Как можно улучшить экономику россии
Как сделать экономику России сильной и развивающей
Как нам построить сильную экономику России
На протяжении уже очень длительного времени экономическая политика правительства РФ подвергается, не побоимся этого слова, всеобщей критике. Даже те, кто на последних выборах голосовал за В.В. Путина, встретили новый (точнее, старый состав правительства) с плохо скрытым разочарованием: с надеждой на то, что уж на этом-то президентском сроке Владимир Владимирович обратит наконец внимание на экономику нашей страны, многие расставались очень тяжело.
Что нам нужно для того, чтобы наша экономика стала сильной и устойчивой? Ответ прост: нам нужно, чтобы ее образовали сильные и экономически успешные предприятия, обладающие современными средствами производства, производящие и реализующие конкурентоспособную продукцию. Они должны реализовывать ее в таких объемах, чтобы зарабатывать прибыль, обеспечивающую расширенное воспроизводство: то есть предприятиям должно хватать прибыли не только на текущую деятельность и дивиденды акционерам, но еще и на инвестирование и расширение производства. Конечно, с привлечением кредитных ресурсов, но тем не менее.
И, конечно, не забудьте погасить очередной транш, он у вас через неделю… То есть предприятию сразу же приходится не только изыскивать дополнительные средства на оплату импортных материалов, но еще и на гашение кредитов без возможности взять новый, потому что, если кредит вовремя не погасить, будет банкротство.
Итак, вот у нас есть денежная масса М2. В Российской Федерации она в октябре 2017 г составляла 39 трлн 668,3 млрд рублей. Много это или мало? Для того, чтобы дать ответ на этот вопрос, нужно вспомнить, что основной функцией денег является обеспечение товарообмена, то есть нам нужно узнать не только сумму денежной массы, но и объем производимого в стране товара.
Таким образом, на один евро произведенной за год продукции страны евро имеют примерно 0,86 евро денег. А что в России? Сумму денежной массы М2 мы уже указали — 39 трлн 668,3 млрд рублей в 2017 г. Но ВВП России в том же 2017 г составлял 92 трлн. 037,2 млрд. руб. Таким образом, на один рубль произведенного товара экономика РФ располагает всего лишь 0,43 руб. денежных средств.
Иными словами, денежная масса в РФ в сравнении со странами еврозоны занижена вдвое! То есть для того, чтобы обеспечивать жизнедеятельность предприятия, отечественные компании вынуждены при схожем объеме выпуска довольствоваться вдвое меньшим количеством денег, чем их иностранные конкуренты. Это, разумеется, совершенно неестественная ситуация, которая ставит наш бизнес в заведомо проигрышное положение.
Кстати, об инфляции…
В целом же можно констатировать, что наша экономика нуждается в инфляции, стабильно находящейся в пределах 1-2% в год.
На практике, разумеется, ничего подобного не происходит.
Как ни странно, это прозвучит, но государственный протекционизм при определенных условиях способен даже в большей степени отвечать идеалам чистого рынка, нежели свободная конкуренция. Благодаря протекции, государство помогает компании усилиться на внутреннем рынке в достаточной степени, чтобы получить ресурсы для конкуренции с более сильными компаниями других стран.
Как нам построить сильную экономику России. Часть 2
В первой статье этого небольшого цикла мы сформулировали пять целей, достижение которых позволило бы сделать экономику РФ по-настоящему сильной. Перечислим их еще раз:
Так вот, нам нужна такая стабильность, при которой наш производитель тратил бы эти самые 10% продажной цены на импортные комплектующие не только сейчас, но и в будущем. Допустим, инфляция составила за год 5% — соответственно, трактор подорожал с 7 млн. руб. до 7 млн. 350 тыс. руб. Тогда нам следует увеличить курс рубля к евро на величину инфляции, то есть те же самые 5%. Тогда производитель, потратив 10% своей новой продажной цены, то есть 735 000 руб., сможет приобрести по изменившемуся курсу 73,5 руб./евро все те же самые 10 000 евро. Изменение курса валюты должно соответствовать инфляции — вот та стабильность, к которой мы должны стремиться.
Все это так.
