. Это ошибка. Старые пьесы надо повторять. Попросите юного музыканта что-нибудь сыграть. Выбор его ограничивается, как правило, пьесой (пьесами), которые он разучивает в настоящий момент. В начале же учебного года, когда старые пьесы забыты, а новые ещё не выучены, выбор этот близится к нулю. В моём классе дети постоянно повторяют старые пьесы и потому у них всегда достаточно обширный репертуар.
Записывайте видео
Другим не менее важным стимулом музыкального обучения может стать видеозапись выученной пьесы. Сейчас практически в каждой семье есть смартфоны, и ученик постарше может сделать такое видео самостоятельно, поставив телефон на пюпитр пианино, а малышу должны помочь родители. И не просто записать, но и перегнать запись в компьютер или на флешку. Для чего это надо?
Дело в том, что когда мы играем, то погружены в исполнение и не всегда в состоянии критически оценить свою игру со стороны. Просмотрев запись (не только в телефоне, но и на экране компьютера или телевизора), ученики подчас обнаруживают минусы, ошибки, неточности, которых раньше не замечали. Многие дети хотели бы кому-то показать своё исполнение, например, бабушке, дедушке или другу, и почти наверняка захотят ещё поработать над пьесой, чтобы записать её ещё раз без ошибок.
Я кратко коснулся некоторых приёмов, которые помогут ребёнку попасть в страну музыки не только без слёз, но и с удовольствием. «Неужели любому? — спросят меня. — Даже тому, которому «медведь на ухо наступил?». Отвечаю: «Да, любому». Как говорил известный японский педагог Шиничи Сузуки: «Все дети музыкальны. Надо только вовремя разглядеть и развить их способности». А слух, как показали многочисленные исследования и мой личный опыт, развивается. Единственное условие: надо постараться самим папам и мамам полюбить классическую музыку. Потому что всё-таки главные учителя не педагоги, а родители.
Повышение мотивации учащихся музыкальных школ
В данной публикации я, преподаватель музыкальной школы по классу аккордеона в г. Юрьев-Польский Владимирской области, поделюсь своим педагогическим опытом и постараюсь дать рекомендации, как сохранить и приумножить интерес ученика музыкальной школы в процессе обучения. Опубликованные здесь методики и практические рекомендации рассчитаны преимущественно на учеников-аккордеонистов, однако могут быть адаптированы и под нужды учеников-инструменталистов других классов. Публикация носит обзорный характер: методы повышения мотивации ученика указаны здесь в порядке перечисления с краткими авторскими пояснениями.
Эпоха передовых технологий, в которую мы живём, неизбежно трансформирует особенности мировосприятия современного человека. В частности, сегодня высокая скорость обмена информацией и быстрый темп жизни вошли в привычку. Возможно, потому-то дети, рождённые в век скоростей, как правило, ожидают мгновенного результата от своей деятельности в любом начинании, в том числе и в обучении игре на музыкальном инструменте.
Столкнувшись с трудностями в овладении инструментом, ребёнок нередко теряет интерес к занятиям, а потому одна из важнейших задач учителя – сделать обучение как можно более увлекательным, чтобы сохранить мотивацию к занятиям.
Цель данной работы – основываясь на личном преподавательском опыте, осветить основные направления деятельности учителя, которые способствуют сохранению и приумножению интереса ученика к занятиям на музыкальном инструменте.
СПОСОБЫ ПРАКТИКОВАТЬСЯ В ИГРЕ НА ИНСТРУМЕНТЕ С УДОВОЛЬСТВИЕМ
Одним из условий свободного владения инструментом является постоянная практика игры. Сформировать желание ученика практиковаться в игре на инструменте возможно несколькими способами.
Личный опыт показывает, что детям нравится подбирать на слух любимые песни, петь их и аккомпанировать самим себе. Таким образом, весьма важным видится совместное стремление преподавателя и ученика выйти за рамки традиционной программы обучения и расширить репертуар ученика песнями, которые интересны ребёнку, а также его друзьям и знакомым.
