Как можно улучшить систему образования
25 способов улучшить качество образования
Образовательный портал Международного института планирования образования ЮНЕСКО (UNESCO International Institute for Educational Planning) собрал данные современных исследований, посвященных качеству образования и улучшению образовательных результатов. Теперь вы можете познакомиться с 25 способами, которые помогут улучшить качество образования.
Перевод картинки на превью (сверху-вниз, слева-направо):
И.С. Григорьев,
методист Ресурсного центра
ГБПОУ «Воробьевы горы»
Москва
По итогам переговоров по целям устойчивого развития передовые страны по всему миру обязались обеспечить качественное начальное и общее образование населения. Поскольку руководители стран поручат исполнить данную задачу своим соответствующим ведомствам, для последних становится актуальным правильно расставить приоритеты использования ресурсов для достижения всеобщего «соответствующего и эффективного» обучения.
За последние десятилетия было проведено большое количество исследований факторов, влияющих на качество образования, было разработано большое количество моделей, иллюстрирующих их взаимосвязь. Можно выделить как минимум пять таких моделей, которые были серьезно рассмотрены на международном уровне: исследование качества образования ЮНИСЕФ в 2000 году; доклад по итогам мониторинга «Образование для всех» в 2005 году; анализ системы общего образования ЮНЕСКО (GEQAF); исследование результатов образования Всемирного Банка (SABER); а также несколько более известных международных исследований, таких как PISA.
Развитие образования является комплексной задачей. В этом материале намеренно приводятся результаты исследований, сформулированные буквально в одно предложение. Если какие-то из 25 предложенных путей будут вам интересны, всегда можно ознакомиться с вопросом подробнее (например, в библиотеке образовательного портала Международного института планирования образования ЮНЕСКО).
25 способов улучшить результаты образования
Учителя и педагогика
Помощь обучающимся
Учебный план и учебные материалы
Школы и ресурсы
Менеджмент образовательной системы
12 решений для нового образования
ВШЭ и ЦСР предложили меры для максимального вклада системы образования в технологическое развитие, рост качества жизни в нашей стране. Данные меры способны повысить темпы роста ВВП на 4%.
Если российское образование не получит новый импульс к развитию, нас ждёт глубокое технологическое и научное отставание от всего цивилизованного мира. Расслоение населения по уровню качества образования станет огромным. К 2050 году человеческий капитал нашей страны сократится на 25%. Страна настолько отстанет от требований времени, что под вопросом окажется её технологическая самостоятельность.
Экспертный доклад «12 решений для нового образования» представляет общественному вниманию план действий, который включает описание проблемы, возможные пути решения и расчет стоимости для предлагаемых мер. Ниже — краткое описание проектов. Более подробное описание каждого проекта можно увидеть по ссылке.
Прочесть доклад целиком можно здесь.
Что же предлагают эксперты и каким они видят будущее?
Поддержка раннего развития
По оценкам психологов, проблемы в школьном возрасте более чем на 50% связаны с трудностями в раннем развитии детей.
Что требуется сделать?
Создать службы помощи раннего развития для детей от 0 до 3 лет, а для детей с ограниченными возможностями здоровья — от 0 до 6 лет. Психологи, социальные педагоги и другие специалисты по детскому развитию будут бесплатно консультировать семьи, что поможет существенно сократить риски негативных отклонений в развитии детей, положительно повлияет на учебные результаты и личные достижения.
Результат
К 2024 году число первоклассников, которые успешно осваивают школьную программу, увеличится на 20%, а к 2030 году — в два раза.
Школа цифрового века
Цифровые технологии помогают подобрать траекторию обучения для каждого ученика, повысить объективность в оценивании и радикально снизить нагрузку на учителя.
Что требуется сделать?
Результат
Вложение всего 2 тысяч рублей в год в пересчете на каждого школьника страны позволит перейти к современной цифровой школе.
Материальная инфраструктура школы
Невозможно учиться в соответствии с современными требованиями, если школы недостаточно оснащены. Не хватает и самих образовательных учреждений: 15% школьников учатся во вторую и третью смену, 300 тысяч детей 2—3 лет не получают мест в яслях и, следовательно, возникают риски для их развития.
Что требуется сделать?
Результат:
Во всех образовательных учреждениях будут созданы индивидуальные решения для комфортного, безопасного и успешного обучения детей.
Возможности для каждого
В России много «отстающих» детей, потому что у школы и родителей нет достаточных возможностей им помочь.
Что требуется сделать?
Результат
Равенство образовательных возможностей позволит достичь личного и профессионального успеха многим из тех, кому в нынешней ситуации это не удается.