Соответственно, вопрос «А что будет, если вдруг все владельцы рублей потребуют у государства отдать им золото?» сродни «А что будет, если все вдруг банки потребуют вернуть им кредиты и ничего не дадут взамен?». Экономика, конечно, рухнет, вот только ситуация, в которой все банки потребуют немедленно вернуть кредиты назад без их возобновления, совершенно невозможна, а значит нечего об этом и говорить.
Вот, к примеру, динамика стоимости тройской унции золота на мировом рынке.
Так вот все бы ничего с этими спекуляциями, пока их объем был относительно невелик, но в какой-то момент телега оказалась далеко впереди лошади. Курсы валют стали определяться не только (и похоже, не столько) реальным спросом и предложением, а результатами таких вот спекуляций. Но зачем это нам? Потому что «так делает весь просвещенный мир»? Так он очень много всего такого делает, с чем мы не согласны и чего мы у себя никогда вводить не будем.
Это совершенно правильный вопрос. Дело в том, что фиксированный курс рубля будет эффективен ровно до тех пор, пока наш экспорт превосходит импорт, а затем начнутся проблемы. Именно поэтому, одной из приоритетных задач государства в деле регулирования экономики должно стать сочетание поддержки экспортноориентированных предприятий (то есть таких предприятий, чью продукцию готовы покупать за валюту за рубежом) в сочетании с политикой импортозамещения. Иными словами, с одной стороны, государство должно способствовать развитию собственных производств, замещающих продукцию, которую мы до этого закупали за рубежом. Только не надо кидаться строить очередное «Сколково» с «высокой» целью «догонять и перегонять Intel» — как ни странно, на самом деле мы закупаем много такого, чем без особых проблем могли бы заниматься сами, начиная с семенного картофеля и удобрений, например. А с другой стороны, государству следует помогать предприятиям, которые способны продавать свою продукцию за рубеж. Иными словами, для того чтобы использовать все выгоды фиксированного курса рубля, государство должно начать управлять двумя вещами: массой валюты, поступающей от экспортной выручки и своим внешнеторговым балансом, добиваясь того, чтобы его сальдо оставалось положительным. Как? Подробнее этот вопрос мы рассмотрим в разделе «Поддержка отечественного производителя» — но это позднее.
Иными словами, если мы хотим получить фиксированный курс рубля, мы должны быть готовы к тому, что в какой-то момент сальдо внешнеторгового баланса может сильно уменьшится и нам понадобятся все наши поступления, чтобы не допустить валютного дефицита. Для этого государство должно пойти на такой непопулярный у нашего истеблишмента шаг, как восстановление монополии на валютную выручку. Иными словами, вся валютная выручка должна концентрироваться в руках государства. Ведь как происходит сейчас?
А какие последствия это несет для нашей «элиты»? Слова Бжезинского: «поскольку 500 миллиардов долларов российской элиты лежат в наших банках, вы ещё разберитесь: это ваша элита или уже наша?» уже набили оскомину, но ведь от этого они не стали менее справедливыми.
В общем, подобная ситуация ни с какой точки зрения не может быть признана здравой и полезной для страны. Но изменить ее (то есть обязать реализовывать валютную выручку государству, ввести запрет на использование оффшоров, рассматривать их использование как злостное уклонение от налогов в особо крупных размерах и т.д.), означает утеснить нашу «элиту» в ее «неотъемлемых» правах, а на это она, конечно же, не пойдет никогда.
А почему бы и нет, уважаемый читатель? Мы жили в СССР и хорошо знаем присущие ему недостатки. Теперь живем при капитализме (надо сказать, довольно диком) и отлично видим, как далеко его реалии от «молочных рек с кисельными берегами», которые мерещились нам в эпоху позднего СССР. Так почему бы не взять и не совместить два строя, по возможности воспользовавшись теми плюсами, который обладает каждый из них? Почему бы нам не создать социально ориентированное государство с сильной, конкурентоспособной экономикой?
Денежно-кредитная политика России
Глазьев. Прогноз: О российской экономике, криптовалюте и финансовых спекуляциях
Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…
20 идей по развитию России. Как можно стимулировать промышленность и решить проблему с донорством
Дмитрий Давыдов — автор 20 идей по развитию России, которые могут сделать страну привлекательнее для иностранных инвесторов и решить многие насущные проблемы. В этом году он разработал завершающие предложения, которые касаются перенаселения крупнейших городов и ситуации с нехваткой органов для трансплантации.
