Как можно учиться в школе
Учим учиться: как развивать навыки у школьников?
Дети не могут понять ценность учебы — они ленятся, не видят смысла в школьных предметах и даже забывают выполнить домашку. «Зачем мне знать пищеварительную систему червя?», — говорят они. Как снежный ком накапливается ежедневный стресс — причем не только у ребенка, но и у родителей, и даже учителей. Как развить в школьниках ответственность и пробудить интерес к школьной жизни? Психолог-профориентолог Мария Косинец делится полезными советами — берите на заметку, даже если вы давно уже не школьник!
Открытый лекторий организован проектом «Родительский университет: PRO-родители» ГК «Просвещение», проектом ГЕРОИ и Фондом Яны Поплавской.
На что жалуются родители?
Самое первое, о чем говорят практически все родители разом, — ребенок ничего не хочет делать, он интересуется только играми и развлечениями, вечно «сидит» в своем смартфоне или горбится за компьютером.
Вторая распространенная жалоба родителей — учеба, которая в начальных классах становится настоящей пыткой, причем сразу для всех. Страдают в этом процессе и сами дети, и родители, и даже учителя. Все школьные сложности, как правило, связаны с важными учебными навыками, которых часто просто не хватает младшеклассникам.
Как логичное следствие, из-за этого неподъемного груза проблем дети быстро утомляются, теряют внимание, не могут или боятся взять на себя ответственность (да и вообще вряд ли понимают, что это такое). Им просто не хватает энергии на самоорганизацию, они с трудом соблюдают дисциплину, не могут сосредоточиться на важном, «просто взять и сделать».
А часто дети и вовсе не запоминают, что задали на дом. Родителям приходится играть в надзирателей и постоянно напоминать: «А ты уже сделал домашнее задание?». Но тут есть важный нюанс — ребенку не просто не хочется что-то делать — у него напрочь отсутствует интерес к жизни, он ленив, апатичен — всегда и во всем. По крайней мере, так кажется родителям.
Что думают дети?
А ребята жалуются почти точь-в-точь на те же сложности, о которых говорят их родители. Но если родительский посыл звучит примерно как: «Сделайте с ним уже что-нибудь, так больше невозможно!», то дети сами недоумевают, почему так сложилось, и хотят разобраться в проблеме по-настоящему.
«Мне лень делать уроки, не могу запомнить важную информацию — числа, даты, имена, стихотворения. Очень страшно переспросить учителя, если чего-то не понял»
«Боюсь выходить к доске, не могу побороть страх публичных выступлений».
Дети, которые не могут спокойно рассказать стихотворение у доски, во взрослой жизни будут испытывать сильный стресс, если нужно будет выступить перед аудиторией.
«Не могу сконцентрировать внимание, отвлекаюсь. Да если честно, я вообще не понимаю, зачем ходить в школу и все это знать! Там и друзей-то нет — скучно!»
Большинство ребят младших классов могут хорошо коммуницировать со всеми в семье, но при этом сталкиваться с большими трудностями при общении с другими детьми. Научите их коммуницировать, сформулируйте вместе перечень интересных тем — это поможет младшеклассникам проявить интерес к сверстникам и самим стать незаурядными собеседниками.
«Не умею планировать время. Пришел домой, поел, поиграл, погулял, вдруг перед сном вспомнил про д/з, потому что мама пришла с работы».
Как родители влияют на отношение ребенка к учебе?
С самых первых лет своей жизни ребенок формирует отношение к труду по тому, что он слышит от любого авторитетного взрослого. Если подросток видит перед собой негативный пример — изможденных родителей, уставших от бесконечной работы и заваленных ненавистными обязанностями, — он не сможет воспринимать работу как возможность для самореализации, как деятельность, которая интересна.
Ребенок как губка впитывает образ, который видит. Любое позитивное высказывание о работе, труде, учебе, о том, как проводить свободное время, формирует его собственное восприятие. Он начинает понимать, как ему самому планировать и проводить свое время.
Родители, которые сами ни разу не держали в руках книгу, но по 50 раз в день повторяют ребенку, что читать необходимо, не внушают доверия.