В России обучению игре на слух только начинают уделять должное внимание. Данный вопрос освещается в дидактической литературе, однако часов, предусматриваемых учебным планом на занятия подбором, недостаточно. Тем не менее, опыт показывает, что недостаток практики подбора на слух можно восполнить, выделив время из отведенных учебным планом часов для проведения еженедельных классных часов.
На таких занятиях присутствуют все учащиеся класса. Под руководством учителя дети разучивают и поют хором песни, подобранные ими на слух. В роли аккомпаниаторов хору по очереди выступают сами же учащиеся.
Также полезно проводить «музыкальные салоны», во время которых учащиеся музицируют сольно, ансамблем, поют романсы, делают доклады, делятся интересными музыкальными фактами. Новые, необычные формы организации урока привлекают детей: занятия перестают быть скучными.
Большинству учеников нравится чувствовать себя артистами: показывать свои умения зрителям и получать одобрение публики.
Выступления и участие в концертах открывают перед учеником дополнительную возможность практиковаться в игре: так, я предоставляю ученикам возможность выступать перед другими учениками своего класса и перед родителями на родительских собраниях. Во время собраний родители принимают участие в пении и танцах под аккомпанемент детей.
Кроме того, учитель может пригласить учащегося на какие-либо мероприятия в общеобразовательные школы и детские сады для совместного аккомпанемента с учителем, а также предложить принять участие в городских и областных мероприятиях в качестве музыканта.
Привлечь ребят к аккомпанементу также возможно, организуя мероприятия «поздравительная открытка» накануне праздников. Суть мероприятия состоит в том, что учащиеся посещают кабинеты других преподавателей и исполняют песни, посвященные тому или иному празднику, для ребят, находящихся в кабинете.
Помимо этого, важно устраивать и классные мероприятия (утренники, «голубые огоньки», новогодние ёлки, встречи зимы, КВНы, викторины), где дети также играют на музыкальном инструменте. Личный опыт показывает, что для ребенка стимулом к занятиям является умение играть массовые танцы, которые танцуют на детских праздниках. В частности, в школах Юрьев-Польского района особой популярностью пользуется придуманный автором танец «Пять снеговиков». Работа над таким репертуаром интересна самому учащемуся ещё и потому, что вызывает одобрение и уважение окружающих.
Используя личное время, учитель в состоянии организовать учащимся старших классов музыкальную практику в детских садах, общеобразовательных школах, дворцах культуры, летних лагерях. Так, некоторые ученики автора этих строк уже до окончания музыкальной школы работали музыкальными руководителями в детских садах и летних лагерях, а также принимали участие в музыкальном оформлении выпускного для младших классов общеобразовательной школы.
Таким образом, выступления на публике тоже дают стимул для дальнейшего обучения.
РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ УРОКА
Дополнительная возможность практики появляется, если рациональнее использовать время урока. Так, чтобы на уроке как можно больше времени уделять непосредственно обучению, а не тратить его на запись домашнего задания, не нужно несколько раз записывать задание, повторяющееся из урока в урок. Такое задание достаточно обвести в красную рамку и объяснить ученику, что то, что выделено рамкой, может быть спрошено в любой момент, а потому требует от ученика особого внимания.
Например, для закрепления пройденного материала можно обвести рамкой такое задание: «Старый репертуар проигрывать ежедневно перед началом домашней работы».
ВОВЛЕЧЕНИЕ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ УЧЕНИКА
Для более эффективной работы весьма желательно поддерживать заинтересованность родителей в обучении ребёнка и по возможности создать прочные партнерские отношения в команде «учитель-родитель-ученик».
Одним из первых шагов к установлению таких отношений может считаться помощь в поиске и выборе приобретаемого инструмента, которую способен оказать учитель родителям ученика.