В 19 части своих инициатив он предлагает стимулировать промышленность для решения проблемы с перенаселением столиц, а также поменять условия донорства в целях борьбы с нехваткой органов для пересадки.
Подальше от центров
Предприниматель уверен, что развитие промышленности в России может мотивировать иностранные компании строить новые предприятия на территории страны, вследствие чего появятся новые рабочие места и будет развиваться инфраструктура. Давыдов предлагает ввести минимальные налоговые ставки на срок от 30 до 50 лет для компаний, которые производят определенные категории товаров. Он имеет в виду товары, которые сейчас не производятся в России, и это не планируется, но при организации их производства в стране будут только экспортироваться (к примеру, праворульные автомобили) или же поступать как на экспорт, так и на внутренний рынок. В льготную категорию он также предлагает занести товары, которые будут поставляться в те страны, в которых российские производители пока не представлены. Предприниматель полагает, что это даст промышленникам из России больше возможностей освоить новые рынки сбыта, что, в свою очередь, поспособствует наращиванию производственных мощностей.
«Так, предлагаемые налоговые льготы простимулируют создание и развитие исключительно новых направлений в промышленности, из чего следует, что они не будут негативно влиять на уже существующие налоговые поступления в бюджет страны», — считает предприниматель. Данная мера должна способствовать появлению в стране новых промышленных объектов, рабочих мест и развитию бизнеса по обслуживанию предприятий.
Дмитрий Давыдов предлагает запретить открывать заводы и фабрики по программе льготного налогообложения на территории Москвы, Санкт-Петербурга и в радиусе 500 километров от этих городов. Предприниматель уверен, что развитие промышленности в регионах поспособствует оттоку рабочих и их семей из мегаполисов в населенные пункты, в которых будут открываться новые заводы и фабрики. Такая мера дополнительно поможет решить проблему пробок, общей перегруженности и плохой экологии в столицах.
Фото: Сергей Аверин / РИА Новости
Расширить круг родных
Число нуждающихся в пересадке органов не перестает уменьшаться. В 2020 году в листе ожидания на трансплантацию числилось более 9,5 тысячи человек, в то время как годом ранее удалось провести лишь 2,4 тысячи операций. К несчастью, не каждый доживает до своей очереди.
Чтобы количество трансплантаций выросло, Дмитрий Давыдов считает необходимым расширить круг лиц, которые будут иметь право стать живыми донорами. Сейчас в России это право есть только у людей, находящихся в генетической связи с теми, кто нуждается в пересадке. Данное ограничение значительно сужает круг людей, которые могли бы пожертвовать свой орган ради спасения жизни.
В некоторых европейских странах (к примеру, в Испании, в Нидерландах, в Швеции) стать донором могут друзья или супруги. В США и вовсе любой может добровольно пожертвовать почку в трансплантационный центр, где ее определят наиболее нуждающемуся.
При этом в странах, где действует такая практика, есть специальные этические комитеты, которые проверяют намерения донора, — важно убедиться в том, что донор не продает свой орган и действует исключительно из бескорыстных побуждений.
Исходя из этого, Дмитрий Давыдов предлагает внести ряд изменений в практику донорства. Он считает важным разрешить донорство между супругами, находящимися в законном браке не менее одного года, и между гражданами, которые не состоят в законном браке, но имеют общего ребенка, а также между родителями и их приемными детьми. Предприниматель уверен, это этот шаг поможет расширить круг потенциальных доноров, сохраняя при этом принцип передачи органа по родственным связям, но не ограничиваясь только генетическим родством.
Фото: Кирилл Шипицин / РИА Новости
Подключить зарубежных доноров
Еще одно предложение активиста заключается в том, чтобы принять участие в международной взаимной передаче трупных органов. В качестве примера такого сотрудничества он приводит международный фонд Eurotransplant — это некоммерческая организация, которая действует как посредник в интересах нуждающихся в трансплантации. Так, когда в какой-то из стран-участников фонда появляется не подошедший ни одному реципиенту в пределах государства трупный орган, через базу данных специалисты ищут подходящего реципиента в других странах из организации. Только в 2020 году 21,4 процента от всех трансплантированных трупных органов нашли своих доноров на территориях других стран-участниц Eurotransplant.