Форматы обучения
Ответственный подход к обучению подразумевает умелое владение большим набором инструментов, чтобы выбрать подходящий под каждый конкретный запрос. Запоминать информацию, концентрироваться, освоить публичные выступления — эти гибкие навыки нужны в жизни каждому из нас. Но запомните важное правило: не существует универсального способа учиться эффективно. Каждому нужен свой формат.
Учиться можно в классе или дома, самостоятельно или с чьей-то помощью, можно смотреть обучающие видео, искать информацию в интернете, ходить на групповые занятия или к репетитору. Эффективным способом для каждого будет свой. И важно понимать, что если долгое время ребенок занимается чем-то и не получает результатов — равно как и удовольствия, — то нужно поменять способ овладения навыками.
Ну, например, вы привыкли учить стихи построчно. Но это вовсе не значит, что для вас этот способ самый эффективный. А тем более — для ваших детей. Не стоит передавать из поколения в поколение один и тот же способ заучивания материала — в конце концов, это не фамильная драгоценность.
Как научиться учиться?
Формируем цель обучения
Покажите детям прямую связь между полученными знаниями и будущей жизнью. Таблица умножения, виды грибов, горы в Африке — это все не только интересно выучить, но и полезно знать! Для чего? Попробуйте выстроить логическую связь и показать ее ученикам.
Касается такой подход, к слову, не только родителей. Учитель тоже может начинать свой урок с неформального вопроса: «Ну как, что сегодня нового узнали на биологии? Надежда Ивановна рассказала о строении клеток?».
Помните: главное — искренняя заинтересованность! Педагог легко может выстроить междисциплинарную связь — если сегодня на уроке химии дети начали изучать таблицу Менделеева, то на литературе можно вспомнить Александра Блока, который был женат на дочери русского ученого.
Все знания, которые нас окружают, A — взаимосвязаны, B — имеют практическое применение в жизни. Так выстраивается картина мира.
Работая со старшими школьниками, можно получить очень разные ответы на вопрос «зачем вы учитесь?» И большая часть из них будет негативная. Ребята не понимают, кем они хотят стать, и как то, что они изучают, связано с их жизнью.
Ученики говорят: «зачем мне эти котангенсы? для чего запоминать правописание приставок? мне все это никогда не пригодится!» Не пытайтесь переубедить ребенка. Попробуйте задать вопрос: «а если бы первоклассник спросил у тебя, для чего учиться в школе, что бы ты ответил ему?». Поверьте, аргументы найдутся сразу. Подростки мгновенно прочувствуют свою важность.
Иногда ребенку просто не нравится учитель, и из-за этого он перекрывает для себя определенные варианты будущего. Интересуйтесь у школьника, почему ему не нравится какой-то предмет. Из-за того, что педагог объясняет не доходчиво, дети могут быстро разочароваться в какой-то области и окончательно решить, что связывать свою жизнь, например, с физикой они точно никогда не будут.
Учимся концентрировать внимание
Эксперимент
Проведите эксперимент, рассчитанный на определенное время, — допустим, 3 минуты. На парте у ребят должны быть листочки и ручка. Каждый ученик берет какой-то предмет (например, пенал), кладет его перед собой, концентрируется на нем, стараясь не отвлекаться, и смотрит в течение заданного времени.
Задача каждого ребенка — ставить черточку на листе бумаги каждый раз, когда он отвлекается, то есть смотрит на что-то другое или даже думает о чем-то другом, ломает концентрацию. И, естественно, чем больше времени отводится на эксперимент, тем быстрее «слетает» концентрация внимания.
Упражнения для развития памяти и концентрации
«Шумное место»
Вокруг нас бесконечное число звуков: мы слышим шум города и шорох холодильника, мяуканье кота и свисток кипящего чайника, а еще гудение стиральной машины и стройку в соседнем дворе — и все это одновременно, разом.
Чтобы научиться концентрировать аудиальное внимание, нужно поставить себе простую задачу — выбрать какой-то один звук из общего фона: сейчас я слышу только как шумят машины за окном, а сейчас — как лает собака и т.д. Каждый раз, переключая свое внимание, вы понимаете, что оно принадлежит только вам, вы контролируете поток звуков вокруг, как будто вытягивая из него что-то одно.