Новое технологическое образование
В большинстве школ предмет «Технология» преподают так же, как несколько десятилетий назад. Колледжи не располагают необходимым оборудованием. Систему образования необходимо привести в соответствие реальному рынку труда.
Что требуется сделать?
Результат
Повышение числа школьников с высокими результатами в области технологической, компьютерной и информационной грамотности до 40%. Рост «стоимости» выпускников программ прикладного бакалавриата на рынке труда.
Развитие и поддержка талантов
Российская система поддержки талантов охватывает 7% детей и профессии, которые занимают 4% рынка труда. Это академические науки школьного цикла, искусство и спорт. Технологии, творчество, предпринимательство, социальные и внешкольные науки выпадают.
Что требуется сделать?
Результат
Программы профильного образования охватят 90% школьников. В два раза вырастет число получающих целевую поддержку в развитии таланта, примерно во столько же снизятся потери от «утечки мозгов».
Система непрерывного образования
В России 17–20% взрослых участвует в образовании. Это в 2–3 раза ниже, чем в европейских странах, что негативно сказывается не только на производительности труда, но и на материальном положении людей, и на их социальном самочувствии.
Что требуется сделать?
Результат
Ежегодный охват программами образования взрослых увеличится до 40% за 5 лет.
Вузы как центры инноваций
Мировой опыт показывает, что именно университеты становятся опорой технологического и инновационного развития регионов и государств.
Что требуется сделать?
Результат
Не менее 10% выпускников вузов станут инновационными предпринимателями или участниками инновационных проектов, реализуемых в регионах РФ.
Развитие фундаментальной науки
Россия представлена сегодня собственными разработками всего в 5% глобальных научных и технологических областей передовых исследований. Это в 3–4 раза меньше, чем в сравнимых по ВВП странах. Наши ученые по-прежнему недостаточно вовлечены в мировые сети знаний и технологий.
Что требуется сделать?
Результат
Двукратное увеличение объемов НИОКР, присутствие в ТОП-200 глобальных предметных рейтингов: не менее 20 вузов к 2024 году, 40 вузов — к 2035 году.
Экспорт образования
Имея формально мощную систему экспорта профессионального образования, Россия не получает адекватного дохода. Например, Австралия, принимая столько же студентов, сколько Россия, зарабатывает в 18 раз больше.
Что требуется сделать?
Результат
К 2024 году будет обеспечен рост доходов от образовательных услуг в совокупном экспорте России до 1%.
Содержание школьного образования
Проект предлагает обновить стандарты образования: развивать навыки XXI века и новую грамотность, распространять современные воспитательные практики.
Что требуется сделать?
Обновить стандарты образования, куда, в частности, необходимо включить задачу развития метапредметных навыков — умение получать, обрабатывать и применять знания, мотивировать себя и критически оценивать информацию.
Результат
К 2024 году российских школьников будут овладевать навыками XXI века на уровне сверстников в развитых западных странах, 90% выпускников смогут успешно сдать национальный тест по основам финансовой, цифровой и правовой грамотности.
Кадры для развития образования
Развитие системы образования невозможно без опоры на подготовленные и мотивированные кадры. Современные педагоги должны уметь работать с цифровыми технологиями, учитывать особенности своих учеников и студентов.
Что требуется сделать?
Результат
К 2024 году профессия педагога войдет в пятерку наиболее привлекательных, заработок учителя составит не менее 125% от средней заработной платы по региону.
Как улучшить систему школьного образования в России
Давно не секрет, что система школьного образования в России далека от совершенства. Недостатки российской образовательной системы негативно сказываются на самих школьниках. Дети с радостью приходят на свои первые уроки, а через некоторое время тяга к знаниям пропадает.
Несколько очевидных минусов российского школьного образования:
Строгие программные требования
Обучение происходит по строго определенной программе. Алгоритм изучения конкретной темы единый, отступать от него категорически запрещено. При таком подходе у школьников отнимается право на фантазию. Предложить индивидуальный вариант ответа на поставленный вопрос не представляется возможным. Способность рассуждать и логически мыслить угнетается.
Оценивание в баллах
Систему оценивания в баллах можно считать пережитком советской эпохи. При таком подходе у школьников не вырабатывается стремление получить знания. Их цель – просто заработать хорошую оценку, удовлетворяющую, зачастую, их родителей. Достигается эта цель, обычно, методом «зубрежки», без осмысления изученного материала.
Единый перечень предметов
Такой подход к системе обучения необходим только в начальной школе, максимум, в среднем звене. Склонность ребенка к математическим или гуманитарным наукам определяется быстро. Изучение же гуманитариями точных наук, а математиками – литературных становится пыткой. Цель обучения вновь сводится к банальному получению хорошего аттестата.