Дмитрий Давыдов считает, что Россия могла бы инициировать создание подобной международной организации и предложить участие тем странам, с которыми у нас уже есть связи в сфере здравоохранения. Он уверен, что поддержка такой инициативы на международной арене непременно найдется.
«Выгода для нашей страны в этом плане очевидна. Во-первых, разработка новой системы обмена органами облегчит и ускорит взаимодействие в этом вопросе между медицинскими учреждениями в разных субъектах России. Во-вторых, участие в международной организации значительно увеличит число пересадок органов ввиду расширения географии поиска», — отмечает активист. Он подчеркивает, что так у нас появится значительно больше шансов на своевременную трансплантацию, от которой могут зависеть жизни тысяч граждан.
Автор проекта подчеркивает, что, несмотря на очевидную эффективность, данные меры не смогут быть реализованы без законодательной поддержки со стороны государства.
20 идей по развитию России: штрафы в пользу общества. Какие нововведения могут улучшить жизнь в России
Фото: Константин Михальчевский / РИА Новости
Предприниматель Дмитрий Давыдов, опубликовавший 20 предложений по развитию России еще в 2016 году, обновил свои идеи, за это время не потерявшие своей актуальности. В первой части он рассказывает, как можно пополнить госбюджет, предоставить новые полезные услуги гражданам и наказать нарушителей одновременно.
Чтобы достичь максимального экономического расцвета, России стоит присмотреться к успешному опыту развитых зарубежных стран и опробовать его на себе. По мнению Дмитрия Давыдова, у нашей страны с ее потенциалом гораздо больше возможностей превзойти прогрессивные страны и выбиться в лидеры. Он разработал комплекс из 20 предложений, каждое из которых может помочь России подобраться ближе к этой цели, и надеется, что государство их поддержит.
Первая часть предложений базируется на том, что дополнительные удобства для населения могли бы не только облегчить некоторые административные процессы, но и способствовать ускорению пополнения государственного бюджета.
Услуга за услугу
Под дополнительными удобствами предполагается внедрение возможности оказывать услуги в ускоренном режиме за отдельную плату. В их перечень может входить регистрация сделок с недвижимым имуществом, регистрация юридических лиц, заключения брака, выдача паспортов и прочее. Нередки случаи, когда что-то из перечисленных услуг гражданину необходимо получить в кратчайшие сроки — за два-три дня или даже в течение суток. Поэтому нелишним было бы ввести возможность ускоренного оформления ряда документов, а стоимость услуг установить в зависимости от желаемых сроков.
Фото: Павел Лисицын / РИА Новости
«Введение такой возможности поможет пополнить бюджет, сделает оформление некоторых документов более комфортным для граждан, а также ударит по коррупции в этой сфере. При этом у населения останется возможность получать услуги бесплатно, по стандартному регламенту», — говорит предприниматель.
Дорогие номера
Увеличить поступления в бюджет можно также за счет автовладельцев, желающих оформить для своего автомобиля «престижный» номер. Официальную продажу можно открыть для номеров с комбинациями одинаковых цифр, таких как 111, 002, 300, 404 и подобных. В Казахстане уже существует успешная практика официальной продажи таких автомобильных номеров. Дмитрий Давыдов предлагает усовершенствовать практику и установить цены на «престижные» комбинации цифр в зависимости от уровня их солидности.
«Например, чтобы 001 или 777 стоили в пять раз дороже, чем 444, и в пятнадцать раз дороже, чем 404. То же самое предприниматель предлагает сделать и с буквами: комбинация А***АА** могла бы стоить в пять раз дороже, чем У***УУ**. На практике при купле-продаже автомобильных номеров между частными лицами уже используется аналогичный подход», — отмечает бизнесмен.
С цифрами и буквами (например, А777АА**) можно поступить путем суммирования стоимости «престижных» цифр и букв.
Заработать на нарушителях
Поступления в бюджет можно также увеличить путем изменения системы штрафов, в частности, за нарушение ПДД. К примеру, можно установить дополнительные камеры контроля скорости в ночное время, которые можно переносить и размещать в новых местах.