Даже прослушивая одну и ту же песню, можно каждый раз обнаруживать новые звуки и сосредотачивать свое внимание именно на них.
Упражнение «Запомни последовательность»
Работаем над самомотивацией
Включите музыку, чтобы мыть посуду или убираться в комнате было веселее!
Ребенок самостоятельно может себя подбодрить и оценить свои результаты. Можно даже превратить обучение в игру, чтобы пробудить в школьнике мотивацию.
Вот, к примеру, стоит перед ребенком задача учить по пять новых иностранных слов каждый день. Сколько времени ему потребуется на это сегодня? А завтра, послезавтра? А что, если постепенно увеличить количество слов до 10-ти? Играть можно и на качественные, и на количественные показатели. А можно и объединить цели — но это уже для «продвинутого» уровня.
Нам, взрослым, давно пора понять — не нужно стоять с палкой 24/7 над ребенком. Он сам в состоянии себя оценить, взбодрить и вдохновить. Но в самом начале пути ему просто нужно немного помочь.»
Развиваем критическое мышление
Представьте ситуацию: ребята только что были в кино, выходят из зала и спрашивают друг у друга: «Понравился тебе фильм?». Каждый ответит «да» или «нет». А если уточнить: «Что конкретно понравилось? А помнишь вот ту сцену? А как тебе этот герой? Как думаешь, что было бы, если. и т.д.».
Проблемы, с которыми сталкиваются дети, не являются пройденным этапом для взрослых — все мы периодически переживаем те же трудности. Но давайте хотя бы попробуем научить наших детей справляться с этими трудностями уже в юном возрасте.
Научите детей находить неточности в какой-то информации — особенно в той, которая поступает из интернета. Не бойтесь при этом и ставить под сомнение свой авторитет, пусть дети задают свои вопросы, которые, кстати, вы можете предугадать.
Тренируем память
Ищите эффективные способы запоминать разную информацию.
Информация — это все, что нас окружает: цвета, звуки, предметы, явления. Мы все способны получать ее через разные каналы. Для кого-то эффективен один способ, а для кого-то — другой.
Кто-то не может слушать аудиокниги — отключается через несколько секунд и уходит в свои мысли. А кто-то, читая обычную бумажную книгу, возвращается к предыдущему абзацу, потому что давно потерял нить рассказа и задумался о чем-то своем.
Многие ребята не знают, например, что стихотворение можно учить простым способом — просто записав собственное прочтение на диктофон и прослушав 10 раз. Попытаться превратить поэму в рэп, учить по абзацам, — способов выучить стихотворение очень много. И, как бы абсурдно они ни звучали, если это работает, то почему бы и нет?
Самым эффективным способом будет тот, при котором ребенок будет помнить стихотворение (или дату, цифры, правило) даже после уроков, даже через неделю и месяц. Так может работать, например, повторение — троекратное, за один вечер, или через неделю. Важно найти свой действенный способ.
Учимся планировать время
Способы планирования времени тоже не могут быть одинаковыми — проверяйте, как лучше вам, почему так не работает с ребенком, и что можно изменить. Ведь часто, когда родители хотят спланировать расписание дня школьника, они сталкиваются с неожиданными трудностями — не для всех детей листок с прописанными задачами окажется хорошим инструментом, чтобы эффективно провести свое время.
Кому-то удобнее работать с чек-листами, когда есть возможность вычеркнуть выполненную задачу. А для других исключительно эффективной практикой будет другая — прописать все свои задачи на следующий день, причем сделать это самостоятельно.
Когда ребенок научился планировать, понял, какие каналы восприятия у него ведущие, что его отвлекает, а что вдохновляет, когда он понимает, какие способы запоминания информации действительно работают, ему становится легче учиться.
Как дать ребёнку образование, если обычная школа не устраивает
Для того чтобы получить среднее образование, не обязательно каждый день ходить в школу. Можно посещать только любимые предметы или вовсе изучать всё дома. Разобрались, какие альтернативные способы обучения есть в нашей стране, как выбрать удобный формат для ребёнка и эффективно организовать его.