Отсутствие простора для творчества
Система российского школьного образования – это система, построенная на учебниках и методических пособиях. В них все разбито на модули, «разложено по полочкам». Метод обучения «вопрос – ответ» не дает простора для творчества. У школьника отнимается возможность получить более того минимума, который предоставлен в учебниках.
Гораздо продуктивнее и интереснее могло быть, если бы ученикам предоставлялось право нестандартно подойти к изучению той или иной темы. Детям в удовольствие подготовить доклад, нарисовать иллюстрацию, провести уникальное исследование и поделится знаниями с другими. Этот способ подачи материала для школьников более интересен, нежели сухой разбор очередной темы в книге.
Минимум знаний о профессиях
Профориентация постепенно уходит в прошлое. Раньше у будущих студентов была возможность посещать различные производства, рассмотреть востребованные профессии «изнутри» и выбрать подходящую для себя. Сегодня же профориентация либо совсем отсутствует, либо сводится к тому, что сотрудники того или иного учебного заведения приходят в школы и вкратце рассказывают о преимуществах своего колледжа или вуза. Не удивительно, что многие современные студенты, пройдя обучение, не хотят потом работать по полученной специальности.
Отсутствие практики работы в группах
Коллективная работа в школе минимизирована. В приоритете – индивидуальные задания, самостоятельная подготовка. В будущем каждому школьнику предстоит работать и общаться с людьми, решать общие задачи. Этот опыт, к сожалению, в современной школе получить невозможно.
Формальный перевод из класса в класс
Практика оставления отстающего ученика на повторный год обучения полностью отсутствует. Даже если школьнику откровенно не по силам усвоить материал, его все равно переводят в следующий класс. Результат: знания так и остаются неполученными. Ребенку с каждым годом все труднее становится воспринимать усложняющийся материал. В конце концов, он совсем теряет интерес к учебе. Стимул получать знания отсутствует. Ведь если его все равно переведут в последующий класс, зачем утруждаться?
Непререкаемый авторитет учителя
Мысль о том, что учитель прав в любом случае, плотно засела в головах сегодняшних школьников. Они боятся высказывать собственное мнение, если оно отлично от мнения их педагога. Учителя же, в свою очередь, не привыкли признавать свою неправоту, дабы не потерять авторитет. Инициатива, обычно, наказывается посредством плохих отметок. В результате ученики с яркой индивидуальностью сливаются с серой массой, чтобы не вызывать негативной реакции учителей и одноклассников.
Принижение нестандартной мечты
Сегодня мы привыкли слышать от детей, что они мечтают стать богатыми и знаменитыми, большими начальниками или банкирами. Ребенок и в мечтах не может позволить себе стать пекарем или механиком, даже если эти профессии привлекают его больше всех остальных. Зачастую, в этом вина непосредственно школы, где навязываются штампы на тему «что такое хорошо, а что такое плохо». Альтернатива не предоставляется. Дети, боясь насмешек и недопонимания, забывают о своих мечтах и начинают мыслить, как все.
Отсутствие коллективного отдыха
Школьники находятся вместе только на уроках, где тематика общения очень ограничена. У детей нет возможности больше узнать тех, кто с ними рядом, с человеческой стороны. Совместные экскурсии, походы в кинотеатры или музей давно не практикуются. А ведь это так сближает! Вот и получается, что дети заканчивают обучение в школе и остаются совершенно чужими с теми, с кем провели за одной партой большую часть жизни.
Из всего вышеизложенного можно сделать единственный вывод: российская система школьного образования нуждается в тотальной реорганизации. Много полезного при построении принципиально новой образовательной программы можно почерпнуть из Европы, Азии, США.
Как сделать наше образование лучшим в мире
Гонконг, Финляндия, Сингапур, Япония и Корея – во всех этих странах разные системы образования, но они всегда показывают очень высокие результаты в международных исследованиях навыков у школьников: в PIRLS (качество чтения и понимания текста), в TIMSS (математика и естественные науки) и в PISA (чтение, математика и естественные науки). У России очень неплохие результаты по PIRLS и TIMSS и средний результат по PISA (хотя в последнее время наблюдается позитивная динамика). Чтобы понять, как добиться более серьезных успехов, нужно разобраться, как это делают другие и от каких действий зависит качество образования.
Сильные образовательные системы – разные
В интернете часто мелькают статьи о том, как устроено школьное образование Финляндии – образование равных возможностей: все дети учатся в школах около дома, в них отсутствует отбор и нет специальной системы образования для одаренных детей, поэтому Финляндия демонстрирует очень высокий средний уровень образования, одинаковый во всех школах. А, например, в Сингапуре намного более жесткая 12-летняя система школьного обучения, после первых шести лет дети пишут стандартизированный тест, по результатам которого проводится перераспределение по старшим школам.