Дмитрий Давыдов также предлагает рассмотреть вариант, при котором юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, сообщивший о нарушении ПДД, будет получать 50 процентов от суммы штрафа (остальные 50 процентов от штрафа поступит от нарушителя государству). ГИБДД будет принимать заявления только от уполномоченных заявителей, которые занимаются приемом информации о фактах нарушений от населения. Заявители должны будут проверять фото и видео на соответствие законодательным требованиями, а также на предмет монтажа, и после этого передавать информацию государству для наложения штрафа на нарушителя. Уполномоченные заявители будут получать от государства 50 процентов от штрафа, взысканного с нарушителя. В свою очередь гражданин, предоставивший заявителю информацию, будет получать от него вознаграждение за свою работу.
«Таким образом государство будет мотивировать создание нового вида частного бизнеса, который сможет эффективно бороться с нарушителями ПДД. В то же время государство снимет с себя лишнюю нагрузку и переадресует к Уполномоченным заявителям сообщения от граждан о фактах нарушения ПДД», — объясняет преимущества схемы Давыдов.
Он считает, что благодаря данному предложению будут достигнуты такие важные цели, как улучшение порядка на дорогах, увеличение поступлений в бюджет от оплаты штрафов, а также то, что граждане смогут зарабатывать за счет нарушителей ПДД и почти каждый нарушитель, в свою очередь, понесет ответственность. При этом активистам организаций, выступающих против нарушений ПДД, не потребуется вступать в прямой контакт с нарушителями, достаточно будет зафиксировать факт нарушения, и это не приведет к потасовкам и дракам между гражданами и нарушителями. Предприниматель полагает, что после наведения порядка на дорогах страны привлекательность проживания в России заметно вырастет.
Фото: Владимир Новиков / Пресс-служба мэра и правительства Москвы / РИА Новости
Штрафовать, чтобы снизить налоги
Для борьбы с теневой экономикой Дмитрий Давыдов также советует модернизировать систему штрафов.
«Мы предлагаем ввести штраф в размере 300 процентов от денежной суммы, на которую не был выдан фискальный чек. Юридическое лицо или ИП, сообщившие о факте нарушения, получит возврат 100 процентов от суммы, на которую не был выдан фискальный чек, а остальные 200 процентов от штрафа поступят государству», — объясняет схему предприниматель.
Заявление о факте нарушения налоговые органы аналогично будут принимать только от уполномоченных заявителей, которые занимаются сбором и обработкой информации о фактах нарушений от населения. В свою очередь, гражданин, заявивший о факте нарушения и сотрудничающий с уполномоченным заявителем, будет получать вознаграждение от него за свою работу — к примеру, в размере 50 процентов от непробитой денежной суммы. Таким способом государство, опять же, поспособствует созданию нового вида частного бизнеса, который будет противодействовать теневой экономике, снимет с себя лишнюю нагрузку и переадресует к уполномоченным заявителям сообщения от граждан о фактах невыдачи фискальных чеков. После внедрения данного предложения все предприниматели всегда будут использовать контрольно-кассовые машины при осуществлении денежных расчетов. В свою очередь, у населения возникнет дополнительный источник дохода за счет предпринимателей, нарушающих закон, уверен Давыдов.
Если вышеуказанные пункты ввести в работу, в стране можно будет уменьшить налоговые ставки на малый и средний бизнес. От такого уменьшения бюджет ничего не потеряет, напротив — только выиграет по нескольким причинам. Во-первых, контроль за фискализацией предоставит стимул МСБ полностью декларировать свои доходы и платить соответствующие налоги (то есть в количественном выражении сумма налогов в бюджет от МСБ компенсирует уменьшение налоговых ставок). Во-вторых, учитывая тот факт, что иностранные и местные бизнесмены еще до начала любой предпринимательской деятельности обращают внимание на налоговую нагрузку, привлекательный уровень налогообложения будет способствовать активной деятельности бизнесменов и инвесторов.