В 43‑й статье Конституции РФ закреплено, что родители или опекуны должны обеспечить ребёнку общее образование. Но ежедневная учёба в государственной школе — не единственный способ. Ребёнок может изучать предметы дома, выборочно посещать уроки в школе и сдавать аттестации по своему графику.
Альтернативные формы образования часто выбирают для юных спортсменов, путешественников или детей с особенностями развития. Впрочем, никакие специальные причины, чтобы не водить ребёнка в школу, не нужны. Достаточно желания.
Альтернативные формы образования в обычной школе
Согласно Закону об образовании, учиться в школе можно очно, заочно и очно-заочно. Это должно быть также закреплено в локальных актах школы (например, как здесь). Её руководство не может отказать в переводе ученика на заочную или очно-заочную форму, иначе оно нарушит 17‑ю статью Закона об образовании. Родители ребёнка могут изменить форму обучения на все учебные года или на время, например, на одну четверть.
Очно-заочное обучение
Очно-заочная форма даёт больше свободы, чем традиционная очная. Ребёнок числится в классе, но посещает только часть предметов по своему выбору, а остальные осваивает дома. Контрольные работы нужно сдавать по всем предметам. Также необходимо проходить аттестации не реже раза в четверть. Ответственность за знания ребёнка несёт школа.
Дочка перешла в восьмой класс. Уже третий год она учится на очно-заочной форме. Так ребёнку проще распределять нагрузку, особенно если есть дополнительные занятия.
В школу дочь ходит пару раз в неделю, в зависимости от графика занятий. Уроки объясняют репетиторы. Это эффективно, потому что всё внимание учителя направлено на единственного ученика. Отвертеться от домашнего задания по принципу «авось меня не спросят» не получится. Аттестации дочь сдаёт в виде экзаменов вместе с одноклассниками. Текущие контрольные иногда пишет в классе, иногда онлайн.
Мы выбрали именно очно-заочную форму, потому на ней, в отличие от семейной, ребёнок числится в штате школы. Это удобно: мы можем взять справку о месте учёбы, которая нужна, например, для оформления визы, получаем бесплатные учебники. Плюс дочь может ходить в школу, общаться с друзьями. Она не лишена обычной школьной жизни.
Мне было сложно решиться перейти на альтернативный вид образования. Пришлось собирать частями информацию от уже прошедших этот путь родителей. С оформлением документов сложностей не было, хотя в школе мы были первопроходцами.
Со стороны друзей и знакомых непонимания я не встречала. Наоборот, многие родители хотели бы так же, но понимают, что это требует много времени и сил. Не все готовы на это пойти. Я работаю из дома, у нас семейный бизнес. Поэтому мне удаётся уделять детям необходимое время. Мы планируем продолжить обучение в таком же формате и перевести на очно-заочную форму младшего сына-пятиклассника.
Заочное обучение
На заочной форме ребёнок числится в школе, но не посещает уроки вообще. Однако он должен сдавать все контрольные и аттестационные работы не реже раза в четверть. Он получает бесплатные учебники, может посещать очные или дистанционные консультации с учителями. Ребёнок учится самостоятельно, с помощью родителей, репетиторов или онлайн-платформ. Но ответственность за его образование несёт школа, в которой он числится.
Когда пришло время отдавать старшую дочь в первый класс, средней было три с половиной года, и у нас ещё родились двойняшки. Четверо детей — большая нагрузка, традиционная школа не помещалась в наш график. Поэтому мы выбрали заочное образование. Жизнь вне школьного ритма стала для нас шансом уделять время всем детям и себе.
Родственники сложно восприняли наше решение. Долго отговаривали, предлагали помощь. Но я в ней не нуждалась. Знакомые сначала удивлялись: «Что, так можно было?», «Как это у вас происходит?», «Кто вам разрешил?» Но большинство не осуждали.