В Сингапуре есть школы с огромным конкурсом, куда попадают только дети с очень высоким результатом, – аналог наших школ для одаренных детей (например, школа Raffles, которая дает самое большое в мире количество поступающих в ведущие американские и британские вузы). Но при том, что и в Сингапуре, и в Финляндии очень по-разному устроена система образования, обе эти страны демонстрируют лучшие мировые результаты в образовании, и в образовательных системах этих стран есть много общего: все они уделяют большое внимание системе отбора кандидатов в учителя и директора, обеспечивают их профессиональное развитие и стремятся дать каждому ребенку наилучшее подходящее ему образование.
Деньги не имеют значения
Затраты государства практически никак не соотносятся с результатом образования: можно найти страны с одинаковыми расходами, но очень разным эффектом. Самое важное для образования – качество учителя.
Это подтверждают и исследования: когда двум группам среднестатистических школьников давали разных учителей, хорошего (входящего в топ-20% учителей) и плохого (входящего в 20% худших), их результат через три года отличался в два раза: на 53 перцентиля.
Если посмотреть на академические результаты людей, которые приходят в профессию учителя, то в Финляндии это 10% лучших выпускников вузов, в Сингапуре и Гонконге – лучшие 30%, а в Южной Корее это лучшие 5%. Если посмотреть на менее эффективные системы, то в них ситуация зачастую обратная – происходит «негативный отбор», и учителями становятся в тех случаях, когда недоступны другие, более привлекательные для выпускника опции.
Кандидаты на должность учителя в странах с сильным образованием проходят очень жёсткую систему отбора. В Сингапуре это скрининг резюме, тесты, которые проверяют грамотность, интервью с тремя опытными завучами. При этом конкурс на профессию учителя – в Сингапуре 6 человек на место, в Финляндии – 10. Работа учителя хорошо оплачивается, но зарплаты не слишком высокие: в учителя идут не для того, чтобы зарабатывать деньги.
Чтобы школьное образование было на хорошем уровне, достаточно установить для учителей среднюю зарплату по экономике. А чтобы достичь выдающегося уровня, необходимо сделать её на 20%-60% выше среднего уровня. При этом очень важно, чтобы конкурентоспособной была именно начальная зарплата в школе, чтобы привлекать талантливых выпускников, а дальнейший рост зарплаты может быть не таким большим.
Где берут директоров
Есть исследования директоров, аналогичные исследованиям учителей, которые четко показывают взаимосвязь качества директора и академического результата учеников. Чтобы сильнейшие лидеры становились директорами школ, в хороших образовательных системах есть методы выявления людей с лидерским потенциалом и разные карьерные пути, по которым человек может прийти на должность директора как из системы образования, так и извне.
Чтобы хорошие директора давали результаты, необходимо сделать так, чтобы у них была возможность тратить значительную долю времени на улучшение качества образования в своей школе – работать с учителями и завучами, а не только заниматься административной работой. В лучших школах Сингапура директор практически не занимается администрированием, для этого есть подчиненные, а он тратит 80% времени на улучшение того, что происходит в классах. Директора должны быть окружены очень мощной системой поддержки и развития, особенно на ранних этапах, когда они только начинают работать.
Что делать
Рецепт улучшения системы образования зависит от того уровня, на котором она находится. По результатам международных тестов выделяются пять уровней состояния системы образования: плохой, удовлетворительный, хороший, очень хороший, превосходный. При анализе того, какие меры предпринимались в странах с разным уровнем образования, были отобраны около 20 стран, которые демонстрировали постоянные улучшения, чтобы выяснить, какими способами они добивались этого эффекта, и выявлены закономерности на всех уровнях прогресса.
1) Для стран, которые переходят с плохого (низшего) на удовлетворительный уровень образования, характерен жесткий централизованный контроль, чуть ли не инструкции для учителей по проведению каждого урока. Задача таких систем – обеспечить достаточное количество мест в школе и учебников. Зачастую одна из главных школьных проблем этих стран – это посещаемость школы.
2) При переходе с нормального на хороший уровень больше решаются административные задачи: обеспечение прозрачности результатов школ, создание институтов контроля, увеличение финансирования и выработка методик его распределения, децентрализация финансово-административного управления, выстраивание педагогики.