Как вернуть российскую экономику к росту
За три месяца, прошедших с момента появления программы Столыпинского клуба «Экономика роста», разрослась настоящая экономическая дискуссия. В этой связи стоит вспомнить высказывание Махатмы Ганди: «Сначала над тобой смеются, затем с тобой спорят, потом ты побеждаешь». Задачу номер один мы выполнили: прошли период насмешек, расшевелили спящее аморфное общество — заставили его задуматься о стратегиях, программах, о будущем.
Задача номер два — выиграть теоретический спор разных экономических концепций. Стране нужен дополнительный источник роста, помимо нефтегазового сектора. Им может стать только внутреннее производство, МСБ, экспорт продуктов глубокой переработки сырья, импортозамещение. Однако принять столь необходимые шаги мешает инертность мышления Центробанка и экономического блока правительства. Ей на руку играет обскурантизм ряда дворцовых экономических экспертов. Конечно, мы спорим не с огульной (каковой больше всего), а с умной критикой от профессиональных апологетов экономического догмата, главенствующего в стране уже 25 лет. Она требует ответа.
Надо понимать, что наши оппоненты не совсем либералы. Той экономике, которую начали строить в начале 2000-х, «рентной» экономике, основанной на доходах от экспорта природных ресурсов, нужна была соответствующая политика, препятствующая попыткам все раздать и украсть, то есть политика эффективного казначейства, или «копилки». Ей нужно было теоретическое обоснование, например в духе «монетаризма» Милтона Фридмана, основанного на утверждении о товарной природе денег.
Можно соглашаться с этой теорией или нет, но она не о том. Практика сильно отличалась от всех либеральных теорий, в том числе — от монетаристской. Нам предложили жесточайшую финансовую политику, бескомпромиссную централизацию ресурсов у государства, денежное иссушение рынка (политика высокой процентной ставки) и при этом дали полную валютную свободу спекулятивному капиталу, что привело к процветанию сarry trade и невероятной популярности этой политики среди портфельных инвестиционных фондов.
Между тем именно Милтон Фридман, вместе с Анной Шварц, писал в «Монетарной истории Соединенных Штатов, 1867—1960» следующее: «Нехватка денег выступает главной причиной возникновения депрессии. Исходя из этого, монетаристы полагают, что государство должно обеспечить постоянную денежную эмиссию, величина которой будет соответствовать темпу прироста общественного продукта».
На практике проведение в России жесткой денежно-кредитной и ограничительной бюджетной политики на фоне крайне либерального валютного законодательства способствует, с одной стороны, закреплению высоких процентных ставок по кредитам, порождает недостаток денег в экономике, сокращает инвестиции в реальном выражении, что отрицательно сказывается на темпах и качестве роста экономики России.
При этом мы должны признать, что для той, рентной модели экономики эта политика была весьма успешной, мы не разбрасывались ресурсами, скопили резервы, вот, правда, с инфляцией у нас по-прежнему не очень. Но для периода низких цен на сырье, когда надо учиться зарабатывать по-новому, такой курс уже не подходит. Финансово-экономический блок правительства должен теперь думать о том, как инвестировать в новые точки роста в новую современную экономику. А здесь уже нужен не жесткий финансовый директор, а менеджеры по развитию.
Так в чем же нас критикуют?
Главная претензия к нашей программе, которую не высказал только ленивый, – дополнительная эмиссия вызовет неконтролируемую инфляцию.
Тут наши экономисты красок не жалеют. Первую скрипку играет, конечно, Алексей Кудрин, который заявил, что реализация наших идей за два года разрушит экономику страны. Не менее пугающие прогнозы выдает и Сергей Алексашенко, пообещавший нам Зимбабве с огромным количеством нулей на банкнотах. Такие прогнозы, безусловно, завораживают, но имеют мало общего с реальностью. Повышение денежного предложения, «количественное смягчение» в той или иной форме – путь, по которому идет сейчас весь мир, в том числе США, Европа, Япония и даже Китай.
Именно активная стимулирующая денежно-кредитная политика, активное опережающее предложение кредитных ресурсов в экономику стало ключом к успеху практических всех стран, совершивших экономическое чудо: Япония, Чили, Южная Корея, Сингапур и т. д.
Деньги – кровь экономики. И у России малокровие.