Мы прикрепились к школе около дома, чтобы не тратить время на дорогу. Дочь зачислили в первый класс. Я написала заявление, что она будет учиться заочно. Мы получили в школе учебники и занимались по ним дома самостоятельно. Репетиторов у нас нет. Считаю, что в начальной школе это не нужно. Я сама подбираю учебные материалы. Мы с дочкой планируем, как распределить всё в течение года. Я даю задания, она их выполняет. Если нужно, обращается ко мне за помощью.
На заочной форме дети сдают те же контрольные, что и обычные школьники. Но в первом классе аттестации нет. Учительница, к которой попала дочь, относится к нам дружелюбно, постоянно помогает, консультирует.
Со второго класса мы решили перейти на семейное образование. Оно даёт больше свободы, чем заочное. Не нужно сдавать текущие контрольные по графику школы. Только аттестации в удобном нам режиме. Мы прикрепились к той же школе и за второй и третий класс аттестовывались у нашей первой учительницы.
Сложно сказать, будет ли дочка учиться дома до окончания школы. Пока мы идём этой дорогой и не планируем с неё уходить. Но если обстоятельства изменятся — мы готовы к переменам.
Как перевести ребёнка на очно-заочную или заочную форму обучения
Частные школы
Частные школы часто отличаются от государственных формой обучения. Там могут отказаться от оценок, учитывать индивидуальные потребности детей и использовать новые методики образования.
Если частная школа прошла аккредитацию, она приравнивается к государственной. То есть ориентируется на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) и может выдавать аттестаты гособразца. Проверить, есть ли у выбранной вами школы аккредитация, можно в Реестре образовательных организаций.
Школы без аккредитации тоже могут обучать детей, если у них есть лицензия, выданная Рособрнадзором. Но промежуточные и итоговые аттестации придётся проходить в государственном учреждении.
Обучение в частной школе платное. Но руководство самостоятельно занимается инфраструктурой. А ещё в частных школах учеников в классе часто меньше, чем в государственных, поэтому проще учитывать особенности каждого.
У частной школы обязательно должен быть пакет документов:
1. Лицензия на право осуществления образовательной деятельности.
2. Медицинская лицензия. Для контроля здоровья детей должен быть обязательно медкабинет.
3. Аккредитация учебного учреждения. Если заведение только открылось, аккредитацию оно сможет получить только через пять лет работы. До этого сдавать экзамены придётся в государственных учреждениях по месту жительства.
4. Аттестация преподавателей. Педагоги обязаны каждые пять лет подтверждать свою квалификацию. Важно, чтобы у учителей были диплом и медкнижка.
5. Устав, в котором определены принципы и правила работы учебного заведения.
6. Документы с правом на использование помещения, в котором размещена школа. Если здание в аренде, есть риск, что со временем школе придётся переехать в другой район или закрыться. Если здание — собственность школы, рисков меньше.
Как выбрать частную школу
Семейное образование
Возможность учиться дома закреплена в 17‑й статье Закона об образовании. Ребёнок на семейном образовании изучает программу самостоятельно, с родителями или репетиторами. Он не числится в школе, но прикрепляется к ней для сдачи итоговых и промежуточных аттестаций. Родители и администрация школы договариваются, как часто и в какой форме их нужно проходить, и закрепляют это в договоре.
Ребёнок, прикреплённый к школе только для прохождения аттестаций, называется экстерном. Он может участвовать в конкурсах, олимпиадах и спортивных мероприятиях школы, посещать библиотеку, бассейн и спортзал. Он обязан следовать аттестационному графику школы, вовремя приходить на консультации, контрольные работы и экзамены. Если будут незакрытые задолженности, ученика вернут на очную форму обучения.
Рамки образования довольно свободные: семья самостоятельно выстраивает учебный процесс, управляет своим временем и уделяет внимание именно тем предметам, которые интересны ребёнку. Остальные можно изучать в минимальном объёме, необходимом для сдачи аттестаций. При семейной форме образования ответственность за обучение детей ложится на родителей. От них потребуется большое количество времени и вовлечённость в обучение ребёнка.
Сын на семейном образовании со второго класса. В этом году он окончил девятый класс. До четвёртого я максимально вовлекалась в учебный процесс. Сидела и смотрела, что сын делает. Страшновато было уходить далеко от программы. Но чем старше становился ребёнок, тем меньше она нас интересовала. Последние годы практически не было учебников.