Родителям учащихся 6-8-летнего возраста, а иногда и родителям более взрослых детей, целесообразно предлагать присутствовать на уроках. Взрослый человек запоминает материал урока лучше ребёнка и в случае необходимости может помочь учащемуся при выполнении домашних заданий. Видя результат и относясь с пониманием к процессу становления музыканта, родители, как правило, больше заинтересовываются обучением ребёнка и побуждают юного музыканта заниматься усерднее.
Родителям важно объяснить, что необходимо искать все возможности музыкальной практики для ребёнка (например, на семейных праздниках или классных мероприятиях в общеобразовательной школе).
На родительских собраниях следует освещать вопросы, касающиеся того, как повысить эффективность и ускорить процесс обучения (например, объяснить родителям, насколько необходимо чтение с листа).
Среди родителей возможно распространить распечатанные материалы, представляющие собой советы, направленные на оптимизацию процесса обучения.
Помимо этого, важно привить как ученикам, так и их родителям любовь к инструменту, убедить их в красоте его звучания, а также в его востребованности.
КАК ДАТЬ УЧЕНИКУ ВОЗМОЖНОСТЬ ВИДЕТЬ БЫСТРЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Нужно стремиться к тому, чтобы ребёнок сам как можно скорее видел результаты обучения, иными словами – научился играть, на первых порах – даже простые вещи.
Так, учитель может подготовить список песен для подбора на слух. При этом песни следует выстроить в порядке усложнения: в скрипичном ключе начиная от поступенного движения до сложных мелодических построений, а в басовом – от песен с тремя аккордами до песен с современной гармонией. Такой подбор – увлекательное занятие, а постепенное усложнение заданий способствует тому, что нарастание сложности остаётся незамеченным для ученика и помогает сохранить интерес.
Давно доказана целесообразность преподнесения теоретического материала в игровой форме: в этом случае ребёнок слушает теорию с интересом, быстро усваивает и лучше запоминает её.
Безусловно, полезно разработать несколько вариантов объяснения одного и того же материала – соответствующих разному уровню сложности.
РАБОТА НАД АТМОСФЕРОЙ В КЛАССЕ И СОЗДАНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ С УЧИТЕЛЕМ
Немаловажный фактор поддержания интереса ребёнка к учебе – создание доверительных отношений ученика и учителя.
В случае неблагоприятной семейной обстановки, если ученики не могут продуктивно заниматься дома, детям нужно предоставить возможность выполнять домашнее задание в музыкальной школе в неучебное время. Например, эти меры имеют смысл, когда ребёнок воспитывается в многодетной семье или один из родителей против обучения ребёнка в музыкальной школе.
Важно создать у ученика уверенность в том, что учитель всегда готов помочь ему даже в неучебное время. В случае, если что-то непонятно, ученик не должен стесняться позвонить преподавателю домой (в том числе, в выходные или в каникулы) и получить разъяснения по телефону.
Добиться того, чтобы ученик был раскрепощён, спокоен и с удовольствием работал на уроке, можно, создав в классе атмосферу праздника. Хорошие результаты даёт практика проведения зачётов в праздничной форме.
Чтобы детям было интересно приходить в класс даже тогда, когда у них нет урока, можно принести в кабинет игрушки и книжки со сказками. Некоторые дети с удовольствием берут на себя заботу за одним из комнатных цветов, находящихся в классе: приходя на урок, ученик поливает цветок и смотрит, как вырос его подопечный.
Внеклассная работа также может включать в себя посещение с классом концертов.
Применение всего вышеизложенного на практике действительно помогает сохранить и приумножить интерес учащегося к занятиям, а это, в свою очередь, позволяет добиться больших успехов в образовательном процессе: выпускники становятся играющими музыкантами, работают музыкальными руководителями в детских садах, лагерях, являются участниками самодеятельных музыкальных коллективов. Закончив обучение в музыкальной школе, выпускники свободно владеют навыками подбора на слух и аккомпанемента, что позволяет им сохранить отношения с музыкой и находиться в центре культурной жизни.