Коэффициент М2 (соотношение денежной массы к ВВП) у нас составляет 45%, для сравнения: в КНР – 195%. Сейчас же под лозунгами борьбы с инфляцией еще и началась политика искусственного сжатия денежной массы. Это весьма скоро приведет к дефициту оборотных средств и кризису неплатежей. У предприятий не будет денег для закупки сырья, для выплаты заработных плат и т. д. Вот где будет полноценное возвращение в 1990-е годы.
Что характерно, несмотря на таргетирование ЦБ, инфляция меньше не становится. И понятно почему. Инфляция в России связана не с количеством денег в экономике, а с зависимостью рынка от импорта, ростом тарифов, недостаточным предложением товаров и услуг, отсутствием конкуренции в ряде отраслей. Это немонетарная инфляция. Увеличение денежной массы не приведет к ее росту, а сжатие – к снижению, что мы и видим.
Кроме того, мы предлагаем всю возможную эмиссию направить в производство. Речь идет о целевой связанной эмиссии, которая создаст опережающее предложение денег в реальном секторе. Финансовые ресурсы будут направляться на инвестиционные проекты, в модернизацию и расширение существующих производственных мощностей и в инфраструктуру (транспорт, энергетика и др.). Сам механизм такой эмиссии исключает возможность направления средств куда-либо еще.
Тут уместно упомянуть второй бросаемый нам упрек, а именно то, что эмитированные деньги хлынут на валютный рынок. Главред «Финансовой газеты» Николай Вардуль пишет: «Искушение, получив деньги по сверхнизкой ставке, уйти в валюту настолько велико, что все запреты будут обходиться».
Искушение велико, но механизм который мы предлагаем, исключает такую возможность.
Мы подразумеваем рефинансирование ЦБ коммерческих банков и/или капитализация институтов развития для финансирования частных производственных проектов под залог проектных облигаций и/или выкупа проектных облигаций компаний-инвестиционных агентов (специальных обществ проектного финансирования СОПФ). Это вполне принятая и весьма распространенная в мире практика финансирования.
Деньги будут выдаваться только проектам, прошедшим независимый аудит, и софинансируемым инвестором, коммерческим банком, и рефинансируемым ЦБ только на часть общего объема. Все это снимает риски.
Много упрекают нас и в отсутствии должного числа проектов, которые смогут освоить эмиссионные деньги.
Вот как поэтично описывает это Вячеслав Иноземцев в своей колонке на Slon.ru: «Отличие наших экономик состоит в том, что в России «производственный сектор» просто отсутствует. Это как полить водой пересохшую землю – вода в нее впитается, появятся ростки. Почему не получится у нас? Потому что вместо земли у нас покрытый лаком паркетный пол, в который ничего не впитается».
Недавно было совещание у председателя правительства, где мы дали наш взгляд на возможные точки роста. Мы считаем, что их вполне достаточно, чтобы мы могли расти и 5%, и 6% в год, а если сложится благоприятная конъюнктура — то и все 10%, как в 2000 году.
У страны много точек роста и без нефти, мы можем сегодня предложить много проектов. Главное, чтобы эти проекты опять не стали неэффективными монстрами по отмыванию средств, связанными с государством структурами, а были реализованы многочисленными частными предприятиями, жили бы в конкурентной среде.
Вызывает опасения и наше предложение создать систему управления реформами.
В бизнесе очень хорошо знают, что такое проектное управление и что “project management” всегда должен быть отделен от управления «текущим состоянием» или “run management”.
Весь опыт успешных государств говорит об этом, в каждой из них управление развитием было выделено в отдельную структуру. Для всех экономик, которые осуществляют догоняющее развитие, исключений нет: КНР, Корея, Сингапур, Таиланд, Малайзия, Индонезия и т. д.
Что касается дополнительной численности Администрации развития, мы предлагаем: во-первых, сократить, прежде всего, число чиновников, отвечающих за развитие в существующих ведомствах, за ненадобностью. Во-вторых, значительного персонала вообще не потребуется, это должна быть мобильная оперативная группа, но с особыми полномочиями и прямым подчинением президенту страны. В-третьих, все это окупится сторицей и, что немаловажно, можно будет сэкономить на похоронах (шутка).
Поэтому задача номер три – выиграть – создать новую экономику России.
Да, риски реформ высоки, нужна решимость и даже отвага. Но риски ничего не делать для страны значительно выше.