По большей части сын учился сам. Если нужно было, обращались к репетиторам. С учителями занимался предметами, где нужны были более глубокие знания. Тем, что ему нравилось. Например, астрономией и биологией.
Сын закончил программу девятого класса в июле, сдавать ОГЭ было поздно. Будет делать это следующей весной. Он шёл с опережением программы, его сверстники закончили седьмой класс. Семейное образование позволило побыстрее попрощаться со школьной программой и начать заниматься полноценно тем, что ему нравится.
На следующий год он поступает в колледж. Главное достижение семейного образования для нас в том, что ребёнок очень рано понял, что ему в жизни интересно. У нас не было сложностей с выбором профессионального пути.
В течение продолжительного времени я консультировала семьи, которые планировали перевести детей на семейное образование или уже обучали дома. Истории были разные. Кто-то успешно совмещал свободную учёбу ребёнка со своей работой. Были случаи, когда совмещать не удавалось или не было необходимости. Лично я всегда работала и работаю. Ни один год или месяц семейного образования не потребовал, чтобы я была менее вовлечена в свои дела и проекты.
Как перевести ребёнка на семейное обучение
👶 Больше полезного о воспитании и образовании
Как «научиться учиться» — советы, рекомендации и научные исследования
Часть 1. «Очевидные» советы
Большинство рекомендаций для желающих учиться лучше выглядит довольно банально: помимо посещения лекций и выполнения домашних заданий важно правильно питаться, вести здоровый образ жизни, высыпаться, и следить за режимом дня.
Все это, безусловно, хорошо, но чем конкретно эти прописные истины могут помочь студенту? Как организовать режим дня так, чтобы больше успевать и лучше запоминать материал? Есть ли реальная связь между чувством жажды и когнитивными способностями? Правда ли, что спорт помогает в учебе (и речь не только о дополнительных баллах к ЕГЭ за значок ГТО)?
Попробуем разобраться со всем ниже.
Тайминг: как грамотно распорядиться временем
В течение дня
В своей новой книге When: The Scientific Secrets of Perfect Timing писатель Дэниел Пинк (Daniel Pink) приводит множество советов по управлению временем с точки зрения биологии, психологии и даже экономики. Среди них есть несколько вполне конкретных рекомендаций, которые могут помочь в учебе. В частности, Пинк советует при планировании нагрузки учитывать циркадные ритмы.
Циркадные ритмы влияют не только на наш сон, но и на настроение и концентрацию, которые циклически изменяются в течение дня. В среднем, через семь часов после пробуждения концентрация и настроение достигают низшей отметки, после чего снова начинают возрастать (поэтому многие лайф-коучи советуют не откладывать выполнение важных дел и приступать к ним в первые часы после пробуждения). Именно с нашими циркадными ритмами, в частности, связывают тот факт, что вероятность возникновения ошибок на работе (например, в медицинских учреждениях) повышается в период с 14 до 16 часов.
Конечно, студентам необязательно каждый день вставать рано, причем в одно и то же время, однако понимание своего хронотипа и циркадных ритмов можно использовать на благо учебе. Например, наиболее сложные задачи (вроде подготовки к экзаменам или к семинару) планировать на первые два-три часа после пробуждения — понимая, что в последующие часы концентрация будет неизбежно снижаться (о том, чем занять это «малопродуктивное» время, расскажем чуть ниже).
Перед дедлайном
Разумеется, наиболее остро нехватка времени ощущается накануне экзаменов. Кстати, «тянуть до последнего» — это не просто привычка нерадивых студентов, на самом деле такое поведение характерно для большинства из нас. Один из примеров, которые Пинк приводит в своей книге — исследование ученых из Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе, которые показали, что большинство из групп испытуемых во время экспериментов не делают ничего (или практически ничего) минимум первую половину времени до дедлайна, и только потом приступают к работе.