3) При переходе с хорошего на очень хороший уровень страны занимаются улучшением калибра людей, которые идут в профессию, – учителей и директоров, обеспечивают наставничество и ускоренное профессиональное развитие уже работающих, а также производят еще большую децентрализацию в принятии решений, чтобы школы стали более ответственны и самостоятельны.
4) Страны, которые двигаются от очень хорошего к превосходному (высшему) уровню, занимаются тем, что обеспечивают децентрализацию – система начинает полностью полагаться на талантливых профессионалов, работающих в системе. Происходит взаимообучение директоров и учителей, развитие разнообразных форм сотрудничества и обмена опытом, полное освобождение от административной нагрузки через предоставление дополнительного административного персонала. В таких странах выделяется дополнительное финансирование на эксперименты и инновации.
При этом есть ряд действий, который характерен для всех стран, совершающих качественный шаг вперед, от плохих до превосходных:
— они работают над улучшением образовательных стандартов и программ,
— собирают и используют данные различных оценок школ, учеников, учителей, директоров, чтобы целевым образом направлять управленческую и финансовую поддержку,
— оценивают и анализируют образовательные достижения с помощью тестирований учеников на оценку и без оценки, диагностических и итоговых, национальных, региональных и внутришкольных,
— занимаются профессиональным развитием учителей и директоров, работают над улучшением тренингов и программ обучения,
— совершенствуют систему оплаты труда педагогов и директоров,
— совершенствуют законы и документы, формулируют цели, задачи и приоритеты программы реформ.
Где мы?
Россия на интегральной шкале школьного образования находится на хорошем уровне, и чтобы нам перейти на следующий – очень хороший, необходимо в первую очередь работать с системой набора учителей, обратить особое внимание на профессиональное и карьерное развитие учителей и директоров школ, повысить качество системы педагогического образования. Эта задача решаема, и в достаточно обозримые сроки – например, некоторым странам удавалось вывести профессию учителя в число наиболее желанных и востребованных среди лучших выпускников за 3-5 лет.
Кроме того, нужно завершить выстраивание управленческой системы так, чтобы в ней правильно работали все элементы: подушевое финансирование, образовательные стандарты и связанные с ними системы диагностических и итоговых методов оценки, финансовая и административная децентрализация, система оплаты труда.
Международные исследования качества образования. Справка Международное исследование по изучению качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) — сравнивает уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы в различных странах мира. Проводится циклами, один раз в пять лет. В исследовании оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учениками во время учебных занятий и вне школы: чтение литературных произведений и чтение информационных текстов. В 2011 году в PIRLS приняли участие 49 стран мира, результаты PIRLS-2016 еще не опубликованы. Международное исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) — сравнительная оценка подготовки учащихся 4 и 8 классов по математике и естествознанию в странах с различными системами образования. Для выявления факторов, влияющих на качество образования, проводится анкетирование учащихся, их родителей, учителей и администрации школы. В 2015 году в TIMSS приняли участие 49 стран мира. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) — оценка способности учащихся 15 лет применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Областями оценки являются грамотность чтения, естественнонаучная грамотность, математическая грамотность и решение проблем. В качестве инструментария используются тесты и анкеты для сбора контекстной информации (характеристики учащихся и их семей, образовательных учреждений и учебного процесса). Исследование PISA проводится трехлетними циклами. В 2015 году в PISA приняли участие 72 страны мира. Качество образования российских школьников по результатам международных исследований: — Российские четвероклассники показывают очень высокие результаты в области грамотности чтения – Россия входит в четвёрку лидеров вместе с Гонконгом, Сингапуром и Финляндией (по итогам PIRLS-2011, 49 стран-участниц). По среднему баллу страны Россия делит 2 и 3 место с Финляндией. — По математической и естественнонаучной грамотности учащихся 4 и 8 классов Россия стабильно входит в группу стран-лидеров в этом исследовании. Ученики четвертых классов российских школ занимают 4 место по естествознанию и 7 – по математике. Российские восьмиклассники по знанию естественных наук находятся в мире на 7 месте, а по математике – на 6 (по итогам TIMSS-2015, 49 стран-участниц в 4 классах, 39 в восьмых). — Применение учениками полученных в школе знаний в реальных жизненных ситуациях (исследование PISA) является слабой стороной российского образования. Пятнадцатилетние школьники пока не демонстрируют высоких достижений в умении применять школьные знания в жизни, хотя их функциональная грамотность – математическая, читательская и естественнонаучная – растет. Результаты этого исследования показывают, что по естественнонаучной грамотности Россия находится на 32 месте, по читательской – на 26, по математической – на 25. По данным PISA 2015: у России 487-495 баллов, средний результат – 500, результат лидеров – 530-560 баллов. |
Подготовила Ксения Кнорре Дмитриева