Чтобы избежать эффекта «горящего поезда», ученые советуют ставить промежуточные цели и использовать технику «движения по цепи»: каждый день, в течение которого вы тратили время на подготовку к экзамену (выполнение лабораторной, написание курсовой), отмечайте каким-нибудь символом. Цепочка таких символов в календаре станет дополнительным мотиватором к тому, чтобы не бросать начатое и дойти до дедлайна без «пробелов» и авральной работы. Конечно же, календарь не усадит вас за конспекты и не отключит соцсети, но послужит «раздражителем» и напоминанием — иногда и это может оказаться весьма кстати.
Нужно больше воды
Еще один довольно распространенный совет заключается в том, чтобы не злоупотреблять кофеином, но при этом пить достаточно воды. У этой рекомендации есть вполне обоснованное научное подтверждение — исследования в этой области проводятся довольно давно. Так, например, в ходе одного из экспериментов (научная публикация по его результатам вышла еще в 1988 году) было показано, что даже незначительное обезвоживание (в 1-2%) может вызвать падение когнитивных способностей. В исследовании, в частности, отмечено ухудшение краткосрочной памяти и способности решать арифметические задачи.
А авторы более поздней публикации в журнале European Journal of Clinical Nutrition заявляют, что «обезвоживание является предпосылкой ослабления когнитивных способностей». Поэтому, чтобы не терять фокус во время учебы, следите за своим самочувствием и не терпите жажду — особенно, если помимо занятий вы активно тренируетесь.
Фото Университета ИТМО
Учимся во сне
Еще один совет из области очевидного— о том, что здоровый и продолжительный сон положительно влияет на наше умственные способности — известен всем. Американские исследователи пошли дальше — и в ходе экспериментов выявили еще одну важную особенность, связанную с тем, как работает мозг во время сна.
Они показали, что испытуемые лучше запоминают пары несвязанных между собой слов, если заучивали их не утром, а перед сном. В этой связи ученые делают вывод о том, что сон стабилизирует наши воспоминания и позволяет закрепить их — еще один довод против бессонной ночи перед экзаменом.
Упражнения для мозга
На первый взгляд связь спорта и хорошей успеваемости неочевидна — в современной культуре «типичный отличник» и физическая активность — это скорее антонимы (вспомните как Шелдон играл в баскетбол). На самом деле физические упражнения — один из факторов, улучшающих когнитивные способности, что также подтверждено рядом научных работ.
Так, например, одно из исследований, посвященных этому вопросу, подтверждает связь между физическими упражнениями и улучшением памяти. Исследователи анализировали показатели 120 человек и отметили связь между регулярными аэробными тренировками, увеличением размеров гиппокампа и (как следствие) улучшением пространственной памяти испытуемых.
Еще одно полезное свойство упражнений — помощь в борьбе со стрессом. В Американской психологической ассоциации, например, отмечают, что один из плюсов регулярных упражнений — усиление взаимосвязей между физиологическими системами (мышечной, сердечно-сосудистой, нервной системой), которые возбуждаются в чрезвычайной ситуации. При тренировках организм «отрабатывает» стандартную реакцию на стресс, в итоге «в боевых условиях» мы оказываемся способны лучше владеть собой, так как за время тренировок организм уже «научился» работать с подобными состояниями.
В 2012 году в журнале Brain Research был опубликован мета-анализ материалов, посвященных связи между физическими упражнениями и работой мозга. Результат, правда, оказался не особенно впечатляющим — по итогам анализа 79 научных материалов ученые отметили, что связь между двумя явлениями (физической нагрузкой и улучшением когнитивных способностей) действительно существует, но является достаточно слабой. Правда, ученые не отрицают, что более значительный эффект возможен и зависит от того, в какие именно результаты когнитивной деятельности фиксирует исследователь в ходе эксперимента.
Тяжелая атлетика или кроссфит, возможно, не лучшие варианты для того, чтобы начать знакомство с миром спорта: если ваша цель — укрепить здоровье и улучшить работу мозга, подойдет даже умеренная физическая активность. Например Всемирная организация здравоохранения советует уделять умеренно-интенсивным физическим нагрузкам порядка 150 минут в неделю — вполне достаточно для того, чтобы помочь мозгу, начать укреплять здоровье и при этом не забросить учебу.